В.А. Гневко,

Ю.В. Диденко,

к.т.н.,

А.И. Стригун,

Институт управления и экономики

(г.Санкт-Петербург)

 

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ

ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЛУЖАЩИХ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

 

Более трех лет Институтом управления и экономики под руководством Министерства по делам Федераций, национальной и миграционной политики ведется работа по созданию и развитию автоматизированной информационной системы дистанционного обучения (АИС ДО) муниципальных служащих РФ. В сотрудничестве с Комитетом по взаимодействию с органами местного самоуправления Санкт-Петербурга и с Комитетом государственного лицензирования Правительства Ленинградской области проведено обучение нескольких пилотных групп. Всего проучилось по данной технологии несколько сот человек.

Исходя из полученного опыта, очевидно, что в интересах государства, субъектов федерации, организаций и предприятий необходимо концентрировать силы ведущих вузов в создании учебных программ и методических материалов по актуальным специальностям, и на их основе проводить переподготовку специалистов по разработанной дистанционной технологии.

В чем преимущества нашей технологии? Во-первых, это гармоническое сочетание очных занятий и самостоятельной работы с возможностью дистанционного консультирования, где учитываются индивидуальные особенности обучаемых. Здесь наблюдается синергетический эффект повышения качества обучения при снижении затрат. Во-вторых, модульность обучения. В-третьих, технические и программные средства обучаемых АИС ДО рассчитаны на минимальные требования. Связь с Институтом может быть организована по Internet и по телефонным каналам. Технология передачи данных такова, что позволяет осуществлять связь обучаемого с вузом в самых неблагоприятных условиях. Эти преимущества основаны на выборе WEB CD технологии представления учебного материала

В нашей системе учебные материалы, методические рекомендации, порядок прохождения дисциплин и контрольные тесты содержатся в программных средствах АРМ обучаемого, поставляемого на компакт-диске, а контроль процесса обучения и управление им осуществляется серверной частью системы. По электронным учебникам студент изучает учебный материал, формулирует вопросы тьютору и отвечает на контрольные тесты в режиме off-line. При установлении связи информация передается пакетом за считанные секунды. Такая технология дает значительный выигрыш в показателе "цена-качество", а благодаря хорошо отработанным электронным учебникам, тестам и очным тьюториалам сохраняет высокое качество подготовки, обуславливает максимальную доступность обучения.

Опыт эксплуатации АИС ДО показал, что применение технологий дистанционного обучения – это наиболее рациональный способом решения проблемы подготовки кадров органов МСУ.

Некоторое время обучение специалистов органов МСУ, являлась главной задачей разработки средств и технологии дистанционного обучения в нашем институте. Но, сейчас она уже не является единственной. Система рассчитана на одновременное обучение большого количества студентов. Сотрудничая с нами, используя средства АИС ДО многие вузы города и других регионов могут обучать своих студентов. Это выгодно для всех. Не надо разрабатывать свои системы, дистанционного обучения, можно совместно разрабатывать и использовать электронные учебники, каждый партнер в этой системе получает выгоду.

Несомненно, что элементы дистанционного обучения могут быть очень полезно для студентов вечерних и заочных отделений, и особенно для экстерната. Мы глубоко убеждены, что с появлением таких систем и технологий экстернат получит широкое распространение. Актальность "умного и управляемого" экстерната очень велика.

Еще одно важное направление – это сотрудничество с корпоративными заказчиками. Предприятиям и организациям, в которых существует потребность в подготовке своих кадров. Им значительно выгоднее проводить обучение своих сотрудников по такой технологии.

И в том и в другом случае АИС ДО может стать базовой системой дистанционного обучения, так как корпорации хотят получить грамотного специалиста без отрыва от производства и заплатить за его подготовку меньше.

