Женское движение, социальная активность

Материалы Второго Независимого Женского Форума г. Дубна, 27-29 ноября 1992 года , М., МЦГИ, ИСЭПН РАН, 1993.
 
В начало документа
В конец документа

Материалы Второго Независимого Женского Форума г. Дубна, 27-29 ноября 1992 года


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Помощь и кризисные центры

Основная дискуссия развернулась относительно принципов оказания психотерапевтической помощи жертвам насилия, а также вокруг проблем организации первых кризисных центров.

Речь шла о подаче материалов о насилии в средствах массовой информации, об ответственности гинекологов, о глубокой нервной травматизации самих психотерапевтов, о потере волонтеров, о трудностях подбора персонала для этой работы, о спонсировании.

На секции были приняты следующие решения:

• Создать координационный орган по обучению сотрудников женских центров, по обмену опытом и информацией.

• Создать информационную сеть для обслуживания кризисных центров.

• Внедрять профилактические программы по воспитанию ненасильственного поведения.

• Проводить предварительную экспертизу публикаций на тему насилия с точки зрения сексизма.

Женщины и здоровье

Секция: Женщина и здоровье

Участницы: более 60

Число: 27,28 и 29 ноября 1992

Продолжительность: три дня

Координатор: Натэлла Зинченко

Чернобыль

По наиболее актуальным проблемам .здоровья женщин были представлены доклады, обсуждение которых прошло в свободной беседе.

27 ноября обсуждались проблемы, связанные со здоровьем и оказанием медицинской помощи женщинам и детям к зонах, пострадавших от Чернобыльской аварии. Информацию представили Ирина Ильченко и Ирина Лельчук. С большим сочувствием женщины отнеслись к выступлениям представительниц городов Новозыбкова, Семипалатинска и Обнинска, Кроме того, прошло совместное заседание с секцией "Женщины и насилие"

Планирование семьи и .здоровье

28 ноября участницы секции собрались вновь, чтобы обсудить вопросы, касающиеся таких аспектов здоровья женщин, как:

• планирование семьи (Фей Хадчинсон. Великобритания. Она показала как надо использовать женский кондом);

• исторические аспекты и проблемы, связанные с запретом абортов и Германии (Ута Вайнман, Германия);

• жесткие условия займов. предоставляемых Международным валютным фондом (МВФ), и их влияние на состоянии здоровья женщин развивающихся стран (Мартина Вервей, Швейцария).

Альбина Слепнева познакомила собравшихся с работой Транснациональной ассоциации "Школа выживания" и принципами славянской народной медицины. О разных методах психологической помощи женщинам рассказали Екатерина Мухаматулина и Татьяна Липовская. Они же провели тренинг.

Участницы секции уделили внимание к проблемам здорового образа жизни, дискуссию по которым охотно поддержала Надежда Потапенко.

По итогам обсуждения были приняты следующие предложения:

• Развивать систему медико-психологической консультативной помощи женщинам, мужчинам и подросткам по вопросам планирования семьи (юридическая защита, конфиденциальность и т.д.):

• Подготовить от имени Форума обращение в парламент о необходимости мониторинга отрицательных последствий займов МВФ, условия которых ведут к сокращению социальных программ, следовательно - к ухудшению здоровья, условий жизни и работы женщин.

• Привлечь внимание Госкомчернобыля, Министерства здравоохранения России к проблемам оздоровления детей, проживающих на территориях, пострадавших от аварии на ЧАЭС.

• Просить Главное медицинские управление г. Москвы содействовать созданию детской клиники нетрадиционной (славянской) медицины.

• Провести в 1993 году в рамках Форума два семинара по наиболее актуальным вопросам здоровья женщин и детей.

Международная задолженность стран бывшего Советского Союза будет иметь свои последствия для системы и уровня здравоохранения. Здесь вырисовывается параллель с так наз. третьим миром. Всемирно при ссужении кредитов Международный Валютный Фонд требует структурных преобразований, которые ведут к упадку неприбыльных отраслей экономики.

