Женское движение, социальная активность

Павлюченко Э. А. Женщины в русском освободительном движении от Марии Волконской до Веры Фигнер. М., Мысль, 1988. С. 1-272.
 
В начало документа
В конец документа

Павлюченко Э. А.

Женщины в русском освободительном движении от Марии Волконской до Веры Фигнер


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Это были трудные годы для революционной России: первый демократический натиск на самодержавие был отбит и в стране наступила реакция; учителя и вожди разночинской молодежи - Чернышевский, Добролюбов, Михайлов, Серно-Соловьевич - ушли из жизни или томились в неволе, герценовский "Колокол" утратил былое влияние. В движение вступали молодые, незрелые люди, жаждавшие активных действий. В этой обстановке в центре революционной борьбы оказались революционеры-фанатики типа Н. А. Ишутина и Д. В. Каракозова. Крайне самоотверженные и преданные народу, они вместе с тем отличались примитивными представлениями о революции, ограниченными, узкозаговорщическими и террористическими тенденциями, которые нашли свое наиболее концентрированное выражение в нечаевщине25.

Политический инфантилизм и гражданская незрелость особенно характерны были для женщин, которые только приобщались к революционной борьбе. С революционерами-фанатиками их объединяло "нетерпение сердца", жажда деятельности и действий, усугублявшиеся отсутствием определенных занятий, материальной необеспеченностью, неясностью конечных целей.

Вера Засулич, активный участник революционных выступлении конца 60-х годов, вспоминала о том времени, названном жандармами "горячкой сходок", как о времени беспрерывных обсуждений, собраний, сборов на частных квартирах, когда "всем приходилось, конечно, стоять, и теснота бывала обыкновенно невозможная"26. В той тесноте - "человек 10 -15 женщин": В. И. Засулич, героиня нечаевского процесса А. Д. Дементьева, близкая к С. Г. Нечаеву Е. X. Томилова, сестры нечаевцев Святская и А. Нечаева и др. В кружке Д. Воскресенского принимали участие А. И. Колачевская, Е.З. Козловская, Е. И. Засулич, участницы ишутинских артелей27. В накаленной обстановке любая революционная пропаганда находила живой отклик, особенно среди женщин, неудержимо рвавшихся в бой.

Женщины, привлекавшиеся по делу Каракозова, не имели непосредственного отношения к террористическому акту. Большинство из них были связаны с тайным обществом ишутинцев посредством участия в не разрешенных правительством ассоциациях, главным образом в швейной мастерской сестер Ивановых. Революционерок арестовали после провала ишутинцев, последовавшего за неудавшимся покушением на царя члена этого общества Д. В. Каракозова; руководствовавшегося, как и Н. А. Ишутин, принципом "цель оправдывает средства". Женщины в тот раз оказались "без вины виноватыми", однако, когда наступил следующий "пик" правительственных репрессий, связанных с делом нечаевцев, полиция вновь обратила внимание на некоторых из них, замеченных в 1866 г. И не только потому, что они уже были "запятнаны", а потому, что не бездействовали несколько лет, прошедших между двумя процессами. В числе привлеченных к делу были участницы ишутинской швейной артели-Е. Л. Иванова, А. Н. Колачевская, М. Л. Моткова, Е. И. Засулич, Н. Балчужникова. Елизавета Капитоповна Оболенская, жена Л. Е. Оболенского и сестра А. К. Маликова - революционеров-шестидесятников, лично причастная к замыслу освобождения Чернышевского, привлекалась и по делу Каракозова, и по делу нечаевцев.

К следствию по делу нечаевцев привлекли 30 женщин, т. е. третью часть участниц революционного движения 60-х годов, зафиксированных в био-библиографическом словаре. Восемь из них судились по процессу 1871 г.- впервые в истории политических разбирательств в России, на что указал в своей речи адвокат Е. И. Утин.

 

В свое время Ф. М. Достоевский писал о замысле "Бесов": "Я хотел поставить вопрос, и сколько возможно яснее, в форме романа, дать на него ответ: каким образом в нашем переходном и удивительном современном обществе возможны - не Нечаев, а Нечаевы, и каким образом может случиться, что эти Нечаевы набирают себе под конец нечаевцев?.. Как можно, чтоб Нечаев мог иметь успех? Меж тем несколько предвзятых понятий, чувство чести. Ложное понятие о гуманности. Самое мелкое самолюбие... даже и честный, и простодушный мальчик, даже и хорошо учившийся, может подчас обернуться нечаевцем... разумеется, если попадет на Нечаева: это уж sine qua non"28.

