Семья, планирование семьи

Чечот Д. М. Социология брака и развода. Л., Знание, 1973. С. 1-34.
 
В начало документа
В конец документа

Чечот Д. М.

Социология брака и развода


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

В возникающих ссорах сплошь и рядом виноватыми оказываются обе стороны, а в некоторых случаях ответственность за ненормальные отношения с родителями или родственниками падает исключительно на молодых. Так или иначе желательно, чтобы молодая семья имела свою собственную жилую площадь, чтобы она сама, своими руками создавала свой домашний очаг. Предоставление каждой молодой семье отдельной площади-важная задача, решение которой существенно поможет укреплению семьи. Громадный размах жилищного строительства в СССР свидетельствует о том, что проблема эта будет решена.

Таблица 10

Основные причины ссор и конфликтов между супругами и родителями (при совместном проживании)

Но наличие своей жилой площади- это еще далеко не все. Заключив брак, создавая семью, супруги должны построить свой семейный быт, наладить хозяйство. Насколько можно судить по результатам нашего опроса, в самом начале брачной жизни супруги не очень большое значение придает этой стороне. Спрашиваем их: что привлекало Вас в Вашей (ем) супруге до заключения брака? Первое место - доброта, второе- чуткость и внимательность, затем - общительность, откровенность, скромность. Хозяйственность на 6-м месте... Контрольный вопрос: Ваш брак расторгнут; отсутствие каких черт Вы сейчас находите у своего супруга(ги)? Первое - нет чуткости и внимательности; второе - нет откровенности; третье - нет хозяйственности. Хозяйственность переместилась с 6 на 3-е место. Про общительность супруга теперь уже не очень вспоминают.

Очень важная до брака, она теперь переместилась с 3-го на 10-е место.

Читатель, наверное, обратил внимание на то, что значительная часть опрошенных ссылалась как на одну из причин развода на легкомысленное отношение супруга к супружеским обязанностям (233 человека). В чей адрес этот упрек? Мужья упрекают жен в бесхозяйственности, жены обвиняют своих бывших мужей в нежелании взять .на себя часть хозяйственных забот.

Процесс вовлечения женщин в общественное производство привел к явной перегрузке женщины в сфере быта. Выполняя тот же круг обязанностей на производстве, что и мужчина, женщина, помимо этого, еще один "рабочий день" проводит утилиты, в прачечных, магазинах и т. п. Социологические исследования показывают, что 75-80% работающих женщин сами ведут домашнее хозяйство (у 20% хозяйство ведут мать, свекровь или другие члены семьи) 1. Помощь, которую оказывают женщине другие члены семьи, очень незначительна, а доля мужа в этой помощи, как правило, мизерна. Только четвертая часть женщин-работниц, опрошенных в Ленинграде и Костроме, смогли сказать, что в ведении домашнего хозяйства им "много помогают другие члены семьи". Остальные три четверти или получают незначительную помощь или вообще не получают ее 2.

В ходе опроса 427 работающих замужних женщин, проведенного в Москве, Ленинграде и Пензе (1966 г.), были получены, например, такие результаты (табл. 11).

Таблица 11

Разделение домашних обязанностей в семье3

1 См.: Социальные проблемы труда и производства, с. 430, 444.

2 Там же. с. 446.

3Там же, с. 430.

Что же удивляться, что перегруженная домашней работой женщина сплошь и рядом переутомлена, раздражена и не удовлетворена своей семейной жизнью? Объектом ее раздражения очень часто оказывается муж, и, как видно из приведенной выше табл. 11, не без оснований.

Совершенно очевидно, что существенное облегчение труда женщины может быть достигнуто на основе индустриализации быта, расширения и совершенствования сферы обслуживания. Однако, во-первых, для решения этой проблемы необходимо время, а во-вторых, никакая механизация не ликвидирует всех "узких" проблем домашнего хозяйства. Кому-то все равно придется мыть посуду, делать ежедневную уборку и приготовлять завтрак. Какой же в этом случае должна быть роль мужа в семье? Необходимо совершенно реально себе представлять, что изменение роли женщины в общественном производстве не может не оказать рано или поздно влияния и на изменение роли мужа в семье. Это обстоятельство мужчинам придется учесть. Процесс более справедливого распределения обязанностей в семье уже идет во многих странах. Идет он и у нас главным образом в молодых семьях (возраст супругов до 30 лет) 1.