Мартина Вервей, Швейцария

Феминизм и проблемы женского движения

Секция: Феминизм и проблемы женского движения

Участницы: более 70

Число: 28 ноября 1992

Продолжительность: три часа

Координаторы: Татьяна Клименкова, Марина Аристова

Основная концепция обсуждения была построена на том, что феминизм имеет явно выраженную политическую ангажированность. Констатировав это положение, участницы секции попытались выяснить, в чем может быть смысл феминизма для женщин нашей страны, почему он стал вопросом политическим и предметом какой особой политики он стал. Накануне многие женщины из числа тех, кто пришел на секцию, принимали участие в работе политической секции, где обсуждение постоянно возвращалось к проблеме различия традиционной и "новой" женской политики.

Многие констатировали, что созданные с участием женщин школы/предприятия для детей-инвалидов вряд ли можно назвать подлинно женскими организациями. Дискуссанты пытались поставить перед собой задачу рассмотреть, чего же здесь не достает для квалификации этих организаций как женских или как феминистских.

Сформулировать свою позицию В связи с этим на обсуждение был поставлен вопрос о том, что стоит за имеющимся у всех нас опытом, порождающим специфическое беспокойство за свою собственную судьбу и судьбы других людей.

Это - несогласие принять свою "дефективность" как особую женскую "дефективность", вызванную анатомическими факторами. По общему мнению участниц секции, это - скорее ощущение как бы некоторой неуместности в этом мире, которое не природой дано, а культурой вменяется и навязывается независимо от той или иной нашей жизненной ситуации. Против этого-то навязывания и возникает у нас протест. Затем в ходе дискуссии мы поняли, что "беспорядок", вносимый женщиной в структуры традиционного социума - вещь неслучайная. Чаще всего женщины, чувствуя себя "отклоняющимися", "несоответствующими", постоянно демонстрируют готовность и возможность "соответствовать".

Однако все больше появляется женщин, понимающих бесперспективность такой позиции и внутреннюю порочность самих норм, которые не в состоянии учитывать опыт большей половины человечества. Таким образом, возникает желание сформулировать свою позицию, а не пытаться подстроиться под традиционную, патриархатную.

Такое переосмысление требует от женщин радикального интеллектуального усилия. Не вина женщин, что причины дискриминации скрыты глубоко в культурных нормах, а не находятся на поверхности. Патриархат - это не столько ряд конкретных примеров дискриминации, сколько сексистский характер социальных институтов как таковых.

Поэтому формулирование феминистской позиции - это организация противодействия маскулинистскому способу коммуникации, лежащему в основаниях современной культуры.

Сама по себе эта задача, как констатировали участницы дискуссии, оказывается зачастую очень сложной. Женщинам трудно переложить имеющийся у них внутренний спонтанный протест на язык поведения и принятия решений. Но еще более тяжелой оказывается задача соотносить выработанные результаты с теми "традиционными условиями игры", которые навязывает им современное общество. Эти реальные условия вновь и вновь, по мнению присутствующих на секции женщин, возвращают их к маскулинистским способам решений проблем.

Но опыт женщин Запада показывает, что усилия по "раскачиванию системы дискриминации" не пропадают даром. Только через много лет коллективного противостояния оказываются заметными значительные социальные подвижки, выражающиеся не столько в конкретных шагах, сколько в изменении самого социального климата.

Далее дискуссантки коснулись конкретных задач, встающих перед женщиной, желающей отстаивать феминистскую позицию. Обсуждалось отношение феминисток к семье. Было показано, что представление о том, что феминизм и семья - две вещи несовместимые, не имеет под собой почвы. Были сделаны попытки определить основные понятия феминистской теории; обсуждались также представления о феминистском характере практики и ее связи с традиционной политикой и "микро-политикой"; приводились и конкретные примеры борьбы женщин за свои права (в частности, в юридической сфере). В заключение в порядке обмена опытом был заслушан доклад об основных проблемах женщин современной Германии.

Вопреки всем остальным огромным проблемам России женское демократическое движение живет и расширяется.

Рут Стил, Россия

На женщин перемены в пост-коммунистических странах гораздо больше отражаются чем на мужчин.

Антонина Островска, Польша

Женщины в творчестве

Секция: Женщины в творчестве (литература, искусство, ремесло)

Участницы: более 50

Число: 28 ноября 1992

Координатор: Рита Беляковская

Предполагалось обсудить следующие темы:

• Политика в отношении женщин и ее отражение в искусстве.

