Жизнь женщин

Котовская М. М., Золотухина М., Шалыгина Н. Легко ли быть женщиной в России? // Завидуйте, я - женщина !!? М., Ларина сервис, 1993. С. 27-44.
 
В начало документа
В конец документа

Котовская М. М., Золотухина М., Шалыгина Н.

Легко ли быть женщиной в России?


Давайте же спросим себя - а легко ли быть женщиной в нашей стране? Словосочетание "советская женщина" известно всему миру многие десятилетия: оно регулярно появлялось в печати, произносилось с высоких трибун, украшало собой бесчисленные плакаты, отливалось в безымянные скульптуры. Магия этих слов, преисполненных патетики, сотворила образ женщины-сфинкса, загадочный лик которого, в конце концов, утратил все земное. Сместились и почти пропали природой данные преимущества женской натуры, попав в обойму ценностей советского общества. Конечно, внимательный наблюдатель "извне" всегда понимал, что образ - это одно, а конкретно взятая личность - нечто совершенно другое, и, мягко говоря, не чурался последней, обнаруживая в ней неповторимое своеобразие. Сегодня же, когда в нашей стране буквально все и вся выпадает из образа (читай: коммунистического), личность женщины как бы формируется заново.

Наши соотечественницы все громче заявляют о своих правах как женщин в первую очередь. Акцент в диалоге "женщина-государство" откровенно переместился с позиции "свобода выбора наравне с мужчинами" на позицию "свобода женского выбора". Разница принципиальная, ибо во второй позиции категорически отсутствует приоритет масжулинных ценностей. Да, женщина действительно хочет и должна иметь свободу выбора, но допустимая степень этой свободы находится, по сравнению с мужчиной, в качественно иной плоскости. Эти плоскости, безусловно, пересекаются, но они не должны совпадать. Драма нашей жизни, помимо прочего, в том и состоит, что многомерное пространство реальности было сведено к одной единственной плоскости, называемой "советской действительностью", в которой объективно существующие различия между полами были объявлены как бы не существующими во всем, что не касалось физиологии.

Фактически, государство навязало нашим женщинам феминизм в совершенно уродливой форме, не испрашивая на то их согласия. То, за что американки борются сегодня, - свобода выбора, независимо от половой принадлежности, - мы получили в качестве "подарка" несколько десятилетий назад. Сделало ли это нас свободными и счастливыми? Желание получить ответ на этот вопрос периодически овладевает умами писателей, публицистов, журналистов и, конечно, социологов. Печатных трудов, посвященных этой проблеме, так много, что читающая публика уже давно потеряла остроту восприятия, и, кажется, всякий интерес к ней.

Тем неожиданнее оказалась живая реакция почти 8,5 тыс. женщин нашей страны на анкету женской ассоциации "Мексика - СССР'. Ассоциация провела исследование по двум видам анкет: одна была опубликована в еженедельнике "Неделя" (получено 7958 ответов), а вторая вышла отдельной брошюрой, содержащей 342 вопроса (получено 1362 полностью заполненных анкет). Что же так заинтересовала женщин, застелив их сесть заполнять довольно объемистую анкету, а газетную вырезку посылать в Москву из разных уголков страны? Экзотика? "Неужели мексиканок и вправду волнуют наши проблемы??' Доверие к постороннему, но внимательному и доброжелательному слушателю, неискушенному в заботах нашей жизни? Надежда на выигрыш в лотерее, обещанной составителями анкеты? Скорее всего, совокупность всех мотивов в той или иной мере подтолкнула каждую женщину откликнуться на призыв ассоциации, но, думается, главное в другом: в самом состоянии женской души на момент исследования - "перепутье". С одной стороны, крушение привычного образа жизни, растерянность, страх перед завтрашним днем, с другой, - уже зреющая, с каждым днем набирающая силу мысль: "А вдруг это шанс?" Только вот шанс - на что? В какую сторону идти, что выбрать?

Не будем предвзято подходить к полученным нами ответам и стараться свести их к каким-то определенным постулатам, имеющим прогностическое значение. Мы не ставили перед собой задачи придерживаться строго академического стиля изложения материала, тем более что в методологическом плане наша анкета (признаем это) далеко не совершенна. Давайте попробуем вместе, преисполнясь благодарности к нашим респонденткам за их отзывчивость, понять всю сложность женской судьбы, значительная часть которой пришлась на "советский" период, а теперь так драматически оказалась втянутой в водоворот истории.