Еще, можно сказать, противоестественнее, что в орбите С. Г. Нечаева, попиравшего своей псевдореволюционностью, методами шантажа и провокаций всякую нравственность и человечность, оказались девочки, честные, простодушные и даже хорошо учившиеся. Следует отметить, что в пресловутом "Катехизисе революционера" Нечаев огромное значение придавал "содействию женщин", которые делились им на три разряда по мере их полезности революционному делу: 1) "пустые, обессмысленные и бездушные", 2) "горячие, преданные, способные, но не наши, потому что не доработались еще до настоящего бесфразного и фактического революционного понимания" (под которым, как мы теперь знаем, Нечаев понимал бездумное и беспрекословное подчинение), 3) "совсем наши, то есть вполне посвященные и принявшие всецело нашу программу... Они нам товарищи. Мы должны смотреть на них, как на драгоценнейшее сокровище наше, без помощи которых нам обойтись невозможно"29.

Известно, что сам Нечаев обладал таким магнетизмом, производил такое сильное впечатление своей убежденностью и одержимостью, что даже в условиях строжайшей изоляции Алексеевского равелина, куда был заключен позднее, сумел распропагандировать свою стражу. Нужно ли удивляться, что, например, его сестра Анна, "простая, почти безграмотная" девушка, "просто обожала брата, гордилась им безмерно"30.

 

Да что говорить про Анну Нечаеву, если даже Вера Засулич, имевшая ко времени знакомства с Нечаевым определенный революционный опыт и раньше многих других распознавшая и отвергшая его иезуитско-мистификаторские методы борьбы, все же согласилась дать ему свой адрес для получения писем из-за границы, за что и поплатилась двухлетним заточением в Литовском замке и Петропавловской крепости с последующей ссылкой.

Конечно, говорить о "посвященности" всех женщин, причастных к делу нечаевцев, не приходится. Да и степень причастности каждой была весьма различна: на скамье подсудимых оказалось лишь восемь из них.

Одной из центральных фигур процесса стала Александра Дмитриевна Дементьева (1850-1922 гг.). Мещанка по происхождению, в 1867 г. она окончила Мариинскую гимназию в Петербурге. Активно участвовала в студенческих "беспорядках" 1868-1869гг., напечатала в 40 экземплярах прокламацию "К обществу" своего жениха П. Н. Ткачева. При обыске в марте 1869 г. у нее обнаружили типографский шрифт и набор, за что она была арестована.31

П. Н. Ткачев, идеолог русского бланкизма, имя которого было уже достаточно известно в революционных кругах, вместе с Нечаевым возглавлял наиболее левую и решительно настроенную часть студенчества. Нечаев скрылся за границей еще до открытого выступления петербургских студентов, Ткачева арестовали и судили по процессу нечаевцев. Показательно, что позднее П. Н. Ткачев в отличие от большинства революционеров, осудивших тактику Нечаева, не сделал этого, признавая допустимыми все средства для достижения цели32. Можно предположить, что такой же точки зрения придерживалась и А. Д. Дементьева, ставшая к тому времени его женой. На суде она произнесла речь, перепечатанную многими газетами. Это было первое публичное выступление женщины на политическом процессе, в котором значительное место уделялось специально женскому вопросу, бесправному положению женщин в России, толкавшему их на борьбу с царизмом. "Даже те немногие отрасли знаний, которые предоставлены женщинам, обставлены такими преградами, что весьма немногие имеют возможность пользоваться этими средствами"33,- сказала Дементьева. Она указала на активный протест как на естественный выход из этой противоестественной ситуации.

