Социальный статус

Новикова Э. С., Языкова В. С., Янкова З. Л. Женщина. Труд. Семья (социологический очерк). М., Профиздат 1978.
 
В начало документа
В конец документа

Новикова Э. С., Языкова В. С., Янкова З. Л.

Женщина. Труд. Семья


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Домашний труд женщины

Влияние профессиональной деятельности женщины на семью многогранно и многопланово. С одной стороны, оно ведет к повышению жизненного уровня семьи, расширению ее социальных контактов.

С другой стороны, способствуя развитию личности женщины, поднимая ее общественный престиж, обогащая духовную жизнь, профессиональный труд резко повышает роль женщины в семье, в быту. Это, в свою очередь, содействует установлению равенства в семье, рациональному разделению и кооперации домашнего труда.

Вместе с тем, как убедительно показывают социологические исследования, решение проблем женского труда в современных условиях связано с преодолением ряда противоречий.

Наиболее существенная из них - "двойная" занятость женщины, совмещение ею своей профессиональной роли с ролью матери и жены. Приветствуя женщин-делегатов XVI съезда профессиональных союзов СССР, товарищ Л. И. Брежнев сказал: "Мы еще далеко не все сделали, чтобы облегчить двойную ношу, которую они несут и дома, и на производстве. Но тем больше оснований произнести слова признательности, обращенные к нашим матерям, женам и сестрам, слова благодарности за их самоотверженный труд" [6, с. 10].

Трудности, связанные с совмещением профессиональных и семейных ролей, во многих случаях отрицательно сказываются на производственной и социальной активности женщин-работниц: они недостаточно участвуют в творческой и рационализаторской деятельности, в работе общественных организаций. Те же трудности нередко порождают конфликтные ситуации и напряженность в семье.

Разрешить указанные противоречия можно, создав условия для оптимального сочетания профессиональных и семейных ролей как женщины, так и мужчины. А для этого необходимо более тщательно изучать ту сферу жизнедеятельности людей, которая связывается с понятиями "домашний труд" и "семейно-бытовые отношения". Это важно еще и потому, что в последнее время все чаще проявляется, особенно у молодежи, скептическое и даже негативное отношение к работе по дому как к деятельности, лишенной якобы общественного смысла.

Такое отношение, думается, во многом объясняется тем, что домашний труд все еще во многом остается механическим и непродуктивным. Кроме того, и в современных условиях он отнимает у женщины еще очень много сил и времени.

Женщины-работницы расходуют на ведение домашнего хозяйства в среднем 3-3,5 часа в день. Это, несомненно, мешает разностороннему культурному развитию женщин, ведет к понижению их социальной активности.

Негативному отношению к домашнему труду способствовало в какой-то мере и недостаточно четкое определение понятия "домашний труд" в научной литературе. Конкретно-социологические исследования, как правило, ограничиваются анализом структуры необходимого времени, которым измеряется занятость человека в быту. При таком подходе весь домашний труд часто сводят к ведению домашнего хозяйства, и отсюда делается однозначный вывод о неизбежности его отмирания по мере утраты семьей функций хозяйственной ячейки. Домашний труд в связи с этим оценивается как пережиточный, подчеркивается его низкая производительность и внеобщественная направленность. В результате неизбежен вывод, что, будучи трудом непроизводительным, непосредственно не обобществленным и не создающим потребительской стоимости, домашний труд не имеет перспектив для дальнейшего развития.

Подобная однозначная оценка всего домашнего труда неправомерна. В условиях нарастающей научно-технической революции развитие личности человека, его способности к творчеству имеет непосредственно практическое значение, поэтому домашний труд, связанный, например, с воспитанием детей, взаимовоспитанием супругов, нельзя целиком отнести к труду непроизводительному.

