Социальный статус

Кузнецова Л. Н. Женщина на работе и дома. М., Политиздат, 1980.
 
В начало документа
В конец документа

Кузнецова Л. Н.

Женщина на работе и дома


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Но сам факт, что наши молодые соотечественницы не мыслят своей жизни без книг и знаний, свидетельствует об очень серьезной социальной тенденции, говорящей не просто о соотношении сил в сфере образования, а прежде всего о том, какое место наши женщины стали занимать в системе общественного труда.

Результат: СССР является единственной страной мира, располагающей массовыми кадрами женщин техников и инженеров (среди техников у нас 40 процентов женщин, среди инженеров - 32 процента). В США, Великобритании, ФРГ, Италии женщин среди инженеров один процент, во Франции - 3 процента. Подавляющее большинство (70 процентов) наших врачей - женщины; в США (по последним опубликованным данным) их примерно 7 процентов. В 1978 году наши женщины составляли 40 процентов работников науки, в США доля женщин в науке - 9,4 процента. В нашей стране более 100 тысяч женщин имеют ученые степени докторов и кандидатов наук; около 3 тысяч являются действительными членами или членами-корреспондентами академий наук, профессорами высших учебных заведений.

Плюс ко всему каждая третья награда за доблестный труд вручается в нашей стране женщине, каждый четвертый Герой Социалистического Труда - женщина  См.: Чирков П. М Решение женского .Понятно, что любую из нас, приобщившуюся к знаниям, труду, творчеству, привыкшую к независимости, вряд ли станут одолевать сомнения - дома ли сидеть или идти на работу.

Однако мы уже говорили, что женская рабочая сила - специфическая. Ведь работают не просто женщины, а хозяйки, матери, жены. Сравнительно с мужчинами они с большей остротой воспринимают все, что наносит ущерб их семейно-домашним обязанностям, и - насколько это возможно - стараются от помех избавиться. Предприятие расположено слишком далеко от дома - работница отмечает это в числе своих неудобств и старается найти что-то поближе ("В обеденный перерыв успеваю домой сбегать - такая у меня теперь близкая, хорошая работа. А четыре года перед этим словно прожила в автобусе - так долог и утомителен был путь до предприятия", - из письма харьковчанки 3. Д-й). Если сменный режим труда нарушает нормальную семейную жизнь, мешает присмотру за детьми - работница старается устранить и это. Наличие или отсутствие детских учреждений тоже для женщины дело весьма небезразличное, если у нее маленькие дети. Да и само появление ребенка означает для матери неизбежный перерыв в работе - на месяцы, даже годы. Разве не велика роль семейных обстоятельств в женской рабочей судьбе?

А ведь долгие годы существовало мнение, будто достаточно уравнять самые возможности получения образования для мужчин и женщин - и социальное неравенство исчезнет само собой. Нет, оно проявилось в другом обличье. Вовлечение женщин, обремененных семьей, в общественное хозяйство привело к дополнительным нагрузкам. Возникло, как пишут социологи братских стран, специфическое понятие: "затруднительный работник". Не трудно догадаться, что речь идет о перегруженной домашними заботами женщине.

По семейным

обстоятельствам

Для мужчин всякого рода служебные перемены, переводы, переходы, увольнения и т. д. осенены флагом поисков "подходящей", интересной, хорошо оплачиваемой и перспективной деятельности. У женщин иначе: причины, заставляющие их менять профессию, место работы, прерывать трудовой стаж, чаще всего связаны с семейными обстоятельствами.

Эти обстоятельства - как неумолимые часовые...

В любой книжке, посвященной проблеме женского труда на производстве, можно найти основанный на конкретных данных вывод о разных для труженицы и труженика мотивах увольнения с работы или перемены профессии. Сошлемся на книгу А. Э. Котляра и С. Я. Турчаниновой "Занятость женщин в производстве", где авторы отмечают зависимость от семейных обстоятельств как одну из специфических особенностей женской рабочей силыСм.: Котляр А. Э., Турчанинова С. Я. <a name=Занятость женщин в производстве. роизводстве. ">. В другой книге - "Проблемы использования рабочей силы в условиях научно-технической революции" - читаем: "Мотивы увольнений по собственному желанию у мужчин и женщин различны. Мужчины чаще ссылаются на неудовлетворенность работой (профессией), организацией труда, отсутствие условий для повышения квалификации, на неудовлетворенность размером заработной платы, недостаток жилой площади и т. п.

