Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории. Документальные материалы). М., РИК Русанова, 1998.
 
В начало документа
В конец документа

Айвазова С. Г.

Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории.


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

 

* * *

Так формировалась новая советская реальность. В соответствии с изначальными идейными установками официальной пропаганды женщине отводились в ней две роли - "труженицы" и "матери". На протяжении всех лет существования социализма эти роли оставались для нее обязательными. Они обеспечивали ей статус гражданки. Однако интерпретация этих ролей менялась от этапа к этапу социалистического строительства, получая соответствующее закрепление в нормах права, в конституционных уложениях, декретах и указах.

Скрытой пружиной перемен была потребность так или иначе создать условия для совмещения этих ролей.

Дело в том, что вплоть до сего дня идеально совместимыми они могут быть разве что на бумаге, в реальности же профессиональная активность женщины зачастую противоречит ее материнским обязанностям и наоборот. Семья, ее уклад либо снимают это противоречие, либо делают его предельно острым. Заявив, что традиционная семья есть институт, где закладываются неравные отношения между полами, и что труд на благо общества гарантирует свободу и равенство каждого гражданина независимо от его пола, социалистическое государство противопоставило семье другой институт - трудовой коллектив. Государство провозгласило намерение обеспечить женщинам и детям "социальную защиту" - вместо той, что давали прежде семья и ее глава, отец, муж. "Товарищеская солидарность" трудового коллектива, заменяя традиционные семейные отношения, должна была позволить женщине легче совмещать эти противоречивые роли и обязанности.

В этом ключе трактовали новые социальные отношения между полами первые советские законодатели. Уже через месяц после революции женщины России были свободны от всех ограничений в отношении детей и имущества при расторжении брака. Они получили право свободно избирать профессию, место жительства, получать образование, а также право на равную оплату за равный с мужчинами труд. Принятая в июле 1918 года первая советская Конституция закрепила политическое и гражданское равноправие женщин и мужчин. В 1920 году было легально признано право женщин на аборт. Гражданский кодекс РСФСР 1918 года, а вслед за ним Закон о браке, семье и опеке 1926 года устанавливали в качестве единственно законного брак гражданский. И это в России, где до того времени юридическую силу имел только церковный брак. К тому же, по новым правилам акт регистрации сводился к сугубо статистической операции по учету вступающих в брак. Столь же простой предусматривалась и процедура развода. Это была действительно революционная перетряска всех основ общественной жизни, совершенно необходимая новой власти для ее самоутверждения.

Но уже во второй половине 20-х годов эта тенденция начинает меняться, правда, очень медленно и постепенно. Наступало время индустриализации, коллективизации, "великих строек" социализма, которому нужны были дешевые рабочие руки женщин. И страна их получила. Женский труд стал символом этой эпохи. Но государство не сумело оплатить взятых на себя обязательств ни по развитию социальной инфраструктуры, а вместе с ней - службы быта, ни по воспитанию детей. Не сумело, в том числе, и по сугубо экономическим причинам. И потому власти постепенно стали приходить к выводу о необходимости пересмотреть прежние подходы к семье, а следовательно, и к роли и назначению женщины в обществе. К этому подталкивало и другое обстоятельство: ослабление семейных устоев отрицательно воздействовало на демографическое сознание, что вело к резкому снижению рождаемости и угрожало нормальному воспроизводству населения. А первое и поначалу единственное в мире социалистическое государство с момента своего возникновения жило ожиданием войны и потому не могло позволить себе резкого падения рождаемости. К середине 30-х годов ситуация в этом плане становится критической, что сразу же находит отражение в законодательстве.

В 1936 году знаменитая сталинская Конституция торжественно провозгласила: "В СССР решена задача огромной исторической важности - впервые в истории на деле обеспечено подлинное равноправие женщин". Она гарантировала: "Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов". Конституция особо подчеркивала: "Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами"108.

Параллельно с Конституцией 27 июня 1936 года был принят документ иного характера и иной направленности. Речь идет о постановлении ЦИК и СНК СССР "О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и некоторых изменениях в законодательстве об абортах". Это постановление фактически подводило черту под прежней практикой и теорией "свободной любви" и "свободной семьи". Государство начинало брать под свою опеку семью "как ячейку общества". Это был знак стабилизации социалистического строя. Овладевшее обществом государство нуждалось в прочной опоре, в устойчивых социальных связях и отношениях, которые всегда и везде обеспечивает семья. С началом второй мировой войны эта необходимость становится первоочередной потребностью, и, чтобы удовлетворить ее, 8 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принимает указ, согласно которому "только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов"109.

