Женское движение, социальная активность

Хоткина З. А. Созидающий диалог. Свобода быть собой // We/Мы. Диалог женщин. М., Эслан, 1998. № 3 (19). С. 16-20.
 
В начало документа
В конец документа

Хоткина З. А.

Созидающий диалог: свобода быть собой!


Российские летние школы по гендерным исследованиям (РЛШГИ) - это модель новой, альтернативной, демократической формы образования. Цель научно-образовательных летних школ - способствовать развитию женских и гендерных исследований и их внедрению в систему высшего образования в России и, на этой основе, просвещению и демократическому преобразованию нашего общества. Новизна научно-образовательного проекта РЛШГИ проявляется, прежде всего, в его содержании: гендерные исследования - это новое, прогрессивное направление гуманитарных наук; альтернативность - в том, что эта программа направлена не столько на передачу знаний по гендерной проблематике, сколько на процесс познания "мира, себя, друг друга, науки, методологии" через призму гендерного подхода; а демократическая форма коллективного, группового диалога позволяет исследователям, которые собираются в Летних гендерных школах, выходить на новый уровень творческого сознания и мышления.

При написании этой статьи передо мной стояли две задачи - информационная и рефлексивно-аналитическая, связанная с описанием опыта проведения Летних школ по гендерным исследованиям. Первоначально эти задачи я собиралась решать последовательно и, следовательно, написать две части: в первой кратко проинформировать о деятельности и результатах проекта РЛШГИ, а во второй - обсудить уникальный творческий опыт работы по созданию и развитию проекта. Но потом я решила писать статью в другом жанре и попытаться выполнить эти задачи не последовательно, а параллельно, описывая шаг за шагом различные факты "из жизни" проекта Летних школ и тут же давать к ним "исторические" и аналитические комментарии.

Партнерство по организации Летних школ

Российские летние школы по гендерным исследованиям (РЛШГИ) были задуманы и реализуются как совместный научно-образовательный проект Московского центра гендерных исследований (МЦГИ) и университетов из российских регионов, при финансовой поддержке Фонда Форда (США).

При проведении Первой российской летней школы "Валдай-96" партнером МЦГИ был Тверской государственный университет, в организации и проведении Второй летней школы "Волга-97" участвовал Самарский университет, Третья летняя школа "Азов-98" будет организована совместно с Ростовским государственным университетом (г. Ростов-на-Дону).

Опыт выбора партнера для Летних школ очень показателен и свидетельствует о росте "самооценки" проекта и нашей веры как "во всепобеждающую силу гендерного подхода", так и в надежность не только старых, но и новых коллег.

"Вначале было Слово...", сказано в Библии. А у нас с Валей Успенской (доцентом Тверского университета, а впоследствии содиректора Первой летней школы "Валдай-96") вначале была мечта. Выглядела она примерно так: "Хорошо бы когда-нибудь собрать всех гендерных подруг-коллег на даче и долго-долго, в спокойной дружеской обстановке обсуждать свои научные темы-проблемы. И чтоб не было ни формальных рамок "мероприятия", ни городской спешки, а была бы задушевная беседа, где каждого с любовью и вниманием выслушают и попытаются понять..."

Поэтому двух мнений о том, где проводить Первую летнюю школу, быть не могло - только в Твери, где опыт

 

сотрудничества двух женских организаций (МЦГИ и тогдашнего клуба "Женский свет", тесно связанного с Университетом), был подкреплен многолетними дружескими связями.

Вторую гендерную школу было решено провести в Самаре, где партнером МЦГИ выступал Центр гендерных исследований, созданный в начале 1997 года при Самарском госуниверситете. Важную роль в создании СЦГИ сыграло то впечатление, которое произвело на Людмилу Попкову (ставшую впоследствии содиректором Второй летней школы "Волга-97") пребывание в Первой летней школе "Валдай-96" и знакомство с коллегами из разных городов, где уже действовали различные научные гендерные центры и группы. Таким образом, партнер МЦГИ для Второй летней школы был не просто "найден" в Первой школе, а скорее даже "рожден" в ней.