Прежде всего, постараемся набросать эскиз общего социального портрета наших респонденток. Все они - женщины разного возраста (от 18 до 70 лет и старше). Для удобства анализа мы выделили 5 основных возрастных категорий: 18 ~ 25 лет (1797 чел.), 26 - 35 лет (2890 чел.), 36 - 45 лет (2239 чел.), 46 - 55 лет (755 чел.), 56 лет и старше (155 чел.). Образование: среднее (включая и средне-специальное) - 3514 чел., высшее - 4759 чел. Профессиональный статус наших респонденток включает 42 наименования, поэтому мы также сделали некоторые обобщения, объединив представительниц разных профессий в три основные группы, и выделив четвертую группу - учащихся. К сожалению, газетная анкета, собравшая наибольшее число ответов, не включала вопроса о профессиональном статусе, поэтому данные по этому вопросу относятся только к анкете-брошюре. Итак, группа "белых воротничков" (685 чел.) - инженеры, экономисты, научные работники, преподаватели, юристы, врачи. Группа "синих воротничков" (528 чел.) - техники, машинисты, операторы, служащие среднего звена, продавцы, лаборанты, контролеры, рабочие. Группа творческих работников (21 чел.) - художники, артистки балета, музыканты. Учащиеся (228 чел.) -

студентки, аспирантки. Семейный статус: незамужняя женщина, живущая одна или с родителями (375 чел.), молодая замужняя женщина, не имеющая детей (214 чел.), женщина-мать, имеющая несовершеннолетних детей в полной семье (445 чел.), женщина-мать, воспитывающая несовершеннолетних детей без мужа (125 чел.), женщина старше 40 лет, имеющая взрослых детей (251 чел.).

Хотелось бы также сделать еще одно предварительное замечание для наших читателей. Обе наши анкеты неравноценны по объему: газетный вариант фактически дублирует анкету-брошюру в сокращенном виде. Конечно, такой дубль-опрос создал определенные трудности при компьютерной обработке полученных материалов, но, с другой стороны, позволил совместить и сопоставить данные, касающиеся различных регионов Советского Союза накануне его распада, с данными анкеты-брошюры, определяющей глубину исследуемых процессов.

Результаты исследования мы сгруппировали в три проблемных блока: "семья", "душа", "работа". Да, фактически это три ипостаси бытия современной женщины, каждая из которых имеет свои собственные проблемы. Но прежде, чем приступить к их рассмотрению, попробуем разобраться в том, что для женщин сегодня является предпочтительнее: домашняя жизнь, профессиональные амбиции или свой внутренний мир, именуемый личной жизнью? Вопрос нашей анкеты так и звучит:

"Что Вы считаете самым главным в жизни?" И хотя предложенных вариантов ответов здесь гораздо больше, мы попробуем получить ответ и на свой вопрос.

Ценностные ориентации женщин (общая картина, 1362 чел.)

Семья

866

Материальное благополучие

699

Дети

661

Жить в мире

638

Любовь

636

Спокойствие и душевное равновесие

534

Нравственные ценности

438

Друзья

255

Работа

196

Общественная деятельность

17

Итак, семья - во главе ценностной шкалы, работа и общественная деятельность - в ее конце. Как сильно отличается этот расклад от того, что несколько десятилетий назад был "знаком качества" для наших женщин! Личностная и профессиональная самореализация ценилась тогда превыше всего. Множество молодых женщин уважали на гигантские стройки страны, уходили в геологические партии, селились в глухих районах с целью помощи местному населению, обучения детей. Семья, ценности семейной жизни как бы подчинялись великому духу тотальной жертвенности. О ней, о семье, думалось далеко не в первую очередь. Популярная поговорка "С милым рей и в шалаше" была на слуху у каждой молодой девушки. Романтический туман, сквозь который просвечивал неясный образ парня в клетчатой рубашке с рюкзаком и гитарой, застилал глаза. Правда, дети, рождавшиеся в "буднях великих строек" несколько убавляли энтузиазм матерей, но отнюдь не останавливали их. Жаловаться на трудности было не принято, напротив - ими гордились. "Одоление" наравне с мужчинами - таков был тогда выбор женщин, причем вполне добровольный и, главное, согласующийся с тогдашней государственной идеологией.

