Социальный статус

Мурманцева В. С. Советские женщины в Великой Отечественной войне. М., Мысль, 1974.
 
В начало документа
В конец документа

Мурманцева В. С.

Советские женщины в Великой Отечественной войне


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Намного увеличилась доля женского труда и труда подростков, впервые пришедших на транспорт. Например, за 1942 г. состав железнодорожников на магистралях центра страны обновился более чем на 30%, на Горьковской, Ленинской, Рязано-Уральской и Северной магистралях - на 35-40 % См. Г. А. Куманев. Советские железнодорожники .

Значительное обновление состава кадров произошло и на других видах транспорта страны. По всей системе Наркомата путей сообщения с начала войны и по сентябрь 1944 г. было принято 1800 тыс. новых рабочих, среди которых женщины составляли 61,3% См. там же. . Столь большое обновление состава работников транспорта было проведено главным образом за счет прихода на транспорт женщин-домохозяек и девушек. Их доля труда среди рабочих и служащих железнодорожного транспорта возросла с 25% в 1940 г. до 36% в 1942 г См.<i> </i>Н. Вознесенский. Военная экономика СССР Летом 1943 г. женщины составляли 40% всех работников железнодорожного транспорта См. Г. А. Куманев. Советские железнодорожники , а на 1 сентября 1944 г. на железнодорожном транспорте работало 1301,7 тыс. женщин, или 45,2% общего числа работавшихСм. там же.. Доля женского труда, занятого на строительных работах в системе Наркомата путей сообщения, уже в 1942 г. составляла 50-60%  См. "Профсоюзы СССР". Документы и материалы, т. 3, стр. 293..

Таким образом, включившись в производственную деятельность, советские женщины и девушки внесли большой вклад в работу транспорта. О возрастании доли женского труда в составе работников железнодорожного транспорта говорят сравнительные данные за 1941- 1945 гг ЦГАНХ СССР, ф. 1884, оп. 61, д. 283, л. 4 -20. (см. табл. 6).

Из приведенной таблицы видно, сколь высок процент численности женщин, работавших в годы войны на железнодорожном транспорте, этом сложном и важном участке народного хозяйства.

На многих железнодорожных магистралях страны доля женского труда была еще больше. В первом отделении пассажирской службы Октябрьской железной дороги женщины-проводницы составляли 72% всех рабочих данной профессии, на Московском узле Ярославской ж. д. работало во время войны 73% женщин, а на телеграфно-телефонных станциях этого узла они составляли 40% работающих Партархив Института истории партии МК и МГК КПСС, д. 7, стр.149..

Таблица 6

Немало женщин находилось на службе в годы войны на флоте. И здесь советские патриотки внесли достойный вклад. В апреле 1945 г. в Наркомате морского флота работало 10 406 женщин и 44 235 мужчин, в Наркомате речного флота - 25991 женщина и 70 144 мужчины. В районах Северного Кавказа на водном транспорте работало 1474 женщины, в Западной Сибири - 2654, а в районах Поволжья - 5081ЦГАНХ СССР, ф.1562, оп. 15. т, 2, д. 1800, л. 171..

На 1 января 1945 г. па водном транспорте Туркменской ССР служило 734 женщины, Казахской ССР - 1617, Украинской ССР - 3173 и т. д. Около 2 тыс. женщин работало на водном транспорте Ленинграда ЦГАНХ СССР, ф.1562, оп. 15, т. 2, д. 1777, л, 84, 104, 115; д. 1800, л. 4; ф. 9469, оп. 7, д. 6, л. 14.

Особенно широкое применение получил женский труд в отраслях путевого хозяйства речных бассейнов. О доле их труда можно проследить на примере Управления речных путей Иртышского бассейна: она выросла с 12,1% в 1940 г. до 44,4% в 1943 г. Особенно много работало женщин в береговой службе этого бассейна. Ужо в 1942 г. среди них было 28 масленщиков, 38 кочегаров, 43 семафорщика, 106 гребцов-бакенщиков, 229 матросов и даже 10 водолазовЦГАНХ СССР, ф. 9469, оп. 7, д. 6, л. 14..

