Социальный статус

Мурманцева В. С. Советские женщины в Великой Отечественной войне. М., Мысль, 1974.
 
В начало документа
В конец документа

Мурманцева В. С.

Советские женщины в Великой Отечественной войне


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Большой вклад в выполнение производственного и военного задания внесли работницы столичного комбината имени Щербакова, составлявшие около 90% всех рабочих. Многие из них стали мастерами и помощниками мастеров. В 1942 г. впервые в истории комбината была подготовлена из женщин первая группа помощников мастеров, а к 1945 г. их было уже 41 человек. За годы войны 121 женщина овладела мужской профессией, а 45 приобрели вторую мужскую профессию. Во время войны комбинатом было выпущено более 33 млн. м тканей и более 800 г моточного шелка, из которого было изготовлено до 100 тыс. парашютов. Комбинат имени Щербакова обеспечивал медицинскую службу Красной Армии хирургическими и химическими шелками, из его шелков изготовлялись также знаки различия и орденские ленты, знамена, под которыми советские воины принимали присягу и шли в бои. Из искусственного меха, изготовленного комбинатом имени Щербакова, было сшито до 15 млн. штук зимнего обмундирования для бойцов и командиров Красной Армии  ЦГАОР СССР, ф. 7928, оп. 2, д. 50, л. 23, 32 (Антифашистский комитет советских женщин)..

Ивановские текстильщики, свыше 80% которых составляли женщины, к концу 1941 г. стали основными поставщиками тканей стране. За три года войны ивановские ткачихи дали Родине и фронту 676 577 тыс. м тканой. Только за первое полугодие 1944 г. они наткали 1 228 тыс. м ткани сверх плана, передав ее в фонд обороны страны. Шуйские ткачи дали стране 240 млн. м тканей. Изготовленной тканью можно 6 раз обернуть земной шар. Ткачиха Ивановского меланжевого комбината С. А. Урванцева лишь за два года войны выработала такое количество тканей, которой достаточно, чтобы обмундировать 62 тыс. воинов Красной Армии. А Ф. П. Майорова за 6,5 месяца 1944 г. выполнила годовую норму. Работая на 14 станках, она заменила труд шести работниц и дала стране 65 тыс. м добротной ткани. За самоотверженный труд Фекла Павловна Майорова была удостоена ордена ЛенинаЦГАОР СССР, ф. 7928, оп. 2, д. 52, л. 32; "Ивановцы в Великой Отечественной <a name=войне 1941-1945 гг. (Материалы, цифры, факты)", стр. 9-11.">.

За годы войны ивановские текстильщики пять раз завоевывали во Всесоюзном соревновании переходящее Красное знамя ГКО и семь раз знамя ВЦСПС. Родниковский меховой комбинат "Большевик" был удостоен ордена Ленина, фабрика имени Ленина - ордена Трудового Красного Знамени. 600 передовых текстильщиков Ивановской области за годы войны были награждены значком "Отличник социалистического соревнования", около 200 ивановских текстильщиков награждены орденами и медалями Советского Союза.

Вручая Ивановнам награды, М. И. Калинин говорил: "Вы, текстильщики, можете гордиться тем, что вложили свою частицу в успехи Красной Армии. Полученные вами сегодня награды являются признанием со стороны советского народа того, что текстильщики в минуту грозной опасности самоотверженно боролись за честь, свободу и независимость нашей Родины" ЦГАОР СССР, ф. 7928, оп. 2, д. 52, л. 32; "Ивановцы в Великой Отечественной <a name=войне 1941-1945 гг. (Материалы, цифры, факты)", стр. 9-11.">.

В труднейших условиях блокады в социалистическом соревновании за увеличение выпуска фронтовой продукции участвовали и текстильщицы Ленинграда. Особенно много сделано ими после прорыва вражеской блокады. Несмотря на трудности восстановительного периода, они успешно справились с заданием 1944 г. План прядения ими был выполнен на 101%, ткачества - на 111, производства готовых товаров - на 112, а ниток - на 163%. Комбинат имени Кирова дал сверх плана 346 т пряжи и 19134 катушки ниток. В 1944 г. текстильным фабрикам Ленинграда 8 раз присуждалось 2-е и 4 раза - 3-е место в социалистическом соревновании. Более 200 текстильщиц города награждены значком "Отличник социалистического соревнования", 289 занесены на доску Почета, 22 - в городскую книгу Почета. 72 лучшие работницы были удостоены Почетной грамоты, а 99 - орденами и медалями Советского Союза  ЦГАОР СССР, ф. 5457, оп. 29, д. 121, л. 82..

