Труд, образование, здоровье

Римашевская Н. М. Гендер и экономический переход в России (на примере таганрогских исследований) // Гендерные аспекты социальной трансформации / Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН. М., 1996. С. 25-40.
 
В начало документа
В конец документа

Римашевская Н. М.

Гендер и экономический переход в России (на примере таганрогских исследований)


Уходящее столетие отмечено радикальным изменением социального статуса женщин, все более полным и реальным признанием принципа их равенства о мужчинами практически во всех развитых странах мира. История показала, что действительный экономический рост и социальный прогресс невозможны без широкого вовлечения в общественные процессы женщин, составляющих половину населения земли. Но достижение практического равенства (и это мы повсеместно наблюдаем) - одна из сложнейших и наиболее противоречивых социальных проблем. Она еще недостаточно осознается ее и потому недооценивается.

Современное положение женщины в России, так же как и понимание ее роли в экономике, политике и семье, существенно определяются процессами, происходящими в социальной сфере последние десятилетия. Конкретные и детальные представления об этом дают результаты исследований, проведенных в рамках многолетнего комплексного Проекта "Таганрог", осуществленного в три этапа: "Таганрог-I" (1968-1969 гг.). "Таганрог-II" (1978-1979 гг.) и "Таганрог-III" (1988-1989 гг.). Вслед за третьим этапом через 5 лет было осуществлено исследование "Таганрог 3 1/2". Его индексация определялась полупериодом (не десять, а пять лет спустя предыдущий), а также более узкой программой, которая, по существу, концентрировалась вокруг проблем здоровья.

Идея исследования состояла в изучении семейного благосостояния, условий, уровня, образа и качества жизни городского населения России на примере большого города, расположенного в южной части страны. Цель исследования - выявить социально-экономические проблемы, которыми болеет общество, условия и факторы их возникновения, механизмы и пути преодоления.

Таганрог-I (1968-1969 гг.) посвящен исследованию жизненного уровня семей и социально-экономических проблем их благосостояния. Основные темы проекта: социально-демографическая характеристика домохозяйств, включая их типологию; доходы по всем источникам поступлений; потребление в детальной структуре; жилище и имущество домашнего хозяйства; образование, квалификация и труд работников. Центральная задача проекта состояла в том, чтобы выявить устойчивые связи и воздействия социальных факторов на формирование семейного благосостояния, рассмотрение механизмов потребительского поведения.

Результаты исследования были обобщены в монографиях "Уровень жизни населения промышленного центра и социальные проблемы благосостояния (на примере г. Таганрога)" [М.: ЦЭМИ АН СССР, 1971, 361 с.] и "Семья, труд, доходы, потребление"(М.:"Наука", 77). Первая книга вышла очень маленьким тиражом и, по существу, представляла собой тиражирование научного отчета, составление которого имело внутренний" характер. Судьба второй была поистине драматичной. Ее типографский набор приговорили к уничтожению (должны были рассыпать), но потом снизошли и издали под грифом "Для служебного пользования";

К Таганрогу-II (1977-1978 гг.) судьба была более милостива. В тот период в России происходило становление социологии как науки, и второй этап таганрогских исследований оказался в главном потоке социологических разработок. Таганрог-II ни по своему содержанию, ни по кругу исследуемых проблем не является повторением предыдущего, а представляет собой новый этап в развитии как методологии, так и методики анализа семейного благосостояния. Вместе с тем он сохранил преемственность идей и замыслов первого этапа.

Таганрог-II включал пять подпроектов:

"Уровень жизни и социально-экономические проблемы благосостояния" - практически повторение Таганрог-I; "Образ жизни городского населения", рассматриваемый через призму поведения человека в сфере культуры;

"Спрос и предложение", нацеленный на изучение особенностей потребительского рынка в централизованно планируемой экономике и влияние его на формирование семейного потребления; "Здоровье" - для измерения его индивидуального потенциала; "Развитие семьи" - для изучения ее жизненного цикла по параметрам демографических, социальных и экономических изменений.

Основные результаты Таганрога-II были опубликованы в двух монографиях: "Народное благосостояние: методология и методика исследований". ( под ред. Н.М.Римашевской, Римашевская М.: Наука, 1988) и "Народное благосостояние: тенденции и перспективы" ( под ред. Н.М.Римашевской. М.: Наука, 1991).