В то же время нельзя безоговорочно оценивать труд в домашнем хозяйстве как производительный и, исходя из этого, считать домашнее хозяйство категорией. которая в качестве самостоятельной сферы приложения труда сохранится и в будущем, несмотря на развитие общественных форм удовлетворения бытовых потребностей населения.

Для решения этой. проблемы необходим дифференцированный подход к различным видам домашнего труда, глубокий анализ его характера и содержания, соотношения репродуктивных (механических) и продуктивных (творческих) его функций.

Целесообразно различать труд в домашнем хозяйстве, направленный прежде всего на обслуживание членов семьи, уборку помещений, стирку и т. п., и домашний труд в целом, включающий, кроме того, воспитательные, организаторские, эстетические и другие творческие по своей сущности функции, которые можно сопоставить с видами деятельности, отнесенными Энгельсом к категории "возвышенных". Следует при этом иметь в виду, что, хотя труд в домашнем хозяйстве направлен на удовлетворение потребностей отдельной семьи или индивида, он является общественно полезным, так как способствует приумножению материальных и духовных богатств общества, а также воспитанию и формированию человека. Для оценки домашнего труда недостаточно одного лишь политэкономического анализа, необходим глубокий социологический анализ характера и содержания домашнего труда, что позволит глубже понять тенденцию его изменений в настоящем и будущем.

Изменение характера домашнего труда проявляется прежде всего в том, что в связи с развитием материального производства и сферы обслуживания одни его функции передаются общественным учреждениям бытового обслуживания, другие - трансформируются. Перерастание социалистических производственных отношений в коммунистические ведет к преодолению относительной экономической обособленности домашнего труда.

Эти процессы свидетельствуют о тенденции сближения сферы быта со сферой производства. Разумеется, оптимальное их сближение - более или менее далекая перспектива, а полного их слияния не произойдет, по-видимому, никогда, но уже сейчас очевидно: содержание домашнего труда, изменяясь, приобретает иной характер.

Эта тенденция прослеживается при изучении как объективных данных, так и субъективных устремлений членов нашего общества. Например, в ходе проводившегося Институтом социологических исследований АН СССР опроса были предложены на выбор следующие ответы на вопрос "Чем вызывается необходимость домашнего хозяйства?": стремлением сократить материальные расходы семьи, создать бытовые удобства, организовать семейные трапезы, досуг и тем самым сплотить семью, увеличить свободное время других членов семьи.

Около 82 процентов опрощенных подчеркнули два последних ответа, что подтверждает явное изменение направленности хозяйственной деятельности семьи.

Дальнейшее развитие общественных форм обслуживания, улучшение его качества приведет к изменению содержания домашнего труда: сначала к совершенствованию его самых малопроизводительных и репродуктивных функций (мытье полов, уборка помещения, стирка и др.), а затем к постепенной передаче их общественным учреждениям бытового обслуживания.

"Действительное равноправие мужчины и женщины может, по моему убеждению, осуществиться лишь тогда,-писал Ф. Энгельс,-когда будет уничтожена эксплуатация капиталом и тех и других, а ведение домашнего хозяйства, которое является теперь частным занятием, превратится в отрасль общественного производства" [1, т. 36, с.294].

Превращение общественного бытового обслуживания в высоко развитую отрасль современной индустрии, расширение сети бытовых предприятий, значительное увеличение их персонала и повышение его профессионального уровня партия рассматривает как одну из насущных задач экономического развития.

Социологический анализ процесса обобществления быта, однако, приводит к заключению, что этот процесс не протекает равномерно. Для развития сферы бытового обслуживания характерны противоречия как субъективного, так и объективного свойства.

Практика показывает, чем больше удовлетворена женщина содержанием и характером своей профессиональной деятельности, тем чаще она обращается к услугам службы быта, тем больше стремится механизировать работу по дому, чтобы высвободить время для повышения профессиональных знаний, общей культуры и для общественной деятельности. И, наоборот, чем меньше удовлетворена работница содержанием своего труда, чем ниже ее образование, тем больше игнорирует она бытовые машины, рассчитывая лишь с помощью собственных рук поддержать порядок в доме.

