Насилие

Лебина Н. Б., Шкаровский М. В. Гетеры, авлетриды и тайные проститутки. Милость к падшим // Лебина Н. Б., Шкаровский М. В. Проституция в Петербурге (40-е гг. XIXв. -40-е гг. XXв.). М., Прогресс-Академия, 1994. С. 40-59; 98-132.
 
В начало документа
В конец документа

Лебина Н. Б.

Гетеры, авлетриды и тайные проститутки. Милость к падшим


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Конечно, вовлечение малолетних в торговлю любовью - в целом явление не новое и не уникальное в истории. Но все же в России этот промысел приобрел особый размах именно в начале XX в. Девочки, торгующие собой, представляли наиболее безразличную в нравственном отношении категорию проституток. Многие продавались за коробку конфет. Б.И. Бентовин приводит характерное высказывание малолетней проститутки: "Ничего нет (в этом. - Н.Л.) худого. Пью все сладкое да вкусное. А платья у меня какие". Те, кто вовлекал девочек 10-12 лет в проституцию, прекрасно знали, что именно этот возрастной контингент легче всего приобщить к "особым" запросам клиентов. В отчете дома милосердия за 1908 г. имелись данные о 14-летней девочке, которая специализировалась на обслуживании пожилых эротоманов. На вопрос о том, не тяготится ли она своей жизнью, юная особа ответила: "Я теперь зарабатываю гораздо больше, чем гуляя, как все"89.

Действительно, многие малолетки, по данным 1907 г., зарабатывали от 60 до 90 руб. в месяц. Неудивительно, что пополнение рядов детской проституции часто происходило по инициативе родителей, продававших девочек сводням или просто отправлявших их прямо на панель. Такое, конечно, случалось и ранее. А.Ф. Кони вспоминал, что в начале своей служебной карьеры в Петербурге - в 70-е гг. прошлого столетия - ему пришлось столкнуться с так называемым "темным делом". Речь шла о продаже чиновником К. богатому банкиру, "который среди петербургских развратников слыл за особого любителя и ценителя молодых девушек, сохранивших внешние признаки девства..." 19-летней дочери90. Единичные случаи сформировались в XX в. в целую систему, которая приобрела особый размах в годы первой мировой войны, когда "бланковые" девицы отправились ближе к линии фронта и их место в Петербурге заполнили малолетки. 06 этом свидетельствует, в частности, отчет Врачебно-полицейского комитета за 1914 г.: "Что касается малолетних, задержанных на улице полицией за приставание к мужчинам и доставляемых в комитет, то таковых комитет надзору не подчиняет, так как это не дозволено законом, а передает их посредством той же полиции родителям или их родственникам. Но так как последние сами часто толкают девочек на разврат с корыстной целью, то эта мера оказывается мало действенной" 91.

Петербургская тайная проституция явно молодела, что свидетельствовало о ее живучести. Точных данных, которые проиллюстрировали бы ее размах, обнаружить не удалось. По материалам Врачебно-полицейского комитета, на 1914 г. было выявлено 804 женщины, продававшие себя без официальной регистрации. Однако это совершенно не соответствует действительности. На Первом съезде по борьбе с торгом женщинами приводились другие цифры, вероятно несколько завышенные, - около 40 тысяч. Однако и косвенные данные позволяют сделать вывод о том, что отряд тайных жриц культа Венеры разрастался. И накануне Февральской революции именно проститутки, не подчиненные надзору полиции, составляли основную массу публичных женщин Петрограда.

Итак, с определенной долей уверенности можно сказать, что с момента легализации проституция в Санкт-Петербурге развивается практически по классическим канонам. Более того, Петербург во многом задал тон всем российским городам в вопросе организации индустрии продажной любви. По образцу столицы повсеместно стали создаваться врачебно-полицейские комитеты. Как и большинство крупных европейских столиц, Петербург стремился к благообразию торговли любовью. И определенных успехов в этой области удалось достичь. Так, если в 1853 г. на 1000 жителей приходилось более трех проституток, то в 1909 г. - чуть менее двух. Для сравнения следует сказать, что в это же время на 1000 москвичей приходилось 15 публичных девиц, а в Ирбите - 2292.

В Петербурге, как и в России в целом, основной контингент продажных женщин, официально считавшихся таковыми, формировался из числа бывших крестьянок, приезжавших в город на заработки. С течением времени эта тенденция усилилась. В конце XIX в. деревенские девушки составляли от 40 до 50% в общем количестве проституток Петербурга, а в 1914г. - уже почти 70% 93. И это явление можно назвать вполне закономерным. Соблазн большого города сильнее всего действовал на людей, впервые с ним столкнувшихся. И чем мощнее становились миграционные потоки, тем больше усложнялся процесс адаптации приезжих к новым условиям жизни в городе.