Об этой стороне семейной жизни, может быть, и не следовало бы так подробно говорить, если бы конфликты между супругами по вопросам ведения домашнего хозяйства не были чреваты серьезными последствиями. Как показывают исследования, именно расхождения супругов по этим вопросам часто приводят к разрушению брака (табл. 12).

Таблица 12

Данные приведенной таблицы свидетельствуют, что 75% расхождений во взглядах супругов касаются проблем быта и воспитания детей.

1 Социальные проблемы труда и производства, с. 432.

Профессор Н. Г. Юркевич в связи с этим совершенно справедливо пишет, что "равное распределение домашних обязанностей между супругами является одной из важнейших характерных черт оптимальной модели брака в нашем обществе"1.

И, наконец, последнее. Брак представляет собой такой союз, в котором материальные и духовные его стороны тесно переплетаются с физиологическими. В эту сферу своих отношений супруги не очень любят допускать посторонних. В суде, например, они, как правило, ничего не говорят о чувстве физической неудовлетворенности, отделываясь банальными фразами о несходстве характеров. Между тем, в проведенном нами исследовании 60 человек из тысячи указало на это обстоятельство как на главную причину развода. Получив ответы на контрольный вопрос об обстоятельствах половой жизни супругов, мы установили, что из 1000 опрошенных 312 человек считают эту сферу супружеской жизни неблагополучной (безразличие, неудовлетворение, отвращение), а 177 вообще отказались отвечать на этот вопрос даже в анонимной анкете.

Закрывать глаза на неблагополучие в этой области супружеских отношений отнюдь не следует. Супругам необходимо помочь, тем более, что, как показывает врачебная, практика, многие случаи отклонений от нормы могут- быть успешно преодолены2. Немецкий врач Р. Нойберт совершенно справедливо пишет о том, что достижение "счастья в браке и через брак" возможно лишь на основе подлинной культуры самых интимных взаимоотношений между мужчиной и женщиной3.

Из общей массы опрошенных нами разведенных супругов244 человека (140 мужчин и 104 женщины) ссылались на нарушение супружеской верности как на одну из главных причин распада брака.

Вступая в брак, супруги должны достаточно четко представлять себе, что брак влечет за собой существенное нравственное ограничение личной свободы. В то же время брак не может абсолютно ликвидировать свободу человеческих чувств. Известная революционерка Александра Коллонтай в свое время писала: " "Право" на человека дается не браком и не своей любовью к нему, а его любовью к тебе... Хочешь сохранить любовь другого - пользуйся не только своим "правом" на него, но и помни о том, что любовь требует бережливого отношения"4. Свобода любви, бесспорно, сохраняется и в браке, но не ради самой свободы, так как бесконечная реализация такой свободы означала бы разврат.

1 Юркевич Н. Г. Советская семья. Минск, 1970, с. 196.

2 Иванов Н. В. Вопросы психотерапии функциональных расстройств половой сферы во врачебной практике. М., Медгиз, 1961.

3 Нойберт Р. Новая книга о супружестве. М., "Прогресс", 1967, с. 212.

4 Коллонтай А. Хочу, чтобы людям жилось легче и счастливее. - "Комсомольская правда", 29 июля 1972 г.

Если свобода любви используется как повод для ликвидации данного брака и прежде всего с целью приобретения новой свободы в новом браке, это не может быть оправдано нравственно. Если целью использования свободы любви является преодоление и разрешение кризиса в брачных отношениях (особенно, если он возник по вине одного из супругов) и супруг не столько стремится к свободе, сколько к "несвободе" в другом браке, такая реализация свободы чувств в браке представляется оправданной.

