Жизнь женщин

Либоракина М. И. Обретение силы: российский опыт. Пути преодоления дискриминации в отношении женщин (культурное измерение). М., ЧеРо, 1996.
 
В начало документа
В конец документа

Либоракина М. И.

Обретение силы: российский опыт. Пути преодоления дискриминации в отношении женщин (культурное измерение)


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Такие благотворительные организации действовали на кооперативных началах, реализуя принципы саморазвития и самопомощи. Благотворительницы не относились к бедным как объектам филантропии, а развивали идеи трудовой помощи, самоутверждения через профессиональную деятельность. В отчете Санкт-Петербургского дома трудолюбия для образованных женщин отмечено: "Целесообразнейшая, единственно рациональная форма благотворительности должна состоять в предоставлении нуждающимся оплачиваемого труда, а не милости, не даровой помощи" [50, с. 116].

Более традиционный характер носили общества защиты женщин, ставившие своей целью нравственную поддержку, "препятствие торговле белыми рабынями" - проституции. Эти общества создавали приюты, мастерские, общежития, где могли найти помощь безработные и одинокие матери.

ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО О ДЕТЯХ

Дети, особенно сироты, традиционно являлись предметом заботы женских благотворительных организаций. Образовательная реформа дала возможность получать начальное и среднее образование не только мальчикам, но и девочкам всех сословий. Однако государство в основном контролировало деятельность народных школ и гимназий; деньги собирали "с миру по нитке" земства и частные благотворители. Так на содержание Иваново-Вознесенской женской гимназии в 1885 г. потратили 390 рублей из государственной казны, тогда как взнос городского благотворительного общества составил 6300 рублей.

Благотворительницы предлагали изменить систему народного просвещения, открыть новые виды учебно-воспитательных учреждений, в частности, детские сады. В 1907 г. женские организации обратились в Министерство просвещения с петицией о создании системы общественного воспитания детей, считая это "необходимым условием демократизации общества". В то же время на собранные пожертвования они открыли около ста народных детских садов [45, с. 47-48, 106]. Благотворительницы организовали дневные приюты для детей работниц, убежища для детей, подвергшихся жестокому обращению. Они стали инициаторами открытия бесплатных воскресных и вечерних школ для детей и взрослых. Первые женские воскресные школы начали работать в 1859 году в Киеве, Петербурге и других городах.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ЖЕНЩИН

Создание системы высшего образования для женщин стало одним из главнейших направлений женской благотворительности. После "оттепели" 1860-61 г.г. публика получила возможность посещать университетсикие лекции, и в академических залах появились первые девушки. Очень скоро они стали активными участницами студенческих диспутов, и начальство, напуганное появлением "революционерок в кринолинах", закрыло женщинам доступ в университетские аудитории. Либеральная профессура выступала за доступность высшего образования для женщин. Советы почти всех университетов России проголосовали за право женщин стать студентками, однако Министерство просвещения запретило им быть не только студентками, но и вольнослушательницами.

В 1869 г. после многолетних петиций феминистки получили окончательный отказ. "Оставался один выход - частная инициатива" [53, с. 23]. В 70-х годах высшие женские курсы на общественных началах открылись в Москве, Казани, Киеве и Санкт-Петербурге. Хотя разрешение на открытие Бестужевских курсов было получено в 1878 г., Министерство внутренних дел не утверждало его Устав в течение 11 лет. Однако в том же году Анне Философовой и Надежде Стасовой удалось утвердить устав петербургского Общества для доставления средств Высшим женским курсам - благотворительной организации, которая не только собирала средства для организации учебного процесса и помощи малообеспеченным студенткам, но и служила официальным представителем Бестужевских курсов. Общество насчитывало около 1000 членов, собирало ежегодно около 22 тысяч рублей членских взносов и пожертвования земств и частных лиц. На эти средства был куплен участок земли, построены учебный корпус, лаборатории, общежитие, столовая, собрана библиотека. Через двадцать лет имущество Бестужевских курсов составило полтора миллиона рублей.