За право быть партнерами МЦГИ по проведению Третьей летней школы "боролись" два университета- Кубанский и Ростовский, выразившие готовность к сотрудничеству. Члены Научного совета РЛШГИ сочли предложения Ростовского университета более предпочтительными. А Университет, в свою очередь, заверил, что если им гендерная школа "понравится", то они непременно подготовят и введут в Ростовском университете курс лекций по гендерной тематике, а может быть, и гендерный центр создадут. Итак, наш третий партнер по Школе еще не родился "как гендерный", но мы практически уверены, что это произойдет, поскольку опыт двух лет работы проекта показывает, как много меняется и рождается после Школ.

Наша мечта сбылась! Творческое взаимодействие между участницами и участниками Школ носит неформальный характер и не ограничивается рамками учебных часов, а превращается в диалоги, которые продолжаются так долго, сколько требуется для выяснения и понимания позиций каждого. Эти диалоги могут длиться не один день и происходить не только в "классе", но и во время прогулок, на пляже, в вечерние часы в дискуссионном клубе или баре. Возможность услышать другого и высказаться самому, возможность верно понять идеи других ученых является важной чертой феминистских исследований, которую удалось успешно реализовать в Российских летних школах по гендерным исследованиям.

Участницы и участники Летних школ

За два года (1996-1997) проектом РЛШГИ были проведены две летние школы "Валдай-96" (в Твери) и "Волга-97" (в Тольятти), в которых приняли участие более 120 российских ученых, преподавателей, студентов и аспирантов из 33 городов России, а также коллеги из СНГ, Европы и США.

Школа - это и есть ее участницы и участники + созидательная энергия их творческого взаимодействия. Поэтому этот комментарий будет иметь несколько аспектов, которые условно могут быть обозначены как "арифметический", "биографический", "географический", "языково-концептуальный" и "ролевой".

Участником Летних школ может стать каждый, кто профессионально занимается или интересуется

гендерными исследованиями, подаст заявку на участие в открытом конкурсе и выиграет его. Опыт двух Школ показал, что на одно "школьное" место претендует два-три человека. Прошедших по конкурсу ждут две недели незабываемого творческого общения с коллегами, от которого не будут отвлекать ни бытовые, ни материальные заботы.

С "арифметической" точки зрения в Школе участвуют:

50 участников, отбираемых по конкурсу + персонал + гости-ученые + дети участниц и участников = итого около 75 человек. Это немало, тем более, если учесть, что около 80% участниц и участников знакомятся только в Школе. И мы - организаторы - знаем большинство из них лишь по конкурсным документам и немного по телефонным и модемным переговорам. И каждый раз, когда в результате совместной творческой работы за 10-12 школьных дней из этих ранее незнакомых и малознакомых людей создается коллектив сторонников-соратников, это воспринимается как гендерное чудо. Разъезжаются все уже подругами и друзьями и "школьное" сестринство и братство оказывается необычайно крепким, творческим и душевным. В этом мы, группа российских исследовательниц, еще раз смогли убедиться, когда в начале марта этого года приехали в Центральный Европейский университет в Будапеште. Аспиранты ЦЕУ - Густава, Юля и Сергей, участвовавшие во Второй школе "Волга-97", встретили нас как родных: помогли сориентироваться в большом Университете и незнакомом городе, старались сделать наше недельное пребывание в Будапеште как можно более интересным и плодотворным.

"Школьный" групповой портрет: пол (он же гендер) у 90% - женский, а у остальных - мужской; возраст - в среднем 35 лет; образование - высшее и еще выше; место рождения - см. ниже; рабочий язык - русский, но для большинства и английский не проблема; детность - 10-12 детей на одну Школу; характер - жизнерадостно-познавательный.

"География" участников Летних школ обширна и растет год от года; на участие в Первой летней школе заявки пришли из 26 городов, а Второй - из 42 городов России и СНГ,

Гендерные исследования в России сегодня - это около 50 научных центров и университетских кафедр в разных регионах страны от Калининграда до Владивостока, где ведутся научные исследования и читаются лекции для студентов, защищаются кандидатские и докторские диссертации по гендерной тематике. Для тех, кому цифра 50 покажется завышенной, объясню: именно столько адресов научных центров и университетских кафедр было передано проектом РЛШГИ для публикации в справочнике о женских и гендерных исследованиях в Центральной и Восточной Европе, который готовит к печати Сеть Женской Программы Института Открытое Общество. А тем, кто сочтет эту цифру неполной, поясню, что мы располагали информацией только о тех научных центрах и университетах, которые контактируют с проектом РЛШГИ, а также входят в Межвузовскую программу "Феминология и гендерные исследования в России: перспективные стратегии и технологии", координируемую Ивановским госуниверситетом.

