Женская пресса

Статьи из ежемесячного журнала "Союз женщин" (орган Союза равноправия женщин 1907-1909) // Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории. Документальные материалы). М., РИК Русанова, 1998. С. 313-386.
 
В начало документа
В конец документа

Статьи из ежемесячного журнала "Союз женщин" (орган Союза равноправия женщин 1907-1909)


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Сознательные крестьянские женщины требуют себе политических прав для своего раскрепощения. Как сельским учителям из крестьян нам везде, где ни поднимался в среде крестьянок вопрос о правах женщин, приходилось отмечать, что крестьянки наравне с мужчинами тяготятся всеми общественными непорядками и заявляют: раз они своим трудом несут все общественные повинности заодно с мужчинами, то должны иметь влияние на общественное управление.

Ярким подтверждением наших слов служит тот факт, что 6 ноября 1905 года на Всероссийский крестьянский съезд, происходивший в Москве, являлись две делегатки-крестьянки от сходов женщин Воронежского уезда Орловской области с приговором о требовании политических прав для женщин вместе с требованием земли и воли. Помните, за каждым Вашим словом и голосованием крестьяне зорко следят. Передайте наше заявление другим депутатам от крестьян Воронежской губернии. Держитесь Трудовой думской группы. Она ярче других выражает интересы всего крестьянства и рабочих".

Вообще жизнь представляет немало неожиданностей в этом вопросе. Одной из таких неожиданностей можно назвать заявление, сделанное прошлой зимой по вопросу о политических правах женщин гурийскими сельскими сходами (Кутаисская губ.) в объяснениях их с уполномоченным Кавказского наместника Султан-Крым-Гиреем. Сходы эти единодушно потребовали политических прав для женщин наравне с мужчинами. На происходивших в Тифлисской губернии городских и сельских совещаниях по вопросу о введении земства в Закавказье в числе других депутатов было несколько грузинок.

Остается еще сказать несколько слов об отношении к вопросу о политических правах женщин со стороны рабочего класса. Если суждения организованных, т.е. партийных рабочих по этому вопросу не могут считаться показателем непосредственного настроения и склонности рабочей массы, то очень характерными, во всяком случае, являются взгляды беспартийных рабочих, подготовивших вместе с Гапоном мощное движение 9 января. Организаторы 11 рабочих отделов Петербурга приняли все меры, чтобы вовлечь в это движение и женщин, для чего устроили при своих отделах дополнительные собрания специально для женщин. "Если женщины не будут помогать нам, то они будут мешать", - говорили рабочие-организаторы, И действительно, женщины были вовлечены в движение. Многие из них шли в первых рядах рабочего шествия ко дворцу, сознавая угрожающую для них опасность, и гибли под пулями. Беспартийные рабочие указывали на это в своих речах на Петербургском женском митинге в мае 1905 года как на лишний довод в пользу необходимости политического равноправия женщины.

1907г., № 1.

 

Н. Щепкин

Участие женщин в местном самоуправлении

Отказ женщине в признании за ней равных с мужчиной, прав основан частью на предрассудках, привитых веками общего нашего бесправия, частью на эгоистических и рабовладельческих соображениях, а иногда на представлении мужчин о себе как о высшем существе, представлении, свойственном обыкновенно людям недалеким и тупым. И вот приходится при таком положении бороться с бесправием женщины медленным, культурным путем. Пройдут, быть может, многие годы, прежде чем установится полное равноправие. От самих женщин зависит ускорение хода дела непрерывной пропагандой в семье, школе и жизни.

Наши дети находятся по преимуществу на руках и в руках женщин, и женщины должны тут использовать свое выгодное положение, прививая нашим мальчикам о самых первых лет уважение к женщине и идею равноправия совершенно так, как, бывало, няни прививали нам народные предрассудки и поверья. Но пока что надо пользоваться всяким удобным случаем, чтобы завоевывать положение. А время для этого подходящее, так как никогда еще в народе не было так сильно сознание необходимости уничтожить всякую несправедливость, что и выражается в современных нам усилиях осуществить широкие политические и экономические программы. Бесправие женщин - одна из величайших несправедливостей. Это начинают сознавать и наиболее отсталые люди, недаром ведь даже программа октябристов признает допустимым участие женщин в местном самоуправлении.

