Женское движение, социальная активность

Лахова Е. Ф. Перспективы паритетной демократии в России (задачи женского движения). М., Информатик, 1997.
 
В начало документа
В конец документа

Лахова Е. Ф.

Перспективыо паритетной демократии в России (задачи женского движения)


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Вместе с тем, объектом особого внимания государства должны оставаться семьи, которым в силу тех или иных объективных обстоятельств трудно приспособиться к нынешним реалиям. Речь идет о неполных семьях, семьях с детьми или родителями - инвалидами, многодетных семьях, семьях военнослужащих, семьях беженцев и вынужденных переселенцев. Следует совершенствовать систему выплат пособий на детей, а наряду с этим - систему денежной и натуральной помощи семьям, нуждающимся в поддержке.

Кроме того, следует ориентироваться на но вые социальные технологии поддержки семьи, на расширение сети учреждений социального обслуживания населения, в том числе, оказывающих услуги по социально-психологической адаптации к новым условиям.

Равенство семейных прав и обязанностей мужчин и женщин способствует смене модели семейных отношений. Авторитарно-патриархатная семья, основанная на мужском авторитете и главенстве отца, вытесняется семьей партнерской, в которой муж и жена являются равноправными членами семейного союза, распределяющими свои обязанности на основе взаимопомощи и взаимопонимания. Они имеют равные возможности для самореализации.

Мы намерены вести широкую информационную и пропагандистскую работу, по преодолению сложившихся в общественном сознании стереотипов о превосходстве одного пола над другими.

ОБЩЕСТВО

Происходящие перемены затронули самые глубинные пласты российской жизни. Отказ от прежней экономической и- политической системы обернулся дезинтеграцией социальных отношений, норм, ценностей, и одновременно создал предпосылки для самоорганизации и саморазвития общества на качественно новой основе.

Известно, что исторические сдвиги такого масштаба сопровождаются социально-психологическими перегрузками, трудно переживаются людьми. Даже теми, кто активно включен в процесс социального творчества. Мы трезво оцениваем всю сложность и противоречивость сегодняшней ситуации и хотим изменить ее к лучшему. Сделать так, чтобы повседневная жизнь каждого человека стала стабильной и благополучной.

Для нас очевидно, что нет другого способа решения этой задачи, кроме беспрепятственного развития экономических и гражданских инициатив, ведущих к становлению гражданского общества. Эти инициативы уже есть. Они проявляются в возникновении предпринимательства - от мелкого, челночного или фермерского, до крупного банковского дела; в формировании общественных движений и объединений, партий и политических блоков.

В обществе утверждается плюрализм - экономическое, политическое, социокультурное многообразие, которое обогащает нашу жизнь и создает возможность свободного выбора.

Право каждого на свободный выбор есть основа демократии - и как политической системы, и как образа жизни. Жизнеспособным, динамичным, процветающим может быть только то общество, каждый член которого способен сознательно принимать решения, выбирать и нести ответственность за сделанный выбор.

В этом смысле демократия для нас есть общество, созидаемое гражданской волей и гражданской ответственностью его членов. Гражданская ответственность проявляется, в первую очередь, в заботе о слабых, о тех, кто в силу обстоятельств не может обойтись без поддержки со стороны.

Поэтому мы выступаем за сильную социальную политику, которая должна быть делом не только государства, но и гражданского общества. Такая политика предполагает взаимодействие, диалог гражданского общества с государством. Она формируется не только "сверху" - путем принятия законов, указов, постановлений, но и "снизу" - за счет спонсорства и меценатства, благотворитель ной деятельности, реализации социальных проектов и программ общественных движений и организаций, направленных на решение конкретных за- дач.

Мы будем отстаивать принцип дифференцированной социальной политики, направленной на поддержание социально-приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов общества, с од ной стороны, а с другой, - на создание условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе дня экономически активных членов общества.

Свою задачу мы видим в том, чтобы, действуя как на уровне гражданского общества, так и государства, добиваться:

- ограничения социального неравенства, принятия не минимальных, а достойных жизненных стандартов, включающих справедливый и социально оправданный размер заработной платы, пенсий, детских пособий, стипендий;

- сохранения социальной инфраструктуры, прежде всего, общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, культуры в качестве гарантии равенства стартовых возможностей для всех членов общества.

Почему мы заостряем внимание на необходимости обеспечения равенства стартовых возможностей для всех членов общества? Потому что это равенство является одним из условий достижения общественного согласия. Необходимым, но недостаточным.

В достижении общественного согласия в условиях экономического, политического, социокультурного плюрализма - смысл существования и источник жизненной силы гражданского общества. Достижение согласия тем более важно сегодня, что годы принудительного единомыслия вытравили в российском обществе способность терпимо относиться к иной точке зрения, к другому мнению. По этому противоречия между работодателями и наемными работниками, между богатыми и бедными, между "белыми" и "красными", правыми и левыми; трения между различными конфессиональными и этническими группами чреваты самыми серьезными последствиями.

