Право

Поленина С. В. Проект Конституции Российской Федерации сквозь призму международных стандартов о правах человека / Верховный Совет РФ. Парламентский Центр РФ. М., 1992.
 
В начало документа
В конец документа

Поленина С. В.

Проект Конституции Российской Федерации сквозь призму международных стандартов о правах человека


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

На базе Конституции РФ и названного Закона должна быть проведена ревизия всего массива законодательства, касающегося прав и возможностей женщин во всех сферах политической, социальной, экономической и культурной жизни. При этом особое внимание должно быть уделено льготам, которые ныне предоставляются женщинам, особенно в связи с материнством. В двух словах подход к данному вопросу, если руководствоваться определением дискриминации, данным Конвенцией ООН 1979 г., должен быть такой.

Женщинам, безусловно, должны принадлежать льготы, предоставляемые в связи с осуществляемой ими функцией деторождения (в связи с беременностью и родами), а также обусловленные физиологическими особенностями женского организма (например, сниженная норма переноски тяжестей).

Право на льготы в связи с воспитанием детей и уходом за ними должно в равной мере принадлежать каждому из родителей, а по их желанию могут быть переданы одному из членов семьи, разумеется, с его согласия.

Все остальные льготы, предоставляемые ныне только женщине, должны быть подвергнуты специальному анализу с точки зрения того, не ведет ли их предоставление к скрытой дискриминации женщин в иной сфере, например, в сфере, труда либо политической или общественной жизни. Сохранены должны быть только те их них, которые нужны в качестве временной меры на переходный период для выравнивания прав и возможностей мужчин и женщин.

Проиллюстрируем эту мысль на примере права на пенсию по возрасту. Для женщин в этом вопросе существуют две льготы - сокращенный трудовой стаж и более низкий, чем у мужчин, возраст выхода на пенсию. Но суть этих льгот разная. Сокращенный трудовой стаж для женщин при назначении пенсии по возрасту объективно обусловлен, поскольку женщина в связи с материнством может в течение определенного времени больше, чем это установлено для зачета в трудовой стаж по Закону, не работать. И, следовательно, эта льгота должна быть для женщин сохранена. Что же касается 55-летнего (в отличие от 60-летнего для мужчин) льготного для женщин возраста ухода на пенсию, то он не имеет под собой никаких физиологических оснований, но зато значительно снижает в условиях рынка конкурентоспособность женщин сорока, сорока пяти и пятидесяти лет при поиске новой работы, либо сохранении имеющейся. И поэтому такое различие в пенсионном возрасте мужчин и женщин должно квалифицироваться как дискриминационное в смысле ст. 1 Конвенции ООН 1979 г., а следовательно подлежать отмене.

Федеративные договоры отнесли вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства к совместному ведению Федерации и ее членов. Следовательно, параллельно с ревизией федерального законодательства под углом зрения его соответствия требованиям Конвенции ООН 1979 г. будет проходить и процесс становления нормотворчества по данному вопросу в республиках, краях, областях и автономных образованиях.

В этой связи крайне важно, чтобы в ходе подготовки в республиках, краях, областях и автономиях нормативных актов по вопросам защиты семьи, материнства, отцовства и детства не были повторены уже имеющиеся на федеральном уровне ошибки и перекосы в сторону "материнских" льгот, объективно лишающих женщину, особенно в условиях перехода к рынку, свободы выбора осуществляемых ею в обществе функций - труженицы, матери, политического и общественного деятеля.

Развернутое изложение вопроса о равноправии и равных возможностях мужчин и женщин должно, разумеется, получить отражение и в конституциях республик, входящих в Российскую Федерацию.

Некоторые организационные вопросы реализации требований Конвенции ООН 1979 г.

Реализация в России требований Конвенции ООН 1979 г. "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" потребует, наряду с мерами законодательного порядка, также решения целого комплекса организационных вопросов.

Первый из этих вопросов возможно покажется неожиданным. Дело в том, что Российская Федерация неоднократно объявляла себя правопреемницей Советского Союза, в том числе и в части заключенных последним международных договоров, особенно если они касаются прав человека. Однако ни разу такие высказывания политических деятелей страны не делались конкретно применительно к Конвенции ООН 1979 г. "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин". Более того, на официальной встрече представителей Правительства России с участниками международной конференции "Женщина и рынок" в сентябре 1992 г., представитель МИД РФ не тог ответить на вопрос" о том, что надо сделать, чтобы подтвердить действие Конвенций ООН 1979 г. на территории России. Его ответ был обескураживающим. Ответственный работник Министерства иностранных дел РФ предложил для начала выяснить, ратифицировал ли СССР в свое время эту Конвенцию. На что зал хором стал поучать его, что это было сделано еще в СССР, в 1980 г.

