ПАРТНЕРСТВО
корпоративная филантропия
ПРИШЕЛЬЦЫ С ЗАПАДА: ЧУЖИЕ СРЕДИ СВОИХ?
"Проктер энд Гэмбл" против дискриминации и за рынок с человеческим лицом
Общая тенденция - борьба за отечественное, "самое качественное", "самое чистое", "самое золотое" стала неожиданно проявляться и на "рынке" благотворительности. На очередной встрече бизнеса и СМИ российские журналисты, вдруг, протянули руку помощи отечественным предпринимателям. Суть их добровольного порыва заключалась в следующем: "малиновые пиджаки" благотворят, а журналисты бескорыстно, то есть без денег на рекламу, рассказывают об этом в прессе. Оговорились только тогда, когда вспомнили, что на российском рынке трудятся и западные фирмы. Журналисты приняли соломоново решение - "этим", то есть "тем" поблажек никаких!
Не суть важно, где встреча эта проходила и к каким еще итогам привела. Пока не заметно потока информации о филантропии бизнеса с национальным лицом, а западные фирмы как занимались благотворительностью в нашей стране, так и занимаются, оставаясь для большинства народа неопознанными пришельцами с Запада. То ли чужими среди своих, то ли своими... Главный редактор журнала "ВБ" ОЛЕГ СЕСТРЕНСКИЙ беседует с директором представительства компании "Проктер энд Гембл" ЮРИЕМ МОЛОЖАТОВЫМ.
- Юрий Леонидович, Вы выступили на этой встрече против дискриминации западных компаний со стороны представителей российской прессы. Вы, действительно, считаете, что только отечественным фирмам открыт свободный доступ на страницы газет, в эфир?
- Это довольно сложная проблема, с которой мы сталкиваемся. Понятие "сделано в России" - очень уязвимо. Если западные компании находятся не в равных условиях с российскими, то это плохо. Формальным языком наша компания - тоже российская, работает не как представительство, а как общество с ограниченной ответственностью. Порошки "Тайд", "Миф", "Ариэль", отбеливатель "Асе" можно считать российскими продуктами, так как они производятся здесь, в России. Компания всегда хочет производить там, где живет. Но у нас есть шампунь "Пантин", зубная паста - завозные. Они, на наш взгляд, должны иметь равный вес на рынке. Пусть отечественные производители доказывают, что их товары лучше импортных. Доказывать это с помощью значка - некорректно. Значок не должен создавать привилегий. Без конкурентов вообще нельзя работать: если их нет, то их надо выдумать, так? Современный человек должен дорожить своим, но не презирать чужое. Если оно лучше - надо подтягиваться и выходить из положения. Но ни в коем случае не
уничижать, не дискриминировать, не стараться спихнуть с рынка - "уходи отсюда!". Что касается благотворительности - та же картина. Если бесплатный эфир предлагается только отечественным фирмам - это и есть дискриминация.- Чем же отличается тогда благотворительная деятельность западных компаний (или, скажем, условно западных) от аналогичной деятельности российских, если с точки зрения некоторых представителей СМИ cвоим нужно дать больше прав? По принципу - "своя рубашка ближе…"?
- Беда в том, что все мы очень мало знаем, какой благотворительной деятельностью занимаются наши российские компании. Раньше в России не было устойчивой системы благотворительности. Было распространено шефство. По распоряжению сверху обязывали строить комбинаты, столовые, детские дома и так далее. Эта система порочна, так как участники процесса не получали морального удовлетворения. А благотворительностью занимались, чтобы отстали. Сейчас многое изменилось. Я не вижу подтверждений тому, что отечественные компании в чем-либо уязвлены.
..- Между тем, положение российских компаний, как показывает опыт, кое в чем отличается от западных. "Наши" фирмы часто скрывают прибыль, а западные компании этого не делают. Они даже не понимают, почему предоставляются какие-то дополнительные налоговые льготы за то, что ты хочешь благотворить. Ведь все налоги должны идти в бюджет, и никуда больше. Все-таки российский бизнес от своих коллег-пришельцев с Запада не располагает легальными объемами средств, которые могли бы быть использованы в полной мере на благотворительность. Сложно сказать, кто находится в более выгодном положении...
