ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
УТВЕРЖДАЮ
Статс-секретарь -
заместитель Министра
____________ В.Д.Левый
‘_____’ февраля 1998 г.
КОНЦЕПЦИЯ
ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
г. Москва
Содержание
Обоснование необходимости принятия законопроекта
Раздел 1.
Общие положения
1.1. Термины и определения
1.2. Цель Закона
1.3. Сфера действия Закона
1.4. Законодательство о транспортно-экспедиционной деятельности
1.5. Имущество транспортно-экспедиционных предприятий
1.6. Классификация услуг транспортной экспедиции
1.7. Классификация экспедиторов
1.8. Перечень государственных нормативных актов, регулирующих транспортно-
экспедиционную деятельность
Раздел 2.
Государственное регулирование в сфере транспортно- экспедиционной деятельности ( ТЭД)
2.1. Государственное регламентирование ТЭД
2.2. Целевые Федеральные программы ТЭД
2.3. Государственная поддержка отдельных видов социально-значимых транспортно-экспедиционных
услуг
Раздел 3.
Регулирование ТЭД
3.1. Допуск к осуществлению ТЭД
3.2. Основные требования к обеспечению безопасности ТЭД
3.3. Сертификация ТЭД
3.4. Регулирование тарифов и цен
3.5. Коммерческая деятельность в области транспортной экспедиции иностранных
экспедиционных предприятий, международных экспедиционных агентств и иностранных
индивидуальных предпринимателей
Раздел 4.
Права и обязанности экспедитора и клиента при исполнении договора транспортной экспедиции
Раздел 5.
Ответственность участников ТЭД
5.1. Общие положения
5.2. Ответственность экспедитора
5.3. Ответственность клиента
5.6. Разрешение споров
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА
В настоящее время отношения, складывающиеся при осуществлении транспортной экспедиции, регулируются: главой 41 ‘‘Транспортная экспедиция’’ частью 2 Гражданского Кодекса, Законом РФ ‘‘О защите прав потребителей’’, иными федеральными законами, указами Президента РФ, Кодексом торгового мореплавания, Уставом внутреннего водного транспорта, Уставом автомобильного транспорта, Уставом железных дорог СССР и другими законодательными актами СССР в части, не противоречащей Гражданскому Кодексу РФ, постановлениями Правительства РФ. Гражданским Кодексом РФ предусмотрена разработка и принятие Закона ‘‘О транспортно-экспедиционной деятельности’’. Следует подчеркнуть, что необходимость принятия Закона ‘‘О транспортно-экспедиционной деятельности’’ впервые нашла отражение в законодательстве РФ.
Полагаем, что проект Закона ‘‘О транспортно-экспедиционной деятельности’’ должен регулировать правовые и организационные основы функционирования транспортной экспедиции, определять место и роль транспортной экспедиции в экономике, отношения субъектов транспортно-экспедиционной деятельности с органами государственного управления, юридическими лицами, физическими лицами - предпринимателями без образования юридического лица и гражданами в целях обеспечения надежности выполнения определенных договором экспедиционных услуг, связанных с перевозкой и доставкой груза. Будучи актом прямого действия, Закон должен определить основные принципы, на которых будут разрабатываться нормативные правовые документы, регламентирующие транспортно-экспедиционную деятельность.
Формулировки концепции не претендуют на юридическую точность. При ее разработке ставилась задача отразить, прежде всего, содержательные моменты. Реализация отдельных положений концепции в виде текста соответствующих статей Закона станет возможной только после их обсуждения, корректировки и принятия в качестве основы для дальнейшей разработки.
В силу этого структура концепции не обязательно соответствует структуре Закона.
В ряде случаев приведены варианты возможной формулировки тех или иных положений. Отдельные положения концепции снабжены комментариями.
В настоящее время Государственная транспортная политика РФ проводится на основе Концепции, разработанной Министерством транспорта, Министерством путей сообщения, Федеральной авиационной и Федеральной дорожной службами, Министерством экономики РФ и одобренной постановлением Правительства РФ от
8 сентября 1997 года № 1143, в которой намечены перспективные направления развития транспортно-экспедиционного обслуживания в РФ, как самостоятельный вид деятельности при осуществлении перевозочного процесса, что должно обеспечить снижение транспортных издержек по завозу-вывозу грузов по сравнению с самостоятельным выполнением этих операций самими грузовладельцами.
Освобождая грузовладельцев и перевозчиков от всех забот по организации перевозок, выбору вида транспорта и схемы доставки грузов, транспортно-экспедиторские и агентские организации,(более 17тыс.), должны нести ответственность перед грузовладельцами и перевозчиками за выполнение перевозок в целом и за груз с момента его принятия в свое распоряжение и до момента выдачи получателю.
