Право

Баскакова М. Е. Равные возможности и гендерные стереотипы на рынке труда / МЦГИ. Проект гендерная экспертиза. М., 1998.
 
В начало документа
В конец документа

Баскакова М. Е.

Равные возможности и гендерные стереотипы на рынке труда


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Таблица 3.

Значения индекса диссимиляции в различных профессиональных группах для занятых, безработных и исходной совокупности.

 

Таким образом, можно сделать следующий вывод: чем престижнее профессиональная группа, тем больше она закрывается для женщин, тенденции к "равенству" тем больше, чем наименее престижна профессиональная группа. Но к этому ли стремится прогрессивное человечество?

Существующая сегодня статистика труда пока не позволила нам описать основные характеристики профессиональных групп, по которым заняты мужчины или женщины, однако, соответствующие исследования, проведенные в советский период показывали, что женщины были заняты преимущественно по профессиям с низким потолком профессионального роста, плохо оплачиваемым (кроме этого, женщины существенно отставали по уровню квалификации). И именно эти особенности профессионально квалификационной структуры работающих женщин в наибольшей степени определяли отставание женщин от мужчин по уровню оплаты труда.

В настоящее время негативные оценки общего положения женщин в сфере занятости и на рынке труда не позволяют нам надеяться на положительные изменения в качестве профессиональной структуры работающих женщин.

Прием на работу

Дискриминация женщин (равно как и мужчин) при приеме на работу, часто начинается уже с момента подачи работодателем объявления об имеющейся вакансии. Иллюстрацией этого тезиса могут стать соответствующие объявления, публикуемые в средствах массовой информации. В подавляющем большинстве из них указывается пол, возраст потенциального работника, а иногда еще и требования к его внешности (последнее, как правило, печатается, если работодатель стремится нанять на работу женщину).

Дискриминационные объявления печатают не только отдельные предприятия и организации, но и практически все негосударственные агентства по трудоустройству населения, такие например, как "Антонина", "Комус-Персонал", "Соцэкон". Дурной пример - заразителен. Иностранные фирмы, корректные и законопослушные у себя на родине, в нашей стране тоже не стесняются публиковать тексты аналогичные следующему "Сотрудник представительства (нем. фирма сбыт транспорт. средств): муж.30-40 лет,.." (газета "Работа для вас").

Засилье дискриминационных объявлений о свободных вакансиях, печатающихся в самых разных газетах (практически во всех), объясняется главным образом отсутствием четкой нормы в трудовом законодательстве, запрещающей публикацию такого рода материалов.

О дискриминации женщин при приеме на работу свидетельствует также статистика трудоустройства безработных после прохождения ими курсов по обучению и переобучению. Так среди безработных, у женщин доля тех, кто не смог трудоустроится после окончания учебы, выше чем аналогичная доля у мужчин ( в 1993 г. у женщин этот показатель составлял 13,3%, у мужчин - 10,7%) (17, с.142).

Увольнение с работы

Анализ российского трудового законодательства показывает, что на сегодня формально существует защита женщин от дискриминации при увольнении с работы. Однако, на практике это не мешает работодателям при всех прочих равных условиях увольнять женщин чаще, чем мужчин.

На существование практики дискриминационного увольнения женщин указывает тот факт, что женщины чаще, чем мужчины оказываются без работы в связи с высвобождением. Так, по данным Госкомстата РФ, в 1993 году среди безработных женщин 30,7% были уволены в связи с высвобождением, среди мужчин - только 20,2%. В то же время среди безработных женщин только 32,3% уволились по собственному желанию, среди мужчин - 43,4% (17, с.205). По данным социологических исследований, проведенных РОМИР, 13% уволенных женщин считают себя жертвами дискриминации.

Проверки органов Рострудинспекции, проведенные в 1994-1996 гг., показали, что сегодня все шире распространяются правонарушения, связанные с незаконным увольнением женщин в период нахождения их в отпусках по беременности и родам, по уходу за детьми. Чаще всего такие правонарушения допускаются при реорганизации предприятий или при смене их собственника.

В ходе этих проверок выявлено также, что массовым явлением стало отправление работников и, в первую очередь, женщин в отпуск без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, нередко используемые в качестве средства их "выдавливания" с предприятий по собственному желанию с целью избежать компенсационных выплат, предусмотренных законом о высвобождении (29, с.5).

