Клуб содействия интеллектуальной интеграции
"ПРОГНОЗ-ПАРК"
 
URL: http://www.a-z.ru/assoc/p_park
E-mail: ppark@copris.com

Проформа от Январь 1, 1999

 
 
 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО:

"РАЗРАБОТЧИК"
__________ Ф.И.О. Автора 
_______________ Подпись
"____"_______ 199__ г.
Пайщик 1
Подпись
Дата
 
Пайщик 2
Подпись
Дата
 
Пайщик ___
Подпись
Дата
 
"УТВЕРЖДЕНО":

Председатель Правления РОО "Прогноз-парк"

Протокол ќ, дата
Подпись
 

Печать

Дата
 
 
БИЗНЕС-ПЛАН ВЕНЧУРНОГО ПРОЕКТА
Название проекта: ____________________
 

Акроним (на англ., не более 8 знаков) ________

URL: http://www._______________

Сущность предлагаемого проекта:

Стоимость проекта: необходимо финансирование проекта в размере $..... тыс. долларов США. Эти средства пойдут на ................

Доля стартового пая Автора, срок внесения.

Ожидаемая рентабельность, динамика дивидендов, точка самоокупаемости проекта.

Интегральный риск проекта

Директивный срок запуска проекта (deadline): ____________
 

Заявление о секретности: Это конфиденциальный документ, распространение которого контролируется Сторонами в рамках оформленных ими Договоров о конфиденциальности. Получение и владение им не дает никаких прав на его размножение, раскрытие его содержания или на производство, использование и продажу того, что он описывает.
Размножение, опубликование или использование без особого письменного разрешения Разработчика строго запрещено.
 
O Проформа Бизнес-плана: РОО "Прогноз-парк", 1993-1998
город ________, год _____
 
Исходные пояснения Правления ППарка:
 

Настоящий проект ранее был анонсирован на Web-сайте ППарка в течение 17 дней в форме венчур-визитки Автора. Срок разработки и утверждения настоящего Бизнес-плана контролируется ППарком (см. deadline) и не может превышать 6 (шести) месяцев.

Автор проекта отвечает за своевременность и полноту представления Бизнес-плана всем заявившимся в качестве потенциальных пайщиков Участникам и Правлению ППарка.

Там, где указаны в скобках ссылки на листы электронной таблицы, пользуйтесь расчетами в MS Excell.

При работе над Бизнес-планом следует руководствоваться положениями Декларации принципов, Контрольным перечнем и др. нормативными документами ППарка.

СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА

1. Титульный лист

Пайщики Проекта вправе оставаться инкогнито на всех этапах Проекта, включая стадию разработки его Бизнес-плана. Проект получит статус выполняемого под эгидой ППарка и считаться готовым к запуску после получения на Бизнес-плане электронных и\или явных подписей всех пайщиков и подтверждения о поступлении стартового пая Автора.

2. Резюме бизнес-плана (3-4 страницы)

Основные положения проекта: Здесь нужно четко и убедительно изложить, чем будет заниматься компания участников Проекта (далее - "Компания"), сколько денег потребуется в нее вложить, какой ожидается спрос на ее продукцию и почему участники считают, что именно эта Компания добъется успеха.

3. Стратегия Компании (1-2 страницы)

     
  1. Философия (принципы реализации) Проекта.
  2. Соответствие уставным задачам ППарка.
  3. Обоснованность проведения Проекта под эгидой ППарка.
  4. На какой стадии разработки находится ваш проект?
  5. Почему вы решили организовать именно это дело?
  6. На чем основана вера в успех?
 

4. Анализ положения дел в отрасли (3-4 стр.)

     
  1. Общая характеристика потребности и объемов производства продукции в регионе или России. Значимость данного производства для экономического и социального развития страны и региона.
  2. Текущая ситуация и тенденции ее развития: (рекомендуется также дать справку по последним новинкам на рынке аналогичных товаров и услуг, обосновать наличие ниши).
  3. Ожидаемая доля Компании по производству продукции в регионе или России.
  4. Потенциальные конкуренты: (перечислить их сильные и слабые стороны и то, какую роль может сыграть каждый из них в судьбе затеваемого дела)
  5. Потенциальные потребители
 

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДАННОГО РАЗДЕЛА:

1. Какова была динамика продаж, развития по отрасли за последние 5 лет?

2. Ожидаемые темпы прироста по отрасли?

3. Сколько и каких новых фирм возникло в этой отрасли за последние 3 года?

4. Какие и где появились аналоги продукта за последние 3 года?

5. Потенциальные конкуренты: кто они?

6. За счет чего можно выдвинуться вперед?

7. Как идут дела у конкурентов: растут ли продажи, убывают или держатся на одном и том же уровне?