 

С заседания суда Александра Дмитриевна отправилась в Петропавловскую крепость с букетом цветов, купленным ей (разумеется, с разрешения либерального начальства) обвиняемым Феликсом Волховским, В городе начался сбор денег на приданое ей. Дементьева была приговорена к четырем месяцам тюрьмы. Отбыв тюремное заключение и последующую ссылку, в 1874 г. она получила разрешение выехать за границу к бежавшему туда ранее мужу, но при условии невозвращения на родину. Разрешение вернуться в Россию было ей дано только в 1903 г. (через 18 лет после смерти Ткачева). А. Д. Дементьева приехала из эмиграции с дипломом доктора и врачебной практикой, которую продолжила на родине. Она работала врачом в русско-японскую войну и в 1905г. арестовывалась за пропаганду среди солдат. В 1906 г. Дементьева боролась с холерной эпидемией. Умерла она в Воронеже, где прошли последние годы ее жизни.

Совсем другую роль в процессе играла Варвара Владимировна Александровская (урожденная Чирикова) - дочь подпоручика, жена коллежского советника, по профессии - акушерка. Она родилась в 1833 г. в Калужской губернии. Первый раз была арестована в 1862 г. в Петербурге за революционную пропаганду в воскресных школах и после трех месяцев пребывания "в смирительном доме" выслана под строгий надзор полиции в Тульскую губернию. Уже тогда Александровская предлагала свои услуги жандармам. В 1867 г., после раскаянного прощения, она получила разрешение вернуться в Петербург под поручительство мужа и гласный надзор полиции. Это не помешало ей в 1869 г. примкнуть к нечаевцам, стать членом "Народной расправы". В конце того же года Александровская вместе с Нечаевым скрылась за границу. В январе 1870 г. при возвращении из Швейцарии ее арестовали на границе, обнаружив прокламации. Во время суда Александровская - единственная из подсудимых - выражала раскаяние. Более того, она предлагала свои услуги для поимки Нечаева. Выявленные факты дают советским исследователям основание предполагать, что роль Александровской в процессе нечаевцев была провокационной34. "За злоумышленное распространение преступных сочинений" Александровскую сослали в Западную Сибирь, где она, будучи уже в солидном для тех времен возрасте, вновь вышла замуж - за ссыльного Богемского. Дальнейшая ее судьба неизвестна35.

 

Подсудимые Е. И. Беляева и Е. X. Томилова были тесни связаны с самим С. Г. Нечаевым. Беляева, приехавшая из Калуги в Москву, чтобы поступить на женские курсы, в сентябре 1869 г. стала членом нечаевского кружка Долгова. По замыслу Нечаева, она должна была ехать с ним за границу, но была арестована. Томилову задержали значительно раньше, в апреле 1869 г., после обыска, во время которого обнаружили конспиративные письма, в том числе и от Нечаева. Еще две подсудимые - А. И. Успенская и Е. Н. Лихутина состояли в родственных отношениях с нечаевцами. Лихутина участвовала в петербургском нечаевском кружке, организованном двумя ее братьями. А. И. Успенская, сестра Веры Засулич, была женой П. Г. Успенского, одного из учредителей "Народной расправы" и участников убийства студента И. Иванова, отказавшегося слепо повиноваться Нечаеву. Наконец, Ю. В. Бобарыкова и Л. Е. Воронцова (обе оправданы судом) были повинны главным образом в знакомстве со многими из нечаевцев. Характерно, что все эти женщины не отличались молодостью, особенно по тем временам ранней активности: только Дементьевой и Воронцовой было по 20 лет. Успенской исполнилось 23 года, пяти остальным-свыше 25 лет; Александровская (37 лет) и Томилова (31 год) были самыми старшими* среди 79 подсудимых того в целом молодежного процесса, а, следовательно, все они должны были осознанно нести ответственность за свои поступки.

Разумеется, о многих замыслах Нечаева эти женщины и не подозревали. Достаточно сказать, что "Катехизис революционера", например, был обнародован впервые только на суде. Вместе с тем трудно представить, чтобы жена П. Г. Успенского-А. И. Успенская - могла не знать (или не догадываться) об убийстве, тем более что даже на процессе, разоблачившем нечаевские методы шантажа и мистификаций. Успенский не раскаивался в убийстве Иванова, считая подобный акт допустимым в революционной практике. Большинство женщин было оправдано судом: кроме Дементьевой и Александровской понесла наказание только Беляева, приговоренная к двум месяцам тюремного заключения, по отбытии которого она должна была пять лет находиться под строгим надзором.

