Политика

Лахова Е. Мой путь в политику. М., Аурика, 1995.
 
В начало документа
В конец документа

Лахова Е. Ф.

Мой путь в политику


ПРЕДИСЛОВИЕ

Меня зовут Екатерина Лахова. Я - председатель фракции политического движения "Женщины России" Государственной Думы Российской Федерации.

И еще: "новая госноменклатура", "амазонка из Свердловска", "главная женщина страны" и тому подобное. Так пишут журналисты.

Наверное, не стоило бы обращать на это внимания - пусть себе резвятся, если бы ирония была лишь упражнением для голоса, - но мне в ней слышится другое: пренебрежение, желание, порой неосознанное, уязвить, одернуть: эка, куда забралась, не высоко ли?

Это относится не ко мне одной, а ко всем, кто рядом, ко всей фракции. Просто я крайняя, всегда под рукой.

Работает давний стереотип: женщина в политике - случайность, что-то показушное, и если допустимое (и допущенное), - то лишь для полноты палитры, чтобы, не дай Бог, цивилизованный мир не кивнул на бледность нашей демократии.

Такая точка зрения родилась не при нынешнем поколении. Было бы счастьем - если бы при нем она закончила свою жизнь. Сумеем ли, успеем ли мы доказать, что женщина в большой политике - явление естественное и необходимое? - не знаю. Стараемся.

 

VIII. Все рассказать о "Женщинах России" я не смогу - для этого нужна отдельная книга, и не одна.

Каждая из них - Личность.

Алевтина Васильевна Федулова пришла во фракцию уже опытным политиком. За ее плечами была работа и во Всесоюзной пионерской организации, и в ЦК ВЛКСМ, и в Комитете защиты мира; она возглавляла Союз женщин России (преобразованный из Комитета советских женщин). Словом, большая школа. И то, что нашим новичкам надо было долго и упорно осваивать, Алевтина Васильевна уже знала и умела; все тонкости организационной работы; общаться с самыми разными людьми, не терять самообладания в трудной обстановке, просчитывать все возможные последствия своих решений и действий. Было чему учиться.

Многих в свое время, особенно в ходе предвыборной кампании, удивляло сочетание имен: Федулова - Лахова. Алевтину Васильевну относили к прокоммунистическим силам, меня - к пропрезидентским. А мы видели в этом достоинство нашего движения, сумевшего объединить на общей платформе разных людей. Мы как бы уравновешивали разные части электората, показывали, что перед плодотворным сотрудничеством отступают все подлинные и мнимые разногласия. Но опыт работы показал, что никаких особенных разногласий и нет. Об оттенках политических настроений, даже если они и существуют, за общей работой мы не думаем. Решаем вполне конкретные задачи.

Алевтина Васильевна - заместитель председателя Государственной Думы. Нагрузка тяжелейшая. За столом президиума она всегда красива и холодна. Удивительное владение собой. Она все переживает внутри себя. Может, именно в этом и есть наше различие: я, например, не могу боль держать в себе - испытываю потребность поделиться с кем-нибудь. Алевтина Васильевна этого делать не станет: с болью и сомнениями справляется сама. Она жесткий человек. Но, может быть, мы одни из немногих, кто знает и другую Федулову: которая великолепно поет, танцует и горячо любит двух своих внуков. И потому относимся к ней не только как к одному из лидеров движения, а и как к старшей сестре.

IX Людмила Завадская - прелестная, хрупкая, как Дюймовочка. Глядя на нее, не скажешь, что она считается одним из сильнейших юристов Государственной Думы. Но это правда. В комитете по законодательству и судебно-правовой реформе, где Л. Завадская возглавляет подкомитет по нравам человека, ее компетентность ценится высоко.

Не знаю, вспомнят ли о ком-нибудь из нас потомки, но Л.Н. Завадская навсегда войдет в историю российского законодательства как автор третьего пункта 19-й статьи Конституции:

"Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации".