Благодаря трудовым усилиям работников легкой и текстильной промышленности страны, основную массу которых составляли женщины, защитники Советской Родины были одеты и обуты лучше, чем солдаты фашистской армии. Наши воины не испытывали холода из-за недостатка теплых вещей. Труженики советского тыла своевременно изготовляли и доставляли им все необходимое. Смена обмундирования советских воинов проводилась каждый сезон. Так, за время войны бойцы и командиры действующей армии четыре раза получали новое летнее и зимнее обмундирование и обувь  См. "Тыл Советской <a name=Армии", стр. 272.">

Высоких показателей в труде добились женщины, работавшие в пищевой, мясо-молочной и рыбной промышленности. Они также заменяли мужчин, ушедших на фронт, и выполняли по нескольку норм в смену, давая продукцию высокого качества. С первых дней войны стахановка Уральского мясокомбината, депутат Верховного Совета Казахской ССР Калида Ермукатова производственную норму выполняла на 250-300%. Образцы самоотверженного труда показывала она и в должности бригадира женской бригады одной из смен жестянобаночного цеха комбината. За смену девушки ее бригады давали 3-4 нормы выработки. План второго полугодия 1941 г. бригада намного перевыполнила, а задание первого полугодия 1942 г. было выполнено к 23 февраля - ко Дню Красной Армии "Казахстан в период Великой Отечественной <a name=войны Советского Союза 1941-1945 гг.". Сборник документов и материалов, т. I, стр. 110.">.

Самоотверженно трудились женщины и на рыбных промыслах. До войны выход в море женщин-рыбачек был исключением, так как эта работа считалась сугубо мужской. В годы войны, пройдя кратковременную подготовку, женщины овладели и этой профессией. Уже к осени 1941 г. в рыболовецких колхозах Астраханской области 78 женщин работали мотористами и судоводителями. В июле 1941 г. на лов рыбы вышли в морс девушки-комсомолки артели "Звездочка" Камызянского района и призвали всех женщин области последовать их примеру. Инициатива девушек была одобрена партийной и комсомольской организациями и встретила горячую поддержку среди многих сотен женщин и девушек области См. "Очерки истории Астраханской партийной организации". Волгоград, 1971, стр. 420, 421..

По почину бригадира рыболовецкого колхоза села Искряное М. А. Гавриловой, заменившей ушедшего на фронт мужа, среди рыбаков развернулось движение по ремонту флота и орудий лова к весенней путине 1942 г. Ремонт проводился силами колхозников-рыбаков под лозунгом "Меньше просить у государства - больше делать самим!". Готовясь к весенней путине, женщины - члены бригады М. Л. Гавриловой собрали в своих хозяйствах 104 пог. м распиловочного леса, 38 кг пакли, 21 кг гвоздей, 10 кг скобы и т. д. См. "Астраханская партийная организация в годы Великой Отечественной <a name=войны 1941-1945 гг.". Сборник документов и материалов. Астрахань, 1962, стр. 96."> И так было во все годы войны.

Особенно много женщин работало на переработке рыбной продукции. Уже и январе 1942 г. на Астраханском рыбоконсервном комбинате женщины составляли 70% всех работающих  См. "Очерки истории Астраханской партийной организации", стр. 421.

Важным источником добычи и снабжения фронта рыбопродуктами был Дальневосточный водный бассейн. В числе 20-тысячной армии рыбаков Приморья более половины было женщин. Они трудились над тем, чтобы увеличить улов рыбы, организовывали ее переработку. Преодолевая трудности, связанные с недостатками рыболовецкого и транспортного флота, с ограничительными мерами по выходу судов в море, они успешно справлялись со своими нелегкими, по крайне важными задачами.

За годы Отечественной войны рыбопромысловые, судоремонтные и другие предприятия рыбной промышленности Приморья завоевали 73 Всесоюзных премии, 3 раза получали рыбаки Приморья переходящее знамя ГКО и одни раз - ВЦСПС и Наркомата рыбной промышленности СССР  См. "Очерки истории Приморской организации КПСС". Владивосток, 1971, стр. 231, 233..

