Жизнь женщин

Ходырева Н. Почему я не рожаю ребенка // Все люди сестры. Бюллетень / ПЦГИ. СПб, 1994. № 3 С. 142-151.
 
В начало документа
В конец документа

Ходырева Н.

Почему я не рожаю ребенка


В последнее время появилось много выступлений в СМИ с сетованиями на то, что мы вырождаемся. Смертность у нас превысила рождаемость. Действительно, что это за безобразие?! Резкое падение рождаемости (на 40% от устойчивого уровня), в основном, наблюдается у женщин от 20 до 30 лет. Почему же современные женщины не рожают хотя бы 2-3-х детей? Ведь кошки же продолжают размножаться!

Мы решили задать себе вопрос, почему мы, имеющие потенциальную возможность рожать, не рожаем первого, второго и последующих детей (в зависимости от количества уже имеющихся детей у каждой женщины?).

Во-первых, многие женщины испытывали страх перед появлением больного ребенка из-за родовых травм или генетических нарушений. Вероятность появления больного ребенка увеличивается в связи с ухудшением экологии.

"У меня нет здоровья и уверенности, что ребенок будет здоров".

Во-вторых, в этом обществе тяжело растить больного ребенка. Очень часто, когда ребенок рождается с патологией двигательного аппарата, отцы-защитники оставляют семью.

Хотя медицинская пропаганда убеждает, что беременность и роды положительно сказываются на самочувствии и здоровье женщин, исследования показывают, что это далеко не так. Очень высок процент гипертонической болезни среди матерей. У четверти опрошенных матерей существуют проблемы с грудным вскармливанием.

С одной стороны, мы получили информацию о том, что с возрастом увеличивается вероятность родить ребенка с нарушениями, что позднородящие и не рожавшие вообще женщины имеют больший шанс заболеть раком молочной железы. С другой стороны, ранние роды означают, что женщина, с большой долей вероятности останется без образования, а, следовательно, без интересной работы и, что очень важно, хорошей зарплаты. А также, никто не даст вам гарантии в том, что роды в молодом возрасте пройдут благополучно, и ваше здоровье не ухудшится вследствие этого "естественного" акта. Боязнь родов отмечают как рожавшие, так и нерожавшие.

"Я боялась самого процесса родов".

"Не хочу рожать ребенка, потому что противно быть беременной, больно и не хочется портить свое тело. Говорят, что все тяготы компенсируются радостью материнства. Охотно верю, но поскольку эта радость мне не знакома, я не могу ее почувствовать. Зато известны боли во время менструации, а при родах они раз в десять раз посильнее".

"Я боюсь родов, так как прежний опыт был удивительно болезненным. Я не ожидала такой боли! Хотя до этого я не боялась, ходила в группу дородовой подготовки".

Система родовспоможения и индивидуальный опыт влияет на желание повторить или никогда не повторять перенесенный опыт. По данным И.В. Бестужева-Лады "...причиной отрицательного решения вопроса, обзаводиться или нет ребенком, играет опасение самих родов". И не напрасно, совсем недавно, материнская смертность в родах приближалась к потерям на военных учениях. "Между тем имеются сравнительно эффективные способы обезболивания родов и альтернативные способы их ведения"*

А если роды прошли очень хорошо, то отношение совсем иное.

"Но родив..., помню, что сразу же, лежа на каталке, я подумала, что мне это понравилось, и я бы хотела еще родить".

Среди причин, которые заставляют женщин отказаться от Рождения детей, назывались и материальные проблемы - от проживания в коммунальной квартире до отсутствия элементарного прожиточного уровня.

_______________________________________________

*И.В. Бестужев-Лада. Нормативное социальное прогнозирование:

возможные пути реализации целей общества. М., Наука, 1987.

@143

"Эти страдания еще можно было кое-как вынести, если есть деньги на содержание и воспитание ребенка. Но мой доход не позволяет такую роскошь".