Каждый конкретный случай нарушения супружеской верности глубоко индивидуален. Анализируя их, можно столкнуться как с примерами самого поразительного вероломства и предательства, так и с не менее яркими фактами супружеских измен, 'которые явились результатом черствости, грубости, алкоголизма другого супруга. Какое уж тут "бережливое отношение"!

Итак, мы видим, что во многих случаях не объективные и не непреодолимые обстоятельства, а поведение самих супругов ведет к кризису брака.

РАЗВОД И ДЕТИ

Нет необходимости, видимо, специально доказывать, что расторжение брака, как и "семейная война", которая часто предшествует разводу, больше всего отражаются на детях.

Социологические исследования давно уже установили прямую зависимость между неблагополучием в семейных отношениях и поведением детей. Так, например, среди педагогически запущенных учащихся дети, не имеющие отца, составили 60%, около 70% детей жили в материально нуждающихся семьях, а более 80% воспитывалось в семьях, в которых была выявлена нездоровая моральная обстановка1.

Дети в подавляющем большинстве случаев тяжело переживают распад семьи, тем более, что они очень часто не могут разобраться во взаимоотношениях родителей. "Уход из семьи отца или матери сам по себе оставляет глубокий след в психологии „брошенного" ребенка. Конечно, далеко не всегда он в состоянии понять истинное значение происшедшего. Еще меньше он способен сделать из этого правильные выводы: дать надлежащую оценку событиям и людям, верно определить свое отношение к ним, свою линию поведения"2.

1 См.: Тезисы докладов и сообщений междуведомственной научно-практической конференции. М., 1970, с. 72.

2 Сахаров А. Б. Правонарушение подростка и закон. М., "Юридическая литература", 1967, с. 75.

Реакция ребенка на распад брака может быть самой различной. На эту реакцию могут оказать влияние возраст ребенка и его характер, обстоятельства семейной жизни и отношения ребенка с родителями. В некоторых случаях уход из семьи одного из родителей воспринимается ребенком как трагедия. В других случаях он реагирует на это сравнительно спокойно. Подчас развод воспринимается ребенком как избавление от нравственных и физических страданий. Девочка-восьмиклассница пишет письмо в газету "Смена": "Вот уже несколько лет жить в нашей семье стало просто невозможно. Отец пьет, ругается страшно, бьет маму. Какие у нас бывают скандалы, это описать невозможно. Отец бьет мать чем попало: бутылками, кулаками, ногами. В доме все переломано-двери, мебель. Года три отец, совершенно ничего мне не покупает, попрекает едой и по-всякому меня оскорбляет... Что же нам делать, мне и маленькой сестренке, она перешла в 4-й класс?" Вряд ли эти дети воспримут развод как трагедию, скорее наоборот.

Следует еще раз подчеркнуть, что для детей опасен не развод "сам по себе", а ненормальные отношения, складывающиеся в семье.

Исследуя влияние семейных отношений на так называемое "отклоняющееся" поведение ребенка или подростка, криминологи отмечают следующую закономерность: развод родителей и воспитание ребенка в "неполной" семье (без отца или без матери) не является фатальной причиной преступного поведения этого подростка. Так, при исследовании условий жизни несовершеннолетних правонарушителей (1965-1966 гг., Таганрог, Владимир) было установлено, что из обследованной группы только с одним из родителей проживало 22% (Таганрог) или 16% (Владимир) подростков. В контрольной группе подростков, не совершавших правонарушений, показатель был примерно таким же: 21% (Таганрог) и 18% (Владимир).

Исследователи обращают внимание на следующее обстоятельство: "Все более возрастает доля подростков-правонарушителей, воспитывающихся в семьях с двумя родителями. Это еще раз свидетельствует о том, что нельзя отождествлять понятия "полная" и "неполная" с понятиями "нормальная" и "ненормальная" семья. Необходимо оценивать педагогическую обстановку семьи по существенным, а не по формальным признакам"1.

Главное, таким образом, состоит в том, что успешное воспитание ребенка возможно лишь в такой семье, где господствуют дружба, любовь и уважение между супругами, где детям прививаются лучшие качества, где к ребенку предъявляются высокие нравственные требования. Примеры явного воспитательного родительского "брака" подтверждают этот вывод.

