Социальный статус

Доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Проект). М., 1998.
 
В начало документа
В конец документа

Доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Улучшилась обеспеченность населения медицинскими кадрами. Так, численность врачей на 10 тыс. человек в 1996 году составила 45,7 против 43,3 человек в 1994 году, а численность среднего медицинского персонала соответственно - 112,7 и 109,7 человек. Несколько улучшилась обеспеченность учреждений здравоохранения врачами педиатрами (с 24 человек на 10 тыс. детей в 1994 году до 25,6 человек в 1996 году) и акушерами-гинекологами (соответственно с 5 до 5,4 человек на 10 тыс. женщин).

Коечный фонд для беременных и рожениц, гинекологические больных и больных детей, как и коечный фонд больничных учреждений в целом имеет тенденцию к сокращению. В 1997 году в больничных учреждениях было развернуто 98,7 тыс. коек для беременных и рожениц (в 1994 году - 106,8 тыс. коек), 105,6 тыс. гинекологических коек (в 1994 году -114,4 тыс.) и 251,9 тыс. коек для больных детей (в 1994 году - 272,4 тыс.).

В России сложилась система образования, включающая 145 тыс. учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, более 2600 средних специальных образовательных учреждений, свыше 500 высших учебных заведений. В сфере образования за 1994-1997 годы произошли существенные преобразования, связанные с изменением целей и ценностей образования, форм его получения, способов управления образовательной системой.

В 1994 году в Российской Федерации функционировало 72,8 тыс. детских дошкольных учреждений (на 7 процентов меньше, чем в 1993 году), в которых воспитывалось 6,1 млн. детей.

На начало 1998 года в России работало 60,3 тыс. дошкольных учреждений, в которых воспитывалось 4,7 млн. детей. Численность детей, посещающих детские дошкольные учреждения, за 1994-1997 годы сократилась на 1,4 млн. человек, или на 23 процента. Охват детей в возрасте 1-6 лет дошкольным воспитанием снизился с 56 процентов в 1994 году до 54 процентов в 1997 году.

Сокращение числа детских дошкольных учреждений связано со сложными экономическими условиями, приватизацией предприятий, трудностями формирования бюджета. Кроме того, за 1993-1997 годы произошло снижение потребности в услугах этих учреждений, обусловленных, с одной стороны, абсолютным сокращением численности детей дошкольного возраста, а с другой стороны - развитием альтернативных форм ухода за детьми: частных детских садов, прогулочных групп, возрождением институтов гувернеров и нянь. Увеличилось и число женщин, самостоятельно осуществляющих уход за своими детьми. В результате число детей, ожидающих приема в дошкольные учреждения, сократилось с 496 тыс. человек в 1992 году до 294 тыс. человек в 1996 году. Однако, несмотря на происходящие перемены в социальной сфере, в Российской Федерации удалось сохранить государственную систему дошкольного воспитания.

В Российской Федерации обеспечивается дифференцированный подход к оплате за пользование услугами государственных дошкольных учреждений - их стоимость для семьи не превышает 20 процентов общей стоимости содержания ребенка в детском дошкольном учреждении, а для отдельных категорий детей, в частности, для детей из многодетных семей плата снижается еще более. Дети с недостатками развития посещают детские сады бесплатно. Вместе с тем стоимость услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях значительно возросла. Многие семьи, особенно в тех регионах Российской Федерации, где сложилось сложное социально-экономическое положение, не могут оплачивать пребывание детей в этих учреждениях.

В ряде регионов существует очередь на устройство детей в дошкольные учреждения. На начало 1995 года таких детей было 381 тыс., а на начало 1999 года очередь уменьшилась до 240,2 тысяч.

В настоящее время ведется поиск новых форм негосударственного дошкольного образования: детские сады воскресного дня, семейные детские сады, группы кратковременного пребывания детей и др., расширяющие возможности семьи в выборе формы дошкольного воспитания детей.

