Право

Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Комитет Государственной Думы РФ по делам женщин, семьи и молодежи. М., 1996.
 
В начало документа
В конец документа

Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Причина в том, что женщины (особенно с детьми) менее конкурентоспособны на рынке труда, более беззащитны перед угрозой потери работы. Сегодня можно говорить в известном смысле о

феминизации бедности в России. Сейчас 62 процента официально зарегистрированных безработных и 65 процентов наиболее длительно (более восьми месяцев) трудоустраивающихся составляют женщины.

Наличие в трудовом законодательстве таких норм, как запрет на работу в ночное время, на многие виды занятий; ограничение режима рабочего времени, в частности командировок, сверхурочных работ; ориентация законов на защиту права работницы-матери, а не родителя независимо от пола; отсутствие тщательно продуманной системы дифференциации потребности различных категорий женщин в социальной защите снижают спрос на женский труд, усиливают предпосылки для дискриминации женщин.

Наличие норм, не допускающих отказа в приеме на работу по признакам, которые не связаны с деловыми качествами работника, не ограждает женщин от дискриминации. Около трети руководителей организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности указывают, что при приеме на работу отдают предпочтение мужчинам (проверка Генеральной прокуратуры Российской Федерации).

Анализируя данную ситуацию, специалисты, занимающиеся проблемами прав женщин, в частности в сфере труда и занятости, указывают на существование различных точек зрения на принципы и пути дальнейшего совершенствования законодательства о труде женщин. Крайние из них заключаются в следующем:

отменить все закрепленные законодательством гарантии и льготы работающим женщинам; предоставить женщинам дополнительные гарантии и льготы.

По мнению авторов Концепции, необходим взвешенный подход, который, учитывая сегодняшнее состояние экономики и изменения, происходящие в общественном сознании, ориентировал бы органы государственной власти на комплексное решение проблемы, в частности на:

переход от запретительного характера законодательства к разрешительному, дающему право женщине самостоятельно принимать решение. Вместо запрета должна существовать возможность выбора, который в свою очередь при определенных законом или договором обстоятельствах является обязательным для работодателя. Так, следует отменить действующие нормы, устанавливающие ограничение труда женщин в ночное время, запрещение ночных, сверхурочных работ и направление в командировки женщин-матерей;

сохранение ограничений применения труда женщин только в случаях, когда такие ограничения обусловлены необходимостью охраны здоровья женщин, деторождением, кормлением грудью детей или наличием в семье детей-инвалидов;

введение в трудовое законодательство более широкого перечня работников, которых нельзя уволить при ликвидации предприятия без предоставления им рабочего места: родителей с детьми-инвалидами, одиноких и многодетных родителей, вдов (вдовцов), если их труд является единственным источником дохода семьи.

Такой подход обеспечивает поэтапное достижение основных целей законотворческой деятельности в части обеспечения прав на свободное избрание занятий, ведет к формированию правового механизма, обеспечивающего равные права для мужчин и женщин при приеме на работу, расторжении трудового договора, продвижении по служебной лестнице, организации собственного предпринимательского дела и других способах получения оплачиваемого рабочего места или занятия, приносящего доход.

Государственная политика занятости должна быть ориентирована на поддержку отраслей материального производства с преимущественно женскими кадрами (легкая, текстильная и пищевая промышленность, электроника, приборостроение); создание предпосылок и условий развития социально-культурных отраслей с их женским контингентом путем соблюдения обязательных социальных стандартов и нормативов их функционирования; расширение сети территориальных социальных служб с применением женского труда и поощрение открытия новых рабочих мест в сфере обслуживания; создание режима максимального благоприятствования для малого, в том числе семейного, бизнеса и самозанятости и так далее.

В целом политику занятости следует трактовать более широко, чем это принято сейчас. Необходимо перейти от узкого понимания занятости как наличия и уровня безработицы к широкому: полной, продуктивной и эффективной занятости, что обеспечивается поддержкой отечественного производства на основе ориентированной инвестиционной, налоговой, кредитной, ценовой и внешнеторговой политики.

