Курганов И. А. Женщины и коммунизм. Нью Йорк, 1968.
 
В начало документа
В конец документа

Курганов И. А.

Женщины и коммунизм


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Западные феминисты также полагали, что женщина должна сама бороться за свое освобождение, но считали, что начинать освобождение надо не с экономической области (кооперативные артели и т. п.), а с политической. Женщина должна получить прежде всего политические права, равное с мужчинами участие в руководстве государством, и только тогда она сможет влиять на всю политику государства, сможет добиться своего культурного и экономического равенства.

Споры шли не только о ведущем начале освободительного движения женщин (культура, экономика, политика), но и о социальном характере этого движения. Феминисты в большинстве случаев считали целесообразным создавать и создавали женские организации, независимые от классовой принадлежности женщин. Социалисты склонялись к организации пролетарского движения женщин, в котором могли бы принимать участие и представители рабочих, посвятившие себя борьбе за женское равноправие. Компромиссную позицию занимал Август Бебель. Он считал, что женщины разных классов

"...могут вести борьбу, маршируя отдельно, но сражаясь вместе. Это верно для всех областей, в которых дело идет о равноправии женщин с мужчинами на основе современного государственного и общественного порядка... Наряду с этим пролетарские женщины имеют особый интерес бороться рука об руку с пролетариями - мужьями... за коренной общественный переворот"22

Спорным был и вопрос о методах борьбы за равноправие. Многие участники феминистского движения считали, что борьба за равноправие - это борьба за соответствующие реформы. Но были и сторонники революционной борьбы, полагавшие, что при существующих государственных порядках добиться освобождения женщин невозможно, поэтому необходимо бороться за революционный переворот. Август Бебель говорил, в частности, что развитие современной техники, сокращая труд женщин в домашнем хозяйстве и облегчая применение женского труда в народном хозяйстве, уже совершает революционное преобразование в жизни женщин. Он подчеркивал, что

"Революционное преобразование, которое в корне изменяет все жизненные отношения, в особенности положение женщин, уже совершается, таким образом, на наших глазах".23

Однако окончательное и полное освобождение женщин Бебель, как марксист, считал возможным лишь в результате революции и обобществления средств производства.

В течение первой половины нашего 20-го столетия в большинстве индустриальных стран Запада женщины без революции получили гражданские права24 и суфражистское движение, достигнув своей цели, в основном, прекратилось. Конечно, формальное равноправие не выражает еще полного выравнивания в общественном положении полов. Отставание женщин в культурной, социальной, политической и экономической областях во многих случаях еще продолжается. Очевидно дальнейшая борьба за равноправие и достойное положение женщин в обществе будет еще продолжаться, хотя, может быть, и в иных формах.

Борьба за равноправие в России. В каждой стране женское движение и борьба за женское равноправие имела свои особенности. В России женское движение можно подразделить на два основных этапа: первый этап - движение до революции 1905 года, когда женщины добивались равноправия лишь в области образования, и второй этап - от революции 1905 года до революции 1917 года, когда женщины добивались равноправия не только в области образования, но и в политической области.

До 1905 года монархический абсолютизм исключал демократические выборы в общегосударственные учреждения и соответствующих избирательных прав как мужчины, так и женщины в России не имели. Женщины не могли бороться за свое женское равноправие, так как они были одинаково с мужчинами бесправны и в этом смысле "равноправны". Политически активные женщины принимали поэтому участие в общей политической борьбе вместе с мужчинами и входили в общие политические партии. Они так же, как мужчины шли за свободу своего народа в тюрьмы, ссылку и на каторгу (напр., Софья Перовская, Софья Бардина, Брешко-Брешковская, Вера Фигнер и мн. др.). И в этой борьбе женщины были на одном уровне с мужчинами.

