Женское движение, социальная активность

Справка о деятельности ИЦНЖФ в период с 1995-1997 гг.
 
В начало документа
В конец документа

Справка о деятельности ИЦНЖФ в период с 1995-1997 гг.


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

В ходе семинара были прочитаны лекции и сделаны следующие сообщения:

• "От распределения к программам социального развития? Об условиях и возможностях установления новых социальных приоритетов". (Фомин Эдуард Афанасьевич, Санкт-Петербургский институт независимых исследований.)

• "Современное понятие социальной работы. Проблемы становления." (Герасимова Татьяна Михайловна),

• "Социальная составляющая реформ сегодня" (Ржаницина Людмила Сергеевна).

"Равные права и равные возможности как новая национальная идея" (Айвазова Светлана Григорьевна).

Об истории создания "Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин" (Поленина Светлана Васильевна).

"Подходы государства к выработке политики в отношении женщин (на примере Западной Европы, Канады и США)" (Кочкина Елена Викторовна).

10 февраля в Государственной Думе Российской Федерации состоялась встреча участниц семинара с представителями Комитета ГД по делам женщин, семьи и молодежи и представителями других Комитетов ГД. Встреча была посвящена мониторингу местного законодательства, связанного с улучшением положения женщин.

8 марта совместно с Проектом Гендерная экспертиза Московского Центра Гендерных Исследований был проведен опрос на улицах Москвы "Что для Вас значит 8-е марта?" По результатам опроса была напечатана статья в "Независимой газете".

С 6-го по 9-е июня 1997 года в Звенигороде мы организовали и провели Межрегиональную конференцию "Женские социальные проекты: обмен опытом". Эта Конференция была продолжением начатого ранее обсуждения и имела 5 основных направлений:

• социальная политика, социальные реформы в России и участие в них женских неправительственных организаций;

• подготовка выступлений и участия организаций Ассоциации Независимых женских объединений в работе Круглого стола Министерства труда и социального развития (тема "Женское предпринимательство");

• обсуждение доклада Ассоциации на очередном заседании Комиссии по вопросам улучшения положения женщин (сентябрь 1997 года) и Буклета организаций Ассоциации Независимых женских объединений;

гендерная экспертиза Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин;

• встреча с первым секретарем МИДа по теме "Деятельность ООН и неправительственные женские организации".

 

В работе Конференции принимали участие лидеры 28 женских организаций из 19 городов России, наши партнеры из стран СНГ: Украина (Киев, Харьков), Белоруссия (Минск), Казахстан (Уральск), эксперты и консультанты из Государственной Думы РФ, Министерства труда и социального развития, Министерства иностранных дел, Института экономики РАН.

Цель Конференции - интеграция женских организаций в проведение реформ в России, взаимная поддержка, усиление и объединение ресурсов организаций Ассоциации.

Необходимо понимать в чем суть реформ, к каким результатам они приводят, как меняется положение женщин в ходе этих реформ. Отсутствие государственных образовательных и информационных программ для женщин вынуждает женские НПО самостоятельно разрабатывать образовательные программы, которые будут способствовать реальному их участию в процессе реформ.

Одной из основных обсуждаемых нами тем была тема "Принципы формирования доходной и расходной частей федеральных и местных бюджетов", с докладом выступила депутат Комитета по бюджету и налогам, банкам и финансам ГД РФ - Нестеренко Татьяна Геннадьевна. Обсуждались вопросы принятия новой бюджетной классификации, секвестр бюджета, формирование бюджета и формы контроля за его исполнением.