Оказалось, что мы очень чувствительны и к качеству человеческих отношений с партнером. Мы настаиваем на важности совместного решения о том, быть или не быть ребенку, эмоционального сопереживания во время беременности и родов, совместного ухода за младенцем.

Желание мужчины-партнера иметь ребенка оказало решающее значение на многих женщин.

"Для моего мужа это (моя желанная беременность) не было чрезвычайным событием, и я не чувствовала понимания и сочувствия своим страхам и мечтам. Уже тогда я поняла, что не смогу это простить и разведусь... И я собиралась рожать не НАШЕГО, а своего ребенка".

"Еще мне было нужно, чтобы муж хотел ребенка. А он не хотел. Не то, что бы он был "против", но и "за" не был. А мне хотелось, чтобы меня уговаривали, чтобы я чувствовала поддержку, в первую очередь эмоциональную. Ну, конечно, и материальную. А поддержки я не чувствовала... Постепенно прониклась мыслью, что ребенок нам не очень-то нужен".

Желание родить ребенка для большинства женщин было связано с человеком, которого они любили:

"Я любила женатого человека, поэтому не было смысла заводить ребенка".

"Желание родить ребенка возникает у меня тогда, когда я в кого-нибудь серьезно влюблялась. Представления о счастливой жизни- это когда мой партнер заботится о нашем ребенке, чего у меня не было в моем первом замужестве".

"И только после свадьбы я четко поняла, что хочу ребенка именно от этого мужчины, и, наверное, в этом было какое-то продолжение любви".

"Главное то, что ребенок для меня это еще и любовь к его отцу. Абстрактного желания рожать у меня нет".

Более того, ребенок может быть причиной, из-за которой отношения с партнером могут разрушиться:

"А еще я боялась, что наши отношения не выдержат нагрузки в виде ребенка. Правда, мы все равно расстались и без ребенка".

Ожидания женщин сильно расходятся с реальным поведением их партнеров по отношению к детям. Ведь наших мужчин не учат "хотеть и воспитывать детей". "Основная социальная функция женщины-вскормить ребенка, хотя бы до 5 лет. Верните ребенку мать!", - призывает популярный аналитик А. Щеголев, тем самым, посылая мужчинам традиционное культурное послание "дети - это не мужское".

Каковы же перспективы у наших дочерей? Так, по данным исследования жизненных перспектив выпускников школы, ребенок не входит в значимые планируемые события жизни юношей.

Есть, конечно, мужчины, которые "хотят" много детей, производят их, но почему-то потом не заботятся о них и не участвуют в их воспитании.

После опыта замужества, мы уже так привыкли не надеяться на мужчин в плане родительства, что нас уже не удивляет их равнодушие и безответственность по отношению к ребенку. В связи с этим, даже важность желания у мужчины иметь ребенка оспаривалось некоторыми женщинами:

"Совсем не важно, хочет мужчина иметь ребенка или нет. Главное, чтобы он был и показывал пример "мужского" поведения".

Поэтому мы вынуждены всю ответственность за детей брать на себя. В результате, когда мы оцениваем возможности по поводу следующего ребенка, мы оцениваем только СВОИ возможности (ведь ухаживать и сидеть с больным ребенком все равно нам), не распределяя родительские обязанности между двумя родителями.

"Одной мне с ребенком просто не справиться. Ни на мужа, ни на родителей я не могла и не хотела рассчитывать. Поэтому и не рожала".

"Уже тогда поняла, что я одна... Поэтому в дальнейшем ничего от мужа и не ждала".

Но ведь нам еще могут помогать бабушки или дедушки (если они есть и рядом).

"Рождение ребенка было бы для меня потерей независимости от родителей,... за которую я боролась всю жизнь, борюсь до сих пор. Они бы помогли мне с ребенком, как помогают моей сестре. Но мне бы пришлось подчиняться их правилам".

Что такое ребенок для творческой женщины или просто женщины, живущей в условиях нарождающейся рыночной экономики? Помимо детей, у женщин есть еще другие, не менее значимые для них интересы.