И вот теперь - кардинальный поворот к семье, детям, материальному благополучию. Корреляционный анализ нашей анкеты показал, что ценностный приоритет семьи не зависит от образовательного или возрастного показателя. Водораздел между различными категориями женщин проходит по другим каналам ценностной шкалы. Так, например, у женщин, имеющих высшее образование, с годами заметно поднимается рейтинг нравственных ценностей и душевного спокойствия, оттесняя на задний план такую "неустойчивую" ценность как любовь. Или по достижении, скажем, 35 лет, когда имеется уже какой-то достаток, - заботу о материальном благополучии. У женщин со средним образованием логика эволюции ценностных предпочтений прослеживается менее выпукло, наводя на мысль о некоторой аморфности жизненных позиций. Так это или нет на самом деле, прояснят специальные исследования. Пока же нас заинтересовало то, что сегодня объединяет женщин: выбор в пользу семьи. С нее-то мы бы и хотели начать обзор нашего материала.

Семья и домашняя жизнь.

Сразу встает вопрос: что для женщины конкретно есть семья? К сожалению, анкета оказалась недостаточно сориентирована на эту проблему. Каких целей в жизни стремится достигнуть женщина, ставя семью на первое место в иерархии ценностей? Возможно, семья рассматривается ею как единственное убежище, способное дать защиту в экстремальных условиях ломки общественного строя. Или, в более

философском плане, семья является единственной гармоничной формой существования для женщины, пока успешно конкурирующей со всеми видами общественного жизнеустройства. Так или иначе, подавляющее большинство наших респонденток на вопрос "Как вы оцениваете свое положение в семье?" ответили: "В моей семье испытываю ощущение равенства и взаимопонимания, меня поддерживают все члены семьи". Стало быть, счастливое соединение желаемого и действительного? Женщина больше всего хочет иметь семью и, действительно, находит в ней удовлетворение как личность?

К сожалению, все не так просто. "Страдаю в семье из-за отсутствия понимания и помощи" - наименьшее число ответов, но здесь есть о чем задуматься. Прослеживается определенная закономерность неудовлетворения семьей по возрастному признаку. Для женщин с высшим образованием пик неудовлетворенности приходится на 35-40 лет, а для тех, чей образовательный уровень ниже, - на 18-25 лет. В чем же дело? На наш взгляд, ответ кроется в глубинных различиях отношения к жизни тех лили иных категорий женщин. Вряд ли кто-то будет отрицать, хотя бы теоретически, что существует связь между уровнем образования и уровнем интеллекта (в массовом плане, исключений мы не рассматривали). Женщины, сознательно приобщающие себя к той или иной сфере научного знания, по-видимому, имеют структуру сознания, отличную от той, что присуща женщинам, не стремящимся к преодолению "барьера интеллектуальной невесомости". Это различие постоянно ощущаешь, когда имеешь дело с достаточно большой, но разнородной по составу группой женщин.

Заметим сразу, что более высокий уровень образования женщины далеко не во всех жизненных коллизиях оказывается выигрышной картой. Так что речь идет не о преимуществах высокообразованной женщины перед менее образованной, а всего лишь об объективно различных их характеристиках. В нашей стране женщины с высшим образованием составляют весьма значительную часть от всего женского населения. Объективно сложившиеся социально-экономические и политические условия в СССР на протяжении многих десятилетий способствовали массовому обучению женщин в высших учебных заведениях. И сегодня мы имеем дело с целым направлением в развитии женского менталитета, основанного на получении высшего образования. Это особый пласт национального самосознания, отличающийся высокоамбициозным отношением женщины к окружающему миру. Сфера семейной жизни в данном случае не исключение.

Женщины, имеющие более высокий уровень образования, чаще предъявляют завышенные (относительно) и более емкие требования к семье. Причем, если начало семейной жизни у них - игра с аналитическим подходом и долгими раздумьями над следующим "шахматным ходом", то где-то к середине пути наступает естественная усталость, а вместе с ней, зачастую, и разочарование. Иная схема организации семейной жизни у женщин с более низким уровнем образования: они гораздо органичнее вписываются в круг обязанностей и забот о семье, чаще всего не претендуя на роль лидера. Меньше у них и игрового момента в строительстве семейных отношений, поэтому, если с самого начала не происходит счастливого совпадения дуэтов, то разочарование и наступает быстрее и проявляется резче.

