ЗА ГРАНИЦЕЙ
УЗБЕКИСТАН
ПОДАЛЬШЕ ОТ УЧИТЕЛЕЙ
Они совсем не такие, какими были мы в нежном возрасте. И совершенно по-иному проводят время. Даже мелюзга не играет в традиционные прятки, а казаки-разбойники для них - вообще нечто из седой старины. Если внимательно присмотреться к поведению дворовой детворы, легко понять: они старательно подражают взрослым. Особенно тем, кого видят на экранах
телевизоров: независимым, преуспевающим, "крутым". Они быстро усваивают, что для этого необходим целый набор определенных личностных качеств и смело стремятся к лидерству. Они другие. Но кто скажет, что это плохо? Дети и должны быть лучше, умнее, смелее нас. А их игры - по усложненным правилам. Но чтобы по традиции преемственности поколений суметь вклиниться в их жизнь со своим опытом, мудростью, важными истинами, следует научиться играть вместе с ними.Такую игру придумал Ташкентский центр общественного просвещения (ТЦОП) - неправительственная, некоммерческая общественная организация, работающая над программами правового, демократического, гражданского образования. Условно ее можно назвать "Жизнь в новой стране". А суть такова: довольно большая группа старшеклассников из разных школ республики вывозится как будто в обычный лагерь - на лоно природы, подальше от пап, мам и школьных учителей. Но все происходящее там - совсем необычно. Под руководством опытных тренеров и группы лидеров из студенчества мальчишки
и девчонки начинают строить собственное демократическое общество.Местом проведения такого лагеря нынешним летом при финансовой поддержке Международного фонда избирательных систем (IFES) - стала зона отдыха "Чиназ". Здесь прошли десять накаленных зноем, азартом взрослых игр и веселого отдыха, незабываемых для ребят дней. "Веселый миксер", подвижная игра на воздухе вместо утренней зарядки, перемешал их, по замыслу тренеров, не только для развлечения, но и последующей работы в группах. Предстояло построить демократическое государство со всей атрибутикой и символикой - герб, гимн, флаг. Разработать модель гражданского общества, по всем правилам избрать президента и сформировать правительство. Для выполнения этой глобальной программы нужно было решить несколько
задач: сломать психологические барьеры, разработать правила жизни в лагере, избрать временное правительство и поручить ему создать свод правил общественной жизни до выборов, подготовить текст Конституции. И, в конце концов, уяснить для себя вопрос: зачем вообще нужны выборы?Ребята очень старались. Каждый день был заполнен буквально по минутам, но все же находилось время для веселых конкурсов, "танцулек" и вечерних посиделок за чаем с аппетитными булочками. Создали даже собственный печатный орган под названием "Горячая десятка". Им нравилось все делать самим: сознавать собственную значимость, понимать и принимать свои гражданские права и обязанности, учиться жить в коллективе и отвечать не только за себя. А главное - не быть безразличным ни к самому себе, ни к тому, что происходит вокруг. Среди ребячьих групп была и несколько необычная, состоящая из учителей, привезших в лагерь детей из различных областей республики. Они жили, учились и играли по тем же правилам, что и ребята.
Все было серьезно: предвыборная борьба, программные речи кандидатов, брифинги и сама процедура голосования, в ходе которой тренеры устроили ребятам импровизированный экзамен - попытались нарушить установленный порядок и даже сорвать выборы. Ничего не вышло! Центральная избирательная комиссия хорошо подготовилась ко всякого рода неожиданностям.
- Мы не впервые проводим такое мероприятие, - говорит директор ТЦОПа Муборак Ташпулатова, - с целью обучения ребят основам правоведения. Конечно, учиться можно и по книжкам. Однако, такой метод гораздо эффективнее. В лагере каждый подросток может почувствовать себя частицей общества, понять, что от него зависит что-то очень важное. Мой личный жизненный девиз - верь в себя! И я стараюсь привить ребятам это важное качество.
Для Международного фонда избирательных систем это первый опыт в методике работы. Но его региональный директор Том Лекинджер остался доволен:
- Я из рабочей семьи, мой отец - водитель больших грузовиков. Там, где я вырос, не многие учились в университетах. Однако в США образование - это все. Вес твоего диплома - это вес твоего мнения, твой авторитет. Когда мне исполнилось 18, началась война во Вьетнаме, и я был призван в армию. Дважды был ранен. Восемь месяцев провел в госпитале. Вернувшись домой, понял, что недоволен правительством,
изменившем мою судьбу таким образом. Но чтобы, в свою очередь, повлиять на его политику, необходимо было учиться. Я стал юристом, получил докторскую степень. Очень много работал с людьми - гражданским населением и группой ветеранов. Работал во Вьетнаме и Камбодже, затем в Центральной Азии. Теперь мне иногда кажется: если бы тогда, в мои 18, правительство не лишило бы меня права выбора, возможно, я водил бы сейчас грузовик в Нью-Йорке. Эти шестнадцатилетние, которых собрали в лагере, половину своей жизни прожили в условиях независимости. Это будущие лидеры. Возможно, кто-то из ребят будет вовлечен впоследствии в политическую жизнь. Сегодня очевидно, что они не потратили время даром.А что думают по этому поводу сами ребята?
- До этого лагеря я не слишком интересовался политикой. Поэтому здесь поначалу было скучновато и не с кем общаться, - говорит один из ташкентских школьников - редактор "Горячей десятки" Борис Гефон. - Но нас, ребят со всей республики, "перемешали", и в процессе работы мы поняли, что есть люди, с которыми можно делать не только политические выборы. Я выходил из своей комнаты в семь утра и заходил обратно в одиннадцать вечера, валясь с ног от усталости. И мне было не до фруктов и сладостей, которые я привез с собой. Я впервые получил такие впечатления и понял, как нелегко людям, занимающимся этим профессионально. А ведь то же самое можно организовать и в школе во внеурочное время. Представляете, выборы президента школы. Это же здорово!
Всемирной истории уже известно о десяти днях, потрясших мир. Конечно, на их фоне эта горячая десятка выглядит скромнее. Но как знать. О чем задумались детские головки после этой десятидневки? И как это отразится на их общественном сознании, когда они повзрослеют? Поживем - увидим.
Наталья Секрет
г. Самарканд
(Материал предоставлен редакцией журнала "Вестник благотворительности - Узбекистан")