Труд, образование, здоровье

Машкова Е. В., Зайцева И. Практика женского предпринимательства в моноиндустриальном городе // Формирование гендерной культуры у студенческой молодежи. Сб. статей и рефератов. Набережные Челны, Фемина, 1995. С. 99-122.
 
В начало документа
В конец документа

Машкова Е. В.,  Зайцева И.

Практика женского предпринимательства в моноиндустриальном городе


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

В отличие от процесса рыночной торговли, где "все занимаются одним делом и все равны", за его пределами отношение к женщинам-"челночницам" иное. Вот как ответили они на вопрос "Испытываете ли Вы негативное отношение окружающих?" (см. диаграмму 4):

Диаграмма 4.

Безразлично (32,0%)

Да (28,5%)

Нет (39,5%)

А как сами респондентки оценивают свою деятельность?

Вполне довольны этим занятием 22,1 %, остальные либо недовольны совсем (18,2 %), либо - в какой-то мере (59,7 %). Более того, каждая вторая опрошенная считает, что "торговля на рынке - не женское дело". Противоположной точки зрения придерживаются 29,5 % женщин; причем мнение о том, что "рынок - место для женщин" наиболее распространено среди опрошенных предпенсионного и пенсионного возраста (50 лет и старше).

Несмотря на низкую удовлетворенность своей деятельностью, больше половины женщин (52,6 % ) не собирается бросать торговлю;

21,3 % опрошенных в будущем надеются заниматься только домом;

7,5 % хотят устроиться на предприятие и 18,8 % займутся поисками другой работы.

По-прежнему будут торговать 66,7 % тех женщин, которые выходят на рынок постоянно; из тех, кто торгует во время отпуска 60,0 % будут и в дальнейшем совмещать основную работу с торговлей.

Планы на будущее во многом определяются возрастом опрошенных женщин и их социальным положением.

Желание найти постоянную работу наиболее высоко среди девушек до 20 лет (студенток) и также среди безработных женщин. А пенсионерки и женщины предпенсионного возраста более всех других хотят остаться на рынке и продолжить торговлю. Наибольшее желание отойти от дел на рынке и остаться дома выразили женщины в возрасте 30-39 лет. Это может оказаться весьма тревожным, т. к. в этот период профессионального и творческого расцвета и зрелости эти женщины практически лишат себя возможности самореализации.

В нынешних условиях для большинства женщин главное в работе - ее материальная сторона, а не возможность реализовать себя или стремление к независимости; и в ходе личных бесед выяснилось, что подавляющее большинство готовы бросить и рынок, и поиски другой работы, "если бы только муж получал вовремя зарплату".

Респонденткам было предложено ответить на вопрос: "Нужны ли какие-либо специальные меры со стороны руководства города. Администрации рынка и т. д. для упорядочения торговли?". Основная часть женщин (69,6 %) считает: "Да, такие меры нужны", "Нет" - ответили 11,4 % женщин, и оставшиеся 19 % затруднились дать определенный ответ, в основном мотивируя это так: "Все равно ничего не сделают", "Чем они нам помогут?". Многие женщины предложили конкретные меры для облегчения и упорядочения рыночной торговли, которые можно обобщить в следующие блоки:

1. Благоустройство мест торговли. (Уборка территории; увеличить количество столов, навесов; торговые места делать более удобными;

оставить туалеты; "музыка чтоб играла").

2. Охрана, защита собственности и личности со стороны право-хранительных органов.

3. Пересмотр налоговой политики. (Ввести одноразовые лицензии;

вести учет объема продажи; продумать систему оплаты торговых мест; уменьшить налоги).

4. Сюда можно отнести просьбы типа "было бы понимание со стороны администрации", "со всем справимся, не мешали бы только".

Большая часть опрошенных женщин (81,5 %) считает, что для торговли на рынке нужны специальные знания (см. таблицу 1), которых многим из них не хватает.

