Труд, образование, здоровье

Хоткина З. А. Женщина на рынке труда и просто на рынке (Права женщин в сфере неформальной занятости) // Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания (по результатам анкетного опроса) / МЦГИ, Ин-т социально-экономических проблем народонаселения РАН. Т. I. М., 1998. С. 217-234.
 
В начало документа
В конец документа

Хоткина З. А.

Женщина на рынке труда и просто на рынке (Права женщин в сфере неформальной занятости)


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

По данным З.Куприяновой и Л.Хахулиной, в 199697 гг. "дополнительно к основной работе подрабатывали 23% квалифицированных и 4% неквалифициро ванных рабочих, 18% специалистов, 10% служащих и 4% руководителей" (Куприянова, Хахулина 1998: 25).

В условиях дефицита рабочих мест в городе устроиться на рынок можно только через знакомых. Процедура найма на работу наиболее полно описана в интервью хозяина с условным именем Гиви:

"Всех продавцов я набирал только по рекомендаци ям. Подружки и продавцы моих земляков приводили людей и ручались, что они хорошие люди, честные и не подведут. Желающих было очень много, можно было выбирать, как и сейчас".

Хотя установление равновесия между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда относится к числу чисто экономических механизмов, важную роль в этом процессе играют социально-психологические и личностные мотивы. Спрос на труд удовлетворяется через сложные сети межличностных отношений и коммуникаций (связи, рекомендации). Механизм связей здесь один из главных, но не менее важны и другие внеэкономические элементы - дружеские симпатии, степень лояльности кандидатов. Таким образом, отбор "своих" работников становится процессом в большей степени социальным, нежели индивидуально -психологическим, и опирается он на коммуникативные структуры, статусные и властные соображения (Радаев 1997: 196).

Многие молодые хозяева-мужчины предпочитают набирать в качестве продавцов "своих" молодых девушек, часто из своего круга и состоящих с ними в близких отношениях. Такая практика характерна для набора работников в мелкий частный бизнес во всем мире, и рыбинский рынок, где такой тип отношений очень распространен, не является исключением. У каждой третьей из беседовавших со мной девушек хозяином был "свой парень". Замужним женщинам на рынок устроиться трудно, а у тех, кто все-таки устроился, нередко возникают проблемы в семье:

"Я замужних стараюсь не брать. Вначале брал, но были проблемы. Как-то пришел муж, стал скандалить, "что мою жену соблазняешь!"! А чего ее соблазнять? Она сама ко мне лезла. Муж - пьянь, зарплата - смех, она женщина молодая, симпатичная, ей пожить хочется, а я что, возражать буду?" (Гиви).

"Когда я была замужем, между хозяином и моим мужем были довольно напряженные отношения. Не скрою, он иногда старался нас поссорить. Но несмотря ни на что, наши отношения с хозяином остались дружескими" (22 года, разведена, имеет маленького сына, на рынке торгует хозтоварами).

Отношения с хозяином остались дружескими, чего не скажешь об отношениях с мужем. Деньги - относительно легкие для хозяев и тяжелые для продавщиц, не только спасают, но и разрушают их семьи.

Система формальных и неформальных связей, существующих на рынке, с одной стороны, препятствует свободному движению кадров, а с другой - облегчает найм и увольнение работников.

Порядок найма и увольнения

Оформление трудовых отношений между хозяином и продавцом не перегружены излишними формальностя ми и, как правило, нарушает налоговое и трудовой законодательство:

"Когда я только беру человека и еще плохо его знаю, то мы составляем на каждый день доверенность: "Я, такой-то, доверяю такому-то реализовать свой товар бесплатно" - это, чтобы не платить налог с его/ее зарплаты. Такие договора действительны, хотя и бывают сложности с налоговой инспекцией. Когда человек проработает 3-4 месяца и я увижу, что он хороший продавец, я оформляю на него предприни мательское удостоверение и лицензию. Налоги плачу за него сам, все проблемы с администрацией и властями тоже мои" (Гиви).

Если учесть, что на Гиви работают 10-12 человек и, по его словам, не задерживаются у него более 8-12 месяцев, становится очевидным, что половину срока их работы он не платит налоги с их зарплаты.

Предпринимательское удостоверение и лицензию (патент на право торговли) выдают в городской администрации. В этот отдел всегда стоит очередь из тех, кто "хочет стать предпринимателем", т. е. получить соответствую щие документы; "производство предпринимателей" поставлено на поток. Документы, с которыми в мэрии знакомят новоиспеченных предпринимателей, очень подробно описывают, сколько и за что они должны платить. Это "Решение собрания представителей Рыбинского муниципального округа от 04.06.97 № 67 "Об установлении на территории Рыбинского муниципального округа местных налогов и сборов", а также документы, касающиеся акцизных товаров и "Положение о порядке взимания сбора за право торговли". Во всех этих документах речь идет о правах администрации (на взимание налогов и сборов) и нигде - о правах людей, которые будут осуществлять данный вид деятельности.