Задачи и значение Таганрога-III определялись тем, что обследование было осуществлено уже в период начавшихся преобразований (перестройки). Оно позволило выявить новые процессы в развитии общества, включающие трансформацию всех сфер жизнедеятельности людей; с учетом новых задач была переработана и структура проекта, который теперь включал следующие подпроекты:

"Уровень жизни населения и социально-экономические проблемы благосостояния", где были выделены две самостоятельные части, одна из них касалась доходов семьи, а другая - потребления;

"Образ жизни городского населения", рассматриваемого через призму качественных характеристик отдельных социально-демографических групп;

"Здоровье", объединенный с подпроектом "Культура и информация";

"Развитие семьи'1, повторивший в этой части программу Таганрога-II.

В качестве новых тем Таганрога-III следует отметить специальное исследование социально-экономических и политических ориентаций населения в условиях перехода к рынку.

Пока результаты Таганрога-III представлены научной общественности лишь в виде заключительного доклада, опубликованного Институтом небольшим тиражом: "Социально-экономические исследования благоcостояния, образа и уровня жизни населения города".

Проект "Таганрог-III" (под ред. Н.М.Римашевской, В.В.Пациорковского., М.: ИСЭПН РАН, 1992). Если момент реализации "Таганрог-III" находился еще в периоде начального этапа перестройки существовавшего в то время Союза, робости экономических преобразований, но уже значительных политических перемен, то период обследования "Таганрог-3 1/2", реализованный в 1993-1994 гг. (на границе этих лет), был в рамках другой эпохи, начавшейся, по существу, в 1992 г.

Распад Союза, вычленивший Россию в самостоятельное государство, продолжающиеся демократические преобразования, шоковая терапия в экономике, которая не только повергла ее в глубокий кризис, но "сбросила" население в принципиально иные условия, оказавшие воздействие на все стороны его жизнедеятельности.

Одна из целевых задач, поставленных на этапе исследования "Таганрог-3 1/2" состояла в том, чтобы выявить формы возможности и условия адаптации населения к "новой" жизни.

Особые потери были в области состояния здоровья населения, которое уже дало глубокую трещину. Основная задача "Таганрога-3 1/2" сводилась к тому, чтобы сравнить базисные показатели жизненного уровня, оценить состояние здоровья населения и воздействующие на него факторы. Четыре этапа таганрогских исследований раскрыли социально-демографическое состояние российского общества в период социалистического "расцвета", застоя, перестройки и шоковой терапии.

Значение таганрогских исследований состояло в том, что они позволили получить "закрытую" информацию, раскрывавшую завесу реально происходивших процессов, а главное - эта информация была репрезентативной для городского населения России, в отличие от того, что поставляла официальная статистика. Это определялось не только особенностями выбора самого города, но и методикой отбора обследуемых семей.

Все этапы исследования семейного благосостояния включали гендерный аспект, содержание, направленность и масштабы которого возрастали от одного этапа к другому.

В результате исследований, осуществленных в конце 60-х годов "Таганрог-I", были получены данные, которые находились в явном противоречии с официальной позицией. Анализ социально-демографических характеристик супружеских пар показал, что при определенной тенденции к выравниванию положения супругов, достаточно четко вырисовывается фактическое социальное неравенство женщин. Весь комплекс социальных преобразований, направленных на обеспечение равных возможностей (равного "стартового" положения) для граждан страны не гарантировало одинаковой реализации этих возможностей для мужчин и женщин. Если в одной возрастной группе находилось около 60% супругов, то равное образование имело лишь 40%, выполняли работу одного уровня квалификации около одной трети, а одинаковый заработок имели немногим более одной пятой. Средняя заработная плата мужчин была в полтора раза выше заработка женщин. Вследствие этого работающая женщина для семьи становится частичным "иждивенцем", т.к. ее "взнос" в бюджет семьи значительно меньше, чем взнос супруга (или брата). Кроме того, именно женщина, быстро теряющая темп своего поступательного социального роста в связи с беременностью, рождением ребенка и уходом за ним во время декретного отпуска, становится источником, рабочей силы более низкого качества, просто второго сорта. Возникает серьезное противоречие между ролевыми функциями женщины, которая фактически несет двойную нагрузку. Разрешение этой острейшей социальной проблемы существенно зависит от организации быта, начиная с улучшения жилищных условий семьи, расширения сферы торговли, коммунально-бытового обслуживания и кончая более качественным воспитанием детей в детских учреждениях.