"Для меня родственные связи не самые важные в жизни, гораздо важнее духовные и сексуальные".

"Меня кормят ноги. Чтобы прокормить ребенка, надо бегать еще больше. А чтобы бегать, надо быть свободной".

"У меня сейчас интересная работа и неограниченные возможности реализовывать свои мечты, начинания и проекты. Так как это время ограничено, я не могу позволить себе упустить эту возможность".

"Появились новые интересы в жизни, хочется активнее проявлять себя в обществе".

"Каждый год я отправлялась в новые, интересные походы. А ребенок бы только мешал".

"Сейчас еще один ребенок будет мешать мне работать, делать карьеру и все мои планы на будущее полетят в тартарары".

"И еще я хочу, чтобы мой новый этап жизни определил свой вектор, и только после этого станет ясно, есть ли там место ребенку или нет".

"И еще очень важно, то, что мне не хочется терять социальную и профессиональную активность, из-за которой, ввиду отсутствия помощи, я была на три года выключена, пока подрастала моя дочь".

Здесь наглядно можно проследить ту сложившуюся в нашем обществе структуру без гибких форм по сочетанию родительства и профессиональных интересов как для мужчин, так и для женщин. Нам предлагают выбрать одно: или ребенка, или карьеру. А мы хотим и ценим обе сферы жизни.

Но что, пожалуй, удивит поборников биологического инстинкта, так это то, что есть женщины, которые не рожают ребенка потому, что ... не хотят его.

"Не хочу быть с ребенком, нести за него ответственность, содержать и воспитывать... Дети требуют постоянного внимания к себе, мне же скучно быть с ними долго, профессия няни и воспитательницы меня не прельщает".

"Я не хочу третьего ребенка. Последнее время я хорошо чувствую, что двое детей - это очень много".

"Эгоизм" моих современниц связан и с оценкой объективной ситуации:

"Сегодня в мире такая обстановка, что неизвестно, что будет завтра. Пища плохая. Зачем приводить ребенка в такой мир?"

"Меня не устраивает отношение государства к детям, к женщинам"

Для некоторых женщин единственный ребенок позволил хотя бы частично удовлетворить потребность в близости:

"У меня уже есть один ребенок. Причем очень близкий мне человек, который меня любит, жалеет, утешает по-своему и является моим терапевтом".

"У меня не было потребности давать новую жизнь. Я родила своего ребенка для себя... Поэтому вопрос о рождении следующего ребенка у меня не возникал. Правда, я считала, что если бы родился мальчик, то я, скорее всего, родила бы еще раз".

Для других женщин ребенок не решил бы этой проблемы:

"Проблему одиночества дети для меня не решают. Особенно, если с ними нет духовной связи. А откуда она появится, если все силы уходят на борьбу за выживание. Быть одинокой при живых детях в сто раз обиднее, чем без них. Особой радости от обслуживания ребенка и общения с ним я у своих подруг не наблюдаю, чаще раздражение, крики, а, иногда, подавленная ненависть".

Но самое важное - это наши собственные желания, которые появляются и формируются очень медленно, быстро исчезают и появляются снова.

"Я жду, когда что-то изнутри мне подскажет: рожай ребенка. Может и не подскажет, а может, я не услышу... Но, главное, я хочу родить ребенка именно тогда и только тогда, когда пойму, почувствую, что мне это жизненно необходимо, что я просто не могу поступить иначе".

"Когда я разочаровываюсь (в любимом человеке), мое желание иметь ребенка бесследно улетучивается".

"Муж занимал в моей жизни слишком большое место, и я не знала, хватит ли меня еще на что-нибудь. Я боялась стать такой же авторитарной по отношению к ребенку, какой была моя мать ко мне".

"Иногда у меня возникают грустные и теплые воспоминания о раннем детстве моей дочери. Но я знаю, что это ностальгия по моему беспроблемному существованию в тот период, а не желание повторить его со следующим ребенком".