В системе общего среднего образования действует более 67 тысяч образовательных учреждений и работает около 1,7 миллиона учителей, 80 процентов которых составляют женщины. Общее количество обучающихся в общеобразовательных учреждениях - около 20 млн., из них 10,5 млн. составляют девочки.

Система начального профессионального образования насчитывает более 4 тысяч образовательных учреждений, в которых обучается примерно 1,6 миллиона учащихся, из которых девушек 6,5 тыс. Этот тип образовательных учреждений обеспечивает права граждан на получение начального профессионального образования, удовлетворяет потребности населения в профессионально-образовательных услугах с учетом тенденции развития, прежде всего, региональных рынков труда. Учащиеся, получившие начальное профессиональное обучение в 1997 году (820 тыс., из них 280 тыс. - девушки) реализуют свои потенциальные возможности и способности в соответствии с требованиями региона, социальными и экономическими преобразованиями и сменой форм собственности. Учреждения начального профессионального образования осуществляют также подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателей, органов обеспечения занятости населения.

В и стоящее время на удовлетворение потребностей экономической и социальной сферы в высококвалифицированных специалистах направлены усилия 2609 государственных и муниципальных средних специальностей учебных заведений, в которых обучается около 2 млн. человек. В 1997 году в образовательные учреждения среднего профессионального образования поступило более 600 тысяч учащихся, из них 400,7 тыс. (58,5 процентов) составили девушки. Образовательный процесс осуществляет свыше 128 тыс. преподавателей, из них 73 процента составляют женщины.

На территории Российской Федерации в системе дополнительного профессионального образования функционируют порядка 11 академий, 14 межотраслевых институтов повышения квалификации и переподготовки кадров при высших учебных заведениях, 48 межотраслевых региональных центров повышения квалификации и подготовки кадров, 140 отраслевых институтов повышения квалификации и т.д. В учебных заведениях прошли повышение квалификации более 1,5 млн. руководителей и специалистов.

Система высшего профессионального образования включает в себя государственные

и негосударственные учебные заведения, из которых более 200 получили лицензию на право ведения образовательной деятельности по программам высшего профессионального образования. В 1997 году в вузы России поступило более 700 тыс. человек, из них 414,6 тысяч - девушки, что составляет 55,4 процента от общего количества студентов.

Для системы образовательных учреждений характерно развитие альтернативных форм обучения, включая платное, обеспечиваемое как государственными, так и негосударственными образовательными структурами. Причем, с 1994 года наблюдается значительный рост платного образования. Только за 1997 год объем реализации услуг в сфере платного образования возрос более чем на 40 процентов.

Действующая в Российской Федерации сеть профессиональных образовательных учреждений (учебных комбинатов, профессионально-технических училищ, средних специальных и высших учебных заведений и т.д.) включает более 3,5 тыс. учреждений, способных предоставить более 400 тыс. ученических мест для безработных. Профессиональное обучение безработных граждан осуществляется более чем по 100 профессиям и специальностям. Обучение проводится также в 63 учебных центрах государственной службы занятости.

К началу 1997 года в целом по России прошли профессиональное обучение по направлению служб занятости более 242 тыс. женщин, что составило 59,6 процента от общего числа безработных граждан. По окончании профессионального обучения трудоустроились 57,4 процента женщин. Основной акцент в профессиональном обучении женщин был направлен на их переподготовку (55,6 процента от всех прошедших профессиональное обучение женщин) и первоначальное обучение. Каждая восьмая женщина получила вторую (смежную) профессию.

В развитии бытового обслуживания, отрасли, оказывающей прямое или косвенное воздействие на создание благоприятных условий для жизни семьи и, в первую очередь, женщин в последние годы наблюдается рост физического объема потребления населением бытовых услуг. В 1995 году прирост к предыдущему году составил 9 процентов, в 1996 году - 8 процентов, в 1997 году - 10 процентов. Однако за последние три года сеть предприятий службы быта сократилась на треть и в настоящее время насчитывает 57,1 тыс. ателье, мастерских по оказанию этих услуг. Уменьшилось количество химчисток и прачечных (соответственно на 3,5 процента и 27,8 процента).