Однако, независимо от уровня образования, все женщины, имеющие отношение к нашему исследованию, являются и работницами и хозяйками одновременно. Проблема номер один для подавляющего большинства советских женщин - совмещение забот о семье с каким-либо профессиональным занятием вне дома. Основными исполнителями домашних дел являются 88% наших респонденток. К сожалению, в анкете отсутствовал вопрос о конкретном распределении домашних обязанностей между членами семьи. Может быть тогда бы мы узнали, что же все-таки остается за пределами женских обязанностей в семье. Это очень интересный вопрос, ответ на который зависит от множества факторов: формы семьи (авторитарной или демократической), степени урбанизации социума и др.

В нашей стране демократизация внутрисемейных отношений значительно опередила все другие формы демократических преобразований общественной жизни. Женщине как-то очень быстро и ненавязчиво было передано место у штурвала семейного корабля. Переход от авторитарной семьи к эгалитарной (демократической) был, как и в других сферах жизни общества, революционным, и, похоже, на контрреволюционный переворот нашим женщинам рассчитывать не приходится. Это означает, в частности, что муж, в лучшем случае, будет ходить за покупками, только повинуясь строгому распоряжению своей жены-начальника, сжимая в руке написанный ею перечень товаров. А учитывая сегодняшнюю ситуацию в стране, когда необходимо ориентироваться по обстановке, вполне возможно, что мужчина и вовсе окажется за пределами хозяйственных забот семьи, ибо готовка, стирка, уборка и прочее, даже в авторитарной семье всегда находились в ведении женщины, а в нашей демократической - и подавно.

Помимо права самой распоряжаться хозяйством и бюджетом, женщина при новейшей форме организации семьи получила также право самой зарабатывать деньги и ... право голоса. Способность стоя у плиты участвовать на равных в политических дебатах сидящих за столом мужчин, по-видимому, многого стоит. Однако, несмотря на огромный объем дел замужней работающей женщины, возможности ее не беспредельны, и заметнее всего это сказывается на детях. Производственный процесс воспитания человека в семье не может быть отложен на "потом", так как требует постоянной работы. Именно поэтому так важна

взаимозаменяемость членов семьи. Судя по нашей анкете, с распределение ролей в этой сфере семейной жизни все обстоит не так уж плохо. Лишь относительно небольшая часть наших респонденток (10,2%) полагают, что воспитание детей занимаются только женщины. Подавляющее же большинство ответивших считает, что женщина в большей степени, чем мужчина, занимается воспитание детей (41%) или, что мужчины и женщины в равной степени занимаются воспитание детей (453%). Приоритет мужчин отметили только 2% женщин. Вариации по образовательным и возрастным параметрам незначительны.

Как видим, женщины признают, что доля участия отцов в воспитании детей довольно значительна. Этот факт вполне согласуется с общей тенденцией усиления значимости института отцовства, которое наблюдается сегодня во всех странах с европейской культурой. Скорее всего мы имеем дело с качественно новым этапом его развития. Мужчина все чаще проявляет добрую волю, разделяя чисто женские заботы по уходу за ребенком младенческого возраста, позднее - активно включается в процесс физического и духовного воспитания. По нашим наблюдениям, в погожий воскресный день на московской детской площадке примерно треть детей сопровождают отцы, полностью разделяя важность дел своих малышей: помогают им карабкаться по сложным металлическим конструкциям, лепят снеговиков, играют в мяч и т.д. А беседы, которые ведутся во время их совместного отдыха, отличаются удивительным глубокомыслием и заинтересованностью.

Конечно, участие отцов в воспитании детей чаще всего проявляется спонтанно, так как наша сегодняшняя жизнь не отличается размеренностью, и это мужское участие пока трудно смоделировать, обвести четким контуром. Тем не менее, женщины способны оценить помощь своих мужей. Анализ ответов также показал, что женщины высоко оценивают роль бабушки в воспитании детей. Лишь 10% женщин полагают, что бабушка в семье - это "низкоквалифицированный сотрудник", недостойный доверия родителей. И, напротив, больше половины ответов сводятся к тому, что социальная роль бабушки очень важна и должна попасть в фокус внимания соответствующих общественных и даже государственных органов.