В федеральных и региональных программах занятости должны быть предусмотрены меры первоочередной поддержки в трудоустройстве родителей, в одиночку воспитывающих детей и родителей детей-инвалидов, многодетных родителей.

3. 2. Право на равное вознаграждение за труд равной ценности

Право на равное вознаграждение за труд равной ценности является идеологией Международной организации труда и, следовательно, обязательно для исполнения нашей страной, являющейся членом этой организации.

В законодательстве Российской Федерации зафиксирована зависимость размера заработной платы только от величины и качества трудового вклада работника. Однако в среднем заработная плата женщин ниже, чем заработная плата мужчин, что обусловливается гендерной сегрегацией в сфере труда, отражающей различные подходы к оценке труда женщин и мужчин. Для большинства отраслей, в которых преобладает женский труд (образование, медицинское обслуживание, текстильная, легкая, пищевая промышленность и другие отрасли народного хозяйства), характерны низкий статус работников, ограниченные возможности для профессиональной переподготовки и повышения квалификации, низкие заработки. В отраслях, где преимущественно заняты женщины, заработная плата примерно на одну треть ниже, чем средняя заработная плата работника народного хозяйства.

Анализ показывает, что с 1990 года в наибольшей степени упала заработная плата именно женщин. Подавляющее большинство из них работает в дохододефицитных или кризисных отраслях материального производства, на работах, не требующих высокой квалификации, и в бюджетной сфере. Недостаточная оплата труда здесь объясняется существенным отставанием ставки 1-го разряда Единой тарифной сетки, определяющей всю иерархию построения системы заработной платы, от прожиточного минимума (в начале 1997 года минимальный размер оплаты труда составлял в среднем менее 20 процентов от прожиточного минимума), недоучетом в минимальной оплате труда расходов на иждивенцев, которых должен за свой счет содержать работник. Усугубляет ситуацию систематическая задолженность выплаты заработной платы именно в отраслях с наибольшей занятостью женщин.

Поэтому все работающие (и особенно женщины) крайне заинтересованы в скорейшем принятии федерального закона о прожиточном минимуме, что позволит повысить общий уровень цены рабочей силы, приблизить его к реальной стоимости жизни в России. Не менее важно принятие федерального закона об установлении уголовной ответственности за невыплату заработной платы, стипендий, а также пенсий и других установленных законом выплат.

Кроме того, для устранения дискриминационных различий в уровне оплаты труда мужчин и женщин и для реализации их права на равное вознаграждение за труд равной ценности необходимо поддерживать справедливые соотношения в оплате труда работников различных отраслей народного хозяйства. Необходимо совершенствовать тарифное регулирование оплаты труда через тарифные соглашения и коллективные договоры, опирающиеся на обоснованную оценку сложности труда. Нуждается в пересмотре действующая методика оценки сложности труда работников различных отраслей народного хозяйства, в которой традиционно занижена оценка труда врачей, учителей. Внесение соответствующего изменения поддержало бы признание профессионального мастерства и статуса женщин.

В связи с вышеизложенным актуальным представляется принятие федерального закона о введении общего социального норматива соотношения оплаты труда в бюджетной и небюджетной сферах.

Необходимо устанавливать тарифную ставку 1-го разряда Единой тарифной сетки и коэффициенты тарифных разрядов федеральным законом, а не постановлением Правительства Российской Федерации, как это осуществляется сейчас.

 

3.3. Право на безопасные условия труда

Проблемы, связанные с охраной труда на производстве, касаются всех работников независимо от пола.