При этом часть женщин отдает предпочтение так называемой малой механизации, то есть оснащению дома бытовыми приборами, придавая меньшее значение индустриализации быта, которой отводит в основном вспомогательную роль. Это обусловлено рядом причин. Нередко предприятия бытового обслуживания находятся далеко от дома, не могут удовлетворить всех желающих, что создает очереди, па которые уходит много времени. Не все услуги этих предприятий пользуются престижем у населения из-за невысокого качества исполнения. Наибольший спрос существует на те услуги, которые не могут быть выполнены своими силами. Это прежде всего относится к химической чистке одежды, пошиву верхней одежды, ремонту обуви, квартир и т. д.

Как часто обращаются работающие женщины к помощи предприятий бытового обслуживания, какие виды услуг предпочитают, показал опрос ленинградских работниц (табл. 10).

Таблица 10

Систематическое пользование услугами предприятий бытового обслуживания*

* Харчев А. Г., Голод С. И. Профессиональная работа женщин и семья. Л., "Наука", 1971, с. 82.

Как видно из таблицы, больше половины опрошенных работниц пользуются услугами химической чистки и очень незначительная их часть обращается к помощи прачечной. Среди причин, заставивших отказываться от пользования прачечными, были указаны следующие: неудовлетворительное качество стирки, длительные сроки исполнения, удаленность от дома.

Большинство опрошенных женщин высказалось за дальнейшее совершенствование бытового обслуживания, за повышение качества предоставляемых услуг. По их мнению, питание семьи в столовой обходится дороже, чем дома (более 50 процентов опрощенных), не дает пока выигрыша ни во времени, ни в качестве пищи - "Невкусно готовят" (30 процентов опрошенных). Кроме того, меню в столовых не рассчитано на семейные обеды: в нем не учтено детское питание, питание для пожилых людей и т. п. Помещения столовых, режим их работы также не способствуют тому, чтобы их посещали семьями. Только 0,8 процента опрошенных работниц не пользуются столовой потому, что им нравится готовить еду самим [20, с. 85].

В связи с этим особое значение приобретает проблема рационального разделения и кооперации домашнего труда.

Революционное преобразование общества, уничтожая эксплуатацию человека человеком, "отчуждение" человека от общества, ведет к постепенному преодолению искаженного отношения к действительности. К числу таких "искажений" относится и взгляд на домашнюю работу как на специфически "женское дело".

Таблица 11

Основные затраты времени, связанные с. домашним трудом (в часах и минутах) *

* Левин Б. М. Мотивация женского труда и семейно-бытовые отношения. М., 1970, с. 7. (ИСИ АН СССР).

Социологические исследования, проведенные в нашей стране, показали относительную живучесть этой старой, патриархальной точки зрения на распределение семейных обязанностей.

В настоящее время удельный вес семей, в которых достигнута полная кооперация домашнего труда, составляет примерно 35-55 процентов. В остальных семьях либо существует частичная кооперация, либо по-прежнему большую часть обязанностей по дому выполняет женщина.

О неравномерности распределения нагрузки между мужем и женой говорят данные таблицы 11.

Между тем, как свидетельствуют многочисленные выборочные социологические исследования, справедливое распределение домашних обязанностей все чаще определяет удовлетворенность женщины браком. Если в семьях, где домашние обязанности целиком или почти целиком выполняет жена, только 21,6 процента женщин оценивают свой брак как счастливый, а больше 40 процентов-как неудачный, то в семьях, где оба супруга несут одинаковую нагрузку, счастливых браков 60,8 процента, а неудачных-лишь 5,6 процента. [25]

Привычный стереотип, согласно которому только жена должна выполнять обязанности по дому, все больше разрушается в сознании женщины. Лишь очень незначительная часть (15 процентов).- работниц считает, что мужа не следует обременять домашними обязанностями. Это, как правило, женщины пожилого возраста со сравнительно низким уровнем как профессиональной, так и общей культуры.