Дискриминация в оплате труда

Проблемы с выплатой заработной платы стоят сегодня крайне остро. И эта проблема - общая для всех наемных работников. В год Рострудинспекция выявляет десятки тысяч нарушений законодательства об оплате труда. Суммы, выплаченные работникам в соответствии с ее предписаниями, в год составляют триллионы рублей. Однако, начиная с середины 1996 года, эффективность действия Рострудинспекции подрывается отменой в новом УК России уголовных мер за незаконные задержки заработной платы и другие грубейшие нарушения трудовых прав граждан.

Кроме общих проблем заработной платы, в стране существуют и специфические проблемы оплаты труда женщин. За последние годы разрыв между средней заработной платой мужчин и женщин постепенно увеличивается, так если в 80-х годах заработная плата женщин составляла 68%-70% заработной платы мужчин, то сегодня (по данным ВЦИОМ), женщины в среднем получают почти в два раза меньше.

Существует множество факторов, определяющих эту разницу. Большинство из них являются косвенно дискриминационными для женщин, например, особенности отраслевой и профессионально-квалификационной структур занятых мужчин и женщин в сочетании с традиционной дифференциацией средней заработной платой по отраслям и профессиям.

На протяжении многих десятилетий в нашей стране существует отставание феминизированных отраслей народного хозяйства по уровню оплаты труда. Несмотря на Указ Президента от 4 марта 1993 г. "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин", где в качестве одной из главных задач было записано "поэтапная ликвидация исторически сложившегося отставания в оплате труда в бюджетных отраслях с преимущественной занятостью женщин", эта дифференциация практически не меняется

Кроме упомянутой выше дифференциации отраслей общественного производства по уровню оплаты труда, имеет место и разница в оплате труда мужчин и женщин, работающих в одной отрасли. Причем разница существует не только в уровне заработной платы, но, что особенно важно, в уровне часовой оплаты труда. Дело в том, что показатель уровня оплаты труда является не совсем корректным для анализа различий в оплате труда мужчин и женщин, поскольку включает в себя и разницу в отработанном мужчинами и женщинами времени. Этого недостатка лишен показатель часовой заработной платы. Его разница у мужчин и женщин является следствием только профессиональной сегрегации внутри одной отрасли и прямой дискриминации женщин.

Итак, из данных обследования заработной платы работников по отдельным профессиям и должностям, проведенного Госкомстатом РФ, следует, что только в одной из 20 обследованных отраслей (металлообрабатывающей промышленности) среднечасовая заработная плата была у женщин выше, чем у мужчин. Правда это превышение оказалось мизерным - всего 2% (пункта). В остальных 19 отраслях часовая заработная плата женщин отставала от часовой заработной платы мужчин. Максимальный разрыв в 2,8 раза был на предприятиях по добыче угля, минимальный - 2 пункта - в народном образовании. Среди отраслей с более низкой часовой заработной платой женщин, достаточно много тех, где преобладает женская занятость, например, текстильная, швейная, обувная, связь, здравоохранение (где, между прочим, разрыв составляет 38 пунктов).

Существует и проблема разницы в оплате труда мужчин и женщин, занятых в одной профессии. Как показали результаты обследования Госкомстатом РФ размеров заработной платы мужчин и женщин, занятых по отдельным профессиям и профессиональным группам, в 11 из 14 обследованных профессий и профессиональных групп, заработная плата у женщин была ниже, чем у мужчин (максимальная разница - в 1,7 раза). К сожалению, отсутствие данных о квалификационном составе мужчин и женщин, занятых в обследованных профессиях, не позволят сделать однозначных выводов о том, в следствии каких причин эта разница имеет место быть. Однако, с большой долей вероятности можно утверждать, что в основном это негативное явление возникло из-за разницы в квалификационном составе мужчин и женщин. В то же время нельзя исключать и фактор прямой дискриминации.

6. ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

Демократизация российского общества и экономические реформы, проводимые в России и призванные перевести экономику страны на рыночные отношения, постепенно перекраивают систему норм и ценностей современного общества соответственно этим процессам. Изменения естественно коснулись стереотипов и практики участия женщин в экономике. И в этом отношении российское общество находится сегодня где-то в начале пути от своеобразного социалистического патриархата к эгалитарным отношениям.

В ситуации "переходного периода" крайне важной становится разработка и реализация государственной политики равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин в сфере занятости. В то же время, при разработке такой политики необходимо помнить, что причины дискриминации женщин в сфере занятости и на рынке труда лежат не только в этой, но и других сферах, и, в первую очередь - в семье.

