Социальный статус


Груздева Е. Б., Чертихина Э. С. Труд и быт советских женщин. М., Политиздат, 1983. С. 11-145.
 
В начало документа
В конец документа

Груздева Е. Б., Чертихина Э. С.

Труд и быт советских женщин


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Значительный приток женщин в народное хозяйство в этот период можно сравнить лишь с их массовым включением в общественное производство в годы индустриализации, оно оценивается как качественный скачок в развитии всего процесса вовлечения женщин в сферу организованного труда.

В 70-е годы уровень занятости женщин в общественном хозяйстве и на учебе в целом составлял 90-92%. Более того, в эти годы было достигнуто положение, при котором численность мужчин и женщин, занятых в народном хозяйстве, становится примерно одинаковой. Это определило и характер дальнейшего увеличения численности женщин в общественном производстве. Оно происходило в 70-е годы пропорционально общему росту занятых: число всех занятых возросло в период между переписями 1970 и 1979 гг. в 1,2 раза, в том числе занятых преимущественно физическим трудом - в 1,1 раза, умственным - в 1,3 раза1.

В 70-е годы происходит как бы естественное развитие уже устоявшихся процессов: приток женских трудовых ресурсов осуществляется за счет вступающих в трудоспособный возраст и но тем направлениям, которые предопределяет сформировавшаяся к 70-м годам структура занятости.

1 См.: Вестник статистики, 1981, № 5, с. 63.

Подведем итоги. За годы развития социалистического общества произошел коренной перелом в положении женщин: осуществился массовый их переход из домашнего и личного подсобного хозяйства в сферу общественного производства. Заметно расширилась сфера приложения женского труда. Женщина теперь не только санитарка и текстильщица, но и станочница, учительница, врач, научный работник. Все это позволяет сделать вывод о том, что проблема вовлечения женщин в общественное производство в целом решена.

Массовое вовлечение женщин в общественное производство - закономерность социально-экономического развития социализма. Ликвидация частной собственности на орудия и средства производства и изменение характера труда создали реальные возможности для широкого вовлечения женщин в народное хозяйство, что в конечном итоге определяет как положение женщины в обществе. так и прогрессивное развитие самого общества.

В развитом социалистическом обществе эти возможности реализуются в полной мере и тем самым впервые в истории решается задача массового привлечения женщин к организованному труду.

Но достаточно ли всеобщей включенности женщин в общественное производство для обеспечения их полного фактического равенства?

Да, сегодня женщина трудится. Более того, она считает участие в труде естественной и неотъемлемой чертой своего образа жизни. Но ведь важно и другое: насколько она удовлетворена своей профессией, своим положением в общественном производстве? Без положительного ответа на эти вопросы вряд ли можно говорить о решении проблемы женского равноправия. Достижение фактического равенства женщин с мужчинами возможно только в том случае, если наряду с включением женщин в общественно-организованный труд будет развиваться процесс повышения их общекультурного, образовательного и профессионального уровня. Потому что возрастающий уровень общей и профессиональной культуры во многом определяет то место и ту роль женщин в труде, которые позволяют говорить об их равном положении с мужчинами в производственной сфере жизни.

2. К вершинам профессиональной культуры

Несколько лет тому назад издательством "Молодая гвардия" была выпущена книга "100 интервью с советскими женщинами", на страницах которой встретились женщины разных специальностей и профессий: сельский механизатор, библиотекарь, чабан, инженер, тракторист, ученый и т. д. Эти женщины имеют не только разные, специальности и положение на служебной лестнице. У каждой из них своя судьба. В то же время у них много общего: все они участвуют в труде на благо общества, все они творчески относятся к своему тРуду и стремятся к постоянному профессиональному совершенствованию. "Счастье мое в работе",- говорит Нина Васильевна Кудряшова, Герой Социалистического Труда, в течение многих лет занимающаяся партийной работой. Ей вторит молодой ученый Тийна Кару из Эстонии: "Вы спрашиваете, счастлива ли я, довольна ли признанием своей работы? Да, я счастлива. Но не признанием, а самой работой. Ведь только с работой приходит признание". Назила Мехтиева, бригадир комсомольско-молодежной бригады колхоза имени Гаджибекова, занявшая первое место в республиканском соревновании девушек - водителей хлопкоуборочных комбайнов, признается: "Быть механизатором - хорошо, но хочется расти, стать высококвалифицированным специалистом".

Разумеется, не только упомянутые выше, но и многие другие советские женщины, обретшие счастье в труде, постоянно стремятся к профессиональному совершенствованию, повышению своей деловой квалификации. Они понимают, насколько важен и интересен для них труд на благо общества, и оценивают свою жизнь в зависимости от нужности, полезности и содержательности своей работы, И тут интересы женщин и государства вполне совпадают. Советское общество на всех этапах своего развития, вовлекая женщин в общественное производство, одновременно ставило задачу улучшить качественные характеристики их труда. Повышение общеобразовательного уровня женщин, их квалификации имело большое социально-политическое значение, так как, лить преодолев их культурную и техническую отсталость, можно было полностью реализовать идею экономического равенства женщин, право на выбор ими любой профессии.