1 Дети с отклонениями в поведении (материалы к конференции). М., 1968, с. 16.

"Девять десятых несовершеннолетних преступников - те, кто рос и воспитывался в неблагоприятной семейной обстановке, где родители не уделяли должного внимания ребенку, баловали, покрывали его недостойные поступки... Лишь в 10% случаев подростки совершали преступления, несмотря на противодействие со стороны семьи".

Дело, конечно, не только в подростках, которые совершают правонарушения. Таких явное меньшинство. Ненормальная семейная обстановка травмирует любого ребенка. Как выйти из этого положения? Нормализовать обстановку или разрешить конфликт путем развода? Общество и государство не безразличны к этой проблеме, тем более, что, она носит не только нравственный, но и правовой характер. С кем будут жить дети и кто их будет воспитывать? Как будет участвовать в воспитании и содержании ребенка родитель, проживающий отдельно от ребенка? Как (с учетом интересов детей) будет разделено имущество супругов, их жилая площадь? Все это правовые вопросы.

Учитывая это обстоятельство, законом установлен судебный порядок развода для тех случаев, когда у супругов есть несовершеннолетние дети. Непосредственно в ЗАГСе брак может быть расторгнут только в том случае, если супруги согласны на развод и у них нет несовершеннолетних детей от этого брака (ст. 38 КоБС) 2. Советский .закон активно и действенно защищает интересы ребенка в тех случаях, когда между родителями возникает вопрос о разводе. Так, например, закон устанавливает, что муж не вправе без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка (ст. 31 КоБС). Эта норма установлена в интересах охраны здоровья матери и ребенка.

Закон прямо обязывает суд при вынесении решения -о расторжении брака принимать в необходимых случаях "меры к защите интересов несовершеннолетних детей"1 (ст. 33 КоБС). Если между супругами возникает спор о том, с кем из них останутся дети после расторжения брака, суд решает вопрос об этом "исходя из интересов детей" (ст. ст. 34, 55 КоБС). Вопрос об участии отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка также решается прежде всего в интересах ребенка. Органы опеки и попечительства могут на определенный срок лишать родителя, проживающего отдельно от ребенка, права на общение с ним, если это мешает нормальному воспитанию ребенка и оказывает на него вредное влияние (ст. 56 КоБС). Производя раздел имущества супругов, суд признает их доли равными. Однако в отдельных случаях суд может отступить от этого правила, "учитывая интересы несовершеннолетних детей" (ст. 21 КоБС), то есть присудить супругу, при котором остаются дети, большую долю из совместного имущества супругов.

1 Сахаров А. Б. Правонарушение подростка и закон, с. 63-64. 2 Помимо этого, непосредственно в ЗАГСе расторгаются браки в случае безвестного отсутствия супруга, признания супруга недееспособным или в случае осуждения супруга к лишению свободы на срок не менее 3 лет (ст. 39 КоБС). В этих случаях наличие детей не имеет значения.

Итак, закон, а на основании закона суд защищают интересы ребенка, если такая необходимость возникает в момент расторжения брака. Но о защите интересов своего ребенка прежде всего должны думать его собственные родители. И не только в момент развода, а значительно раньше: тогда, когда они заключали свой брак и строили свою семейную жизнь.

ПУТИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ БРАКА

Забота о советской семье, в которой, гармонически сочетаются общественные и личные интересы граждан, является одной из важнейших задач Советского государства. Общество заинтересовано в том, чтобы возникший брак был прочной основой семьи и чтобы в процессе своего функционирования он непрерывно совершенствовался. Государство стремится влиять на все стороны брачной жизни. Неуклонный рост материального благосостояния граждан, улучшение жилищно-бытовых и культурных условий жизни семьи оказывают существенное влияние на материальные проблемы брака. Государство и общество всемерно помогают семье в воспитании детей, широко развертывают сеть детских садов, яслей, школ-интернатов и других детских учреждений. В отдельных городах и районах семьи еще испытывают трудности с устройством детей в детские учреждения, но во многих городах и крупных центрах эта задача уже решена.