- Политическая и экономическая ситуации в стране, конечно, оказывают влияние на участие бизнеса в общественно-полезной деятельности, но есть и традиции компаний. И еще - декларация целей, когда основные принципы - не только производить товар, который будет улучшать жизнь людей, но и быть корпоративным гражданином того региона, где ты живешь и работаешь. Это предполагает некую гражданскую ответственность людей, которые трудятся в
корпорации. Традиции "Проктер энд Гэмбл", например, соблюдаются десятилетиями. Это была первая компания в Америке, которая занялась социальными вопросами для своих рабочих - социальными программами. Создавались такие условия, чтобы работникам было интересно оставаться, а не уходить. То же произошло и в России. До того, как стать владельцами контрольного пакета акций комбината "Новомосковскбытхим" в Тульской области, мы предложили инвестиционную программу в объеме 50 миллионов долларов. Дополнительно к этому выделили один миллион на развитие социальной инфраструктуры Новомосковского района. Но потом в процессе работы выяснилось, что и этого миллиона не хватает. В результате, за пять лет работы в социальное развитие этого региона вложено два с половиной миллиона долларов. Это, конечно, не все: есть другие программы - участие в экономическом образовании молодежи, благотворительные акции, спонсирует волейбольный клуб юниоров "Танаис" (команда которого – неоднократный чемпион мира), ансамбль молодежных танцев "Юность" и Новомосковский драматический театр. Все служит укреплению позиции компании как корпоративного гражданина. Экономической эффективности в этом, как Вы понимаете, быть не может. Мы видим моральную сторону нашей деятельности. Положительное освещение в прессе. Благожелательное отношение окружающих. Если раньше к нам было настороженное отношение администрации области, города, то сегодня этого нет.- Западные компании, в отличие от российских, предпочитают заниматься благотворительностью не напрямую, а через некоммерческие организации. Они им доверяют и уверены в качестве работы. Можно ли сказать, что Ваша компания через некоммерческие организации проводит свою политику благотворительной деятельности? Или вы только удовлетворяете их просьбы?
- В принципе у нас нет четкой и окончательно отлаженной структуры в этой области, поэтому мы ориентируемся на организации, с которыми работаем постоянно. Это, например, "АRC" ("Акция помощи детям"). Определенное участие принимали и в деятельности "Operation smile" (Операция "Улыбка"). Это удивительная организация - помощи детям с врожденными дефектами лица. Там нужны исключительно деньги. Каждая операция стоит порядка трех тысяч долларов. Сотрудничаем с различными организациями в Тульском регионе - помощи инвалидам и инвалидам детства, детским домам.
- Почему "Проктер энд Гэмбл" в качестве партнеров выбирает именно детские организации? Компании, имеющей химические производства, гораздо выгоднее, наверное, сотрудничать с экологами. Чем оправдываются взаимные интересы?
- Вы знаете, традиции нашей компании вообще ориентированы на семью. Продукция, которую мы производим, семейного - назначения, для быта. Даже в рекламе это находит отражение. Не всегда, правда, от этого уютно. Нас упрекают за часто используемые детские образы
. Но мы думаем, что, если продукт предназначен для детей, то дети в рекламе должны присутствовать. И потом, детство - объединяет. Самый незащищенный в жизни человек – это ребенок, здоровый или больной. Поэтому и хочется ему помочь всеми силами и средствами. Помимо прямой благотворительности детским учреждениям, мы участвуем в различных программах, таких, как образовательная программа "Достижения молодых". Ее основная задача - формирование экономического мышления у детей. Она вводит в экономику. В процесс понимания экономических задач, бизнеса... Это очень интересное направление.- В каких регионах действует эта программа?
- Вообще, это - международная организация. Она родилась в Америке 80 лет назад. И одним из учредителей стала компания "Проктер энд Гембл". Сегодня программой "Достижение молодых" охвачен весь мир, в России она существует уже восемь лет. Ее сопредседателем здесь является академик Евгений Павлович Велихов. Программа имеет очень большую, разветвленную сеть - от Калининграда до Владивостока. В нее вовлечено более шестисот тысяч детей. Я совершенно уверенно об этом говорю, потому что, во-первых, возглавляю Комитет по региональной политике этой организации, во-вторых, являюсь членом попечительского совета Тульского регионального центра экономического образования молодежи.