Справедливое разделение домашнего труда более характерно для молодых семей, где супругам не более 24-25 лет, и для семей с уровнем образования не ниже среднего.

Кроме того, степень кооперации зависит и от структуры, типа семьи и этапа ее развития. Чем оптимальней структура семьи, чем в большей степени ее члены связаны между собой общими потребностями, установками, тем полней кооперация домашнего труда. В малых, состоящих из одной супружеской пары, семьях кооперация труда осуществляется более последовательно, чем в больших, включающих представителей нескольких поколений, где сохраняется, как правило, традиционный бытовой уклад. Кооперация труда полнее проявляется на первых этапах развития семьи.

Социологи социалистических стран при оценке домашнего труда все чаще исходят из принципа формирования личности женщины. Те функции домашнего труда, которые создают простор для самовыражения женщины, формируют ее как личность (воспитание детей, организация свободного времени), рассматриваются как деятельность, органически присущая современной семье и имеющая основания для дальнейшего развития. А те функции домашнего труда, которые, напротив, тормозят процесс формирования личности (обслуживание семьи), расцениваются как бесперспективные. Они должны быть постепенно переданы высокомеханизированным и автоматизированным предприятиям бытового обслуживания, создаваемым по мере развертывания научно-технической революции. В силу. этого процессы кооперации и разделения домашнего труда между членами семьи, и в первую очередь между мужем и женой, в дальнейшем будут касаться главным образом функций творческого характера. Таковы тенденции будущего развития домашнего труда, порожденные научно-технической революцией и непосредственно связанные с общими целями коммунистического общества.

Воспитание детей

Среди свобод, прав и обязанностей, закрепленных в новой Конституции СССР, впервые предусмотрена обязанность "заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества" [4, ст. 66].

Появление этой статьи обусловлено социально-экономическими и культурными преобразованиями, которые произошли в жизни нашего общества. Конституционное право каждого советского человека на образование, на труд в соответствии со своими способностями, потребностями, знаниями предопределило рост его воспитательных возможностей. Воспитание стало важнейшей функцией советской семьи, а гармоническое сочетание общественных и семейных его форм-характерной чертой советского образа жизни.

Рост числа детских учреждений, многообразие форм их работы свидетельствуют о том, что общественное воспитание детей и подростков приобретает все большую популярность и признание, однако воспитательное влияние семьи на детей при этом не только не снижается, а, наоборот, усиливается, так как обогащается опытом в процессе совместной воспитательной деятельности.

Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка, во-первых, путем непосредственного целенаправленного воздействия на него взрослых членов семьи, прежде всего матери и отца, и, во-вторых, всем строем, образом жизни, который определяется не только и не столько уровнем благосостояния семьи, сколько ее социальными ориентациями, структурой материальных и духовных потребностей, способами и формами их удовлетворения.

Содержание и формы воздействия родителей на личность ребенка во многом зависят от того, насколько их моральные установки соответствуют политическим, нравственным, эстетическим установкам общества, насколько органично семейные интересы сочетаются с общественными. Характер этого воздействия во многом зависит и от педагогической подготовленности родителей. знания ими психологических особенностей развития ребенка, умения соразмерять семейное воздействие с общественным, с влиянием школы, средств массовой информации и т. д.

Воспитательный эффект семейного воздействия значительно возрастает, если ребенок активно участвует в жизнедеятельности семьи, в принятии семейных решений, прилагает все усилия для самовоспитания и самосовершенствования. Особенно это важно для процесса воспитания подростка.

Семейное воспитание, таким образом, включает и объективные условия и субъективную деятельность, элементы спонтанности и сознательности. Все эти компоненты взаимосвязаны, образуют непрерывную цепь сложных причинно-следственных зависимостей.