Задачу эту решить было нелегко, поскольку начинать приходилось с очень низкого уровня. Показательны в этом отношении данные переписи 1926 г. о квалификации работниц, занятых в ряде отраслей промышленности. Женская рабочая сила использовалась преимущественно на неквалифицированных видах труда. Даже в тех отраслях промышлен нести, где женщины составляли преобладающее большинство, доля квалифицированных работниц была значительно меньше доли рабочих-мужчин. Так, например, в текстильной и швейной промышленности удельный вес квалифицированных работниц в общем числе занятых в этих отраслях женщин составлял немногим более полонины (у мужчин-соответственно 61 и 96 %), в табачной промышленности - 8% (у мужчин 32%), а химической - 4% (у мужчин 40%) и т, д.

Ликвидация больших различий в уровне квалификации мужчин и женщин, а следовательно, и " оплате их труда явилась задачей огромной социальной значимости. Одним из непременных успений ее решения было создание необходимой образовательной базы для последующей подготовки квалифицированных кадров. О сложности этой задачи говорит тот факт, что в 1926 г. из общего числа женщин грамотных было лишь 30%, в том числе доля грамотных в самодеятельном женском населении составляла 35%. У мужчин соответствующие показатели были равны 50 и 67%.

В 1908 г. российский журнал "Вестник воспитания" подсчитал, что для достижения всеобщей грамотности женщин в России понадобится не менее 280 лет. Советское государство решило эту проблему фактически за 20 лет. Уже к 1939 г. неграмотность среди женщин была в основном ликвидирована: по материалам Всесоюзной переписи населения 1939 г., 81,6% женщин в возрасте 9-49 лет были грамотными1. На повестку дня встала задача уже не всеобщего охвата женщин грамотностью, а повышения уровня их образования. Решение этой задачи имело огромное экономическое и социальное значение, поскольку создавало основу для равного овладения квалифицированными профессиями и гарантировало равное право на труд и его оплату.

Как же развивался процесс повышения образовательного уровня работающих женщин? В 1939 г. женщины, имеющие неполное среднее и более высокое образование, составляли 10,4% общего числа

1 Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года. М., 1973, т. III, с. 571.

занятых женщин, в 1959 г.-43,1%, в 1981 г.- 83%. Этот показатель в 1939 г. у женщин был заметно ниже, чем у мужчин (почти на треть), а в 70-х годах он выровнялся с соответствующим показателем у мужчин (см. табл. 3).

Таблица 3

Уровень образования мужчин и женщин,

занятых в народном хозяйстве (на 1000 человек соответствующего пола приходится с высшим и средним, полным и неполным, образованием)*

* Народное хозяйство СССР в 1980 г. с. 28: Вестник статистики, 1981, № 2, с. 63; Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 г., т. V, с. 66.

Если широкое вовлечение женщин в народное хозяйство было осуществлено по преимуществу на ранних этапах социалистического строительства и завершилось окончательно в развитом социалистическом обществе, то выравнивание уровня образования работающих мужчин и женщин происходило уже в зрелом социалистическом обществе. Этот вывод подтверждается соответствующими данными.

Из таблицы видно, какими высокими темпами повышался уровень образования женщин, занятых в народном хозяйстве. В последние 20 лет уровень образования работающих женщин был почти таким же, как у мужчин.

Несколько иные тенденции характерны для движения уровня образования у рабочих. В период между переписями 1959 и 1970 гг. соотношение уровней образования женщин-работниц и мужчин-рабочих снизилось до 93% и сохранялось па этом уровне до 1979 г. Мы помним, что в 60-е годы пополнение рядов рабочего класса осуществлялось в основном за счет женщин старших возрастов, из которых большая часть имела невысокое образование. Надо полагать, что вступление и ряды рабочего класса молодых работниц, окончивших десятилетку или средние специальные учебные заведения, по мере постепенного сокращения удельного веса пожилых работниц, начало трудовой деятельности которых приходится на 30-60-е годы, приведет к дальнейшему повышению общего уровня образования той части рабочего класса, которая представлена женщинами. Об этом наглядно свидетельствуют данные таблицы 4. Повышение уровня образования работающих женщин происходит во многом за счет тех, кто получил общее среднее образование.