В настоящее время из всех занятых в материальном производстве 40 процентов работников (в том числе женщин) трудятся на тяжелых работах либо подвергаются воздействию вредных и опасных производственных факторов. Такое положение сложилось вследствие низкого уровня технической оснащенности производства, применения устаревших технологий, крайней изношенности машин, механизмов и оборудования, недостаточного обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты, вследствие существенного сокращения возможностей организаций осуществлять финансирование мероприятий по охране труда, а также вследствие отсутствия должного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда. В результате около 360 тысяч человек на производстве ежегодно получают травмы, из них 7,6 тысячи погибают, а 14 тысяч становятся инвалидами. Продолжает значительно увеличиваться профессиональная заболеваемость. Наибольший вред воздействие вредных и опасных производственных факторов причиняет здоровью женщин, особенно в период беременности, вызывая рождение детей с глубокой недоношенностью и врожденными пороками развития, что в свою очередь приводит к младенческой заболеваемости и смертности, детской инвалидности.

Сложившаяся ситуация связана также с тем, что не создана соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям система управления охраной труда, отсутствуют экономические механизмы, побуждающие работодателей соблюдать требования охраны труда, не действует система обязательного обучения работников безопасным приемам труда, практически не финансируются федеральные, территориальные и отраслевые программы улучшения условий труда, на предприятиях сокращаются или полностью ликвидируются службы охраны труда, и, что очень важно, не введено обязательное страхование работников от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний.

Известно, что существуют специфические проблемы использования труда женщин на тех или иных работах. В законодательстве Российской Федерации предусмотрено существенное ограничение видов работ, на которых может быть использован труд женщин. Не допускается применение труда женщин на работах с вредными и опасными условиями труда, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Это делается в интересах сохранения здоровья женщин и их будущих детей, обусловливающего здоровье всего населения и сохранение генофонда.

Однако, несмотря на указанные запреты и ограничения, в неблагоприятных условиях работает 3,5 миллиона женщин, а 285 тысяч - в особо тяжелых и вредных условиях. Из сорока проверенных Генеральной прокуратурой Российской Федерации предприятий на каждом шестом выявлены нарушения законодательства в отношении беременных женщин, которые привлекались к работе в ночное время, незаконно увольнялись с работы. Следовательно, задача усиления охраны труда женщин остается актуальной.

Вместе с тем запрещение применения труда женщин на работах с вредными и опасными условиями, а также на подземных работах в какой-то мере ограничивает их право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37 Конституции Российской Федерации).

С учетом состояния охраны труда, реального отсутствия ответственного и законопослушного работодателя представляется, что в ближайшей перспективе целесообразно сохранить Список производств, профессий и работ с вредными и тяжелыми условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин. Вместе с тем указанный Список следует существенно пересмотреть и установить более гибкий порядок его применения. В частности, в случае улучшения технико-технологических и санитарных условий на производстве руководство предприятий при поддержке профсоюзов может получить разрешение органов трудовой инспекции на неприменение указанного Списка. В дальнейшем по мере нормализации финансово-экономического положения предприятий, укрепления и расширения функций органов по труду, введения обязательного страхования здоровья работников от воздействия неблагоприятных факторов представится возможность перейти от запретительных мер к составлению перечня вредных и опасных производственных факторов, при возникновении которых ограничивается применение труда женщин и мужчин.

Создание этих предпосылок сделает необходимым пересмотр положений статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда относительно запрета на использование труда женщин детородного возраста на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда. Несмотря на законодательно утвержденное перенесение сроков введения в действие этой статьи с 1996 года на 2000 год (Федеральный закон "О внесении изменения в пункт 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране труда"), в целом позиция постепенного свертывания запретительных мер по применению женской рабочей силы не определена. Для этого не созрел комплекс социально-экономических условий.

 

3. 4. Право на образование и повышение квалификации

Реализация равных прав на образование и повышение квалификации мужчин и женщин должна находить свое конкретное воплощение в программах профессиональной ориентации, профессионального обучения и переподготовки.

Девушки, как правило, опережают юношей в учебе, однако их профессиональный выбор ограничен. До сих пор девочек ориентируют на "женские профессии", на работу по дому, на выполнение семейных обязанностей.