Наш Основной закон очень несовершенен - и, думаю, будет еще не раз перекраиваться и штопаться (надеюсь, при участии Людмилы Николаевны), только на это положение вряд ли кто решиться посягнуть.

Но этим не исчерпывается послужной список Л. Завадской. Он обширен: участвуя в разработке и экспертизе практически всех законодательных актов, Принимаемых Думой, она, если бы это было заведено, могла бы с полным основанием дать свое имя Закону о Конституционном суде - именно она вынесла его на обсуждение, провела все согласительные процедуры и с Советом Федерации, и с администрацией Президента, и с Правительством, и с субъектами Федерации. Это было непросто. После октябрьских событий Конституционный суд практически не работал, и далеко не всем хотелось, чтобы вновь звучал его голос.

Людмила Николаевна настолько скрупулезна в подготовке документов, что придраться к ним с юридической стороны трудно. И обидно, когда они становятся заложниками недостойных политических игр. Как случилось с законом "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Основной упор в нем делается за защиту прав женщин, детей, беженцев, военнослужащих; предлагается создание особого правового института в России, чтобы человек, нуждающийся в защите, обращался за нею не к Президенту, не в Совет министров, не в Думу, а нашел бы ее в своем городе, в своем регионе, где эта защита будет и оперативней, и действенней. Закон трижды слушался в Госдуме и до сих пор не принят. Сначала против него выступала фракция коммунистов - потому что уполномоченным по правам человека был С.А.Ковалев. "Этот закон хороший, - говорили они, - но мы будем готовить свой".

 

Когда убрали Ковалева - не стал голосовать "Выбор России". Принятие закона, столь нужного тысячам, десяткам тысяч россиян, живущих в правовом беспределе, увязывалось с определенной личностью. Которая сегодня есть, а завтра нет.

А Людмиле кажется, что она что-то в атом законе не доделала, не предусмотрела. Ей очень хочется, чтобы все было хорошо и никак иначе. Надо ли разубеждать ее в этом?

Х Большую работу депутаты нашей фракции проводят в "экономических" комитетах.

В Комитете по экономической политике Государственной Думы трудится Фянуза Арсланова. Она из Ямало-Ненецкого автономного округа. Очень сильный юрист, много лет проработала в объединении "Уренгойгазпром". Она, как и я, была народным депутатом Российской Федерации, имела опыт работы над законодательством.

Экономика - сегодня, пожалуй, самая больная проблема России. Мы достаточно в ней наэкспериментировали. Требуются мудрость, большие знания и осторожность, чтобы вывести ее из состояния кризиса. Фануза Шарафиевна обладает всеми этими качествами. Каждый день ей приходится идти по "минному полю", - ведь в этом комитете представлены политические фракции, придерживающиеся прямо противоположных взглядов на экономическое развитие страны. По сути дела, от того, на что будет нацелена экономическая политика, зависит законотворческая работа всех комитетов Думы, а в конечном счете - и влияние той или иной партии на общество. Так что бои кипят нешуточные. И требуется взвешенность, большая принципиальность, Фанузы Арслановой, чтобы не возобладали крайности, была бы защищена позиция "Женщин России": экономика должна быть социально ориентированной.

До начала работы во фракции Антонина Жилина

была Президентом торгово-промышленного акционерного общества "Царицын двор" в Волгограде. Женщина большой воли, хватки; она знает чего хочет, и знает, как достичь цели. Естественно, и нам очень хотелось, чтобы в Комитете по бюджету, налогам, банкам и финансам от фракции работал именно такой человек.

Бюджет - зеркало той политики, которую проводит государство. Именно через него мы, законодатели, можем влиять на эту политику, на действия Правительства, решать: поддерживать их или нет. Если говорить честно, мое давнее убеждение:

заниматься бюджетом должны прежде всего женщины. Это как в семье - каким бы диктатором ни был муж, - концы с концами сводит все-таки женщина; она определяет, что купить прежде, а что потом, планирует все расходы, чтобы семья не оказалась на мели. И беда той семье, где муж посягает на такое распределение ролей.