Этот указ значим во многих отношениях. Прежде всего, он фиксировал уже происходивший в государственной политике решительный поворот в подходе к социальным отношениям между полами, к семье и браку. Указ предельно жестко обозначал неравенство женщины в том случае, если она решалась на внебрачную связь и свободную любовь, которую до того времени почти четверть века культивировала социалистическая идеология. Запрещалось даже добровольное установление отцовства в таких союзах, и вся ответственность за внебрачную близость, вся тяжесть ее последствий целиком и полностью ложилась на женщину и рикошетом - на рожденных ею детей. Кроме того, все свободные фактические браки приравнивались к внебрачным связям. Государство, отказываясь признать их, снимало с себя обязательства по социальной защите таких семей.

Ряд дополнительных мер, принятых после указа, в развитие его духа, резко усложнил процедуру развода и изменил отношение к нему. Развод стал считаться признаком "моральной неустойчивости" гражданина. Он влек за собой неприятные последствия, такие, например, как административные или партийные взыскания, а иногда и исключение из партии, что означало конец любой карьеры. Эти обстоятельства, с одной стороны, резко ускорили процесс институционализации советской семьи, а с другой - скорректировали гражданский статус женщины. В обмен на признание ее свободы и равенства государство отныне ожидало от женщины исполнения ролей не только труженицы и матери, но и основной воспитательницы своих детей, хранительницы советской семьи, верной жены, берущей на себя все бремя забот о доме.

Таким образом, провалившее курс на "революцию быта" государство перекладывало на плечи женщин заботу об этом "быте" и легализовало "двойную нагрузку", которую и без того уже несла "свободная и равноправная" женщина. Правда, государство обещало всемерно способствовать развитию социальной инфраструктуры. Но не "здесь и сейчас", а "со временем", постепенно, после осуществления других первоочередных задач, стоящих перед обществом: индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, реформ 60-х годов и т.д. А пока в качестве компенсации за двойную нагрузку женщинам предоставлялись дополнительные, "охранные" права и льготы, такие, в частности, как оплачиваемые отпуска по беременности и родам, пособия на детей.

Анализируя последствия этого "виража" социалистического законодательства, важно отметить, что после принятия новых ориентиров советская семья осталась асимметричной, в ней рельефнее обозначилась фигура матери, функция которой многократно усложнилась. Мать отвечает за рождение и воспитание детей, за быт семьи, несет на себе весь домашний труд и, помимо этого, материально поддерживает семью своей зарплатой. В большинстве советских семей зарплаты мужа было недостаточно, чтобы обеспечить даже минимальный прожиточный уровень. Реформа школьного образования, осуществленная в военном 1943 году и предусматривавшая раздельное обучение мальчиков и девочек, еще откровеннее обнаружила радикальные перемены в подходе государства к социальным отношениям между полами. Отныне государство считало нужным уже со школьной скамьи растить и воспитывать детей в соответствии с "естественным" назначением каждого пола: мальчик в этой новой парадигме должен был быть готовым исполнять функции "бойца" - на фронте и в тылу, а девочка - "матери" и "сознательной воспитательницы" детей. "Отец народов" И. Сталин лично руководил этой реформой. Впрочем, реформа никак не повлияла на изменение пропагандистского курса государства ни в отношении гражданских свобод и равноправия женщин, ни в отношении семьи как части большого трудового коллектива, открытой для любого вмешательства государственных институтов. Государство не считало нужным устранять очевидные противоречия в своих пропагандистских установках, которые к этому времени уже обрели форму веры и, как всякий символ веры, могли быть противоречивыми и даже плохо совместимыми.

Только после смерти Сталина этот откровенно патриархатный крен в государственной политике начинает выравниваться, а противоречия в законодательстве о социальном статусе женщин постепенно сниматься и отчасти загоняться внутрь. Как подчеркивала официальная наука, "концепция решения женского вопроса в СССР... базируется на том, что определяющим фактором равноправия женщин в обществе и семье является их участие в общественном производстве". Это участие обеспечивает их экономическую самостоятельность и "служит основой формирования у женщин социально значимых качеств: ответственности за свои действия и за дела коллектива, понимания гражданского долга, ощущения своего единения с обществом, социальной активности. Все это формирует женщину как личность, укрепляет ее престиж в семье"110.

Сформулированная таким образом установка обязывала законодателей решать проблему совмещения принципа свободы и равенства граждан того и другого пола с принципом защиты и укрепления социалистической семьи как базовой ячейки общества. В ответ на этот запрос был предложен целый веер решений, часть из них учитывала опыт законотворчества в этой сфере в "братских" социалистических странах Восточной Европы.

Самыми продвинутыми и последовательными оказались законодатели Германской Демократической Республики. В принятой здесь в 1968 году Конституции статья 20 формулировала положение о равенстве мужчины и женщины во всех областях общественной жизни, а также о том, что государство берет на себя обязанность способствовать повышению профессиональной квалификации женщин. Параллельно статья 38, посвященная охране брака, семьи и материнства, предусматривала помощь многодетным семьям, будь то семья с одной матерью или одним отцом; и независимо от обстоятельств - медицинскую и материальную помощь по беременности и родам. Это была единственная в социалистических странах конституция, отказавшаяся от дифференциации семейных обязанностей по признаку пола. Ее положения были согласованы с действовавшим с 1966 года Кодексом законов о семье. В § 9 этого Кодекса говорилось: "Супруги равноправны. Они живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство. Все вопросы совместной жизни и развития каждого решаются супругами с обоюдного согласия". § 10: "Оба супруга принимают участие в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства"111.