Женщины советского тыла принимали самое активное участие в восстановлении разрушенных н сожженных врагом городов и сел. В 1943 г. в числе строителей, занятых на восстановлении Сталинграда, около 20 тыс. было женщин и девушек, съехавшихся со всех концов страны.

Нелегко было работать в городе, превращенном в развалины, но посланцы страны и жители Сталинграда самоотверженно трудились над его восстановлением. На всю страну трудовыми подвигами прославилась строительная бригада женщин-добровольцев, руководимая Александрой Черкасовой. Когда городской комитет партии обратился к жителям Сталинграда с призывом принять участие в восстановлении города, Александра Черкасова вместе со своими соратницами обсудила призыв горкома партии и решила помочь в восстановительных работах. Ею была создана в июне 1943 г. бригада, которая называлась женской добровольной строительной. Инициатива патриоток была одобрена и получила широкую известность. Спустя три месяца в Сталинграде возникло еще 15 тыс. бригад ее имени. За шесть месяцев 1943 г. черкасовские бригады помогли восстановить и вновь построить более 11 тыс. домов, 119 столовых, 116 магазинов, 13 больниц, 5 кинотеатров и подготовить к зиме все городские школы  ЦГАОГ СССР, ф. 7928, оп. 2, д. 85, л. 39 - 40 (Антифашистский комитет советских женщин).. Бригада Черкасовой явилась примером высокого патриотизма не только для тех, кто восстанавливал Сталинград, но и для женщин многих городов и сел страны, освобожденных от гитлеровской оккупации.

Когда враг был отброшен от Ленинграда, ленинградки тут же приступили к восстановлению родного города. После 10-11 часового рабочего дня они шли восстанавливать разрушенные за годы блокады жилые дома, заводы н фабрики, школы, парки и дворцы. Женщины разбирали запалы, плотничали, штукатурили стены, вставляли рамы. За 4-5 месяцев 1944 г. женщины города Ленина отработали на восстановлении 6 млн. человеко-часов. Они отремонтировали 259 тыс. кв. м жилья, восстановили 450 тыс. кв. м кровли. Ремонтная бригада женщин под руководством учительницы школы № 237 Октябрьского района Ленинграда Щукиной отремонтировала, побелила и окрасила почти все школы своего района  ЦГАОГ СССР, ф. 7938, оп. 2, д. 52, л. 49 (Антифашистский комитет

Большой трудовой вклад внесли женщины в восстановление освобожденных от оккупантов городов Киева. Одессы, Севастополя, Новороссийска, Керчи и других, а также промышленных предприятий и колхозов, разрушенных гитлеровцами.

Не менее весомый вклад в победу Советского Союза в Великой Отечественной войне внесли и женщины, работавшие на транспорте. Придя на транспорт, многие советские женщины овладели новой специальностью, заменили ушедших на фронт мужчин и работали за себя и за того, кто ушел с оружием в руках защищать Родину. Уже с первых дней войны они намного перевыполняли производственные задания, давая 250-300% нормы выработки. При депо Кочетовка Мичуринского отделения Ленинской железной дороги отлично работали три женские паровозные бригады. Машинистами этих бригад были коммунистки Т. А. Миронова, Е. П. Попова и член ВЛКСМ И. М. Свешникова. Помощниками машинисток работали комсомолки Е. Т. Сафронова, Н. К.. Фирсова и Д. В. Хазыкина  См. "Гудок", 8 марта 1942 г..

Машинистом паровоза стала бывшая уборщица депо Москва-Пассажирская Ленинской железной дороги А. А. Терморезова. Она с успехом водила тяжеловесные составы поездов. Уже в 1942 г. Александра Алексеевна была удостоена медали "За трудовую доблесть". Уборщица пункта технического осмотра вагонов станции Сортировочная Ленинградской железной дороги Клавдия Мальцева в совершенстве овладела специальностью слесаря и воздухораспределителя. В трудные дни 1941 г. она выполняла двойную норму  ЦГАОР СССР, ф. 7928, оп. 2, д. 30, л. 83 (Антифашистский комитет советских женщин).. Трудовой подвиг совершила старшая стрелочница станции Алакурты Кировской железной дороги Анна Жаркова. С первых дней войны она работала за троих. Летом 1942 г. Анна Жаркова была тяжело ранена, но после госпиталя вновь встала в строй. Подвиг отважной патриотки был отмечен медалью "За боевые заслуги", а в 1944 г. Анне Жарковой было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Электрообмотчица вагонного участка станции Свердловск-Пассажирская Раиса Кыштымова выполняла по 20 норм в смену. В 1943 г. за самоотверженный труд Советское правительство наградило патриотку орденом Ленина См. "Гудок", 8 марта 1941; "История Великой Отечественной <a name=войны Советского Союза. 1941-1945", т. 2, стр. 492.">.