Необходимость принятия закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" легализована законодательством РФ - Гражданским Кодексом (глава 41, статьи 801-806), обусловлено требованиями дальнейшего совершенствования законодательной и нормативной правовой базы, действующей как на транспорте, так и в экономике России, присоединение Российской Федерации к международным соглашениям и конвенциям, потребностями внутренней и внешней торговли.
В разрабатываемом Законе должно быть учтено международное законодательство в области транспортно-экспедиционной деятельности наиболее развитых экономических стран мира (см. таблицу №1), имеющих соответствующие законы, регулирующие транспортно-экспедиторскую деятельность на основе гражданского законодательства.
Зарубежное законодательство в области транспортно- экспедиционной деятельности имеет разнообразные формы.
Так, в Японии действует Закон о транспортно-экспедиционной деятельности, существует также Закон о терминалах. В Германии транспортно-экспедиционная деятельность регулируется законами об отраслевых видах транспорта, в США - Кодексом федеральных правил.
Кроме того, Законопроект России будет учитывать некоторые рекомендации ФИАТА от апреля 1997г., с учетом особенностей транспортно-экспедиционного предпринимательства России.
Таблица №1
ЗАРУБЕЖНЫЕ АНАЛОГИ И ИХ СООТНОШЕНИЕ С ПРОЕКТОМ ЗАКОНА О ТЭД РФ.
Япония |
США |
Германия |
Проект Закона России |
|
Название Закона |
Закон о транспортно - экспедиционной деятельности |
Закон о торговых отношениях между штатами США (часть - экспедитор грузов) |
Руководство посозданию экспедиционной службы |
Закон о транспортно |
Порядок учреждения деятельности |
Лицензирование |
Лицензирование |
Лицензирование |
Лицензирование |
Документы, определяющие взаимоотношения с клиентурой |
Соглашение на экспедиторские услуги |
Контракты |
Договор |
Договор |
Государственное регулирование |
Министерство транспорта |
Комиссия поторговым отношениям между штатами США |
Федеральное объединение экспедиционного обслуживания и складирования |
Министерство транспорта РФ |
Утверждение формы договоров |
Министерство транспорта |
__________ |
Федеральное объединение экспедиционного обслуживания и складирования |
Министерство транспорта РФ |
Утверждение тарифных ставок |
Министерство транспорта |
Комиссия по торговым отношениям между штатами США |
Федеральное объединение экспедиционного обслуживания и складирования |
Министерство транспорта РФ |
Утверждение системы расчетов |
Министерство транспорта |
Комиссия по торговым отношениям между штатами США |
Федеральное объединение экспедиционного обслуживания и складирования |
Министерство транспорта РФ |
Закон должен определить основные принципы, на которых будут разрабатываться нормативные правовые документы, регламентирующие транспортно-экспедиционную деятельность ( Правила, инструкции и т.п.).
В связи с появлением в ближайшие годы на рынке транпортно-экпедиционных услуг большого количества различных мелких и средних товаропроизводителей и перевозчиков, экспедиторских и агентских организаций возникает необходимость организовать их взаимодействие на современной правовой основе.
Закон о транспортно-экспедиционной деятельности призван охватить как сферу транспорта России, в которой занято более 5 млн.чел., так и сферу предприятий-грузоотправителей и грузополучателей, а также других потребителей услуг, в которую вовлечено десятки тысяч предприятий и десятки миллионов человек.
Закон о транспортно-экспедиционной деятельности будет стимулировать развитие транспортно-экспедиционного обслуживания в России путем привлечения в эту сферу многочисленных средних и мелких предпринимательских структур, т.к. он создает правовую защиту имущественных, интересов экспедиторов, а также потому, что в настоящее время потребители транспортно-экспедиционных услуг не охвачены многими сторонами этой деятельности.
Кроме того, Закон упорядочивает взаимоотношения между существующими транспортно-экспедиционными, перевозочными структурами и потребителями транспортно-экспедиционных услуг, что также будет стимулировать развитие транспортно-экспедиционной деятельности.
Проект Федерального Закона Российской Федерации "О транспортно-экспедиционной деятельности" предусматривает следующую структуру:
Глава I. Общие положения.
Глава II. Государственное регулирование в сфере транспортно-экспедиционной деятельности.
Глава III. Регулирование транспортно-экспедиционной деятельности.
Глава IV. Права и обязанности экспедитора и клиента при исполнении договора транспортной экспедиции.
Глава V. Ответственность участников транспортно-экспедиционной деятельности.
РАЗДЕЛ 1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Термины и определения.