К сожалению, в настоящее время не существует нормативной базы дистанционного обучения, как вида образовательной деятельности. Но управлять дистанционно обучением студентов вечерних, заочных отделений и особенно экстерната, с целью постоянного мониторинга качества обучения - актуально. Решение ее, благодаря нашей технологии, становится реальным и недорогим. Правда, внедрение дистанционных технологий требует высокой квалификации авторов электронных учебно-методических пособий и тьюторов. Поиск таких преподавателей, их подготовка и обучение еще одна проблема, без которой решить стоящие задачи очень сложно. Поэтому мы разработали свою программу подготовки тьюторов.

Для расширения сферы влияния Института идет работа по созданию федеральных учебных округов, и консультационного центра муниципальных служащих. Для наиболее эффективного решения задачи повышения качества обучения разрабатываются средства, позволяющие удаленному студенту ощущать себя в научно-учебной среде вуза, наравне с очным студентом. Какие для этого выбраны направления? Во-первых, это теле- и видеоконференции, лекции и другие занятия в режиме реального времени. Во вторых, это создание возможности общения удаленных студентов между собой. В третьих, это создание компьютерных интеллектуальных тьюториалов.

Первые два направления требуют современных высокоскоростных коммуникационных каналов Internet. Аудитория, которая такими средствами может воспользоваться, как правило, сосредоточена в крупных городах и имеет достаточно возможностей для получения образования другим путем. Основной контингент потенциальных студентов в регионах на сегодняшний день таких возможностей не имеет. Поэтому, для обеспечения пребывания удаленного студента хотя бы в виртуальной учебно-научной среде большое значение имеет насыщение учебно-методических материалов компьютерными интеллектуальными тьюторами. Это такие компьютерные программы, которые, моделируют беседу вдумчивого преподавателя со студентом, ведут диалог по теме, задавая десятки и сотни вопросов. На поставленные вопросы студент набирает ответы на клавиатуре без каких либо ограничений, свободно выражая свою мысль. Компьютерный тьютор, анализирует смысл ответов, комментирует их и разъясняет, в чем прав обучаемый, а что является неверным в его рассуждениях. Семантический анализ ответов, позволяет выявить глубинные причины неверного усвоения учебного материала, включает у слушателя другие механизмы восприятия, позволяют наиболее эффективно выявлять недостатки в обучении, и благодаря этому лучше донести основные положения учебного материала до каждого слушателя. Такие средства, в противовес банальному тесту, позволяют целенаправленно управлять самостоятельной работой удаленных студентов, что, в конечном счете, обязательно приведет к значительному повышению эффективности обучения и лучшей подготовленности будущих специалистов.

Эра компьютерных преподавателей придет на смену эре компьютерных учебников. Преподаватель же будет избавлен от рутинной работы, большую часть своего времени посвятит творческим и вдумчивым беседам со студентами на очных тьюториалах, созданию наиболее эффективных компьютерных тьюторов, которые будут мультиплицировать личность преподавателя на десятки и сотни студентов. Благодаря компьютерным тьюторам, каждый студент будет иметь возможность гораздо больше общаться с преподавателем-наставником (хотя и виртуальным) чем даже сегодняшний студент очного отделения. Научные и методические разработки по созданию таких интеллектуальных компьютерных тьюторов уже проведены, технология, в основном, разработана. Дело за активным внедрением их в системах дистанционного управления обучением.

Можно с уверенностью заявить, что такая технология подготовки специалистов создаст необходимые условия для формирования квалифицированного кадрового потенциала муниципальных образований регионов и в целом успешного социально-экономического развития РФ.

Архитектура автоматизированной информационной системы дистанционного обучения Института управления и экономики является открытой. Так же открыто и руководство института для взаимного сотрудничества со всеми, кто хочет внести свой вклад в дело развития и продвижения дистанционных технологий в обучении.

 

 

 

Сведения об авторах:

Гневко Виктор Андреевич - ректор Института управления и экономики (ИУЭ), академик Международной академии наук высшей школы, доктор экономических наук, профессор.

Диденко Юрий Владимирович – начальник научно-учебного центра Института управления и экономики (ИУЭ), кандидат технических наук.

Стригун Александр Иванович – заместитель начальника научно-учебного центра Института управления и экономики (ИУЭ) по научно-методическим работе.

  Rambler's Top100