Социальный статус

Блохина М. В., Панченко Е. В. Гендерные представления студенчества // Женщины. История. Общество / ТвГУ. Тверь, 1999. С 191-193.
 
В начало документа
В конец документа

Блохина М. В., Панченко Е. В.

Гендерные представления студенчества


 

Использование гендерного подхода в социальном и гуманитарном знании приводит к пересмотру многих привычных представлений и истин. Конструирование категории гендера как аналитического инструмента открывает новые исследовательские возможности для изучения общества и культуры, поскольку метафора пола играет роль культурно формирующего фактора.

Философско-культурологический анализ понятия пола выявляет разделение социальных ролей, различий в поведении, в ментальных и эмоциональных установках мужчин и женщин. Не только биологический пол, но и социокультурные нормы определяют в конечном итоге психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть мужчиной или женщиной в обществе - означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями, это означает выполнять те или иные социополовые (гендерные) роли.

Теоретики феминизма обнаружили, что практически все сферы жизни, все социальные институты, нормы, правила, установки отмечены мужской доминантой и андроцентризмом. Прежде всего это относится к власти и собственности, которые находятся в руках мужчин и служат их интересам. Женщины оказываются отчужденными от сферы принятия решений и распределения общественных благ. Сама же власть, по мнению феминисток, отмечена "мужскими" чертами: жестокостью, насилием, агрессивностью. Культ силы как основа власти и господства пронизывает патриархальное мировоззрение, а через него - культуру и социум.

В другой сфере сознания общества - морали - также оказывается возможным обнаружить влияние гендерных представлений и норм. В западной морали доминируют такие ценности, как независимость, индивидуализм, равенство, которые в течение последних нескольких веков считались атрибутами мужчин. Женщине предписываются следующие моральные качества: самоотверженность, самопожертвование, эмоциональность, мягкость, заботливость, преданность семье.

В октябре 1998 г. авторами статьи проведено социологическое исследование с целью выявления гендерных представлений студентов ТГТУ. Было опрошено 135 человек: из них 67 юношей и 68 девушек. Группа вопросов была ориентирована на выявление представлений молодежи о месте и роли женщины в обществе. На вопрос: Считаете ли Вы, что мужчины и женщины в раной мере должны участвовать в общественной жизни? - подавляющее большинство юношей и девушек ответили положительно. Возможность активного участия женщин в политической и общественной жизни респонденты обосновали равенством прав и способностей мужчин и женщин. На вопрос: Допускаете ли Вы, что президентом России будет женщина? - 54% девушек ответили "да", 28% - "нет", 55% юношей ответили "нет", 36% - "да". На вопрос: Желаете ли Вы этого? - 37% девушек ответили "да", 21% - "нет", всего 7% юношей ответили "да", 54% - "нет". На вопрос: Как Вы относитесь к феминизму? - 56% девушек и 18% юношей ответили положительно, 28% юношей ответили отрицательно, остальные выразили нейтральное отношение.

Один из блоков вопросов анкеты имел целью выявление представлений молодежи о семейных ролях. На вопрос: Может ли женщина заниматься работой и домом без ущерба для какого-либо из занятий? - 49% девушек и 52% юношей ответили положительно, 35% девушек и 24% юношей ответили отрицательно. На вопрос: Должен ли муж брать на себя большую часть заботы о доме, если жена имеет перспективы роста по службе? - 75% девушек и 42% юношей ответили "да", 9% девушек и 31% юношей ответили "нет". По мнению большинства опрошенных, при условии равенства шансов сделать карьеру мужу и жене, выбрать карьеру должен муж. Главой семьи, по мнению 67% юношей, должен быть муж; большинство девушек (75%) считают, что власть и влияние в семье должны быть распределены между супругами поровну.

Блок вопросов анкеты был посвящен определению проективной самооценки респондентов в иерархии семейных ролей. Студентам было предложено ранжировать в порядке предпочтения следующие самооценки:

Я - глава семьи

Я - мужчина (женщина)

Я - муж (жена)

Я - отец (мать)

Я - семьянин (хозяйка)

Первое место в этой иерархии и юноши и девушки отвели самооценке "Я - мужчина (женщина)". Для девушек характерна большая степень самоидентификации с ролями жены и матери, для юношей - особая значимость роли главы семьи, девушки не претендуют на эту роль.

Ответы респондентов на вопрос: Какие качества необходимы мужу и жене для создания благополучной семьи? - продемонстрировали сходство представлений юношей и девушек об идеальном образе мужа и жены. Женщина, по мнению большинства студентов, должна быть хозяйственной, доброй, уступчивой, нежной, женственной, "уметь хитрить", обладать терпением, верностью, заботливостью. Мужчина же должен обладать умом, мужественностью, ответственностью, предприимчивостью, уверенностью в себе, целеустремленностью, трудолюбием и быть материально обеспеченным. Качества, необходимые в равной мере как мужчине так и женщине для семейной жизни, - любовь, взаимоуважение, взаимопонимание, доверие, честность, способность к компромиссу.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

- в студенческой среде сохраняются патриархальные представления о гендерных ролях;

- гендерная асимметрия проявляется в большей степени в сфере семейных отношений;

- юноши отдают предпочтение традиционным моделям поведения мужчины и женщины, демонстрируя большую консервативность, чем девушки.

Представляется целесообразным продолжить исследования в данном направлении: изучить гендерные представления молодых пар, имеющих различный стаж семейной жизни, а также представителей других возрастных категорий.