Жрицы продажной любви в основном были незамужними. Эта традиция сохранилась до революции 1917 г. Речь, конечно, идет о поднадзорных проститутках. Почти половина девиц до перехода в ранг публичных пыталась работать в качестве горничных, белошвеек, портных, то есть в сфере обслуживания. Медики, юристы и психиатры объясняли этот факт тем, что данная категория зависит от капризов клиентов и хозяев и поэтому в любой момент ее представительница может лишиться места работы и жилья. В результате у нее остается один выход - панель. Подобные рассуждения убедительны, однако не следует забывать, что проституция тоже представляет собой область сферы обслуживания, хотя и весьма своеобразную. В связи с этим можно говорить о смене профессиональной ориентации в пределах одного направления трудовой деятельности и некой предрасположенности к выбору именно такого жизненного пути. В определенном смысле такую идею подтверждают данные об отношении к своим занятиям самих проституток. Конечно, эти свидетельства довольно разрозненны и могут быть использованы лишь в качестве косвенных доказательств, но пренебрегать ими не следует. Так, по наблюдениям доктора П.Е. Обозненко, в конце XIX в. в проститутки из-за нужды шли около 40 % женщин, 18 - делали это сознательно по собственному желанию, 8 - из лени, не проявляя стремления найти какое-либо другое занятие, около 7 - следовали примеру подруг и лишь 0,5% оказались в числе продажных особ по принуждению94. Еще более интересную картину дали обследования, проведенные в 1910 г. среди женщин, попавших в дом милосердия и довольно критически настроенных к своей прошлой жизни. Проститутками по причине лени стали почти 40%, 19% решили продать себя, считая это занятие более легким, чем любой другой труд, еще 20 - ответили, что такая жизнь им просто нравится, и лишь 10% проституировали потому, что "нужда заставила"95. Эти данные, как кажется, не позволяют столь категорично утверждать, что проститутки - всегда жертвы общественного темперамента. Немаловажную роль здесь играла и личность самой женщины.

Основную массу продажных особ Петербурга с момента легализации института проституции стали составлять подданные Российской империи. Число иностранок с каждым годом уменьшалось, и к l914 г. они не насчитывали и 0,5% в среде публичных девиц. По национальному составу данная категория выглядела следующим образом: первое место занимали русские, на втором месте со значительным численным отрывом оказались еврейки, затем шли польки. Остальные национальности представлены единицами. И такое соотношение сохранялось в течение почти всего дореволюционного периода. По конфессиональному признаку первенство удерживали православные, затем шли католички, далее протестантки. Еврейки, занимавшиеся проституцией, были, как правило, крещеными. В целом же вопрос о религиозности публичных женщин весьма проблематичен. Однако об этом, как ни странно, почти ничего не писали в дореволюционной литературе. Лишь в 1868 г. в журнале "Архив судебной медицины и общественной гигиены" появляется "Очерк проституции в Петербурге" анонимного автора, который, в частности, отмечал, что многие публичные женщины религиозны лишь в сугубо бытовом смысле слова. В наибольшей степени это свойственно православным, они стараются не принимать гостей на Пасху, иногда спрашивают, есть ли у тех крест96. Нравственная же суть веры Проститутками почти не воспринималась. К тому же не стоит забывать, что в древности у ряда народов существовала и так называемая религиозная проституция, например у иудеев. Вероятно, поэтому проституирование верующих не являлось парадоксом. Женщины, занимавшиеся торговлей любовью, со временем утрачивают обыденную обрядовую религиозность. Действительно, коммерческая сторона их "предприятия" могла сильно страдать при слишком усердном соблюдении постов. Следует отметить, что властные структуры задумывались и над этим вопросом. Правила для содержателей борделей 1844 г. предписывали закрывать заведение для посетителей в воскресенье и в праздник до обедни. Исходя из этого, можно сделать вывод, что первоначально публичные дома в дни постов не работали. Со временем их содержательницы постарались сократить время простоев проституток. Дома терпимости принимали гостей почти всегда, что явно противоречило религиозным представлениям о принципах нравственности. Вероятно, все это и побудило власти внести в Правила для борделей от 1908 г. положение о запрете "работы" хотя бы в Страстную неделю.

