Труд, образование, здоровье

Власов В. И. Безработица с женским лицом // Библиотечка профсоюзного активиста. М., Профиздат, 1997. №6. С. 31-40.
 
В начало документа
В конец документа

Власов В. И.

Безработица с женским лицом


Безработица в России с момента ее легализации в 1991 году и до настоящего времени является преимущественно женской бедой Сегодня доля женщин в общей численности зарегистрированных безработных составляет около 60 процентов. За годы реформ удельный вес женского персонала уменьшился в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, науке, начинает проявляться подобная тенденция и на транспорте. Почему именно "прекрасный пол" стал жертвой безработицы? Чтобы лучше это понять, обратимся к статистике.

На территории Российской Федерации в настоящее время проживает 78,7 млн. женщин, что составляет 53,1 процента от общей численности населения. Из 40,3 млн. женщин, находящихся в трудоспособном возрасте, 34 млн. (около 43 процентов от общего числа имеющих работу) трудятся в народном хозяйстве.

Женщины преобладают в банковском деле и страховании - 90 процентов от общей численности трудящихся в отрасли; медицине и социальной защите - 83 процента; обслуживании вычислительной техники - 62 процента; образовании - 79 процентов. В этих отраслях занято 37 процентов всех женщин, работающих во всех сферах экономики России. В промышленности, где трудятся еще 30 процентов женщин, их доля составляет в среднем 48 процентов, при этом в текстильной - 70 процентов, в швейной - 89, хлебопекарной и кондитерской - 72 и в обувной 69 процентов.

Формирование рыночных отношений в России привело к усилению дискриминации женщин в сфере занятости. Борьба предприятий за выживание вынуждает их сокращать производство, и первые в очереди на увольнение - женщины. Во многом это связано с действующим механизмом предоставления льгот для женщин, в первую очередь для женщин-матерей. В условиях кризиса женская рабочая сипа - слишком "дорогое удовольствие" для работодателя.

Чтобы обойти законодательные преграды и вынудить женщин уволиться "по собственному желанию", руководители предприятий порой проявляют недюжинную изобретательность. Так. в Центр социальной поддержки женщин, созданный государственной службой занятости и Союзом женщин, за последнее время обратилось более 500 женщин. Они жаловались на то, что были уволены с нарушениями трудового законодательства, их своевременно не уведомили об увольнении, лишили возможности ознакомиться с приказом, снизили надбавки к зарплате с целью выплаты выходного пособия в минимальном размере, Существует и не менее изощренная практика, когда из женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. создается специальный отдел без должностей и должностных окладов. На женщин, готовящихся выйти на работу, оказывается психологическое давление: мол, в этом отделе работы нет и не предвидится, так что увольняйтесь по собственному желанию. В результате почти каждая из этих женщин вынуждена увольняться, даже одинокие матери и беременные.

В какой-то мере эти факты объясняют различия и в причинах увольнения с работы мужчин и женщин. Около трети безработных женщин потеряли место в результате высвобождения и почти 45 процентов - в результате увольнения по собственному желанию. В то же время среди безработных мужчин эти показатели составляют соответственно 16 и 52 процента.

Обращает на себя внимание следующее обстоятельство. Вопреки первоначальным прогнозам высвобождение и безработица затронули, в основном, не тех, кто имеет рабочие профессии и занят тяжелым физическим трудом, во вредных производствах либо ручным неквалифицированным трудом. В первую очередь пострадали специалисты с высшим и средним специальным образованием и служащие, в первую очередь, женщины. Их высвобождение вызвано значительным сокращением управленческого персонала предприятий и занятых непосредственно в процессе производства инженерно-технических работников. Поданным органов государственной службы занятости, безработные женщины имеют значительно более высокий уровень образования(около 45 процентов с высшим или средним специальным), чем безработные мужчины (чуть больше четверти). При этом женщины в два раза дольше остаются без работы, чем мужчины.

Имеются существенные различия и в возрастной структуре безработных мужчин и женщин. Среди безработных женщин около 40 процентов - молодежь в возрасте до 30 лет, тогда как среди безработных мужчин таковых значительно меньше - 30 процентов.