В настоящей концепции использованы следующие термины:
ТРАНСПОРТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ - отрасль экономики, являющаяся составным элементом транспортного комплекса РФ, которая объединяет юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих транспортно-экспедиционную деятельность, а также органы, уполномоченные осуществлять управление транспортно-экспедиционной деятельностью.
ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - вид предпринимательской деятельности, связанный с организацией выполнения по договору транспортной экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза и операций по доставке груза.
ПЕРЕВОЗЧИК - юридическое лицо или индивидуальный, предприниматель, принявшие на себя обязательство по осуществлению перевозки на основании соответствующего договора.
УСЛУГА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ - результат непосредственного взаимодействия экспедитора и клиента по удовлетворению потребностей клиента, связанных с перевозкой и доставкой груза.
ДОСТАВКА ГРУЗОВ - вид транспортно-экспедиционного обслуживания, который предусматривает комплексное оказание услуг транспортной экспедиции по схеме ‘‘от двери до двери’’.
ОПЕРАЦИЯ - дополнительная услуга, необходимая для доставки груза, осуществляемая по договору транспортной экспедиции за исключением перевозки грузов.
КЛИЕНТ - (грузоотправитель, грузополучатель, собственник груза, перевозчик и другие субъекты, интересы которых связаны с ) - гражданин или юридическое лицо, пользующееся услугами экспедитора на основании договора транспортной экспедиции, договора перевозки или иного договора, предусмотренного законодательство РФ.
ЭКСПЕДИТОР - гражданин или юридическое лицо, принявшее на себя обязательства выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза на основании договора транспортной экспедиции.
ПЕРЕВОЗКА- перемещение груза из пункта отправления в пункт назначения с использованием транспортных средств на основании договора перевозки, предусмотренного гражданским законодательством РФ.
ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ - договор в соответствии с которым одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором транспортной экспедиции услуг, связанных с перевозкой грузов.
1.2. Цель Закона.
Цель настоящего Федерального Закона должна определить правовые основы транспортно-экспедиционной деятельности юридических и физических лиц и направлена на обеспечение потребностей в услугах и операциях, связанных с перевозкой и доставкой груза.
Задачами Закона являются:
1.3. Сфера действия Закона.
Действие Закона распространяется на указанные в Законе отношения в области транспортно-экспедиционной деятельности между клиентами, экспедиторами, перевозчиками, привлекаемыми к исполнению услуг третьими лицами, а также органами государственного управления и контроля.
1.4. Законодательство о транспортно-экспедиционной деятельности.
Концепция Закона построена с учетом Конституции Российской Федерации, Гражданского Кодекса РФ, Закона РФ ‘‘О защите прав потребителей’’, Федерального Закона ‘‘Об акционерных обществах ’’, Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, регулирующих отношения, связанные с транспортной экспедицией.
Требования настоящего закона, а также иные правовые акты, принимаемый федеральными органами государственной власти РФ по вопросам транспортно- экспедиционной деятельности, обязательны для всех граждан, а также для всех организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.
Отношения в области транспортно-экспедиционной деятельности могу регулироваться Постановлениями Правительства РФ и актами федеральных органов исполнительной власти в пределах, предусмотренных настоящим Законом и другими законами РФ. К ним относятся, в частности, ‘‘Правила транспортно-экспедиционного обслуживания граждан в РСФСР’’, которые, в соответствии с Законом ‘‘О защите прав потребителей’’ утверждаются Правительством РФ.
Если международным договором РФ в области транспортно-экспедиционной деятельности установлены иные правила, чем предусмотренные актами, то применяются правила международного договора РФ.
1.5. Имущество транспортно-экспедиционных предприятий.
Имущество транспортно-экспедиционных предприятий и организаций может находиться в государственной, муниципальной, частной или смешанной собственности.
Собственность и имущество юридических лиц, осуществляющих транспортно- экспедиционную деятельность должны быть определены Уставом предприятия.
1.6. Классификация услуг транспортной экспедиции.
Услуги, выполняемые по договору транспортной экспедиции согласно Гражданского Кодекса РФ включают:
Номенклатура и перечень услуг транспортной экспедиции регламентируется Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и Общероссийским классификатором услуг населению, утверждаемыми федеральным транспортным органом и Госстандартом РФ.
1.7. Классификация экспедиторов.
Экспедиторы могут быть классифицированны по следующим признакам:
На наш взгляд, транспортно-экспедиционное обслуживание может выступать в двух видах: частичное ТЭО и полное ТЭО. Частичное ТЭО предполагает выполнение комплекса транспортно-экспедиционных услуг в пунктах отправления, назначения, перевалки груза и пунктах приемки груза. Полное ТЭО предполагает организацию доставки груза, т.е. выполнения всего комплекса услуг транспортной экспедиции по организации перевозки груза по схеме - ‘‘от двери до двери’’.