Бюджет устанавливает приоритеты в политике. Не буду оценивать здесь российский бюджет в целом, скажу лишь о социальных программах. То, как их проводит Правительство, удовлетворить нашу фракцию не может. Многое делается не во имя мира и человека, а за счет человека.

Мы самым тщательным образом изучаем проект бюджета - и сообща, и каждый депутат в отдельности. А затем намечаем, какие поправки и предложения мы хотели бы внести в него. У Антонины Жилиной все поправки на контроле, и она их отстаивает в Комитете очень жестко. Понимая, что в одиночку нам ничего сделать не удастся, - мы, чтобы получить поддержку других фракций, каждое наше предложение сопровождаем "железными" аргументами. Наверное, поэтому многие позиции нам удается защитить. А если говорить конкретно, то "Женщины России"- добились выделения субсидий на возвратной основе в размере 1 триллиона рублей легкой промышленности. Раньше эта отрасль приносила до 25 процентов в доходную часть бюджета. Сегодня она в полном упадке. А это значит - женская безработица, отсутствие необходимых семье товаров.

Помогли мы и пограничным войскам. Россия начинается с государственной границы - если она крепка, то будет и в государстве стабильность, а в ней так нуждаются и общество, и семья, и каждый человек. Наша поправка к бюджету дала границе свыше 300 миллиардов рублей.

Или взять финансирование оборонных предприятий. Раньше вся экономика работала на оборону. Сегодня же многие такие предприятия, выполнив госзаказ, по много месяцев не получают от государства заработанных денег. Поэтому мы очень настаивали на возвращении им государственного долга, и это получило отражение в бюджете.

"Женщинам России" было очень важно выделить в бюджете отдельной строкой финансирование программы "Дети России", защитить ее от произвола и капризов министерских чиновников. Удалось и это. Получили 580 -миллиардов. Немного, но мы считали это началом. По настоянию нашей фракции 270 миллиардов рублей было выделено на поддержание молодежно-жилищных комплексов.

Несмотря на значительные коррективы, в том числе и внесенные нами, нынешний государственный бюджет не вызывает большого восторга. Конечно, жалко, что отдельные наши предложения так и не прошли (а какие-то мы сознательно не вносили, понимая, что они непосильны сегодня для страны, - мы не хотели казаться популистами, требовать невозможного). Но все же лучше плохой бюджет, чем никакого. Став законом, он теперь поддается контролю с нашей стороны. Сейчас создана и Счетная палата, которая станет следить за использованием бюджета исполнительной властью. Когда мы, законодатели, будем в совершенстве готовить и знать бюджет, владеть им, тогда, может быть, и перестанут "теряться" миллиарды и триллионы, и не придется нам просить их в долг у зарубежных банков. В прошлом году благодаря Госдуме удалось "отыскать" в бюджете на усиление некоторых программ дополнительно 8 триллионов рублей, в 1995-м-свыше 10. Не изучи мы каждый закоулок в главной приходно-расходной книге государства, эти огромные суммы были бы истрачены по статье "прочие расходы". Еще недавно, в бытность Верховного Совета, около 30 процентов (!) бюджета уплывали неизвестно куда через эту строку. А на социальные нужды, как обычно, не было денег.

От того, какие отношения у нас будут с бюджетом, зависит, по существу, деятельность всех фракций; смогут ли они реально выполнять свои программы и обещания избирателям, или будут лишь в бессилии разводить руками.

Я говорю об этом подробно, чтобы, во-первых, опровергнуть чьи-либо сомнения в способности фракции женщин работать с такой сложной проблемой, как государственный бюджет (хотя непонятно: почему такие сомнения вообще могли возникнуть?). А во-вторых, и это главное, - показать, как далеко проходит сегодня линия обороны, которую приходится держать "Женщинам России" в целом и прежде всего двум из них - Антонине Александровне Жилиной и Светлане Юрьевне Орловой, работающим в столь сложном и ответственном комитете Государственной Думы.

