Социальный статус

Курганов И. А. Женщины и коммунизм. Нью-Йорк, 1968 С. 3-57.
 
В начало документа
В конец документа

Курганов И. А.

Предисловие. Женщины в борьбе за равноправие. Женщины в советском обществе


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

На основе этих цифр подчеркнем следующее:

1. По общему количеству студентов и объему высшего образования на первом месте в мире стоят США и СССР. Европа отстает и, если положение не изменится, Европа может оказаться на пути к превращению в полуобразованную провинцию.

  1. При сравнении США и СССР необходимо в целях объективности учесть, что число студентов на 10.000 населения в США больше, чем в СССР. Кроме того, в СССР по ряду соображений широко развито вечернее и заочное образование. Оно дает во многом хорошие результаты, но все же является не вполне полноценным, что подчеркивается и в советской печати. Между тем удельный вес этого образования в СССР увеличивается. Это видно, например, из следующих цифр, характеризующих состав студентов СССР13

 

Как видим в СССР растет преимущественно неполноценное образование: численность студентов на нормальных дневных отделениях увеличилась за 15 лет в 2,8 раза, а на заочных в 7,5 раз.

В США все студенты являются, как правило, студентами дневных отделений. Таким образом студентов дневных отделений в 1965-66 году в США - 4.122 тыс. чел., а в СССР - 1.584 чел. Это значит, что по количеству студентов на 10.000 населения и по качеству образования США стоят на первом месте, СССР на втором месте в мире.

3. Вместе с тем необходимо учесть, что характер высшего образования в США и СССР не одинаков. В 1967 году академик Федосеев заявил в журнале "Партийная жизнь", что современные

"буржуазные идеологи по-своему истолковывают научно-техническую революцию и ее последствия... Достижения "научно-технической революции там извращаются и используются для борьбы с марксистской идеологией. Утверждается, например, что наш век - век господства физики, химии, математики, техники - уже не подходит для так называемого гуманистического мировоззрения, которое связано с науками о человеке и гуманитарном образовании".14

Выходит, что буржуазных странах и, прежде всего, в США образование носит технический характер (физика, химия и математика как основа современной техники), а в СССР подлинно гуманистический характер. В действительности это не так. Для ориентировки приведем следующие, например, цифры:

Из этих цифр следовало бы сделать ряд выводов, но они к нашей теме не относятся. Отметим лишь общее положение. Характер высшего образования в СССР преимущественно инженерно-технический, а в США преимущественно обще-гуманитарный. Инженеров в США готовится сравнительно мало и объем инженерной подготовки сокращается. Пополнение научно-инженерных кадров в США происходит в известной мере за счет "импорта мозгов" из Западной Европы.

4. В части, касающейся высшего женского образования отметим, что студенток на 10.000 чел. населения в США больше, чем в СССР, причем в США существует устойчивый и несколько повышающийся удельный вес женщин в общем студенческом составе ( в 1950 г. - 36%, в 1965 г. - 38,5 °/о тогда как в СССР, где имеется огромный перевес численности женщин в общем составе населения, тем не менее удельный вес студенток в последние годы понижается (в 1950 - 53 %, а в 1965 - 44 %). Возможно, что женщины в СССР по своим духовным интересам, умственным горизонтам и душевным качествам стоят на первом месте в мире, но статистически все это неизмеримо и судить об этом трудно. Здесь речь идет лишь о высшем образовании. И в этом отношении можно отметить, что женщины США и СССР являются наиболее образованными в мире. Это важно отметить потому. что в СССР образование является для женщины основным путем к завоеванию достойного и равноправного положения в обществе.

Глава 4

ПАРТИЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН

До революции положение женщины в обществе определялось, как мы говорили, положением мужчины, на иждивении которого она жила - отца до замужества и мужа после замужества. В свою очередь положение мужчины определялось либо привилегиями по рождению, либо зажиточностью двора и богатством, либо его чином, должностью и заработками. После революции все это коренным образом изменилось. Все классы и сословия, все чины и привилегии, все капиталы и частные богатства были полностью ликвидированы. Создалось новое общество, с новой резко выраженной классовой структурой и новым понятием о положении человека в обществе. Господствующим классом нового общества стала коммунистическая партия, вернее, руководство коммунистической партии, и этот класс определяет в основном место человека в обществе в соответствии с его партийностью и образованием. Превращение коммунистической партии в господствующий класс произошло (говоря кратко) следующим образом.