Процесс снижения женской занятости в стране идет очень быстро. Здесь сказываются объективные причины снижения их трудовой активности: совмещение профессиональных и семейно-бытовых функций, особенности психологии и т, п. По всей видимости, улучшение положения российской женщины на рынке труда будет сложным и долгим.

В России 1/3 работающих женщин согласны оставить работу, если муж будет получать столько, сколько они сейчас зарабатывают вдвоем. Но разговор об этом явно преждевременный, пока в стране не решается проблема нормальной стоимости рабочей сипы. В прошедшем 1996 году средняя заработная плата по России всего в 1,4-1,6 раза превышала уровень прожиточного минимума, а доходы 30 процентов населения были ниже этого уровня.

В демократических странах обеспечение равных возможностей для женщин и мужчин является составной частью общей национальной политики и затрагивает многие сферы в жизни общества - политическую, экономическую и социальную. Антидискриминационная политика там направлена на устранение различий в социальном статусе мужчин и женщин в тех сферах, где эти различия существуют. Это делается

через систему определенных принципов и законодательных норм. Устанавливаются определенные квоты, во многих странах действуют специальные государственные программы по обучению и продвижению женщин. На международном уровне этими проблемами занимаются Организация Объединенных Наций, ЮНЕСКО, Международная организация труда.

Филадельфийская декларация, являющаяся частью Устава МОТ, содержит положение о том, что "все люди, независимо от расы, веры и пола, имеют право на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей".

В то время как большая часть международных трудовых норм одинаково применима ко всем трудящимся независимо от пола, существует целый рад конвенций и рекомендаций, посвященных отдельно женщинам. Нормотворческая деятельность МОТ в этой области исходит из двух основных принципов:

гарантировать равенство возможностей в обучении, занятости, продвижении по службе, участии в деятельности различных общественных организаций и в процессе принятия решений, а также равные права на оплату труда, социальную защиту и социальное обеспечение;

защитить трудящихся женщин от ситуаций, связанных с условиями труда и представляющих опасность для материнства.

Этим вопросам посвящен целый ряд конвенций МОТ, направленных на создание особых условий труда и защиты для женщин от опасности, вызываемой определенными вредными веществами или другими факторами их трудовой деятельности. Другие конвенции предусматривают социальное обеспечение по беременности и родам.

Наиболее явные проявления дискриминации в области труда по признаку пола можно условно поделить на три группы.

Во-первых, в том, что некоторые профессии считаются более "подходящими" для трудящихся-мужчин или наоборот. Профессиональные ограничения для женщин существуют и "по горизонтали" - в виде недопущения их к определенным сферам деятельности и профессиям, традиционно считающимся "мужскими". Дискриминация "по вертикали" проявляется в невидимом барьере, препятствующем женщинам занимать посты, связанные с большой ответственностью и принятием важных решений.

Во-вторых, это разница в оплате труда мужчин и женщин, являющаяся в значительной степени результатом разделения занятий на "мужские" и "женские". Кроме того, к этой группе относятся и случаи неравного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности.

В-третьих, не секрет, что работающие женщины зачастую практически в одиночку несут семейные и домашние обязанности. Такой "двойной рабочий день" приводит к неравенству в распределении объемов работ, а также ограничивает возможность женщин конкурировать на равных с мужчинами на рынке труда.

Несмотря на возросшее за последние 20 лет участие женщин в трудовой деятельности, они продолжают сталкиваться с большими, чем мужчины, трудностями при приеме на работу и остаются менее защищенными при увольнениях. Преобладающее большинство женщин заняты на работах с низким уровнем квалификации, оплаты труда, социальной защиты и условий труда. Вследствие дискриминации на организованном рынке труда женщины, в особенности в развивающихся странах, вынуждены чаще, чем мужчины, трудиться в неформальном секторе экономики, а также работать за вознаграждение, обеспечивающее только прожиточный минимум.

Недавно эксперты ООН проанализировали, какое внимание уделяется равенству полов в разных странах. Оказалось, что более всего эмансипация процветает на севере Европы: в Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании. В докладе ООН это объясняется тем, "что в этих странах равенство полов и полноправие женщин являются сознательной национальной политикой". Именно поэтому представители прекрасного пола составляют здесь до трети членов законодательных собраний, нередко занимают ведущие посты во властных структурах. А вот, к примеру, в конгрессе США женщин всего 10 процентов. Ну а меньше всего озабочены равноправием полов в Мали и Афганистане.