Светлана Орлова как депутат рождалась долго и в муках. Она из Владивостока. Дума - не первая ступенька ее карьеры. Бывшая учительница русского языка, она прошла партийную школу, закончила Финансовую академию, возглавила женскую коммерческую благотворительную фирму "Анна".

Переполненная энергией, всегда улыбающаяся, уверенная, что знает и может все на свете, она пришла в Думу - и растерялась. Это только из телесообщений может создастся впечатление, что в Думе идут бесконечные драки. Они случаются, но главное остается за кадром: это каждодневная рутинная работа, требующая сосредоточенности, терпения, знаний, в том числе и парламентской кухни. Для Светланы не было никаких проблем, она хотела решить их сходу. Заниматься "крючкотворством" было не по ее размашистой натуре. Она готова была дружить со всеми - не понимала, как сильны политические интриги.

Много времени прошло, прежде чем она нашла свое место, выход неуемной энергии. Но - нашла-таки. В комитете по бюджету, налогам, банкам и финансам она курирует финансирование оборонных предприятий и работает с налоговым законодательством. Наша оборонка может вздохнуть - более надежного защитника, чем Светлана Орлова, сыскать трудно. Танк. Будет ходить по всем инстанциям, стучаться вовсе двери, дозваниваться, сотрясать министерства обороны и финансов, чтобы работники какого-нибудь предприятия у черта на куличках получили наконец задержанную зарплату, или льготы, или помощь. Когда в принятом Думой в ее отсутствие Законе об оборонном заказе Светлана обнаружила недостатки, ущемлявшие, по ее мнению, ее "подопечных", она, ни на минуту не задумываясь, отправилась в Совет федерации, блокировала закон и добилась внесения необходимой поправки.

Кто-то может спросить: а почему, собственно, "Женщины России" занимаются оборонными предприятиями? Если отвечать формально: то потому, что среди работающих на них 52% составляют женщины. И стихийное сокращение производства, и как следствие - массовая безработица, резкое снижение уровня жизни - неважно кого:

женщин или мужчин, - не могут оставить нас равнодушными.

Мне хочется сказать доброе слово о чудесной женщине - Анне Петровне Власовой, работающей в Комитете по труду и социальной поддержке. Она из Коми-Пермяцкого автономного округа, была председателем комитета по экономике региональной администрации. Сама большая труженица, она и теперь отстаивает интересы всех, кто добывает кусок хлеба своим трудом. В Конституции России записано: каждый имеет право на труд и вознаграждение за него без какой бы то ни было дискриминации. И при этом в России до невероятных размеров разрослось такое безнравственное явление, как невыплата заработной платы. Когда деньги, заработанные тяжким трудом у станка, в шахте, у школьной доски, в больнице, по много месяцев "прокручиваются" неизвестно где нечистоплотными людьми, в то время как их законные клад ельцы не знают, как накормить своих детей. А все это влечет за собой безработицу, бедность, общественное недовольство. Существующий ныне Кодекс законов о труде похож на антикварную книгу - его не воспринимает всерьез ни один директор даже государственного предприятия, не говоря уже о частных. Сокрушив государство рабочих и крестьян, мы низвели настоящего труженика до положения человека второго сорта, просителя, всецело зависимого от воли и капризов чиновников и хозяев. Конечно, банкиры и ларечники могут, наверное, построить "новую Россию". Только какую? Для кого?

XI Галина Ивановна Климантова в Совете министров Удмуртской Республики заведовала отделом по делам семьи. И в свое время была в группе женщин, которые занимались на курсах при Академии управления. Я тогда еще обратила внимание на эту очень работоспособную и ответственную женщину. Она самолюбива, но имеет на это право, потому всего в жизни достигла своим трудом, и работе отдает себя без остатка. Г. И. Климантова возглавляет Комитет по делам женщин, семьи и молодежи.