На первых порах, в первые годы после революции, партия пополнялась, главным образом, теми, кто до революции стоял внизу социальной лестницы, кто от коммунистической революции что-то выиграл и кто мог поэтому искренно бороться за укрепление коммунистического режима. Это были, прежде всего, низкооплачиваемые рабочие - пролетарии, но отнюдь не только они. Ленин еще до революции писал, что в большевистские (коммунистические) комитеты необходимо привлекать

"...и кустарей, и пауперов, и нищих, и прислугу, и босяков, и проституток".15

Основным признаком отбора людей в партию был тогда признак социального происхождения. Перед партией стояла тогда одна задача - любыми способами отстоять захваченную власть.

Для решения этой задачи партия нуждалась не в философах и поэтах, а в слепо преданных партийному руководству исполнителях. К началу 1917 года в партии насчитывалось, примерно, 5000 человек.16 В 1922 году было уже 538,394 человека, из них: людей с высшим образованием 0,5%, со средним образованием - 21%, с низшим -75% и совсем неграмотных - 3,5%. Таким образом, огромное. подавляющее большинство партии (почти 80%) состояло тогда из малограмотных людей. Но захваченную власть партия отстояла.

Однако недостаточно отстоять власть внутри страны. Необходимо было упрочить ее, то есть, согласно доктрине коммунизма, распространить ее на весь мир. Но для этого необходимо было индустриализировать страну и построить военную промышленность. А это, в свою очередь, требовало огромного количества образованных людей - специалистов - для всех отраслей народного хозяйства. И партия развернула широкую подготовку специалистов. Чтобы заинтересовать людей в получении специальности, партия отказалась от уравниловки и поставила специалистов в лучшие материальные условия. Народ, всегда стремившийся к образованию, пошел учиться. Количество специалистов в стране резко увеличилось. В 1928 году их было 521.000, в 1941 году - 3.400.000. Но это были, главным образом, беспартийные специалисты. Однако партия отнюдь не собиралась передавать власть и управление страной в беспартийные руки новых специалистов. Партия провела поэтому ряд мер по перестройке своих рядов и, таким образом, вступила во вторую стадию своего развития, совершенно изменившую ее характер. Прежде всего, был облегчен прием в партию специалистов, причем принцип социального происхождения был дополнен, а постепенно и заменен, принципом деловой квалификации. Таким образом, беспартийные специалисты в известной части превращались в партийных специалистов. Затем партия предложила всем малограмотным коммунистам учиться, повышать свою квалификацию. И, наконец, чтобы привлечь в партию деловых людей и поощрить повышение квалификации коммунистов, был отменен партмаксимум, то есть установленный при Ленине предел, ограничивающий заработки коммунистов.

С середины тридцатых годов заработки коммунистов устанавливаются уже по занимаемой ими должности, а занятие той или иной должности зависит не только от преданности руководству партии, но и от образования, от степени деловой квалификации. В результате этих мер образовательный уровень членов партии резко повысился. Если в 1928 году людей с высшим и средним специальным образованием было в партии всего 6.000 человек, то в 1941 году их стало уже 600.000 чел., а в 1959 году - 2.300.000 чел. Состав партии, как видим, резко изменился, причем в связи с социальными изменениями в стране резко изменился и характер партии. Раньше партия считалась "передовым отрядом рабочего класса" (Устав 1934 г.), затем она считалась "боевым союзом единомышленников-коммунистов" (Устав 1953 г.) и, наконец, она стала "авангардом советского народа" (Устав 1961 г.). Таким образом, партия уже не отряд отдельного класса, а "авангард" всего народа, то есть самостоятельный класс, по существу ведущий народ ("авангард") и господствующий над народом. Подробно говорить об этом здесь не место, но необходимо отметить основное обстоятельство: для того, чтобы иметь лучшее положение в обществе на первых порах развития партии нужно было иметь только партбилет, а теперь нужен не только партбилет, но и диплом, то есть образование. Однако женщины СССР, как мы уже убедились, принадлежат к наиболее образованным женщинам мира и они представляют собою большинство среди образованных специалистов СССР. Спрашивается, каково же их положение в партии?

В порядке общей ориентировки в этом вопросе приведем сначала следующие цифры, характеризующие положение женщин в стране и положение их в партии в 1966-67 г.17

 

Ряд советских источников в своих программно-декларативных разделах правильно подчеркивает, что "Равноправие женщин в СССР означает также равное их с мужчинами право участвовать в управлении хозяйственной и культурной жизни страны".18

Но это только в декларациях. В практической жизни СССР, как видим, женщины лишены этого права. Управление хозяйственной и культурной жизнью страны осуществляет в СССР исключительно партия, вернее, ее руководство. В стране женщин большинство - 54,2 %, в партии абсолютное меньшинство - 20,9 %, в ЦК партии только - 2,3 %, а в руководящих органах партии, фактически осуществляющем управление хозяйственной и культурной жизнью страны, женщин нет ни одной.