В 1944 г. в Управлении речных путей Камского бассейна работало 1798 женщин, 856 из них были в плавательном составе и 942 - в береговой службе. В том же году в числе работников плавательного состава Днепровского военно-восстановительного управления было 527 женщин, из которых 452 работали матросами, 49 - проводниками, а 1525 женщин были заняты на береговой службе этого управления, в их числе 159 было грузчиц ЦГАНХ СССР, ф. 9469, оп. 9, д. 5. л. 3; оп. 7, д. 2, л. 27; д. 5, л. 28.

В 1944 г. в Иссык-Кульском пароходстве Киргизии 160 женщин водили суда, работали рулевыми, боцманами, помощниками капитанов и механиковСм. Н. П. Животовская. Женщины Киргизии - патриотки своей Родины, .

В ходе Великой Отечественной войны женский труд стал в значительных размерах применяться и в таком важном виде транспорта, как Гражданский Воздушный Флот. В 1943 г. количество женщин, работавших в ГВФ, составило почти 8 тысяч.

Из них более полутора тысяч были связаны с непосредственным обслуживанием фронта, в их числе 33 пилота и 2 штурмана. В тыловых частях работали 91 пилот и один штурман, 250 техников и 358 радиооператоровЦГАНХ СССР, ф. 9527, оп. 1, д. 1974, л. 51..

Итак, наряду с переменами, происшедшими за годы войны в численности рабочего класса и в распределении его по экономическим районам страны, изменился состав рабочих и служащих по полу, возрасту, квалификации и стажу работы. Намного возросло число работавших женщин. Резко возросла доля их труда в составе рабочих и служащих страны. Например, число женщин - рабочих и служащих выросло с 13 190 тыс. в 1940 г., что составляло 39%, до 15 920 тыс. в 1945 г., что составляло 56%  См. "Вестник <a name=статистики", 1971, №1, стр. 83.">.

В тяжелые годы Отечественной войны, когда подавляющее большинство мужчин советской деревни вело ожесточенную борьбу с немецко-фашистскими захватчиками, а многие из них были мобилизованы для работы в оборонной промышленности, вся тяжесть труда в колхозах и совхозах легла на плечи женщин. Они стали основной, решающей силой колхозного производства, говорилось в постановлении ЦК ВКП(б) "О международном коммунистическом женском дне 8 марта" от 7 марта 1942 г"Коммунистическая партия в Великой Отечественной <a name=войне (Июнь 1941 -1945 г.) Документы и материалы, стр. 71.">

Новое общественное положение сельской женщины явилось важной предпосылкой, ускорявшей и облегчавшей решение кадровой проблемы, замены женщинами ушедших на фронт мужчин. Этому способствовало и то, что еще в годы первых пятилеток Коммунистическая партия и Советское правительство провели ряд мероприятий по вовлечению колхозниц в активную общественную и производственную деятельность, поднятию их грамотности, культурного и политического уровня.

В 1940, предвоенном году в колхозном труде участвовало свыше 9 млн. женщин. Свыше 100 тыс. сельских женщин овладели специальностью комбайнеров и трактористов, 40 тыс. заведовали животноводческими фермами, свыше 14,5 тыс. руководили бригадами См. "Известия", 8 марта 1941 г..

О величайшем вкладе женского труда в сельское хозяйство страны свидетельствуют сравнительные данные о трудовых ресурсах колхозов тыловых районов на январь 1941 -1945 гг. (в тыс.)  См. "Исторический архив", 1962, № 3, стр. .

Таблица 7

 

Характерными являются и данные в процентном соотношении. Если в 1940 г. доля женского труда среди трудоспособных колхозников, занятых в общественном хозяйстве колхозов, составляла 52,1%, то в 1941 г. - 60,1, в 1942 г. - 72,2, в 1943 г. - 76,4 и 1944 г. - 75,8%. Выработка ими трудодней составляла за годы войны 70-75% всего числа трудодней вместо 37% в 1937 гСм. "Советская экономика в период Великой Отечественной <a name=войны 1941-1945 гг.", стр. 252.">.

Рост женского труда в сельском хозяйство характерен и в разрезе союзных республик. Об этом свидетельствует нижеприведенная таблица, показывающая численность трудоспособных женщин и мужчин на второй и третий годы войны по девяти союзным республикам (в тыс.) См. Ю. В. Арутюнян. Советское крестьянство (см. табл. 8).