1.8. Перечень государственных нормативных актов, регулирующих транспортно- экспедиционную деятельность.
Концепция Закона построена с учетом следующих нормативных документов:
РАЗДЕЛ 2.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.1. Государственное регламентирование транспортно-экспедиционной 2.2. деятельности.
Закон должен предусматривать государственное регламентирование транспортно-экспедиционной деятельности в части допуска на рынок транспортно-экспедиционных услуг и контроля за этой деятельностью, в то же время исключает непосредственное вмешательство в хозяйственную деятельность транспортно-экспедиционных предприятий.
Государственное регламентирование ТЭД Федеральный орган исполнительной власти осуществляет совместно с ассоциациями и союзами предприятий ТЭД.
Транспортно-экспедиционная деятельность является одним из главных элементов товаропроводящих систем и направлена на повышение их качества выполнения и ускорение продвижения товаров от производителя к потребителю, формирование рынка транспортно-экспедиторских услуг.
Настоящий Федеральный Законопроект определяет порядок осуществления ТЭД российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области транспортно-экспедиционной деятельности.
Регулирование транспортно-экспедиторского предпринимательства осуществляет (через лицензирование, сертификацию и аудит), как на государственном, муниципальном, так и на уровне Ассоциаций.
Законопроект предусматривает обязательное участие Ассоциаций транспортных экспедиторов России при рассмотрении, обсуждении, апробации и согласование с ними межгосударственных или внутригосударственных многосторонних проектов и программ развития транспортно-экспедиционной деятельности (предпринимательства) на территории Российской Федерации или за ее пределами, а также порядок и условия участия при их подписании, денонсации, ратификации международных договоров, соглашении и конвенций в области транспортно-экспедиционной деятельности и международной торговли.
Законопроект предусматривает защиту экономического суверенитета российского транспортного экспедитора, стимулирование развития транспортной экспедиции России.
Законопроект предусматривает страхование транспортно-экспедиционной деятельности в соответствии с законом "О страховой деятельности", а также порядок объединения транспортных экспедиторов в Ассоциации и Союзы.
Законопроект определяет предел ответственности экспедитора за возможный ущерб клиенту с правом суброгации (передачи) клиенту своих требований к перевозчику.
2.2. Целевые федеральные программы ТЭД. 2.3.
Важным инструментом государственного управления долгосрочного развития транспортной экспедиции являются целевые и комплексные программы, обеспеченные реальными государственными гарантиями (льготы, кредиты, правовая поддержка и т.д.). Программы станут основным средством взаимодействия органов исполнительной власти федерального уровня и субъектов федерации при решении проблем развития территорий.
Основными путями реализации программ являются:
2.3. Государственная поддержка отдельных видов социально-значимых транспортно-экспедиционных услуг.
Органы государственного управления РФ и органы государственного управления субъектов РФ оказывают поддержку в осуществлении и развитии транспортно-экспедиционной деятельности.
Государственная поддержка включает комплекс дотационных, инвестиционных, налоговых, имущественных и других мер, стимулирующих экспедиторов к выполнению определенных видов услуг и операций по перевозке и доставке груза.
Государственная поддержка должна направляться:
Получение государственной поддержки на развитие отдельных видов транспортно-экспедиционной деятельности не должно создавать неоправданных конкурентных преимуществ на рынке транспортно-экспедиционных услуг.
При прочих равных условиях, государственная поддержка прежде всего предоставляется предприятиям, обеспечивающим наиболее эффективное ее использование.
Ассоциации и объединения предприятий и предпринимателей, осуществляющих ТЭД, могут привлекаться к решению отдельных задач функционирования и развития ТЭД.
С их участием, в частности, могут вырабатываться конкурсные условия и требования допуска юридических лиц и физических лиц к государственным заказам на ТЭД, правила транспортно-экспедиционного обслуживания, совершенствоваться системы учета, контроля и т.д..
Ассоциации могут привлекаться также для выполнения технических функций, связанных с распространением нормативных документов, сбором и анализом информации, разработкой концепций и предложений по изменению нормативной базы и т.п..
РАЗДЕЛ 3.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
3.1. Допуск к осуществлению транспортно-экспедиционной деятельностью.
На территории РФ должен действовать единый порядок допуска юридических и физических лиц к осуществлению ТЭД, установленный законодательством РФ.
Ведомственная принадлежность экспедитора или форма собственности соответствующего предприятия не может служить основанием для исключения его из общего порядка допуска.
Допуск юридических и физических лиц к ТЭД осуществляется компетентными органами, определенными решением Правительства РФ.