Обстановку изменила революция 1905 года. Уже 18 февраля 1905г. было возвещено о желательности привлечения к политической деятельности "достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от народа людей", а 17 октября 1905 года был обнародован подготовленный графом Витте манифест императора Николая II, имевший в виду "незыблемые основы гражданских свобод" и предусматривавший созыв Государственной Думы. Однако последовавший затем закон о порядке выборов в Думу от 11 декабря 1905 года дал избирательные права только мужчинам. Женщины избирательных прав не получили и оказались политически неравноправными. В связи с этим и в России возникло движение женщин, борющихся за равные с мужчинами избирательные права. Объединившиеся женщины - "равноправки" обратились к графу Витте с вопросом об избирательных правах женщин. Граф Витте ответил, что "при издании манифеста 17 октября вопрос о предоставлении женщинам избирательных прав не обсуждался". Тогда женщины составили петицию к только что избранным членам первой Государственной Думы. Петицию подписало 5000 женщин и она заканчивалась так:

"Избранники земли русской, вы призваны к великой созидательной работе на пользу нашей родины, отнеситесь справедливо и беспристрастно к заявлению женщин, требующих уравнения прав, отзовитесь согласием на многочисленные голоса тех, кто твердо убежден в правоте своих требований, и, в числе реформ, обновляющих Россию, внесите обновление в жизнь женщин, признав за ними равные права для участия в служении родине".25

В Государственной Думе петиция женщин была поставлена на обсуждение и затем для разработки соответствующего законопроекта об избирательных правах женщин была организована специальная комиссия. Но Государственная Дума была распущена и комиссия закончить свою работу не успела. Были проведены выборы во вторую Государственную Думу. Женщины подали свою петицию и членам второй Государственной Думы. Петицию подписали на сей раз 7000 женщин. Однако вторая Государственная Дума поставить петицию на обсуждение не успела, так как тоже была распущена. Эти неудачи не обескуражили женщин.

Борьба женщин за свое равноправие продолжалась и разрасталась. В 1913 году женщины устроили в Петербурге "Женский День",причем, на женском собрании в помещении Калашниковской биржи присутствовало 2000 человек. Это показывает масштабы разраставшейся в России борьбы за женское равноправие. Но через год началась первая мировая война, а через три года, в феврале 1917 года совершилась в России демократическая революция. В результате Февральской демократической революции женщины России получили равные избирательные права с мужчинами.

Положение женщин в СССР. Демократия, завоеванная Февральской революцией, просуществовала до октября 1917 года, когда произошла в России коммунистическая революция. Провозглашенный Февральской революцией принцип равноправия женщин получил после Октябрьской коммунистической революции дальнейшее развитие. Было провозглашено всестороннее равноправие женщин. Женщины по закону были уравнены с мужчинами во всех гражданских правах. Однако равенство по закону не всегда является равенством в жизни. Ленин говорил, например, что равенство по закону лишь первый, но не главный шаг в раскрепощении женщин.

"Главный шаг - отмена частной собственности на землю, фабрики и заводы. Этим и только этим, говорил Ленин, открывается дорога для полного и действительного освобождения женщины, освобождения ее от "домашнего рабства" путем перехода от мелкого, одиночного домашнего хозяйства к крупному общественному".26

Частную собственность на средства производства - землю, фабрики, заводы - Октябрьская коммунистическая революция отменила. Все средства производства стали в СССР общественной социалистической собственностью. Казалось бы теперь полному и реальному равноправию женщин уже ничто не мешает. Но вот прошло девять лет революции и один из видных деятелей коммунизма - Л. Сосновский - пишет в 1926 году:

"Разумеется старый уклад трещит, рассыпается... Но нужно сказать правду. Поскольку еще не выкристаллизовался новый тип семьи под обломками старой, тяжелее всего приходится именно женщине, да еще детям. Тяжесть усугубляется тем, что очень уж велико противоречие между провозглашенным революцией раскрепощением, освобождением женщины и тем фактическим положением, какое она продолжает еще занимать... путь от провозглашения юридических прав до внедрения их в реальную действительность оказывается более долгим и мучительным, чем думают".27

Прошло еще два года и другой деятель коммунизма - Сольц - пишет в "Правде":

"Легко, очень легко было декларировать женское равноправие, но нужно много внимания, энергии и любви к строительству, чтобы равноправие женщины было полностью реализовано. Жизнь вообще стала труднее, но женщине после революции стало особенно трудно: вместе с новыми правами у нее появились новые обязанности и задачи, о которых до Октября она почти ничего не слыхала"28

Таким образом после коммунистической революции женщинам в СССР стало жить труднее. Но вот прошло, наконец, 50 лет. И в ноябре 1967 года в одной из статей газеты "Известия" говорится, что до сих пор в судьбе женщин СССР

"волнует сторона моральная, какое-то приглушенное звучание сегодня женского вопроса".29

Женщины живут в условиях коммунистического строительства уже 50 лет, формально женский вопрос разрешен, и тем не менее женский вопрос пусть приглушенно, но продолжает звучать и в СССР.