Нас тревожит более глубокое, чем когда-либо, взаимное непонимание молодежи, принимающей нынешние реалии как должное, и старшим поколением, с трудом адаптирующимся к ним. Это непонимание способно разрушить механизмы трансляции культуры, социализации, которые обеспечиваются преемственностью поколений. Разрыв связей между поколениями ставит под угрозу идентичность и молодых, и пожилых, а в конечном счете - всего российского общества.

Между тем, широкая просветительская деятельность, направленная на уважение к жизненному опыту, на пробуждение интереса к прошлому своего народа и почитание его культуры, с одной стороны, а с другой, - на критическое отношение к себе, на терпимость, способна ослабить, если не отвести эту угрозу.

Мы считаем себя той силой, которая призвана и способна утверждать цивилизованные способы разрешения конфликтов, культуру диалога, а вместе с тем - ценности солидарности, взаимопонимания, ненасилия.

Освоение обществом этих ценностей позволит нам добиться практической реализации принципа равных прав, свобод и равных возможностей в их осуществлении для женщин и мужчин.

Вне контекста демократических, гуманистических преобразований любые попытки преодолеть дискриминацию женщин, на наш взгляд, лишены шансов на успех.

ГОСУДАРСТВО

России необходимо сильное государство. Сила государства, в нашем понимании, определяется не объемом взятых им на себя функций, не величиной государственной машины, а способностью эффективно служить обществу, т.е. обеспечивать всестороннюю защиту и реализацию прав человека, стимулировать экономическое развитие, гарантировать социальную и национальную без опасность.

Исторический опыт выявил функциональную несостоятельность патерналистского государства, которое регламентирует все стороны общественной и частной жизни - подминает под себя общество, становясь опасным для собственных граждан. По-настоящему сильным является государство, опирающееся на жизнеспособное, динамичное общество, не подавляющее, а высвобождающее творческую энергию своих граждан.

Действующая Конституция определяет российское государство как демократическое, федеративное, правовое, социальное, светское. Таким оно должно быть, и наше Движение видит свою задачу в том, чтобы всемерно способствовать воплощению этих принципов в жизнь.

Укрепление демократических начал российской государственности предполагает преодоление существующих диспропорций в соотношении сил между тремя ветвями власти - исполнительной, законодательной и судебной.

Законодательная и судебная власть еще только осваивают свои полномочия. Исполни тельная власть не всегда справляется с искушением присвоить себе их функции. Тем более, что Конституция РФ, на наш взгляд, чрезмерно ограничивает властный потенциал парламента. Государственная Дума является на практике не столько законодательным, сколько законосовещательным органом.

Мы считаем недопустимой практику систематической дискредитации самого института парламентаризма и намерены способствовать повышению престижа законодательной власти в российском обществе, добиваться обеспечения нормальных условий функционирования судебной системы. Только парламент способен обеспечить цивилизованное согласование различных социальных интересов. Только Суд способен стоять на страже За кона.

Наше Движение будет поддерживать инициативы, направленные на расширение полномочий законодательной власти с тем, чтобы она приобрела реальные рычаги воздействия на исполнительную власть.

При этом мы выступаем за сохранение президентской формы правления, находя ее адекватной российским традициям и реалиям. Мы убеждены в том, что строгое разграничение властей есть залог социальной и политической стабильности России.

Укрепление федеративных начал российской государственности предполагает более четкое разграничение полномочий, ресурсов и ответствен между тремя уровнями власти - федеральным, региональным и местным. Мы видим в федерализме, так же как в развитии местного само управления, механизм сближения власти с человеком. На региональном и местном уровнях гражданин обладает гораздо большими возможностями воздействия на власть и как избиратель, и как участник общественных движений и организаций.

Вместе с тем, расширение полномочий и ресурсов, находящихся в распоряжении региональных властей, способно обернуться как сепаратистскими, так и авторитарными тенденциями.

Наше Движение, намеренное активно работать на региональном уровне, будет всячески противодействовать таким тенденциям.

Укрепление правовых начал российской государственности невозможно без повышения взаимной ответственности между гражданами и государством. Ни общество, ни власть в России не обладают традициями развитого правосознания. В повседневной жизни это обнаруживается в массовом уклонении от уплаты налогов, с одной стороны, а с другой - в хронической неспособности свое временно выплачивать заработную плату, пенсии и пособия. Это явление того же криминального по рядка, как уличная преступность или коррумпированность чиновничества, хотя общество этого и не осознает.

Мы убеждены, что наивно рассчитывать на законопослушание граждан до тех пор, пока государство не выполняет своих обязательств, демонстрируя прямое неуважение к праву. Только ответственное, честное правительство, выполняющее взятые на себя обязательства, предоставляющее гражданам полную, достоверную информацию. может рассчитывать на их уважение и имеет моральное право требовать от них соблюдения законов.

Мы считаем, что ответственность государства перед гражданами проявляется в строгой экономии средств налогоплательщиков. Мы будем добиваться облегчения бремени расходов на со держание государства, его аппарата, ликвидации дублирующих друг друга структур и уменьшения численности чиновников. Столь же необходима, на наш взгляд, жесткая инвентаризация функций всех звеньев государственного аппарата, которая позволит выявить механизмы воспроизводства коррупции и ликвидировать их.