При осуществлении ТЭД, связанной с организацией выполнения международных перевозок на территории РФ, экспедиторы должны руководствоваться также межгосударственными и международными соглашениями и конвенциями по ТЭД, правилами международных перевозок грузов.
ТЭД должна осуществляться на основе лицензий, выдаваемых федеральными или территориальными транспортными органами.
Лицензии на любой вид ТЭД на всех видах транспорта, кроме воздушного и железнодорожного, должны выдаваться Министерством транспорта РФ (Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1997 г. № 1418 ‘‘О лицензировании отдельных видов деятельности). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 462 выдача лицензий на ТЭД на воздушном транспорте производится Федеральной авиационной службой. При включении в систему лицензирования ТЭД на железнодорожном транспорте выдача лицензий должна производиться Министерством путей сообщения РФ ( см. статью 27 Закона ‘‘О федеральном железнодорожном транспорте’’) и железными дорогами как его региональными представительствами.
Стоимость лицензии на ТЭД должна устанавливаться в зависимости от объемов деятельности, видов выполняемых услуг и срока действия лицензии.
На наш взгляд, лицензия на ТЭД должна выдаваться с указанием вида(видов) транспорта без выделения специализации ТЭД в зависимости от видов оказываемых услуг.
В лицензиях, выданных экспедитору, может определяться зона осуществления ТЭД, определяющая территориальные границы размещения грузоотправителей и грузополучателей, взаимодействующих с экспедитором.
3.2. Основные требования к обеспечению безопасности ТЭД.
При осуществлении ТЭД, независимо от того оказывает ли она прямое или косвенное воздействие на состояние окружающей среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения (см. Закон РСФСР от 19.12.91г. № 2060-1 ‘‘Об охране окружающей природной среды’’, сохранности грузов (Закон РФ ‘‘О защите прав потребителей’’, ‘‘О безопасности дорожного движения’’).
Федеральный и местный органы власти участвуют в выработке требований к транспортно-экспедиционным услугам, связанным с перевозкой грузов и операциям по их доставке, так как невыполнение требований может причинить вред жизни и здоровью потребителей услуг, окружающей среде, а также имуществу клиентов.
Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта может устанавливать обязательные требования к техническим средствам и механизмам, оборудованию, эксплуатационным материалам, упаковочным устройствам и средствам по упаковке опасных грузов, используемым при выполнении услуг, связанных с перевозкой грузов различным подвижным составом, операций по погрузке, разгрузке, складированию и хранению грузов.
3.3. Сертификация.
Транспортно-экспедиционные объекты и услуги, а также используемые технические средства, оборудование и материалы, направленные на обеспечение безопасности жизни, охраны окружающей среды и сохранности имущества клиентов, подлежат обязательной сертификации в порядке, установленном законодательством РФ.
Предусмотренная законодательством РФ обязательная сертификация в сфере ТЭД, является условием лицензирования организаций и предприятий.
В целях повышения качества транспортно-экспедиционного обслуживания создается система сертификации транспортно-экспедиционных объектов и услуг.
3.4. Регулирование тарифов и цен.
Если действующим законодательством не предусматривается иное, стоимость на все виды транспортно-экспедиционных услуг устанавливаются по соглашению экспедитора и потребителя транспортных услуг на договорной основе.
Федеральный или территориальный органы управления в целях защиты интересов потребителей транспортно-экспедиционных услуг и стабилизации рынка могут требовать от экспедиторов:
Договорные тарифы должны определяться с учетом затрат на их осуществление и размера прибыли.
При выполнении транспортно-экспедиционных услуг в рамках государственного заказа органы государственной власти субъектов РФ совместно с транспортными органами могут разрабатывать и утверждать для них фиксированные цены на отдельные виды транспортно-экспедиционных услуг (транспортно-экспедиционное обслуживание дошкольных учреждений, организаций здравоохранения, социально незащищенных слоев населения и т.п.).
3.5. Коммерческая деятельность в области транспортной экспедиции иностранных экспедиционных предприятий, международных экспедиционных агентств и иностранных индивидуальных предпринимателей.
Иностранные экспедиционные предприятия, международные экспедиционные агентства и иностранные индивидуальные предприниматели вправе осуществлять коммерческую деятельность в области транспортной экспедиции в порядке, установленном законодательством РФ и международными договорами РФ.
При осуществлении в пределах территории РФ транспортно-экспедиционной деятельности, связанной с международными перевозками грузов и при выполнении работ по транспортной экспедиции иностранные экспедиционные предприятия, международные экспедиционные агентства и иностранные индивидуальные предприниматели должны получить соответствующие разрешения.