Продавец, имеющий предпринимательское удостоверение, заключает с хозяином договор, в котором указаны паспортные данные обеих сторон, условия оплаты и режим труда. Формально это договор двух предпринимателей, которые имеют одинаковые юридические свидетельства и по документам они как бы равны. На самом же деле они заведомо не равны, так один из них - хозяин, а другой - наемный работник. В таком договоре якобы равных сторон нет пункта об обращении в суд в случае нарушения договора одной из сторон. Этот документ представляет собой хитрую уловку для снятия с хозяина ответственности за нанятого им работника, за соблюдение трудового законодательства об условиях и оплате труда. Но, как было указано выше, даже такие договора имеют далеко не все продавцы, а лишь работающие достаточно продолжительное время.

Кроме описанных выше, никаких других документов или трудовых книжек у нанятых на работу продавцов нет. Они полностью бесправны и беззащитны в случае трудовых споров, конфликтов или даже самодурства хозяина. Однако, несмотря на высокий уровень образования, редко кто пытался отстаивать свои права. Лишь одна из проинтервьюированных девушек попыталась поговорить с хозяином о несправедливости его действий, когда ей была вдвое снижена заработная плата только на том основании, что у хозяина появились финансовые проблемы. Реакция была, естественно, отрицательной и ей было предложено уйти. Подружки, которые ее рекомендовали и работали вместе с ней, хоть и возмущались за спиной "босса", но протеста открыто не поддержали. Как свидетельствуют интервью, большинство женщин старается отношений с хозяином не портить и всячески ему угождать. Попавшим в немилость меньше платят или увольняют. Процедура увольнения чрезвычайно проста и незаконна:

"Покричу, поругаюсь, что торгует плохо, ворует, опаздывает, зарплату срежу - она и уходит".

Итак, приходят на рынок только по знакомству, а уходят сами. Подать в суд на хозяина за самодурство, клевету, недоплату или сексуальные домогательства, которым, по мнению интервьюируемых, "подвергаются многие", пока никто не пытался. Бесправие работниц на рынке доведено до предела. Такое положение характерно для сферы неформальной занятости не только в России. По результатам обследований МОТ, в Великобритании в конце 80-х годов 55% тех, кто трудился неполный рабочий день (а это в основном женщины), не пользовался основными правами трудового законодательства (см.: Трудовой мир 1993 :6).

Условия и содержание труда

Торгуют на рынке в основном с 8 до 17 часов, но чтобы получить товар для продажи и отсортировать его, если речь идет о скоропортящихся фруктах и овощах, то надо приходить на работу на час-полтора раньше. И уйти можно только после того, как товар убран и сдана выручка, что тоже требует времени. В результате рабочий день растягивается до 10-12 часов. Выходной - один день в неделю и к тому же чаще всего не в субботу или воскресенье, которые являются самыми удачными для торговли, а в будни. Так что о соблюдении законодательства о труде здесь говорить не приходится, но жаловаться некому.

Те, кто совмещает работу на рынке с занятостью в госсекторе, работают не каждый день. Медсестры, например, дежурят по ночам, а днем "стоят" на рынке. Кстати, о терминологии: подобно тому как о домохозяйках, тянущих весь воз домашней работы, говорят, что они "сидят дома", так и о продавщицах, которые выполняют на рынке много тяжелой работы, говорят, что она "стоит на рынке". В обеих этих выражениях явно сквозит недооценка женского (в основном женского) труда. Сошлемся еще раз на данные З. Куприяновой и Л. Хахулиной: "дополнительная работа занимает у работников в среднем около 15-17 часов в неделю. У молодежи до 25 лет этот показатель равен 18 часам" (Куприянова, Хахулина 1998: 26).

Условия труда на рынке известно какие: зимой - холодно, летом - жарко. К тому же практически все продавщицы жаловались на то, что работа тяжелая, таскать сумки, коробки, ящики приходится всем, но особенно тем, кто торгует овощами и фруктами. Эта работа не только тяжелая, но еще и грязная. Но и другие вынуждены таскать тяжести, когда приходит машина с товаром или если у хозяина нет места на складе. Например, продавщица парфюмерии, которая подрабатывает на рынке летом, когда детский сад - место ее постоянной работы, - закрывается на летние каникулы, рассказывала, что она ежедневно таскает домой и обратно на рынок тяжелую сумку с мылом, кремами, духами и пр.

"Зимой на рынке очень холодно, девушки застуживают придатки и начинают часто болеть. В случае болезни надо предупредить хозяина и он "продаст место" на пару дней. Если болеешь дольше, возьмут другую, поэтому все стараются скорее вернуться на работу. Никаких больничных, конечно, не платят. Летом от жары бывают тепловые удары, ожоги кожи" (28 лет, имеет сына 9 лет, работала воспитательни цей в детском саду, но его закрыли и теперь она работает на рынке).