8. В чем сила и слабость ваших конкурентов?

9. Потенциальные потребители: кто они? Как их подготовить к обсуждаемой новации (товару, услуге)?

10. Отличается ли возможный круг потребителей вашей продукции от круга потребителей, на которых рассчитана продукция ваших конкурентов?

5. Производственно-технологический план (до 5 стр.)

     
  1. Программа выпуска продукции (табл.4) Принятая технология производства.
  2. Описание технологического процесса, в т.ч. какие операции предполагается поручить подрядчикам.
  3. Требования к организации производства.
  4. Производственные помещения
  5. Оборудование, оснащение, программные средства.
  6. Состав основного оборудования, его поставщики и условия поставок.
  7. Стоимость основных производственных фондов (табл.7)
  8. Форма амортизации.
  9. Сырье, исходные материалы и комплектующие
  10. Поставщики сырья и материалов.
  11. Альтернативные источники снабжения сырьем и материалами.
  12. Информация, каналы доступа, Интернет.
  13. Численность работающих и затраты на оплату труда (табл. 5)
  14. Кадровая политика, повышение квалификации
 

 

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДАННОГО РАЗДЕЛА:

  1. Какую продукцию (изделия и/или услуги) предполагаете производить?
  2. Дать полное описание производственного процесса. Перечислить операции, которые предполагается поручить подрядчикам, стажерам и др.
  3. Графическая схема производственных (материальных, информационных, финансовых) потоков с пояснениями в тексте.
  4. Дать подробные сведения о патенте, копирайте и торговом знаке, если таковые имеются или требуются.
  5. Где и на каких услових будет разрабатываться Проект, располагаться Компания? Каковы альтернативы?
  6. Каковы цены поставщиков информации, материалов и др.?
  7. Какое оборудование потребуется для проекта? Когда? Оцените затраты.
  8. Можно ли взять это оборудование на прокат\в лизинг или его придется покупать? На какие скидки вы рассчитываете?
  9. Какое оборудование и др. потребуется купить (арендовать) в первую очередь?
  10. Какое оборудование может потребоваться в будущем? Когда? Кто из продавцов предпочтителен? Каковы скидки?
  11. Для торговых и сервисных Компаний:
  12. - У кого и почему у данного поставщика предполагаете закупать свой товар?

    - Как предполагается строить схему управления запасами на складе?

    - Есть ли подходящее помещение для магазина и для склада ?

  13. Указать имена (названия фирм) и адреса подрядчиков.
  14. Почему выбраны именно ЭТИ подрядчики. Нужен ли тендер?
  15. Сколько и за что вы собираетесь платить подрядчикам? Приложите копии имеющихся протоколов.
  16. Потребности в помещениях. Нуждается ли помещение в ремонте? Во что примерно может обойтись ремонт?
  17. Это ваше собственное помещение (здание) или вы собираетесь его арендовать?
  18. Удобно ли это помещение и его местоположение?
  19. Работники каких специальностей, категорий вам нужны? Их должностные портреты (инструкции). Особо - о допустимости участия в Проекте молодежи и инвалидов. [ВНИМАНИЕ: Здесь и далее учитывать, что в проектах ППарка минимальный допустимый размер зарплаты на одну ставку составляет 300 долларов США]
 

 

6. План маркетинга (до 5 стр.)

     
  1. Подтверждение отсутствия зарубежных аналогов продукции и мирового уровня продукции и спроса на нее на внешнем рынке.
  2. Патентная ситуация. Защита товара в стране намечаемого лицензиата на внутреннем и экспортном рынках, возможность для конкурентов производить соответствующую продукцию без нарушения патентных прав претендента.
  3. Конечные потребители. Является ли организация монополистом в выпуске данной продукции. Характер спроса. Характеристики конкурентов. Особенности сегмента рынка, на который ориентируется Проект, важнейшие тенденции и ожидаемые изменения. Какие свойства продукции делают проект предпочтительным по отношению к конкурентам.
  4. Организация сбыта.
  5. Обоснование объема инвестиций, связанных с реализацией продукции (табл.2). Торгово-сбытовые издержки (табл.6)
  6. Каких возможных действий конкурентов следует опасаться и каковы основные элементы стратегии противодействия.
  7. Обоснование цены на продукцию (табл.4). Какова будет себестоимость и цена производимых товаров и услуг?
  8. Программа по организации рекламы, объем затрат.
 
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДАННОГО РАЗДЕЛА:

1. О потребителях: кто является конечным потребителем продукции, каков его социальный портрет, средний размер покупки, ее периодичность, в какие фирмы предпочитают обращаться потребители и почему?

2. Как и почему именно так будет строиться реклама продукции, форироваться имидж Компании? Какие имеются подходы, идеи и заделы, какие из них представляются наиболее удачными?

