ЗА ГРАНИЦЕЙ
ГЕРМАНИЯ
ЦЕНТР ДОБРОВОЛЬЦЕВ ХЕМНИЦА
"Каждый средний житель в Германии из 650.000 отпущенных ему часов жизни использует для работы только 38-48 тысяч часов. Что делать со свободным временем? Каждый пятый немец нашел для себя ответ на этот вопрос: он является добровольцем".
В Германии работает огромное число некоммерческих организаций - около 70 тысяч. На добровольных началах в них занято свыше 2 миллионов человек. Согласно данным недавнего исследования, каждая марка, вложенная в развитие такого рода организаций, дает отдачу в виде социальных услуг стоимостью 6 марок. А вся добровольная работа этих групп может
быть оценена в 75 миллиардов марок в год! Без таких людей Германия стала бы гораздо беднее. Но она может быть еще богаче, ибо другое исследование показало, что каждый второй житель Германии, еще не вовлеченный в добровольный труд, готов принять участие в работе той или иной некоммерческой организации. Что останавливает людей - это обилие потенциальных мест приложения, о которых они не имеет ни малейшего представления. Именно поэтому необходимы структуры, помогающие людям сориентироваться в бесконечном множестве общественных организаций. Наш корреспондент в Германии Андрей ВЕРБИЦКИЙ беседует с руководителем Центра добровольцев города Хемница Вероникой ФОРСТЕР.- Госпожа Форстер, как бы Вы в двух словах охарактеризовали миссию Центра добровольцев?
- Мы рассматриваем наш Центр как организацию, способствующую формированию у людей новых интересов и ценностей, развитию нового опыта, способностей и компетенций, взятию на себя ответственности за персональное и общее дела. А, попросту говоря, мы соединяем организации
и волонтеров, гармонизируем отношения между ними.- Какими были первые шаги Вашего Центра?
- Мы провели в городе несколько информационных и дискуссионных мероприятий, разъясняющих важность добровольного труда. Параллельно разослали в некоммерческие организации около 700 писем с разработанным вопросником. Откликнулось около 200 организаций. Интересно, что из 200 спортивных обществ откликнулось всего 2! На основании полученных ответов мы составили картотеку потребностей, которая предлагается приходящим к нам
волонтерам. В настоящее время мы постоянно получаем от организаций запросы на волонтеров. В картотеке, наряду с общими данными по организации, содержится информация об организации и условиях работы добровольца: место и описание работы, квалификационные требования, рабочее время, испытательный срок. Имеются также данные о том, когда и с кем из сотрудников должен встретиться доброволец, впервые приходящий в организацию, как долго следует ожидать решения организации относительно зачисления добровольца, к кому доброволец может обратиться в конфликтных ситуациях. Также организация может сообщить особые требования к волонтеру, если они имеются: возраст, пол, религия. Важный раздел - сведения о возмещении понесенных расходов, страховании сотрудников, обучении, а также дополнительная информация о формах признания добровольцев.- Каковы итоги работы Центра за год?
- За год в Центр обратились 149 человек, 74 из них устроены в соответствии с их пожеланиями и предложениями некоммерческих организаций. К сожалению, у нас не хватает времени отследить, насколько прочными оказались отношения организаций и волонтеров. Интересная статистика: три четверти всех потенциальных волонтеров - женщины, около 15 процентов - пенсионеры. Работающие составляют менее 20 процентов, а школьники и студенты - чуть больше 5 процентов. Более половины добровольцев - безработные. Отмечено, что одним из мотивов добровольцев является поиск новых возможностей для дальнейшего трудоустройства, переориентация на рынке труда.
- Какие еще мотивы движут добровольцами?
- Боюсь, не сделаю никакого открытия, но могу назвать следующие мотивы: признание, обретение уверенности в собственной значимости и полезности, радость от совместного труда и добрых дел. Новые знания и опыт. Меньше изоляции и больше контактов. Многие добровольцы хотят помогать другим, так как сами столкнулись с подобной бедой. Другие недовольны ходом общественного развития и стремятся как-то его улучшить. В любом случае, добровольчество позволяет человеку расширить горизонты своей жизни за профессиональные или семейные рамки, помогает ему открыть в себе новые возможности - и расти, расти, расти.
- В каких организациях, и по каким направлениям были "трудоустроены" добровольцы?
- Наши добровольцы работают в молодежных клубах и домах по уходу за престарелыми, в организациях инвалидов, в центрах общения, в пунктах раздачи одежды и продуктов питания, на телефоне доверия. Кстати, в этой организации только один штатный сотрудник - профессиональный психолог, непосредственно на телефоне доверия работают исключительно добровольцы. Наши волонтеры направлены в "Каритас", "Диакония" и другие крупные благотворительные союзы, прочие социальные учреждения, государственные структуры, партии, церковные общины, спортивные общества. Направления должностных обязанностей
волонтеров следующие: социальная служба, культура, ручной труд, образование, управленческая работа в бюро, спорт, политика.- Какова ваша деятельность в отношении другой стороны - некоммерческих организаций?