Из общего числа предприятий службы быта 63 процента находятся в негосударственном секторе. В государственном секторе осталось 67 процентов прачечных, 52 процента бань и душевых, 42 процента предприятий химчистки.

В 1996 году в России издавались 42 наименования журналов для женщин (в 1994 году - 31) общим тиражом 36 млн. экземпляров (в 1994 году - 32 млн. экземпляров), выходили 17 всероссийских, республиканских и областных женских газет. По сравнению с 1994 годом число издающихся газет для женщин увеличилось на 6 наименований при общем сокращении тиражей на 7,6 млн. экземпляров (31 процент).

В последние годы в обществе усилилось жестокое обращение и насилие в отношении женщин. В период с 1994 года по 1996 год число преступлений, по которым потерпевшими являлись женщины, возросло на 7,9 процента и составило 610 тыс. против 565 тыс. в 1994 году. Доля преступлений, совершенных из-за ревности, ссор и других бытовых причин, возросла с 7 процентов в 1994 году до 12,9 процента в I996 году, из корыстных побуждений - с 16,3 процента до 21,5 процента соответственно, с целью приобретения наркотических средств - в три раза. Вместе с тем за этот период наблюдалось заметное снижение числа регистрируемых преступных посягательств в отношении женщин. Так, число изнасилований и покушений на изнасилование упал с 14,0 тыс. в 1994 году до 9,3 тыс. в 1997 году. Раскрываемость этого вида преступлений составила 87,1 процента против 84,0 процента в 1994 году.

За период 1994-1997 годов страну покинули около 575 тыс. женщин, а приехали на постоянное жительство почти 1,6 млн. женщин. Во внутрироссийских передвижениях участвовали свыше 6 млн. женщин.

Остается острой проблема вынужденных мигрантов. К началу 1998 года на территории России находились свыше 1,2 млн. беженцев и вынужденных переселенцев. Практически каждому 4-5 иммигранту, прибывшему в Россию из государств республик бывшего СССР в 1994-1997 годах, был присвоен такой статус. Больше 80 процентов всех вынужденных мигрантов - этнические россияне. В общем числе беженцев и вынужденных переселенцев женщины составляют 53 процента.

Для поддержки женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в Российской Федерации создана и развивается сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей, а также специализированных кризисных центров для женщин. За 1994-1997 годы число центров помощи семье и детям возросло с 92 до 259 единиц. Только в 1997 году в них было обслужено более 1,3 млн. человек и свыше 450 тыс. семей.

На начало 1998 года действовали Кризисные центры помощи женщинам в Санкт-Петербурге, Астраханской, Тюменской, Волгоградской, Оренбургской областях и Республике Саха, в которых в 1997 году получили помощь почти 2 тыс. женщин и более 1,5 тыс. семей.

3. Национальный механизм - структуры, органы, учреждения, в задачи которых входит обеспечение на практике принципа равенства женщин и мужчин.

За отчетный период продолжал действовать национальный механизм по обеспечению равных прав и равных возможностей, ликвидации дискриминации в отношении женщин.

При Президенте Российской Федерации с ноября 1993 года работает Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии - коллегиальный, совещательный орган по формированию и координации государственной политики, направленной на достижение равных прав и возможностей женщин и мужчин, улучшение положения женщин, поддержку семьи, решение проблем демографии в Российской Федерации.

В Государственной Думе (нижняя палата Федерального Собрания) второго созыва образован Комитет по делам женщин, семьи и молодежи.

С 1996 года в структуре Министерства труда и социального развития Российской Федерации функционирует Департамент по делам семьи, женщин и детей, осуществляющий координацию проведения единой общегосударственной политики в отношении семьи, достижения социального равенства женщин, обеспечения выживания и здорового развития детей.

Департамент организует свою работу во взаимодействии с центральными органами федеральной исполнительной власти, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также общественными объединениями и организациями.