Второй важной темой, обсуждаемой на семинаре, была тема "Жилищно-коммунальная и социальная реформы в России: ее последствия для женщин". Жилищно-коммунальная реформа - это один из приоритетов государственной политики. От того как будет проходить эта реформа зависит уровень жизни каждой семьи, кроме того - это также одна из возможностей создания новых рабочих мест для женщин. Поэтому несмотря на то, что эта тема "молодая" и еще широко не осуждавшаяся в женских организациях, с нашей точки зрения, очень важная. Реформой предполагается ввести полноплатность жилья. Ориентиром для изменений в этой области являются разработки Мирового Банка для стран с переходной экономикой, в соответствии с которыми вводится система платности социальных услуг. Эти меры очень сильно снизят уровень жизни населения, поскольку в цене рабочей силы не заложена оплата жилья и других социальных услуг. До сих пор не принят "Закон о минимальном прожиточном уровне населения РФ" и до сих пор не ясно, что же будет включать в себя прожиточный уровень. В отчете Всемирного банка "Оценка бедности в России"1 сказано, что "женщины в России особенно подвержены бедности.... Свыше 90% семей с одним родителем возглавляют женщины, и такие семьи с большей вероятностью оказываются в категории бедных, чем другие типы семей. Среди пенсионеров женщины также чаще оказываются за чертой бедности, чем мужчины".

Участницами Конференции была подготовлена аналитическая записка "Женские предпринимательские инициативы. Опыт Ассоциации Независимых женских объединений", в которой описывалась деятельность организаций Ассоциации. В общественном сознании существует представление о женском предпринимательстве, ограничивающее эту сферу деятельности мелкорозничной торговлей, различными видами рукоделия, сферой услуг и т.д. Но в то же время в нашей стране активно развиваются женские инициативы в области современных информационных технологий, образования, консультирования и формирования новых видов социальных услуг. Деятельность многих женщин в рамках Ассоциации может служить примером такого предпринимательства.

9 июня 1997 года состоялась встреча участниц семинара с первым секретарем МИДа Мариной Олеговной Коруновой по теме "Деятельность ООН и неправительственные женские организации", на которой обсуждалась необходимость активного участия женских неправительственных организаций в политике взаимодействия МИДа РФ и ООН, результаты прошедшей 41 сессии Комиссии ООН по положению женщин.

К 1998 году нашим Правительством должен быть подготовлен V Периодический доклад о выполнении Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, и этот доклад будет тем более достоверен, чем больше неправительственных организаций примут участие в его обсуждении и написании.

24-29 октября 1997 года прошел семинар "Результаты и перспективы", который был посвящен подведению итогов работы проекта "Новые возможности для женщин" и программы "Развитие межрегиональной сети информационно-образовательных центров".

Семинар состоял из двух основных частей. В первой части семинара были обсуждены итоги работы ИЦ НЖФ и региональных информационных центров, а во второй обсуждены и оформлены проектные идеи. Сессия стратегического планирования прошла в форме Круглого стола " Что такое феминистская перспектива на практике?".

Программа 2. "Права женщин. Общественная экспертиза законопроектов"

Цель - провести независимую гендерную экспертизу законопроектов, стоящих в плане работ Комитета Государственной Думы РФ по делам женщин, семьи и молодежи, с широким привлечением общественности, прежде всего женских общественных организаций. Общественные экспертизы законо-

1 Доклад №14110-RU от 13 июня 1994 года "Оценка бедности в России" / Отдел социальных ресурсов. Региональный департамент III. Управление Европы и Центральной Азии. Всемирный банк. (стр.iii).

проектов - новый для нашей страны способ влияния на власть. Мы хотим особо подчеркнуть их значение для формирования гражданского общества.

Из "Вестника" № 10-11 "Нет насилию в семье", подготовленного по результатам общественной экспертизы законопроекта "Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье":

"При слове "законотворчество" нам обычно представляются убеленные сединами юристы-профессионалы, которые "пишут законы", исходя из неведомых нам правовых норм и других "высших государственных соображении". Отвечает ли такая практика нашим нуждам, способствует ли она улучшению жизни тех, кого закон призван защищать? Мы уверены, что нет, ибо размышления о праве и правах человека должны начинаться с обращения к сути нашей жизни, к ее конкретным проблемам, с осознания важности нашего собственного голоса и гражданской ответственности. Люди, которых закон призван защищать, должны иметь возможность участвовать в его создании. Если "закон"-явление внешнее для общества, то трудно ожидать, что граждане будут сознательно следовать ему. Умножая репрессии, нельзя добиться законности и порядка. Как преодолеть отчуждение человека и права? Мы считаем, что один из путей-широкая и гласная общественная экспертиза законопроектов. Ее назначение-дать возможность высказать свою точку зрения именно тем людям, которых закон будет защищать, и представить их позицию в законотворческих органах. Это лучше всего сделать через общественные организации, которые наряду с местными органами власти и различными министерствами и ведомствами могут представлять свои предложения по законопроектам в Государственную Думу ".