Женщины-рабочие чаще увольняются по личным мотивам, из-за отсутствия детских дошкольных учреждений, по состоянию здоровья, из-за тяжелой работы, по семейным обстоятельствам, из-за отдаленности места работы от места жительства и т. п." Проблемы использования рабочей силы в условиях научно-технической революции. М., 1973, с. 227..

Значит, приводные ремни, соединяющие женщину с домом, нередко оказываются крепче тех связей, что установились у нее с предприятием.

Правда, отмеченная особенность ничуть не умаляет общего стремления работницы к интересному, квалифицированному труду, потребность в котором оказывается тем естественнее и прочнее, чем он содержательнее. Косвенное свидетельство тому: так называемая текучесть кадров редко наблюдается среди работников высокой квалификации. Это касается в равной мере и мужчин и женщин. Чем выше производственный разряд труженицы, чем больше устраивает женщину ее служебное положение, чем больше увлечена она своей работой, тем слабее отражаются семейные обстоятельства на ее деловой судьбе.

Но обстоятельства эти не исчезают. И хотя к ним - попутно заметим - начинают приспосабливаться и мужчины (нередко отцы выбирают себе смену так, чтобы удобнее было чередоваться с работающей женой и чтобы дети меньше находились без присмотра), согласитесь, что работающей матери больше приходится думать, как успеть и тут и там...

Какую часть своей жизни тратит женщина на домашнее хозяйство, сколько часов в неделю отнимает у нее кухня, каких затрат требуют стирка, уборка, сколько времени она уделяет ребенку? Все это подсчитывалось социологами и в 20-е и в 30-е годы, но именно к началу 70-х годов, когда всеобщность женской занятости стала явлением стабильным, сотни цифр, добытых наукой, оказались достоянием газетных публикаций, обрели характер злобы дня. Обнаружилось, что домашние заботы велики. Весьма велики.

Специальные обследования показывают, что на рабочую усталость женщины не так влияют какие-то специфические особенности, связанные с ее профессиональным трудом, как семейное положение и количество детей. "...Процент испытывающих сильную усталость к концу рабочего дня среди семейных работниц (около 50) значительно выше, чем среди незамужних. (31,4)", - пишут А. Э. Котляр и С. Я. Турчанинова в книге, на которую мы уже ссылались Котляр А. Э., Турчанинова С. Я. <a name=Занятость женщин ">. И дальше: "Процент сильно устающих работниц возрастает прямо пропорционально числу детей"Там же, с. 124.. К аналогичным выводам пришли также исследователи женского труда в скандинавских странах.

Исходя из этого, можем предположить, что и деловое продвижение, или, по-старинному выражаясь, карьера, дается женщине труднее, чем мужчине.

Разговор в куне вагона: "Виктор сейчас главный инженер завода, а разве он так решал задачи по физике, как Света? Да Света рядом с ним была просто академик, хотя дальше рядового инженера не пошла. Впрочем, у нее двойня... Зато он-то куда махнул! Везет мужчинам!" - "А помнишь, как Ирина, которой еще в кино предлагали сниматься, блестяще знала литературу? А литературоведом стал Миша. Теперь профессор, фигура. Кафедрой заведует.

Скоро, говорят, деканом будет..." - "Да ведь он женился на этой Ирине, наверное, она ему и помогала с диссертацией". - "Что ты, Ирина стала учительницей, у нее тетрадок гора, да и дом на ней. До мужниной ли ей диссертации? Что говорить - мужская доля завиднее..,"

Так рассуждали две попутчицы, окончившие, судя но всему, одну школу. В разговор вмешался сосед по купе, занимавший верхнюю полку. "Доля завиднее? - переспросил он. - При чем тут доля? А возможности? Сильный бежит дальше - вот где суть. И несет больше. Вот она, сила! - и он потряс мускулистой рукой со сжатыми в кулак крепкими пальцами. - Должность нести что ваши чемоданы: кто-то тянет, кто-то не тянет. Потому-то мужчины - крылья производства, а женщины - так, подкрылки. А вы - доля..."