В годы "оттепели", сменившей сталинскую эпоху, в том же направлении стало развиваться и советское право. Реформа образования, предпринятая в 1954 году, восстановила смешанное образование; в 1955 году вновь был легализован аборт, а в 1965 году - значительно облегчена процедура развода, в 1967 году - отрегулировано положение с алиментными обязательствами. А в 1968 году был принят новый, более общий документ - "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье".

Впервые в истории советского законодательства этот документ говорил не столько о долге и обязанностях женщин, сколько об их "правах", и подчеркнуто акцентировал такие понятия как "счастливое материнство и детство", "поощрение материнства" и т.п. Документ настаивал на том, что "советской женщине обеспечиваются необходимые социально-бытовые условия для сочетания счастливого материнства со все более активным и творческим участием в производственной и общественно-политической жизни". Специальная, третья, статья заявляла о "равноправии женщины и мужчины в семейных отношениях". Между тем, эта статья вступала в определенное противоречие с пунктом четвертым статьи первой, где говорилось об особой, "всемерной охране интересов матери и детей", а также со статьей пятой, посвященной более детальной расшифровке этого положения. В этой статье государственная помощь семье трактовалась как помощь "женщине-матери"112.

Итогом законодательных поисков, шедших в этом направлении, стала Конституция СССР, принятая в 1977 году после предварительной широкой дискуссии в обществе. В соответствующих статьях Конституции утверждалось, что статус любого советского гражданина, независимо от его пола, определен двумя его главными функциями - "труженика" и "семьянина". Поэтому одной из центральных тем этой дискуссии стала тема равномерного распределения семейных обязанностей между супругами, т. е. тема эгалитарной, партнерской семьи. Положению о свободе и равноправии женщин была посвящена статья 35, положению о семье - статья 53. Статья 35 провозглашала: "Женщина и мужчина имеют в СССР равные права. Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, в вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин, созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей"113.

Первая строчка этой статьи в выдвинутом на обсуждение проекте Конституции была представлена в другой редакции: "Женщина в СССР имеет равные права с мужчиной". В ходе дискуссии данная редакция была подвергнута критике за то, что права мужчины здесь взяты за эталон, к которому подверстываются права женщины, а потому изменена.

Критики проекта отмечали, что положения статьи 35 о поддержке материнства и детства и льготах женщинам, имеющим малолетних детей, противоречат тексту статьи 53, согласно которому "в семейных отношениях женщина и мужчина имеют равные личные и имущественные права"114. Кроме того, они предлагали дополнить этот текст положением о "равных обязанностях" супругов, однако авторы проекта сохранили в окончательном варианте первоначальный противоречивый текст. Он соответствовал противоречиям общественной жизни и фактической модели советской семьи, которая перестала быть чисто патриархальной, но еще не стала эгалитарной, партнерской.

Для перехода к этому типу семьи следовало одолеть два барьера в официальной идеологии и сформированном ею общественном сознании: отказаться от "классического" советского понятия "женщина-мать", т. е. увидеть, наконец, в женщине полноценную гражданку, для общественного признания которой не нужны никакие дополнительно обозначенные функции, а с другой стороны - признать в мужчине полноценного члена семьи, отца, имеющего те же, что и женщина, права, связанные с рождением и воспитанием детей. Конституция 1977 года, также как и принятые до нее Основы законодательства о браке и семье, этих барьеров не одолела.

Понимая необходимость создать хотя бы внешнюю видимость увязки всех глав и положений Конституции и прочих законодательных актов, трактовавших принцип свободы и равенства женщины, правоведы поясняли, что "равенство женщин и мужчин де-юре никогда не рассматривалось и не рассматривается в Советском государстве как тождество их правового статуса. Простое уравнивание прав не обеспечивает еще подлинного равенства женщин, которые, выполняя в обществе те же функции, что и мужчины, осуществляют еще и свою специфическую функцию - функцию материнства. Отсюда следует, что подлинное равенство женщины с мужчиной возможно лишь тогда, когда женщины, имея все те же права, что и мужчины, наделены еще и дополнительными правами и льготами"115.

Так формировалось советское законодательство, призванное решить женский вопрос и обеспечить подлинное равноправие и свободу женщин в социалистическом обществе. Это было "охранное", льготное законодательство, т.е. по сути законодательство дискриминационное. Но когда в 1979 году ООН принимала Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, советские пропагандисты с гордостью заявляли: "В нашей стране все меры этой Конвенции уже давно полностью осуществлены... Советское законодательство полностью им соответствует, даже значительно превосходит установленные нормы"116.

Как претворялось это законодательство в повседневную жизнь?

Далее...