Яркую страницу вписали железнодорожницы в летопись защиты Сталинграда. Их подвиг в труде был под стать фронтовому подвигу. Сутками не покидала своего поста оператор станции Сарента Нина Швец. В одни из трудных августовских дней 1942 г., когда гитлеровцы обрушили на город сотни тонн бомбового груза, Нина проявила мужество и бесстрашие. Выйдя на перрон, она увидела, что в Северном парке загорелись составы с боеприпасами. Не задумываясь, девушка бросилась туда и стала расцеплять вагоны. Вместе с паровозной бригадой ей удалось спасти от огня десятки вагонов и сохранить ценное боевое снаряжение. Более 5 тыс. бомб сбросили гитлеровские стервятники на станцию Бекетовку, где работала электромехаником Елена Михеева. Сутками девушка по смыкала глаз, но присутствия духа не теряла, под ливнем огня пробиралась к местам повреждения электросвязи и своевременно устраняла ихСм. "Гудок", 8 марта 1944 г.

Высокие показатели в труде имели железнодорожницы Урала. Тяжеловесные составы водила молодой машинист Златоустовского депо Ирина Зубарева. Только за январь и февраль 1944 г. ее состав, бригада которого состояла из женщин, сделал 46 рейсов и сэкономил 190 т топлива ЦГАОР СССР, ф. 7928, оп. 2, д. 30, л. 84 (Антифашистский комитет советских женщин).

Станция Бакланово Северной железной дороги целиком обслуживалась женщинами, также успешно справлявшимися со своими нелегкими обязанностями. Мужеством и бесстрашием неоднократно отличалась старший стрелочник этой станции Т. Д. Еремеева. Однажды во время налета вражеской авиации возник пожар, в результате чего загорелся состав с горючим. Татьяна Еремеева бросилась к горевшему составу и начала расцеплять вагоны, откатывать их от очага пожара. Ее примеру последовали другие работницы. Усилиями патриоток были спасены 15 цистерн с горючим. За бесстрашный поступок Татьяна Даниловна Еремеева была удостоена ордена Красной Звезды  ЦПА ИМЛ, ф. 111, оп. 2, ед. хр. 180, л. 46.

Железнодорожницы не только самоотверженно трудились, но и проявляли большую инициативу, организаторские способности. По инициативе секретаря узлового комитета комсомола станции Свердловск-Пассажирская Тамары Умновой и секретаря комитета комсомола этой же станции Усольцевой в 1942 г. в честь 24-й годовщины Красной Армии был сформирован и оборудован образцовый комсомольский поезд № 21-22. Комсомольцы и несоюзная молодежь 12 февраля закончили ремонт вагонов, вышедших из строя и подлежавших выбраковке. Из восстановленных вагонов они составили комсомольских поезд, курсировавший на линии Свердловск - Богословск. 19 февраля комсомольский поезд отправился в первый свой рейс. Бригада поезда состояла в основном на девушек. Силами комсомолок состав поезда был электрифицирован и радиофицирован.