Именно поэтому, на наш взгляд, политика равных прав и возможностей для мужчин и женщин обязательно должна включать в себя как минимум три блока:

1. Информационная поддержка политики равных прав и возможностей для мужчин и женщин в сфере занятости и на рынке труда (включая обратную связь)

Одним из важнейших элементов механизма реализации политики равных прав и возможностей для мужчин и женщин должна стать государственная статистика. Требования, предъявляемые к этой статистике одновременно просты и сложны: она должна быть оперативной и адекватно отражающей проблемы положения женщин во всех сферах жизнедеятельности. Ведь только на основе государственных данных можно оценить остроту проблем, их динамику, эффективность принимаемых законов, программ и пр. Сегодня оценить истинные масштабы дискриминации по признаку пола в сфере занятости (равно как и в других сферах жизнедеятельности) не представляется возможным. Без знания реального положения дел в этой области практически невозможна разработка корректных конкретных программ, мероприятий и законодательных нововведений. А в случае, если их каким-то образом все-таки разрабатывают и внедряют - нельзя оценить их эффективность ни социальную, ни экономическую.

Преодоление этого информационного вакуума возможно при условии организации информационно-статистического мониторинга ситуации в области положения женщин в России, создание которого, на наш взгляд, прямая обязанность государства, вытекающая из положений Конвенции ООН "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" и других международных документов в данной области.

Альтернативой (или добавлением) предыдущему предложению может стать создание профсоюзной гендерной статистики труда.

К проблеме отсутствия "обратной связи" с принимаемыми решениями, то есть, тем мероприятиям, которые позволили бы отслеживать воздействие законодательных решений и оценивать их эффективность, относится также и проблема закрытости от общественности докладов Правительства РФ по выполнению ратифицированных Россией Конвенций МОТ №№ 100, 111 и других в той или иной степени регламентирующих положение женщин в сфере занятости (сегодня к ним присоединилась и Конвенция № 156). Необходимо добиваться гласного обсуждения (с привлечением ученых различных специальностей и неправительственных женских организаций) докладов Правительства РФ по выполнению ратифицированных Россией Конвенций МОТ, которые должны посылаться в МОТ регулярно один раз в четыре года (по примеру обсуждения доклада Правительства РФ "О выполнении Конвенции ООН "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин") или хотя бы опубликования этих отчетов в Белой книге. Тем более, что ратификация Конвенции МОТ № 111 предусматривает необходимость включать в такие отчеты список мероприятий, направленных на поощрение равенства возможностей в отношении труда и занятий с целью искоренения всякой дискриминации и результатов, которые были достигнуты с помощью этих мероприятий. В случае публикации таких отчетов, у российской общественности наконец появится возможность по достоинству оценить усилия государства и правительства в деле выполнения хотя бы международных обязательств по отношению к женщинам.

2. В сфере занятости и на рынке труда

Корректировка российского трудового законодательства с целью сделать его гендерно нейтральным, приведение его в соответствие с Конвенцией МОТ "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями", ратифицированной в 1997 г.

Законодательное введение экономического стимулирования использования отпуска по уходу за ребенком обоими родителями (например, введение законодательной нормы, в соответствии с которой один из супругов может находиться в отпуске по уходу за ребенком не более, чем n месяцев).

Разработка программы распространения информации об изменениях трудового законодательства при его переходе к гендерно нейтральному и разъяснение сути этих изменений.

Введение системы законодательных положений, исключающих дискриминацию по признаку пола и семейного положения в сфере занятости и на рынке труда на всех этапах взаимодействия работника и работодателя (с момента подачи объявлений о вакансиях).

Установление в государственном секторе экономики четкой взаимосвязи оплаты труда и его ценности и сложности (на основе соответствующих исследований).

Создание и реализация программ развития и поддержки женского предпринимательства (с обязательной оценкой эффективности выполнения этих программ).

Создание механизма установления факта дискриминации по признаку пола, возраста и пр. и возмещения ущерба гражданам, подвергнувшимся дискриминации.

Организация контроля силами органов Рострудинспекции за выполнением уже существующих антидискриминационных статей трудового законодательства.

Рассмотрение возможности введения мер позитивной дискриминации для женщин и устранения эффектов прошлой дискриминации.

Разработка мер по сокращению отраслевой и профессиональной сегрегации (включая обучение, программы профессиональной подготовки и переподготовки, профессионального продвижения женщин и пр.), включающие перечень конкретных мероприятий и механизмы оценки эффективности их реализации.