В нашей современной борьбе с чиновничеством за свободу и счастье мы не в состоянии опереться на местные силы, совершенно разрозненные. Самоуправление, где они могли бы сплотиться, является у нас учреждением узкоклассовым и лишенным всякого влияния на местное управление, зависящее целиком от милостей губернского и уездного чиновничества всяких рангов. У нас, в сущности, отсутствует то, что можно назвать действительным самоуправлением. По поводу значения последнего приведем слова покойного Б. Н. Чичерина: "Только существование земства способно ввести бюрократию в должные границы... Если же контроль со стороны независимых общественных сил бюрократии может быть полезным органом правительственной власти, то без таких сдержек он становится язвой государства. В конституционных правлениях этой цели служат представительные собрания. Они до некоторой степени могут восполнить даже недостаток местных учреждений. Но где их нет, там широкое развитие местного самоуправления в состоянии обуздать бюрократический произвол и поддержать в государстве общественный дух".

Это мнение сохранило свою силу и для нашего времени, и справедливость его подтверждена тяжким опытом нашей родины. Именно таким значением самоуправления и обусловливаются неотложность и высокая важность преобразования местного управления и самоуправления на основах всеобщего, равного, прямого и тайного голосования и расширения пределов ведомства и власти местных самоуправлений. Вот почему нельзя не приветствовать совершившееся внесение в Государственную думу законопроекта об изменении способов избрания земских и городских гласных. Проект этот внесен фракцией партий Народной свободы и составляет первый шаг. Вслед за тем должен был последовать ряд законопроектов, которые должны совершенно изменить картину местного управления и самоуправления.

Любовь и привычка к общественному делу даются не сразу. Сознание обязанности отдавать значительную часть своего времени общественному делу есть результат многих лет и относительно высокой степени культурности. Можно опасаться, что у нас в первые десятилетия низкое состояние культуры будет отзываться недостатком людей для общественной работы. Особенно можно ожидать вопрос с возникновением мелкой земской единицы и самоуправления в незначительных даже поселках, так как потребность в общественных работниках быстро и сильно возрастет. Такое положение обязывает нас использовать все мало-мальски культурные силы страны. Уже одно это должно нас побуждать привлечь женщин к участию в местном самоуправлении и управлении. Устраняя здесь женщин, мы устраним более чем половину всех местных культурных сил.

Мы не думаем, что в самоуправлении будут принимать непосредственное участие все женщины или все мужчины, но полагаем, что населению должна быть предоставлена возможность воспользоваться всеми культурными силами так, как оно признает более полезным. Не следует забывать, что привлечь в глухой деревне к работе бесплатной или плохо оплачиваемой будет очень трудно и что в этом отношении местное женское население может оказать большую помощь, как оно оказывает ее и теперь при всяких народных невзгодах. Жены, сестры, дочери лиц, связанных с местностью постоянными занятиями, вдовы, ведущие самостоятельно дело, их семьи, учительницы, женщины-врачи, фельдшерицы - это все лица, которые у себя на месте будут вести общественное дело не хуже, а, пожалуй, и лучше, чем те общественные деятели, которых теперь с таким трудом набирают в уездах, так как все более способное и бойкое норовит уйти в столицы и большие города. Недостаток не только культурных, но просто даже грамотных лиц у нас так велик, что во время последней народной переписи главное затруднение заключалось в приискании достаточно грамотных для этого дела сотрудников. Мы так бедны культурой, что не имеем права поступаться теми силами, которые имеются на местах, только потому, что силы эти являются в непривычном для нас виде. Поступая так, мы рискуем в самом начале поставить преобразованные самоуправления в безвыходное положение.

Опыт Англии, Америки (в некоторых штатах) и Финляндии показывает, что женщины прекрасно справляются с работой во всех областях местного самоуправления. Благотворительность, врачебно-санитарное дело, народное образование, как общее, так и профессиональное, местная статистика и агрономия, дорожное и строительное дело - ведь все это, в сущности, не требует от местных деятелей высоких способностей и знаний. Во всех этих областях обычно весьма удовлетворительно работают средние, но добросовестные и внимательные люди. Опыт показал, что внимательность и серьезное отношение к делу у женщин обычно выше, чем у мужчин, и что работа женщин в этих областях самоуправления не хуже мужской. Да это и неудивительно, так как все это дела практического характера, к которым женщины способны не менее мужчин. Мы уже не говорим, что иметь работником при одинаковом вознаграждении вместо туповатого и не особенно умного мужчины умную и развитую женщину всегда предпочтительнее.