Из таблицы видно, что уже к 1979 г. 29% работающих женщин имело высшее и среднее специальное образование и 27% - общее среднее (в 1959 г. соответственно 12 и 7%, в 1970 г.-20 и 16%). Существенно вырос слой высокообразованных работниц-с полным средним, средним специальным и высшим образованием. В 1959 г. они составляли 8%, в 1970 г.- 19%, а в 1979 г.-40%. Повышение уровня образования занятых в общественном производстве женщин - результат выполнения поставленной партией задачи осуществить переход к всеобщему среднему образованию. В настоящее время этот переход к обязательному всеобщему среднему образованию завершен.

Таблица 4

Уровень образования занятых женщин*

* Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года, т. V, с. 66; Вестник статистики, 1981, №2, с.63

Дополнительной иллюстрацией значительного роста образованности женщин в 70-е годы могут служить сравнительные данные всесоюзных переписей населения 1970 и 1979 гг. об изменениях в уровне образования работающих в тех видах занятий как преимущественно физического, так и умственного труда, где женщины составляют подавляющее большинство. Как видно из таблицы, рост образования среди занятых в рабочих профессиях происходит преимущественно за счет общего среднего образования; в сфере умственного труда в основе этого процесса лежит развитие специального (высшего и среднего) образования.

Интересно отметить, что на протяжении 20 лет (период между переписями 1959 и 1979 гг.) женщины опережают мужчин по удельному весу имеющих среднее и высшее образование.

Ускоренный рост образованности женщин, обусловленный возможностями социалистического строя, дает основание полагать, что доля высокообразованных кадров в народном хозяйстве и в дальнейшем будет более интенсивно расти за счет женщин.

В этой связи заметим, что на протяжении 60- 70-х годов в старших классах (9-11-е) общеобразовательной школы девочек училось больше, чем юношей: их доля в общем числе учащихся старшеклассников составляла 56%. Это свидетельствует о том, что девочки все в большей мере ориентируются на получение полного среднего, а затем и специального образования. Подтверждается это я возрастанием доли женщин в составе студентов средних специальных учебных заведений (47% в 1960/61 уч. г- и 56% в 1979/80 уч. г.), а также в составе студентов высших учебных заведений (43% в 1960/61 уч. г. и 52% в 1979/80 уч. г.).

Таблица 5

Уровень образования населения СССР, занятого физическим к умственным трудом, по отдельным видам занятий, где преобладает труд женщин, в 1970 и 1979 гг.*

* Вестник статистики. 1981, №5, с. 65-66.

Быстрый рост уровня образования женщин, занятых в народном хозяйстве, наряду с существенным повышением материально-технической базы общественного производства создавал условия для формирования квалифицированных кадров из числа женщин. И действительно, на основе технического прогресса возникает потребность в новых профессиях, повышаются требования к общей культуре и производственной квалификации работников. Реализация этих требований возможна лишь на базе достаточно высокого уровня образования, облегчающего переход от простого труда к сложному, высококвалифицированному.

О том, насколько велико влияние уровня образования на рост производственной квалификации, можно судить, в частности, по данным комплексных социологических обследований, осуществленных в 1968 и 1978 гг. в Таганроге (см. рис. 3).

Обращает на себя внимание не только больший удельный вес квалифицированных работниц среди наиболее образованных женщин, но и более заметный

Удельный вес женщин-работниц, занятых квалифицированным трудом в зависимости от уровня образования

Рис. 3

рост среди них доли квалифицированных кадров за десятилетие, разделяющее обследования.

Материалы обследования 1978 г. позволяют увидеть зависимость уровня общеобразовательной подготовки и квалификации труда. Как видим из данных таблицы 6, в квалифицированных профессиях преимущественно физического труда образованные работницы составляют более половины, в то время как малоквалифицированным трудом заняты в основном работницы с довольно низким уровнем образования.

Закономерно поэтому, что повышение уровня образования женщин за годы Советской власти сочеталось не только с расширением сферы их занятости, но и с ростом квалификации, т. е. с улучшением качественных характеристик их труда. Этому же способствовало техническое перевооружение

Таблица 6

Уровень образования работниц в различных по степени квалифицированности видах труда (в % к занятым в данном виде труда)

народного хозяйства, возникновение многих новых отраслей и производств, что обусловливало перемещение рабочей силы, в том числе и женской, из менее производительных сфер труда в более производительные. О реальном ходе подобного процесса можно судить по увеличению численности работниц, имеющих профессии квалифицированного труда.

Значительно выросла численность женщин в массовых квалифицированных профессиях. К примеру, численность работниц токарей, фрезеровщиц и других станочниц увеличилась к 1970 г. по сравнению с 1926 г. в 111 раз, а их удельный вес в общей численности станочников вырос с 6 до 25%, число прессовщиц и штамповщиц возросло за -.это время в 43 раза, а их удельный вес в общей численности рабочих этой профессии с 32 до 66%. Существенно увеличилось число работниц-механиков, наладчиц, настройщиц, регулировщиц оборудования, сборщиц, монтажниц. Повысилось число женщин - водителей городского транспорта. В 1970 г. они составляли 38 тыс., таким образом, более половины всех водителей трамваев, поездов метро, троллейбусов были женщинами, в то время как в 1926 г. их было чуть больше 300, а на их долю приходилось 3% всех водителей.