В 1942 г. по инициативе женотдела Политуправления НКПС в честь 8 марта был организован угольный маршрут. 28 февраля 1942 г. по Управлению Омской железной дороги был издан приказ "Об организации угольного маршрута героическим защитникам Москвы в честь Международного женского дня 8-го марта"ЦПА ИМЧ, ф. 111, оп. 2, ед. хр. 243, л. 2.. Состав маршрута сопровождался женщинами - работницами и активистками Омской железной дороги. Вести этот маршрут было поручено знатному машинисту, коммунистке, "Почетному железнодорожнику" Барабинского депо Е. В. Новицкой, вторым машинистом маршрута была коммунистка П. П. Разумова, помощниками машинистов маршрута были Е. М. Киткова, Т. А. Попова, Н. С. Тогунова и Т. В. Фадеева. Главные и старшие кондукторы, поездные и вагонные мастера, проводницы тоже были женщины. Начальником поезда была назначена инструктор политотдела по женской работе Омской дороги "Почетный железнодорожник Е. М. Тюрина, а политруком угольного маршрута работали корреспондент газеты "Омский железнодорожник" В. П Копейко. В составе бригады поезда был лишь один мужчина - машинист-инструктор А. С. Прокофьев. С почетным заданием доставки угольного маршрута поездная женская бригада справилась успешно. От Омска до Москвы поезд прошел 3 тыс. км, доставив защитникам столицы 2300 т угля  ЦПА ИМЛ, ф. 111. оп. 2, ед. хр. 282, л. 34, 50..

В Киргизской ССР сравнительно небольшая железнодорожная сеть, но н здесь много работало женщин. В конце 1943 г. на железнодорожном транспорте республики работало 1222 женщины. Алиса Омурова первой из женщин Киргизии стала машинистом паровоза, намного перевыполняя план перевозок. Без захода в депо она сама ремонтировала свои паровоз. За самоотверженный труд Алиса Омурова была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Отличным машинистом стала Джамира Джусупова из Пышпекского паровозного депо. Шесть раз за годы войны получала она благодарности и денежное вознаграждение от наркома путем сообщения, а в 1945 г. была награждена орденом Ленина См. Н.П. Животовская. Женщины Киргизии .

Более 3 тыс. женщин водили в годы войны поезда. Многие из них обслуживали прифронтовые линии, доставляя советским воинам вооружение, продовольствие и обмундирование.

Коммунистическая партия и Советское правительство высоко нсамоотверженный труд женщин-железнодорожниц, 8 марта 1942 г. 666 железнодорожниц, проявивших инициативу и самоотверженность в работе транспорта, были удостоены правительственных наград. 211 женщин и девушек были награждены знаком "Почетный железнодорожник", а 453 женщины - значком "Ударник Сталинского призыва". В числе награжденных 16 паровозных машинистов, 11 помощников машиниста, 18 дежурных по станции, 24 телефонистки и телеграфистки, 25 осмотрщиков вагонов, 28 путевых обходчиц, 65 стрелочниц и т. д. Через год, к марту 1943 г., орденами и медалями были награждены 28 женщин - машинистов паровозов, 22 кочегара, 22 дежурных по станции, 69 стрелочниц и т. д. Орденами Трудового Красного Знамени награждены помощники машинистов Курского депо Мария Казменкова и Нина Горбачева, которые в течение семи месяцев воевали па бронепоезде, сделанном рабочими депо из сэкономленного материала но внеурочное время. В начале 1944 г. орденами н медалями Советского Союза было награждено свыше 1000 женщин - работниц железнодорожного транспорта. Среди удостоенных правительственными наградами 400 патриоток, отличившихся на восстановлении разрушенных оккупантами железных дорог, мостов, общественных зданий и жилых домов. В их числе и горный инженер - производитель взрывных работ Василиса Золотарева, землекопы Мария Агибалова и Екатерина Алферова См. "Гудок", 8 марта 1942 г.; "Гудок", 7 марта 1943 г.; "Труд.", 8 марта 1944 г.; "Гудок", 17 декабря 1944 г..

Комсомольско-молодежная ремонтная бригада железнодорожниц А. Клочковой, работавшая на Лихоборской дистанции пути, в соревновании 1944 г. заняла первое место среди путевых бригад Московско-Октябрьской железной дороги. Девушки этой бригады меняли рельсы, шпалы, стрелочные переводы, копали кюветы, укладывали новые пути, устраняли неисправности путей. Их ежедневная выработка - 250-300% нормы. За 1944 г. 7 девушек этой бригады удостоены почетных грамот, 7 человек награждены медалью "За оборону Москвы", а бригадир Клочкова еще и медалью "За трудовое отличие"  См. "Гудок", 17 декабря 1944 г..

Три патриотки-железнодорожницы были удостоены звания Героя Социалистического Труда. Это паровозный машинист прифронтовой Белорусской железной дороги Елена Мироновна Чухнюк, старшая стрелочница станции Алакурты Кировской железной дороги Анна Петровна Жаркова и дежурная но станции Валдай Калининской железной дороги Антонина Николаевна Александрова.