Однако этот факт можно объяснить не столько непричастностью женщин к убийству, сколько, с одной стороны, тактикой подсудимых (почти все они вообще ни в чем не сознавались или запутывали следствие разноречивыми показаниями), с другой-исключительными условиями судебного процесса, являвшегося первым политическим процессом, проходившим на основе судебных уставов 1864 г., "при добросовестном соблюдении всех процессуальных норм и, главное, в условиях почти неограниченной гласности"37.

Демократически настроенная защита, показания подсудимых-в большинстве своем честных, самоотверженных и бескорыстных людей - выявила пропасть между их побуждениями и авантюристическими замыслами Нечаева, умело пользовавшегося революционной одержимостью молодежи, особенно женщин. И в этом смысле процесс нечаевцев, как и нечаевщина вообще, стал полезной школой для развитая революционного самосознания, в том числе и женщин - участниц освободительной борьбы. Так, М. О. Антонова, ставшая женой известного народника Ф. В. Волховского, в дальнейшем связала свою судьбу с народниками. Боевое крещение в деле нечаевцев получила А. Н. Луканина: ее арестовали в январе 1870 г. в Петербурге, но через две недели освободили. В том же году она слушала лекции в Медико-хирургической академии, в 1872 г. уехала продолжать образование в Цюрихском университете. Там Луканина примкнула к бакунистам. По требованию правительства в Россию она не вернулась, отрезав, себе тем, самым обратный путь на родину. Там, в Западной Европе, Луканина получила звание доктора, занималась литературной работой, но так и не смогла добиться разрешения вернуться домой. Разумеется, встреча с Нечаевым кого-то революционизировала, но кого-то и отвратила от общественной борьбы. Последнее относится в первую очередь к совсем юным и житейски неопытным девушкам, каких оказалось немало вокруг нечаевской организации: Наде Успенской, сестре П. Г. Успенского, не исполнилось еще и 16-ти, Анне Нечаевой было 17... Отошли от революционного движения Беляева, Бобарыкова, Лихутина. А Воронцова и Томилова в дальнейшем поддерживали активные отношения с народническими кружками.

Александра Успенская добровольно последовала в Сибирь за мужем, приговоренным к каторжным работам, жила в Нерчинске, потом на Каре. После гибели П. Г. Успенского (он был повешен товарищами по каторге по недоказанному подозрению в предательстве - трагическое повторение истории с убийством Иванова!) в 1882 г. она вернулась в Москву, активно участвовала в народническом движении, за что преследовалась властями.

Драматические события нечаевщины впрямую сказались на деятельности революционных организаций начала 70-х годов-"чайковцев" и "москвичей", - в которых значительная роль принадлежала женщинам. Об извлечении революционных уроков из процесса нечаевцев свидетельствуют слова Германа Лопатина: "Крайности порождают противоположную крайность"38,- написанные им в связи с нечаевщиной в письме П. Л. Лаврову. Это выражение можно истолковать не только в том смысле, что чем сильнее угнетение, зажим, тем отчаяннее и резче отпор, но и так: безнравственности противостоит высокая моральность, иезуитству и мистификациям - чистота и честность побуждений и действий.

ОДЕРЖИМОСТЬ

Начались 70-е годы и вместе с ними новый подъем в русском освободительном движении. Это была и новая ступень в развития женского самосознания, гражданской активности, выразившаяся, в частности, в возрастании степени участия и роли женщин в революционной борьбе.

В словаре "Деятели революционного движения в России" в 70-х годах зафиксированы 1123 женских имени, что составляет почти 20% от всей совокупности революционеров (5664 чел.)39. В начале главы мы отмечали, что среди шестидесятников фигурировали лишь 94 женщины - 5% от числа всех революционеров той поры (1655 чел.). Таким образом, произошел большой скачок, свидетельствующий о массовом участии женщин в революционной борьбе.

Советский историк В. С. Антонов, анализируя социальный состав семидесятников, констатировал, что среди них было больше 50% учащихся, которые вместе с лицами интеллигентных профессий составляли 60%. В их число вошло и подавляющее большинство женщин: курсистки и гимназистки, учительницы, акушерки, фельдшерицы.