"Иногда мне хочется повторить то время, когда моя дочь начала улыбаться, переворачиваться, ходить, говорить. И погрузиться в это полностью со всем вниманием и терпением, терпимостью и любовью к ней, которую я приобрела только, когда ей исполнилось 5 лет. И это желание, вместе с чувством вины я часто принимаю за желание иметь еще одного маленького ребенка".

Каждое государство формирует свою демографическую политику. В Китае за второго ребенка штрафуют, лишают карьерного роста, принудительно стерилизуют. В Японии, когда боролись с многодетностью, увещевали женщин не рожать второго ребенка, так как "от родов портится фигура и женщина не сможет уделять достаточного внимания развитию первого ребенка, и ее отношения с мужем могут ухудшиться".

Что же говорят сейчас в нашей стране нам? Русская нация вырождается, в армии некому служить. Среди всей этой суеты, смены "госзаказа" на производство пушечного мяса, спросим себя: "Зачем МНЕ ребенок? Что он значит для МЕНЯ?" Государство может изменить свои обещания по поводу многодетных семей, и вы будете чувствовать себя обиженными, любимый человек может разлюбить вас на 5-ом месяце беременности или сразу перед родами, или после рождения ребенка, и вы будете чувствовать себя покинутой.

Репродуктивное и сексуальное здоровье невозможно отделить от прав человека. Поэтому центральным вопросом, с нашей точки зрения, является изменение гендерных отношений. Только развивая ответственность мужчин за свое сексуальное и репродуктивное поведение, только борясь с бедностью и зависимостью женщин, мы можем ожидать сознательное и продуманное решение человека, отвечающего за своего ребенка. Сейчас, по данным опроса Фонда поддержки материнства, каждые две беременности из трех являются незапланированными.

"Рожать для продолжения рода человеческого я не собираюсь, так как сомневаюсь, что он вымрет, если я не стану мамой. А вечная сказочка про женщину-мать закончилась. Слава богу, я могу принять осознанное решение не быть прародительницей рода".

Вы услышали голоса, не усредненные статистической обработкой. Вы увидели, какие мы разные. Наши исторические документы и работа над темой подняли еще целый ряд вопросов. Почему некоторые женщины родили ребенка и даже нескольких? Что такое "материнский инстинкт"? И существует ли он вообще? А если существует, чем он качественно отличается от "отцовского"? Почему нам жалко бездетных женщин? Забыт ли наш "материнский инстинкт" или мы стали просто больше ценить человеческую жизнь, думать об экологии и качестве жизни? Можно ли вообще провести границу между биологическим и культурным в человеческой жизни? Мы продолжим написание нашей телесной истории в группе Коллективной Работы Памяти.

Ребенок происходит из нашего тела, но это не значит, что этот ребенок обязательно родится и что исключительно НАШЕЙ социальной функцией является воспитание и уход за ним.

Путь любви к ребенку долог. Он возникает из человеческих отношений, надежд и сопереживаний. По нему могут пойти родившие сами, и взявшие на воспитание; это может произойти и в 15 и в 62 года (В Америке уже рожают бабушки!). Мужчины тоже могут пойти этой дорогой. Если захотят.

В Коллективной Работе Памяти

принимали участие:

Анна Темкина, Наталья Челышева, Алла Шаболтас, Елена Забадыкина, Ольга Кочарян, Римма Шарифуллина, Ирина Веймейстер, Руслана Попова, Наталия Ходырева, Елена Морозова. Использованы данные фонда поддержки материнства под руководством Елены Морозовой. Консультации: Мария Лисицына, Галина Пятакова.

Благодарности за методологическую помощь: Марине Либоракиной, Фригге Хауг.

Безусловно, системы здравоохранения наших стран различны. Но люди - везде люди. И все женщины устроены одинаково. Поэтому воспользуйтесь этими советами выборочно, применительно к ситуации. Они, право же, не лишены смысла даже в наших условиях. А что конкретно не сможете применить на практике, примите как информацию о том, КАК у них, но что ВОЗМОЖНО везде. Удачи!