Право

Баллаева Е. А. Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России / МЦГИ. М., Проект ''Гендерная экспертиза''. М., 1998.
 
В начало документа
В конец документа

Баллаева Е. А.

Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Еще одной модой стало широкое применение в женских консультациях ультразвукового исследования плода. В ряде регионов УЗИ применяется уже как обязательная процедура. Между тем об отсроченных последствиях применения этого метода известно достаточно мало. И повсеместное его применение поэтому по крайней мере сомнительно.

Распространенный взгляд на беременность и роды как на медицинскую проблему сопровождает для женщины процесс вынашивания плода и разрешения от бремени всевозможными страхами. Состояние неопределенности, ожидание непредвиденных осложнений, боли - это эмоциональный фон опыта беременности и родов, передаваемого женщинами от поколения к поколению. Как отмечают американские исследовательницы, современная организация медицинской помощи при беременности и родах отдает приоритет "ускорению эффективного обслуживания как можно большего числа женщин, а не определению адекватного проведения родов в каждом отдельном случае. Этот производственный подход... зафиксирован в учебных пособиях по организации деятельности медицинских учреждений" (52). В результате, большое число родов протекает с осложнениями и различными патологиями. По сравнению с 1989 годом число осложненных родов по состоянию на 1995 год увеличилось на 61,3% (30).

"Поточный" подход к оказанию медицинской помощи в беременности и родах, наряду с недостаточным финансированием, сопровождается инновациями, которые в условиях России отрицательно сказываются на качестве медицинского обслуживания. Так, во многих родильных домах, следуя западным методикам, ликвидировали младенческие отделения. Объясняют это необходимостью создания условий для эмоционального привыкания женщины к материнству, а также уменьшения риска инфекционного заражения новорожденных. В результате уровень инфекционных заражений не снизился, а качество послеродовой медицинской помощи женщинам ухудшилось (51).

Как правило, женщин выписывают из родильного дома домой раньше срока, ослабленных и недолеченных. Причем особенностью системы оказания медицинской помощи в беременности и в родах является то, что врач-гинеколог, наблюдающий женщину в дородовый и послеродовой период, не несет никакой ответственности перед ней за то, как пройдут роды, и наоборот, акушер и гинеколог не отвечают впоследствии за то, как отразились роды на здоровье женщины в послеродовой период. Преемственность здесь отсутствует. Как правило, врачи полагаются на записи в медицинской карте. Но качество этих записей в условиях ограниченности времени, отведенного на прием, при отсутствии компьютеров и оргтехники, заведомо невысокое.

Большинство женщин лишены возможности выбора медицинского учреждения. Сравнительно приемлемые условия дородовой и послеродовой помощи и помощи в родах в частных или ведомственных клиниках доступны очень немногим. Но и в них качество оказываемых услуг не всегда удовлетворяет женщин.

Общим недостатком системы медицинской помощи в беременности и в родах является также игнорирование столь важных для женщины духовных сторон деторождения, ее конкретных нужд и проблем, и полная зависимость от врача, медицинского учреждения, органов здравоохранения.

2.4. Новые репродуктивные технологии

Достижения науки, связанные с оплодотворением "в пробирке" (in vitro), возможности вмешательства в развитие плода с помощью методов генной инженерии, клонирова ние и др. способны изменить отношение женщины к беременности и родам. Уже сейчас тысячам женщинам новые репродуктивные технологии помогают в лечении бесплодия и, стало быть, расширяют возможности "позитивно го" решения вопроса о материнстве.

Однако в настоящее время все эти технологии стоят чрезвычайно дорого. Они практически недоступны для боль шинства женщин. Более того, использование репродуктив ных технологий в частных и государственных медицинских центрах часто служит для извлечения прибыли, а хорошо известно, что прибыль не всегда является индикатором общественной полезности, особенно если речь идет об услугах в сфере медицины. Нельзя исключить, что репродуктивные технологии могут в ряде случаев навязываться женщинам как единственно возможный способ лечения бесплодия.

Еще одна социальная цена внедрения новых репродуктивных технологий - это возрастание морального давления на женщину. "Нас заставляют почувствовать себя ущербными или никчемными, если мы не можем родить "собственных" детей, - пишут Р.Хаббард и У.Санфорд. - Хотеть ребенка и не иметь его - это настоящая трагедия. Но общество взваливает на нас дополнительную ношу. Не является ли это причиной того, что некоторые женщины готовы пойти на любые болезненные, унизительные, отнимающие массу времени процедуры, чтобы только иметь ребенка?" (52). И это характерно не только для Америки, но также и для нашей страны. Вспомним, как недавно средства массовой информации, а за ними и обыватели, злорадно обсуждали неудачную операцию по подсадке эмбриона у известной звезды эстрады.