Разработанные съездом мероприятия по подъему материального уровня жизни трудящихся оказывают и будут оказывать самое благотворное влияние на жизнь советских семей. Достаточно упомянуть в этой связи только о некоторых мерах, которые будут приняты в девятой пятилетке. Повышение минимума заработной платы до 70 рублей; увеличение ставок и окладов среднеоплачиваемым рабочим и служащим железнодорожного транспорта; повышение тарифных ставок механизаторам сельского хозяйства; повышение заработной платы учителям, врачам и воспитателям детских садов; повышение стипендий студентам вузов и техникумов; повышение размеров пенсий и т. д. Некоторые из предусмотренных мер прямо направлены на укрепление семейно-брачных отношений. Так, например, предполагается увеличить продолжительность отпуска с выплатой пособия по временной нетрудоспособности, предоставляемого для ухода за больным ребенком. В 1974 г. предусматривается введение пособий на детей малообеспеченных семей трудящихся (если совокупный доход в расчете На одного члена семьи не превышает 50 рублей в месяц).

Дело не только в тех благоприятных материальных условиях, которые складываются в нашем обществе для каждой семьи. Партия и государство жизненно заинтересованы в укреплении духовной стороны брачных отношений, в их постоянном совершенствовании. Значительную роль в решении этой задачи играет право. Советское законодательство о браке и семье призвано активно содействовать окончательному освобождению семейных отношений от корыстных расчетов, устранению остатков неравного положения женщины в быту и созданию коммунистической семьи, в которой найдут свое полное удовлетворение наиболее глубокие личные чувства людей.

Закон прямо указывает, что правовое регулирование в области брачно-семейных отношений имеет своей целью укрепление советской семьи, основанной на принципах коммунистической морали.

Построение семейных отношений на добровольном брачном союзе женщины и мужчины, на основе взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи; воспитание детей семьей в сочетании с общественным воспитанием в духе преданности Родине; всемерная охрана интересов матери и детей; окончательное устранение вредных пережитков и обычаев прошлого в семейных отношениях; воспитание чувства ответственности перед семьей - таковы основные задачи советского законодательства о браке и семье.

Было бы, однако, ошибочным полагать, что благоприятные социально-экономические условия жизни нашего общества и общее направление политики государственных и общественных органов в области брачно-семейных отношений избавляют нас от принятия специальных мер, направленных на сохранение брака, и от предотвращения его необоснованного распада. Рост количества разводов заставляет задумываться над тем, какие меры могли бы быть приняты обществом для того, чтобы здоровые семьи сохранялись, а брак укреплялся.

Анализ причин брачных конфликтов, которые ведут к разводу, показывает, что основная масса этих причин лежит в сфере личных взаимоотношений между супругами. Причины объективного порядка отходят на второй план. Низкий интеллектуальный и культурный уровень брачной жизни, низкая культура общения в браке, проявление самых отвратительных пережитков (пьянство), фактическое бытовое неравенство супругов - главные враги брака. Как с ними бороться?

Прежде всего поднимая общий культурный уровень брачной жизни, воспитывая в людях серьезное отношение к браку, обучая их преодолению тех трудностей, с которыми они, возможно, столкнутся в своей брачной жизни, предостерегая . от ошибок и раскрывая привлекательные стороны действительно гармоничного и счастливого брака. Необходима продуманная система воспитательных мер, которые готовили бы человека к жизни в браке.

Вот примерная схема такой системы. Семейное воспитание, в котором личный пример родителей играет решающую роль. Именно в семье ребенок прежде всего наблюдает семейную жизнь, и "уроки" родителей, как правило, являются основой тех ценностных ориентации, которые постепенно начинают складываться в сознании человека.