В министерствах и ведомствах социальной сферы имеются структуры, занимающиеся решением проблем женщин.

В целях укрепления национального механизма по обеспечению равных прав и равных возможностей, ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин с мая 1996 г. при Правительстве Российской Федерации работает Комиссия по вопросам улучшения положения женщин, основной задачей которой является обеспечение согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выработке и реализации стратегий улучшения положения женщин в Российской Федерации. Возглавляет Комиссию заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

В состав Комиссии входят руководители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представители неправительственных организаций, ученые, специализирующиеся на проблемах социально-экономического положения женщин.

В большинстве субъектов Российской Федерации созданы и действуют Комиссии по вопросам улучшения положения женщин, координирующие деятельность исполнительных органов власти и женских общественных объединений в осуществлении государственной политики по предупреждению случаев дискриминации женщин в вопросах предоставления работы, оплаты труда, реализации прав на образование, участия в политической жизни и др. Такие Комиссии созданы в Республиках Адыгея, Карелия, Коми, Алтайском крае, Ленинградской, Саратовской, Тамбовской областях и др.

Во Владимирской области представители женских общественных организаций активно участвуют в работе областной Межведомственной комиссии по улучшению положения семьи, женщин и детей, созданной в 1997 году при администрации области.

В Воронежской и Орловской областях действуют областные Межведомственные комиссии по координации вопросов улучшения положения женщин, семьи и детей.

В целях консолидации усилий всех участников процесса общественного развития, а также расширения возможностей и направлений социального партнерства при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации в 1997 году образован постоянно действующий Круглый стол женских общественных объединений и некоммерческих организаций. Основными задачами Круглого стола являются осуществление координации деятельности по усилению взаимодействия государственных структур и неправительственных организаций в обеспечении и защите прав женщин в рамках общечеловеческих демократических прав, поиск путей и форм социального партнерства государственных структур и неправительственных организаций в решении проблем социально-экономического положения женщин, создание единого информационного поля о деятельности неправительственных организаций, приоритетных сферах интересов и имеющихся возможностях для решения социальных проблем.

Важным элементом национального механизма стало проведение всероссийских конференций, направленных на выработку стратегии и тактики действий по улучшению положения женщин. Правительством Российской Федерации в декабре 1994 и мае 1998 года проведены конференции под общим названием "Женщины и развитие: права, реальность, перспективы". Стало традиционным проведение совместно структурами национального механизма Всероссийских женских конгрессов, посвященных рассмотрению отдельных проблем положения женщин: в 1994 году - "Труд. Занятость. Безработица", в 1995 году - "Женщины в политике, политика для женщин", в 1996 году - "Женщины за социальную безопасность и устойчивое развитие" .

Вошло в практику работы создание при администрациях областей и правительствах республик общественных структур, которые принимают полноправное участие в разработке и реализации государственной социальной политики в улучшении положения женщин, содействии развитию системы социального обслуживания и обеспечении социально-правовой защиты семьи, женщин и детей.

Так, при губернаторе Саратовской области создана Общественная палата, объединяющая в своем составе представителей законодательной, исполнительной власти и женских общественных объединений. При Комитете по вопросам законности, работе с территориями и общественными организациями областной Думы создан и действует Общественный Совет.

В Республике Адыгея при Межведомственной комиссии по улучшению положения женщин, осуществляющей координацию деятельности органов исполнительной власти, создан Общественный совет, обеспечивающий взаимодействие с неправительственными организациями, женскими движениями и общественными объединениями.

В Мурманской области постоянной формой взаимодействия администрации и общественных объединений стала работа областного Общественного Собрания.

ЧАСТЬ II. ОБЗОР (ПОСТАТЕЙНЫЙ) ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНВЕНЦИИ.

Статья 2.