Таблица 1

ЖЕНЩИНЫ И БИЗНЕС

По данным ранее проводимых исследований около 15 % женщин, занятых в различных отраслях экономики, хотели бы начать собственное дело, организовать предприятие. Однако многие женщины не решаются пойти на такой шаг, называя следующие факторы, мешающие открыть собственное дело:

во-первых, отсутствие правовых гарантий ("нет уверенности, что это надолго"), несовершенство системы законов;

во-вторых, нестабильная обстановка в стране, неуверенность в завтрашнем дне;

в-третьих, опасение рэкета ("любые вложения в мастерские, магазины и т. п. сразу становятся на "учет" и облагаются "данью", "если сама не прогоришь, то все равно ограбят").

И, наконец, у женщин отмечается нередко заниженная самооценка ("не уверена, что смогу", "у меня не хватает решительности и достаточных знаний", "отсутствуют организаторские способности", "я могу участвовать, но не возглавлять, не быть руководителем"). То, что женщина больше ориентирована на исполнительский труд, подтверждают данные, полученные на основе сравнительного анализа качеств, которые должны быть присущи, по мнению респонденток, "идеальной" женщине-предпринимательнице, и личной самооценки опрошенных.

Респондентки считают, что при переходе к рынку для женщины - предпринимательницы очень важны такие качества как самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, инициативность, увлеченность делом, профессиональные знания, организаторские способности. А среди присущих лично им на первые места выходят дисциплинированность, добросовестность, доброжелательность, ответственность, доброта и мягкость, т. е. группа качеств, присущих труду исполнительского характера.

При этом ответ "мне присущи в малой степени", либо "совсем не присущи" дали женщины в оценке таких своих качеств как:

- хорошие организаторские способности - 60,0 %;

- глубокие профессиональные знания - 52,7 %;

- самостоятельность, инициативность - 46,5 %.

В этих ответах видна заниженная самооценка, "приученность" видеть себя всегда на вторых ролях, либо действительно более стойкий уровень подготовленности.

В отличие от женщин, работающих на государственных предприятиях, у опрошенных предпринимательниц гораздо более высокая самооценка; они отметили, что им присущи не только доброта, ответственность, исполнительность, интуиция и обаяние, но и организаторские способности (80,8 %), самостоятельность (88,0 %), увлеченность делом (96,0 %).

Во всем мире женский малый бизнес развивается более быстрыми темпами, чем мужской. Женщинам в нашей стране пока еще очень трудно преодолеть как внутренние психологические, так и внешние социальные барьеры и сложившиеся стереотипы, чтобы активно претендовать на место в сферах альтернативной экономики. К тому же у нас нет программ поддержки малого бизнеса, какие существуют, например, в США, Англии или Германии. Наконец, специфика ситуации в Набережных Челнах, когда многие коммерческие предприятия существуют за счет перепродажи автомобилей либо запчастей к ним, а производственные кооперативы создаются на базе мощностей КАМАЗа, предопределила то, что численность женщин - предпринимательниц в городе довольно низка, они в основном заняты индивидуально-трудовой деятельностью на дому, а в существующих коммерческих структурах не участвуют

управлении, выполняя в большинстве случаев неквалифицированную работу.

Однако, несмотря на все это, с каждым годом наблюдается не больший приток женщин в предпринимательство. По данным отдела регистрации в 1987 году в нашем городе было только два "женских" предприятия, в 1988 - их было 8, в 1989 - 16. начиная с 1990 года проследить увеличение числа регистрируемых в год предприятий можно по графику 1:

График 1. Число зарегистрированных женских предприятий в год

 

 

Для того, чтобы выявить факторы, способствующие или противодействующие успеху женского предпринимательства, были опрошены женщины, длительное время занимающиеся собственным бизнесом. В основном это женщины групп возрастов от 30 до 49 лет (53,1 %). Это возраст, когда в основном заканчивается репродуктивная активность женщины, идет поиск работы для приложения своих сил и возможностей. Четверть респонденток (25,6 %) - молодые незамужние женщины до 20 лет. Сфера бизнеса также привлекает женщин предпенсионного и пенсионного возраста (15,6 %), поскольку они имеют опыт, полны сил и энергии, но ведется кадровая политика вытеснения их с государственных предприятий.