Ясно, что для того, чтобы подтвердить действие Конвенции ООН 1979 г. на территории России, ее не нужно специально ратифицировать. Наиболее цивилизованной формой подтверждения могло бы явиться проведение по данному вопросу специального парламентского слушания. Повод для этого более чем основателен: необходимость представления Россией отчета соответствующим органам ООН в 1993 г. о ходе выполнения данной Конвенции.

В процессе такого слушания Верховный Совет РФ мог бы обратиться к остальным странам, входящим в СНГ, с предложением присоединиться к такого рода акции, тем более, что им, в свою очередь, предстоит отчитаться перед соответствующими органами ООН вслед за Россией.

Важной организационной мерой, направленной на установление равноправия и предоставление равных возможностей мужчинам и женщинам во всех сферах жизни, должно явиться создание специального органа государственного управления (министерства, комитета либо межведомственной федеральной службы) по делам женщин. Комплексное решение "женского вопроса" не может быть уделом только общественности и политических партий. Обострившиеся в условиях перехода к рынку противоречия в экономической, социальной и культурной сферах требуют для своего разрешения активной научно обоснованной и целенаправленной государственной политики. Ее выработка, реализация и контроль за претворением в жизнь должны явиться одной из важных функций социального государства, каким провозгласила себя Российская Федерация в ст. 1 проекта своего Основного Закона.

Для этого необходим и соответствующий государственный орган по делам женщин по типу существующего в ряде развитых стран мира.

К сожалению, до сих пор в ходе всех существующие реорганизаций в системе государственного управления вновь создаваемым органам ставилась задача сочетать проблемы обеспечения равноправия женщин с вопросами охраны семьи, материнства, отцовства и детства, что способствовало углублению скрытой дискриминации женщин на рынке труда и в сфере политической и общественной жизни. Необходима кардинальная перемена в данном вопросе не только на уровне федерации в целом, но и входящих в нее республик, краев, областей и автономных образований.

Деятельность комитета, либо иного органа государственного управления по делам женщин, должна протекать, разумеется, в тесном взаимодействии с другими государственными органами, в том числе осуществляющими защиту семьи, материнства, отцовства и детства. С точки зрения контроля за ходом выполнения в стране требований Конвенции ООН 1979 г. особое значение должна будет иметь координация его работы с секцией гендерной (социо-половой) эксертизы, которую, по сообщению председателя Высшего экономического совета при Президиуме Верховного Совета РФ Исправникова В.О. на международной конференции "Женщина и рынок", планируется создать при этом совете. Имеется в виду, что гендерной экспертизе должны подвергаться не только законопроекты, выносимые на рассмотрение Верховного Совета России, но и проекты правительственных программ и других нормативных актов органов управления, в той или иной степени затрагивающие правовой статус женщины. Конечно, возможна гендерная экспертиза и уже принятых законов и подзаконных актов, например, по заказу Президента или Конституционного Суда.

Учитывая, что в России среди ученых и практиков экономистов. юристов, философов и психологов лишь единицы специализируются на проблемах равноправия полов и предоставления равных возможностей женщинам и мужчинам, секция гендерной экспертизы при Высшем экономическом совете может, при наличии к тому необходимости, оказывать консультативную помощь также органам государственной власти и государственного управления республик, входящих в Российскую Федерацию, и краев, областей, автономных образований.

Созданием Комитета либо иного государственного органа управления по делам женщин и секции гендерной экспертизы в рамках Высшего экономического совета при Президиуме Верховного Совета РФ не может быть исчерпана вытекающая из Конвенции ООН 1979 г. задача формирования национального механизма решения вопросов по улучшению социально-экономического положения женщин, создания условий обеспечения их равного с мужчинами статуса в обществе.

В статье 63 действующей Конституции РФ (в редакции апреля 1992 г.) предусмотрено, что "каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также, право на. юридическую помощь". Близкие по содержанию формулировки имеются и в проекте "новой" Конституции страны (ст. 43 и 44). Такие нормы, хотя и являются правильными, не всегда применимы в условиях необходимости оспаривания со стороны женщин фактов явной, а тем более скрытой дискриминации по признаку пола. Прежде всего, юридическая помощь и судебные рассмотрения в подавляющем большинстве случаев платные. Нет оснований думать, что эта тенденция может существенно измениться в условиях перехода к рыночным отношениям. И хотя ст. 44 ч.2 проекта Конституции оговаривает, что "в случаях, предусмотренных Законом, юридическая помощь оказывается бесплатно", в число таких случаев едва ли попадут вопросы дискриминации по признаку пола хотя бы по причине их трудной идентификации и отграничения от споров иных категорий. А при нынешнем обнищании населения платность юридической помощи и пошлина в суде явятся серьезным препятствием на пути обращения женщин в юридические консультации и в суды за помощью и разрешением споров в связи с фактами дискриминации по признаку пола.