И все же не стоит обвинять всех петербургских девиц в полной бездуховности. Напротив, отличительной чертой российских публичных женщин была сентиментальная наивность. Видимо, не случайно А.И. Куприн писал о лице "доброй русской проститутки", а А.А. Блок свою Катьку из поэмы "Двенадцать" изобразил "толстоморденькой", что в его понимании означало "здоровая и чистая до детскости". В письме Ю.П. Анненкову он, в частности, отмечал:

"Катька здоровая, толстомордая, страстная, курносая русская девка: свежая, простая, добрая - здорово ругается, проливает слезы над романами, отчаянно целуется..."97 Конечно, и доброта, и сентиментальность, проявлявшиеся в "обожании" подруг по дому терпимости, а также в "чистой любви", которая была обязательным атрибутом жизни любой публичной женщины, носили налет истеричности, что, по наблюдениям П.Е. Обозненко, особенно отличало молодых проституток. Все они, как правило, растравляли себя иллюзиями возможного счастья. Проститутки со стажем отличались большим реализмом и их доброта являлась, по мнению того же П.Е. Обозненко, результатом алкоголизма. Ветераны же фронта любви - женщины старше 35-40 лет, сохранившие хоть какой-то человеческий облик после неоднократных курсов лечения в Калинкинской больнице и не спившиеся, - были существами вообще несентиментальными. Они занимались делом, исполняя обязанности притоносодержательниц, сводней, хозяек борделей.

Конечно, облик жрицы любви с течением времени претерпевал какие-то изменения. Но самое главное в проститутках оставалось незыблемым. Это - чисто российское отсутствие понимания своего занятия как профессиональной деятельности, что в конечном итоге становилось первопричиной многих трагедий. Ситуация с проституцией усугублялась и позицией петербургской демократической общественности. События же 1917 г., усилившие общемировую тенденцию постепенной замены бордельной проституции на свободную, а последней в свою очередь на тайную, еще более заострили эту проблему. О том, как мимикрировала торговля любовью в новых социальных условиях, расскажет следующая глава.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Федоров А. И. Очерк врачебно-полицейского надзора за проституцией. СПб., 1897, с. 143.

2 Цит. по: "Архив судебной медицины и общественной гигиены", 1870, № 1, с. 16-17.

3 См.: Врачебно-полицейский надзор за городской проституцией. СПб., 1910, с. 48-56; Федоров А. И. Указ. соч., с. 20, 21; Ш т ю р м е р К. Л. Проституция в городах//Труды Высочайше разрешенного съезда по обсуждению мер борьбы с сифилисом в России. Т. 1. СПб., 1897, с. 29-33.

4" См.: Федоров А. И. Указ. соч., с. 8.

5 К о н и А. Ф. Собр. соч. В 8-ми тт. Т. 7. М., 1969, с. 31.

6 См.: Федоров А. И. Указ. соч., с. 10.

7 Крестовский В. В. Петербургские трущобы. Кн. II. СПб., 1993, с. 311, 318.

8 См.: Проституция в России. Картины публичного торга. СПб., 1908, с. 158; Покровская М.И. Борьба с проституцией. СПб., 1900, с. 17; Бе н т о в и н Б. И. Торгующие телом. СПб., 1910, с. 119.

9 См.: Свешников И. Петербургские трущобы и их обитатели. СПб., 1900, с. 32-34.

10 См.: Федоров А. И. Указ. соч., с. б, 45; Статистика Российской империи. ХIII в. Проституция в Российской империи по обследованию на 1 августа 1889 г. СПб., 1890, с. 4-5.

11 См.: Ш а ш к о в С. С. Собр. соч. В 2-х тт. Т. 1. СПб., 1898, с. 889.

12 См.:Ф е д о р о в А. И. Указ. соч., с. 45; Статистика Российской империи..., с. 4-5.

13 См.: Штюрмер К. Л. Указ. соч., с. 28.

14 См.: Бентовин Б. И. Указ; соч., с. 119.

15 См.: Покровская М.И. Указ. соч., с. 12-13.

16 См.: Бентовин Б. И. Указ. соч., с. 20-21.

17 См.: Врачебно-полицейский надзор за городской проституцией, с. 20.

18 Куприн А. И. Собр. соч. В 6-ти тт. Т. 4. М., 1958, с. 31-32.

19 Труды Первого Всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами. Т. П. СПб., 1912, с. 511.

20 Т а р н о в с к и и В.М. Проституция и аболиционизм. СПб., 1888, с. 84.