Характер и степень участия женщины в общественной жизни служит основой оптимального осуществления ее организаторских и воспитательных функций в семье. Как справедливо отмечал А. С. Макаренко, "настоящей матерью, воспитывающей, дающей пример, вызывающей любовь, восхищение, желание подражать, будет только та мать, которая сама живет настоящей полной человеческой, гражданской жизнью" [29, с. 441-442], В этом случае противоречия: "профессиональная работа женщины и семья" и "новые и старые функции женщины в семье"-теряют антагонистический характер, постепенно преодолеваются.

Снимая с женщины определенную часть нагрузки по уходу за детьми, общество предоставляет ей больше возможностей для духовного роста и тем самым создает лучшие условия для воспитания детей и подростков в семье. Из года в год повышается педагогическая культура родителей, как отца, так и матери. Например, проведенные в харьковском Дворце новорожденных исследования показали, что уровень педагогической просвещенности опрошенных матерей довольно высок (табл. 12).

Таблица 12

Степень осведомленности родителей в области педагогики, медицины, психологии перед рождением ребенка*

* Производственная деятельность женщины и семья. Минск, 1972, с. 200.

Общее образование, которое получает советская женщина, также помогает принимать правильные педагогические решения, преодолевать многие трудности в процессе воспитания детей и подростков. Дело не только в том, что образованная, культурная женщина глубже проникает в психологический мир своего ребенка, разбирается в особенностях его характера и поступков, но и в том, что высокий уровень духовных потребностей и запросов родителей определяет семейную атмосферу, влияние которой особенно велико в период становления личности.

Атмосфера духовной, интеллектуальной жизни семьи незаменима для правильного формирования личности ребенка. Содержание бесед, характер проведения свободного времени, выбор книг для чтения и обсуждения, умение ответить на самые разнообразные запросы ребенка-все это предопределяет высокий престиж матери в семье, повышает ее воспитательный потенциал. К детям переходит ее увлеченность профессией, ее многообразные интересы, общественная активность.

В этом отношении представляют определенный интерес данные социологического исследования о распределении между супругами обязанностей по воспитанию детей. Гуляют с детьми, посещают с ними культурные учреждения, проверяют их уроки, как правило, и отец. и мать. Однако мать чаще беседует с детьми о семейных делах (в нашем исследовании-75,4 процента женщин. 67,2 процента мужчин), о прочитанных книгах, просмотренных спектаклях (56,7 и 48,9 процента), о политических и общественных событиях (45,5 процента женщин, 25 процентов мужчин), о производственной и общественной работе (60,4 процента женщин, 36,4 процента мужчин) [26, с. 104]. Все это свидетельствует не только о высоком авторитете матери в глазах детей, по и ее больших воспитательных возможностях.

Общая направленность воспитательной деятельности супругов зависит от общности их интересов. Упомянутое выше обследование показало, что 71,5 процента супругов часто беседуют друг с другом об общих семейных делах, 52,3 процента-о прочитанных книгах и просмотренных спектаклях, фильмах, телевизионных передачах, 37 процентов-о политических и общественных событиях, 50,2 процента-о производственной и общественной работе, учебе, наконец, 32 процента супругов имеют общие любительские занятия и увлечения.

Естественно, эта общность интересов оказывает непосредственное влияние и на воспитание детей, и на самовоспитание и взаимовоспитание супругов, то есть на осуществление важнейших функций современной семьи в социалистическом обществе. Отражая новую структуру внутрисемейных отношений, общность интересов иллюстрирует и характерную для социализма общность целей семьи и общества.

Становление новой семейной кооперации, справедливое распределение всех домашних обязанностей укрепляют отношения в семье. Однако данные многочисленных исследований свидетельствуют о том, что как по времени, так и по формам участия в воспитании детей мужчина часто уступает женщине, что отрицательно сказывается и на отношениях между супругами, и на отношениях между родителями и детьми. Социологи Тартуского государственного университета, в частности. установили, что отношения детей с матерью складываются в большинстве случаев благоприятнее, чем с отцом. Юноши и девушки в большей мере считаются с советами и требованиями матери, больше общаются и дружат с нею, и поэтому степень ее влияния на них выше.

