¤Сердце - Богу, руку - человеку¤. Таков девиз Армии спасения, международной
христианской благотворительной организации, отличающейся жесткой дисциплиной,
наличием боевого устава и знамени, тем, что прихожане и проповедники носят
форму и подчиняются своему генералу. К тому же они не пьют, не курят, не
употребляют наркотиков, не играют в азартные игры.
¤Мы не добровольцы, ибо мы должны...¤
Поначалу организация, созданная в 1865 году в Лондоне, была типичной христианской миссией. Ее основатель - пастор методистской церкви Уильям Бут обладал даром увлечь слушающих словом Божьим, поселить в их сердцах веру в справедливость и раскаяние в собственных грехах. В 1878 году миссия была преобразована в Армию спасения.
Спутницей и единомышленницей Бута стала его супруга Кэтрин, названная впоследствии ¤матерью Армии спасения¤. В созданную Бутом организацию она привнесла ряд идей по структуре, принципам деятельности и доктрине.
До своего обручения в 1852 году, в 23-летнем возрасте, супругам пришлось испытать горе и нужду. Уильям с 16 лет заменял умершего отца, Кэтрин страдала тяжелой болезнью, приковавшей ее к постели на несколько лет.
Будучи в свои 20 лет вполне сложившимися и серьезными людьми, сочувствующими чужой боли и страданию, они выбрали для проповеди Евангелия не добропорядочных прихожан, а сброд из беднейших кварталов Йорка, Шеффилда, Лондона: ¤Пока на свете существует хоть один пьяница, пока по улицам ходит хоть одна несчастная падшая женщина, пока остается на земле хоть одна человеческая душа, живущая во мраке, лишенная света Божьего, я буду бороться, я буду бороться до конца¤.
¤Трудно наслаждаться богослужением, когда у тебя замороженные ноги¤
Легко и приятно говорить о Спасителе и его любви к людям с теми, кто сыт, обут, одет. Рассуждать о сути христианского учения с образованной и культурной публикой. Не замечать нужды и грязи, вдохновенно подняв глаза к небу.
¤Мы квартирами не занимаемся, мы душами занимаемся¤, - ответил на вопрос паломницы о том, где можно переночевать, один современный батюшка. И, увы, так отвечает нередко не только он.
Такого рода разделение труда во все времена вызывало протест честных пастырей всех христианских конфессий. Вспомним Иоанна Кронштадтского, который, будучи чтимым в народе ¤святым чудотворцем¤, вел активную социальную работу, выступая идеологом создания Домов трудолюбия и Обществ народной трезвости. Ежедневно он кормил тысячи нищих. В его руки стекались огромные пожертвования на благотворительность - до миллиона рублей в год. И все раздавалось до копейки. Его усилиями в Кронштадте был устроен Дом трудолюбия со школой, мастерскими приютами для детей и взрослых.
Мать Мария (Скобцева), принявшая монашество вдали от родины, начала
свою проповедь с мытья полов в грязных и убогих жилищах русских эмигрантов
в Париже. Только после этого отчаявшиеся и циничные люди стали прислушиваться
к ее словам. Внимать Слову Божию. Она, православная христианка, как будто
знала слова протестантского проповедника Уильяма Бута:
¤Бессмысленно говорить о любви Божьей с голодным человеком до тех пор,
пока вы не привели ему доказательство этой любви, накормив его!¤
Мало пользы проповедовать Евангелие людям, чьи мысли и чувства сконцентрированы на борьбе за хлеб и крышу над головой. Воры, проститутки, душегубы плакали и искренне раскаивались, слушая Бута. Но многие новообращенные возвращались к своим прежним занятиям. Им нужна была протянутая рука - рука помощи и поддержки.
¤Руку - человеку¤
В первые годы своей деятельности миссия открывала в бедных кварталах
Восточного Лондона лавки, где самые неимущие могли купить дешевую еду -
хлеб, суп, мясо.
В 70-80-е годы прошлого века Армия спасения основала в Лондоне ряд
благотворительных учреждений: ночлежные дома, приюты для инвалидов, мастерские
для безработных. В ночлежке каждый потерявший жилье и работу мог получить
хлеб и кров за символическую плату. Деньги можно было заработать в мастерской.
Бут считал, что милостыня развращает работоспособного человека, толкает
его к апатии и безделию. В заведении не было того тюремного режима, который
сложился в государственных работных домах. К посетителям относились с состраданием
и участием.