В отношении иностранного экспедиционного предприятия признается действительным сертификат (свидетельство) или эквивалентный ему документ, выданный экспедитору уполномоченным органом иностранного государства и соответствующий международным стандартам, признаваемым РФ, а также международным договором РФ.
Иностранные экспедиционные предприятия могут открывать свои представительства на территории РФ в соответствии с законодательством РФ.
РАЗДЕЛ 4
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЭКСПЕДИТОРА И КЛИЕНТА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ
ЭКСПЕДИЦИИ.
Необходимость разработки настоящего Закона диктуется также интеграцией в общеевропейскую транспортную систему Соответственно, Закон расширяет сферу правоотношений в области транспортно-экспедиционной деятельности во-первых, между грузоотправителями и грузополучателями: (клиентами) и их агентами - экспедиторами; во-вторых, между перевозчиками и их агентами - транспортными агентами и брокерами; в-третьих, между всеми перечисленными агентами и клиентами с перевозчиками транспорта частного (индивидуального пользования), включая экспедиторский. Более того, так как указанные правоотношения уже достаточно регламентированы в таких главах Гражданского кодекса РФ как: "Перевозка" (гл. 40), "Транспортная экспедиция" (гл. 41), "Хранение" (гл. 47), "Поручение" (гл. 49), "Комиссия" (гл. 51), "Агентирование" (гл. 52) и отчасти "Подряд" (гл. 37), то назначение Закона сводится к тому, чтобы только детализировать, конкретизировать и, если требуется, расширить содержащиеся в перечисленных разделах Кодекса правовые нормы. Например, Гражданский кодекс в п. 2, ст. 184 в принципе допускает одновременное коммерческое представительство разных сторон в одной коммерческой сделке при условии согласия этих сторон и выполнения поручений ими с заботливостью обычного предпринимателя". Следовательно, в Законе предусмотрено право экспедитора и транспортного агента по его поручению заключать договоры транспортной экспедиции с продавцом и покупателем товара, с грузовладельцем и перевозчиком, с каждой из сторон договора хранения. Более того, одновременное коммерческое представительство должно распространяться Законом на взаимоотношения грузовладельцев и перевозчиков, владельцев складов и терминалов с органами государственного, таможенного, санитарно-карантинного и другого государственного контроля, тем более что оно уже себя успешно оправдало в ряде российских регионов.
В Законе предусматривается фиксация сложившихся у нас в России и за рубежом правомерностей двух форм договоров транспортно-экспедиционного долгосрочного контракта и простой формы договора в виде письменного подтверждения экспедитором своего обязательства исполнения разового экспедиторского поручения, выданного ему клиентом в любой форме.
В российском документообороте уже применяются экспедиторские транспортные документы. Закон подтверждает не только их прием (акцепт экспедиторской расписки о приеме груза, накладной, складского свидетельства, авианакладной и коносамента перевозки груза в смешанном сообщении кредитно-банковскими учреждениями, страховыми компаниями, но и использование этих документов в целях государственного таможенного, фитосанитарного, карантинного контроля и учета в государственной статистике.
Поэтому представляется целесообразным построения
Законопроекта по образцу с рекомендациями ФИАТА от апреля 1997г. своим членам. Рекомендации ФИАТА опубликованы в информационной газете транспортных экспедиторов "Дороги" в июльском номере 1997г.
Например, из рекомендации ФИАТА в Закон можно перенести понятие транспортного и транспортно-экспедиционного обслуживания как "индустрии услуг", предоставляемых экспедиторскими предприятиями клиентам по доставке грузов "от двери до двери" в виде организации транспортировки, хранения, упаковки и распределения грузов/товаров, а также связанных с ними вспомогательных и консультационных услуг, включая декларирование и таможенное оформление товаров, уплату пошлин, налогов и сборов, оформление страхования, участие в расчете клиента за приобретенный или проданный товар, а также документальное оформление транспортных операций.
Транспортно-экспедиционная деятельность является неотъемлемым важным элементом системы движения грузов и связанным с ней обслуживанием многочисленных грузоотправителей, грузополучателей, потребителей транспортно-экспедиционных услуг.
Более 90 процентов времени движения продукции до конечного потребителя связано с прохождением ее по различным каналам материально-технического обслуживания и, главным образом, с хранением и транспортировкой.
В настоящее время велики непроизводительные расходы и потери во всех отраслях экономики, в том числе на транспорте. Обще транспортные издержки в Российской Федерации достигают примерно 300 млрд.руб.
Потери отдельных видов сельскохозяйственной продукции в процессе ее заготовки, переработки, транспортировки и хранения достигают 40 процентов.
