Семья, планирование семьи

Лунякова Л. Г. "Материнские семьи": соблюдение прав и гарантий (на примере г. Рыбинска) // Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания (по результатам анкетного опроса) / МЦГИ, Ин-т социально-экономических проблем народонаселения РАН. Т. I. М., 1998. С. 259-284.
 
В начало документа
В конец документа

Лунякова Л. Г.

"Материнские семьи": соблюдение прав и гарантий (на примере г. Рыбинска)


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Там же в ст.16.3 говорится:

Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. Эти, ставшие постулатами, статьи Всеобщей декларации прав человека закреплены в Конституции РФ (ст.38).

Для смягчения и преодоления последствий социально-экономического кризиса в нашем обществе и оказания помощи и определенных гарантий жизнеобеспечения детей и семье Президентом России утвержден ряд законов и долговременных программ. Среди них:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 19 мая 1995 г. N81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", изменения и дополнения к нему от 1995 г. и 1996 г.
  • Федеральная программа "Дети России" (Указ Президента РФ от 18 августа 1994 г.), получившая статус президентской и ставшая первой социальной программой;
  • Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года. Национальный план действий в интересах детей (Указ президента РФ от 14 сентября 1995 г. N 942);
  • Основные направления государственной семейной политики (Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. N 712).

Кроме того, 8 января 1996 г. Правительством РФ (Постановление N 6) принята Концепция улучшения положения женщин в РФ, исходящая из рекомендаций Четвертой Всемирной конференции по положению женщин "Действия в интересах равенства, развития и мира (Пекин, 1995 г.). Эти документы составляют законодательную основу, а также являются элементами государственной семейной политики.

Правовые нормы Российского законодательства в отношении семей с детьми распространяются на все типы семей с несовершеннолетними детьми. Но одиноким матерям и их детям гарантированы некоторые дополнительные льготы и увеличенный размер детского пособия.

Социальное самочувствие и правовая защищенность одиноких матерей, проживающих в г.Рыбинске?

С какими же нарушениями прав сталкиваются в повседневной жизни одинокие матери-рыбчанки, и что они предпринимают для защиты и отстаивания прав своих и своих детей?

Во всем объеме выборки, использованном при анкетном опросе, среди женщин оказалось всего 15 респонденток, воспитывающих ребенка без мужа. В трех семьях возраст детей превысил 18 лет. Обследование было дополнено материалами 10 интервью[[Интервьюирование проводилось без предварительной договоренности, как правило, по месту жительства респонденток. Кроме вопросов анкеты, интервью затрагивало личный опыт опрашиваемых, их восприятие и оценку теперешней жизни и своего места в ней, представления о будущем своем и своего ребенка, отношение к действующим мерам семейной политики (Лунякова 1994: 114-115). По соображениям анонимности имена и возраст респонденток, дававших интервью, изменены.]] с одинокими мамами детей в возрасте от нескольких месяцев до 14 лет.

 

Право на материнство.

Законодательство об охране здоровья граждан (ст. 36) закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве. Этот вопрос непосредственно связан с решением вопроса о сохранении беременности или ее искусственном прерывании (которое, к сожалению, остается в России основным способом планирования и регулирования детности семьи). В этой связи рыбинцам были заданы вопросы об их отношении к абортам и о том, кто в семье ответственен за принятие решения об аборте. Не более 9% всех опрошенных рыбинцев высказались за ограничение и запрещение абортов. Возраст и пол не оказал существенного влияния на их мнения.

Ответственность за принятие решения о прерывании беременности, по мнению абсолютного большинства рыбинцев (76% респондентов), лежит на обоих супругах (партнерах). Мнения одиноких матерей по этому вопросу тяготеют в пользу "ответственности самих женщин". Большинство из них сами абортов не делали. Беременность для многих из них была неожиданной, но они без колебаний решили вопрос о материнстве положительно: беременность сохранить и ребенка родить.

Таким образом, опрошенные женщины добровольно сделали свой выбор в пользу родов и тем самым реализовали свое законное право на материнство и создание "материнской" семьи. До беременности и родов опрошенные имели постоянных партнеров, встречались с ними длительное время, но эпизодически. Половина из них имела контакты с "женатыми мужчинами и никаких иллюзий о будущем браке не питали". К тому же те из них, кто вырос в неполных семьях и имел опыт "жизни в родительской семье без мужчин", относят себя к числу сознательно одиноких, но объясняют это по-разному:

"Замуж не хочу. Не любительница мужчин. Когда познакомилась с отцом моего будущего ребенка, он был уже женат. Полюбила с первого взгляда. Других мужчин не знаю. Одинокой себя не чувствую. Имела много предложений создать семью. Но я больше никого не полюблю. Да и сама выросла без отца. Я всем отказываю." (М., сыну 10 лет)

"Когда я сообщила ему о своей беременности, он сначала не поверил, а вскоре мы расстались. С маленьким ребенком трудно справиться. Была возможность выйти замуж, но мужчины в Рыбинске деградировали: или пьяницы, или лентяи. Моя мать была разведена с отцом, но живем мы в одном городе. Так когда я его встречала где-нибудь, он меня, свою дочь, не узнавал даже". (Л., дочери 4 года).