Женские врачебно-акушерские курсы были открыты благодаря значительному пожертвованию Лидии Родственной-Шанявской, подготовительные Аларчинские курсы - на средства от благотворительных концертов. Когда в 1881 г. медицинские курсы закрыли по решению военного министра, общественные организации не только организовали кампанию протеста, но и собрали около 70000 рублей на возобновление их работы. Благодаря усилиям женских благотворительных организаций к концу XIX века Россия опередила другие европейские страны по качеству и разнообразию профессий, доступных в женском высшем образовании, по числу практикующих женщин-врачей [66, p. 87].

ОСОБЕННОСТИ ФЕМИНИСТСКОЙ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Феминистки-благотворительницы относились к женщинам как к самостоятельным труженицам, которые должны были рассчитывать на собственные силы, чтобы поддерживать себя и детей, а не только как к матерям и хозяйкам дома. Основные направления благотворительности - трудовая помощь, взаимная поддержка, профессиональное обучение, просветительство, поддержка высшего образования и учащихся девушек, борьба с алкоголизмом и проституцией, опека и защита детей.

Во Франции и Германии благотворительные организации не были так тесно связаны с женским освободительным движением и в основном занимались обучением бедных женщин тому, как стать лучшими матерями, женами, домохозяйками, как содержать в чистоте жилище [62, p. 578]. К началу XX века благотворительные организации России активно включились в движение за политические права для женщин. Пионером было Русское женское взаимноблаготворительное общество, направившее в 1905 г. требование в кабинет министров о привлечении женщин к участию в представительной власти. По инициативе и усилиями этого общества в 1908 г. проведен Первый Всероссийский женский съезд.

Несмотря на ограниченность правового статуса в целом (особенно в области семейного права), женщины в XIX веке сохраняли расширенные права в области собственности. В России, в отличие от Западной Европы и Америки, не действовала правовая доктрина femme couverte, согласно которой замужняя женщина не могла владеть и распоряжаться собственностью (включая приданое) в браке. Хотя дочери были неравны в правах наследования с сыновьями, вдовы могли распоряжаться собственностью независимо от мнения мужчин в семье. Блаженная Ксения, которая раздала все свое имущество бедным (XVIII), действовала в рамках правовых норм.

Относительно широкие права женщин в области собственности определили разнообразие ресурсов, которые привлекались для благотворительной работы. Это были не только время, энергия и безвозмездный труд, но и частные пожертвования женщин (деньги, земли, другое имущество); членские взносы; пожертвования в натуральном виде (например, бумагой Женскую издательскую артель снабжали жены фабрикантов); доход от "благотворительного предпринимательства" (артели, магазины, мастерские); доход от лотерей (так Общество дешевых квартир получило разрешение провести лотерею в 50 тысяч рублей, на доходы от которой был выстроен четырехэтажный дом). Благотворительницы привлекали средства земств и пожертвования других благотворительных организаций, прежде всего городских. Особую статью в бюджете составляла плата за предоставление образовательных услуг.

Успехи женской благотворительности в России завоевали международное признание. За свою благотворительную деятельность Русское женское взаимноблаготворительное общество получило золотую медаль в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже. Международный Женский Совет (International Council of Women), единственная международная женская организация того времени, избрал Анну Философову Почетным вице-президентом и предложил ей организовать национальное отделение Совета в России. Однако царское правительство запретило Российскому женскому взаимоблаготворительному обществу это сделать.

Благотворительность не только стала "невидимой карьерой" для многих (Надежда Стасова, например, была распорядительницей финансов Петербургского Общества для доставления средств Высшим женским Бестужевским курсам в течение 10 лет), но и открыла тысячам женщин дорогу к образованию и профессиональной занятости - дорогу, которую уже не могли перекрыть различные политические обстоятельства. Известная благотворительница графиня Панина, создавшая в Петербурге Лиговский Народный Дом (новаторскую по типу деятельности форму социальной и культурной поддержки) стала заместителем Министра образования во Временном правительстве. Инесса Арманд, начавшая свою карьеру как руководительница комиссии Московского общества по улучшению участи женщин, после революции стала основательницей и директором Женотдела - структуры, которой мы обязаны многими достижениями эмансипации при социализме.

ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И ПРЕДЫСТОРИЯ
ЭМАНСИПАЦИИ ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ

Глубоким заблуждением является представление о том, что эмансипация в России - это советский феномен, что равные права и социальные льготы были "дарованы" женщинам коммунистическим правительством. Удивительно, что никто не задался вопросом: почему вдруг коммунисты поступили так в Советской России - стране с давними традициями репрессивного патриархального законодательства - а затем и в других странах? Ответ на этот вопрос требует реконструкции конфликта между "классом" и "полом", возникшего в начале века как конфликта между либеральными феминистками и пролетарками. Для России - это еще и анализ радикализма, роли женщин в революционном подполье и способов "проникновения" идей равноправия в политические платформы партий и групп коммунистической и социалистической ориентации. Параллельно с движением женской благотворительности возникли кружки и группы женщин, заинтересовавшихся социалистическими идеями.[[Это движение не стало предметом специального рассмотрения в книге не потому, что оно менее важно, а потому, что литературы о либеральном феминизме до недавнего времени практически не было; и нужно было восполнить этот пробел в истории женского движения.]]

Все достижения были результатом сложной и длительной интеграции идей равноправия в законодательство и программы политических партий задолго до Октября 1917 г. К началу XX века либеральные феминистки активно включились в движение за политические права для женщин. Пионером было Русское женское взаимноблаготворительное общество, направившее в 1905 г. в кабинет министров требование о привлечении женщин к участию в представительной власти. По инициативе и усилиями этого общества в 1908 г. был проведен Первый Всероссийский женский съезд, выступивший за избирательные права для женщин. Экономическая самостоятельность женщин была аргументом в борьбе за политические права: "Русская женщина во всех областях труда и забот, в деле развития и роста родины участвует наравне с мужчиной... она платит налоги и подати наравне с мужчиной. Женщина должна иметь право на защиту своих интересов путем участия в законодательном собрании" ["Петиция в Первую Государственную Думу о предоставлении женщинам избирательных прав", цит. по 48, с. 99-100].

Наиболее полно требования равноправия и повышения статуса женщин были представлены в программах партий противоположной ориентации: конституционно-демократической партии народной свободы и российской социал-демократической рабочей партии. За предоставление женщинам политических прав выступали шесть партий, включая кадетов, эсеров, РСДРП, трудовую народно-социалистическую, радикальную партии и Союз освобождения. За исключением кадетов, где были сильны позиции либеральных буржуазных феминисток, это в основном партии левого толка. Показателен также анализ первых свободных выборов в России - выборов в городские думы весной 1917 г. В списке партии кадетов было 12% женщин, партии большевиков - 10%, радикальных демократов - 5,5%. Женщины были в числе первых мест партийных списков у кадетов - графиня София Панина, будущий член Временного Правительства, у большевиков - Александра Коллонтай, будущий Народный Комиссар, член советского правительства, и у эсеров - А. Чернова, одна из эсерок - лидеров подполья [48, с. 109]. Социал-демократы включили в свою программу тезисы о равноправии женщин еще в 1903 г. по предложению (и настоянию В. Ленина). Безусловным феминистским лидером в этой среде была Александра Коллонтай, резко спорившая с большевиками о положении женщин, а с либеральными феминистками - о классовом подходе. Благодаря настойчивости Александры Коллонтай, Инессы Арманд (которая стала создательницей Женотделов в гражданской войне), Надежды Крупской социал-демократы имели наиболее прогрессивную с точки зрения повышения статуса женщин платформу, предусматривающую систему трудовых льгот [37; 48, с. 104-106]. Это была сложная борьба, так как большевики не скрывали функционально-утилитарного подхода к женскому движению: пролетарские женские организации должны были привлекать на их сторону массы работниц.