Создание и работу этого Комитета мы считаем одним из самых больших достижений фракции. Собственно, только по нашему настоянию он и возник. То, что комитет такой очень нужен, ни у кого из нас не было сомнений, - именно он должен был стать "базовым" для всех наших законотворческих усилий. Но ни одна другая партия не проявляла к нему никакого интереса: свалки шли за места в других комитетах -- по бюджету, по международным делам-

Нам никак не удавалось собрать 12 человек, необходимых для образования комитета. Просили людей у других партий. Перебросили в него своих из других комитетов. Но 12 все ж не получалось. Поэтому утром того дня, когда должно было состояться решение:

быть ему или нет, я сама написала просьбу - включить меня в его состав.

Такое начало думской деятельности не предвещало ничего хорошего. Неужели мы только и будем заниматься, что доказывать депутатам очевидные вещи? Переломить негативное отношение законодательной власти к проблемам женщин, семьи и детей; позволить фракции выполнить задачи, ради решения которых она и создана, могло лишь одно: умная, организованная и сплоченная работа самого Комитета. Возглавить его должен был очень сильный человек, который знал эти проблемы как никто другой, для кого они давно уже стали своими, который мог постоять и за других, и за себя. Что это должна быть Галина Климантова - фракция решила сразу.

Времени на раскачку у нашего Комитета не было: в наступление нужно было идти сходу. Прежде всего, закрыть те прорехи в российском законодательстве, которые несли беду тысячам мальчишек и девчонок. Речь шла о внесении поправок и дополнений в действовавший Закон о приватизации жилищного фонда, по которому предприимчивые родители и опекуны продавали оформленные в собственность квартиры, а несовершеннолетних детей выбрасывали на улицу. И это был не один случай, не два, а - повальное явление. Поправки, предложенные Комитетом к сырому, поспешному закону, были одобрены Государственной Думой - и права детей защищены.

Срочно требовало изменений и законодательство, регулирующее алиментные отношения. С переходом к рыночной экономике в этой области начался полный беспредел, от которого в первую очередь страдали несовершеннолетние дети.

В числе самых неотложных в повестке дня стоял вопрос о законодательном урегулировании вопросов внутреннего и международного усыновления - в стране пышным цветом расцвела торговля детьми.

Перечисленные здесь законы носили "пожарный" характер и спасли от беды много детей. Но главной своей задачей Комитет и Г.И. Климантова считали создание нового Семейного кодекса Российской Федерации, в котором бы нашли отражение вес важнейшие международно-правовые документы, провозглашающие равенство прав всех членов семьи, включая детей. Этот закон вобрал в себя все лучшее, что выработано в мире в области семейного права, задал направление политике российского государства в этом вопросе на долгие годы. Понятно, что создание такого Кодекса потребовало увязки его с другими законодательствами, внесения в них существенных коррективов. Это трудная процедура, потому что требует тесного сотрудничества со многими комитетами Государственной Думы, многочисленных экспертиз и согласовании. И нужно было проявить чудеса дипломатии, огромную внутреннюю убежденность в правоте своего дела, заразить ею других, так организовать работу, чтобы от тебя с "твоим* Кодексом не отмахивались, а помогали бы тебе, поддерживали. Это оказалось под силу Галине Ивановне. Проект Семейного кодекса был принят Государственной Думой в первом чтении.

За эти годы Галина Климантова выросла в большого политика, ее узнали в России. И по се многочисленным поездкам по стране, выступлениям, по помощи, которую она оказывает региональным организациям. Но главное, я думаю, - по огромной законотворческой работе, проводимой возглавляемым ею Комитетом.

Сегодня с трудом верится, что когда-то многие считали этот наш Комитет ненужным. За два года работы он стал одним из самых работоспособных и плодотворных в Государственной Думе.

Далее...