Кроме того, государственная помощь в юридических консультациях всегда сводилась и сводится лишь к консультации и оформлению документов, а не к сбору доказательств. В этом вопросе клиент предоставлен сам себе. Очевидно, что эта проблема в условиях сегодняшней тяжелой экономической ситуации в стране станет на перспективу еще более острой, тем более, что фигура правового инспектора профсоюзов, контролировавшего не одно десятилетие соблюдение на предприятиях трудового законодательства, возможно, исчезнет с правового горизонта.

Конечно, в этих условиях должна существенно возрасти помощь женщинам в осуществлении их правового статуса со стороны общественных организаций, в том числе женских. Однако этот факт ни в коей мере не исключает необходимости соответствующей помощи в данном вопросе и со стороны центральных и особенно местных государственных структур.

Вопрос о том, как, кем и в каких формах должна осуществляться такая помощь, нуждается в специальном изучении. Особенно важно изучить и обобщить опыт в данном вопросе других стран, в том числе тех, где действуют специальные законы о равноправии и равных возможностях полов. Механизм реализации этих законов в разных странах различен. Интерес представляет для нас, например, факт наличия в некоторых органах, например, Швейцарии, семейных судов, а в других - в первую очередь Скандинавских - особых уполномоченных по делам женщин. Так, в Норвегии Законом о равном статусе полов, принятым 9 нюня 1978 г., создан специальный уполномоченный (ombudsmen) по вопросам равноправия полов и специальный аппеляционный орган, рассматривающий споры такого рода.

Организационные вопросы обеспечения равноправия и разных возможностей полов должны стать предметом специальной государственной программы Российской Федерации, а, возможно, и других стран СНГ. В качестве аналога могли бы служить подобные, сменяющие друг друга по пятилеткам, программы действий Европейского Сообщества. Так, третья программа (1991-1995 гг.) по равным возможностям женщин и мужчин ЕС состоит из следующих разделов: 1) введения, где дается анализ хода выполнения двух предыдущих программ и намечаются общие перспективы и задачи на будущее; 2) центрального раздела, где излагаются меры, направленные на внедрение в жизнь на национальном уровне и на уровне сообщества положений данной программы; 3) раздела, где планируются способы дальнейшего развития в рамках сообщества правового статуса женщин; 4) раздела, посвященного непрерывному наблюдению (мониторингу) за эволюцией в странах сообщества хода реализации требований предоставления равных возможностей женщинам и мужчинам. Завершает программу ЕС смета расходов на выполнение программы в целом и ее отдельных частей.

С учетом реального состояния вопроса о равных возможностях лиц обоего пола в странах Европейского Сообщества в программе на 1991-1995 гг. уделяется относительно немного места вопросу о совершенствовании национального законодательства и юридических процедур его реализации. Центральным является комплекс вопросов, связанных с интеграцией женщин на рынке труда. Среди них - проблемы создания и стимулирования малого и среднего бизнеса, организуемого женщинами; функционирования службы консультации женщин (работников и бизнесменок); вопросы профессиональной подготовки и переподготовки женщин. Не забыты и задачи развития службы по уходу за детьми и всяческих технических вспомогательных служб. Завершает этот раздел перечень мер, направленных на улучшение условий труда и облегчение совмещения работы и семейных обязанностей как для женщин, так и для мужчин.

Все эти задачи чрезвычайно актуальны и для России. Необходимо, однако, добиться, чтобы их разработка и реализация шли целенаправленно и на плановых началах как на уровне Российской Федерации в целом, так и входящих в нее республик, краев, областей и автономных образований.

Основания для особых раздумий с учетом реалий нашей страны дает раздел программы ЕС, посвященный мерам по развитию правового статуса женщин. Он почти исключительно посвящен проблеме информационного обеспечения задачи выравнивания возможностей мужчин и женщин. При этом намечается не только усиление обмена информацией по данному вопросу между странами ЕС, но и ориентация национальных средств массовых коммуникаций на проблемы выравнивания правового статуса лиц обоего пола. Специально анализируется в программе и образ женщины, формируемый средствами массовой информации. Проблема - исключительно злободневная для нас в условиях роста сексизма, насилия и ностальгии по временам патриархата. Прагматичен и основной метод, который в программе рекомендуется использовать в национальных государствах для поднятия роли женщин в процессе принятия решений на всех уровнях иерархии. Странам европейского содружества рекомендуется, в первую очередь, максимально расширять участие самих женщин в работе телевидения, на радио, в газетах и в иных средствах массовой информации.