Таким образом, в 1944 г. женщины составляли 80% всех трудоспособных колхозников. Во многих союзных республиках процент женщин был еще вышеСм. "Казахстан в период Великой Отечественной <a name=войны Советского союза 1941 - 1945 гг.". Сборник документов и материалов, т. II, Алма-Ата, 1967, стр. 111; "Киргизия в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг." Сборник документов и материалов. Фрунзе, 1965, стр.273.">

 

Таблица 8

 

Много женщин колхозной деревни пришли в ряды механизаторов, заменивших мужчин, ушедших в армию. В 1943 г. в целом среди механизаторов МТС женщины составляли около 55%, комбайнеров - 62, трактористов - 81%. В дальнейшем численность их еще больше возросла. В 1944 г. женщины Азербайджана составляли 61,7% трактористов, 52,2% помощников комбайнеров, 35,1% ремонтных рабочих и 25,4% шоферов. Они выполняли до 80% всех работ по возделыванию и уборке хлопкаСм. "Советская экономика и период Великой Отечественной .

Общее увеличение доли женского труда в составе механизаторов сельского хозяйства страны характеризуется следующими показателями (в %)  См. там же.:

Таблица 9

 

Сравнительно низкий процент женщин среди механизаторов высшей квалификации -механиков, ремонтных рабочих и бригадиров объясняется тем, что школы, готовившие специалистов этих квалификаций, были отдалены от колхозов, что затрудняло женщинам-колхозницам учебу.

Массовому вовлечению женщин в общественное производство благоприятствовали не только существующая в СССР система равной оплаты за равный труд, строгое соблюдение законов о труде, его охране, но и целый ряд других мероприятий, связанных с заботой партии и государства о женщине-работнице и крестьянке, о женщине-матери. Известно, что в годы войны сеть детских учреждений была значительно расширена. Так, число детей, посещавших детские сады на территории СССР, не подвергавшейся оккупации, увеличилось с 683 тыс. в 1941 г. до 1210 тыс. в 1944 г., а в детских яслях - соответственно с 509 тыс. до 645 тыс.См.. Вознесенский.

Успешному решению проблемы кадров способствовал также исключительно высокий патриотизм советских женщин, их политическая зрелость, организованность.

3. ОБУЧЕНИЕ ЖЕНЩИН РАБОЧИМ ПРОФЕССИЯМ

С приходом большого числа женщин на производство важное значение приобрело обучение их рабочим профессиям, а также повышение производственной квалификации. Партия и правительство вопросу подготовки кадров уделяли повседневное внимание. В августе 1941 г. в передовой газеты "Правда" "Готовить кадры темпами военного времени" говорилось: "Нельзя полагаться только на энтузиазм новых рабочих, на их инициативу и готовность как можно скорее овладеть профессией" "Правда", 19 августа 1941 г.. В ней говорилось о необходимости готовить кадры главным образом из женщин и молодежи, впервые пришедших на производство.

В первые же дни войны в стране стала осуществляться программа мероприятий по подготовке квалифицированных рабочих кадров. Формы и методы обучения были многообразны. Многие труженицы овладевали новыми профессиями прямо у станка, на рабочем месте. Большинство женщин и девушек приобретали рабочую квалификацию на кратковременных курсах, в стахановских школах, ремесленных училищах, школах ФЗО, ФЗУ и т. д.

Особенно большая работа по подготовке рабочих кадров из женщин была развернута в тыловых районах страны - на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, а также в ряде союзных республик страны. 7 июля 1941 г. ЦК КП (б) и СНК Казахстана приняли решение организовать кратковременную подготовку работниц в количестве 37 467 человек См. "Казахстан в период Великой Отечественной <a name=войны Советского Союза 1941-1945 гг.". Сборник документов и материалов, т. I, стр.49. ">.

Советские женщины горячо взялись за овладение рабочими профессиями, мужественно преодолевая все трудности. Уже в сентябре 1941 г. на Балхаше новыми специальностями овладевали 716 женщин и девушек: 370 из них готовились к работе на медеплавильном заводе, 128 - на Каунрадском руднике, 20 женщин изучали специальность электросварщиц, 71 - слесаря, 24 женщины овладевали специальностью помощника машиниста электровозов, 41 готовилась запять место машинистов турбин и т. д. К осени 1941 г. на Лениногорском руднике 130 женщин и девушек овладели трудной профессией бурильщика  См. там же, стр. 70.