В 30-е годы, основываясь на результатах практической деятельности, Бут разработал систему социальной помощи. Она подразумевала:
создание в районах, населенных беднотой, общин самопомощи, руководимых сильной, пассионарной личностью, иногда из тех же люмпенизированных кругов;
создание подобных ¤колоний¤ в сельской местности или отъезд в колонии третьего типа - заморские. Их предполагалось организовать на купленных Армией землях. Первые ¤колонии¤ возникли в Канаде, Австралии, Южной Африке. Для трудоспособных;
систему помощи больным, инвалидам, одиноким матерям, осиротевшим детям, то есть нетрудоспособным, через посещение их ¤сестрами и братьями милосердия¤ из Армии спасения. Поддержку моральную и материальную.
Основная особенность учения заключается в том, что Бут не освобождал людей от ответственности за их греховную жизнь, а требовал искупления через служение таким же обездоленным: ¤Для исправления мошенника нужен мошенник¤. Поэтому бывшие преступники, бродяги, алкоголики становились солдатами Армии и зачастую успешнее других исполняли свой социальный долг.
Структура и масштабы деятельности требовали больших затрат. Генерал считал, что помощь должна исходить от правительства, промышленников, банкиров и добровольцев.
Правительство начало оказывать материальную поддержку уже в 90-е годы. Немалые сборы давали практикуемые Кэтрин уличные собрания в богатой части Лондона. Проводилась и так называемая ¤неделя самоотречения¤, когда сочувствующие движению отказывали себе в чем-то приятном, но не обязательном (сладости, пудинги и т.п.), чтобы сэкономленные фунты пожертвовать бедным. В этом есть глубокий смысл, поскольку ты не просто ¤даешь деньги¤, а как бы ¤делишься¤, соучаствуешь. Сбор пожертвований шел прямо на улицах и давал колоссальные результаты. В первую неделю было собрано 5 тыс. фунтов.
Еще один источник доходов Армии - это ¤обет бедности¤, который должен принять ее солдат, отказавшись от праздности, роскоши в еде, одежде и устройстве жилья.
Среди особенностей Армии спасения было уникальное для религиозной и политической жизни Англии XIX века равноправие женщин и мужчин (с 80-х годов прошлого века и до настоящего времени женщины составляют более половины офицерского состава). Забавно рассматривать фотографии добропорядочных английских ¤бабушек¤ в форменных шапочках с вуалью. Они сделаны так, чтобы головы их носительниц не пострадали от камней и бутылок, летящих из пьяной, разнузданной толпы. Ведь в 70-80-е годы трактирщики, держатели питейных заведений, создали в Лондоне специальное ¤скелетное¤ войско, которое вступало в бой с участниками религиозных (антиалкогольных) процессий. ¤Спасительницы¤ подвергались гонениям, избиениям, арестам за ¤участие в беспорядках¤.
Уникально и отношение к детям в семьях ¤спасенцев¤. У них, маленьких солдат, тоже есть форма и обязанности.
Развитие социальных служб
С самого начала супруги задумали свою организацию как космополитическую, стремящуюся содействовать осуществлению христианской идеи о братстве всего человечества, в котором все люди - ближние. Эта идея и лояльное отношение к особенностям национальным и религиозным помогли Армии спасения завоевать к концу XIX столетия многие страны Европы, подготовив миссию для отправки в Америку, Австралию, Индию.
К концу века в рядах Армии работало около 10 тыс. человек, в число которых не входили ¤добровольцы¤. ¤Спасенцы¤ брали на себя решение самых трудных социальных задач. Так, в Индии они, облачившись в одежду бедняков и изменив свои имена на национальные, вели работу среди неприкасаемых.
В 1887 году в Канаде открывается первый приют для женщин-алкоголичек.
Затем в Швеции и Новой Зеландии создаются поселения (что интересно - на
островах, в полной изоляции) для мужчин-алкоголиков.
В 1883 году в Австралии была организована первая группа спасения заключенных.
Она действует столь успешно, что со временем заключенным, с одобрения городских
властей, дали возможность самим сделать выбор - тюрьма или приют Армии
спасения.
В Англии в это время открываются приюты для бывших заключенных, в которых
занимаются социальной адаптацией людей с большим ¤сроком¤, им предоставляется
жилье и работа до лучших времен.
В 1887 году проводится кампания помощи заключенным женщинам. С этих
пор ¤спасенцы¤ посещают тюрьмы во многих странах мира и поддерживают бывших
зэков.
Жестокость и насилие по отношению к молодым девушкам, попавшим теми
или иными путями в публичные дома или на улицу, побудили Кэтрин Бут приютить
у себя этих несчастных. Затем она перешла к более активным действиям с
целью изменить существующее законодательство. Написала ряд статей
в прессу, адресовала письма королеве Виктории и премьер-министру Великобритании.
Петиция, под которой стояло 343 тыс. подписей, была свернута в свиток длиной
более 2 км и доставлена в парламент в открытой повозке.
Благодаря этой эпатажной акции, закон, карающий тюремным заключением
за совращение девушек моложе 16 лет, был принят с поразительной быстротой.