Возросший авторитет матери - отражение активной деятельности женщин как в общественной, так и в семейно-бытовой сферах. Женщина широко пользуется предоставленными ей обществом условиями и для обогащения своей личности, и для наполнения новым содержанием семейного общения. Это не умаляет значения отцовского авторитета и его роли в воспитании детей. Отцовское влияние не может быть подменено материнским или влиянием детских учреждений. Наибольший эффект, как показали многочисленные исследовании. дает сочетание воспитательных усилий матери и отца, общественных и семейных форм воспитания.

Это хорошо сознают в семьях, где последовательно осуществляется кооперация домашнего труда, полнее взаимопонимание между супругами. Напомним, что такая кооперация встречается чаще в молодых семьях с достаточно высоким уровнем образования супругов. Поскольку с введением всеобщего среднего образования культурный уровень населения будет расти, постольку эта тенденция будет развиваться и крепнуть как в городе, так и на селе, как в центре, так и на местах.

В современных условиях процесс воспитания в семье значительно усложнился. Научно-техническая революция повлекла за собой существенные изменения в быту, в общении, организации досуга семьи. Урбанизация, миграционные процессы, совершенствование средств передвижения, увеличение объема культурной информации, получаемой с помощью радио, телевидения, кино, раздвинули домашний мир семьи, расширили ее связи, дали возможность почувствовать свою сопричастность событиям, происходящим далеко за пределами семьи, расширили кругозор и старшего, и младшего поколения. Но эти же причины привели и к ослаблению социального контроля со стороны непосредственного окружения детей (семьи, соседей, родственников, знакомых).

Отделение профессионального труда от семейного резко сузило возможности трудового воспитания путем участия детей в общем с другими членами семьи посильном производительном труде. Трудовое воспитание в современной семье занимает незначительное место и преимущественно связано с нетворческими, рутинными видами домашнего труда, оно не приучает детей к работе, требующей длительного волевого усилия, связанной с психическими и физическими нагрузками. В то же время семья продолжает играть решающую роль в формировании у подростков отношения к труду, мотивов труда, остается основным советчиком в выборе профессии, жизненного пути. Семейное трудовое воспитание в связи с этим нельзя рассматривать как изолированный процесс, здесь необходимы совместные усилия семьи, школы, производственного коллектива.

В настоящее время большую помощь в воспитании подростков оказывают семье и школе профсоюзные организации. Планами социального развития предприятий предусматривается широкое строительство детских дошкольных учреждений, пионерских лагерей, Домов детского творчества и т. п.

Все больше профсоюзных организаций включается в работу по трудовому воспитанию школьников, оказывая семье помощь в профессиональной ориентации молодежи, в развитии у нее творческих интересов, формировании подлинно коммунистического отношения к труду.

Так, например, на московском заводе автоматических линий "Станколиния" имени 50-летия СССР уже несколько лет действует система профориентации "школа-ПТУ-завод". Создан специальный совет, возглавляемый директором завода. В совете работают представители общественных организаций, педагоги подшефных школ, преподаватели профессионально-технического училища, рабочие, инженеры предприятия, родители. Перед учащимися школ № 71 и 459 Ждановского района г. Москвы, над которыми шефствует завод, выступают лучшие специалисты предприятия. В учебное расписание введены уроки по рабочим профессиям. Комсомольская организация завода также отвечает за воспитание своих подшефных. Для ребят проводятся дни науки, техники, производства, экскурсии на завод, их знакомят с условиями труда и быта рабочего коллектива. В классах, где с учащимися занимается молодежь завода, повысилась успеваемость, возрос интерес к производству, к трудовому коллективу.

Далее...