3. Каковы тенденции изменения цен на подобную продукцию? С чем связаны эти тенденции?

4. Как относятся потребители к продукции конкурентов?

5. По каким каналам сбыта потребитель получает продукцию? Как функционируют эти каналы? Кто и когда может их нарушить?

6. О конкурентах: кто они, где и почему именно там расположены, в чем их сильные и слабые стороны?

7. Какими приемами маркетинга пользуются конкуренты? Какие из них наиболее удачны? Как использовать эти преимущества?

8. Какие цели ставит перед собой Компания на год вперед? на первые три года? на десять и более лет вперед?

9. В чем заключаются сильные и слабые стороны продукции создаваемой Компании? Компании в целом?

10. Каковы производственные возможности Компании сейчас и в перспективе?

 

7. Организационно-правовое обеспечение Проекта (4-5 стр.)

     
  1. Сведения об Авторе и других пайщиках Проекта. Статус, уставный капитал,состав Компании, финансовое положение.
  2. Форма собственности Компании.
  3. Члены совета директоров, краткие биографические справки.
  4. Обладатель права подписи финансовых документов
  5. Распределение обязанностей между членами руководящего состава. Мера ответственности Автора и пайщиков.
  6. Поддержка Проекта местной администрацией.
  7. Обеспечение прав интеллектуальной собственности.
  8. Политика партнерства.
 
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДАННОГО РАЗДЕЛА:
  1. Есть ли у вас (Автора и пайщиков) опыт предпринимательской работы? Кто вы, сколько вас?
  2. Есть ли у вас опыт руководящей работы? С какими проектами и личностями вы работали, в каком качестве, над чем? Можете ли представить рекомендации?
  3. Немного о себе: ваш возраст, образование, достижения, склонности и интересы.
  4. Какова и почему именно такая форма собственности создаваемой Компании?
  5. Если речь идет о совместной деятельности (простом товариществе), расскажите о партнерах и об основных положениях учредительского договора. Что и кто может нарушить эти условия?
  6. Если речь идет об акционерном обществе, расскажите об основных пайщиках и о том, какой долей основного капитала Компании они будут располагать.
  7. Сколько акций и какого типа будет выпущено? Сколько предполагается выпустить позже?
  8. Перечислите и охарактеризуйте членов Совета директоров (имена, координаты (E-mail), основные биографические справки, послужной список за последние пять-десять лет).
  9. Кто и почему именно он обладает (будет обладать) правом подписи финансовых документов?
  10. Кто и почему именно он входит в руководящий состав Компании? Укажите имена, адреса, приведите краткие биографические справки.
  11. Как распределяются обязанности между членами руководящего состава? Как обеспечить их взаимозаменяемость?
  12. Какую и почему именно такую зарплату предполагается назначить членам руководящего состава ? Будут ли выплачиваться премии, надбавки? В каких случаях, по каким критериям и тарифам?
  13. Чем защищены и какие необходимы в последующем меры защиты прав интеллектуальной собственности? Какое распределение этих прав будет установлено в Компании? Какие права отводятся ППарку?
  14. Форма участия в Проекте властных структур, политика лоббирования. Поддержка проекта местными властями.
 

8. Оценка риска ("диверсионный анализ") (до 4 стр.)

     
  1. В чем заключаются слабые стороны Компании?
  2. Вероятность появления новых технологий.
  3. Альтернативные стратегии.
  4. Обеспечение экологической, технической, информационной и др. безопасности.
 

Успех реализации проекта (предотвращение опасности провала) зависит от того, насколько полно учтены возможные источники угрозы и оценена вероятность (риск) их проявления

Табл. ___ К постадийной оценке рисков
(риски первого приоритета (из трех возможных) имеют больший вес, чем второго и т.д.)
 
Простые риски по стадиям
Приоритет (задается Автором)
Вероятность наступления события риска (независимые оценки всех пайщиков)
(от 0 до 100% градацией по 25%)
Подготовительная стадия
  1. Отказ в предоставлении стартовых инвестиций
   
  • Отношение местных властей
   
  • Формирование администрации
   
  • Создание сети партнеров
   
  • Рекламная кампания
   
  • Непредвиденные требования по лицензированию 
   
Развертывание работ по Проекту в целом
  1. Непредвиденные затраты, в т.ч. из-за инфляции
   
  • Недостатки проектно-нормативных разработок (ТЗ, сметы, договора, инструкции и т.п.)
   
  • Несогласуемость идеологий различных партнеров с генеральной линией Автора
   
  • Несвоевременность выполнения плана работ
   
  • Недобросовестность подрядчиков (системного интегратора в т.ч.)
   