Одна из основных задач правового государства - защита граждан, обеспечение их личной безопасности, создание эффективной системы борьбы с преступностью; осуществление жесткого контроля за использованием оружия. Мы намерены, в частности, добиваться укрепления системы реабилитации женщин и детей, пострадавших от насилия, в том числе в семье.

Ориентация на социальное государство, по нашему убеждению, должна реализовываться в системе приоритетов государственной политики.

В сфере экономики это означает, в первую очередь, выбор такой модели рыночных отношений, которая в наибольшей мере обеспечивает учет интересов всех социальных слоев и групп. Исходя из этого, бюджетная, кредитная, налоговая, таможенная, финансовая политика должны быть направлены на

- предотвращение инфляции и бюджетного дефицита;

- сохранение наукоемких отраслей производства;

- поддержку отечественного товаропроизводителя;

- снижение безработицы, создание новых рабочих мест;

- удешевление товаров и услуг благодаря конкуренции товаропроизводителей и т.д.

В сфере обеспечения социальной безопасности это предполагает:

- государственный контроль за соблюдением трудовых прав работников на предприятиях всех форм собственности;

- социальные гарантии в сфере труда и заработной платы;

- формирование государственной политики доходов населения, направленной на преодоление чрезмерной имущественной дифференциации;

- укрепление социальных гарантий для детей, пенсионеров, инвалидов:

- формирование государственной политики, направленной на включение молодежи в трудовую жизнь;

- создание условий, позволяющих женщинам и мужчинам сочетать профессиональные и семейные обязанности.

В сфере обеспечения национальной безопасности это означает:

- проведение военной реформы, предполагающей сокращение численности состава вооруженных сил; переход к их комплектованию на контрактной основе; оснащение армии современными видами вооружений; повышение обороноспособности страны;

- предотвращение вооруженных конфликтов на территории Российской федерации;

- борьбу с терроризмом, экстремизмом и организованной преступностью в России;

- укрепление системы коллективной без опасности государств, входящих в СНГ;

- проведение внешней политики, направлен ной на поддержание добрососедских отношений со всеми странами при взаимном учете интересов и повышение авторитета России в международном сообществе.

Утверждение светского характера российской государственности предполагает неукоснительное соблюдение принципов отделения церкви от государства и церкви от школы при равенстве всех религиозных объединений перед законом.

Наше движение видит тревожные симптомы взаимопроникновения религии и политики, угрожающего клерикализацией российского государства, и намерено препятствовать развитию этой тенденции.

Мы будем отстаивать права российских граждан на свободу совести независимо от их вероисповедания и добиваться того, чтобы восстановление прав верующих не привело к дискриминации атеистов.

Мы подчеркиваем, что российское государство станет подлинно демократическим только в том случае, если оно обеспечит фактическое, а не формально-юридическое равноправие женщин и мужчин. Высокий профессиональный, научный, культурный потенциал российских женщин, составляющих большинство населения страны, их реальная роль в экономической и социальной жизни, в воспитании детей, в обеспечении гражданского согласия их особый социальный опыт дают им основания требовать адекватного представительства в структурах государственного управления на всех его уровнях. Следует переходить от слов к делу и создавать механизмы, гарантирующие им до ступ к принятию решений.

Подлинная демократия предполагает, что участие мужчин и женщин в органах управления должно осуществляться на паритетной основе - на основе соотношения 50 на 50.

Равное участие мужчин и женщин в государственном управлении будет способствовать обогащению общества и содействовать его устойчивому развитию.

* * *

Наше движение открыто для присоединения. Понимая, как много предстоит сделать, что бы и женщины, и мужчины чувствовали себя в равной мере полноценными гражданами своей страны, мы приглашаем всех, кто разделяет наши программные принципы, к совместным действиям, к сотрудничеству на благо России!

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Перспективы паритетной демократии в России (задачи женского движения) 1

Программа Общероссийского общественно-политического Движения Женщин России 23

 

Екатерина Филипповна Лахова, депутат

Государственной Думы, Председатель Обще российского общественно-политического Движения Женщин России (ДЖР).

Окончила Государственный медицинский институт в г. Свердловске по специальности врач-педиатр. Работала медсестрой, участковым врачом, заместителем заведующего городским отделом здравоохранения, заместителем начальника здравоохранения Свердловской области.

В 1990 году избрана народным депутатов России, членом Верховного Совета, председателем Комитета по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства. С 1991 года - Председатель Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ.

В Государственной Думе 5-го созыва (1993-1995 гг.) - Председатель фракции "Женщины России". В декабре 1995 г. избрана депутатом Государственной Думы РФ 6-го созыва.

С ноября 1996 года - Председатель Общероссийского общественно-политического Движения Женщин России, основной целью которого является расширение участия женщин в общественно-политической жизни страны.

Екатерина Лахова убеждена в том, что потребность в энергичных, широко мыслящих женщинах, активно участвующих в делах общества, велика в России как никогда прежде.