Какая же из этих спорящих сторон ближе к правде? Всмотримся в проблему пристальнее.

Домашний

конвейер

и женская

карьера

Говоря о деловом продвижении, карьере, мы употребляем эти слова прежде всего в самом высоком их значении, подразумевая путь к высокой квалификации, к вершине дела. Но читатель согласится, что с этими словами нередко бывает сопряжена и мысль о служебном успехе как вертикальном должностном росте. Значит, понятие "деловое продвижение" можно толковать двояко - и как рост квалификации (был такой-то разряд - стал высший), и как рост служебный (был рабочим - стал директором).

Почему мы заговорили и о женской карьере? Да потому, что производственная занятость женщин, как оказалось, сама по себе еще не приводит к социальному равенству полов. В некоторых капиталистических странах женская занятость тоже достаточно высока. А что толку? Содержание и характер женского труда - вот что важно. Важен уровень общих и профессиональных знаний труженицы. Важно место женщины в системе планирования, руководства производством, степень ее участия в выработке решений.

Каковы тут дела?

Еще раз обращаем внимание читателей на существенное обстоятельство - уровни мужского и женского образования в нашей стране в целом равны. Несмотря на это, если ввести в пашу тему спортивные аналогии, в мужской рабочей команде будет больше мастеров и гроссмейстеров, в женской - разрядников, а то и просто спортсменов, но завоевавших никаких отличий. Это касается почти всех сфер труда - физического ли, умственного ли. К примеру, среди работников науки женщины составляют 40 процентов, среди кандидатов - 28 процентов, среди докторов наук - 14 процентовСм.: Вестник <a name=статистики, 1980, № 1, с. 75.">. В промышленности наивысший разрыв в квалификационных разрядах мужчин и женщин наблюдается в машиностроении (разница в среднем нем составляет полторы единицы).

А машиностроение (вместе с металлообработкой) - отрасль, где концентрируется наибольшая масса тружениц промышленности. Так вот, подавляющее их большинство имеют первый и второй разряды (67 процентов) и лишь незначительная доля (5,5 процента) - более высокие. Зато более половины мужчин-машиностроителей обладают четвертым - шестым разрядами, тогда как низкие - первый и второй разряды - имеют всего 23 процента мужчин. Прибавим, что женщины вообще значительно медленнее продвигаются от разряда к разряду и дольше задерживаются на каждой ступениСм.: Котляр А. Э; Турчанинова С. Я. <a name=Занятость ">. Эта картина вызывает тем большее недоумение, что женщины-машиностроители образованнее своих коллег мужчин.

Высказывания специалистов о современном труде словно нарочно пестрят словами "переквалификация", "непрерывное обучение", "совершенствование". Еще несколько десятилетий назад академик С. Г. Струмилин замечал по этому поводу, что недаром слова "квалификация труда" и "труд обученный" употребляются почти как синонимы: качество труда и выучка связаны между собой теснейшим образом, как следствие и причина.

Сейчас эта связь стала еще более ощутимой. Бурно обновляется техника производства.

Темпы ее

модернизации обгоняют среднюю длительность трудовой жизни человека - на протяжении своей деятельности он должен несколько раз овладевать новым. Для этого ему нужна хорошая исходная подготовка - раз, и постоянная, как говорят, перманентная, переподготовка - два. В отличие от коллег-мужчин, работницы мало занимаются своим профессиональным совершенствованием, мало учатся заново после того, как отучились в молодости. Росту квалификации надо - хочешь этого или не хочешь - отдавать часть (и не малую!) своего свободного времени. У семейных женщин этого резерва времени почти не оказывается. А в рабочее время обучение и переобучение организовано у нас слабо. Поэтому возможность заниматься совершенствованием своей квалификации остается, как правило, лишь у молодых несемейных работниц.