С этих позиции в нашей стране непочатый край работы. Государственной заботой, заботой политических партий и общественных организаций, прежде всего женских, а также учебных заведений, начиная со школ и кончая вузами, должны стать разъяснение и пропаганда среди населения России, в том числе женщин, правовых и социальных аспектов равноправия и равных возможностей женщин и мужчин как необходимой предпосылки подлинной демократизации общества.

Начинать такую работу надо, естественно, с молодых ногтей. Школа и средства массовой информации, ориентируясь на требования Конвенции ООН 1979 г., призваны активно воспитывать у юношей и девушек чувство долга по отношению к семье, детям, необходимость равного участия в выполнении семейных обязанностей. Между тем. в этой плоскости имеется очень много нерешенных проблем. Так, школьные уроки по труду и домоводству не предусматривают равного овладения мальчиками и девочками всеми необходимыми по дому навыками, хотя это широко практикуется во многих развитых странах. Излишне ориентирована на половой признак профессиональная специализация школьников, что входит уже в прямое противоречие с требованиями Конвенции ООН 1979 г. Недостаточно скоординированы в вопросах подготовки к семейной жизни усилия семьи и школы.

В литературе и особенно в средствах массовой информации стала превалировать расходящаяся с закрепленной в международных стандартах задачей достижения подлинного равноправия и равных возможностей полов тенденция к идеализации образа женщины как хранительницы домашнего очага, воспитательницы детей, на которой, якобы, лежит обязанность обслуживать семью и ухаживать за мужем. А параллельно с этим широкое распространение в средствах массовой информации получила эксплуатация секса во всех его проявлениях и придание романтического идеала проституции и насилию.

В этих условиях нельзя ограничиваться полумерами. Необходима координация усилий государства и общества в деле создания подлинного равноправия и равных возможностей мужчин и женщин. Задействованы должно быть все возможное для достижения этой цели.

Необходимо, чтобы средства массовых коммуникаций и, в первую очередь, телевидение, расширили информирование населения о правах и реальном положении женщины в обществе, семье и на рынке труда, о фактах явной и скрытой дискриминации по признаку пола и мерах, которые предпринимаются для их устранения. Задача средств массовой информации - влиять на групповое и индивидуальное сознание людей, формируя цивилизованное отношение к месту и роля женщины в обществе, производстве и семье, к свободе выбора женщиной осуществляемых ею функций, к равным правам и равным возможностям лиц обоего пола.

Наряду с этим в давно существующих и во вновь создаваемых высших и средних учебных заведениях должны читаться специальные курсы и лекции по различным аспектам равноправия полов и устранения дискриминации граждан по этому признаку. В этом вопросе России есть кого догонять и есть с кого брать пример. Так, в Норвегии на факультете публичного права университета г. Осло в течение ряда лет функционирует специальный институт прав женщины, проводящий соответствующую педагогическую и научно-исследовательскую работу. И не случайно именно в этой стране столь велико реальное участие женщин не только в экономике, но и в политической и общественной жизни.

Важную роль в деле продвижения страны по пути достижения равноправия и равных возможностей мужчин и женщин призвана играть наука. Без участия науки едва ли возможно сформировать программу выравнивания статуса полов, находящуюся на уровне международных стандартов. Конечно, наука - это прежде всего научные кадры и соответствующие научные коллективы. Однако полное пренебрежение со стороны государства и общества к проблеме равных возможностей лиц обоего пола, включения не только мужского, но и женского начала в экономику, политику и иные области жизни привело по существу к исчезновению в России специалистов, профессионально занимающихся данной проблематикой. У дас есть Институт человека, но нет института в рамках Российской Академии Наук, который изучал бы и обобщал опыт решения "женского вопроса" в России, а также контролировал бы соответствие тенденций развития процессов, происходящих в государстве и обществе, признаваемым всем миром принципам равноправия полов. Жизнь показывает, что такому научному центру, скорейшее создание которого представляется чрезвычайно важным, было бы чем заняться.

Свято место пусто не бывает. Отсутствие в России научной концепции достижения равноправия и равных возможностей мужчин и женщин, разработанной в соответствии с требованиями Конвенции ООН 1979 г. заменяется на практике обывательскими суждениями по данному вопросу, которые, несколько огрубляя, можно назвать: "Назад, к домострою". И пропагандируются такие суждения не только в широкой печати и по телевидению, но и с очень высоких трибун и людьми, облеченными властью, либо имеющими ученые степени и звания.