Среди опрошенных есть одинокие матери, которые принимают помощь от отцов своих детей, но регистрировать брак не спешат:

"Да что дает эта писулька? Ничего. Главное, чтобы отношения были хорошие, как у людей-то. Как только небольшая ссора, он уходит к родителям". (Н.,сыну 6 месяцев).

Право на полное родительство

Население Рыбинска в целом праву на полное родительство значения практически не придает. Независимо от пола, семейного положения и состава семьи, это право при перечислении основных конституционных прав оказалось на 10-12 месте из двенадцати. Как наиболее важное его отметило абсолютное меньшинство респондентов: "полноценное родительство важно для мужчин" по мнению 9,3% респондентов-женщин (11 место) и 7,4% респондентов-мужчин (12 место); "полноценное родительство важно для женщин" по мнению 12,4% респондентов-женщин (10 место) и 17,4% респондентов-мужчин (10 место).

Среди ответов одиноких матерей только одна, педагог по профессии, воспитавшая близнецов, считает право на полное родительство основным и необходимым. Еще одна мама, беременность и роды которой прошли не без осложнений, прилагает все усилия, чтобы у ее сына был отец, который "обязан разделить с ней родительство пополам". (Т., сыну 8 месяцев).

Система мер по защите прав работников с семейными обязанностями, подробно проанализированная М.Е.Баскаковой, полностью распространяется и на матерей-одиночек. Заметим, что в числе перечисленных мер одинокие матери ребенка до 14 лет (ребенка-инвалида до 16 лет), имеют ряд льгот и повышенных гарантий. Среди них:

- запрещается отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с наличием детей. Причины отказа должны быть сообщены в письменной форме. Отказ может быть обжалован в суд;

- не допускается увольнение, за исключением случаев полной ликвидации предприятия и при условии обязательного их трудоустройства (ст.170 КЗоТ РФ);

- предоставляется увеличенный до 15 календарных дней оплачиваемый период по уходу за больным ребенком: с 1-го по 10-й день 80-100% в зависимости от стажа работы и с 11-го по 15-й календарный день - 50% заработка.

С целью материальной поддержки материнства, отцовства и детства Федеральнным Законом Российской Федерации от 19 мая 1995 г. установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей.[[) Этот Закон действует в настоящее время с изменениями и дополнениями, внесенными более поздними федеральными законами.]]

Виды пособий включают:

  1. пособие по беременности и родам;
  2. единовременноле пособие женщинам, вставшим на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности;
  3. единовременное пособие при рождении ребенка;
  4. ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком по достижении им возраста полутора лет;
  5. ежемесячное пособие на ребенка.

Согласно Закону, единовременное пособие при рождении ребенка должно быть выплачено не позднее десяти дней со дня представления всех необходимых документов либо по месту работы, либо органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка. Из интервью с одинокими матерями-рыбчанками выяснилось, что получить это пособие не так-то просто, а в ряде случаев оно из "единовременного" превращалось в "порционное":

"...Родила в ноябре. Документы подали сразу: кому не нужны деньги, расходов предстояло много - коляска, кроватка, да мало ли что? Надеялась получить к Новому году... Первую порцию, и то после скандала, дали только в марте, а потом , через пару месяцев остальную часть. Мама помогла, самой бы мне никогда эти деньги не увидеть..." (Т., сыну 8 месяцев).

"...Очень гордилась своим местом работы, была уверена в выполнении всех гарантий, пока меня лично не коснулось... Единовременное пособие получила, с задержкой. Его выплата рассчитана на то, чтобы приобрести какие-то вещи для новорожденного. Но родителям, в том числе и мне, у нас на заводе уже несколько месяцев не выдают ежемесячные пособия, поэтому трачу, как говорится, не по назначению..." (З., сыну 6 месяцев).

Несвоевременные выплаты единовременного пособия при рождении ребенка оказались "полубедой", не "таким уж серьезным" нарушением прав одиноких матерей.

Право на жилище.

Ст. 17 упомянутого выше федерального закона устанавливает на детей одиноких матерей увеличенный размер ежемесячного пособия. Для его назначения мать вместе с заявлением в органы социальной защиты населения должна представить, кроме прочих документов, справку с места жительства ребенка о совместном его проживании с матерью.