Специалисты провели на эту тему ряд обследований. Результаты показали, что существует жесткая зависимость между количеством детей и тенденцией к продолжению учебы у матерей: из 100 женщин, не имеющих детей, учатся 28; из 100, имеющих одного ребенка,- 13, двух детей - 9, трех - 7, четырех и более - 0,6. В вечерних и заочных вузах семейные мужчины составляют 35- 50 процентов, семейные женщины - 2-8. Из их числа лишь немногие имеют детей См.: Михайлюк В. Б. Использование женского труда . Приведенные цифры лишний раз убеждают, как много предпосылок успешного "вертикального" продвижения женщины в мире труда находятся вне этого мира.

Что должна делать женщина, которая любит свою работу и которая заведомо не поставила крест на возможности профессионального роста и служебного продвижения? Рукой махнуть на семейные обстоятельства, эти путы на ногах, да и заняться наращиванием квалификации?

По крайней мере почетнее... Да, но цена-то какая! Заброшенные дети, неприкаянные мужья, неухоженные старики... Нужно ли это нам? Ни в коем случае. Поэтому, как ни мешают домашние хлопоты женщине учиться, как ни тормозят ее рост, будем относиться к ним с уважением, понимая всю их насущную необходимость для жизни дома и детей. На плечах женщины держатся домашний уют, здоровье детей, настроение мужей, на нее падает львиная доля решений в вопросах воспитания, организации быта, досуга, тут нет дублеров.

Однако, заметим еще раз, если женщина вынуждена во имя дома и семьи отказаться от своего производственного продвижения, не Следует думать, будто она и вовсе не стремится к нему. Решение проблемы, как видно, в создании дополнительных условий, благоприятствующих профессиональному росту работниц.

Уже существует положительный опыт в ГДР, где обучение тружениц организуется в рабочее время,- и женщине это посильно, и семье не во вред, и производство в конечном счете оказывается в выигрыше. Семейные обстоятельства перестают, наконец, быть тормозом в жизни женщины.

Но и такое, казалось бы, оптимальное решение, не исчерпывает проблемы до конца.

Когда мы толкуем о значении семейных обстоятельств и о домашнем "конвейере" в жизни женщины, их роль необходимо расценивать диалектически: недоучет этих обстоятельств так же плох, как и преувеличение. Иногда кто-то из нас покоряется требованиям семейного долга, волей-неволей принося в жертву семье свою деловую судьбу. Косой взгляд в сторону таких женщин, как кажется, был бы величайшей бестактностью. Сколько жен офицеров, скитаются с мужьями по далеким гарнизонам,, сколько женских дипломов кочуют в чемоданах с места на место. Не говоря уже о многодетных матерях. Но иногда женщина и не имеет особых нагрузок, и дети с рук как будто бы сошли, а вот тоже кивает в сторону семьи, детей, быта.

Взглянем на проблему пошире. Быт наш неуклонно совершенствуется. Есть уже некоторые успехи в развитии сервиса. Весьма ощутимы заботы государства о материнстве и детстве. Женам помогают мужья. Что касается количества детей в семье, то в больших городах оно дошло до предела, ниже которого некуда. И что же? Сокращаются ли семейные обязанности? Не очень... В некоторых случаях даже растут. Повышаются наши требования к комфорту, расширяется сфера потребления, возникают дела и занятия, о которых мы раньше не слыхивали.

Мы изощряемся в создании уюта и благоустройства, бегаем за обоями нужных расцветок, трем до блеска кафельные стены, стоим в очереди за коврами, которые надо пылесосить, ухаживаем за бытовой техникой - не только она за нами  По интересным данным, приведенным в журнале "ЭКО" (1978, № 3), за последние 40 лет мы на девять часов в неделю сократили время, затрачиваемое на приготовление пищи. Если в 1923-1924 годах затраты времени на кухню составляли более 51 процента домашнего труда, то сейчас они равны 36,6 процента. Правда, именно эти затраты продолжают оставаться самыми большими. Что же касается нашего ухода за помещением, где мы живем, покупок, посещения предприятий бытового обслуживания, поездок до них и ожидания в них, то здесь расход нашего времени явно увеличился (с. 86)..

Недостатки порою бывают продолжением наших достоинств...