83,9 % респонденток имеют высшее либо незаконченное высшее образование, ранее они работали по профессиям: инженер, технолог, экономист, педагог, товаровед. 12,9 % женщин имеют средне-специальное образование и лишь 3,2 % имеют среднее образование.

Основная масса опрошенных - 62,5 % - замужем, имеют одного-двух детей. 25 % никогда не состояли в браке, 12,5 % - разведены.

Почему женщины, несмотря на все трудности, решили заняться именно предпринимательством? Основным мотивом является стремление к независимости (его отметили 37,5 % опрошенных); 31,3 % предпринимательниц, начиная собственное дело, воплощали тем самым в жизнь свою мечту. И, вопреки ожиданиям, лишь 12,5 % женщин ведущим мотивом назвали желание прокормить семью, что существенно отличает предпринимательниц от "челночниц", для вторых материальная обеспокоенность - на первом плане.

Основные типы деятельности, которыми занимаются женщины -

предпринимательницы, приведены в таблице 2.

Таблица 2.

 

При ответе на вопрос: "Почему Вы выбрали именно этот вид деятельности?", предпринимательницы в основном отметили следующее:

- делаю это для души - 37,5 %;

- этот вид деятельности совпадает с моей бывшей профессией (имею образование в этой сфере) - 34,4 %;

- надеюсь на большой спрос именно этой продукции - 28,1 %.

"Женские" предприятия нельзя назвать очень крупными: в трети из них работает менее пяти человек, еще в трети - 5-10 человек. Лишь 7,4 % предприятий можно отнести к крупным (в них работают от 50 до 200 человек). Однако, учитывая, что предпринимательство в нашей стране находится лишь на начальном этапе своего развития, такие данные представляются весьма обнадеживающими и перспективными.

Более, чем на половине предприятий 10-50 % сотрудников работают по совместительству.

Целый блок анкеты был посвящен этапу становления предприятия. Опрос показал, что каждая вторая респондентка на начальном этапе осуществляла планирование будущей деятельности. Для женщин старших возрастных групп при составлении плана характерно использование личного опыта - 19,4 %; для молодых предпринимательниц до 30 лет характерно использование опыта других, изучение литературы и т. д. - 29,0 %.

Планирование деятельности зависит от образования: план работы составляли 52,0 % женщин с высшим образованием; 25,0 % - со средне - специальным. Ни одна из женщин со средним образованием не занималась составлением бизнес - плана своего предприятия.

В начале работы предпринимательницы столкнулись с рядом существенных препятствий, а именно:

- недостаток стартового капитала - 53,1 %;

- нехватка опыта и специальных знаний - 50,2 %;

- большие налоги - 37,5 %;

- трудности с оформлением документов - 18,8 %;

- отсутствие спонсоров - 18,8 %;

- отсутствие юридической помощи - 6,3 %;

- опасение рэкета - 6,3 %;

- негативное отношение окружающих - 3,1 %;

- некоторые личные качества - 3,1 %.

Недостаток опыта отметили в основном женщины со средним образованием, а недостаточный начальный капитал - респондентки с высшим образованием.

При обработке данных Центра регистрации мэрии в выборку опали в основном женщины, предприятия которых действуют в настоящее время. Вероятно поэтому большая часть опрошенных - 80,0 % - считает, что им удалось достичь своих целей (64,5 % - "отчасти", 16,1 % - "полностью"). Оставшиеся 20 % женщин (см. диаграмму 5) совершенно не достигли целей, поставленных в начале деятельности (эта группа женщин будет описана позже).

Диаграмма 5. Удалось ли Вам достичь своих целей?

Полностью - 16,1% Отчасти - 64,5% Не удалось - 19,4%

Женщинам, более или менее достигнувшим первоначальных лей, в успешной деятельности помогают, в первую очередь, признание предприятия в деловом мире - 50,0 %; спрос на продукцию и услуги - 37,5 %; планирование деятельности - 29,5 %; изучение опыта других предпринимателей (специальной литературы и т. д.)