"Распределение" требований равноправия в политическом спектре отражало реальный расклад сил. Распространенность их в левом лагере была связана и с его общей идеологией равноправия, и с выдающейся ролью и авторитетом радикальных женщин в революционном подполье, особенно эсерок. Будучи лично независимыми, они могли не называть себя феминистками, но зачастую были лидерами, идя до конца там, где отступали их товарищи-мужчины. Еще одним аргументом в пользу предоставления женщинам избирательных прав был плакат с изображением казни Софьи Перовской: "Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент". Но, пожалуй, наибольшее влияние требования равноправия имели у кадетов, партия которых активно и постоянно работала с женскими организациями. Это было связано с тем, что идейно концепции равноправия сформировались не в левом лагере, а в либеральном феминистском движении и пользовались наибольшей популярностью в среде демократически настроенной интеллигенции. Несмотря на патриархальность церкви и законодательства, существовала общественная поддержка в кругах интеллигенции, академической профессуры, журналистов либеральной ориентации: требование справедливого решения "женского вопроса" были естественны для любого интеллигента на рубеже веков.

Таким образом, женское освободительное движение начала века, несмотря на свою немногочисленность, сумело распространить идеи равноправия в такой широкой среде интеллигенции, что разница политической ориентации уже не являлась решающим фактором возможности повышения статуса женщин. Можно предположить, что какая бы сила, за исключением крайне правых и националистов (Союз 17 октября, Союз русского народа и т.п. игнорировали женщин) не пришла к власти в 1917 г., женское движение смогло бы добиться эмансипации.

Эта возможность определялась высоким интеллектуальным и культурным потенциалом движения и особенностями его
развития.

Женское освободительное движение составляли, прежде всего, самостоятельные интеллигентные труженицы (не зависимо от их матримониального статуса). Исторически (начиная с конца XIX века) женское движение в нашей стране было, прежде всего, движением за равноправие (феминистки в России даже называли себя "равноправками"), фокусировалось на образовании для женщин и поддержке их независимой деятельности на рынке труда, прежде всего, на началах взаимной благотворительности (напомним, что одна из крупнейших феминистских организаций так и называлась "Российское женское взаимоблаготворительное общество"). Движение ориентировалось на масштабные перемены, а не только практику "малых дел" при немногочисленности состава движения. Женское движение в нашей стране никогда не было таким многочисленным как, например, в США и не формировало массовых организаций, оперативно мобилизующихся для лоббирования, оказания влияния на власти и т.д. Массовые женские организации были созданы "сверху" в советский период в ряду всех других советских общественных организаций, уже после ликвидации в конце 20-х годов Женотделов, действительно работавших на продвижение женщин и в рамках "классового подхода" все же сохраняли ориентацию на эмансипацию женщин.

Несмотря на малочисленность, задачи ставились действительно масштабные (в том числе в области изменения законодательства, прежде всего семейного до революции, а в первые годы советской власти - трудового). Именно женское освободительное движение начала века подготовило все позитивные начинания эмансипации в советский период. Активно работая с Государственной Думой, русские феминистки - "равноправки" добились смягчения семейного законодательства в пользу женщин и подготовили предложения, которые стали после революции основой трудового законодательства, обеспечившего женщинам оплачиваемые отпуска по беременности и родам, сохранение рабочего места в этот период и другие льготы. Наибольший вклад в подготовку этого законодательства внесла Александра Коллонтай, использовавшая также многие идеи Клары Цеткин.

Совершенно очевидно, что женская взаимопомощь и поддержка, равно как и стремление женщин получить общечеловеческие права - а в этом и была в тот момент суть феминизма,- не были привиты России извне и не были связаны непосредственно с идеями социализма. Феминистские идеи вызрели, окрепли и имели серьезное влияние в обществе задолго до 1917 года.

ОПЫТЫ ФЕМИНИСТСКОЙ
КРИТИКИ

ОТ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ -
К ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ

Культурные традиции несут в себе заряд энергии, огромный потенциал противостояния дискриминационной, антиженской идеологии. Нужно только найти эти "точки опоры". Надеюсь, что небольшая реконструкция истории, предпринятая в предыдущей главе, внесет вклад в эту работу.

Есть, однако, принципиальная разница между возможностями анализа какого-то событийного ряда, в том числе исторического, и художественным воплощением действительности. Культурные изменения невозможны без создания нового символического ряда - образов, воплощающих новые ценности и опыт разрешения проблем, которые возникают у тех, кто осмеливается стоить свою судьбу по-новому. Именно художественные образы, сочетая рациональное и эмоциональное начала, обладают полнотой воплощения идеала личности. Образ вбирает в себя типические черты действительности, выявляет социальные проблемы, "распыленные" в обыденности событий, личных драм и конфликтов. Одновременно он задает будущее, ориентиры самоопределения.