3. В сфере семейно-брачных отношений

Корректировка законодательства, регламентирующего имущественные права в сфере семейно-брачных отношений, с целью обеспечения (в случае развода) материальной защиты в старости супруга, выполнявшего неоплачиваемые домашние обязанности.

Разработка и реализация программы по достижению равных возможностей мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности и, в первую очередь, с почти равного распределения родительских обязанностей.

Разработка гендерно нейтральных программ воспитания и обучения в детских дошкольных и школьных учреждениях.

Стимулирование, в том числе и законодательными мерами, более равномерное распределение родительских и семейных обязанностей.

Распространение в средствах массовой информации, в том числе, и в рекламе, позитивных примеров отцовской ответственности и равномерного распределения семейных обязанностей между супругами (партнерами).

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. - М.: Издательство "Права человека", 1996.

2. Бильшай В.Л. Решение женского вопроса в СССР. - М.: Госполитиздат, 1959.

3. Груздева Е.Б. Совмещение женщинами профессиональной и семейной ролей: проблемы и пути их решения. В кн. "Интеграция женщин в процесс общественного развития". - М,1994.

4. Елизаров В.В., Джанаева Н.Г., Затонских Н.А. и др. Семейная политика в СССР и России. В кн. "Домохозяйство, семья и семейная политика". - М., 1997.

5. Ельцин Б.Н. "Россия: человек, семья, общество, государство. Программа действий на 1996-2000 годы", - М.,1996.

6. Женщина в меняющемся мире. - М.: Наука, 1992. Женщины и гендерные проблемы в странах с переходной экономикой: взгляд ЮНИСЭФ (UNICEF), 1995.

7. Женщины и социальная политика (гендерный аспект). - М.: ИСЭПН РАН, 1992.

8. Использование женского труда в народном хозяйстве. Под ред. Карпухина Д.Н. - М.: НИИ труда, 1976.

9. Серебренников Г.Н. Женский труд в СССР. М - Л. Госсоцэкиз, 1934.

10. Социально-экономические предпосылки сокращения рабочего времени для работающих женщин, имеющих малолетних детей (проблемы и перспективы). Тезисы доклада. - М.:НИИ труда, 1983.

11. Киселев И.Я. Трудовое право в условиях рыночной экономики: опыт стран Запада. - М.: ИНИОН РАН, 1992.

12. Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы.

13. Концепция Государственной программы улучшения положения женщины, семьи, охраны материнства и детства. - М., 1992.

14. Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. - М., 1997.

15. Котляр А.Э., Турчанинова С.Я. Занятость женщин в производстве. - М.: Статистика, 1975.

16. Машика Т.А. Занятость женщин и материнство. - М.: Мысль, 1989.

17. Нейл Смелзер. Социология. - М.: Феникс, 1994.

18. Ленин В.И. Великий почин.

19. Основные показатели по статистике труда - .М.,1995.

20. Работающие женщины в условиях перехода России к рынку. - М.: ИЭ РАН, 1993.

21. Результаты выборочного обследования населения по проблемам занятости за последнюю неделю марта 1996 г.

22. Рональд Дж. Эренберг, Роберт С. Смит. Современная экономика труда (Теория и государственная политика). - МГУ, 1996.

23. Российское трудовое законодательство. Сборник новых нормативных актов по состоянию на 15 ноября 1996 года с комментарием (в 2-х томах). - М.: ИНФРА*М-НОРМА, 1997.

24. Рощин С.Ю. Занятость женщин в переходной экономике России. - М.:ТЭИС, 1996.

25. Семья в современном европейском обществе. - М., 1996.

26. Смирнов С.Н. Демократия в России невозможна без социальной политики. - Мир России № 2, 1997.

27. Социальная политика ЕС. Прошлое, настоящее, будущее.- М.: АЕ-ВИС, 1996.

28. Справка о состоянии соблюдения законодательства о труде и охране труда женщин на предприятиях и в организациях РФ (за период 1.1.1995-1.10.96 гг.)

29. Справка о состоянии соблюдения законодательства о труде и охране труда женщин на предприятиях и в организациях РФ (в 1994-1995 годах).

30. Федеральная целевая программа содействия занятости населения РФ на 1996-1997 годы.

31. Хоткина З.А. Гендерная асимметрия в сфере занятости. В кн. "Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай 96". - М., 1996.

32. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения . - ВЦИОМ № 5, 1996.

33. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.

Далее...