Основные задачи программы - провести экспертизу

1) проекта Федерального закона "Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье";

2) проекта Федерального закона "О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления";

3) пакета законопроектов по социальным реформам, прежде всего, законопроекта "О внесении изменений в ст. 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также нормативной документации по внедрению социального заказа.

Результаты программы:

1. Создан прецедент массовой кампании по участию общественности в законотворчестве. В целом в общественной экспертизе приняли участие около 160 человек, из них около 100 человек из Москвы и Брянска в экспертизе законопроекта "Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье; около 30 представительниц женских организаций из 10 сибирских городов в экспертизе законопроекта "О внесении изменений в ст. 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

2. Проведена экспертиза проектов трех Федеральных законов, государственной Программы социальных реформ; разработана документация для внедрения принципов социального заказа в федеральную целевую программу "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (часть программы "Дети России"):

3. Проведена просветительская кампания среди разработчиков законопроектов, депутатов Государственной Думы, представителей Министерства труда и социального развития и городских администраций. Примеры просветительских материалов (информационные буклеты - 300 экз., Модельное законодательство о насилии в семье. Рекомендации ООН - перевод ИЦ НЖФ, около 50 экз. распространено в Государственной Думе, МВД, Министерстве юстиции и других органах власти).

Результаты общественных экспертиз были представлены на различных мероприятиях:

• парламентских слушаниях по законопроекту "О репродуктивных правах" (октябрь-ноябрь 1996) и по законопроекту "О социальном заказе" (февраль 1996);

• на круглом столе по проблемам полового воспитания школьников в Российской академии образования (март 1997);

• в ходе рабочих встреч с разработчиками программ полового воспитания школьников (март, июль 1997);

• в ходе рабочей встречи с зам. Министра труда и социального развития Г. Кареловой по проблемам реализации социального заказа (август 1997);

• в ходе консультаций по законопроекту "О социально-правовой защите от насилия в семье" с представителями Департамента по делам семьи, женщин и детей Министерства труда и социального развития (апрель, июнь, август 1997);

• на заседании Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ по проблемам насилия в семье (октябрь 1997);

• на курсах повышения квалификации начальников департаментов по делам семьи, женщин и молодежи региональных и городских администраций в Академии государственной службы (июнь 1997).

Итоги общественной экспертизы законопроекта "О социально-правовой защите от насилия в семье" были подведены на заключительном круглом столе "Проблемы насилия в семье". В этом круглом столе принимали участие: руководитель группы разработчиков закона практикующие юристы и представители центра "Судебно-правовая реформа", представительницы Кризисных центров и проекта "Юридическая поддержка женщин, пострадавших от насилия", Агентства социальной информации и др. Кроме результатов экспертизы, была представлена технологическая схема проведения экспертизы.

3. Проведена просветительская кампания среди общественности, в том числе в ходе различных семинаров: "Социальное лоббирование. Защита гражданских прав женщин." (Сибирский центр поддержки общественных инициатив, июнь 1997), круглого стола по проблемам насилия в семье (Консорциум женских неправительственных организаций и Ассоциация АННА, октябрь 1997), презентации выставки "Женщины против насилия" в Центре им. Сахарова (март 1997) и других мероприятиях.

Особое внимание было уделено работе со студентами Государственного социального университета г. Москвы и Брянского государственного университета. Шесть будущих социальных работников прошли производственную практику в ИЦ НЖФ, занимаясь проблемами насилия в семье.

4. По результатам программы подготовлено два номера "Вестника" "Нет насилию в семье": № 10 включает полные материалы экспертизы, анализ международных правовых норм в этой области, российское законодательство, интервью с разработчиками законопроекта, материалы о кризисных центрах и предложения по программам обучения социальных работников; № 11, сокращенный вариант, содержащий нормативно-справочную документацию.