- Почему именно Тульского?
- Есть причины. Этот регион нам особенно близок: "Проктер энд Гембл" там живет и работает. Вы, наверное, слышали о "Новомосковскбытхиме". Город Новомосковск очень продвинут в смысле детского образования. Школы без труда готовят удивительных ребят, которые потом поступают в вузы, успешно учатся в институтах, побеждают на олимпиадах. Один из выпускников не так давно поступил в государственный институт - Высшую школу экономики и, начав учиться, сразу был переведен на второй курс. Это, собственно, результат его участия в нашей программе "Достижения молодых". В качестве награды целый класс новомосковских "достиженцев" был направлен в Англию для участия в олимпиадах. А девочка из Тульской области победила во всеобщей международной олимпиаде и, также как победители из других стран, была направлена в Америку, где ее и других ребят принимал глава компании "Проктер энд Гэмбл" Джон Пеппер. И еще многие ребята постоянно, получая общее образование, поступают в школу экономики при МГУ. Там решили создать группу для ребят, которые завершают это специальное детское образование. Об этом можно говорить очень много. В Туле, например, есть еще специальный летний детский экономический лагерь школьников. Это своеобразная модель государства. Приезжая туда, дети попадают в условия государственной системы, копируя даже ее ошибки. Однажды они спровоцировали игру в финансовую пирамиду. Одни дети создали некую фирму типа МММ, другие же попались в ее сети. Вкладывали в пирамиду деньги
и в итоге остались банкротами. А хозяева, закрыв фирму, исчезли. Что делать дальше? Дальше был, что называется, "разбор полетов". Мы уверены, что наши дети, когда им придется принимать подобные рискованные решения, никогда уже не попадутся на удочку.Компания значительно финансирует эту программу. В России ее поддерживает целый ряд западных фирм, но мы сейчас вовлекаем в нее все больше российских. Кстати, существенную помощь оказывают и представители власти - администрации регионов, комитетов Госдумы по делам молодежи и по делам образования. Помимо этого, в программе задействована группа высококвалифицированных преподавателей. Мы видим отдачу, результат, поэтому будем продолжать вкладывать в это средства.
- Юрий Леонидович, судя по всему, Вы очень тесно работаете с некоммерческими организациями. Может покажется странным, но все-таки ответьте, насколько вообще может быть полезно такое сотрудничество?
- По-моему, я уже это доказал. Мы каждый раз получаем моральное удовлетворение оттого, что видим результат. Создается определенный благоприятный климат. Дети, которые приходят домой и рассказывают что и как, привозят скромные сувениры или порошок "Тайд", - уже не пойдут наркоманить или бродяжничать. Для них "наркомания" - это компьютеры, программы, которые они создают сами. И родители рады, что их дети заняты делом...
- Порошок "Тайд", конечно, приятный подарок. Нет ли тут противоречия: занимаясь благотворительностью, "Проктер энд Гэмбл" преследует корпоративные цели. Как Вы вообще разделяете понятия "благотворительность", "корпоративная филантропия", "спонсорство" и так далее?