Растет численность квалифицированных работниц, занятых автоматизированным трудом. Только в течение 60-х годов их число возросло в текстильной промышленности почти втрое, в легкой - в 2,4 раза, в пищевой - почти вдвое. Увеличилась численность работниц, занятых наладкой и ремонтом оборудования. Так, в деревообрабатывающей промышленности их число за указанные годы возросло почти в 2,3 раза, в пищевой - в 1,8 раза.

В век научно-технической революции возрастает численность женщин, управляющих сложной современной техникой. В настоящее время женщины у нас в стране составляют 67% аппаратчиков, 40% машинистов и мотористов, работающих на автоматах.

Повышению уровня производственной квалификации работающих женщин служит их привлечение к работе на тех участках производства, которые непосредственно связаны с обслуживанием людей и поэтому предъявляют повышенные требования к общей и профессиональной культуре занятых здесь работников. Среди всех женщин, занятых преимущественно физическим несельскохозяйственным

трудом, примерно каждая десятая работает в сфере торговли и общественного питания. А уровень образования женщин, работающих в этих отраслях народного хозяйства, заметно выше средних показателей уровня образования всех рабочих.

Прочность тенденции к росту уровня квалификации работниц подтверждается также рядом важных процессов в развитии системы профессионально-технического образования. Известно, что именно эта система готовит наиболее квалифицированные рабочие кадры. На протяжении 50-70-х годов происходило непрерывное расширение доля девушек в составе учащихся профессионально-технических училищ. В 1946-1950 гг. она не превышала 10% всех учащихся ПТУ, а в 1970 г. достигла уже 26%. Ныне девушки обучаются почти тысяче профессий и составляют треть контингента училищ и школ профтехобразования.

Довольно резкое повышение удельного веса девушек в системе профессионально-технического образования с середины 60-х годов было связано с том, что научно-техническая революция обострила потребность в подготовке работника нового типа, не столько владеющего конкретными ручными навыками, сколько имеющего высокий уровень общей культуры- Одновременно улучшение школьной подготовки женщин создавало благоприятные условия для дальнейшего повышения уровня их квалификации-

Особенно рельефным выражением тесной связи между процессами повышения образования и изменениями в характере труда явился быстрый рост численности женщин, запятых в сфере квалифицированного умственного труда. В 1980 г. из общей численности специалистов с высшим и средним специальным образованием, запятых в народном хозяйстве (которых насчитывалось свыше 28 млн. человек), женщин было почти 17 млн. человек, или 59% (тогда как в 1941 г. они составляли 36% этой категории занятых). Особенно велик удельный вес женщин среди специалистов, имеющих диплом об окончании среднего специального учебного заведения (64%).

Повышение общеобразовательной и профессиональной культуры, обусловливающей возможности освоения широкого круга занятий на современном этапе развития народного хозяйства, несомненно, создает реальную основу для фактического решения проблемы равноправного участия женщин в общественном производстве.

Наряду с этим безусловным свидетельством утверждения равенства женщин является их удовлетворенность трудом, восприятие его как неотъемлемой части образа жизни.

Данные социологического обследования, проведенного в Таганроге в 1978 г., характеризуют степень удовлетворенности женщин их работой: 82% опрошенных женщин на вопрос, удовлетворены ли они своей работой, ответили положительно, 10% - отрицательно, у 8% - ответ вызвал затруднение. При этом четко прослеживается прямая зависимость между характером труда и степенью удовлетворенности им. Среди женщин, занятых простым физическим трудом (санитарки, уборщицы, заготовщицы, прессовщицы, кондуктора городского транспорта и др.), удельный вес удовлетворенных работой составляет 74%, в то время как среди работниц, занятых физическим трудом, требующим более длительной профессиональной подготовки и более высокой квалификации (маляры, штукатуры, швеи, повара, крановщицы, водители городского транспорта и др.), этот показатель составил уже 83%.

В профессиях простого умственного труда, которые не требуют специального (среднего и высшего) образования (экспедитор, табельщик, лаборант, секретарь-машинистка и др.) или для которых достаточно среднего специального образования (медсестра, прораб и др.), на долю женщин, удовлетворенных работой, приходилось 75%. Между тем среди высококвалифицированных специалистов (инженер, учитель, юрист, косметолог, главный бухгалтер и др.) их доля увеличивается до 92%. Как видим, доля ответов, характеризующих положительное отношение к труду, удовлетворенность выполнением ежедневных трудовых обязанностей, возрастает по мере усложнения труда, повышения профессиональной культуры работников.

Далее...