Общая численность женщин в партии отражается следующими цифрами:19

Как видим, удельный вес женщин в партии растет, но сравнительно с их удельным весом в стране растет крайне замедленными темпами. На 1 января 1967 года женщины составляют в партии только пятую часть. Какую же роль они играют в партии?

Партию можно подразделить на четыре ступени, которые военными терминами (партия построена по военному образцу и военные термины применяются к ней часто) можно назвать так: рядовые, сержанты, офицеры и генералы.

1. Рядовые члены партии - это, в сущности, партийные солдаты. Н. Хрущев говорил:

"Для того, чтобы стать коммунистом, надо не только понимать коммунизм, но и быть его активным солдатом".20

Огромное, подавляющее большинство женщин, состоящих в партии и являются именно этими "активными солдатами", простыми беспрекословными исполнителями приказов партийного начальства.

2. Сержанты партии - это коммунисты, образующие низовой партийный аппарат - партийные комитеты, партийные бюро и партийные группорги в отдельных предприятиях и учреждениях страны.

"На начало 1965 г. свыше 3 миллионов 600 тысяч коммунистов было избрано в состав парткомов и бюро первичных и цеховых парторганизаций секретарями, заместителями секретарей и партгруппоргами".21

На 1 января 1967 г. количество первичных и цеховых парторганизаций возросло и "сержантов" партии теперь, примерно, 3 млн. чел. Среди них женщины составляют незначительное меньшинство.

3. Офицеры партии - это коммунисты, составляющие районные, городские, окружные, областные, краевые и республиканские комитеты партии, руководящие не отдельными предприятиями, а всеми предприятиями данного района. области и республики. Это те, кто по директивам ЦК партии фактически руководит текущей жизнью страны. На 1 апреля 1965 года.

"В состав районных, городских, окружных, областных, краевых комитетов партии и ЦК компартии союзных республик и ревизионных комиссий соответствующих партийных организаций избрано почти 328 тысяч коммунистов".23

В их составе женщин ничтожное количество. В 1956 году Хрущев говорил, что у нас

"...робко выдвигают женщин на руководящие посты. Крайне мало женщин на руководящей партийной и советской работе".23

Через два года журнал "Партийная жизнь" поместил письмо в редакцию такого содержания:

"В составе бюро обкома нет ни одной женщины, в аппарате обкома ни секретарем, ни заведующих отделами, ни заместителей заведующих отделами женщин нет. Женщины, которые находятся сейчас на руководящей партийной и советской работе, в большинстве своем, выдвинуты в военные и в первые послевоенные годы... Спрашивается: если женщины в годы войны могли справляться с трудными участками работы... то почему они сейчас не могут сделать этого?"24

Еще через три года - в 1961 году - Хрущев снова вернулся к этому вопросу

"Вам известно, говорил Хрущев, какую огромную роль играют женщины на всех участках коммунистического строительства. Но в этом зале почему-то мало женщин. Хоть бери бинокль, чтобы разглядеть. Чем это объяснить? Говорят, мол, здесь присутствуют в основном руководящие работники. Выходит, если руководить - тогда мужчины, а когда работать - тогда женщины".25

Однако и эта речь была обычной демагогией и никакого практического значения не имела. Женщин в "офицерском" составе партии остается ничтожное количество.26

4. Генералы партии. Если серединное звено аппарата партии, ее офицерство, руководит жизнью страны по директивам партии и занимается не разработкой политики, а претворением в жизнь разработанной политики, то высшее звено партии, Центральный Комитет во главе с политбюро и секретариатом разрабатывает политику и в соответствии с ней дает ("спускает") директивы, подлежащие безоговорочному исполнению. Члены Центрального Комитета партии, его Политбюро и секретариат и есть политические генералы партии, устанавливающие генеральную линию внешней и внутренней политики СССР "на данный отрезок времени". Женщин в составе партийного генералитета почти нет. Двадцатый съезд партии избрал ЦК в составе 133 человек, из них женщин - 5. Двадцать второй съезд избрал ЦК к составе 175 человек, из них женщин - 4. Двадцать третий съезд 8 апр. 1966г. избрал ЦК в составе 195 человек, из них женщин - 4. Общая структура партийного руководства создана 23 съездом в следующем виде:

Таким образом, в ЦК, состоящем из 195 чел. женщин только четыре (Гаганова, Николаева, Попова и Фурцева), а в Политбюро и Секретариате, где действительно строится внешняя и внутренняя политика СССР ни одной женщины нет.

