ПАРТНЕРСТВО
акцент
Анна СЕВОРТЬЯН
"КАРАТЕЛЬНЫЕ" МЕРЫ КАК ВЕРНОСТЬ ЗАКОНУ
результаты и последствия перерегистрация
Перерегистрация общественных объединений, на первый взгляд вполне обычная процедура, вызвала в некоммерческом сообществе настоящий шок. У многих сложилось впечатление, что суть ее заключалась вовсе не в наведении порядка в государственном реестре. Юристы третьего сектора посчитали эту меру "карательной". Действительно, странно было слышать, что сильные, влиятельные организации, которые сами занимались консультированием (в том числе юридическим), не смогли пройти перерегистрацию. Начались суды, жалобы на регистрирующие органы. Хотя срок перерегистрации общественных объединений истек, страсти не утихают до сих пор. И выхода из положения пока не видно. 28 октября в помещении CAF юристы некоммерческого сектора встретились, чтобы получить некоторые разъяснения по интересующему их вопросу, с
заместителем начальника Управления юстиции города Москвы Владимиром Жбанковым.В 1998 году в России официально насчитывалось более 237 тысяч некоммерческих организаций, хотя экономическую деятельность вела лишь каждая десятая. Вероятно, это соотношение наталкивало многих на мысль, что некоторая часть зарегистрированных организаций реально не действует. Перерегистрация, итоги которой общественности пока не известны, вряд ли внесет полную ясность в вопрос о численности сектора. Лишились статуса отнюдь не только организации-"призраки".
Отказано было и части успешных, известных общественных объединений. Почему так получилось?Как рассказывает Владимир Жбанков, юрист с большим опытом, приступивший к обязанностям зам. начальника московского Управления юстиции в начале 1999 года, тактика регистрации в последнее время полностью изменилась. Раньше управление отказывало в регистрации единицам. Сейчас немало "отказников", зато исчезла практика внесения сотрудниками "правок" в регистрационные документы (в порядке "помощи") и отправок документов на "доработку".
Ни то, ни другое не предусмотрено законом. Альтернатив тут не существует: либо организации должны быть зарегистрированы в месячный срок, либо им в этом отказывают. Однако сотрудники аппарата Минюста и иных регистрирующих структур знали и "промежуточные" формы ответов и нередко допускали, по словам Жбанкова, нарушения при регистрации. К примеру, из опубликованного Центральной избирательной комиссией (ЦИК) списка избирательных объединений, в более чем ста позиций, 45 организаций в данном качестве не подлежат регистрации по закону об избирательных правах граждан.
- Существует положение, не допускающее создание партий по любительским интересам, религиозному и национальному признакам, следовательно, образования типа КРО, Союза мусульман, Партии "Клуб автомобилистов" не должны были быть зарегистрированы вовсе. - говорит Жбанков. - Нарушения при регистрации могут привести к самым тяжелым последствиям. Сейчас снять по ревизии можно даже "Яблоко". Но когда мы отказываем, нас обвиняют в придирках. На все есть закон.
Законом руководствуются в управлении, когда отказывают в регистрации и общественникам. Главная причина отказов – "несоответствие учредительных документов требованиям законодательства". Эта общая фраза может, в частности, вылиться в такой мелкий, незначительный, с точки зрения не юриста, недочет: если устав подписан, к примеру, словом "принят" вместо "утвержден", через управление он не пройдет. Поскольку подобных "нюансов" множество, организации, отнесшиеся к ним не внимательно, теперь ломают голову, как быть дальше, и, как снова легализоваться.
Конечно, есть прекрасный путь доказать "отказникам" свою правоту - обратиться в суд. Однако с начала 1999 года столичное Управление юстиции уже неоднократно судилось, и все дела были им блестяще выиграны. Некоторые разбирательства получили большой общественный резонанс. Так, управление отказалось зарегистрировать организацию "Экология и правозащита", основанную профессором, академиком РАН Алексеем Яблоковым. Разразился скандал: Яблоков обвинил управление в нежелании содействовать защите прав человека. В трактовке Владимира Жбанкова все проще: в уставе организации сказано, что одна из ее целей - защищать права граждан в суде. Поскольку некоммерческая организация не может по закону иметь таких уставных целей
(это прерогатива адвокатских контор), в статусе правозащитникам отказали. В Москве около 50 правозащитных организаций, что, по мнению сотрудников управления, доказывает вполне лояльное отношение к ним."У нас нет пристрастий, кроме верности закону. Лучше пресечь ошибки в функционировании организации еще на стадии регистрации, чем разрешать потом материальные или имущественные конфликты", - заявляют в Минюсте. Одновременно г-н Жбанков признает, что от перерегистрации сильнее всего пострадали самые незащищенные организации – инвалидные, женские, детские, молодежные и пр. - те, кто не может позволить себе штатного юриста, и до последнего момента не имели информации о необходимости перерегистрироваться, порядке проведения регистрации и ее сроках.
Есть определенная вина государства в том, что пострадали объединения, которые своим трудом приносили очевидную пользу людям. Мало того, что закон допускает разночтения, квалифицированная юридическая помощь доступна не всем. О необходимости правового просвещения граждан
как будто забыли, что создает проблемы и самым официальным органам. Управлению, к примеру, придется разбираться с фальсификациями: на волне ажиотажа открылись подозрительные фирмы, предлагавшие "гарантированную регистрацию" за немалую мзду. Не исключено, что обещанные "гарантии" уже развеялись, как дым. На несовершенство правового просвещения населения можно списать и жалобы граждан на "немотивированные ответы" при отказе в перерегистрации. Несчастные ожидают, что, забраковав документы, им распишут все недочеты и заставят сделать "работу над ошибками", в то время как их просто отошлют к статьям закона, которые не соблюдены.Можно еще долго говорить о строгости закона. Однако у общественных организаций есть своя правда. Они, в конце концов, творили благо: помогали социально уязвимым, учили детей, инициировали нужные обществу проекты и программы. А из-за того, что не смогли нанять хорошего юриста, оказались вне закона. Теперь всех их ждет ликвидация. Правда, здесь "недомолвки" в законе впервые оказались на руку третьему сектору. Дело в том, что сроки ликвидации законом не установлены, так что Владимир Жбанков, к примеру, получив директиву составить список организаций к ликвидации, спешить не стал. И справедливо - в конце октября законодатели отложили срок по перерегистрации на год. За это время у организаций есть шансы найти выход из тупика.
Тем не менее, предварительные результаты перерегистрации заставляют насторожиться. В столице, по данным Жбанкова, ее не прошли 4,5 из 6 тысяч общественных объединений, из числа тех, кому это было необходимо сделать (всего в городе сегодня работают более 12 тысяч некоммерческих организаций). Как сообщили в управлении, ситуация в других регионах еще хуже, чем в Москве, причем, особенно тяжело проходит перерегистрация религиозных объединений. Если в Москве все основные конфессии уже перерегистрированы, то в провинции рискуют не успеть в срок даже отделения РПЦ. Неужели с водой снова выплеснули ребенка? Неужели стремление власти к порядку и законности будет каждый раз наносить удар по общественному сектору?
Сведения об авторе:
Анна СЕВОРТЬЯН –
корреспондент АСИ