- 29,2 %; содействие спонсоров (это в основном либо предприятия либо другие предприниматели)- 25,0 %; отсутствие конкурентов

- 16,7 %. Недостаточное внимание уделяется рекламе (ее используют лишь 12,5 % опрошенных).

Молодым предпринимательницам (до 30 лет) существенно помогло планирование деятельности и спрос на их продукцию.

Затрудняют деятельность в основном экономические барьеры, такие как:

- большие налоги - 58,3 %;

- отчисления в местный бюджет- 37,5 %;

- сложности с получением кредитов - 37,5 %;

-- общий экономический кризис в стране - 33,3 %.

В перспективе 38,5 % предпринимательниц предполагает работать в прежнем направлении, а 61,5 % хотят одновременно выйти еще и на новые виды деятельности.

Ведение собственного дела существенно влияет на личную жизнь предпринимательниц: новая работа оставляет гораздо меньше времени на ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, поддержание здоровья.

Однако работа, а точнее - достигнутые в ней успехи, оказали и положительное влияние на женщин, а именно - на их психологический настрой: 58,3 % отметили, что у них появилась уверенность в своих силах; 45,8%женщин поняли, чего хотят добиться в жизни; 37,5 % - стали более свободными в общении; 33,3 % - почувствовали уважение к себе; 25,0 % - стали более активными;

25,0 % - начали уделять больше, внимания своей внешности. Во многом помогает женщинам одобрение, поддержка со стороны близких (это отметили 80,0 % опрошенных).

В ходе исследования была также изучена система ценностей женщин-предпринимательниц. Оказалось, что большую ценность для "деловых" женщин имеют, в первую очередь, независимость (96,0 %), самостоятельность в принятии решений (92,0 %), политическая и экономическая грамотность (88,0 %), соблюдение законов (84,0 %), финансовое благополучие (68,0 %), а также меценатство (52,0 %). Для большинства опрошенных не имеют ценности власть, сила, использование любых методов для достижения цели. Интересы предприятия занимают высокое положение в системе ценностей предпринимательниц: 53,3 % считают, что интересы предприятия и личные интересы должны быть значимы в равной степени; 30,0 % ответили, что "они должны совпадать"; 10,0 % полагают, что интересы предприятия должны быть важнее личных. Лишь 6,7 % на первый план поставили собственные желания и необходимости.

А теперь вернемся к группе женщин, которые не смогли по тем или иным причинам достичь поставленных целей и которые считают свой бизнес неуспешным.

Большинство из них, несмотря на неудачу, не потеряло уважения себе, а, напротив, почувствовало себя более опытными и приобрело уверенность в собственных силах. Пережить неудачу многим помогла моральная поддержка родных (71,4 %), знакомых (66,7 %), друзей (57,1 %).

В настоящее время, после закрытия своего предприятия, женщины избрали следующие виды деятельности:

- работа на госпредприятии - 71,4 %;

- разработка проекта нового предприятия - 28,6 %;

- работа в коммерческой структуре - 14,3 %. В будущем 87,5 % "неуспешных" предпринимательниц собираются еще раз попробовать свои силы (из них 50,0 % хотят реализовать прежний проект; 37,5 % попробуют себя в другом виде деятельности).

Как "успешные", так и "неуспешные" предпринимательницы оптимистически оценивают перспективы развития женского предпринимательства в нашей стране, всего 3,1% опрошенных не видят будущего у женского бизнеса. Причем подобный пессимизм объясняется единственно объективными условиями жизни, а именно:

- необходимостью сначала стабилизировать экономику страны (88,9%);

- неподготовленностью народа к рыночным отношениям (11,1%).

По мнению самих предпринимательниц, отсутствие перспектив женского бизнеса ни в коей мере не зависит от самих женщин, т.к. 81,3 % опрошенных считают, что женщина может осуществлять подобный тип деятельности на уровне мужчин, не хуже, а 18,8 %? респонденток отметили, что женщинам это удается даже лучше. „,

Несмотря на сложившиеся стереотипы о традиционной роли женщины в обществе, о том, что "бизнес - не женское дело", около половины опрошенных отмечают, что мужчины-предприниматели уважают их и видят в них равных себе партнеров; 35,5 % женщин не знают или не хотят знать об отношении к себе мужчин-бизнесменов и лишь 12,9% респонденток столкнулись с пренебрежительным к себе отношением.