Мы не ожидаем, чтобы участие женщин в самоуправлении сказалось каким-либо особым подъемом его: женщины - такие же люди, как и мужчины, и ждать от них чего-либо необыкновенного, конечно, нельзя. Но, с другой стороны, и нет основания думать, что они принесут вред делу. У женщин есть, конечно, свои собственные недостатки, как у мужчин свои, но мы не можем указать у женщин таких недостатков, которые ставили бы их, в смысле общественных работников, ниже провинциальных мужчин. Повсюду участие женщин в общественном деле приводило до сих пор к известному смягчению во взаимных отношениях в собраниях, к усилению забот о здоровье женщин и подрастающих поколений и к борьбе с пьянством.

Если и у нас повторится то же самое, то уже ради одного этого следовало бы воспользоваться женскими силами в местном самоуправлении.

В отношении крестьян допущение женщин к самоуправлению на одинаковых основаниях с мужчинами обеспечит им возможность влиять на местное самоуправление даже в тех местах, где мужское население отсутствует на заработках. Мы не говорим уже о том, что привлечение крестьянок к общественной деятельности наравне с крестьянами тотчас повысит их положение в глазах населения. Если в первое время многим и будет это казаться странным, то в этом беды нет. Но с хорошими нововведениями люди быстро сживаются. Поднять положение женщины в семье - одна из важнейших задач для нашей страны. Нам приходилось беседовать на эту тему с крестьянами из местностей, поставляющих в Москву готовых ремесленников. Они объясняют грубость нравов, пьянство и другие пороки в ремесленной среде в значительной мере забитостью и приниженностью женщины в семье. Мальчики, видя перед собой постоянно пример крайнего неуважения к матери, похвальбу грубостью и излишеством, лишаются тем самым смягчающего влияния, которое могла бы оказать в такой среде женщина, поставленная в сколько-нибудь соответствующее ей положение.

Таковы, по нашему мнению, житейские соображения, которые должны бы заставить нас в деле самоуправления отложить в сторону наши предрассудки и попросить наших женщин помочь нам в нашем великом народном деле, как они всегда и повсюду помогают, не требуя за это даже благодарности.

1907 г., №1.

А. Пиотровская

Передовая статья

"Женский вопрос - в такой исторический момент, как мы переживаем теперь?!" - слышим мы голоса из общества при виде вновь выходящего номера нашего журнала.

Мы привыкли слышать эти же самые возгласы при всевозможных условиях общественной жизни, всякий раз, когда мы в той или иной форме выдвигали этот большой и больной вопрос, непосредственно касающийся половины человеческого рода, косвенно затрагивающий интересы всего человечества без изъятия. Мы не смущаемся поэтому никакими скептическими возгласами; мы знаем, что это тот дешевый скептицизм, который происходит от непонимания, а непонимание, упорное самоуверенное непонимание, от равнодушия.

Однако мы считаем необходимым в каждый новый период нашего общественного движения ставить для самих себя этот вопрос об отношении нашей специальной задачи к общеполитическим задачам данного момента. Мы далеки от наивного и близорукого феминизма, который мечтает разрешить женский вопрос вне связи с общими политическими и социальными вопросами, уравнять женские права с мужскими независимо от общего правового и социального равенства. Тактика нашей борьбы за равноправие женщины неизбежно должна меняться во многих своих частностях - в зависимости, например, от условий общенародной борьбы. Так, широкий идейный размах в работах первой Государственной думы заставил нас взяться за пересмотр всех русских законов, связанных с вопросом о женском равноправии, и предложить соответствующей думской комиссии выработанный нами законопроект правового уравнения женщины. От первой Государственной думы, поставившей вопрос о всеобщем уравнении в правах, можно было ждать и радикального разрешения женского вопроса. Работы второй Государственной думы уже не носили того широкого и идейного характера, как работы первой. Вопросы, которые она выдвигала для очередного обсуждения и разрешения, были дробнее, и уже Дума стремилась провести хоть некоторые из очередных реформ. Мы уже не могли при таких условиях надеяться на рассмотрение женского вопроса в его принципиальных словах и вынуждены были свести нашу агитацию по отношению к различным левым фракциям Думы к тому, чтобы равноправие женщины не упускалось из виду при обсуждении таких вопросов, как реформа земского самоуправления, реформа местного суда, народного образования и т. п.