Хозяева практически не обеспечивают продавцов никаким торговым оборудованием; девушка, продававшая одежду, говорила, что вешалки и цепочки для развешива ния одежды, тент от дождя, сумки, пакеты - все это нужно покупать самой. За медицинские справки, которые необходимы торгующим продуктами питания, тоже надо платить самой, а это равно сумме недельного заработка. Подобные расходы сокращают и без того мизерную зарплату продавщиц.

Работа в основном несложная и специальной подготовки не требует, надо быть только внимательным, уметь считать и таскать тяжести, а еще ладить с хозяином и покупателями, среди которых не все имеют ангельский характер. Продавщица электронных игр рассказывала, что раньше она очень переживала, когда покупатели с негодовани ем возвращали некачественный товар, которого среди дешевой электроники много, а теперь - привыкла, "закалилась". Но есть и обратная сторона "медали", о которой она упомянула - "нервы испортились".

И все же большинству опрошенных работа на рынке нравится, им интересно работать с людьми, общаться, пробовать свои силы и "примерять" разные социальные роли. Для молодых на рынке возникает своеобразная "ниша общения": общие интересы, личные связи, нужные знакомства. Трое из интервьюированных девушек говорили, что они приходят на рынок "пообщаться", даже когда у них свободное время. Роль общения в трудовой сфере достаточно хорошо изучена. Известно, что оценка рабочего места с точки зрения коммуникативных возможностей занимает вторую позицию после материальной (экономической) его ценности (см., напр.: Радаев 1997: 204). В результате сочетания этих двух важных факторов: возможности заработать реальные деньги и возможности общаться и приобретать новые связи, работать на рынке стало престижно. Как сказала в интервью одна из медсестер, подрабатывающая на рынке, "на работе ей завидуют, а мама гордится ее умением зарабатывать деньги".

Установление уровня и форма оплаты труда

Проблема вознаграждения за работу наиболее острая и сложная, ведь все наемные работники пришли на рынок в основном из-за денег. На первый взгляд может создаться впечатление, что на рынке в оплате труда продавцов царит "уравниловка". Многие из опрошенных говорили, что "они получают как все". В действительности разница в оплате труда самых низкооплачиваемых и самых высокооплачиваемых продавцов на Сенном рынке достигает десятикратного разрыва и более. А кроме того, по мнению хозяев, всегда еще есть возможность "подворовывать".

Вопрос о деньгах, также как и о сексуальных домогательствах, относится к числу латентных, не все и не со всеми будут говорить на эту тему. Однако нам удалось выяснить, что расхождения в уровне и формах оплаты труда продавцов значительно варьируют. У хозяев есть множество экономических и внеэкономических рычагов усиления эксплуатации своих наемных работников, от простого принуждения работать за низкую плату (по принципу "не хочешь - не работай") до материального стимулирова ния "хороших" продавцов. Широко применяется на рынке система так называемых "скрытых контрактов", которая "позволяет, начав с оплаты труда ниже среднего рыночного уровня, впоследствии его превысить" (Радаев 1997: 205).

В период исследования на рыбинском Сенном рынке использовались, как минимум, четыре формы оплаты труда: фиксированная "ставка" оплаты за день; оплата в виде процента от дневной продажи (выручки) и два вида смешанной оплаты: (1) до определенного уровня продаж выплачивалась фиксированная сумма денег, а в случае превышения "дневной нормы" начислялся процент от величины этого превышения; (2) выплачивалась фиксированная месячная зарплата и к ней добавлялся процент с продаж. Все остальные варианты зависели от симпатий и антипатий хозяина к данному работнику, продолжительности и качества его работы, выгодности и цены продаваемого товара, а также покупательского спроса. В цифровом выражении это выглядело следующим образом: минимальную дневную заработную плату в сумму 5 тыс. руб. (здесь и далее имеются в виду неденоминированные рубли), т.е. менее 1 долл. в день, получала продавщица электротоваров, у которой отношения с хозяином "не сложились":

"Сначала мы договорились, что он будет платить мне по 10 тыс. (около 2 долл.) в день, а если я наторгую более, чем на 200 тыс. в день, то 5 процентов с этого превышения. Потом у него возникли трудности и он с каждым разом все уменьшал и уменьшал процент. Потом сказал, что если я не наторгую 200 тысяч, то будет платить 5 тысяч. Я сказала, что я не виновата, что товар не продается и что невозможно стоять целый день на морозе всего за 5 тысяч. Он ответил: "Не хочешь - не стой". Но я все равно стояла, ведь деньги-то нужны" (медсестра, 22 года, на рынке подрабатывает уже более двух лет, торгует электротоварами).

Далее...