В.И. Редюхин,

эксперт ПРООН по взаимодействию общественных и государственных структур, консультант Центра "Социальных технологий"

(г. Москва).

 

Время – собирать

 

Сегодня самое время собраться с мыслями и подвести итоги Гражданского Форума, пока еще живы в общественном сознании, публикациях СМИ и в задачах государственной власти воспоминания о произошедшем, и есть небольшой промежуток времени, чтобы быть услышанным и включиться в совместные действия.

Что бы там не говорилось, ожидаемое мероприятие состоялось и его последующая оценка по разному может выглядеть с позиции организаторов, участников Форума, СМИ, населения, других социально-политических сил, заинтересованных в гражданском обществе России.

1. Казалось бы, наиболее удовлетворены должны быть представители государственной власти, особенно – Администрации Президента:

Такой путь становления гражданского общества лежит в "зоне ближайшего развития" и вполне возможен в России при существующей усталости от "беспредела", потребности в упорядочивании "правил игры" и установке подавляющего большинства населения на "вот приедет барин…".

Похожий путь прошла даже свободолюбивая Франция после 1968 года, когда государство, при небывалом росте общественной активности и студенческих бунтах, выбрало полтора десятка "доверенных" общественных организаций, обеспечило и поддержало их всем необходимым, а уже они сами "упорядочили" и "выстроили" как территориально, так и профильно всю массу общественных организаций в стране. Только надо учитывать, что в этом году французы отмечают 100 лет со дня принятия Закона об общественных организациях.

Однако, на наш взгляд, проявились и некоторые проблемы:

  1. На Гражданском Форуме, как нам представляется, в полной мере был реализован оргпроект, разработанный рабочей группой:

Однако, на наш взгляд, за этим общим позитивным фоном также кроются некоторые опасности:

3. Реакция и оценка непосредственных участников Форума зависит от индивидуального складывания приоритетов целей организаторов и тех установок с которыми каждый приехал на встречу:

После заслушивания множества докладов, выступлений и обсуждений складывается впечатление, что не только разность мотивов и целей приезда затрудняет общение. Объективно существуют разрывы в коммуникации и понимании, не позволяющие НПО не только договориться с властью, но и услышать друг друга.

Одни, достаточно очевидные разрывы, обусловлены профилями работы организации и направлениями еЈ деятельности связанными с выбором специфики целевой социальной группы: инвалиды, сироты, молодежь и т.д.

Другие разрывы понимания связаны с ценностями, на которых базируется миссия общественной организации, которые и определяют содержание, цели и задачи ее деятельности с определенной социальной целевой группой.

Одни организации ориентированы на защиту, непосредственную помощь и организацию обеспечения для выживания, тех, кто, по тем или иным причинам в принципе не в состоянии помочь себе сам.

Другие - на прямую поддержку тех, кто в настоящий момент нуждается в социализации, в доступе к некоторым ресурсам (организационным, информационным, образовательным и т.д.).

Третьи ориентированы на организацию условий для содействия в самореализации, самовыражении и саморазвитии тех, кто уже сегодня, несмотря на имеющиеся у него проблемы, может быть, в той или иной степени полезным для других для того чтобы сделать первый шаг на пути к активной общественно-гражданской позиции, чтобы перестать ощущать себя инвалидом, к реальной практической посильной деятельности по повышению качества не только свой жизни, но и окружающих, в пределе - содействию социально-экономическому развитию территории.

Еще одна возможная причина разрывов коммуникации может крыться в том, что НПО находятся на разных этапах "взросления". Ведь начинается зарождение организации с объединения людей на их личной боли, проблемы или же желания сделать что-то хорошее для окружающих. Постепенно вокруг человека, загоревшегося какой-то идеей могут сплачиваться другие люди, накапливается содержание. И не столь важно, в чем заключается эта идея – в помощи инвалидам (потому что у меня свой ребенок – инвалид) или в обучении детей и молодежи народным ремеслам (потому что я всю жизнь этим занимался, а теперь остался без работы), главное - чтобы личная персональная проблема совпала с общественно-значимыми потребностями и тогда на идею, как на огонек света, начинают собираться единомышленники.

На первом этапе развития организации (зарегистрированной или не оформленной нормативно-правово) накапливается содержание общей работы, складываются межличностные отношения между членами НПО. Внешние связи в этот момент не являются чем-то значимым – "нам и так хорошо вместе".

Любая общественная организация не может оставаться замкнутой, и на втором этапе организационного развития она требует значимых социальных контактов, возможности показать себя и увидеть других, ищет любые возможности для презентации своей деятельности.