Программа 3. Образование для женщин.

Цель - проводить просветительские акции различного типа: как лекции и дискуссии для широкой гуманитарной общественности, выступления по проблемам женщин на различных конференциях, в СМИ, так и специализированные курсы для женских организаций разного профиля.

Основные Задачи:

1. В сотрудничестве с клубом "Преображение" продолжить работу постоянно действующего семинара, программу публичных лекций, дискуссий; по приглашению женских организаций выступать с докладами на конференциях, в СМИ;

2. Провести программу для Кризисных центров в г. Москве (с центрами "АННА" и "Сестры").

Более подробно об этих направлениях работы:

1. Идея постоянно действующего семинара - показать взаимосвязь между стереотипами пола, существующими в культуре ( философии, литературе, языке, кинематографе ), и социальным, экономическим, физическим и сексуальным насилием над женщиной. Программа семинара строится таким образом, чтобы слушательницы могли не только получить конкретные знания и увидеть отдельные фрагменты женской дискриминации, но и рассмотреть картину в целом, а также осознать связь между дискриминацией по признаку пола и глобальным насилием: военным, экологическим и др.

Также были прочитаны лекции для женских организаций города Галицино -"Проблемы женского политического участия, достижения и трудности" (февраль, 1997); цикл из 5 лекций по женской литературе и феминистской культурологии для учителей города Мурманска (апрель, 1997). Организатором лекций был Конгресс женщин Кольского полуострова. Сделано выступление перед старшеклассниками Вечерней школы № 9 города Москвы "Введение в современную женскую прозу" (январь, 1997).

Заключительным мероприятием стала конференция "Женщина в социо-культурном пространстве", в которой приняли участие 67 человек (сентябрь 1997). Подводя итоги конференции, мы подчеркнули: "Женские исследования" - это почти всегда попытка прочесть язык как язык культуры определенного типа, как дискурс. Особый интерес здесь вызывает именно эти не чисто филологические коллизии. Так называемые "женские исследования пытаются вычитать по языковым следам правила культуры той или иной эпохи, они пытаются увидеть значение литературного процесса. Русская литература в этом отношении является благодарным полем исследования. Здесь, в частности, становится возможным показать, что Россия, в отличие от Запада, строила свой собственный культурный стиль и строила его весьма своеобразно. В частности система коммуникации здесь основывалась не столько на принципе эквивалентного обмена (как это было на Западе), сколько на императиве безвозмездного дара. Эта максима погружала россиян в сферу взаимной, так сказать, круговой ответственности за судьбы друг друга."

Программа 4. Информационно-ресурсный центр

Задачи - готовить и распространять (прежде всего по электронной почте) информационные материалы по Проблемам женщин, проводить консультации и обеспечивать справочными и аналитическими материалами женские общественные организации России и СНГ; некоммерческие организации; зарубежных и отечественных аспиранток, исследовательниц, государственные структуры, посольства.

Было подготовлено и разослано по электронной почте 36 "Информационных листков" - по 3 в месяц.

В этих выпусках были отражены различные аспекты деятельности женских организаций в центре и регионах, взаимодействие с центральными и местными органами государственной власти, женские инициативы, правозащитная деятельность. Достаточно подробно освещались парламентские слушания по обсуждению проекта федерального закона "О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления", международная встреча женщин -членов парламентов стран СНГ, Российская конференция "Пути реализации Пекинской платформы действий по улучшению положения женщин", заседания Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ, заседание Совета Консорциума женских неправительственных организаций России, посвященное обсуждению "Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года", конференция "Год после Пекина", организованная Международным Альянсом женских организаций и Союзом Женщин России, обсуждение в Консорциуме женских неправительственных организаций Проекта концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, четвертая российская конференция "Планирование семьи: вчера, сегодня, завтра", подписание Хартии женской солидарности, конференция "Женщины в центральной и восточной Европе на рубеже XXI века", первый Форум женской программы Сети Институт гражданского общества в Будапеште и др.

