А.А.МУРЫНОВ,

Экспертно-консультационная

компания "СПЛАН-холдинг"

(г.Москва)

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ГОРОДА

В последние годы мы наблюдаем тенденцию роста популярности методов стратегического управления на уровне местной власти в России. Начавшись в крупных городах–промышленных центрах, процесс внедрения стратегического подхода в практику продолжается сегодня и в малых городах, и в районах субъектов федерации. Как правило, в первую очередь местная администрация оказывается заинтересованной в разработке стратегии устойчивого развития для своего муниципального образования.

На практике для разработки стратегии привлекаются либо представители местных научных кругов (экономисты, статистики, социологи, историки, психологи и др.), либо консалтинговые организации. В целях обеспечения объективности разрабатываемой стратегии и, прежде всего, качества исходного стратегического анализа, второй подход представляется оптимальным. Причем лучше всего привлекать консультантов из других городов, которые могут взглянуть на ситуацию со стороны, будучи неподвластными распространенным в городе штампам и устойчивым взглядам. Привлечение местных специалистов целесообразно на последующих этапах разработки стратегии, когда будут определяться цели и составляться программы развития по целевым направлениям.

Следует отметить, что теоретическое обоснование и методологическое обеспечение процесса разработки стратегии муниципального развития недостаточно проработано как в нашей стране, так и за рубежом. Как правило, пытаются перенести на практическую почву либо методику стратегического планирования в организации, либо методы позиционирования и рыночные стратегии для города. Таким образом, в области муниципального развития сегодня преобладают предписывающие теоретические концепции школ планирования и позиционирования, которые неоднократно подвергались заслуженной критике со стороны как научных кругов, так и практиков.

Прежде всего, следует задаться вопросом, может ли у города быть стратегия в традиционном понимании. Стратегия, вообще говоря, это комплекс решений, приводящих в соответствие внутренние характеристики организации ее внешним возможностям. Но город – не организация, это сложная саморазвивающаяся система. Основной отличительный признак организации – целенаправленная деятельность ее участников. Город же нельзя рассматривать, как совокупность субъектов, имеющих общую цель и выполняющих согласованные действия для ее достижения.

Поэтому стратегия муниципального развития в качестве субъекта предполагает некоторую группу внутри города, имеющую общие интересы, определившую согласованные цели и выполняющую определенные действия для их достижения. Чем более эта группа будет соответствовать множеству жителей и экономических субъектов города, тем больший успех и вероятность выполнения будет иметь стратегия. Мы называем подобное согласование интересов и организацию конструктивного взаимодействия населения, бизнеса и власти внутри города социальным партнерством. Именно социальное партнерство должно быть субъектом стратегии, а организация социального партнерства становится первоочередной задачей администрации города.

Поэтому усилия консультантов по стратегическому управлению в малых городах должны акцентироваться не столько на разработку формальных стратегических планов, сколько на создание эффективных устойчивых механизмов взаимодействия между участниками процесса стратегического развития и адаптации намеченных программ в рамках социального партнерства. При этом, сама стратегия не разрабатывается администрацией, а формируется, учитывая жизненные интересы населения и планы развития деловых предприятий, расположенных на территории муниципалитета. Администрация лишь постольку выполняет функции координатора формирования стратегии, поскольку по специфике своей текущей работы она обладает видением города, как целого, в отличие от его жителей или представителей бизнеса, рассматривающих город с точки зрения собственного интереса. При этом, разумеется, администрация сама является субъектом стратегических изменений, и способна оказывать воздействие на этот процесс, но это воздействие не может быть определяющим, хотя бы в силу объективной ограниченности ресурсов местной власти.

В результате обобщения своего опыта участия в региональных проектах разработки муниципальных стратегий городов Гусь-Хрустальный и Вельск, а также анализа результатов, достигнутых в других городах и регионах, в компании "СПЛАН" была сформулирована "идеальная" модель внедрения методов стратегического управления на уровне местной власти. Модель предполагает выполнение следующих этапов:

  Rambler's Top100