Не случайно романы и публицистика о "новой женщине" появлялись у нас в переломное для российского общества время. Пик дискуссий о "новой женщине" - шестидесятые годы прошлого века ("Что делать?" Н.Г. Чернышевского, повести и рассказы Н.Д. Хвощинской, статьи М. Михайлова о "женском вопросе" и др.) и начало века нынешнего (романы А. Вербицкой, Е. Нагродской и других писательниц, раскрывших не только ценности, но и проблемы "дерзнувших"; программная статья А. Коллонтай "Новая женщина", ее беллетристика и т.п).

В последние годы благодаря переизданиям и публикациям в феминистских журналах эти дискуссии вновь вошли в культурный оборот, стали материалом для обсуждения в женских группах. Сегодня тип "новой женщины" не менее актуален для общества, но гораздо менее выявлен, очерчен, представлен в литературе. У нас нет художественного образа, который по влиянию на современников был бы сравним, например, с образом Веры Павловны из "Что делать?" Н.Г. Чернышевского. Наоборот, массовая культура и общественное сознание активно инъецируются политизированными современностью, но вполне традиционными мужскими и женскими ролями. Как уже отмечалось, с усилением влияния национал-патриотизма на смену перестроечной идеологии "естественного женского предназначения" приходит культ самоотверженности, "свойственной настоящей русской женщине".

Основной метод, который работает в сегодняшних условиях - феминистская критика. Это открытый метод, вобравший для анализа "женского" и "мужского" начал в творчестве элементы различных философских течений, прежде всего, структурализма и деконструктивизма. Подробнее с теоретическими аспектами феминистской критики можно ознакомиться в журналах "Преображение" и "Идиома" [34; 42 и др.].

Подзаголовок следующей главы - "Опыты феминистской критики"; ее задача - дать представление о некоторых типах феминистской критики, развивающихся в рамках современного российского женского движения. Это включает прояснение, комментирование смыслов и постановок проблем, заявляемых женским искусством; выявление того, что задает, конституирует собственно женское искусство в его тематике и стилистике. Одна из задач здесь - введение образов, созданных в женском творчестве, в актуальный исторический, культурный и ситуативный контекст. Другая сторона - собственно критика дискриминирующих женщину постановок вопросов; деконструкция системы привычных интерпретаций и поиск новых прочтений: того, что "сказывается за", помимо или даже вопреки воле
автора.

НОВАЯ ЖЕНЩИНА.
ПЕРЕЧИТЫВАЯ КЛАССИКУ: ШВЕЙНАЯ
МАСТЕРСКАЯ ВЕРЫ ПАВЛОВНЫ
или современные картинки из истории

Вера Павловна из романа Н.Г.Чернышевского "Что делать" - один из первых художественных образов "новой женщины", стремящейся устроить свою жизнь на началах самостоятельного труда и открытых, партнерских отношений в семье. Сегодня нам трудно представить громадное влияние произведения Н.Г. Чернышевского на его современников и пыл дискуссий о "безнравственности" романа, над страницами которого мы засыпали в школе. Что "новая женщина", созданная пером Н.Г. Чернышевского, значит для нас?.. На этот вопрос должна ответить критика, поместив художественный образ в актуальный контекст.

Один из таких контекстов был найден мной в достаточно неожиданной сфере. В последние годы в нашей стране активно развивается некоммерческий сектор - современное воплощение движения трудовой взаимопомощи второй половины XIX века. С долей юмора я подготовила комментарии к роману, связав современные проблемы с идеями Н.Г. Чернышевского). Случай использовать их в дискуссии представился на конференции "Развитие человеческих ресурсов" (World Learning, октябрь 1995 г.), в которой принимали участие более 100 представителей различных некоммерческих организаций России, Украины, Грузии и других стран СНГ. Статья об артели Веры Павловны вошла в сборник материалов конференции с подзаголовком "опыт развития человеческих ресурсов в неприбыльной организации, по роману Н.Г. Чернышевского "Что делать". Ее предварял исторический экскурс в историю женского движения взаимной помощи, вызванного резким ухудшением положения женщин в пореформенной России. Из него читателям стало ясно, почему артель в романе "Что делать?" - литературный тип, а не случайность - создала именно Вера Павловна, а не какой-то другой герой романа, и почему в ней сотрудничали швеи. Статья была посвящена лидерству и другим аспектам управления человеческими ресурсами - актуальным для участников конференции вопросам. В то же время она позволила начать заинтересованный разговор о "новой женщине".