Имеет ли ребенок одинокой матери право на жилище? - Статья 40, п.1 Конституции РФ отвечает: "Каждый имеет право на жилище". Однако некоторые домоуправления г.Рыбинска эту проблему решают иначе:

"...Ребенку пошел девятый месяц, он до сих пор не прописан. У нас долг по квартплате. Домоуправление не имеет права, нет такого закона, а ребенка не прописывают. Я нигде не могу встать на учет без справки о прописке..." (Т., сыну 8 месяцев).

Факт самоуправства домоуправлений в некоторых районах Рыбинска подтвердился летом 1997 г. в связи с распределением Рыбинской администрацией денег, полученных из областного бюджета на материальную поддержку нуждающихся семей с детьми. Многие семьи не могли представить документы о прописке. Для решения этой проблемы потребовалось вмешательство заместителя главы Рыбинского муниципального округа.

Наконец, все документы собраны, и одинокая мать может обратиться в орган социального обеспечения для оформления и получения гарантированного законом государственного пособия на несовершеннолетнего ребенка...

Право на социальную защиту

До 1996 г. Рыбинский Собес справлялся с полным объемом выплат всех категорий социальных пособий. По данным финансового управления Рыбинского муниципального округа детские пособия выплачены в 1996 г. лишь за два месяца (январь-февраль); в 1997 г. прошли выплаты за январь, февраль, март и частичные за июнь. Таким образом, за 2 года более 2000 одиноких матерей г.Рыбинска не получили гарантированную государственную помощь на детей более, чем за 18 месяцев, и долг растет.

Администрация города не очень-то ратует за семьи, стоящие на учете в Управлении социального обеспечения, а многие "материнские" семьи причисляет к маргинальным. Бытует даже такое мнение, что "люди не хотят работать, специально не регистрируют браки, чтобы, рожая детей, получать стабильные ежемесячные выплаты, которые иногда превышают размер реальной заработной платы" (из интервью с сотрудником Рыбинского Собеса).

Во время пилотажного обследования в г.Рыбинске в июне 1997 г. я получила отказы от интервьюирования в двух "псевдоматеринских" семьях, но "гражданские мужья" ответили на некоторые вопросы и не скрывали, что их семьи "нуждаются в регулярных государственных пособиях, так как размер заработной платы их жен на месте работы сопоставим с величиной пособия"(особенно в семьях с двумя детьми). Женщины воспринимали вопросы как "проверку от администрации".

В Рыбинске, как и в любом другом городе, есть асоциальные семьи, в которых пьющие женщины рожают детей от разных отцов и не скрывают, что делают это ради получения денег:"Пособие в животе ношу". (Из интервью с зав.отделам опеки и попечительства Рыбинского гороно). Но надо полагать, что это исключения, а не правило.

Если учесть, что в большинстве "материнских" семей единственным кормильцем все же является одинокая мать, которая, как это видно из материалов М.Баскаковой и Е.Мезенцевой, нерегулярно и не всегда полностью получает вознаграждение на своей работе, то без государственной поддержки, какой бы мизерной она не была, поддерживать нормальный уровень жизнеобеспечения детей чрезвычайно сложно.

 

Как защищают право на гарантированную социальную помощь одинокие матери?

Просматривая текущие номера "АиФ" за 1998 г., в одном из номеров я увидела вопрос читательницы из г.Ульяновска: "Как заставить администрацию выплатить пособие на ребенка?" (она не получала его в течение двух лет). Начальник департамента проблем семьи, женщин и детей Министерства труда и социального развития РФ Елена Куприянова ответила через газету: "Обратиться в суд" (АиФ 1998: №19). Ответ предельно прост и лаконичен. Более того, он соответствует российскому законодательству и международным правовым нормам. Статья 8 Всеобщей декларации прав человека гласит: "Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или Законом". При этом г-жа Куприянова представляла, что даже благоприятное решение суда на самом деле ничего не изменит, так как пособия не платят из-за отсутствия на средств на местах на проведение эффективной социальной помощи.

Закон есть, и любой ущемленный в правах на детские пособия гражданин может обратиться в суд, и суд должен обязать власти выплатить гарантированные суммы. К сожалению, в нашем обществе до сих пор остро стоит проблема правовой информированности о законодательстве в интересах детей и семьи: где и у кого получить консультацию, что и кому написать, как себя вести?

Самые первые жалобы на Собес о долговременной невыплате гарантированных Законом пособий на детей поступили в Рыбинский народный суд зимой 1996-1997 гг. Рассмотрением этих заявлений долго никто не занимался. Когда очередь дошла и до них, одинокие матери не были оповещены заранее и не могли присутствовать на этих заседаниях суда. Суд принял положительные решения в пользу истиц о выплате всей суммы пособий, но из-за отсутствия у города денег выплаты не производились и в дальнейшем.