- Одна из целей Центра - помочь организациям сформировать политику в отношении добровольцев, создать атмосферу взаимного доверия и уважения между добровольцами и постоянными сотрудниками. Основное - разделить задачи, решаемые в рамках оплачиваемой и добровольной работы. Добровольцы должны рассматриваться организацией не как источник бесплатной рабочей силы, позволяющей экономить финансовые ресурсы, но как дополнительный источник идей и душевного отношения к подопечным. Ведь главное стремление добровольцев - совершить доброе дело, приносящее удовлетворение. Поэтому работы, планируемые для выполнения добровольцами, должны обеспечивать повышение качества жизни обслуживаемых клиентов. Например, есть смысл направлять в дом престарелых добровольцев не для того, чтобы они заменяли штатных работников, например, в мытье коридоров, а чтобы они могли обеспечить общение с пожилыми людьми, на которое у штатных работников часто не остается времени. Порой бывает так, что доброволец приходит в организацию, а сотрудники начинают смотреть на него, как на конкурента, который метит на их место. Это может стать причиной конфликта. Кроме того, нередко доброволец не знает, к кому он должен обращаться, если возникнут какие-то вопросы или идеи. В этих целях Центр организует информационные встречи и семинары для организаций. Нельзя забывать и о таких вещах, как конкретное рабочее время, четкие задания, безопасность труда, возможность приобретения новых знаний, компенсации за понесенные в процессе добровольной работы расходы. Для этого мы разработали образец договора между добровольцем и некоммерческой организацией. Очень важно обеспечить признание добровольца, его вклада в общее дело.
- Что такое "признание" добровольца?
- Любая организация, принимающая добровольца, должна ответить на вопрос: "А что мы можем дать волонтеру?". Иными словами, мотивы каждого конкретного добровольца должны быть удовлетворены. Немаловажно, в частности, выдавать волонтерам свидетельство о том, где, когда, сколько и в качестве кого он работал. Наряду с этим мы начали развивать общественное признание волонтеров. Так, в прошлом году в Международный день волонтера группе наиболее активных добровольцев, рекомендованных организациями, была выражена благодарность от бургомистра. Такие мероприятия, кроме непосредственного признания, способствуют развитию идеи добровольчества, привлечению новых волонтеров.
Контактный телефон Центра: 49 (371) 6004860
Факс: 49 (371) 6004862
СПРАВКА "ВБ"
Несколько месяцев назад в Хемнице проходила дискуссия с участием ведущих некоммерческих организаций по вопросам развития добровольчества. Участники встречи отметили, что для полноценного развития волонтерства необходимо следующее: признание добровольчества (в том числе, и в сфере производства, и в семье) как общественно необходимого и важного труда; признание волонтерского труда в качестве стажа при приеме на работу; отметки о добровольной работе в школьных аттестатах и прочих свидетельствах об окончании каких-либо курсов; признание многолетнего волонтерства в качестве пенсионного стажа; улучшение страхования волонтеров со стороны организаций, в которых они работают; безусловное возмещение всех расходов, понесенных добровольцами в процессе выполнения своих обязанностей; улучшение обучения и консультирования волонтеров; целевое образование для волонтеров, выполняющих квалифицированную работу; пресечение использования труда волонтеров исключительно в качестве средства экономии денег; привлекательность волонтерства для безработных (в настоящее время безработным не разрешается работать в качестве волонтеров более 15 часов в неделю!).
Были внесены также предложения по решению указанных выше проблем:
1. Выработать платформу для сотрудничества крупных благотворительных объединений и прочих некоммерческих организаций по поддержке добровольчества.
2. Учредить коммунальный фонд поддержки добровольчества, который должен складываться из средств города, пожертвований и вкладов некоммерческих организаций. Средства должны использоваться на поощрение волонтеров, например: оплата проезда в общественном транспорте; посещение культурных мероприятий и учреждений; участие в курсах и прочих образовательных мероприятиях; средства для совместных мероприятий добровольцев.
3. Поддержка со стороны города особо отличившихся волонтеров: благодарность и признание со стороны руководства города; освещение их работы в СМИ; ежегодное празднование Дня волонтера.
ДОСЬЕ "ВБ"
3.500 местных групп, входящих в структуру "Каритас", насчитывают 80.000 добровольцев, причем 12.000 из них работают в группах более 10 лет. Однако 30-летние встречаются крайне редко: средний возраст добровольцев - 60 лет.
В 1996 году был создан первый в Германии Центр добровольцев при "Каритас". Сейчас их насчитывается 16, причем на территории бывшей ГДР - только два. В 1997 году в городе Хемнице (во времена ГДР - Карл-Маркс-Штадт) был создан Центр добровольцев, который "не успел" вписаться в этот модельный проект, однако получает в его рамках полную информационную и методическую поддержку.
Одним из инициаторов создания хемницкого Центра добровольцев выступила Вероника Форстер, инженер по образованию. Последние 7 лет она работала в качестве волонтера в благотворительной организации "Вокзальная миссия", помогающей пассажирам, попавшим в беду или имеющим материальные или физические затруднения. Центр занимает 2 комнаты в здании, принадлежащем Диаконии. В одной комнате - бюро, в другой - что-то среднее между кафе и небольшим залом для совещаний. Здесь происходит вся работа с приходящими в Центр волонтерами. В кафе периодически организуются завтраки для одиноких людей, которые объединяют себя в дальнейшем в группы по интересам. По словам Вероники Форстер, Центр добровольцев - это еще и мастерская социальных проектов, мастерская будущего.
Финансирование Центра осуществляется из нескольких источников: 80 процентов бюджета покрывается за счет благотворительных отчислений от лотереи "Спираль счастья", остальные 20 поступают от учредителей ("Каритас" и "Диакония"). Кроме того, биржа труда обеспечивает небольшой зарплатой еще двух сотрудниц в рамках программы трудоустройства длительно неработающих. В ближайших планах работников организации – лоббирование городских властей в целях финансирования Центра добровольцев из местного бюджета.