Хотя наши Летние школы по гендерным исследованиям - российские, но в них участвуют также и коллеги из других стран. Исследовательницы и аспиранты из СНГ участвуют в открытых конкурсах наравне с россиянами. Участие западных ученых и аспирантов в Российских школах ограничено квотой 5 человек и, по условиям проекта, они должны свободно владеть русским языком. Последнее требование обусловлено не только тем, что рабочий язык российской школы, естественно, русский, но еще и тем, что интенсивность работы, научного и межличностного общения в Школах столь высоки, что без знания русского языка вольно или невольно можно оказаться в ситуации "выключенности" из общего контекста, а это уже нарушит "школьную ауру". То, что условия конкурса для западных коллег "жестче", чем для "своих", связано, прежде всего, с тем, что задачи данного научно-образовательного проекта не "узнавательные", а познавательные - мы хотим наработать "отечественный" феминистский дискурс и методологию, разобраться с гендерными проблемами нашего российского и постсоветского менталитета и общества.

Идея и концепция проведения Научных летних школ по гендерным исследованиям как российских, а не международных (где бы западные специалисты делились своим богатым опытом в данной области) была, безусловно, рискованной, но она себя оправдала. Вот мнения участниц Школы на этот счет:

Валентина Успенская: "Школа показала, что в России существует развивающаяся интеллектуальная мощь женских и гендерных исследований, весьма слабо пока интегрированных в систему современного образования".

Надежда Ажгихина: "Оказалось, в стране уже накоплен значительный опыт исследований и преподавания в данной области, и творческое общение специалистов было как нельзя более кстати. Удивило многих то, что в разных регионах практически независимо друг от друга складываются начала новых "школ" - экономической, культурологической, политической, исторической. Отрадно было и то, что дискуссия, в отличие от многих предшествующих, не спешит заглянуть в западные "шпаргалки" по женскому вопросу, но оперирует отечественными наработками, опытом, борьбой идей и отстаивает оригинальную позицию".

Ольга Воронина: "Присутствовавшие в школе исследователи и преподаватели являются новаторами (но не новичками) в своих дисциплинах - их лекции и семинары основаны, как правило, не только на знакомстве с западной литературой, но и на результатах своих собственных теоретических и эмпирических разработок".

"Ролевой" аспект - это, пожалуй, наиболее важный комментарий. Гендерные школы - это феминистский проект и концепция такой школы исключает какую-либо субординацию и деление на "учителей и учеников". Каждая участница и участник выступает в школе одновременно в трех ролях: "преподавателя" - когда читает лекцию, ведет семинар или деловую игру; "студента" - когда слушает лекцию коллеги; но чаще всего - активного участника дискуссий или круглых столов, где все выступают на равных. "Здесь мы видели взаимоотношения личностей. Здесь не было взаимоотношений "студент-преподаватель", не было дистанции" (студентка С.-Пб ГУ Алиса Фомина - аудиозапись).

"Здесь совершенно новый качественный вид взаимодействия между научными сотрудницами и между системой образования. И я хотела бы подчеркнуть важную вещь, про которую Алиса сказала, что в любой профессиональной сфере ты стоишь, особенно в это время, в ситуации конкурентности, а здесь скорее в позиции солидарности. Это абсолютно феминистская позиция, когда не только равные с равным, но и общая цель является определяющей" (исследовательница из Санкт-Петербурга Татьяна Герасимова - аудиозапись).

А с обеда, как с утра, вновь учебная пора - это Школа, это Школа, это Школа

Это слова из шуточной песенки, которую пели на веселом Капустнике в Школе "Валдай-96". Действительно, в Школе начинаешь чувствовать, что теория относительности - это реальность, так неимоверно высока интеллектуальная, эмоциональная и информационная насыщенность каждого школьного дня. "За две недели я получила информации столько, что для того, чтобы получить ее в обычных условиях, мне понадобилось бы минимум полгода сидеть в библиотеках. Содержательная насыщенность и концентрация некоторых лекций была на высочайшем уровне" (из анкеты обратной связи).