Но в связи с новыми репродуктивными технологиями возникает опасность распространения нового способа эксплуатации плодовитости женщин посредством так называемого "суррогатного" материнства, когда женщине подсаживается эмбрион с целью рождения ребенка вместо природной матери. При этой процедуре одна женщина - суррогатная мать - вынашивает ребенка, которого потом другая женщина воспитывает как своего собственного. Понятно, что суррогатное материнство влечет за собой множество социальных, юридических и моральных проблем. "Сильные опасения вызывает тот факт, что женщинам предлагается "сдать внаем" свое тело почти на год, чтобы заработать деньги", - пишут американские исследова тельницы (52).

В любом случае суррогатное материнство будет способствовать расширению одного из самых отвратитель ных видов торговли - торговли детьми и обогащению торговцев.

Наконец, следует упомянуть еще один вид репродуктивной технологии - предварительный выбор пола будущего ребенка. Известно, что половая селекция рассматривается некоторыми сторонниками ограничения численности населения как одно из средств снижения рождаемости. Они утверждают, что снижение числа девочек в одном поколении позволит сократить рождаемость и в последующих поколениях. Р.Хаббард и У.Санфорд приводят такие факты: "В Китае специалисты разработали метод диагностики пола через сорок семь дней после зачатия; для этого исследуются эмбриональные клетки, взятые с помощью соскоба с шейки матки во время беременности. Они предлагают делать аборт в первой трети беременности с целью выбора пола и "помощи женщинам, которые думают о планировании семьи" (52). При обследовании 100 беременных женщин из 46, носивших девочек, 29 предпочли сделать аборт, а из 53, у которых должны были родиться мальчики, аборт сделала только одна. Какое же давление должны были испытывать эти женщины и как относиться к собственной жизни, чтобы не "планировать" рожать девочек?" (52).

К счастью, в силу целого ряда причин, преимуществен но экономических, высокие технологии в России не получили пока широкого распространения. Поэтому социальные последствия их применения пока не обнаружились в полной мере. Но тем не менее, учитывая практику их применения, не лучше ли направить те деньги, которые выделяются на финансирование исследований в этой сфере, на профилактическое обслуживание и медицинскую помощь, которая доступна всем женщинам?


2.5. Правовое регулирование отношений,
связанных с беременностью и родами

Право на медицинскую помощь в беременности

и в родах, а также в послеродовой период

В корпусе российского законодательства есть закон, непосредственно регулирующий права женщины на материнство. Как мы показали ранее, "право самостоятельно решать вопрос о материнстве" Статьей 36 "Основ законодательства об охране здоровья граждан" отождествляется только с правом на искусственное прерывание беременно сти. Поэтому можно говорить о том, что материнство, а также беременность и роды легализуются в российском праве опосредованно , через законы, содержание которых затрагивает материнство, беременность и роды в той или иной степени.

Поскольку преобладающим в общественном сознании подходом к беременности и родам является медицинский, то основным законом, определяющим правовые нормы оказания медицинской помощи в беременности и в родах, а также в послеродовой период, являются "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" .

Статья 23. Права беременных женщин и матерей.

Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Государство гарантирует беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до трех лет полноценное питание, в том числе в случае необходимости, обеспечение их продуктами через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ, правитель ствами республик в составе Российской Федерации.

Особенность правового регулирования права беременных женщин и матерей на медицинскую помощь состоит в том,