В процессе исследования по проекту Таганрог-I впервые были получены данные о реальной гендерной асимметрии, существовавшей в то время. Среди трудоспособного населения, занятого в домашнем хозяйстве (а это составляло уже тогда 6,7%), 84% были женщины. Более 70% из них - в возрасте 40-54 лет и 3/4 не имеют полного среднего образования.

Характеристика образовательного уровня супругов отчетливо показывала, что 40% из них имеют равное образование, одну четверть составляют семьи, где жена владеет более высоким уровнен знаний, и одна треть - семьи, где муж получил более высокое образование. В целом уровень квалификации мужей несколько выше, чем у жен. Среди малограмотных доля женщин более чем в 2 с лишним раза выше, и, наоборот, в группе с высшим образованием удельный вес женщин ниже в 1,5 раза. Однако разница в образовании супругов изменяется в зависимости от длительности брака, от времени вступления в брак. Так, среди молодых супружеских пар доля жен с высшим и средним образованием либо равна, либо даже выше, чем у мужчин.

Данные о квалификации и характере труда супругов показывают. что доля малоквалифицированных рабочих среди жен в 3,3 раза выше, чем среди мужей (25.2% против 7,7%), и, наоборот, доля высококвалифицированных рабочих среди жен в 10 раз ниже, чем среди мужей (1,9% против 19%). В то же время доля служащих в непроизводственной сфере с высшим образованием среди работающих жен почти в 3 раза больше, чем среди мужей.

Сопоставление оплаты труда супругов свидетельствует о том, что средний заработок мужей в 1,5 раза выше, чем у жен; около 1/6 супругов имеют примерно равный заработок: только 5% жен зарабатывают больше мужей, а в остальных случаях (79%) - меньше. Среди жен больше половины (52%) - низкооплачиваемые и только 3% - высокооплачиваемые; в то же время среди мужей низкий заработок имеют менее 10%, а высокий - около 40%. Следует заметить, что наибольшие различия в уровне оплаты труда у "молодых" супружеских пар. С увеличением возраста семьи происходит сближение, которое вызвано (определяется) различными темпами роста заработков у супругов [1].

Если сопоставить возраст, образование, квалификацию и заработную плату каждого из супругов, взаимосвязанные между собой характеристики, то гендерную асимметрию можно представить как некий "расходящийся процесс", свидетельствующий о равных возможностях (равное "стартовое" положение) и различной реализации этих возможностей у мужей и жен.

По существу, Таганрог-I впервые раскрыл информацию о различиях в оплате труда по полу, показал масштабы и истоки гендерной асимметрии, существовавшей в конце 60-х годов в России. Выводы настолько противоречили официальной доктрине, что цензура не могла дать добро на публикацию этих результатов.

На втором этапе таганрогских исследований (1978-1979 гг.) гендерный аспект был представлен существенно шире. Один из подпроектов - "Развитие семьи" - явился основой для глубокой проработки проблемы "мужчины и женщины в семье и на производстве". Особенностью этого проекта было то, что гендерное соотношение рассматривалось на базе изменений, возникающих в связи с динамикой возраста семьи.

По результатам этого исследования еще в 1986 г. был подготовлен специальный доклад "О некоторых проблемах положения женщины (по материалам экономико-социологического исследования)", и условия гласности позволили его опубликовать [2].

В нем обсуждались следующие четыре вопроса. Первый вопрос - социальный статус женщины и репродуктивный уровень семьи. В момент вступления в брак мужчины и женщины имеют примерно равное "стартовое" положение. В процессе же семейной жизни, после рождения детей, женщины начинают "отставать", теряют темп в профессиональном росте: они почти в 2 раза реже повышают свою квалификацию, предпочитают щадящий рабочий режим, половина женщин не имеют роста в своей карьере; средний заработок мужчин и женщин соотносится как 3:2. Второй вопрос касается рассмотрения факторов более низких характеристик индивидуального потенциала здоровья женщин. Третий относится к потреблению культурных благ, где у мужчин и женщин проявляется примерно одинаковая активность. Четвертый вопрос сконцентрирован на состоянии престарелого населения, три четверти которого составляют женщины. Проблема одиноких престарелых, вставшая сегодня особенно остро как в социальном, так и в экономическом плане, затрагивает преимущественно женскую половину общества.