Большой размах принятых мероприятий по подготовке квалифицированных рабочих из женщин можно проследить и в общесоюзном масштабе, на примерах отдельных наркоматов и ведомств. Так, по данным трех

Таблица 10

наркоматов, в 1942 г. новым рабочим профессиям было обучено следующее число женщин См.А. В. Митрофанова. Рабочий класс (см. табл. 10).

Таким образом, только за первый год войны на предприятиях этих наркоматов было подготовлено из женщин 77 903 специалиста, из которых 48915 были вновь обучены, а 28988 работниц повысили свою квалификацию.

На 19 заводах Главуралмета в 1942 г. из 9856 вновь обученных рабочих женщин было 4819. А в числе 10 862 рабочих этого главка, окончивших стахановские школы, их было свыше 4 тыс. Среди окончивших производственное обучение Главуралмета в 1942 г. женщины составляли 48,4%. В 1943 г. на предприятиях Наркомата черной металлургии новую рабочую специальность получили 59 537 женщин, из них вновь обучены 26 282 женщины. Кроме того, 29 290 работниц повысили свою квалификацию в стахановских школах предприятии этого наркомата Там же. стр. 406; ЦГАНХ СССР, ф. 8875, оп. 46, д. 107, л. 137; ф. 1562. оп. 15, т. 2, д. 1689, л. 50.

Большой размах получило обучение женщин рабочие специальностям в 1944 г., о чем свидетельствуют данные о подготовке из женщин кадров массовых профессий по 29 наркоматам союзного значения за 1944 г. ЦГАНХ СССР, ф. 1562, оп 15, т. 2. д. 1689, л. 74. (см. табл. 11).

Из приведенной таблицы видно, что в 1944 г. только по наркоматам союзного значения рабочую квалификацию получили свыше миллиона женщин.

Большая работа была проведена и по подготовке женщин специальностям железнодорожника. 11 октября 1941 г. Народный комиссариат путей сообщения издал приказ "О повышении квалификации и подготовке новых работников массовых профессии железнодорожного транспорта из женщин" См. "Гудок", 17 октября 1941 г.. В соответствии с этим приказом уже в 1942 г. массовым профессиям железнодорожника было обучено 165 200 женщин, что составляло половину всех прошедших в этом году обучение.

Так, число женщин, получивших квалификацию железнодорожника, с 1940 по 1942 г. увеличилось более чем в 3 раза. За это же время увеличился процент женщин, освоивших такие массовые квалификации, как путевых обходчиков (71,5%), кондукторов (72,1%), стрелочников (88,3). Свыше 75 тыс. из прошедших в 1942 г. кратковременную подготовку были домохозяйки, а 50 тыс. девушек получили квалификацию по линии комсомольских организаций железнодорожного транспорта. В 1944 г. (среди 590 582 человек, обученных массовым профессиям железнодорожника, 202132 были женщины См. Г.А. Куманев. Советские железнодорожники .

Таблица 11

 

 

Большой вклад в привлечение на транспорт девушек и обучение их специаль ЦПА ИМЛ, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 63,.л.38. ности железнодорожника внесли комсомольские организации дорог. В начале войны комсомольцы Лихоборовского депо Московской окружной железной дороги выступили с призывом к девушкам овладеть специальностью железнодорожника. Инициаторами этого движения являлись Нина Репина, Зина Серяпова, Нина Свиридова и другие, которые без отрыва от производства овладели специальностью осмотрщика-автоматчика и перешли на производство.

Их инициатива нашла широкий отклик поддержку среди молодежи. Уже в октябре 1941 г. только по 15 дорогам страны 9025 девушек, работавших в конторах, и учениц старших классов приобрели профессию железнодорожника и перешли па производство. 1642 девушки приобрели рабочую квалификацию без отрыва от производства. К 30 января 1942 г. по линии ЦК ВЛКСМ было мобилизовало для работы на железнодорожном транспорте 25 тыс. девушек из колхозов, учреждений и школ. Комсомольским организациям транспорта было предложено помочь этим девушкам овладеть специальностью железнодорожника  Там же, л. 39; "Товарищ комсомол". Документы съездов, конференций и пленумов ЦК ВЛКСМ. 1918 - 1969, т. ii. М., 1969. стр. 5- 6.

Далее...