что законодатель рассматривает их в контексте прав на медицинскую помощь "отдельных групп населения" - таких как "несовершеннолетние", "военнослужащие", "граждане пожилого возраста", "инвалиды", "лица, заключенные под стражу". Логика законодателя понятна: во всех этих случаях имеют место специфические или чрезвычайные обстоятельства оказания медицинской помощи. Однако законодатель здесь регулирует не только права женщин на медицинскую помощь. Он одновременно дает правовую квалификацию дееспособ ности лиц, входящих в категорию "отдельных слоев населения", рассматривая ее как - по тем или иным причинам - ограниченную . И правовые последствия закона на самом деле шире: беременность и роды как таковые расцениваются как "болезнь" или, по крайней мере, как особое - "ненормаль ное" (или "отклоняющееся от нормы") - состояние организма. Не случайно в медицинских документах беременность квалифицируется как "диагноз"! При этом медицинский документ является основным для женщины, и практически все правовые гарантии действуют при наличии этого документа! Однако если "беременность" и "роды" есть нечто вроде болезни, то, следуя логике Закона, нужно признать, что беременная женщина в чем-то не совсем "нормальна", и ограничения, с которыми она сталкивается, например, при приеме на работу или в других ситуациях, в чем-то даже оправданны. Можно далее предположить, что поскольку каждая женщина, не достигшая 50 лет, как бы "потенциально беременна", то есть, подвержена риску привести свой организм в "ненормальное" состояние, то ограничения дееспособности женщины можно распространить и на то время, когда женщина не беременна, т.е. расценивать их как перманентные.

Такой подход к беременности существовал на протяжении столетий, и именно он служил во многих цивилизаци ях основанием для правовой дискриминации женщин. С тем, что он не изжит в нашем обществе до настоящего времени, сталкивается на практике каждая женщина. Любой самый маленький начальник при устройстве на самую непрестиж ную работу не сочтет за грех поинтересоваться: "А дети у вас есть? Сколько?". И если женщине меньше сорока, а детей меньше двух или нет вообще, опасность, что под любым предлогом в устройстве на работу ей откажут - вели

ка. По этой причине женщины старались обзаводиться детьми на студенческой скамье или в аспирантуре (пока есть время!), откладывали переход на другое место работы до лучших времен (после родов, после того как ребенок подрастет по крайней мере до года!) чтобы уменьшить риск отказа при устройстве на работу по основаниям, не имеющим прямого отношения к их квалификации.

До тех пор пока право женщины на материнство не будет урегулировано непосредственно , беременность и роды будут существовать только в правовом пространстве прав на охрану здоровья, и стало быть будут интерпретироваться как болезнь, а женщины - как особый "слой населения" , этой болезни подверженный.

Конечно, признание за женщиной права на материнство, не означает, что право на медицинскую помощь при беременности и родах, малосущественно. Напротив. Но это право является следствием права на материнство и не может служить основанием гарантий в трудовых отношениях и социальных гарантий. Пока же получается так, что "медицинское законодательство" подчиняет себе и трудовое право, и социальное.

На практике, в случае нарушения прав беременных женщин и кормящих матерей, совершенно бесполезно апеллировать к этой статье. Ибо более подробно эти гарантии и порядок их правового обеспечения сформулированы в других законах. Например, в случае нарушения права на перевод на более легкую работу, зафиксированное в Статье 164 КЗоТ для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, женщина знает, что она может обратиться в: Органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, включая Генерального прокурора (Статья 244 КЗоТ); может обжаловать действия работодателя в суде, и согласно Статье 249 КЗоТ,

Должностные лица, виновные в нарушении законодатель ства о труде и правил по охране труда, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда или в воспрепятствовании деятельности профессиональных союзов, несут ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную) в порядке, установленном законодательством.



Но чем обеспечена "работоспособность" Статьи 23 "Основ законодательства об охране здоровья" ? Только Статьей 69 - Право граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья.

Действия государственных органов и должностных лиц, ущемляющие права и свободы граждан, определенные настоящими Основами, в области охраны здоровья, могут быть обжалованы в вышестоящие государственные органы, вышестоящим должностным лицам или в суд в соответствии с действующим законодательством.

Так зачем же необходимо было законодателю дублировать (в купированном виде) уже существующие в корпусе законодательства нормы? Понять эту логику можно, только если допустить, что социальное содержание "беременности" и "родов" определяется им сквозь призму физиологии и даже патофизиологии.

Социальные гарантии по месту работы

Правовые нормы социальных гарантий в связи с беременностью, родами и рождением ребенка по месту работы женщины регулируются Кодексом законов о труде.

Законодатель прежде всего определяет право женщины на время беременности и период после рождения ребенка перейти на более легкую работу:

Статья 164. Перевод на более легкую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет.

Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо они переводятся на другую работу, более легкую и исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.

До решения вопроса о предоставлении беременной женщине другой, более легкой и исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов работы она подлежит освобождению от работы с сохранением сред

него заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств предприятия, учреждения, организации.

Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет (в ред. Указа Президиума ВС РФ от 29.09.87, Закона РФ от 25.09.92 № 3543-1).

Далее...