Дело, однако, не только в количественном росте женщин-революционерок. Возросла их общая активность, которая проявлялась в разных направлениях. Вспомним, что в 1870г. женщины добились открытия Владимирских курсов в Петербурге, а в 1872 г.- в Москве, в 1872 г. они начали получать систематическое медицинское образование, вели упорную борьбу за открытие Высших женских курсов. Параллельно, а вернее, в ходе этой борьбы крепли и революционные настроения. Женщины входили во все крупнейшие революционные организации 70-х годов: в "Большое общество пропаганды", во "Всероссийскую социально-революционную организацию", вторую "Землю и волю", стали интенсивно участвовать в "хождении в народ". И больше того, в известном смысле женщины задавали тон, определяли "моральный климат" периода 70-х годов. Так, в истоках "Большого общества пропаганды" ("чайковцев") находился женский кружок С. Перовской и сестер Корниловых, сложившийся еще в 1869 г. В этой революционной организации -- первой с широким участием женщин - из 102 установленных членов и сотрудников женщины составляли 21,5% (22 чел.)40.

"Чайковцы" формировались, отталкиваясь от отрицательного опыта нечаевщины. Их общество основывалось на равенстве всех членов и полном доверии друг к другу. Прием новых членов был строго ограничен и возможен только в случае единодушного согласия и убеждения всех "чайковцев" в том, что новый товарищ соответствует их представлению о личности революционера: отличается высокой нравственностью, чувством долга, товарищества, лишен таких пороков, как эгоизм, неискренность и т. п. Революционеры вели простой, суровый образ жизни. По их признанию, они жили даже хуже заводских рабочих. Энтузиазм, самоотверженность, преданность своим убеждениям спаяли их в здоровый коллектив. "Никогда впоследствии я не встречал такой группы идеально чистых и нравственно выдающихся людей",-вспоминал позднее Петр Кропоткин, который сам мог бы служить эталоном нравственности и порядочности41. Опираясь на показания семидесятников, В. Богучарский еще в 1912 г. в первой обстоятельной монографии, посвященной народникам, справедливо связывал "такой моральным характер" с "женским влиянием на мужской элемент"42.

 

Действительно, многие из этих женщин заслуживают - а некоторые, к счастью, уже заслужили - того, чтобы о них написали книги, очерки и даже романы. Назовем здесь только несколько имен. Софья Перовская (1853-1881 гг.) - одна из лидеров освободительного движения, пользовавшаяся в организации огромным влиянием, авторитетом, любовью товарищей. Три сестры Корниловы: Александра Ивановна (по мужу Мороз, 1853-после 1938 г.). Вера Ивановна (по мужу Грибоедова, 1848-1873 гг.), Любовь Ивановна (по мужу Сердюкова, 1852-1892 гг.), дочери богатого фабриканта, отдавшие свои деньги на революционные нужды. Олимпиада Григорьевна Алексеева (по мужу Дьякова, 1850-1918 гг.), мать двоих детей, отказавшаяся от спокойной помещичьей жизни и ставшая активнейшей участницей "хождения в народ". Ее квартира в Москве стала "своеобразным перевалочным пунктом" для молодежи, отправлявшейся "в народ" Татьяна Ивановна Лебедева (1850-1887 гг.), жена Михаила Фроленко,- возможный прототип Тани Репиной в широко известном романе Степняка-Кравчинского "Андрей Кожухов". Она вместе с Перовской и Фигнер вошла в первый состав Исполнительного комитета "Народной воли" и погибла на каторге... Ни одна из них, по убеждению Кропоткина, "не отступила бы перед смертью на эшафоте"44.

Поистине фантастическую жизнь прожила Анна Моисеевна Макаревич (1854-1925 гг.)-дочь симферопольского купца Розенштейна, ставшая одной из основательниц итальянской социалистической партии. Подобно Вере Фигнер и многим другим женщинам, она, окончив с медалью гимназию в Симферополе и поступив в Цюрихский политехникум, должна была сделать выбор между наукой и революцией. Собрания, сходки, диспуты, чтение революционной литературы направили ее по второму пути. Первое боевое крещеные А. М. Макаревич получила в Швейцарии, в кружке братьев Жебуневых. Вернувшись на родину в 1873 г. вместе с мужем, известным народником П. М. Макаревичем, она начала действовать на юге, став членом одесского кружка "чайковцев". В 1875 г., обвиненная в пропаганде среди рабочих Одессы, Макаревич успела скрыться до ареста (избежав тем самым "процесса193-х", но которому судились ее муж и товарищи).