Предпринимательницам было предложено оценить идею создания Ассоциации женского предпринимательства для взаимопомощи и поддержки деловых женщин. Ответы распределились следующим образом:

- обязательно стала бы одним из организаторов, стала бы членом такой организации - 58,1 %;

- обратилась бы туда за помощью - 16,1 %;

- не нуждаюсь в подобной организации - 25,8 %. На открытый вопрос "Какие меры необходимо предпринять мэрии для развития женского предпринимательства?" было три группы ответов. Первая, самая многочисленная - "Снизить налоги, снизить платежи, сократить бумажную волокиту в налоговой инспекции". Вторая группа ответов - "Создать фонд поддержки женских инициатив, помочь создать бизнес-клуб для деловых женщин; информационный банк идей; специальный обучающий центр для женщин -предпринимательниц".. Третий ответ - "Не мешать".

Среди пожеланий будущим Предпринимательницам в основном такие:

"Обязательно найти спонсора", "Найти предприятие-крышу";

"Как следует все продумать, взвесить, обязательно составить

бизнес-план";

"Ничего не бояться, в том числе и риска", "Сказать себе: "я могу", быть уверенной в своих силах";

"Заниматься экономикой, изучать бухучет".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящий момент, когда проблемы женщин в сфере занятости стоят наиболее остро, для эффективной интеграции женщин в рынок труда, реализации их права на полноценную трудовую деятельность необходимо разрабатывать и внедрять реальные программы по поддержке и развитию женского бизнеса, женского предпринимательства.

Во всем мире малый женский бизнес развивается гораздо интенсивнее, чем мужской. Во - первых, это возможно благодаря:

- разработке системы льгот налогообложения;

- созданию центров по поддержке женских инициатив;

- обучению и подготовке по таким направлениям, которые дают знания о финансовой стороне дела, умение составлять бизнес - план, знакомить с маркетингом, бухгалтерским учетом, оказывают психологическую поддержку и создают уверенность в себе. Во - вторых, создавая новые рабочие места для женщин. В этом случае важнейшей задачей становится развитие инфраструктуры города, прежде всего за счет создания частных предприятий. Именно они должны принять на себя отток женской рабочей силы. Естественно, необходимо создание действующей системы подготовки и переподготовки женщин по профессиям, обеспечивающим дальнейшее трудоустройство на вновь создаваемые рабочие места.

Для стимулирования предприятий, создающих новые рабочие места для женщин, доля прибыли, которая остается в распоряжении предприятия, должна зависеть от величины детской нагрузки (отношение числа детей у работников предприятий к общему числу работников). Оставляемые в распоряжении предприятия деньги накапливаются в его детском фонде, из которого (а не из рабочего времени женщин), покрываются издержки на воспитание (лечение, питание) детей. Средства фонда направляются на различного рода компенсации за трудовую нагрузку работников, которые работают на двоих, подменяя того, кто сидит с ребенком. Это делается для того, чтобы женщина из-за родительства не была "ненадежным", "невыгодным" работником.

В-третьих, закрепляя по возможности большую часть женщин на их рабочих местах.

Для этого можно использовать административные формы воздействия, такие как:

- предписание о том, что предприятию любой формы собственности необходимо иметь в своем составе определенную долю женщин, либо иметь в числе высвобождаемых не более 50% женщин с учетом сложившейся структуры занятости по полу;

- законодательный акт, предусматривающий систему штрафов за сокращение женщин (что вынудит администрацию пойти на переобучение женщин и закрепление их на предприятии).

Главным принципом политики занятости должно стать активное ее регулирование - то - есть не только поощрение работодателей но и определение политики развития рабочих мест, создание механизмов, которые уравновешивали бы потребность в рабочих местах и их появлении. В целом программа социальной защиты женщин в сфере труда и занятости во всех отраслях хозяйства неотделима от программ социального развития города и городской инфраструктуры, поскольку от этого процесса зависит создание системы новых рабочих мест.