При попытке выяснить, что еще можно сделать, чтобы изменить положение, одна из опрошенных одиноких матерей получила обескураживающий ответ: "Сами рожали, сами и думайте о своих детях." Другая одинокая мать решила-таки довести дело до конца. Первое заявление в суд было ею подано в феврале 1997 г. С ее слов, она "прошла все круги ада": депутат, прокурор города, областная прокуратура, суд, кассационная жалоба. Наконец, в октябре 1997 г. она имела на руках решение о перечислении на новый счет в сбербанке всей причитающейся на ее ребенка суммы. "Но деньги не дошли, так как счет по чьему-то указанию был отозван" (хотя решение суда отменено не было).

Судебная власть в лице Рыбинского народного суда, которая должна осуществлять судебные разбирательства независимой системой судебных органов в интересах граждан, в действительности, как и в прежние времена, защищает интересы государственных структур. Все это подрывает доверие женщин к суду, закону, государству:

"Сейчас никакая семья не может справиться с содержанием детей без помощи государства, а уж одинокие мамы...Все реформы детей не касаются. Все реформы на государственном уровне против рождения детей. И выплаты мизерные - и тех не дают. Одиноких матерей вполне можно было бы приравнять по выплатам пенсионерам..." - это мнение одинокой мамы В., 31 год, ребенку 8 месяцев.

"...Беспредел - ни начала, ни конца. В провинциальных городах никакие права не соблюдаются. Считаю, что мы живем без законов, и нам, России, далеко до правового государства..." (О работе Рыбинского суда Ж., ребенку 10 лет).

"..Мы никому не нужны. Идет открытый геноцид российского народа, наших детей..." (Т., ребенку 8 месяцев).

Бездействие местных структур в условиях, когда одиноким матерям нерегулярно выдают заработную плату по месту работы и не выплачивают гарантированные законом государственные пособия, можно расценивать как посягательство на минимальные жизненные стандарты, дающие возможность хоть как-то поддерживать существование и выживать в столь сложных экономических условиях переходного периода, а наша правоохранительная система не в состоянии защитить права матерей-одиночек и их детей.

Одинокие матери г.Рыбинска очень низко оценивают материальное и имущественное положение своих семей. Дорого все - еда, детские вещи, жилье, для детей нет скидок на транспорт. Резервов для преодоления проблем и возникающих каждый день трудностей практически нет, а участившиеся разговоры о сокращении выплат на малолетних детей подрывают веру в будущее и порождают мысли о "кризисе семейной политики".

Одинокие матери... Они реализовали свое право на материнство и несут ответственность за своих детей. Они знают, что имеют право на помощь, право на нормальную, достойную жизнь, право растить своего ребенка в достойных человека условиях, имеют право жить без страхов, а общество и государство должны выполнять законы и свои обязательства.

"Теперь, что обычная мать с ребенком, что мы, одинокие матери - льгот все равно никаких нет. Для детей необходимо изыскивать средства. Если еще не будут платить мизерное пособие до 1,5 лет, то, считай, никто и рожать не будет. Может быть, только богатые. Так и доведут рождаемость до нуля..." (В., сыну 8 месяцев).

"Денег систематически не хватает. Хорошо еще, что нас с сыном поддерживают друзья, бабушка...Такой уж критической ситуации у меня нет. Есть семьи, которые живут совсем плохо. Масса голодных детей. В магазине подходит ребенок, просит хлеба. По квартирам ходили одно время. Просят: дайте покушать... Это все дети спившихся родителей. Их уже знали в нашем районе, нашем доме. Они приходили примерно раз в неделю. А теперь не приходят. Скорее всего, что родители уже лишены родительских прав, а сами дети переведены в приют. Вот и задумаешься, что лучше: терпеть лишения и воспитывать ребенка самостоятельно или видеть, как при живых родителях дети сиротами растут..." (М., сыну 10 лет).

Фактически в России не соблюдаются основные принципы Декларации прав ребенка (Права человека 1989: 155-158), и действительность вопиет о необходимости защиты прав российских детей, их матерей и семей и оказании им помощи со стороны государства, как это записано во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Положение детей в мире 1991: 52-56): Ст.15. Всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях, в среде семьи или попечителей, обеспечивающих их благополучие. Они должны быть подготовлены к естественной жизни в свободном обществе...

Ст.18. Благополучие детей требует мер политического характера на самом высоком уровне... 

Обратимся к названию и основной цели нашего исследования и еще раз проанализируем ответы анкеты (но уже конкретно) одиноких матерей на вопросы: "Приходилось ли Вам защищать свои права?" и "В каких ситуациях?" Показательно, что среди них Вы не найдете ни одной из приведенных выше ситуации защиты прав, хотя во время интервью женщины подробно рассказывали о них, и в их сознании эти проблемы актуализировались не как нарушение их законных прав, а воспринимались как "невыполнение государством своих обязательств".

Далее...