Исследователи, которые детально выяснили, как ведет себя человек в свободное время, что делает, хочет делать и делал бы, отметили любопытную деталь: многие женщины (главным образом из рабочей среды) смотрят на свое свободное время как на время, предназначенное исключительно для домашних дел: варить, стирать, шить, чистить, прибираться.

Письмо Клавы Судариковой.

"Часто слышу по радио про женщин-передовиков. А недавно рассказывали про одну, так она и на производстве много успела, и детей у нее трое. Вот и думаю про себя: чем я хуже других? Сына на ноги подняла, а сама как была косо повязанная, так и осталась. Или не так жила, как надо? А я способная и старательная. Это все говорили.

Уехала я из деревни от родителей. Хотелось чего-то нового. Увидеть другую жизнь, учиться.

Поступила на завод ученицей токаря. В общежитии поселилась. Вскоре самостоятельно зажила, встала за станок, разряд получила. Познакомилась с парнем. Тоже из деревни, на стройке работал. Вышла замуж. Жили сначала в общежитии. Когда родился сын, мужу дали комнату. Радовалась - живу в городе, у меня своя семья, дом! Старалась, чтобы было не хуже, чем у людей. Но вскорости пришлось сделать перерыв в работе, потому что в ясли сына устроить не удалось. На кого оставишь?

Денег было мало. Спасибо, нам из деревни помогали и салом, и картошкой. Хватало, жили сыто. Да и сама я на все руки - и пошить, и связать, и соленья-варенья всякие. Когда гости приходили, меня всегда хвалили. Ни у кого, говорят, таких закусок нет, как Клава делает. Это моя женская гордость. И муж доволен.

Иногда тянуло на завод. Снился мне он, товарищи вспоминались. Зашла ко мне раз заводская подружка. Я тогда подзор красивый крючком связала, показываю ей. Она и говорит: "Зачем, Клава, ты из деревни уезжала? Живешь все равно, как в избе. Те же стены, хозяйство. Вон как вяжешь, сколько времени на эти узоры теряешь, лучше бы книжку взяла в руки". Кровь мне в голову кинулась. Так на языке и сидело сказать, что это у нее от зависти, потому что незамужняя. Да стерпела я...

Вскоре вернулась в свой цех. Чувствую, отстала, и руки отвыкли. Переживала сначала. А муж все одно твердит: "Зачем тебе завод, или я твоих денег не зарабатываю?

Лучше лишнюю смену отстою".

К тому времени муж выписал из деревни мать, чтобы она вела хозяйство. Приехала свекровь. Начала дела делать, да все не по мне. То белье пересинит, то студень недосолит. Даже щи у нее какие-то невкусные выходили. Муж говорит: "Привыкнешь, не придирайся. Если уж работаешь, нравится тебе на заводе - не лезь в щи, за всем не угонишься. Мать не обижай". А я никак. Особенно не по мне она белье стирала. Мыло расквасит, помыльев много, толку мало. Мне бы в то время учиться пойти, время-то освободилось, а я домой бегу да за белье сама примусь. (Порошки никогда не любила. Чихаю от них. И за всю жизнь ни одной простыни в прачечную не отдала - разве там на совесть стирают?)

Муж учиться начал. Ловко у него получалось! Чертежи чертил, формулы запоминал. Над кроватью на ковер бумажные полоски с формулами прикалывал. Как проснусь, говорит, так глаза уже за дело принимаются...

И быстро в гору пошел. Не успел ученье закончить, диплом обмыть, как его повысили, а потом уже он прямо через ступеньку зашагал, да все вверх. И через год-другой забыл свою прежнюю песню насчет того, чтобы я дома сидела, а он бы деньги добывал. Какой-то другой сделался - стал меня все в бок толкать. И ты, Клава, говорит, давай расти над собой, а то квелая какая-то стала. Смотри, как бы не соскучиться мне с тобой по хорошему, умному разговору! Мне все казалось - шутит. Но он мне стал всерьез книжки подсовывать. Старался в интерес к чтению ввести. А потом я какую-то книжку, хорошую, библиотечную, киселем случайно залила, он рассердился.