Благодаря более активному взаимодействию с государственными структурами, ИЦ НЖФ имеет возможность получать и распространять тексты законопроектов, которые рассматриваются в Гос. Думе, постановления Правительства, касающиеся положения женщин, некоторые другие документы (Постановление Правительства Российской Федерации о Комиссии по вопросам улучшения положения женщин и План работы Комиссии по вопросам улучшения положения женщин на 1997 год, проект Закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон от 6 декабря 1994 г. "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ", "О мерах по организации отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в 1997 году" и т.д.). Когда в "Информационном листке" № 24 появилась информация о распределении средств, выделенных из федерального бюджета на организацию отдыха и оздоровления детей и подростков по Российским регионам, многие организации смогли проконтролировать их распределение на местах. Эта информация имела большой резонанс и вызвала много благодарных откликов.

С помощью электронной почты происходит активный обмен информацией между ИЦ НЖФ и региональными организациями. В результате этого обмена в "Информационных листках" появляются такие материалы, как сообщения о международной конференции "Репродуктивные права" в Петрозаводске, организованной Карельским центром гендерных исследований и феминистскими организациями Парижа, конференции "Женщины за жизнь без войн и насилия", организованной "Союзом женщин Дона", материалы конференция "Проблемы взаимодействия неправительственных женских объединений с властными структурами" в Воронеже. В "Информационных листках" регулярно публикуются материалы из Информационного бюллетеня Конгресса женщин Кольского полуострова. В то же время, информационный бюллетень для женщин "Берегиня", издаваемый Воронежской организацией "НеЖДИ", активно использует материалы, получаемые по электронной почте из ИЦ НЖФ.

Для сбора информации используются различные источники, включая конференции сети NEWW и сообщения Агентства Социальной Информации (АСИ), причем подборка этих материалов рассылается по электронной почте самостоятельными выпусками (АСИ - дайджест) по отдельному списку для тех организаций, которые не получают бюллетени АСИ.

"Информационные листки" публикуют различного рода информацию:

связанную с правозащитной деятельностью. Так, в одном из ноябрьских выпусков был помещен подробный отчет о Круглом столе правозащитных организаций, организованном Фондом Форда. Также в "Информационных листках" регулярно публикуются наиболее важные для женщин статьи из информационных бюллетеней Комитета антивоенных действий "За мирную Россию", посвященных военной реформе, обсуждению законов о воинской обязанности и альтернативной службе, защите прав призывника.

Еще один вид информации: распространяемый в "Информационных листках" - сообщения о различных стипендиях и грантах, расширяющих возможности для женщин и женских организаций (программа грантов института "Открытое общество", конкурс грантов ISAR, демократическая программа ТА-СИС - конкурс микропроектов в Российской Федерации, конкурсы в рамках программы Фонда Макартуров в независимых государствах бывшего Советского Союза и др.)

Для организаций, не имеющих электронной почты, "Информационные листки", объединенные с выпусками "АСИ - Дайджест" ("Вестнички", №№ 1-14) ежемесячно рассылаются в печатном виде по обычной почте в различные регионы России в 75 - 80 адресов, а также распространяются на семинарах и конференциях. Обычно они содержат информацию за прошедший месяц. Конечно, в отличие от электронной, "бумажная" почта работает гораздо медленнее, и некоторые сообщения успевают устареть. Тем не менее, они отражают процессы, проходящие в женском движении НКО и вызывают большой интерес.

С января 1997 года все "Вестнички" ИЦ НЖФ ежемесячно размещаются в Интернете на женском сервере OWL" (Open Women Line). Адрес страницы -http://www.owl.m/win/women/infolist.

С декабря 1996 года на сервере OWL размещена также WEB - страница ИЦ НЖФ, ее адрес: http://www.owl.ru/win/women/org001.

Подготовлено девять номеров "Вестника", текущие и тематические выпуски, в том числе "Безопасность женщины", "Женщина и культура", "Нет насилию в семье" и несколько специальных информационных выпусков (совместно с Женским информационным проектом "Архив. База данных. Библиотека").

Далее...