Женское движение, социальная активность

Проблемы. Стратегии. Действия. Реализация решений IV Всемирной Конференции по положению женщин в Пекине // Карат-Коалиция в поддержку региональных действий женских НПО Восточной Европы и России / ИЦНЖФ. М., 1998.
 
В начало документа
В конец документа

Проблемы. Стратегии. Действия. Реализация решений IV Всемирной Конференции по положению женщин в Пекине


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

  • Расширение имеющихся у женщин возможностей участия в процессе принятия решений и в работе системы управления.

("Женщины и мужчины России - 1997". Госкомстат, стр. 73, 85).

Институциональные механизмы улучшения положения женщин

Во многих странах были учреждены национальные механизмы по вопросам улучшения положения женщин. Эти механизмы созданы для разработки, реализации, контроля, оценки, пропаганды и поддержки политики, способствующей улучшению положения женщин.

Национальный механизм должен иметь четко определенные мандаты и полномочия; чрезвычайно важными элементами являются обеспечение достаточными ресурсами и предоставление возможностей и полномочий влиять на политику, разрабатывать и пересматривать законодательство.

Условия, необходимые для его эффективного функционирования:

- подчиненность должностному лицу максимально высокого уровня в правительстве - члену кабинета министров;

- наличие институциональных механизмов, содействующих вовлечению неправительственных и общественных организаций в процессы планирования, реализации и контроля программ по улучшению положения женщин;

- наличие достаточных бюджетных средств и обеспеченнность квалифицированными кадрами;

- возможность оказания влияния на разработку правительством политики во всех областях.

Платформа рекомендует действовать в следующих направлениях

  • Поощрение и налаживание отношений сотрудничества с соответствующими органами правительства, центрами по проведению прикладных и теоретических исследований по женской проблематике, научными и учебными заведениями, частным сектором, средствами массовой информации, неправительственными организациями, в особенности женскими, и всеми другими партнерами в рамках гражданского общества.
  • Учет гендерных аспектов в рамках законодательства, государственной политики, программ и проектов; проведение гендерного анализа на этапе подготовки решений в сфере политики.
  • Сбор и распространение данных и информации с разбивкой по признаку пола для целей планирования и оценки; измерение в количественном выражении неоплачиваемого труда, который не учитывается в национальных счетах.

Права человека

Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Полное и равное осуществление женщинами и девочками всех прав человека и основных свобод является приоритетным направлением деятельности правительств и Организации Объединенных Наций.

Правительства должны предпринимать активные усилия с целью поощрения и защиты этих прав.

Три четверти государств-членов Организации Объединенных Наций стали участниками Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Всемирная конференция по правам человека со всей определенностью подтвердила, что права женщин в течение всего жизненного цикла являются неотъемлемой, составной и неделимой частью универсальных прав человека. Международная конференция по народонаселению и развитию подтвердила репродуктивные права женщин и право женщин на развитие. Однако разрыв между декларированными правами и их эффективным осуществлением обусловлен недостаточной приверженностью правительств делу поощрения и защиты этих прав и тем, что правительства не обеспечивают надлежащего информирования об этих правах.

Платформа рекомендует действовать в следующих направлениях

  • Поощрение и защита прав женщин как прав человека женщин через полную реализацию всех документов по правам человека, особенно Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
  • Создание или укрепление независимых национальных учреждений для защиты и поощрения этих прав.
  • Обеспечение равенства и искоренение дискриминации в соответствии с законом.
  • Обеспечение юридической грамотности.
  • Распространение информации о национальном законодательстве и его последствиях для женщин.

Средства массовой информации

Средства массовой информации продолжают практику изображения женщин в негативном или унизительном свете. Они не отражают многообразия и полноты жизни женщин и их вклада в развитие общества. Картины насилия и унижающая достоинство женщин порнографическая продукция средств массовой информации особенно негативно сказываются на положении женщин.

Повсеместно существует потенциальная возможность для того, чтобы средства массовой информации вносили вклад в улучшение положения женщин. Они могут разработать подходы, которые помогли бы ликвидировать тенденциозное с гендерной точки зрения освещение проблем. В свою очередь, женщины могут повышать свою роль также через приобретение знаний и развития умений в области информационных технологий и получение доступа к ним.

Платформа рекомендует действовать в следующих направлениях

  • Расширение возможностей выражения женщинами своего мнения и позиции через средства массовой информации и использование новых технологий коммуникации. Правительства должны целенаправленно обеспечивать сбалансированную представленность женщин и мужчин при назначении во все консультативные, управленческие, регулирующие или контрольные органы, в том числе органы, связанные с частными и государственными или общественными средствами массовой информации.
  • Содействие созданию сбалансированного и нестереотипного образа женщины в средствах массовой информации.
  • Разработка в средствах массовой информации принципов и кодексов профессионального поведения и других форм саморегулирования в целях представления нестереотипного образа женщин.
  • Принятие и введение эффективных мер, включая принятие соответствующего законодательства, направленных на борьбу с порнографией и изображением насилия в отношении женщин и детей в средствах массовой информации.

Окружающая Среда

За последнее десятилетие заметно выросло осознание таких проблем, как истощение ресурсов, деградация природных систем и опасность, связанная с выбросом загрязняющих веществ. Такое ухудшение условий ведет к разрушению хрупких экосистем, вытеснению людей, в особенности женщин, из сферы производительной деятельности и создает все большую угрозу для безопасной и здоровой окружающей среды. Нищета и ухудшение состояния окружающей среды тесно взаимосвязаны.