В рамках проекта Таганрог-II исследовалась структура супружеских пар трех брачных когорт: первая - 1960 г. вступления в брак и ранее, вторая - 1961-1970 гг. и третья - 1971-1980 гг. При этом изучалась их гетерогенность и гомогенность по уровню образования, социально-профессиональному статусу, экономическому положений (уровню заработной платы).

Исследования показали, что воспроизводство социально-экономической структуры супружеских пар в конкретно-исторических условиях 60 - 80-х годов характеризуется снижением гомогенности супругов прежде всего по образовательному статусу и ростом гетерогенных семей с лидирующей женой. Вместе с тем сопоставление когорт показало, что повышение уровня образования женщин происходило в основном в пределах общего среднего (от 14,5% в старшей когорте до 40,1% в младшей) и специального образования (от 19,3% до 29,5% соответственно), тогда как у мужчин наиболее динамично растет профессионально-техническое образование (от 12% в старшей когорте до 24,4% в младшей).. Последнее обстоятельство открывало перед мужчинами более широкие возможности утверждения своего профессионально-социального статуса. В этой сфере также происходит снижение гомогенности супружеских пар от старшей (67,2%) к младшей; (40,4%), когорте с увеличением доли гетерогенных семей с лидирующей женой (12,5% - в старшей когорте и 32,7% - в младшей).

Особенность динамики экономической структуры супружеских пар, в отличие от динамики образовательной и специально профессиональной, заключается в увеличении гомогенности супругов, от старшей к младшей когорте. Если в старшей когорте близкий по величине заработок имели 12,5% супругов, то в младшей - 20,6%.

Увеличение гетерогенных семей - результат неодинакового поведения мужей и жен. На момент окончания школы образовательный потенциал женщин, как правило, выше, чем у мужчин. Однако в ходе дальнейшей жизнедеятельности этот потенциал реализуется в меньшей степени по причине низкой образовательной мобильности женщин, у которых вдвое выше отсутствие специальной подготовки к трудовой деятельности после общей школы. У женщин уменьшается шанс продолжения образования в высших учебных заведениях. Поэтому не случайно, что среди женщин более часты случаи снижения профессионального статуса в процессе трудовой деятельности, и это наблюдается в карьере почти каждой пятой женщины и лишь 0,2% мужчин младшей когорты.

Наряду с существующим относительно равным исходным уровнем заработков мужчин и женщин, различия в приросте оплаты труда супругов способствуют нарастанию значительной дифференциации на дальнейшем пути. Это является одним из важнейших факторов роста экономического неравенства супругов, а следовательно, увеличения гетерогенности семей по экономическому положению мужей и жен в ходе развития семьи.

Исследование выявило три основных типа социально-экономического поведения супружеских пар:

эгалитарный (биархатный), суть которого заключается в однонаправленном развитии супругов, реализующих рост своего социально-экономического статуса; доля таких семей - 56,5%;

моноразвитые супружеские пары, когда социально-экономический рост характерен для одного из членов брачной пары, преимущественно для мужа, т.е. патриархатный; доля таких семей - 28,7%;

разнонаправленное развитие супружеской пары, когда статус одного из супругов растет, а у другого снижается, как правило, у жены; доля таких семей составляет 14,8%.

Антикарьерное поведение жены не имманентно ей, а свидетельствует об альтернативности ее жизненной парадигмы в смысле ролевых функций. Высокая социальная активность ведет к удлинению репродуктивного периода, а возможно, и к отказу от рождений детей следующей очередности. Снижение социально-профессионального статуса, как одного из возможных путей роста заработной платы, распространено в большей мере среди женщин, поэтому у них более выражено несоответствие между образовательным и социально-профессиональным статусом.

Далее...