Школьное просвещение и воспитание - выход за пределы семьи. Именно здесь расширяются горизонты знаний ребенка, здесь он оказывается в коллективе, испытывая на себе все положительные и отрицательные стороны его влияния. Уже в школе нужно готовить людей к браку, воспитывая у мальчиков рыцарское отношение к женщине, а у девочек - чувство женского достоинства и требовательность, поощряя доброту и преследуя грубость, прививая навыки общения с лицами противоположного пола.

Но этого недостаточно. Воспитывать необходимо и взрослых. Нужна серьезная и одновременно популярная литература по всем вопросам брачной жизни. Такой литературы, к сожалению, почти нет. Между тем книги о психологии общения в браке, этике супружеской жизни, рациональном ведении домашнего хозяйства, о физиологических проблемах брака, правовых вопросах семейной жизни и т. п. крайне необходимы.

Средства массовой информации (периодическая печать, радио, телевидение) должны широко использоваться для систематического и разностороннего освещения вопросов брака и семьи. Лекционная пропаганда должна стать более массовой и эффективной. И это не все... Необходима организация индивидуальных консультаций супругам по всем проблемам, возникающим в браке. Следовало бы создать "Консультационные бюро по вопросам брака" (при ЗАГСах), возложив на эти бюро задачи по пропаганде нравственных основ советских семейно-брачных отношений и консультативные функции по всем вопросам брачных отношений (правовым, психологическим, физиологическим, моральным и т. д.). В Ленинграде (фирмой "Невские зори") организовано первое такое бюро.

Нужно, чтобы партийные, комсомольские и общественные организации прониклись чувством ответственности за прочность семейной жизни своих членов. Речь идет не о мелочной опеке или бесцеремонном вторжении в сферу личных отношений между мужем и женой. Речь идет о создании благоприятных условий для жизни каждой семьи. Необходимо, видимо, подумать о значительном расширении строительства семейных пансионатов и домов отдыха, о предоставлении супружеским парам возможности совместно проводить отпуск, об изыскании средств для предоставления молодым семьям жилой площади.

Это гарантирует прочность каждого брака? Конечно, нет. Наше общество создает лишь благоприятные условия для возникновения брака и создания семьи. Непосредственное решение всех проблем, возникающих в браке,-дело самих супругов. Именно они прежде всего должны обдумать мотивы заключения, брака, иметь представление о материальных, духовных и физиологических сторонах брачной жизни об ответственности друг перед другом, перед своими детьми, перед обществом.. Счастье в браке можно достичь только собственными усилиями. Уроки распавшихся браков являются лучшим подтверждением этого.

ЛИТЕРАТУРА

К. Маркс и Ф. Энгельс. Избр. произв. в 2-х томах. Госполитиздат, 1955.

В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 25, с. 286; т. 30, с. 125; т. 37, с. 185;т. 39, с. 23; т. 46, с. 146; т. 49, с. 52.

А. Бебель. Женщина и социализм. М., Госполитиздат, 1959.

Клара Цеткин. Из записной книжки. В кн.: "Воспоминания о В. И. Ленине", т. 2. М., Госполитиздат, 1957.

Н. В. Иванов. Вопросы психотерапии функциональных расстройств половой сферы во врачебной практике. М., Медгиз, 1961.

Ю. А. Королев. Семья, государство, общество. М., "Юридическая литература", 1971.

Р. Нойберт. Новая книга о супружестве. М., "Прогресс", 1967.

С. М. Пелевин. Вопросы эффективности правового регулирования разводов в СССР, Автореферат. Л., 1972.

Проблемы социологии права. Сборник, Вильнюс, 1970.

А. Б. Сахаров. Правонарушение подростка и закон. М., "Юридическая литература", 1967.

Социальные проблемы труда и производства. Сборник, М., "Мысль", 1969.

А. Г. Харчев. Брак и семья в СССР. М., "Мысль", 1964.

А. Г. Харчев, С. И. Голод. Молодежь и брак. Сб. "Человек и общество", вып. VI. Изд. ЛГУ, 1969.

А. Г. Харчев, С. И. Голод. Профессиональная работа женщин и семья. Л., "Наука", 1971.

Н. Г. Юркевич. Советская семья. Минск, 1970.