Особой отвагой и находчивостью отличалась Елена Чухнюк. В июле 1943 г. вместо с помощником машиниста Татьяной Латышевой днем и ночью, под непрерывным огнем противника доставляла она на Курскую дугу эшелоны с вооружением и боеприпасами. Однажды Чухнюк получила задание срочно доставить эшелон с танками. Несмотря па бомбежку и непрерывный обстрел, она провела состав за 1 час 20 минут вместо двух часом, предусмотренных по графику. Доставленные ею танки прямо с платформы уходили в бой  См. Е. М. Чухнюк. На прифронтовой железной .

Немалый вклад в работу железнодорожного транспорта внесли и активистки - жены, сестры н матери железнодорожников. Они провели за годы войны большую и разностороннюю общественную работу. Организовывали и направляли эту работу женские советы, созданные при политотделах дорог. Например, на 1 января 1942 г. на Южно-Уральской железной дороге было 175 советов женщин, которые руководили деятельностью 8470 жен железнодорожников, активно участвовавших в общественной жизни.

Осенью 1941 г. на работах по очистке и ремонту путей Южно-Уральской железной дороги работало 3690 женщин. В бригадах общественного смотра по подготовке к зиме приняли участие 2192 женщины-активистки. В починке спецодежды участвовали 1508 женщин. Они починили 856 полушубков, 1196 ватных фуфаек, брюк - 734, 360 плащей, 523 тулупа. 1386 активисток оказывали помощь путейскому хозяйству. Ими заготовлено 5975 метел, 2120 кольев, 1200 кубометров щебня, 1170 щитов, 120 лопат ЦПА ИМЛ, ф. 111, оп. 2, ед. хр. 194, л. 88.. Особенно большая работа проведена общественницами дороги по уходу за ранеными. 2582 женщины-активистки приняли участие в оборудовании помещений под госпитали. За шесть месяцев 1941 г. активистками этой дороги выстирано и починено 900 кг белья. 256 общественниц обеспечивали систематическое дежурство по уходу за тяжелоранеными воинами. На станциях и вокзалах было создано 12 санпостов, в которых работало 256 активисток. Они помогали встречать и перевозить раненых в госпитали  Там же..

3321 женщина-активистка этой дороги участвовала в сборе теплых вещей для воинов Красной Армии. Только в 1941 г. ими собрано: 173 полушубка, 460 овчин, 300 пар теплого белья, 148 пар валенок, 405 шапок, 1505 пар носков, 380 пар перчаток, 43 кг шерсти, 2506 кусков туалетного мыла, 3450 пачек папирос. Женщины Южно-Уральской железной дороги послали па фронт 1865 посылок на сумму 46 850 руб.; собрали и сдали в фонд обороны 18 000 руб. и на 63 985 руб. облигацийЦПА ИМЛ, ф. 111, оп. 2, ед. хр. 282, л. 69.. И это только по одной дороге и за первое полугодие войны:

Большую работу провели женщины-активистки и на других железных дорогах. В суровую военную зиму 1941-1942 гг. женщины-активистки Омской, Томской, Карагандинской и других дорог создали дружины по борьбе со снежными заносами. Но несмотря на 40-50-градусные морозы, пургу, они сутками не уходили со своих постов, расчищая перегон за перегоном  См. "Гудок", 8 февраля 1942 г.

И теперь, спустя много лет, приятно повторить похвальные поэтические слова, сказанные н адрес женщин работниц и общественниц железнодорожного транспорта:

В работе

Токарем, связистом

И зорким сторожем путей

Куют подруги машинистов,

Диспетчеров и слесарей

Победу Родины своей См. "Гудок", 8 марта 1942 г.

Самоотверженно трудились женщины на морском и речном транспорте. Только на пароходах Ладоги работало более 100 женщин. Они выполняли обязанности матросов, рулевых, кочегаров. Многие из них работали и на командных постах. Первым помощником капитана на пароходе "Никулясы" была Тося Киселева, окончившая речной техникум. Несмотря на штормы, непрерывные бомбежки и обстрелы, девушка всегда стояла па своем посту, в срок доставляла она грузы для воинов и жителей осажденного Ленинграда. Бывали дни, когда пароход получал до 67 пробоин, но отважная девушка вела его к намеченной цели.