• Менталитет советской женщины и ее отношение к женскому движению и феминизму.

Образ женщины в кино, литературе и его влияние на окружающих.

• Творчество как способ выражения себя. Есть ли это?

• Проблемы женщин в творчестве: вчера, сегодня, завтра.

Работа секции проводилась в контексте решения главных задач форума, поэтому приоритет при обсуждении темы был отдан политике, бизнесу, социальным проблемам и т.д.

Страдание и творчество

Первая неожиданность для Оргкомитета форума заключалась в том, что в секцию творчества записалось так же много женщин, как и в секцию политики. Это привело к тому, что участницам пришлось собраться в мало удобном для интимного разговора холле. Но главное, это яростная попытка женщин рассказать о своей внутренней боли, которая подтолкнула и подталкивает их к творчеству. При этом речь шла не о личной драме или ущемлении, а о драме женщины, оставленной существующей культурой без внимания, а стало быть , и вне времени.

В процессе дискуссии был сделан вывод о том, что творчество русской женщины -своеобразная "эмоциональная реакция на экстремальные ситуации, которые длятся всю жизнь".

Безусловно соглашаясь, что страдания пробуждают таланты, Татьяна Кудрявцева, заметила, что страдания только видимая часть причины, побуждающей к творчеству, что видно по примерам западных писательниц.

Мужская культура

После этого женщины стали рассказывать свои истории. Как-будто что-то самое сокровенное было высказано за них, чего они, быть может, не осознавали. И посыпались блестящие рассказы о судьбах своих и чужих, о мотивах женских поступков.

Для Ирины Ларионовой, фотографа из Петрозаводска, было важно "не спорить с мужчинами, а именно самовыразиться и через это освободиться от накапливающихся чувств и мыслей... ".

И тогда Галина Акбулатова-Скворцова стала рассказывать о своем опыте общения с женщинами-писательницами, большинство из которых пишет "в стол". Женщины стесняются своих мыслей, ибо оценивает их традиционно мужчина. И выходит, что то, что интересно ему, то и ценно. Что не интересно, то просто - "дамская литература".

Участвовавшие в обсуждении темы отметили, что в каждой женщине живет чувство страха. Это страх за судьбу детей, страх от того, что. она не уживется в семье мужа. Участницы секции сделали вывод - в создавшихся условиях у женщины нет своей среды обитания, поэтому каждая выбирает для себя свой способ выжить. Одни женщины реализуют себя в природной красоте, делая из нее капитал и защищаясь ею от неосознанных еще невзгод жизни. Другие реализуют себя в семье, передавая свои мысли и чувства детям. А дети несут их дальше в общество, не задумываясь об их источнике, традиционно присваивая себе чужой опыт - опыт женщины. Исторически в женщину заложен чужой опыт - опыт мужской культуры, который закрывает для миллионов интеллектуальное движение вперед.

Ну а что творческие женщины, рисующие, снимающие, пишущие, что же они? Почему их так мало, так робки они в нашей среде? Елена Маркова высказала предположение, что женщины пишут, чтобы преодолеть свой страх через фантазию и с ее помощью найти себя. Эти поиски раздражают мужчину. Женщина есть, потому что работает, живет для дома, а в мире культуры ее нет. Быть может, этот "генетический" опыт отрицания ее как самостоятельно мыслящего существа тоже добавляет в нее частичку страха, который преодолевается в 20 веке или отрицанием пола, или отрицанием связи качества женских мыслей и особенностей ее природы. Женщины часто предают женщин, соглашаясь с мужчиной относительно своей вторичности.

Говорили о том, что отсутствует женское литературоведение, женская точка зрения на мир в кинематографе и что даже во втором ряду литературы нет женских имен.

Рекомендации

Татьяна Кудрявцева высказала идею об организации женского издательства. Эта мысль всем пришлась по душе и было предложено также создать женскую студию и радиостанцию.

Основной вывод, к которому пришли участницы секции: нас видят не так, как надо, а так, как способны понять мужчины. Поэтому ближайшие 100 лет придется жить в окружении непонимающих нас мужчин. Однако не стоит пасовать, опускать руки.