Выступая в качестве потребителей и производителей, заботясь о своих семьях и воспитывая своих детей, женщины играют важную роль в деле содействия устойчивому развитию. Однако, они по-прежнему мало представлены на всех уровнях политики и принятия решений по вопросам природных ресурсов и рационального природопользования, а их опыт и навыки правильных методов природопользования до сих пор часто не востребованы на управленческом уровне. Несмотря на то, что лидирующая роль женских неправительственных организаций, занимающихся этими проблемами, растет, отмечается слабая координация их деятельности с деятельностью национальных органов, занимающихся экологическими проблемами.

Платформа рекомендует действовать в следующих направлениях

  • Активное вовлечение женщин в процессы принятия решений по экологическим проблемам на всех уровнях, включая управление, разработку и планирование, а также реализацию и оценку проектов в области окружающей среды.
  • Учет гендерных проблем и аспектов в стратегиях и программах устойчивого развития.
  • Укрепление или создание на национальном, региональном и международном уровнях механизмов оценки последствий политики в области развития и окружающей среды для женщин.

Во многих странах девочки подвергаются дискриминации, начиная с самого раннего возраста. Сексуальное насилие и заболевания, передаваемые половым путем, включая ВИЧ/СПИД, оказывают разрушительное воздействие на здоровье детей. Девочки в большей степени, чем мальчики, испытывают на себе последствия небезопасных и преждевременных сексуальных отношений. Они часто испытывают давление с целью заставить их вступить в половую связь.

Во всем мире ежегодно более 15 миллионов девочек в возрасте от 15 до 19 лет рожают детей. Материнство в очень раннем возрасте влечет за собой осложнения во время беременности и родов и гораздо более высокую, чем среднестатистическая, вероятность смерти во время родов.

Девочек в меньшей степени, чем мальчиков, поощряют к участию в социальной, экономической и политической жизни общества, в результате чего им не представляются те же, что и мальчикам, возможности участвовать в процессе принятия решений.

Платформа рекомендует действовать в следующих направлениях

  • Ликвидация негативных культурных традиций и практики в отношении девочек.
  • Поощрение и защита прав девочек и повышение осведомленности общественности об их потребностях и потенциале.
  • Ликвидация дискриминации в отношении девочек в области образования, развития навыков и профессиональной подготовки.
  • Ликвидация экономической эксплуатации детского труда.
  • Просветительская работа среди девочек по вопросам социальной, экономической и политической жизни.
  • Укрепление роли семьи в деле улучшения положения девочек.

 

Организационные и финансовые механизмы

Правительства несут главную ответственность за осуществление Платформы действий. Однако успех зависит также от широкого круга учреждений и организаций частного, государственного и неправительственного секторов на национальном, региональном и международном уровнях, от наличия у них четкого и сильного мандата, полномочий и ресурсов.

Неправительственные организации призваны сыграть особую роль в создании социальных, экономических, политических и интеллектуальных условий, в основе которых лежит равенство между женщинами и мужчинами.

На национальном уровне для успешного выполнения Платформы действий необходима приверженность на самом высоком политическом уровне. К концу 1996 года все правительства должны разработать их собственные национальные стратегии или планы действий. Правительства должны учредить или повысить эффективность существующих национальных механизмов по улучшению положения женщин, а также поддерживать и расширять круг организаций, действующих в этой области. Стратегии осуществления должны иметь цели, сроки их достижения, критерии контроля, предложения о распределении ресурсов.

Региональным комиссиям ООН, другим региональным и субрегиональным структурам на региональном и субрегиональном уровнях следует оказывать содействие и помощь соответствующим национальным учреждениям. Региональные учреждения должны разрабатывать и широко освещать выполнение региональных планов Платформы действий, включая определение сроков выполнения и объема ресурсов.

Платформа действий должна выполняться целенаправленно в период 1995-2000 годов. Она должна быть неотъемлемой частью более широких программ и проектов.

Поощряется деятельность международных финансовых институтов, ориентированная на анализ политики, вкладов и программ с точки зрения их влияния на положение женщин.

Для осуществления Платформы необходима мобилизация достаточных финансовых ресурсов из всех источников.

"Мы, правительства, принимающие участие в четвертой Всемирной конференции по положению женщин, собравшиеся здесь, в Пекине, в сентябре 1995 года,

признаем, что за последнее десятилетие положение женщин во многих отношениях существенно улучшилось, но такой прогресс был неравномерным, и неравенство между мужчинами и женщинами по-прежнему существует, а основные препятствия сохраняются, что серьезно отражается на благосостоянии всех людей,

признаем также, что эта ситуация усугубляется усилением нищеты, которая сказывается на жизни большинства людей в мире, особенно женщин и детей, и происхождение которой следует искать как во внутригосударственной, так и в международной сферах,

заявляем о своей безоговорочной приверженности делу устранения ограничений и препятствий и дальнейшему улучшению таким образом положения женщин во всем мире и расширению их возможностей и соглашаемся с тем, что это требует принятия безотлагательных мер, проникнутых решимостью, духом надежды, сотрудничества и солидарности, уже сегодня, с тем чтобы мы вступили в следующее столетие с новыми достижениями.

Мы принимаем и как правительства обязуемся выполнять Платформу действий, следя за тем, чтобы гендерные аспекты находили отражение во всех наших стратегиях и программах. Мы настоятельно призываем систему Организации Объединенных Наций, региональные международные финансовые учреждения и всех мужчин и женщин, а также неправительственнные организации, с полным уважением их самостоятельности, и все сектора гражданского общества в сотрудничестве с правительствами взять на себя обязательство по осуществлению Платформы действий и всемерно этому содействовать."

(из Пекинской декларации)