1 сентября 1942 г. на пароход "Никулясы", который вел по Ладоге две баржи с военным грузом, налетели восемь вражеских самолетов. Осколком бомбы перебило буксирный трос. Помощник капитана Киселева, несшая в то время вахту, отдала команду "повернуть назад", чтобы вновь взять на буксир баржи. Матрос Егорова точно и быстро выполнила приказание, хотя самолеты противника продолжали наседать, делая один заход за другим. Радистка комсомолка Петухова была смертельно ранена. Истекая кровью, она успела сообщить в порт о нападении гитлеровских пиратов. Вышла из строя и правая машина. Казалось, гибель судна неминуема, но и в этих условиях отважные патриотки продолжали борьбу. К счастью, подоспела помощь, и судно было спасено, а раненым оказана медицинская помощь ЦГАОР СССР, ф. 7928, оп. 2, д. 30, л. 22 (Антифашистский комитет советских женщин)..

На всю Ладогу прославилась матрос Татьяна Шилова, воспитанница Ленинского комсомола. В сентябре 1941 г. ее баржу сорвало с якоря н понесло к вражескому берегу. В зоне достигаемости артиллерии противника баржа села на мель. Шлюпку унесло волной. Несмотря на сложности положения и на серьезную контузию, матрос Шилова не растерялась. Сделав небольшой плот, она добралась на нем до своего порта. Посланный буксир под покровом ночи снял баржу н привел ее обратно  См. В. М. Нейгольдберг. Речной транспорт СССР .

Храбро сражались и женщины-речники Сталинграда. В августе 1942 г., когда над городом шли ожесточенные воздушные бои, вместе с опытными волгарями стояла па своем посту матрос парома Анна Егорова. Даже в самые напряженные моменты сражений, ожесточенных обстрелов и бомбежек она не проявляла ни малейшей растерянности и страха. Не думая о себе, патриотка помогала грузить раненых на паром, а затем переправляла их на левый берег Волги  См. "Гудок", 8 марта 1944 г.. И так каждый день до полного разгрома гитлеровцев под Сталинградом эта простая сталинградская девушка совершала героические поступки.

За самоотверженный труд кочегарам Верхне-Волжского бассейна В. И. Герасимовой и А. А. Кузнецовой было присвоено звание лучшего кочегара бассейна. Звание лучшего матроса было присвоено матросу этого же бассейна О. И. СтоговойЦГАНХ СССР, ф. 9469, оп. 7, д. 10, л. 4..

Женский экипаж буксира "Краснознаменец", капитаном которого была Мария Попова из Костромы, всю навигацию 1942 г. перевозил по Волге военные грузы. Обязанности штурвальных успешно выполняли Клавдия Суркова и Антонина Попова (сестра капитана). Хорошо справлялись с работой и матросы Маргарита Лукьянова и Клавдия Морозова. Да и кочегары Мария Киселева и Александра Тимон не уступали опытным речникам. И не случайно за всю навигацию 1942 г. буксир с женским экипажем ни разу не заходил на ремонт и не имел ни одной аварии ЦГАНХ СССР, ф. 7928, оп. 2, д. 30, л. 21,22 (Антифашистский комитет советских женщин)..

Советский транспорт, несмотря на огромные потери и разрушения во время войны, выдержал колоссальное напряжение и обеспечил все потребности фронта и тыла, и в этом немалая заслуга принадлежит женщинам, работавшим на транспорте.

Неисчислимые примеры трудовых подвигов женщин и промышленности и на транспорте являются свидетельством того, что они не только успешно справлялись со своими нелегкими обязанностями, но и являли собой пример высокой сознательности, организованности, находчивости и мастерства.

 

5. РОЛЬ ЖЕНЩИН КОЛХОЗОВ И СОВХОЗОВ В СОЗДАНИИ

ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ И СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ СТРАНЫ

Суровым испытанием явилась война для тружеников сельского хозяйства страны. Перед колхозным крестьянством встали небывало трудные задачи. Надо было обеспечить сражавшуюся с гитлеровскими полчищами многомиллионную Красную Армию, рабочих и служащих городов продовольствием, а промышленность сырьем. Решение этой проблемы имело исключительное значение и для создания необходимых резервов Красной Армии, и для организации более активной обороны страны.