- Эти понятия, безусловно, имеют отличия. Но мне представляется ненужным искать какие-то смысловые оттенки, чтобы уличить компанию в корысти. В целом, это все - благотворительность, и она осуществляется либо в корпоративных, либо в филантропических целях. Спонсорство, например, - не обязательно реклама. В прошлом году совместно с Комитетом по делам молодежи мы организовали и провели семинар по проблемам региональной молодежной прессы. Это
пример нашего спонсорства "не для рекламы". Мы, конечно же, получили определенную отдачу в прессе, но это была инициатива самих журналистов, принимавших участие в семинаре. Для нас было важно указать на ту роль, которая отводится в нашем обществе молодежной прессе... Наверное, Вы назовете не благотворительностью, а меценатством наше участие в подготовке к юбилею Тульского художественного музея. В прошлом году ему исполнилось сто лет. Это уникальное сооружение с очень интересными экспозициями - отличным разделом древнерусской культуры, великолепной коллекцией картин ХYIII, ХIХ веков. Мы увидели все это и решили принять участие в подготовке к открытию экспозиции древнерусского искусства. При нашем содействии был издан роскошный альбом с репродукциями коллекции музея. В тоже время проходила акция американских компаний в поддержку Третьяковской галереи. Мы были в числе организаторов этой акции, собирая деньги на дальнейшую реконструкцию этой уникальной сокровищницы. Личным примером убеждали других. Это крупное начинание американского капитала, но подхватили идею и российские компании. Два мероприятия совпали во времени. В Тульском музее Третьяковская галерея разместила свою экспозицию. Видите, какая есть взаимосвязь - и Третьяковка тоже помогает. Это здорово!Вот Вам еще примеры. Я не знаю, как назвать другие программы - меценатство, филантропия, благотворительность, в какой-то мере, просто образование. Они финансируются с учетом распространения торговых марок. Одна из них - стоматологическая. В качестве примера -
одобренная Минздравом зубная паста. По этой программе мы учим детей, как за собой ухаживать, как чистить зубы. Есть программа для девушек, которая, безусловно, связана с применением гигиенических средств. Программа для молодых мам - помощь будущим матерям, чтобы они больше занимались семьей, детьми и меньше стиранием пеленок. В роддомах распространяем памперсы. Вместе с Институтом педиатрии пытаемся приучить людей использовать новые средства ухода за малышами. Это не означает просто выкачать деньги. Мы хотим, чтобы девочки уже с раннего возраста готовились исполнить великую миссию матери. Если они будут здоровы, то и поколения будут здоровыми.Три года подряд действует программа для стилистов-парикмахеров. За круглым столом мы собираем ассоциации ведущих парикмахеров России с участием профессионалов из Франции, Германии, США. Разработали три учебные программы – из серии "формулы успеха". Тема одной из них - "Этика и психология общения в салоне". Специалисты-психологи, например, считают, что не следует разговаривать с клиентом через зеркало. Надо находить правильные формы общения. Кстати, это отражается и на поведении волос - на их здоровье, и росте. Происходит эволюция отношений профессионалов к своей работе, к творчеству. И это тоже результат нашей филантропической деятельности.
Мы надеемся, что опыт "Проктер энд Гэмбл" поможет российским производителям понять необходимость работать для тех, кто нас окружает.
Контактный телефон: (095) 258-5886 (Компания "Проктер энд Гембл").
Досье "ВБ"
1837 г. - 12 апреля Вильям Проктер и Джеймс Гембл начали производство и продажу мыла и свечей. 22 августа они официально оформили деловое партнерство, отдав в залог по 3.596,47 долларов. Договор о партнерстве был подписан 31 октября 1837 года.
1859 г. - объем продаж "ПэГ" достигает одного миллиона долларов. В компании работают 80 человек.
1886 г. - открывается производство на фабрике "Айворидейл" (Ivorydale). Завод сочетает последние достижения технологии с комфортабельными условиями для работы – прогрессивный подход для того времени. "Айворидейл" выпускает товары для дома и офиса.
1890 г. - Александр Проктер, сын основателя компании, становится первым президентом "ПэГ", основывает лабораторию в "Айворидейле" для изучения и совершенствования процессов мыловарения. Эта исследовательская лаборатория – одна из первых в американской промышленности.
1896 г. - Первая цветная печатная реклама "ПэГ" - для Айвори - появляется в журнале "Космополитен", изображая "леди Айвори".
1915 г. - компания создает первое производство за пределами США, в Канаде. Этот завод производит мыло "
Ivory" и "Crisco", держа на службе 75 человек.1930 г. - "ПэГ" основывает первую дочернюю компанию за океаном, купив компанию "Томас Хедли и Сыновья", Лтд., в Англии. Мыло "
Fairy" является главной продукцией "Хедли".1937 г. - "ПэГ" отмечает сотый юбилей. Объем продаж достигает 230 миллионов долларов.
1939 г. - спустя 5 месяцев со дня появления телевидения в США, "ПэГ" выпускает первую телевизионную рекламу (для мыла "
Ivory") во время первого показа бейсбольного матча главной лиги.1946 г. - "Tide", "чудо-порошок", поступает в продажу. "Tide" содержит новую формулу, позволяющую удалять грязь лучше, чем любое другое средство на современном рынке.