Сократить эти потери в значительной мере возможно за счет создания системы транспортно-экспедиционного обслуживания и широкой сети транспортно-экспедиционных предприятий различных форм собственности.
Мировой опыт показывает, что наличие широкой и развитой сети транспортно-экспедиционных предприятий является неотъемленным элементом инфраструктуры транспорта. Так, например, во Франции осуществляют свою деятельность свыше 1000 транспортно-экспедиционных фирм. В России количество транспортно-экспедиционных организаций свыше 17 тысяч.
Перспектива образования в Европе единого рынка со свободным движением капитала, людских ресурсов, грузов и услуг требует совершенствования транспортной системы.
Вложение капитала только в развитие технических средств транспортирования грузов уже не может удовлетворить все потребности клиентов транспорта. Эффективность работы транспорта может быть обеспечена только на основе его комплексного развития, в том числе за счет инфраструктуры, уровень развития которой значительно отстает от уровня развития технических средств транспорта.
Создание инфраструктуры транспорта является первоочередной задачей правительства России в области транспорта и ее решение связано с организацией и развитием рыночной системы транспортно-экспедиционного обслуживания с созданием широкой сети мелких, средних и крупных организаций экспедиторов, создаваемых на основе всех форм собственности (акционирование, частная, государственная и др.).
Без создания системы транспортно-экспедиционного обслуживания невозможно решение задач по взаимодействию различных видов транспорта.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует система транспортно-экспедиционного обслуживания как таковая. Имеются немногочисленные организации и предприятия экспедиторов на отдельных видах транспорта (автомобильном, железнодорожном, морском), которые практически между собой не взаимодействуют, в результате уровень обеспечения транспортных и других связанных с ними потребностей остается низким, работа различных видов транспорта рассогласована.
Отсутствие единой системы транспортно-экспедиционного обслуживания, регулирующей взаимоотношения экспедиторов с перевозчиками на различных видах транспорта, экспедиторов с клиентами, экспедиторов с государством, приводит к значительным непроизводительным потерям времени, материальных и финансовых ресурсов.
Цель настоящего Федерального закона: расширить правовое поле и установить взаимодействие Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 801-806) в рамках действия других положений ГК РФ и действующего законодательства России на транспорте (Кодексов, Уставов, Правил), а также привести их в соответствие с требованием международного транспортно-экспедиционного законодательства:
1. Обеспечение на всей территории Российской Федерации единого правового транспортно-экспедиционного пространства, гарантированно защищающего интересы отечественных транспортно-экспедиционных предпринимателей;
2. Использование целевой государственной поддержки в развитии транспортной экспедиции и выполнения социальных гарантий для малообеспеченных слоев населения;
3. Улучшение качества выполнения транспортно-экспедиторских услуг;
4. Улучшение экономических показателей в деятельности российской организации транспортной экспедиции. Установление единой формы учета и отчетности в транспортно-экспедиционном предпринимательстве;
5. Развитие экспедиторского предпринимательства с принадлежностью среднего и малого бизнеса;
6. Развитие системы транспортных коридоров и терминалов на территории Российской Федерации, как основных транспортно-экспедиционных объектов;
7. Создание В Российской Федерации системы профессионального обучения и переподготовки транспортных экспедиторов. Узаконение специальности и профессии "Транспортный экспедитор";
8. Предусмотрение прав и ответственности экспедитора-агента в Законопроекте;
9. Предусмотрение в Законе статуса и основных терминов в транспортно-экспедиционной деятельности.
10. Дальнейшее развитие на основе закона принятия Правил обслуживания юридических и физических лиц в Российской Федерации.
РАЗДЕЛ 5
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАСТНИКОВ ТРАНСПОРТНО- ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
5.1. Общие положения.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора транспортной экспедиции стороны несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с Правилами главы 25 Гражданского Кодекса РФ, настоящим законом, а также условиями договора.
Закон устанавливает ответственность лиц, виновных в нарушении Законодательства Российской Федерации в транспортно-экспедиционном предпринимательстве (гражданско-правовую, административную и уголовную) в соответствии с Законодательством Российской Федерации.
В проекте Закона учтен зарубежный опыт. Права клиентов, пользующихся услугами транспортно-экспедиционных предприятий, защищены статьями настоящего Закона о допуске к транспортно- экспедиционной деятельности, о правах экспедиторов, о соответствии их деятельности требованиям антимонопольного законодательства, санкциями к экспедиторам, предусмотренным настоящим Законом.
Настоящий Закон создает основы для деятельности транспортно-экспедиционных предприятий в рыночных условиях, дает им хозяйственную самостоятельность и регулирует их деятельность с помощью методов государственного регулирования.
Закон упорядочивает взаимоотношения между экспедитором, перевозчиком и транспортным агентом (см. табл.1).