Но и вторая Дума была распущена. Мы стоим перед открытием третьей Думы, состав и характер которой можно определить только по приблизительным расчетам, на которую, во всяком случае, трудно возлагать какую-либо надежду тем, кто не цепляется за "конституционные иллюзии". Измученная страна тяжко борется с охватившими ее сомнениями. Наиболее деятельные люди минутами с трудом побеждают усталость, а те, которые записались в передовую рать лишь ввиду общего, чреватого последствиями подъема, малодушно бьют отбой.

Работа, продолжающая совершаться в глубинах народного самосознания, почти не находит себе выражений, и многие готовы уже сказать, что и она замерла. Но мы не верим в то, что освободительное движение уже исчерпалось. Оно только замерло, затихло, чтобы собраться с новыми силами, углубиться и расшириться. Наши руководящие идеи остаются прежними, наши основные задачи не изменились, и наша тактика, меняющаяся в некоторых частностях сообразно с условиями общей борьбы, опирается на прежний принцип ради завоевания народного блага будить самосознание и самодеятельность народных масс, ради раскрепощения женщины будить самосознание и самодеятельность женщин.

Таков был наш лозунг и в период общего подъема, таков он и теперь. Мы были всегда убеждены, что правовое раскрепощение женщины является необходимым условием истинного обновления страны, ибо - старая, неоспоримая мысль! - рабство столько же развращает раба, сколь и рабовладельца. Мы твердо стоим на этом и теперь, и мы не знаем лучшего способа подготовить дальнейшую стадию борьбы, как работа над пробуждением разума, воли, чувства человеческого достоинства среди тех, которые до сих пор спали. Нужно расширить площадь приложения наших сил, нужно глубже взрыть ту почву, на которой взойдут семена свободы. Это сознается всеми. Повсюду говорят об использовании момента для культурной работы, об углублении культурной работы. Да эта культурная работа для того, чтобы она принесла определенные плоды, должна быть насквозь идейной, должна быть обращена не только к рассудку, но и к живой психологии и основным запросам человеческой души, к наиболее благородным стремлениям человеческого духа.

Да, теперь, именно теперь должны мы употребить все старания, чтобы вызвать к жизни тех, которые оставались до сих пор непричастными к освободительной работе, быть может, иногда по неведению, по недоумению, даже мешали ей, удерживали от нее своих близких, своих мужей и сыновей. Во имя раскрепощения женщины и во имя всеобщего раскрепощения мы должны как можно серьезнее, как можно разнообразнее вдуматься в положение миллионов трудящихся женщин, несущих на себе непомерную, надрывающую, одуряющую тяготу, должны будить их самосознание и их самодеятельность.

1907 г., № 2.

 

Л. Гуревич

Отношение к вопросу о женском избирательном праве русского общества, земств и городок

Вопрос о всеобщем избирательном праве оформился в сознании русского общества далеко не сразу. Два года тому назад, когда оппозиционное движение открылось серией банкетов, формула всеобщего избирательного права еще не развертывалась полностью. В своем семичленном виде (всеобщее, прямое, равное и тайное избирательное право без различия пола, национальности и вероисповедания) она входила тогда только в программы социалистических партий. Однако и в конце 1904 года она уже попадается в резолюциях некоторых банкетов и мало-помалу становится популярной. Быстро нарастающее освободительное движение укрепляет и выдвигает повсюду идею последовательного демократизма. Раздаются голоса, сознательно требующие избирательного права для женщин, возникают бурные прения по этому вопросу. В конце марта 1905 года требование политического уравнения женщин не без борьбы входит в платформу Союза освобождения. В апреле того же года этот вопрос вызывает страстные дебаты на учредительном съезде Союза русских писателей и журналистов и входит в платформу Союза подавляющим числом голосов.

Интеллигентско-профессиональные союзы возникают один за другим, и некоторые из них с самого начала принимают избирательное право для женщин в свою платформу (Союз врачей, Союз низшей школы). В конце апреля возникает Союз равноправия женщин. Войдя в состав организовавшегося в это время Союза союзов, он стал энергично выдвигать вопрос об избирательных правах для женщин, причем только два союза - земцев-конституционалистов и академический - не пожелали принять в свою платформу женского избирательного права. В общем же Союз союзов, в который летом 1905 года входило уже 16союзов, числящих за собой десятки тысяч членов, принял полную; т. е. семичленную, формулу избирательного права. Осенью 1905 года центральный комитет Союза союзов приступил к разработке законопроекта учредительного собрания на основе семичленной формулы избирательного права, каковая работа и была им исполнена.

