Ю.Л. Крузе,

к.ю.н.,

Волго-Вятская академия государственной службы

(г. Нижний Новгород)

Юридические аспекты

взаимодействия бизнеса и власти.

Опыт посредника.

Абдулла: "Аристарх! Договорись с таможней!"

(Летучая фраза из отечественного кинобестселлера

"Белое солнце пустыни")

Субъекты исследуемых отношений бизнеса и власти подразделяются автором следующим образом:

Бизнес разделяем на три классические группы - малый, средний, крупный по экономическим показателям и начинающий, развивающийся, сложившийся по стадиям развития бизес-организации.

Органы власти (не зависимо от уровня) по роли и основным функциям для бизнеса:

- непосредственно, чаще регулярно контролирующие, проверяющие, карающие бизнес;

- непосредственно вступающие в контакт, чаще регистрирующие, согласующие, но без карающих функций;

- разрабатывающие и проводящие политику и поддерживающие бизнес, не имеют самостоятельных властных полномочий;

- носители властных политических полномочий, заинтересованы в электорате;

- органы, участвующие в распределении государственного и муниципального заказа;

- судебные органы - подчеркиваю их выделение в самостоятельную группу.

Взаимодействие у разных групп осуществляется в различных формах: от коррупции, в первую очередь "коррупции снизу", через лоббирование в узком и широком понимании, через гипер контроль за соблюдением законности, до заключения договоров и соглашений, проведения разнообразных согласительных процедур, а в противном итоге - до судебных процессов.

"Коррупция снизу", то есть со стороны предприятий и предпринимателей возникла и существует как один из сопутствующих элементов теневой экономики. Ее привлекательность в том. что при минимальном риске для обеих сторон регулярно можно решать бытовые проблемы, она же служит небольшой платой или за постоянную возможность мелких нарушений законов и инструкций или за принятие положительных решений в нестандартных ситуациях. Низовая коррупция в бизнесе возникает там, где предприниматель сталкивается с необходимостью обращаться к государству или, наоборот, государство считает уместным тревожить предпринимателей;

- налоги и таможенные сборы;

- получение разрешений на занятие отдельными видами деятельности;

- сбор штрафов и иных платежей;

- контроль со стороны государственных служб.

По экспертному социологическому исследованию наиболее часто коррупцию считают объективным следствием несовершенствования системы, при которой коррупция позволяет обеим сторонам достигнуть желаемого результата (девиз - "цель оправдывает средства").

Под лоббизмом в широком смысле понимают попытки различных общественных и прочих групп воздействовать на органы законодательной и исполнительной властей с целью принятия выгодных им решений. Субъектом такого рода деятельности может быть любая группа или организация, сумевшая осознать и артикулировать свои интересы и имеющая необходимый потенциал для того, чтобы оказать воздействие на государственную или региональную власть.

Лоббизм в узком смысле слова - это деятельность лоббистов-профессионалов, то есть специально создаваемых лоббистских форм и организаций, которые работают по заказу тех или иных групп интересов. Играя на западе роль "сзязи с общественностью", к сожалению в России действия лоббистских группировок приводят не к сотрудничеству, а к конфликтам внутри каждого подразделения власти и между ними.

Заключение договоров и соглашений - следующий этап в цивилизованных отношениях власти и бизнеса. Наиболее часто встречающиеся формы соглашений:

- квотирование рабочих мест;

- соглашение о выполнении социально-экономических планов, заключается с органами местного самоуправления предприятиями, дающими основные налоговые поступления или имеющими градообразующее значение, или дающими работу большинству населения муниципального образования, или занимающими доминирующее положение на региональном рынке;

- многосторонние соглашения о реструктуризации задолженности предприятий, заключаются между предприятием, консалтинговой фирмой, областной администрацией и органами местного самоуправления;

- размещение на конкурсной основе государственного и муниципального заказов.

Интересен накопленный опыт согласительных процедур, результаты которых не оформляются

договорами или соглашениями. В административном, налоговом законодательстве существуют такие правовые процедуры, в которых факультативно предусматривается возможность возражать решениям властных органов. Последним ярким примером является создание во всех муниципальных образованиях согласительных комиссий по переводу налогоплательщиков Нижегородской области на единый налог на вмененный доход. Новизна этой формы заключается в том, что федеральным законодательством таких процедур не предусмотрено. С правовой точки зрения их легитимность может вызывать сомнения, а с другой стороны, дает возможность получить некоторые подвижки, вступить в переговоры.

В результате беглого осмотра существующих основных форм взаимодействия бизнеса и власти напрашиваются следующие выводы:

1. Для того, чтобы бизнесу и власти развиваться, нужно уметь договариваться.

2. Превалирование субъективистского (волюнтаристского) подхода при разрешении спорных ситуаций, конфликтов.

3. Устойчивая тенденция удачного ведения переговоров.

4. Необходимость легализации теневых форм оплаты введением платных дополнительных видов услуг (регистрация за три - один день).

5. Усиление роли судебной защиты, заинтересованность предпринимателей в независимой судебной власти.

  Rambler's Top100