Итак, ШВЕЙНАЯ МАСТЕРСКАЯ ВЕРЫ ПАВЛОВНЫ

[с комментариями по поводу развития человеческих ресурсов в квадратных скобках].

"Мастерская Веры Павловны устроилась. Основания были просты, вначале даже так просты, что нечего о них и говорить. Вера Павловна не сказала своим трем первым швеям ровно ничего, кроме того, что даст им плату несколько побольше той, какую швеи получают в магазинах [при приеме на работу РАЗМЕР ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ оговаривается как одна из характеристик РАБОЧЕГО МЕСТА]. Эти девушки нашли еще трех или четырех, выбрали с тою осмотрительностью, о которой просила Вера Павловна [РЕКОМЕНДАЦИИ сотрудниц - проверенный, эффективный и недорогой метод привлечения новых; не нужно тратиться на рекламу], которая желала, чтобы работницы в мастерской были девушки прямодушного, доброго характера, рассудительные, уживчивые [если есть социально-психологические требования к сотрудникам, то они объявляются ЗАРАНЕЕ]. Вера Павловна сама познакомилась с этими выбранными, хорошо познакомилась прежде, чем сказала, что принимает их [углубленное ИНТЕРВЬЮ при приеме на работу обязательно].

Проработали месяц. Вера Павловна постоянно была в мастерской, и они успели узнать ее очень близко как женщину расчетливую, осмотрительную, рассудительную, при всей ее доброте, так что она заслужила полное доверие. [ВЗАИМНОЕ ДОВЕРИЕ лидера и сотрудников необходимо для эффективной работы и тем более ДЛЯ НОВОВВЕДЕНИЙ]. "Значит, можно мне теперь поговорить с вами откровенно, какие у меня мысли" - сказала Вера Павловна [ЛИДЕР - та, кто думает на шаг впереди текущей деятельности. СОТРУДНИЦАМ предлагается включиться в планирование изменений С САМОГО НАЧАЛА],- Добрые люди говорят, что можно завести такие швейные мастерские, чтобы швеям было работать в них много выгоднее [вводится принцип ВЗАИМНОЙ ВЫГОДЫ, зависимости успеха сотрудниц от успеха предприятия в целом]. Судя по первому месяцу, кажется, что точно можно". Вера Павловна прочла счет прихода и расхода за месяц [ОТКРЫТОСТЬ финансовой информации - и вклад в укрепление доверия, и начало разделения ответственности]. "Вот видите, у меня в руках остается столько-то денег. Я завела мастерскую затем, чтобы эти прибыльные деньги шли в руки тем самым швеям, за работу которых получены [ЛИДЕР разъясняет ЦЕЛИ создания организации]. Поэтому и раздаю их вам; на первый раз, всем поровну, каждой особо. После посмотрим, можно еще каким-нибудь другим манером, еще выгоднее для вас" [проясняются принципы выплаты вознаграждения В ИХ СВЯЗИ с целями и принципами деятельности организации; с самого начала задается перспективу].

Швеи несколько времени не могли опомниться от удивления, потом начали благодарить. Вера Павловна дала им довольно поговорить о благодарности, чтобы не обидеть отказом слушать [прекрасный способ начать налаживать КОММУНИКАЦИЮ В КОЛЛЕКТИВЕ], потом продолжала: "Теперь мне надо рассказать вам самую трудную вещь. Какая охота была мне заводить мастерскую, если не брать от нее дохода? [далее ЛИДЕР разъясняет, в чем заключаются "ЦЕННОСТИ некоммерческого сектора". В то время понадобилось полторы страницы ].

Далее...