Форма организации учебного процесса в гендерных Школах не менее важна, чем содержание. Это то, что философ Татьяна Клименкова назвала "культурой нашего научного проектирования, когда важна не только научная работа, но и околонаучный контекст". Мы понимали, что "нельзя влить новое вино в старые мехи", но готовых "образцов для подражания" не имели. Поэтому поиск новых учебных оргформ, начатый в Первой школе, продолжается и поныне: "Организаторы были чрезвычайно компетентными и гибкими: они реагировали на все замечания, проблемы решались по мере их возникновения, программа корректировалась в соответствии с потребностями участниц. Превосходная работа!" (из анкеты Лоры Энгельштейн, профессора Принстонского университета (США)).

Разработка учебной программы гендерных Школ - сложный, многоступенчатый и многогранный процесс. И это связано не с тем, что мы, организаторы Школы, не можем заранее составить учебную программу и затем жестко следовать ей все 10 дней. Просто мы считаем, что то, что годится для университета (долгосрочная образовательная программа) или конференции (краткосрочная научно-информационная программа), не годится для Школы с ее, если можно так выразиться, среднесрочной креативной программой. Навязывание в Школе чего-нибудь "сверху" и "жесткие" формы программы могут убить саму идею креативности и нарушат неповторимый процесс самореализации и рефлексии творческих личностей, которые собираются в Школах. Поэтому вначале прорабатывается лишь общая концепция Школы, затем определяется "рамка" школьной программы, по специальностям, как было во Второй школе, или тематике, как будет в Третьей. Исходя из этих параметров, формулируются критерии для открытого конкурса на участие в Школе. Конкретное тематическое "наполнение" учебных часов происходит только после окончания конкурса и напрямую зависит от заявленных тем. Так, например, после составления списков участниц/участников школы "Валдай-96" было решено объединить все предложенные ими темы лекций и семинаров в тематические блоки, которые в программе обозначались как "тема дня", например: "Женщина и литература" или "Женщины в истории". Остальные корректировки программы происходили непосредственно в Школе, когда, например, все заинтересованные в определенной тематике сами договаривались, как они распределят между собой время и какие темы и формы занятий будут предложены в программу дня. Поэтому, схематизируя процесс создания школ, можно сказать, что Школу формирует открытый конкурс, а конкурс - формирует программу.

В соответствии с концепцией школы, в учебную "сетку" закладывается время как для "программных" лекций и семинаров, так и для проведения мероприятий по инициативе участниц/участников школы. Учебная программа разрабатывается только для лекционных и частично для семинарских занятий.

Обычный "школьный" день выглядит так: утром - лекции; после обеда - отдых, подготовка к лекциям, библиотека; перед ужином и вечером - семинары, тренинги, инициативные занятия, презентации, круглые столы, дискуссии.

Инициативные занятия предлагают сами участницы/ки школы и при этом все имеют равные шансы заявить и провести свой семинар или круглый стол. Для этого достаточно на доске объявлений "ВОЛГА-ИНФО" (в Первой школе - "ВАЛДАЙ-ИНФО") вывесить информацию о своем предложении и пригласить желающих участвовать. Есть лишь одно ограничение: нельзя предлагать свои инициативные занятия в утренние часы, когда идут лекции.

Формы учебных занятий, как "программных", так и "инициативных", очень разнообразны - кроме "академических" лекций и семинаров проводились дискуссии, круглые столы, ролевые игры, консультации, психологические тренинги, творческие мастерские, показ и обсуждение фильмов и многое другое.

Но Школа - это не только учеба, вернее, даже не столько учеба, сколько творческое взаимодействие. По инициативе участников школы "Волга-97" родились такие новые формы, как "Дискуссионный клуб" и регулярные встречи профессиональных групп, где проходили презентации научных исследований и учебных курсов, обсуждались как общие, так и "узкоспециальные" вопросы методологии исследований или методики преподавания.

Посещение занятий в Школе - свободное, но практически никто занятия "почему-то" не прогуливает и всем "почему-то" интересно учиться. Александр Мищенко (преподаватель Академии Госслужбы из Санкт-Петербурга) в эссе, присланном после Школы, так описал свое впечатление о Школе: "Очень приятно было увидеть молодые, вдохновенные лица аспиранток и аспирантов, готовых заниматься по 24 часа в сутки".

Далее...