Сегрегация, существующая в сфере труда, отражается на профессиональной ориентации и в дальнейшем на системе профессионального обучения. Права в области получения образования ограничиваются Списком производств, профессий и работ с вредными и тяжелыми условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин. По профессиям, входящим в указанный Список, женщины профессиональной подготовки не получают. Однако в соответствии с требованием статьи 5 Федерального закона "Об образовании" ограничение прав граждан на профессиональное образование может быть установлено только законом, а не ведомственным нормативным актом.

В связи с этим следует обратить внимание на необходимость преодоления ограничений в обучении женщин воинским профессиям, профессиям, используемым в гражданской авиации, на флоте, в автоматизированных комплексах управления в энергетике, металлургии.

В настоящее время женщины ограничены в возможности выбора профессии и переподготовки. Подавляющее число программ обучения, предлагаемых службой занятости, - это курсы переобучения традиционным "женским" профессиям, как правило не требующим высокой квалификации и уровня образования, таким, как швея, парикмахер, воспитатель детского сада, пекарь и другие.

Обеспечение равных возможностей для реализации права на образование и повышение квалификации требует, чтобы профессиональная ориентация девушек имела целенаправленный характер, учитывающий баланс интересов и требований развивающегося рынка труда и интересов и требований самих девушек. Это должно быть отражено в программах занятости населения, особенно в разделе "Занятость женщин", и в программах по созданию и сохранению рабочих мест.

Для решения упомянутой выше проблемы необходима комплексная кадровая политика государства, учитывающая перспективы общественного развития и структурную перестройку экономики. Принимая во внимание, что отдельные мероприятия по подготовке и переподготовке женской рабочей силы, предусмотренные различными программами, имеют временный характер действия и повышение уровня производства предъявляет высокие требования к профессиональному мастерству работников независимо от пола, а также тот факт, что структурные преобразования экономики потребуют соответствующей профессионально-квалификационной структуры кадров, следует разработать федеральный закон о системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в Российской Федерации.

Данный федеральный закон должен признать важность и необходимость проведения целенаправленной государственной кадровой политики, в нем необходимо предусмотреть направления формирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая:

создание и развитие структур профессиональной ориентации населения;

меры повышения профессионального уровня кадров;

средства государственного воздействия на качество подготовки кадров;

создание системы государственного заказа на подготовку и переподготовку кадров для приоритетных отраслей и сфер деятельности;

источники финансирования подготовки и переподготовки кадров.

Особые меры поддержки в получении профессионального образования и повышении квалификации должны быть предусмотрены для лиц, испытывающих трудности при решении этого вопроса, в том числе для женщин, имеющих перерыв в работе в связи с рождением и воспитанием ребенка, и для других лиц с семейными обязанностями.

Законодательное регулирование профессионального обучения и переподготовки кадров позволит придать организации обучения комплексный, перспективный, с точки зрения экономических процессов, характер, учитывающий тенденции рынка труда с его половозрастной спецификой.

3.5. Право на социальное страхование и социальное обеспечение

Право на социальное страхование и социальное обеспечение - важнейшее конституционное право граждан Российской Федерации независимо от пола. Применительно к женщинам проблема состоит в том, чтобы определить основные направления организации социального страхования и обеспечения как элементов социальной защиты и привести их в соответствие с социальной политикой государства, учитывая степень участия женщин в общественном труде и необходимость выполнения ими репродуктивной функции и семейных обязанностей.

Совмещение женщинами профессиональных и семейных обязанностей может вызвать у женщин возрастание риска отказа от профессиональной деятельности и, следовательно, попадание в зависимость либо от систем социального обеспечения и страхования, либо от дохода супруга. Кроме того, затраты, связанные с возвращением на работу, а также нехватка детских учреждений вынуждают многих работников, особенно женщин, продолжать жить на социальные пособия вопреки желанию возобновить свою трудовую деятельность.

Задача законодателя сводится к определению правового механизма использования возможностей системы социального страхования в регулировании масштаба и направлений социальной поддержки женщин и/или трудящихся с семейными обязанностями, которые вовлечены в сферу труда и занятости в народном хозяйстве и домашнем хозяйстве.