 

В Киеве примкнула к кружку "южных бунтарей", по поручению которых ездила за границу для приобретения типографского шрифта. Еще раз скрылась от дознания, а в 1877 г. в связи с раскрытием так называемого чигиринского дела народников она эмигрировала. Под фамилией Кулишовой Макаревич поселилась в Париже, откуда была выслана в мае 1878 г. за организацию секции Интернационала. Затем жила в Швейцарии под фамилией второго мужа - итальянского социалиста А. Коста, а с 1885 г.- в Италии, где с третьим мужем - Ф. Турати - играла видную роль в итальянской социалистической партии. И здесь Анна Моисеевна неоднократно преследовалась властями, отбывала тюремное заключение, но оставалась неукротимой. Через 30 лет после ее смерти, в 1955 г., в Италии была опубликована книга о ней.

Разумеется, биография Макаревич-Кулишовой-Коста-Турати-исключение. Другие женщины "Большого общества пропаганды" ограничивались просторами Российской империи, здесь стали участницами "хождения в народ", затем судились в большинстве своем в числе других пропагандистов по "процессу 193-х". Для некоторых из них это был только разбег, предваривший революционную деятельность в двух крупнейших народнических организациях - во второй "Земле и воле", а затем в "Народной воле".

Влияние "женского фермента" было весьма ощутимо и в деятельности "Всероссийской социально-революционной организации" (кружок "москвичей"): женщины составляли более 30% ее участников45, а в истоках организации - кружок русских студенток, в свое время учившихся в Цюрихе (С. Бардина, Л. Фигнер, сестры Субботины и др.). Программа "москвичей"- мирная пропаганда, а затем организация местных бунтов, которые, по их мнению, должны были влиться в общее всероссийское выступление. За два месяца "москвичи" охватили своей пропагандой до 20 фабрик, надеясь из числа рабочих подготовить посредников для дальнейшей работы в деревне. Они сумели привлечь в организацию таких рабочих, как Петр Алексеев, Иван Баринов и др. Однако на молодых барышень - участниц кружка, выдававших себя за простых работниц, скоро обратила внимание полиция, они вынуждены были скрываться. В апреле 1875 г. московская группа

 

провалилась. К осени того же года вся организация была разгромлена. В 1877 г. революционеров судили по "процессу 50-ти".

Не только для двух указанных организаций - "чайковцев" и "москвичей",-но и вообще для эпохи "хождения в народ" было характерно особенно широкое участие женщин. Так, в числе 1611 пропагандистов, подвергшихся преследованиям в 1873-1876 гг., насчитывалось 244 женщины46. Это обстоятельство карающая власть пыталась использовать в свою пользу. С одной стороны, ее представители объясняли "успех революционной партии" влиянием женских чар, "имеющихся в ее среде в немалом количестве молодых женщин и девушек". Из 23 пунктов пропаганды, названных в 1874 г. в докладе министра юстиции графа Палена, семью руководили женщины: Лешерн, Субботина, Цветкова, Андреева, Колесникова, Брешковская, Охременко. По подсчетам Палена, каждый четвертый из привлекавшихся к дознаниям по политическим делам - женщина. С другой стороны, женщин обвиняли в моральной распущенности, в том, что они "агитировали с тем большею энергиею, чем сильнее связывали их с мужчинами узы половых страстей"47.

На самом деле ни о какой распущенности не могло быть и речи. И лучшими свидетелями в пользу женщин могут быть сами участники революционного движения, среди которых С. Степняк-Кравчинский, Г. А. Лопатин, П. Л. Лавров, П. А. Кропоткин и другие товарищи женщин по борьбе, отличавшиеся безупречной нравственностью. Так, Лавров в среде народников-пропагандистов 1873-1878 гг. находил "самое чистое воплощение того типа идеальных, безгранично любящих и самоотверженных женщин, который так часто вдохновлял собою поэтов и романистов".