21 См.: Штюрмер К. Л. Указ. соч., с. 77-82.

22 См.: ЦГИА СПб., ф. 569, on. 11, д. 1271, л. 21.

23 См.: Статистика Российской империи..., с. 2, 3.

24 "Архив судебной медицины и общественной гигиены", 1870, № 1, с. 59.

25 См.: Федоров А. И. Указ. соч., с. 5.

26 См.: Врачебно-полицейский надзор за городской проституцией, с. 47.

27 "Архив судебной медицины и общественной гигиены", 1870, № 1, с. 61.

28 К о н и А. Ф. Собр. соч. В 8-ми тт. Т. 7, с. 59-60.

29 Животов Н.П. Петербургские профили. Вып. IV. СПб., 1895, с. 41, 42, 43.

30 "Архив судебной медицины и общественной гигиены", 1870, № 1, с. 32.

31 Свешников Н. Указ. соч., с. 6, 10.

32 См.: "Гигиена и санитария", 1912, № 2, с. 73, 75, 76-77.

33 См.: Засосов Д. А., П и з и н В. И. Из жизни Петербурга 1890-1910 гг. Л., 1991, с. 78.

34 Федоров А. И. Указ. соч., с. 34-35.

35 См. там же, с. 6.

36 См. там же.

37 См. Статистика Российской империи..., т. XIII, с. 2-3.

38 См.: Федоров А. И. Указ. соч., с. 45, 2-3.

39 См.: Статистика Российской империи..., т. XIII, с. 2-3.

40 См.: Штюрмер К. Л. Указ. соч., с. 9.

41 См.: Бентовин Б. И. Указ. соч., с. 32-33.

42 Ф е д о р о в А. И. Указ. соч., с. 39, 42; Штюрмер К. Л. Указ. соч., с. 9.

"Новое время", 28 октября 1910; "Копейка", 5 мая 1911.

44 ЦГИА СПб., ф. 569, on. 10, д. 529а, л. 1.

45 См.: Врачебно-полицейский надзор за городской проституцией, с. 20.

46 См.: Никитин Н.В. Петербург ночью. СПб., 1913, с. 112.

47 "Вестник полиции", 1910, № 44, с. 1162-1163.

48 См.: Андреевский С. А. Драмы жизни. Защитительные речи. Пг., 19)6, с. 18.

49 Никитин Н.В. Указ. соч., с. 99.

50 ЦГИА СПб., ф. 569, on. 12, д. 1998, л. 1.

51 Добужинский М.В. Воспоминания. М., 1887, с. 11.

52 Чериковер С. Петербург. М., 1909, с. 87, 88.

53 А н н е н к о в Ю. П. Дневник моих встреч. Т. 1. Л., 1991, с. 49.

54 ЦГИА СПб., ф. 255, on. 1, д. 629, л. 186.

55 Д ю п у и Е. Проституция в древности и половые болезни. СПб., 1907, с. 83.

56 "Архив судебной медицины и общественной гигиены", 1868, № 3, с. 77.

57 Ш а ш к о в С. С. Собр. соч. В 2-х тт. Т. 1, с. 879.

58 Панаев И. И. Камелии // "Современник", 1856, № 3, отд. V, с. 60-65; он же. Шарлотта Федоровна // "Современник", 1857, № 3, отд.У, с. 126-148.

59 Штакеншнейдер Е. А. Дневники и записки. М.- Л., 1934, с. 111.

60 Пантелеев Л.ф. Воспоминания. М.-Л., 1958, с. 218.

61 Чернышевский Н.Г. Что делать? М., 1947, с. 33.

62 П е р ц о в П. П. Литературные воспоминания. М.- Л., 1933, с. 87.

63 Добужинский М.В. Указ. соч., с. 273.

64 См.: Лившиц Б. К. Полутораглазый стрелец. М., 1989, с. 520-525.

65 Цит. по: Серебряный век. Мемуары. М., 1990, с. 185.

66 Добужинский М.В. Указ. соч., с. 130.

67 Б л о к А. А. Соч. В 2-х Т. II. М., 1955, с. 556.

68 См.: К о ш к о А. Ф. Очерки уголовного мира царской России. Т. II. Париж, 1929, с. 109.

69 Цит. по: Судебные речи известных русских юристов. М., 1957, с. 475.

70 См.: "Современник", 1856, № 3, отд. V, с. 49-60.

71 "Архив судебной медицины и общественной гигиены", 1870, № 1, с. 34-35.

72 См.: Штюрмер К. Л. Указ. соч., с. 20.