Государства-участники осуждают дискриминацию в отношении женщин во всех ее формах, соглашаются безотлагательно всеми соответствующими способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин и с этой целью обязуются:

a) включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные Конституции или другое соответствующее законодательство, если это еще не было сделано, и обеспечить с помощью закона и других соответствующих средств практическое осуществление этого принципа:

b) принимать соответствующие законодательные и другие меры, включая санкции, там, где это необходимо, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин;

c) установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью компетентных национальных судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации:

d) воздерживаться от совершения каких-либо дискриминационных актов или действий в отношении женщин и гарантировать, что государственные органы и учреждения будут действовать в соответствии с этим обязательством;

e) принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия;

f) принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или замены действующих законов, постановлении, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин.

В Четвертом периодическом докладе подробно освещено законодательное закрепление принципа равноправия женщин и мужчин в Конституции Российской Федерации и другом соответствующем законодательстве. За период с 1994 года все законодательные нормы основываются на принципах обеспечения равных прав для мужчин и женщин и создания равных возможностей для их реализации.

В ноябре 1997 года Государственная Дума Российской Федерации приняла "Концепцию законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин", в которой определена стратегия развития российского законодательства в части недопущения дискриминации по признаку поля.

Концепции рассматриваются права на равное участие мужчин и женщин в принятии решений на всех уровнях законодательной, исполнительной, судебной власти и в органах местного самоуправления, социально-трудовые права, предотвращение насилия и личная безопасность, охрана репродуктивного здоровья, материнства и детства, государственный механизм обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.

В целях пресечения дискриминации в отношении женщин в декабре 1995 года в Российской Федерации принят Закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", в соответствии с которым каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы (статья 1).

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Суд определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественного объединения или должностного лица, государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина.

В Российской Федерации в 1996 году принят новый Уголовный Кодекс (далее УК РФ), в статье 4 которого закреплен принцип равенства граждан перед законом независимо от пола, расы, национальности и т.д.

В целях охраны материнства и детства новый УК РФ запрещает назначать женщинам, достигшим 55 лет, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, обязательные работы (статья 49) и ограничение свободы (статья 53). Также к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, не применяется наказание в виде ареста (статья 54), новый для Российской Федерации вид наказания - пожизненное лишение свободы (статья 57). К женщинам по-прежнему запрещается применять смертную казнь (статья 59).

К имеющемуся ранее в уголовном законодательстве перечню смягчающих обстоятельств, характеризующих личность виновного, добавлено "наличие малолетних детей у виновного" (статья 61, пункт "г"). Закрепление в части 3 статьи 60 положения о том, что суд при назначении вида и размера наказания обязан учитывать, в частности, влияние назначенного подсудимому наказания на "условия жизни его семьи", является наиболее значимым для женщин. К перечню смягчающих обстоятельств в соответствии с пунктом "в" статьи 61 УК РФ относится также и такое специфическое "женское" состояние, как беременность.

Более гуманный характер по сравнению с прежними носят новые правила отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинами, имеющими малолетних детей (статья 82). По новому УК РФ расширился круг осужденных женщин, которым может быть предоставлена отсрочка отбывания наказания. Предусматривается, что она, как и раньше, может применяться ко всем осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, кроме тех, кто осужден к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности. Но в отличие от старого Уголовного Кодекса, в котором возраст ребенка при предоставлении матери отсрочки отбывания наказания ограничивался тремя годами, новый УК РФ такую возможность предоставляет женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет.

 

Беременность женщины в новом УК РФ трактуется не только как смягчающее обстоятельство, но и как отягчающее вину обстоятельство в том случае, когда женщина является не преступницей, а потерпевшей. В таком качестве беременность упоминается в следующих составах: похищение женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности (пункт "е" части 2, статья 127); захват заложника, которым является беременная женщины (пункт "е" части 2, ст. 206).

В новом уголовном законодательстве отсутствует статья 134 старого УК РСФСР "Воспрепятствование осуществления равноправия женщин" (подробно освещена в предыдущем докладе), однако, учитывая гендерный подход, введена статья 141 "Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий", относящаяся как к правам женщин, так и к правам мужчин.

Далее...