"Красная Армия не может быть крепкой без больших государственных запасов хлеба, - говорил В. И. Ленин в годы гражданской войны, - ибо без этого нельзя ни передвигать армию свободно, ни готовить ее как следует. Без этого нельзя содержать рабочих, работающих на армию" В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 39, . Партия и Советское правительство провели огромную работу по мобилизации колхозного крестьянства на выполнение этого ленинского указания.

Призывая колхозников к активизации трудовых усилий, М. И. Калинин говорил: "Если бы наше сельское хозяйство пришло в упадок, если бы наши колхозы не повышали урожайность и не давали достаточно хлеба для Красной Армии, то, как бы наше правительство ни стремилось улучшить питание красноармейцев, они бы недоедали. Ну, а тогда они были бы и не в силах так успешно бороться. Вы представляете себе, что означает во время войны недостаток продовольствия для армии? Это - нечто близкое к проигрышу войны". "Хлеб, мясо, овощи для армии столь же необходимы, как и боеприпасы"  М. И. Калинин. О колхозном строе .

Решать продовольственную и сырьевую проблему пришлось в условиях значительного сокращения посевных площадей и пастбищных угодий, резкого сокращения сельскохозяйственной техники, уменьшения поголовья рабочего скота. Ведь уже к ноябрю 1941 г. страна лишилась территории, на которой до оккупации немецко-фашистскими захватчиками проживало около 40% населения, производилось 38% зерна, 84% довоенного производства сахара, находилось 38% крупного рогатого скота и 60% свиней. Большое количество сельскохозяйственной техники и рабочего скота было отдано колхозами на нужды обороны. Так, в первые же дни войны Украина направила в армию 9300 тракторов, много лошадей и почти все машины. Такое же положение наблюдалось и в других районах страны. Например, в колхозах Западной Сибири в 1941 г. было мобилизовано для армии тысячи тракторов с общей мощностью в 103 347 лошадиных сил и 146,6 тыс. рабочих лошадей, что составило почти 20% всех лошадейСм. П. Вознесенский. Военная экономика . Так же обстояло дело и с рабочей силой колхозной деревни. Многие колхозники-мужчины да и женщины были призваны в армию, ушли на работу в промышленность, на транспорт и строительство. Например, уже в первый год войны только из колхозов тыловых районов страны в промышленность ушло 1,9 млн. трудоспособных колхозников-мужчин.

За все же годы войны колхозы страны дали армии и промышленности 13,5 млн. человек, что составило 38% всех трудоспособных, колхозников. В их числе 12,4 млн. мужчин и свыше 1 млн. женщин См. "Советская экономика в период Великой Отечественной <a name=войны 1941-1945гг.", стр. 248.">. Немало было мобилизовано людей из совхозов.

Недостаток трудовых ресурсов в сельском хозяйстве частично был возмещен вовлечением в колхозное и совхозное производство престарелых, подростков. Так, если в 1940 г. в колхозном производстве работало 60% подростков, то в 1942 г.- 95%, престарелых и больных - соответственно 90 и 96%. В 1944 г. трудоспособных мужчин было немногим более четверти от довоенного 1940 г.См. Ю. В. Арутюнян. Советское крестьянство в Основная часть трудовых усилий легла на плечи женщин-колхозниц.

Колхозный строй выдержал в годы войны проверку своей силы и жизненности, прочности союза рабочих и крестьян. Великая Отечественная война показала несравненное преимущество социалистической системы над капиталистической, крепость и нерушимость колхозного строя, высокий патриотизм и самоотверженность колхозного крестьянства, которое решало важную задачу военного времени.

Изменения в общественных отношениях, коллективный, механизированный труд, громадная воспитательная работа, проведенная партией в довоенные годы, изменили сознание крестьянства, его психологию, весь духовный облик деревни. Колхозное крестьянство стало активным строителем нового, социалистического общества, надежной опорой Советской власти. За годы строительства социализма произошло дальнейшее укрепление союза рабочего класса с крестьянством, руководимого Коммунистической партией, превращение этого союза в нерушимую дружбу двух социалистических классов Страны Советов. Их цели и задачи стали неразделимыми, едиными. Сложилось морально-политическое единство советского общества - важнейший источник силы и могущества нашей страны.

Далее...