Спрашивается, ликвидирован ли разрыв между провозглашенным коммунистической революцией равноправием и действительным положением женщин, разрыв между пропагандными лозунгами и реальной жизнью? В каком положении находятся женщины СССР через 50 лет коммунистической революции и имеют ли они в действительности подлинное равноправие, свободу и независимость? На эти вопросы и пытается дать объективный ответ всё дальнейшее изложение.

 

II. ЖЕНЩИНЫ В СОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Глава 3

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЖЕНЩИН

Женское образование в России. В прошлом положение женщины в обществе определялось главным образом замужеством: место женщины в обществе определялось местом ее мужа и женщина выступала в обществе не самостоятельно, а как спутница своего мужа. Однако в 19 столетии многие женщины России начали индивидуальную борьбу за образование и духовное развитие своей личности. Объективно эта борьба была и борьбой за свое самостоятельное место в обществе, поскольку образование давало женщинам определенное положение независимо от замужества. На некоторых фактах этой борьбы мы и остановимся кратко.

Низшее образование. Речь идет о борьбе женщин за среднее и, особенно, за высшее образование. Что касается низшего образования, то оно было доступно женщинам России с первого дня организации народных училищ. В указе от 7 ноября 1776 г. говорилось об учреждении народных училищ "по всем городам и многолюдным селениям для всех тех, кои добровольно пожелают обучаться в оных". Здесь имелись в виду и девочки. Значит, бороться за права низшего женского образования не требовалось: оно было дано правительством по своей инициативе. Но Россия была страной крестьянской. Крестьяне не слишком спешили воспользоваться правом образования девочек и поэтому число девочек в народных училищах было поначалу совершенно незначительно. В некоторых губерниях, (скажем, в Вятской губернии) долгое время не было ни одной семьи, которая пожелала бы отдать в училище девочку.

Преодоление внутренней косности происходило лишь постепенно и более или менее значительное количество девочек в народных училищах, особенно в городах, появилось лишь во второй половине 19 столетия.

Среднее образование. Развитие среднего женского образования началось в России во второй половине 18 столетия.

Первым средним учебным заведением для женщин был, основанный в Петербурге по указу императрицы Екатерины II от 5. 5. 1764 г. Смольный Институт благородных девиц. В 1785 г. по инициативе императрицы Марии Федоровны был открыт в Петербурге Акушерский Институт и в 1800 г. такой же Институт был открыт в Москве. В Петербурге был открыт второй институт благородных девиц - Мариинский. Успех женских учебных заведений вызвал в России и частную инициативу. Так, например, в 1811 году харьковское дворянство организовало по типу Смольного Института свой Харьковский Институт, устав которого имел в виду такую подготовку учениц, чтобы они "могли в случае необходимости собственными руками снискать себе пропитание". Численность учениц во всех этих учебных заведениях непрерывно росла и в 1824 году приближалась к 12.000 чел.

Развитие среднего женского образования встречало, конечно, и некоторые сомнения в обществе. Журнал "Вестник Европы" в 1819 году писал, например,

"Упражнение в науках и словесности есть ли необходимая принадлежность женщины? Не охладит ли любовь к словесности в женщине любви супружеской?"1

Но женщины стремились к образованию и в передовых кругах общества имели необходимую поддержку. В частности, такую поддержку оказывала вел. кн. Елена Павловна и приглашенный ею для руководства обществом сестер милосердия знаменитый русский хирург Н. И. Пирогов. В Крымскую войну сестры милосердия показали себя с самой лучшей стороны; они работали не только с прекрасным знанием своего дела, но и с величайшим самопожертвованием. Это была проверка целесообразности женского образования, и целесообразность эта была практически доказана. После Крымской войны (1853-1856) и наступившей затем эпохи великих реформ женское образование получило уже широкое развитие.