Значение домашней педагогики вообще сильно возросло, по сравнению с государственной: лишь 8,7% - наших респонденток полагают, что "состояние государственной педагогики соответствует необходимым требованиям и не нуждается в изменении". Большинство же уверены, что систему государственной педагогики надо менять кардинальным образом. Претензии, судя по ответам, предъявляются главным образом к существующим в стране программам государственного воспитания, включающего в себя понятия о гражданственности, чувстве долга, ответственности (65%). Методики, направленные на чисто интеллектуальное развитие детей, вызывают значительно меньшее неудовольствие матерей, и желающих их изменить всего лишь 30%.

Вопрос о необходимости введения религиозного воспитания вызвал позитивную реакцию примерно 20% опрошенных. Много это или мало? По сравнению с атеистическим прошлым советского государства, это, конечно, много, но на вопрос о том какова вообще должна быть доля религии в современной системе гуманитарного воспитания детей, пожалуй, ответить очень сложно. Можно лишь констатировать, что за последние год-два в нашей стране начался настоящий бум по возрождению религиозного сознания. Женщины здесь занимают явно лидирующие позиции, может быть интуитивно стараясь компенсировать недостаток духовности советского общества. Матери спешат уже с 5-6-летнего возраста определить своих детей в многочисленные, альтернативные государственным, группы по эстетическому, нравственному и религиозному воспитанию. Всевозможные переводные и отечественные издания детской библии раскупаются по баснословным ценам.. Надо сказать, что церковь, в отличие от государственных структур, вполне адекватно реагирует на ситуацию, успевая насыщать всех жаждущих духовной пищей. Открываются воскресные школы в православных храмах, телевидение демонстрирует серии художественных и образовательных передач религиозного содержания для детей.

Повышенное внимание, уделяемое сегодня молодыми матерями своим детям, - характерная черта времени. Конечно, проще всего объяснить этот феномен тем, что переход к рыночной экономике предусматривает вложение капитала в собственных детей как одно из самых надежных. Но, как нам кажется, отношения между поколениями имеют еще и свою собственную логику развития, и, возможно, сегодня мы переживаем начальную стадию нового, качественно иного витка данного процесса. Глобальные социальные катаклизмы, потрясающие страну, обусловили действие центростремительной силы семейной связи. И если предыдущие поколения уповали на помощь государства, то сегодня человек может рассчитывать только на себя и своих близких. Закономерно, что этот факт в первую очередь осознается молодыми, и именно они начинают поиск путей к взаимопониманию между поколениями.

На вопрос анкеты "Каково Ваше мнение об отношениях современных молодых людей и родителей?" 52% девушек в возрасте до 18 лет ответили, что хотели бы иметь более тесное общение со своими родителями. Психологическая открытость детей, их желание контакта с родителями - факт весьма отрадный, и, будем надеяться, нам не грозит "конец света по Стругацким" (роман "Хромая судьба", в котором степень неудовлетворенности детей своими родителями способна привести к гибели общества).

Понимание необходимости диалога между поколениями в большей степени присуще молодым матерям, имеющим маленьких детей. Но эта категория женщин сегодня оказалась в довольно трудном положении: с одной стороны, идеологизированная советская педагогика полностью себя дискредитировала, с другой, - новые системы воспитания еще в стадии становления, и неизвестно, какие из них наиболее жизнеспособны. Иными словами, вся ответственность за формирование духовного потенциала нации сегодня лежит на семье, и в первую очередь - на матери. Что же представляет собой духовный мир самой женщины-матери? Ведь вне семьи она - самостоятельная личность, имеющая свои интересы, круг общения, взгляды, позиции. Чем вообще наполнен духовный багаж нашей современницы, и без того отягощенной неподъемным грузом чисто житейских забот и обязанностей? Мы сознаем, что на основе одного, достаточного общего исследования, едва ли удастся получить исчерпывающий ответ на этот вопрос, но наши респондентки приняли настолько активное участие в обсуждении данной проблемы, что мы обязаны хотя бы суммировать полученные результаты.

Далее...