1954 г. - компания начинает операции в континентальной Европе, взяв в аренду небольшой завод в Марселе, Франция, у компании "Fournier-Ferrier", производство моющих средств.
1957 г. - "ПэГ" открывает бумажное производство с приобретением бумажной фабрики "Charmin Paper Mills". Это региональное производство туалетной бумаги и полотенец.
1980 г. - Продажа достигает 10 миллиардов. Компания начинает работу в сфере здравоохранения, с приобретением в 1982 фармацевтической фирмы "Norwich Eaton", "Richardson-Vicks" в 1985. Также в косметике и парфюмерии, с приобретением "Noxell", "Max Factor" и "Ellen Betrix" в конце 80-х - начале 90-х. Эти приобретения дали толчок планам глобального развития компании "Richardson-Vicks" и "Max Factor", в особенности, значительно расширили их присутствие на мировом рынке, в США, Европе, Японии, и Латинской Америке. "ПэГ" становится лидером в производстве "Pampers", "Always/Whisper", "Pantene Pro-v", "Tide", "Ariel", "Crest".
1987 г. - "ПэГ" отмечает 150-й юбилей. Компания является второй по старшинству среди пятисот крупнейших компаний по данным журнала "Форчун 500". Компания расширяет свое влияние в Европе в категории "средства по уходу за внешностью и здоровьем" с приобретением производства "Blendax", включающего зубные пасты "Blend-a-med".
1991 г. - приобретение "Max Factor" и "Betrix" увеличило мировое влияние компании в категории косметики и парфюмерии. С приобретением завода Ракона в Чехословакии "ПэГ" начинает работу в Восточной Европе. Новые отделения компании открываются в течение года и в других странах Восточной Европы - Венгрии, Польше, России.
1993 г. - объем продаж компании достиг 30 миллиардов долларов. Впервые за всю историю компании более 50 процентов сбыта продукции осуществляется за пределами США. В городе Коба на острове Рокко в Японии открывается представительство компании и технический центр. Этот комплекс объединяет производства и исследовательские центры по совершенствованию техпроцессов.
1995 г. - Джон И. Пеппер избирается девятым председателем Совета директоров и главным исполнительным директором, а Дирк Ягер становится главным управляющим по производственным вопросам.
1997 г. - "ПэГ" выходит на мировой рынок со своим новым опытом в области производства средств женской гигиены, приобретая "Tambrands". "Tampax", торговая марка тампонов - лидер на мировом рынке. Также "ПэГ" вступает на мексиканский рынок салфеток с приобретением "Loreto y Peno". Это знаменует вхождение "ПэГ" на бумажный рынок Латинской Америки. "ПэГ" создает мировой фармацевтический союз с "Hoechst Marion Roussel" для рынка "Actonel". Создается новый рецепт лекарства для суставов.
1998-1999 гг. - Объявляется серьезное изменение в структуре организации: "Организация 2005". Компания кардинально меняет каждую часть организации - структуру и стиль управления бизнесом. Внесены изменения в труд людей. Меняется культура - взгляды, убеждения, поведение, влияющие на то, как сотрудники работают вместе.
С января 1999 года президентом и главным исполнительным директором "ПэГ" назначен Дирк Ягер.
Справка "ВБ"
Сегодня "Проктер энд Гэмбл" поставляет на рынок примерно 300 марок продукции почти для 5 миллиардов потребителей в более чем ста сорока странах. Эти марки включают "Tide", "Ariel", "Crest", "Pantene Pro-v", "Always","Whisper", "Pringles", "Pampers", "Oil of Olay", "Vicks". Основанный в Цинциннати, штат Огайо (США), "ПэГ" имеет основные производства в более чем 70 странах и держит на службе более 110 тысяч сотрудников по всему миру.
Принципы "Проктер энд Гэмбл": Мы уважаем личность каждого человека. Мы ценим индивидуальность. Интересы Компании и каждого работника неразделимы. Цели нашей работы четко определены. Основа нашего успеха – новаторство. Мы работаем для тех, кто нас окружает. Мы ценим индивидуальное мастерство. Мы стремимся быть лучшими. Взаимопомощь – стиль нашей жизни.