73 См.: Город Санкт-Петербург с точки зрения медицинской полиции. СПб., 1897, с. 329; К о ш к о А. Ф. Указ. соч. с. 11.

74 "Вестник полиции", 1913, № б, с. 143.

75 См.: К о ш к о А. Ф. Указ. соч., с. 123; см. также: Кони А.Ф. Соч., т. 3, с. 77.

76 См.: Врачебно-полицейский надзор за городской проституцией, с. 20.

77 ЦГИА СПб., ф. 513, on. 162, д. 109, л. 162-163.

78 "Копейка"; 10 апреля 1910.

79 См.: "Вестник полиции", 1913, № 10, с. 118.

80 См.: ЦГИА СПб., ф. 513, on. 162, д. 109, л. 157-161.

81 Андреевский С. А. Указ. соч., с. 20-31.

82 См.: Труды Первого Всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами, т. II, с. 292-293.

83 Там же, с. 306.

84 См. там же, с. 449.

85 Там же, с. 441, 453.

86 Ремизов А.М. Крестовые сестры. Л., 1990, с. 58.

87 См.: "Женский вестник", 1914, № 1, с. 12.

88 Труды Первого Всероссийского съезда..., т. II, с. 303.

89 Там же, с. 444-445.

90 Кони А. Ф. Собр. соч., т. I, с. 106.

91 ЦГИА СПб., ф. 513, on. 162, д. 109, л. 161.

92 См.: Врачебно-полицейский надзор за городской проституцией, с. 61.

93 Федоров А. И. Указ. соч., с. 7-8; Обозиенко П.Е. Указ. соч., с. 21; ЦГИА СПб.,

ф. 513, on. 162, д. 109, л. 157-161.

94 См.: Обозненко П.Е. Указ. соч., с. 23.

95 Труды Первого Всероссийского съезда..., т. I, с. 283.

96 См.: "Архив судебной медицины и общественной гигиены", 1868, № 3, с. 70.

97 Блок А. А. Соч. В 2-х тт. Т. II, с. 730.

МИЛОСТЬ К ПАДШИМ

Многомерный петербургский социум с 40-х гг. XIX в., как уже известно читателю, стал расширяться за счет еще одной быстро развивавшейся группы населения - проституток. Продажная любовь была наконец институционализирована в России, и это поставило перед обществом задачу формирования принципов взаимоотношения с ней. Появилась необходимость выработать правовые и санитарно-гигиенические нормы соприкосновения с официальным институтом торговли любовью, определить его место в городской инфраструктуре. Не менее сложными оказались и морально-этические проблемы, порожденные легализацией проституции.

До 40-х гг. XIX в. прелюбодеяние и блуд в России рассматривались лишь с христианско-православной позиции. Русская церковь яростно пропагандировала идею "злой жены", повинной во всех соблазнах, и прежде всего в первородном грехе. Факт прелюбодеяния, тем более блудодействие, не только осуждался, но и жестоко карался, однако раскаяние могло искупить грех. Милость к падшим воспринималась в общественном сознании лишь как предоставление права возвращения женщины-блудницы к безгрешной жизни. Официальное признание проституции, подразумевающее трактовку этого занятия как определенного ремесла, профессионального промысла, заметно усложняло проблему. Возникал вопрос о духовном облике мужчины-христианина, покупавшего ласки блудницы. Можно ли считать его падшим созданием и какую форму должно в данном случае обрести милосердие?

Рассматривая весь Комплекс этих проблем с современных позиций, разумнее подходить к ним с точки зрения, пригодной для изучения всех девиаций в целом. Ведь проституция не имеет сугубо специфических причин, породивших ее. Особое же общественное предубеждение именно против купли-продажи любви, скорее всего, восходит к имевшему исторические истоки представлению о том, что половой акт носит мистический, почти магический характер, близкий к священнодействию. Его профанация, а именно так можно истолковать проституцию, не может быть воспринята спокойно. И конечно, это в значительной степени относилось к российскому менталитету, где тесно переплелись элементы язычества и христианства. Россиянин мог спокойно соседствовать с кабаком, убежищем нищих, но только не с публичным домом, который к тому же считался порождением западного влияния. Такого мнения придерживались даже жители Петербурга. Во всяком случае, в XVIII в. в русских лубках "злая, развратная жена" изображалась всегда в немецкой одежде. Подобное предубеждение отчасти сохранилось и в XIX в. И все же общество старалось найти приемлемую форму отношений с институтом проституции, что выражалось в системе регламентации последней.

Далее...