Еще в 1989 году Н.Захаровой, А.Посадской и Н.Римашевской была предложена группировка существующих в то время в обществе и в науке подходов к "женскому вопросу"8. Они выделяли четыре основных направления. "Патриархальный" подход, при котором все негативные процессы в обществе связываются с тем, что ориентация на работу женщины в общественном производстве как главную сферу жизнедеятельности разрушила, якобы, материнский инстинкт, привела к падению нравов, устоев семьи и др. Второе направление - "экономическое", представленное специалистами, считающими, что, поскольку эффективность женского труда невелика из-за частых перерывов в работе, более низкой квалификации и т. д., необходимы сокращение уровня занятости женщины в общественном производстве и ликвидация имеющихся у предприятий детских учреждений в целях повышения его экономической эффективности. Третье направление "демографическое" подходит к "женскому вопросу" прежде всего с точки зрения воспроизводства населения.

Сторонники всех названных точек зрения, практические рекомендации которых, по существу, совпадают, даже не ставят столь ясный, казалось бы, для каждого цивилизованного человека вопрос о том, что предназначение женщины не только в даровании другому существу жизни. Прежде всего она человек и, следовательно, ее жизнь сама по себе представляет социальную ценность, которую должны защищать общество и государство. С такой позиции подходят к проблеме равноправия и равных возможностей мужчин и женщин лишь сторонники четвертой, "эгалитарной", к сожалению, не столь многочисленной точки зрения.

С тех пор ситуация в России сильно обострилась, особенно в условиях перехода к рынку и роста безработицы. Соответственно возросло политическое, экономическое и социальное напряжение в обществе. Усилилось и стремление решать обострившиеся противоречия в первую очередь за счет женщин.

Остановить этот процесс и подсказать цивилизованные пути выхода России из создавшегося тупика - первейшая задача всех тех, кто формирует государственную политику и общественное мнение: государственных деятелей всех рангов, лидеров политических партий и общественных организаций, ученых, специалистов, работников средств массовых коммуникаций.

Все мы плохо знаем историю России. И еще меньше думаем о параллелях, существующих между процессами, происходящими в нашей стране, с тем, с чем уже сталкивалось мировое сообщество в своем развитии Сегодня модно сопоставлять и выискивать общее между событиями и идеями из истории СССР времен Сталина и

8 См Коммунист 1989, N4 С.56-59

 

истории Германии периода фашизма К сожалению, основания для таких параллелей дает и так называемый посттоталитарный период.

Возможно Горбачев и не предложил бы в свое время советским людям и всему миру в качестве якобы "нового" мышления такие меры по пути демократизации как "возврат женщин в семью, к их естественному предназначению", о чем говорилось выше, если бы ему была известна хотя бы следующая цитата из одной из газет, изданной в Германии в 1933 году. Автор статьи, анализируя немецкий Закон о советах на предприятиях 1920 года, писал, что "этот Закон был создан законодателем, который полностью стоял на индивидуалистской позиции и специально уравнивал женщину с мужчиной в производственной жизни. Такой взгляд не соответствует больше мировоззрению и правосознанию, которые после прихода к власти национал-социалистов стали позицией, разделяемой всем народом. Новое правительство стремится к тому, чтобы снова вернуть женщин в круг семьи и ограничить им сферу их деятельности. Тем самым рабочие места были бы высвобождены для мужской части населения".9 Совпадение, хотя и недословное, но по смыслу полное. Может быть именно в этом, наряду с прочим, коренилась одна из причин краха перестройки.

Для России есть только один возможный путь избежать старых ошибок и не, наделать новых Для этого нужно в вопросах прав человека ориентироваться на общечеловеческие ценности, в первую очередь на те, которым придана сила норм международного права и международной морали Применительно к проблеме достижения равноправия и равных возможностей полов в качестве такой общечеловеческой ценности выступают положения Конвенции ООН 1979 г ликвидации всех фирм дискриминации в отношении женщин" И в первую очередь главное из них - идея свободы выбора женщиной осуществляемых ею в обществе функций.

Реализация положений Конвенции ООН 1979 г. должна войти в число первоочередных задач нашего государства и общества. И начинать в данном вопросе надо с уточнения проекта новой Конституции Российской Федерации.

9 Lag Gleiwitz v. 17.8.1933. DRIZ 1933, 611f. Цитируется по книге Pfarr H.M., Bertelsmann K. Gleichbehandlungsgessetz. Kassel. 1985.S.13.

 

Редакционно-издательская группа Парламентского Центра Российской Федерации