В Англии и других странах начали открываться приюты для падших женщин.
Сначала в Лондоне, затем по всему миру появились дома матери и ребенка для одиноких работниц, а также родильные приюты.
В 1887 году Бут, увидев сколько мужчин и женщин ночует на улице, приказал: ¤Идите и сделайте что-нибудь!¤ В течение нескольких недель был организован большой приют и центр раздачи пищи в Паймхаузе, вскоре открылись и другие.
В 1895 году в Лондоне открывается приют для девочек, подвергшихся растлению; в 1901 году - для детей, брошенных родителями, так называемое ¤Гнездо¤.
В 1907 году был создан первый центр борьбы с самоубийствами для оказания помощи людям, попытавшимся свести счеты с жизнью. Здесь они не встречали порицания и религиозного негодования, отношения к себе как к преступникам, что было свойственно той эпохе. Поэтому сюда люди приводили своих близких. Вскоре в каждом полицейском участке офицер Армии начинает вести учет потенциальных самоубийц и передает информацию в центр для дальнейшей душеспасительной работы.
Перед началом первой мировой войны Армия спасения имела на службе свыше 79 тыс. офицеров, которые работали в 59 странах мира. В ее ночлежных домах, школах, больницах находилось 37 тыс. постоянных призреваемых, 1 115 - в детских домах и 1 173 - в приютах для женщин и девочек.
Для сравнения приведем цифры отчета одного из четырех крупнейших российских благотворительных обществ полугосударственного, полуобщественного характера - Императорского Человеколюбивого общества за 1908 год:
В ночлежных домах призревалось 1 317 человек, в школах - 5 635, в больницах-стационарах - 2 816, родильниц и младенцев - 1 779, амбулаториях - 139 832, в заведениях бесплатных и дешевых квартир - 2 114. В бесплатных столовых ежедневно получали обеды 2 917 человек, в домах трудолюбия - 156 243.
Путь в Россию
Руководителей Армии спасения и лично Уильяма Бута привлекала Россия, представлявшая для них необъятное поле деятельности. В 1907-1909 годах Армия начала прокладывать сюда путь. К этому времени в империи были осведомлены об успехах ¤спасенцев¤. Однако существовал ряд ¤но¤, мешавших работе миссии в России.
Боязнь уличных собраний и шествий, привлекающих голытьбу и увеличивающих возможность массовых беспорядков и волнений, - вполне объяснима после событий 1905 года. Небеспочвенны были и опасения по поводу политического влияния, нарушения законов российской империи, религиозных распрей между христианами и нехристианами в многонациональной стране, конфликта с официальной Церковью. Можно предположить также, что дореволюционная Россия сама по себе имела столь мощный благотворительный потенциал и внутренние ресурсы, что значительно сужало поле деятельности Армии спасения.
Практически все методы и формы социальной работы, выработанные Бутом и его солдатами, широко практиковались в России: существуют Попечительства о трудовой помощи, всевозможные общества трезвости, приюты для падших девушек. Проводится массовый сбор средств для неимущих и больных во время благотворительных акций национального масштаба - ¤Белой ромашки¤, ¤Ржаного колоса¤, ¤Красного яичка¤ - на улицах и в церквах. Устраиваются благотворительные концерты, балы, аукционы в помощь жертвам голода, наводнений, неурожаев и т.п. Активно работают городские попечительства о бедных, комитеты помощи на дому и посещения лежачих больных. Помощью детям и проблемами нищих занимаются крупнейшие филантропические общества - Императорское Человеколюбивое общество, Ведомство учреждений императрицы Марии, и городские власти (комитет по разбору нищих), и частные лица, создавшие Лигу спасения детей и просто добрые люди, берущие в свой дом на воспитание детей-сирот.
Однако с началом военных действий Россия испытывает острую нужду в организации действенной и мобильной помощи раненым, беженцам, семьям погибших воинов, сиротам и детям, потерявшим родителей при эвакуации.
Так начинается благородная миссия Армии спасения в России, насильственно прекращенная в марте 1922 года большевиками. Полковник Карл Ларссон, покидая в 1918 году Петербург по рекомендации шведского консула произнес: ¤Наступит день, когда Армия спасения придет в Россию. Вероятно, это будет без меня. Но придут другие и исполнят то, что не удалось нам¤.
От редакции: Говоря об Армии спасения, мы сознательно опускаем содержание доктрин и символику (форма, герб, щит, флаг), не касаемся построения организации, не беремся оценивать их с точки зрения законности или целесообразности, останавливаясь исключительно на социальной работе ¤спасенцев¤.
О деятельности Армии спасения в дореволюционной России и о ее возвращении
в 1991 году в Россию постсоветскую читайте в следующем номере ¤ВБ¤.
Сведения об авторе: Светлана Ольман - независимая исследовательница,
журналист