В первой половине 1905 года идея распространения избирательного права на женщин высказывается в заявлениях некоторых городских дум, как, например, в петициях Совету министров от Ставропольской (Кавказской) Городской думы, от комиссии Тифлисской Городской думы, от Эриванской Городской думы. На общегородском съезде, который состоялся 15--16 июня в Москве и на котором присутствовало 117 представителей от 86 городов, резолюция, требующая всеобщего избирательного права без различия пола, была принята огромным большинством голосов и подписана всеми присутствующими. В таком же смысле высказывались позднее думы еще некоторых городов: Ковны, Либавы и др.

На общеземских съездах вопрос о женском избирательном праве сначала вовсе не возбуждался. Но заявления разных отделений Союза женского равноправия и других женских обществ выдвинули этот вопрос как в земских собраниях, так и на общих земских съездах. Таких коллективных женских заявлений, обращенных к общим съездам земских деятелей, было сделано с мая по октябрь 1905 года более 50Несомненную роль в этом отношении сыграла и анкета участников земских съездов, разосланная Союзом <a name=равноправия женщин и содержащая в себе следующие вопросы: "Считаете ли Вы, что женщины должны пользоваться равными с мужчинами правами 1) при избрании народных представителей, 2) в органах местного самоуправления? Считаете ли Вы предоставление этих прав женщинам своевременным при созыве учредительного собрания?"">. Однако до осени 1905 года земские деятели опасались выдвинуть вопрос о немедленном распространении избирательных прав на женщин, и даже на сентябрьском съезде 78 голосами против 63 было постановлено отложить рассмотрение этого вопроса. Тогда 63 члена съезда, оставшиеся в меньшинстве, опубликовали свое мотивированное мнение по этому вопросу ("Русское слово", 1905, № 262). Вместе с тем Бюро съездов, которому поручено было, пересмотреть проект основного государственного закона, большинством, 18 голосов против 11, решило внести в проект избирательные права женщин. Но это произошло уже после последнего съезда.

Одновременно с этим проектом был составлен одним из членов Бюро обстоятельный доклад по вопросу о: женском избирательном праве, из которого мы приведем следующие характерные строки: "Съезд земских и городских деятелей неоднократно признавал, что выборы на основах всеобщего равного, прямого и закрытого голосования представляют единственную форму, способную дать истинное народное представительство. Этим постановлением съезд уже предрешил вопрос и о политических правах женщин, ибо решение его в отрицательном смысле находилось бы в полном противоречии с постановлением о всеобщем голосовании. В сущности, при таком положении лишение женщин политических прав было бы актом несправедливости, в основе которого лежал бы вековой предрассудок и грубое стремление к господству над женщиной. В данный момент, когда малейшее нарушение права, когда всякая несправедливость болезненно отзываются в душе граждан, когда для истерзанной родины необходимо всеобщее примирение и общая дружная созидательная работа, не должно и не может быть обездоленных и несправедливо обиженных. Если в июле сего года требование о предоставлении женщинам политических прав признавалось многими способным осложнить момент учредительства, то в данное время, наоборот, лишение женщин этих прав может внести в дело значительное осложнение".

Кроме благоприятного для женщин постановления последнего земско-городского съезда, нужно отметить такие же благоприятные постановления двух областных земских съездов, к участию в которых были привлечены и лица из "третьего элемента". Так, распространение всеобщего избирательного права на женщин было признано на областном земском съезде в Твери, где вопрос был решен большинством 39 голосов против 6, и на областном земском съезде в Костроме, где присутствовали представители пяти губерний: Костромской, Вологодской, Ярославской, Олонецкой и Архангельской. Таковы же постановления отдельных земских собраний, как-то вятского, уфимского и др.

В октябре 1905 года вопрос об избирательных правах для женщин бурно дебатировался на учредительном съезде к.-д. партии и был решен в положительном смысле большинством всех против пяти, причем один из этих немногочисленных противников к концу съезда открыто перешел в ряды сторонников женского равноправия. Из уважения к видным членам партии, оставшимся в меньшинстве, съезд допустил примечание к платформе партии, которым пункт о распространении политических прав на женщин признавался необязательным для членов партии. Однако 2-й делегатский съезд к.-д. партии потребовал, как известно, исключения этого примечания.

В течение последних лет вопрос о политических правах женщин усиленно агитировался Союзом равноправия женщин и вызвал со стороны общества живые отклики.

1907 г., № 2 август-сентябрь.