Настоящий Законопроект является развитием правовых форм и актов Гражданского Кодекса статей 801-806 главы 41 части II, также действует в сочетании с другими главами ГК и иными законодательными актами Российской Федерации, включая транспортное (Кодексы, Уставы, Правила).
Единственным направлением в дальнейшем совершенствовании нормативно-правовой базы транспортно-экспедиционной деятельности является принятие в соответствии с принимаемым Законом утверждение Правительством Российской Федерации проекта Правил транспортно-экспедиционного обслуживания юридических и физических лиц Российской Федерации.
Кроме того, следует предусмотреть в законопроекте условия для ратификации, присоединения или вступления Российской Федерации в некоторые международные Конвенции и Соглашения, касающиеся области международной транспортно-экспедиционной деятельности.
5.2. Ответственность экспедитора.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции предусматриваются следующие виды ответственности.
В случае нарушения установленных договором транспортной экспедиции сроков начала и окончания услуги транспортной экспедиции, экспедитор уплачивает клиенту за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размерах трех процентов цены оказания услуги, а если цена оказания услуги договором транспортной экспедиции не определена - общей цены заказа. Сумма взысканий клиентом неустойки(пени) не может превышать цену оказания услуги или общую цену заказа, если цена оказания услуги не определена (см.ст.28 п.5 Закона ‘‘О защите прав потребителей ’’).
Если нарушение сроков начала и окончания услуги произошло по вине клиента, что привело к тому, что экспедитор понес убытки, то клиент должен полностью возместить эти убытки экспедитору, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В случае, если клиент предоставил экспедитору недостаточную или искаженную информацию о свойствах груза, об условиях перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции, или не предоставил необходимые документы, что привело к возникновению ответственности экспедитора перед заказчиком, то ответственность клиента перед экспедитором определяется по тем же правилам, по которым перед перевозчиком отвечает экспедитор.
Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства по договору транспортной экспедиции вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, то ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Если экспедитор привлек к исполнению своих обязанностей по договору транспортной экспедиции третье лицо, то ответственность за исполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на третье лицо обязанностей несет экспедитор.
5.3. Ответственность клиента.
Клиент(грузоотправитель или грузополучатель) несет ответственность за ущерб, понесенный экспедитором, если такой ущерб был причинен по его вине, в частности:
- за убытки, возникающие в результате отгрузки опасного груза , его уничтожения или обезвреживания вследствие не предоставления экспедитору документов и другой информации о свойствах груза, условиях его перевозки, хранения, погрузки, разгрузки;
-за негативные последствия исполнения договора, связанные с неполнотой и искажением данных при оформлении договора;
-за ущерб, нанесенный грузу клиентом или его представителем при посещении склада для осмотра груза.
Ни одна из сторон(экспедитор ,грузоотправитель, грузополучатель ,перевозчик) не несут ответственность за ущерб, произошедший вследствие только устных заказов, распоряжений, уведомлений без письменного оформления подтверждения. Экспедитор вправе не приступать к исполнению договора до предоставления клиентом необходимой информации о грузе и при отсутствии доверенности на выполнение своих обязанностей по договору.
5.4. Разрешение споров.
Споры, связанные с выполнением договоров транспортной экспедиции, рассматриваются в суде, арбитражном суде. Претензии к экспедитору могут быть предъявлены только за невыполнение условий договора транспортной экспедиции. Если договор будет отозван клиентом или клиент откажется от тех или иных условий договора, экспедитор по своему выбору может требовать либо согласованного возмещения расходов за выполненную часть работы, либо выплаты соответствующих комиссионных.
Предъявление исков, порядок и сроки их рассмотрения определяются арбитражно-процессуальным законодательством. До предъявления экспедитору иска за невыполнение условий договора транспортной экспедиции необходимо предъявления ему претензии в порядке, установленном законодательством РФ, что является обязательным элементом досудебной процедуры.
В настоящее время претензионный порядок рассмотрения споров, связанных с перевозкой установлен транспортными уставами и кодексами в отношении претензий, предъявляемым перевозчикам в соответствии со ст.797 ‘‘ Претензии и иски по перевозкам’’ Арбитражно-процессуального кодекса РФ.
Исполнитель работ по ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОНТРАКТУ № 8-38. 30-97
от 20 октября 1997г.
___________________ В.С.Жинкин / Президент МАЭ /
/Председатель правления МАЭ/
И.О.Председателя рабочей группы по разработке концепции о ТЭД
___________________ В.В.Коновалов /Зам. Председателя правления МАЭ/
Ваши замечания, отзывы и предложения |
---|
ї Copyright 1998 МКТ