  • Препоны надзорных стр-р 
   
Функционирование Компании:

Финансово-экономические

  1. Неустойчивость спроса
   
  • Появление конкурентных услуг
   
  • Рост налогов
   
  • Неплатежеспособность потребителей
   
  • Недостаток оборотных средств
   
     
  • Зависимость от фин.-экон. ситуации у партнеров
   
  • Взлет курса доллара 
   
Социально-психологические:
  1. Трудности с набором и обучением квалифицированных специалистов
   
  • Отношение к Компании внешних сторон
   
  • Недостаточный для удержания квалифицированного персонала уровень зарплаты
   
  • Квалификация кадров
   
     
Технические:
  • Новизна технологии 
   
  • Отсутствие резерва мощности 
   
  • Непредвиденные проблемы при переводе Проекта
   
     
Управленческие
  • Невозможность укомплектации состава исполнителей Проекта
   
  • Неэффективность новой технологии ведения Проекта
   
  • Несогласованность действий с ППарком 
   
Безопасность
  1. Защита информации
   
  • Самостийные демарши партнеров 
   
  • Нарушение прав интеллектуальной собственности конкурентами и\или конфликты с партнерами
   
  • Физическая безопасность участников Проекта 
   
 
 

Особенности маркетинговой политики в сфере наукоемких технологий состоят в необходимости создания адекватной правовой защиты интеллектуального продукта, предохраняющего его собственника (автора, изобретателя) от недобросовестной конкуренции, незаконного копирования и имитации собственности.

Предупредительные и оперативные меры снижения риска Проекта в целом включают в себя как минимум:

- регистрацию торговых марок Компании,
- создание и поддержание культуры Компании,
- подготовку кадров,
- оргструктуру обеспечения безопасности Компании,
- комплекс документов по взаимодействию с внешними организациями,
- комплекс документов по внутренним взаимодействиям между Компанией и сотрудниками,
- сценарии развития и устранения нежелательных ситуаций.

 

Анализ рисков проекта ведется как минимум по следующим основным аспектам:

- безопасность информации: возможные причины, зоны и условия утечки информации, средства предотвращения утечки информации,
- безопасность материальных объектов,
- безопасность финансов: портфель депозитных вкладов и ценных бумаг, инфляция, инкассирование,
- физическая безопасность,
- форс-мажорные обстоятельства,
- собственные просчеты в области маркетинга и производственной политики;
- ошибки в подборе кадров, в т.ч. руководящих;
- технический прогресс, который способен мгновенно "состарить" любую новинку...
 

Даже если ни один из этих факторов реальной угрозы для Компании не представляет, в бизнес-плане все же необходимо на них сослаться и обосновать, почему на этот счет беспокоиться не стоит.

Полезно также заранее выработать стратегию своего поведения на случай внезапного возникновения угрозы со стороны какого-либо из этих факторов. Наличие альтернативных программ и стратегий в глазах потенциального инвестора будет свидетельствовать о том, что Автор знает о возможных трудностях и заранее к ним готов.
 

9. Финансовый план (до 5 стр.)

С точки зрения потенциального инвестора (пайщика), финансовый план представляет собой особую ценность, поскольку обосновывает потребность Проекта и Компании в целом в инвестициях и позволяет судить о том, насколько предлагаемый Проект вообще приемлем с экономической точки зрения.

Расчеты приводятся по крайней мере на первые три года, причем данные за первые два года должны быть представлены как минимум в квартальной разбивке, за третий - сводный результат.

В финансовом плане должны быть отражены, перечислены и доказаны расчетами все основания для выдвигаемого прогноза, чтобы потенциальные пайщики могли понять, как были получены эти цифры.

    1. Программа реализации продукции (табл.4).
    2. Годовые затраты на выпуск продукции. Переменные и постоянные затраты. Себестоимость единицы продукции (табл. 6)
    3. Стоимость строительства, структура капитальных вложений (табл.1). Общая стоимость инвестиционного проекта (табл.2)
    4. Динамика финансирования проекта (табл.3)
    5. Финансовые результаты реализации (план по прибыли и дивидендам) (табл.8).
    6. Эффективность инвестиционного проекта (табл. 9):
    7. - срок окупаемости:

      - точка безубыточности:

      - инвестиционный эффект:
       

    8. Поправка на риск проекта.
 

10. Приложения:

Здесь можно привести любые документы, не являющиеся частью основного текста, но на которые в бизнес-плане есть ссылки.

  1. Копия Анкеты инновационного проекта (венчур-визитки).
  2. Проект Технического задания.
  3. Письма.
  4. Копии документов, из которых взяты исходные данные.
  5. Прейскуранты (прайс-листы) конкурентов и поставщиков.
  6. Стандарты.
  7. Доверенности.
  8. Протоколы о намерениях.
  9. ..........................................
 

Подписи разработчиков.....................................

 

  Rambler's Top100