 

От редакции

Центральный комитет "Союза 17 октября" перед выборами в Государственную думу почтил женщин г. Москвы особым любезным воззванием. Обрисовав бедствия отечества, напомнив про участь детей, которые растут в ужасной атмосфере убийств, грабежей и пожаров, он взывает к нравственному авторитету женщин: "Женщина в истории культуры человечества играла выдающуюся роль; она один из могучих двигателей цивилизации, носительница нравственных начал и примиряющий элемент в борьбе страстей. К вам поэтому, гражданки г. Москвы, обращается "Союз 17 октября" с просьбой принять энергичное участие в предстоящих выборах и решить их в пользу умеренно-прогрессивных элементов". Обладательниц ценза Союз просит передавать права голоса сторонникам этих элементов.

Мы не избалованы открытыми обращениями политических деятелей к нашим гражданским заслугам и потому порадовались за наших москвичек: все-таки приятно еще и еще раз почувствовать себя влиятельными гражданками, призываемыми к участию в выборах; такое обращение обязывает и призывающих и впредь считаться с влиянием женщин. Тем не менее, решительный тон умеренных элементов наводит на весьма грустные размышления. Но прежде внесем необходимую поправку. Утверждение, что женщина - "примиряющий элемент в борьбе страстей", далеко не основательно: и в старину древние германки славились тем, что заставляли отступающих мужей снова бросаться на врагов, и в новые времена, в момент революционных движений, страстные порывы женщин не раз сыграли решающую роль.

Несомненно, мы все жаждем исхода из бедствий народа; среди массы женщин, участвовавших в освободительном движении, особенно беспартийных элементов, большинство уже готово приветствовать успокоение страстей среди партий. Мы знаем, как бы ни были широки идеалы политических организаций, их представители, приступая к повседневной работе, к практическому проведению в жизнь своих убеждений, должны уметь сами себя ограничивать определенными рамками, временем, пространством; без такого самоограничения, как известно, нельзя написать и репортерской заметки. Первый компромисс на пути каждого работника - это компромисс с самим собой, заключающийся в дисциплинировании собственных мыслей и сосредоточении на одной очередной задаче рабочего дня.

Вырабатываясь путем такой детальной ежедневной работы, все новое, самое насущное, жизненное поневоле эволюционирует постепенно, весьма умеренным ходом, и горячие прогрессисты скорбно чувствуют, как незначительно время, отпущенное каждому для деятельной работы в земной юдоли. Потому-то так дороги нам широкие горизонты мысли, идеальные перспективы человеческого прогресса, потому-то так властно захватывают воображение масс программы радикальнейших переворотов бытия человечества; они живят и одухотворяют их неблагодарный труд, светят путеводной звездой на пути невольных уклонений и компромиссов среди насилий и борьбы.

А какие горизонты освещает нам партия умеренности и аккуратности - pardon! - прогрессивности, стремящаяся завоевать политическое преобладание? Что именно составляющие ее элементы находят нужным умерить, в чем прогрессировать? Все это до сих пор крайне неопределенно и сбивчиво и напоминает то подозрительно теплое, от чего предостерегает человечество автор апокалипсиса. Разве для полного выражения в русской жизни подобного направления недостаточно одного правительства, которое; ведь всегда считало себя умеренно-прогрессивным? Наш народ 1000 с лишком лет прожил под его эгидой и дожил до современного состояния нищеты и приниженности. Впрочем, находятся оптимисты, которые, кокетничая с вечностью, именуют его "молодой народ", "молодое общество". Может быть, умеренные и октябристы соглашаются с этим мнением: 1000 лет жили - молоды остались; зачем же спешить?

Октябристы почитают женщин "одним из могучих двигателей цивилизации". Нелишне припомнить, как умеренность властей отражалась на судьбах прогрессивных явлений в жизни русских женщин. Еще Петр I и Екатерина II энергично двигали их на путь прогресса; один избавил женщин от терема и связанного с ним домашнего деспотизма и положил начало общественной жизни России; вторая основанием первого института как бы признала обучение женщин обязанностью государства, тогда как на Западе это дело долго предоставлялось заботам семьи и церкви. И позже русское правительство заботилось о воспитании женщин: открывались институты, патриотические школы, готовили русских гувернанток. В России, можно сказать, само правительство эмансипировало девушек от власти семей. Явились, наконец, женские гимназии, послужившие в свое время образцом для французского министерства, когда оно устраивало свои женские лицеи.

Далее...