Но развитие женского образования было связано с местной инициативой и носило несколько пестрый характер. Возникла поэтому необходимость упорядочить это дело и ввести единый тип женских учебных заведений. Пятого марта 1856 г. был издан указ императора Александра II:

"Приступить к соображениям об устройстве, на первый раз в губернских городах, женских училищ, приближенных по курсу к гимназиям, по мере способов, которые к тому могут представиться".1

В соответствии с этим указом министерство народного просвещения и ведомство императрицы Марии приступили к организации в разных городах женских общеобразовательных училищ с семилетним курсом обучения. Училища, принадлежащие к ведомству императрицы Марии, были названы Мариинскими училищами. Первое такое училище было открыто в Петербурге в 1858 году. В дальнейшем (в 1862 г.) общеобразовательные женские училища были переименованы в женские гимназии.

Несмотря на то, что некоторые видные руководители народного просвещения высказывались против женских гимназий, все же женские гимназии, как открытые всесословные учебные заведения, получили в эпоху великих реформ широкое развитие. Эпоху великих реформ, то есть конец второй половины пятидесятых и первую половину шестидесятых годов 19 столетия и можно считать началом среднего женского образования в России на прочной государственной основе.

Высшее образование. К эпохе великих реформ относятся и первые шаги по организации высшего женского образования в России.2 В 1861-62 учебном году Петербургский университет впервые принял в состав студентов несколько женщин.3 Но вскоре возникли студенческие беспорядки и прием женщин в университет был закрыт. После этого в Петербурге, Москве и Киеве в порядке частной инициативы были открыты общеобразовательные курсы для женщин. Хотя они не имели утвержденных правительством уставов и не давали женщинам формальных прав, но настойчивое стремление женщин к высшему образованию обеспечивало им более или менее нормальное существование. В своем стремлении к высшему образованию женщины находили моральную опору в ряде произведений художественной литературы (произведения Тургенева, Некрасова, Чернышевского), а также организационную поддержку отдельных общественных деятелей (Слепцов и др.), пытавшихся устроить приезжавших в Петербург девушек в бытовом и материальном отношении так, чтобы они могли учиться и существовать по возможности самостоятельно.

Тем не менее девушкам, стремящимся к высшему образованию приходилось преодолевать огромные трудности. Косность в семье, когда девушкам нередко приходилось рвать с родителями, противодействовавшими их образованию; косность в обществе, когда курсистки нередко считались "нигилистками", нарушающими общественные традиции; косность в правительственных кругах, когда отдельные представители власти видели и стремлении женщин к образованию признаки протеста против существующего строя - все это требовало от женщин исключительной выдержки.

В 1871 году Петербургский обер-полицмейстер Трепов в своем докладе на высочайшее имя писал о вреде женского образования и подчеркивал, что главный вред общеобразовательных женских курсов заключается

"...в развитии корпоративного духа между молодыми девушками. Это сказывается и в их внешности: черные платья, остриженные волосы, очки - все говорит о принадлежности к петербургскому обществу нигилисток... Отсюда нигилистическое направление может распространиться неудержимо..."1

В связи с этим докладом 6 апреля 1871 г. было учреждено особое совещание по женскому образованию, мнение которого, очевидно, не совпало с мнением Трепова. Через год, 6 мая 1872 г. было уже официально утверждено положение о высших женских курсах проф. Герье в Москве, проф. Сорокина в Казани, а в 1877 году было утверждено положение о Бестужевских курсах в Петербурге (по имени учредителя и первого директора курсов проф. К. Н. Бестужева-Рюмина). Однако средств на содержание курсов правительство не отпустило и поэтому было организовано специальное общество по изысканию средств для высших женских курсов, и состав которого вошли видные общественные деятельницы того времени.4 Таким образом высшее женское образование в России получило официальное признание государства и серьезную поддержку общества.

Но это еще не было полным равенством женщин в правах на высшее образование. В регулярные высшие учебные заведения женщины еще не принимались. И многие русские женщины уезжали учиться за границу. Только в одном Цюрихском университете обучалось в 1873 году 108 русских женщин. Кроме них из всех других государств обучалось в этом университете всего 20 иностранных женщин.5 В 1867-1868 г. две русские женщины (Н. П. Суслова и М. А. Бокова) окончили за границей медицинский факультет и стали одними из первых в мире и первыми в России женщинами-врачами.6 В 1874 г. окончила Геттингенский университет Софья В. Ковалевская и защитила докторскую диссертацию по математике ("теорема Ковалевской"). В 1884 г. она стала профессором Стокгольмского университета и затем членом-корреспондентом Российской Академии Наук. Профессорами стали Ефименко, Андрианова, Щеглова и другие русские женщины. Таковы результаты высшего женского образования, полученного, главным образом, за границей.