Решение секции сводится к следующему:

донести озабоченность Форума односторонней ориентацией мужской культуры, вымыванием или игнорированием женских имен из истории творчества. Мы должны настойчиво подчеркивать, что женский вопрос - это не вопрос, решением которого должны заниматься только женщины, что это вопрос выравнивания культуры, гуманизации и гармонизации ее. То есть это вопрос цивилизационный. Именно поэтому общество должно поддерживать исследовательскую работу по анализу творчества женщин, по восстановлению истории творчества женщин; ограничить поток порнографической литературы, осознать последствия этого разгула, влияние его на сознание детей и подростков: пресекать практику публикаций, в которых пропагандируется насилие над детьми и над женщинами.

В практическом плане мы считаем необходимым:

• организовать специальное издательство, ориентированное на издание женской и детской литературы:

• создать российскую женскую киностудию.

• развивать и поддерживать сеть региональных женских радиостанций, ориентированных на освещение разного рода женских проблем и деятельность самых разных женских организаций.

Женщина и духовность

Секция: Женщина и духовность

Участницы: 14

Продолжительность: 5 часов

Координатор: Тамара Сиверцева

Хотя по предварительному сценарию и замыслу секции заслушивание докладов не предполагалось, один очень интересный доклад "Ислам и женщина" сделала Хафиза Насруллаева.

Обсуждавшиеся на секции вопросы были связаны с тем, как женщина сама для себя понимает слово "духовность", как ее религия или философия помогают ей лучше достичь этой духовности, что понимает женщина под словом "равенство".

Диалог

Ход обсуждения показал необычайную восприимчивость женщин к проблеме духовности, хотя большинство участниц секции не имело специальной подготовки к такого рода спонтанной дискуссии.

Были, к сожалению, отрицательные моменты, связанные в основном с попыткой , придать сугубо личностному общению по духовным проблемам идеологический, политический оттенок. Так, на наш взгляд, некоторую напряженность вызвали призыв одной из участниц обозначить не только свое вероисповедование, но и принадлежность к той или иной ветви православной церкви. Это была единодушно отвергнутая всеми попытка направить диалог в сторону анализа внутрицерковных противоречий. Данный эпизод лишний раз показал, что в подобных дискуссиях ораторы должны высказывать собственное мнение выступать от себя лично, а не навязывать идеологию тех структур, которые они представляют.

После жарких дебатов участницы пришли к выводу о том, что ни одну из религий сегодня нельзя рассматривать в качестве единственно верной, поэтому необходим диалог, дарящий взаимопонимание и осознание непреходящей ценности каждой религии. Женщинам присуща особая духовность (корни которой - национальная религия), одновременно с пониманием универсальности общечеловеческих ценностей.

Духовные принципы

В заключение участницы дискуссии обратились к женщинам со следующими словами: "Мы хотим подчеркнуть важность духовности, потому что в наше время в общении людей друг с другом и в обществе в целом почти забыты моральные нормы поведения людей. Мы принесли наши молитвы о том, чтобы равенство людей стало приоритетным, чтобы исчезло такое понятие, как "дискриминация". Мы предлагаем укреплять любовь и радость в женской среде, проявлять душевность и заботу, нести покаяние и веротерпимость в ту среду, которая их окружает. Для женщины характерна забота о других, это помогает ей почувствовать человеческое единство, дает ей возможность напомнить людям о таких основных духовных принципах, как смирение, вежливость, умеренность, справедливость, милосердие и т.д., составляющих фундамент всех религий. Женщина первый и основной воспитатель ребенка. Ее духовный мир формирует основные ценности будущего поколения. Поэтому именно сегодня духовное образование важнее материального. Духовность женщины должна не только развивать ее самое, но и самым благоприятным образом влиять на духовность мужчин и повышать тем самым его роль в семье".

Одна участница Форума сказала, что ей казалось что это только она отвергает проект закона о защите семьи, но огромная поддержка с низов, которую она получила на Форуме, вдохновила ее к проведению большой кампании внутри партии "Демократическая Россия" за отвержение этого закона - ведь еще не поздно

Далее...