Видеоматериалы празднования 60-летия
романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Москва 09 октября 2000

Анкета

то творилось, когда поздней осенью 1966 года в журнале "Москва" появился роман "Мастер и Маргарита", - сегодня, когда прилавки книжных магазинов завалены книгами на все вкусы, трудно описать. Журнал передавали из рук в руки, перепечатывали на машинке... Ксероксов практически не существовало ни на улицах, ни в библиотеках, ни тем более дома, в личной собственности: это было подсудное дело (ведь владелец мог бы размножать листовки!..). Поэтому известны случаи, когда влюбившиеся в роман с первого взгляда читатели целиком, от первой до последней страницы, переписывали его от руки', так велико было желание иметь этот роман дома, под рукой, чтобы в любой момент взять и перечитать любимые места и даже отдельные, быстро ставшие крылатыми фразы:

"...Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!", "Покайся, Иваныч! Тебе скидка выйдет!", "Брал, но брал нашими, советскими!", "квартирный вопрос только испортил их", "Таперича, когда этого надоедалу сплавили...", "Мне ли бриллиантов не знать?", "Маэстро! Урежьте марш!", "Вино какой страны вы предпочитаете в это время дня?", "осетрина второй свежести", "неужели среди москвичей есть мошенники?", "хрусть -и пополам!", "подумаешь, бином Ньютона!", "Денежки я приберу, ... нечего им тут валяться", "сиживал за столом, не беспокойтесь, сиживал!", "Я буду молчаливой галлюцинацией", "Нет документа, нет и человека", "Не шалю, никого не трогаю, починяю примус", "не при валюте мы сегодня"...


Роман был напечатан через четверть века после смерти автора. Все эти годы вдова писателя берегла рукопись, существовавшую в единственном экземпляре - с рукописными поправками и вставками, которые диктовал до последних дней ослепший, умиравший на 49-м году жизни писатель. Он считал этот роман главным делом своей жизни. О существовании его знали только несколько десятков человек. Когда рвман был, наконец, напечатан - Булгакова помнили уже только как автора пьесы "Дни Турбиных". Биография его не была известна почти никому. Ее стали восстанавливать - и исследователи, и захваченные открывшимся вдруг изобильным творчеством писателя - "Записками юного врача", романами "Записки покойника" (в первой публикации "Театральный роман") и "Белая гвардия"- читатели и почитатели.

В 1980-е, спустя полтора десятилетия после того, как роман "Мастер и Маргарита" ворвался в подцензурную советскую литературу и подконтрольную советскую жизнь, стало ясно, что связь дома № 10 по Большой Садовой с романом и с личностьюA его автора признана и удостоверена массовым читателем. Когда задумались - уже в годы "перестройки" - о возможности и месте создания Музея Булгакова в Москве, была высказана простая мысль, что его надо делать там, куда уже проложена народная тропа, где уже сам собой возник на лестнице того подъезда дома, где с поздней осени 1921-го до лета 1924 года жил Михаил Булгаков, народный музей.

В 1990 году был учрежден Фонд Булгакова, одной из главных целей которого стало сохранение квартиры № 50 в распоряжении общества и  превращение всего Дома - в культурный центр: Дом Булгакова.

Первое, во всяком случае, удалось. Все эти годы Фонд, несмотря на порою почти непреодолимые трудности, обеспечивает прежде всего свободный доступ в первое пристанище Булгакова в Москве любому из его поклонников.

В начале 90-х в квартире № 50 была развернута крайне интересная выставка проектов Музея Булгакова в Доме на Садовой. Все эти годы постоянно проводятся выставки художников - это либо работы, связанные с творчеством Булгакова, либо определенные направления в работе молодых художников. Экскурсии по квартире, Дому и булгаковским местам в Москве; общедоступные лекции о биографии и творчестве Булгакова - в самой квартире; постановки разных театральных трупп - главным образом по роману "Мастер и Маргарита"; вечера бардов... Поклонников писателя, по-прежнему ежедневно посещающих Дом Булгакова, трогает (об этом говорят записи в книгах отзывов) тот "эффект присутствия" автора бессмертного романа, который сохраняется в квартире № 50. Это эффект почему-то по-прежнему важен людям, по-прежнему волнует их и в канун XXI столетия, 3-го тысячелетия с Рождества Христова.

Роман "Мастер и Маргарита" продемонстрировал за 44 года, прошедших после его публикации, живую непрерывную связь с .читательским сознанием. Разные поколения ищут и находят в нем новые смыслы. Дом № 10 по Б.Садовой оказался точкой пересечения разных -спровоцированных писателем - стремлений и запросов современного жителя Москвы и России, от литературно-познавательных до мифотворческих. Он остается - с конца 70-х и до наших дней - магнитом и магнитным полем. В нем осуществляется  персонификация образов автора романа и его персонажей. В нем удовлетворяется желание пережить "в реальности" атмосферу романа. В нем же происходят - в особых формах, в какой-то степени выражаемых в ежедневно возникающих граффити - поиски личной, гражданской, национальной, исторической самотождественности.

Если до середины 80-х дом Булгакова был для российских паломников местом выхода, выпада из лишенной внутреннего пафоса советской реальности, местом перехода в другое, внесовременное, внесоветское измерение, то позже его функция видоизменилась. Он стал не прибежищем эскапизма, ухода, а скорее точкой соприкосновения с тремя   эпохами   российской   реальности   -   с   постсоветской современностью; с эпохой "советского прошлого" (его бытом, его литературой, его трагедиями и его уроками); с эпохой дооктябрьской России, полноправным гражданином которой до 26 лет был Булгаков и ностальгию по которой он перенес в свои книги. Именно творчество Булгакова позволяет найти то, что объединяет эти три эпохи, а Фонд Булгакова надеется продолжать вести эти поиски.

  Rambler's Top100