Среди проблем социального обеспечения применительно к женщинам есть такие, на которых следует остановиться особо.

В первую очередь это проблема пенсионного возраста женщин и наличия у них льгот. Целесообразно сохранить законодательные нормы, устанавливающие назначение пенсии на льготных основаниях женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до восьми лет, а также матерям детей-инвалидов, воспитавшим их до того же возраста. За такими женщинами должно быть сохранено право уходить на пенсию по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет (статья 11 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"). Также должны быть сохранены пенсионные льготы женщинам, работавшим в текстильной промышленности, на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью, а также женщинам, работавшим в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, рабочих отдельных специальностей в строительстве, по другим профессиям, перечисленным в статье 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". В ходе пенсионной реформы в трудовом стаже следует сохранить учет времени отпуска по уходу за ребенком.

Кроме того, считаем необходимым проработать механизм выплаты ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет матерям (другим лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком), которые до рождения ребенка не работали, не были студентами. Полагаем, что по мере выхода из экономического кризиса и бюджетного оздоровления в систему социального страхования следует ввести неработающих и неучащихся матерей (лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком), имеющих детей в возрасте до полутора лет, в целях выплаты им пособия на детей.

Размер ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет должен поэтапно приближаться к размеру прожиточного минимума. Такой подход подкрепляется мерами увеличения солидарного участия работников в формировании средств социального страхования, которые предусмотрены в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 годов. Это позволит материально поддержать семью в наиболее острый период, когда ребенок нуждается в материнском воспитании, снизить давление женщин (лиц с семейными обязанностями) на рынок труда.

Следует отметить, что действия органов исполнительной власти по введению вместо взносов на социальное страхование единого социального налога, взимаемого с предприятий вначале в федеральный бюджет, а затем в централизованный Фонд социального страхования, влияют на действующие права и гарантии в указанной области, так же как влияют на это и различные ограничения соответствующих выплат.

В части охраны труда необходимо принять федеральный закон об обязательном страховании от несчастных случаев и причинения вреда здоровью на производстве, в котором установить дифференциацию страховых тарифов в зависимости от степени неблагоприятного воздействия производства. Эта мера должна стимулировать работодателя к уменьшению числа работ с профессиональным риском для здоровья работника. "Сетку" тарифов страховых взносов следует разработать так, чтобы работы, отрицательно сказывающиеся на репродуктивной функции работников и деторождении женщин, попали в список работ, меры по улучшению условий которых будут признаны первоочередными.

 

3.6. Права трудящихся с семейными обязанностями

Роль, место и положение женщин как трудящихся с семейными обязанностями на рынке труда и реализация ими своих прав во многом определяются возможностями совмещения профессиональной деятельности и семейных обязанностей, степенью развития социально-бытовой инфраструктуры, стереотипами в распределении семейных обязанностей. Подобные стереотипы в определенной мере закрепляла патерналистская политика в отношении женщин, проводимая на протяжении многих лет и строящаяся на предоставлении льгот, введении комплекса запретов и специального регулирования, которые обеспечивают и подчеркивают особый статус женщины. На практике это порождало дискриминацию в скрытой форме.

В настоящее время трудовое законодательство в значительной степени ориентировано на работника, не обремененного семейными обязанностями. Продвижение по служебной лестнице зачастую связано с необходимостью работы сверх нормированного рабочего времени или с повышенной интенсивностью. В то же время наиболее важный для профессиональной карьеры отрезок времени, как правило, совпадает с периодом появления в семье малолетних детей и перегрузками в выполнении домашних дел. В этих условиях женщины, на плечи которых указанные проблемы ложатся в первую очередь, теряют профессиональные навыки и конкурентоспособность на рынке труда.

Для полноценной реализации каждым гражданином своих социально-трудовых прав необходимо формировать новые подходы, ориентированные на то, что основная масса работников (мужчин и женщин) - это трудящиеся с семейными обязанностями, имеющие ответственность друг перед другом и перед обществом за семью и детей.

Далее...