Зарабатывать муж стал прилично. Свекровь мы к тому времени отселили, а потом и нам большую новую квартиру дали. Я с работы уволилась, стала квартиру охорашивать.

Тут мне муж раз как-то уже со злом в голосе сказал, чтобы я подумала о себе. Раз не работаю, так училась бы... А к этому времени сына надо было в школу отправлять, да и с чего это из новой квартиры мне по курсам бегать? Мебель купили красивую, пол отлакировали. Только бы жить да жить... А мы пошли друг другу перечить: я ему чет - он мне нечет. И поползла наша любовь, что твоя ветошка.

Муж стал приходить домой позднее обычного, а потом признался: полюбил другую... Вместе работают, она, говорит, талантливый инженер. Я глаза чуть не выплакала. Сына бы, говорю, постеснялся... Еще год мы прожили. Он - жалеючи, я - в надежде, что образумится. А потом - с богом: ушел. Все нажитое мне оставил. Только книжки свои забрал да на прощание сказал: "Что тебе, Клава, мешало учиться? Семеро по лавкам у нас не сидели, горшки со щами мать двигала".

Пришлось идти на работу. Специальность совсем растеряла, хоть локти кусай. А деньги добывать надо. Устроилась в своем доме на почту. Посылки выдавать. Сын из школы забежит - пойду накормлю. Обед готовится - сбегаю посмотрю. Белье в баке на медленном огне оставлю. Сама на первом этаже, а мысли там, на восьмом...

Сын теперь школу кончает. Умница, толковый парень. Все отцу звонит, когда задачки у него не выходят, и, как отец, к ковру бумажки с формулами прикалывает. В институт хочет. Чувствую, что и он - как бы отрезанный от меня ломоть получается, а я теперь ради него только и живу, все силы на него кладу, а он с годами чужает. И вот думаю: если бы жить сначала..."

Не поднимается рука написать, будто Клава сама во всем виновата. Вернее сказать - так у нее получилось. Жила, как ей казалось, правильно. Потом оказалось - неправильно. Задним-то умом все мы крепки. Так сложилась Клавдина судьба. И вот - финал: "если бы жить сначала...".

Но тут к месту будет упомянуть один вполне объективный момент: если бы Клава не оставила свою профессию и, более того, приобрела квалификацию, она бы умнее, экономнее во времени, рациональнее организовала свой быт.

Обширное обследование, которое проводилось Институтом социальных исследований АН СССР в 1969-1971 годах в Москве и ряде городов Московской области, выявило, как пишет 3. А. Янкова, "непосредственную зависимость семейно-бытовых ролей женщины от содержания и характера ее профессиональной, общественно-политической деятельности, уровня образования и связанных с этим социальных ориентации.

Так, время, затрачиваемое на механический, нетворческий труд по обслуживанию семьи, у высококвалифицированных работниц... составляет от 2,5 до 3 час. в сутки, тогда как у работниц менее содержательного труда и сравнительно низкой квалификации - от 3,5 до 5 час., а иногда и более" См.: Изменение положения женщины и семья. М., 1977, с. 35-36.. Здесь, думается, срабатывают две причины. Первая: самоценность домашнего труда падает в представлении женщины вслед за повышением уровня ее образования. Важной стороной жизни становится профессия, менее важной - домашнее хозяйство. Но есть и вторая причина: чем женщина образованнее, тем, видно, она и сноровистее. Ее производственная квалификация проникает как бы всюду, отражаясь на всем - от работы на службе до приготовления домашнего обеда и организации домашней стирки. Социологи братских стран отмечают то же самое.

Обратите внимание: в домах, где у хозяйки высшее образование и профессия, которой она достаточно дорожит, совсем не обязательно горы многодневной пыли в углах и гостей "кормят голодом". Просто в этих семьях больше техники, больше помощи со стороны близких, больше расходов на общественный сервис. Но результат тот, что порядок там не хуже, чем в доме у Клавы.

Итак, совершенствование в профессии - совершенствование в ведении дома. Умнеет хозяйка - и все вокруг умнеет. Выходит, хотите быть разумными, но одновременно хваткими и быстрыми домоправительницами - совершенствуйте свою квалификацию!

Далее...