Но и в России высшее женское образование продолжало развиваться. При Петербургской военно-медицинской академии были открыты в виде опыта "женские врачебные курсы", давшие отличные результаты7 и в 1897 году был открыт в Петербурге женский медицинский Институт, причем окончившие этот Институт женщины-врачи получили равные с мужчинами права как на практическую врачебную деятельность, так и на государственную службу. В 1906 году было разрешено принимать женщин и в университеты, впрочем, через некоторое время снова отмененное. Однако в 1911 году было разрешено допускать женщин к экзаменам за полный университетский курс. Постепенно был открыт прием женщин во все высшие учебные заведения России и, таким образом, женщины благодаря своей настойчивости, выдержке и талантливости добились в образовании полного равноправия. В 1913 году женщин среди петербургского студенчества было уже 37,2 %. Высшее женское образование стало общепризнанным.

В конце 1912 и начале 1913 г. состоялся Всероссийский съезд по женскому образованию, в котором участвовало 1115 женщин-делегаток. Съезд принял много обстоятельных решений и дал толчок дальнейшему развитию женского образования. Женщины России оказались на пути к положению наиболее образованных женщин мира.

Женское образование в СССР. Перед революцией 1917 года удельный вес женщин в составе российского студенчества был одним из наиболее высоких в мире. Однако в СССР этот факт замалчивается. Советская статистика последних десятилетий об этом факте ничего не говорит. Все достижения в области женского образования приписываются только советской власти. Но в 1930 году Ленинградский исполком издал небольшим тиражом теперь "всеми забытый" и ставший библиографической редкостью "Статистический справочник по Ленинграду". Этот справочник мы имеем и в части высшего женского образования считаем его особенно интересным, так как С-Петербург - Петроград - Ленинград был тогда самым крупным центром высших учебных заведений, "городом вузов" и статистика его студенчества показательна для всей страны. Вот соответствующие официальные цифры:8

Таким образом этот советский источник говорит о том, что до революции, в 1913-14 году женщины составляли 37,2 % общей численности петербургского студенчества и что в первые 12 лет существования советской власти удельный вес женщин, получающих высшее образование, не повысился, а наоборот, понизился. Только после 1930 года в связи с огромными тратами мужских резервов и исключительной нуждой в специалистах, партия вынуждена была обратиться к женским резервам. В связи с этим удельный вес женщин в высших учебных заведениях начал быстро повышаться. Перепись народонаселения 1959 года дала в части народного образования уже следующие цифры:9

Как видим, женщины, особенно женщины в трудоспособном возрасте почти сравнялись в своем образовании с мужчинами. На каждую тысячу человек населения в трудоспособном возрасте приходится почти половина (26 + 421 = 447) женщин, имеющих высшее и среднее образование. Это является свидетельством несомненной одаренности женщин в области умственного труда.

В 1965 году женщин-специалистов с высшим и средним специальным образованием было в общей численности специалистов СССР:10

Женщин-специалистов с высшим образованием 52%

Женщин-специалистов со средним спец. образованием 62%

Таким образом в общем составе специалистов СССР (инженеров, врачей, агрономов, педагогов и т. д.) женщин было больше, чем мужчин. Это говорит об огромной роли женщин в развитии страны и их месте в системе общественного труда.

Но в последнее время потребность в максимальной мобилизации женских резервов в СССР ослабла и уже замечаются некоторые тревожные симптомы. Удельный вес женщин в системе высшего образования начал снижаться. Вот, например, цифры, показывающие процент женщин в составе студентов высших учебных заведений СССР:11

 

Как видим, процент женщин в составе студентов высших учебных заведений в последние годы неуклонно и резко снижается, а так как высшее образование является для женщины СССР основным путем к улучшению своего независимого общественного положения, то, прежде всего, именно поэтому такой факт является тревожным. Показывает ли он только колебание в темпах социальной эволюции или же сознательное оттеснение женщин с занятых ими общественных позиций и возврат к реакционным взглядам, связанным с "законами естества", покажут ближайшие годы.

В заключение остановимся кратко на положении женского образования в СССР сравнительно с другими странами некоммунистического мира. В порядке общей ориентировки в этом вопросе приведем следующие цифры;12

Далее...