На третьем этапе у организации возникает потребность в управлении своим собственным развитием, в планировании и организации деятельности в соответствии с изменяющейся внешней ситуацией. Поиск финансирования заставляет обратиться к методам фандрайзинга, к специфике работы с персоналом, к разработке стратегического планирования.

Делая этот шаг НПО, как правило начинают интенсивно осваивать проектно-программный подход, разрабатывать социальные программы и участвовать в конкурсах на грантовую поддержку.

На пятом уровне развития НПО выходят в позицию координации других организаций на территории или в регионе. Обычно, сначала - это попытка объединить организации "своего" же типа профиля относительно целевой группы: сироты, семья, инвалиды, талантливые дети или дети с ограниченными возможностями. И очень редко – разнопрофильные организации на территории.

Эта периодизация очень похожа на этапы возрастного развития ребенка, последовательно проходящего периоды игры, обучения, общения и т.д. Как с возрастом человек в принципе может и не взрослеть психологически, точно так же конкретная НПО может долгие годы не передвигаться на следующий этап социальной зрелости и быть успешной во всех отношениях, пока за счет внешних или внутренних причин не возникает кризисов развития и потребности в изменении форми содержания деятельности.

Если в своем "историческом" развитии некая организация не прошла предыдущий этап из описанных выше пяти, то велик риск выхода за "зону ближайшего развития" – без глубокого освоения конкретного содержания организация не сможет координировать деятельность других. А если нет опыта презентации и организации собственной деятельности, то вряд ли НПО будет успешной в разработке и реализации социально-значимых проектов.

Где-то на шестом уровне мнится теоретическая возможность "сращивания" общественно-гражданских инициатив НПО и общественно-политических процессов инициируемых существующими или будущими партиями и общественно-политическими, общественно-конфессиональными, общественно-национальными движениями.

Понятно, что организации разного возраста затрудняются понять друг друга, как первоклассник и тинейджер.

Однако, при анализе выступлений можно заметить, что существуют объединяющие всех их некоторые общие убеждения, которые и определяют поступки конкретных людей и действия организаций.

Убеждение первое – "Все зло – извне". Существующие проблемы лежат во внешнем мире отличном от моего собственного психического, от моих друзей-соратников, от сферы деятельности моей организации, вне моего сообщества – в неком отчужденном "социальном пространстве" или даже в другом времени.

Убеждение второе – "Мир – болен". Весь окружающий мир тяжело болен: и государство, и власть, и бизнес, и население. Болен, если не физически, то духовно, если не идеологически, то - психологически. Причины этих болезней – в ошибках близкого или отдаленного прошлого, которые надо сегодня устранять, а мир надо лечить.

Убеждение третье – "Лекарство есть – его надо только достать". Существует некое универсальное средство исцеления занедужившего мира, которое достаточно очевидно, но трудно доступно – "вот примем законы…", "вот будут деньги…", "вот создадим структуру…" и т.д.

Эти убеждения как господствующие мифы и диктуют, в основном, направленность недовольства НПО сегодняшним состоянием и их потребности в завтрашнем "светлом будущем" – "надо, чтобы было так…", "переполнена чаша терпения", "так дальше жить нельзя", "пусть примут меры". Но эти мифы не способствуют осознанию необходимости собственного изменения и развития, поиску средств и инструментов конструктивного влияния на ситуацию, за счет кооперации на принципах партнерства с другими субъектами, пытающими решать схожие проблемы.

Поэтому, учитывая все вышеперечисленное, нам представляется, что необходимо принять меры "техники безопасности" при возвращении НПО после Гражданского Форума в "родные пенаты". Хотя бы для того, чтобы участники, воодушевленные поддержкой федеральной власти, не занялись сразу же контролем за деятельностью местных властей, заявляя: "Мы –эксперты!" и "Так было всем велено на Форуме!". Эксперт – этот не тот кто объявляет себя экспертом, а тот кого за эксперта считают – считают и коллеги НПО, и население, и власти. До позиции эксперта нужно еще дорасти профессионально совершенствуясь и доказывая свою правоту реальными делами на территории.

Из трех опасностей после возвращении – не сделать дело, сделать его плохо и сделать хорошо, но не то,что требуется, последняя – самая опасная.

При этом учитывать:

После проведения в течение года такой процедуры по "технике безопасности" установления партнерских отношений власти и общественности, государственных и общественных структур, гораздо легче будет решать и другие проблемы, поднятые на дискуссиях Гражданского Форума. Ведь главная проблема – это разрывы целостности. А преодолеть их можно пользуясь обобщенным принципом "золотого сечения": части относятся между собой, как целое относится к частям, а они – к целому. Что есть целое для гражданского общества и власти? И как его нам собирать вместе?

27 ноября 2001

  Rambler's Top100