"Хождение в народ" было женской стихией, органическим продолжением активной просветительской деятельности, начатой еще шестидесятницами, реализацией неиссякающей женской потребности "придти на помощь" страдающим, учить темных, лечить больных. Исследования советских ученых выявляют все новые факты участия женщин в революционной пропаганде, которая велась ими главным образом через сельские школы и фельдшерские пункты при земствах48.

 

Вот только некоторые из них. М. А. Тургенева, жена богатого помещика, учившаяся в Цюрихском университете, в 1871 - 1872 гг. открыла на свои средства несколько сельских школ в Ставропольском уезде Самарской губернии, а в Ставрополе - курсы для сельских учителей, на которых, кстати, преподавала Софья Перовская. Хотя школы вскоре закрыли "за вредное направление", а сама Тургенева вынуждена была скрываться, ее ученицы продолжали дело: Н. А. Назимова - в Вологодской губернии. О. Е. Кафиеро-Кутузова - в Тверской.

В Тверской губернии в 1872-1873 гг. пытались работать "чайковцы": в то время как Кравчинский и Рогачев пилили дрова и косили, Л. Я. Ободовская, С. Л. Перовская, Л. В, Чемоданова учительствовали. "Чайковцев" поддержала группа земских учительниц Новоторжского и Тверского уездов: А. А. Глазухина, О. Д. Шевырева, Гладзинская, А. Несмелова, А. И. Львова. В 1874 г. их обвинили в политической неблагонадежности, отстранили от педагогической работы и привлекли к дознанию. Анна Якимова, будущий член Исполнительного комитета "Народной воли", приобщилась к революционному движению, работая в 1873 г. в земской школе в Вятской губернии. В 1877 г. Екатерина Городецкая, учительница в селе Крыловке Чембарского уезда Пензенской губернии, проводила народническую пропаганду среди крестьян, за что была уволена. Такая же судьба постигла сельскую учительницу В. А. Ольхину (жену присяжного поверенного, известного по политическим процессам 70-х годов), работавшую в 1878-1879 гг. в Порховском уезде Псковской губернии. Земскую акушерку М. П. Потоцкую, учившуюся в свое время в Цюрихе, затем связанную с кружком А. И. Иванчина-Писарева, привлекли к "процессу 193-х". Александру Львовну Иванову, преследовавшуюся в связи с разгромом ишутинцев в 1866 г., уволили с должности земской акушерки в Тульской губернии в 1870г. ...

В мемуарах многих народников сохранились описания их отчаянных, но безрезультатных попыток поднять мужика на борьбу, которые разбивались как от преследования властей, так и от полного непонимания крестьян.

Конечно, огромные усилия умных, честных людей, стремившихся просветить, пробудить деревню, оставили след в памяти народа. Однако надежды народников на исключительные результаты их пропаганды на "мужика", готового к воприятию их идей, оказались тщетными.

 

"Можно было придти в отчаяние от революционного одиночества, в котором мы жили",- вспоминала позднее В. Н. Фишер49.

Глубокое разочарование народников в результатах работы в деревне, в своих силах и возможностях усугубляли судебные процессы над теми из них, кто был арестован. В наиболее крупных по числу подсудимых процессах - "50-ти" и "193-х" - заметное место принадлежало женщинам.

"Процесс 50-ти" (1877 г.) был необычным во многих отношениях: и по числу подсудимых (его превзойти только "процесс 193-х" и процесс нечаевцев с 79 подсудимыми), и по составу (впервые здесь было много рабочих и женщин), и, наконец, по характеру преступлений: судили за пропаганду50.

Среди 50 подсудимых было 16 молодых женщин, причем из привилегированных сословий и обеспеченных семей (И. С. Тургенев считал этот факт "знаменательным и ни в какой другой земле - решительно ни в какой-невозможным"51). Только В. Н. Батюшковой (1849-1894 гг.) и Е. П. Медведевой (1849-1886 гг.) было по 27 лет, остальным - не более 25. Прасковье Георгиевской, например, было 24 года, а ее младшей сестре Надежде - только 19. Софья Илларионовна Бардина (1852-1883 гг.) и Лидия Николаевна Фигнер (1853--1920 гг.) -дочери крупных землевладельцев. У сестер Любатович, Ольги (1853-1917 гг.) и Веры (1855-1907 гг.), отец-московский фабрикант. Сестры Субботины - богатые помещицы.

Далее...