К сожалению, и в других странах руководящий аппарат власти имеет мало женщин, но ни одна страна мира, кроме СССР, и не утверждает, что она радикально разрешила женский вопрос и обеспечила женщинам полное и всестороннее равноправие. Это настойчиво и даже назойливо утверждают только в СССР.27 Здесь особенно часто подчеркивается, как это делает в 1967 году журнал "Коммунист", что "В СССР неуклонно осуществляется ленинский принцип широкого привлечения женщин к управлению государством. 435 женщин являются депутатами Верховного Совета СССР. В парламентах капиталистических стран число женщин среди депутатов весьма незначительно. Так, например, в США в составе конгресса 90-го созыва лишь 12 женщин."28

Однако сравнивать парламенты демократических стран с Верховным Советом СССР совершенно неправильно. В демократических странах производятся свободные выборы в парламент, а в СССР никаких выборов в Верховный Совет вообще не существует. В СССР не выбирают, а голосуют за одного единственного кандидата, назначаемого партией. В демократических странах парламенты ведут законодательную работу и, значит, имеют реальную власть, а в СССР Верховный Совет никакой власти не имеет; он представляет собою декоративное учреждение, время от времени созываемое партией для показного голосования партийных решений. Депутаты Верховного Совета СССР назначаются партией на наиболее верных коммунистов (З% членов ЦК партии входят в состав Верховного совета) и частично (в пределах 25%) из еще более верных и послушных околопартийцев, т.н. "беспартийных коммунистов". Все решения коммунистической партии принимаются в Верховном Совете не только единогласно, но и с восторженными аплодисментами. Приведем для иллюстрации "работы" Верховного Совета СССР цитату из газеты "Правда", говорящую о заседании Верховного Совета СССР в марте 1953 года.

"П р е д с е д а т е л ь с т в у ю щ и й: Слово предоставляется депутату Берия. (Бурные, долго не смолкающие аплодисменты. Все встают).

Р е ч ь т о в а р и щ а Л . П. Б е р и я. Товарищи депутаты!... вношу на ваше рассмотрение следующее предложение: Назначить Председателем Совета Министров СССР т.

Георгия Максимилиановича Маленкова (Бурные, долго несмолкающие аплодисменты. Все встают.)...

П р е д с е д а т е л ь с т в у ю щ и й: Слово предоставляется Председателю Совета Министров Союза ССР тов. Маленкову (Бурные, долго несмолкающие аплодисменты. Все встают).

Р е ч ь Г. П. М а л е н к о в а... Товарищи депутаты!.. представляю на рассмотрение Верховного Совета СССР следующий состав Правительства СССР... Первый заместитель Председателя Совета Министров и Министр внутренних дел СССР - Берия Лаврентий Павлович (Бурные аплодисменты. Все встают")29

Через три месяца было однако объявлено со всех газетах СССР

преступных антипартийных антигосударственных действиях Л. П. Берия, направленных на подрыв советского государства в интересах иностранного капитала".30

И вскоре Берия был расстрелян как предатель. Через некоторое время партия предложила снять и Маленкова, оказавшегося тоже предателем, и вместо него назначить Председателем Совета Министров Булганина. Депутаты Верховного Совета без всякого обсуждения единогласно избирают Булганина, причем все встают и восторженно аплодируют. Затем, вместо Булганина, оказавшегося тоже предателем, партия предложила избрать Председателем Совета Министров Хрущева. Депутаты без всякого обсуждения "избирают Хрущева единогласно, причем все встают и восторженно аплодируют. Через несколько лет партия предложила вместо Хрущева, оказавшегося волюнтаристом, избрать Председателем Совета Министров Косыгина. Депутаты без всякого обсуждения "избирают" Косыгина единогласно, причем все встают и восторженно аплодируют.

Все предложения партии утверждаются Верховным Советом единогласно под восторженные аплодисменты. Основная и, пожалуй, единственная функция Верховного Совета СССР восторженно аплодировать всем предложениям партии и таким образом демонстрировать перед всем миром "единство" партии и народа. В течение 30 лет существования Верховного Совета не было ни одного случая, чтобы какой-нибудь депутат проголосовал против или воздержался от голосования.

И это понятно. Верховный Совет является "показухой" - вспомогательным аппаратом партии, предназначенным для пропагандных целей, и никакой самостоятельной роли он не играет. Поэтому сравнивать Верховный Совет СССР с парламентами демократических стран могут только политически безграмотные люди. Вся власть в СССР принадлежит не Верховному Совету, а верховным органам партии. Но в верховных органах партии ни одной женщины нет.

 

Далее...