Дискриминация в сфере труда - главным образом результат исторически сложившихся обстоятельств. Традиции снижают роль женщин как в общественной, так и в частной жизни, предписывают им стремиться прежде всего к выполнению семейных и домашних обязанностей. В результате женщины считаются рабочей силой второго сорта, чьи доходы только дополняют семейный бюджет.

На самом же деле огромное большинство женщин хотят и должны реализовать себя в профессиональной деятельности, и их возможность зарабатывать важна и для них самих, и для их близких. Ведь в каждой третьей семье в мире заработок женщины - основной источник существования.

В своей борьбе с практикой дискриминации по признаку пола МОТ содействует государствам - членам организации в проведении мер, гарантирующих реальное равенство возможностей для мужчин и женщин. Проводимые ею исследования, анализы, совещания, техническое сотрудничество и распространение информации способствовали осознанию форм и масштабов дискриминации женщин, значения этой проблемы в контексте соблюдения прав человека, социальной справедливости. Практическая деятельность МОТ сконцентрирована на стимулировании количественного и качественного роста возможностей трудящихся женщин, объединения их в организации для защиты своих интересов и участия в процессе принятия решений.

МОТ считает равноправное участие женщин в трудовой жизни ключевым фактором экономического и социального развития. Женщины должны не только иметь равные права на использование благ экономического развития, но и возможность активно участвовать в самом этом процессе. При планировании политики развития рынка труда всегда необходимо принимать во внимание вопросы равноправия по полу, чтобы полностью и в равной степени учитывать нужды, интересы как женщин, так и мужчин, В полной мере все сказанное относится и к России.

Между тем проблемы женской занятости в нашей стране, не получая адекватного политического решения, продолжают все более обостряться. Большая тревога по этому поводу прозвучала на II съезде профсоюза текстильщиков, проходившем в Москве 20 ноября 1996 г. Приведем фрагмент из выступления председателя ЦК профсоюза Татьяны Ивановны Сосниной:

"Трудящиеся испытывают не только сильное разочарование ходом реформ, но оказались главной его жертвой. В нашей женской отрасли в большей степени, чем в целом по стране, люди страдают от социальной незащищенности, безработицы, снижения жизненного уровня. Около 40 процентов работников потеряли свои рабочие места. Половина предприятий простаивает без объявления банкротства, а работники находятся в вынужденном отпуске без сохранения содержания.

Естественно, при таком плачевном положении работодатели все чаще ставят вопрос об освобождении от лишней численности работников.

Профсоюз считает своей задачей не дать возможности выбросить их за ворота. Это путь в никуда. Известно, что уровень официально зарегистрированной безработицы в России составляет 3,5 процента, а подсчитанный по методике МОТ - 8,9. В традиционно текстильных регионах - Ивановской, Владимирской, Ярославской областях этот показатель втрое больше. Например, в Ивановской области на одну вакансию претендуют 180 человек,

В вопросах регулирования рынка труда мы не можем согласиться с политикой служб занятости, когда вместо поддержки нашей отрасли делается упор на поддержку малого бизнеса. Практика свидетельствует, что взамен трех потерянных рабочих мест в нашей отрасли создается одно рабочее место в сфере малого бизнеса. Таким путем мы никогда не решим проблему женской безработицы.

Унизительно низкая заработная плата на уровне прожиточного минимума (429 тыс. руб.) откинула за порог бедности почти всех работников отрасли. Действительно, ткачиха, получая 300 - 400 тыс. рублей, да еще с большими задержками, перебивается на хлебе и воде, теряя здоровье, человеческое достоинство, а заодно и привычку работать хорошо.

В нашей стране по целому ряду товаров достигнут уровень мировых цен. А уровень заработной платы является самым низким среди всех экономически развитых стран мира. Часовая тарифная ставка в США составляет 16,7 дол./час, Германии - 25,7 дол./час, Японии - 19 дол./час, Южной Корее - 5,5 дол./час. Часовая тарифная ставка в нашей отрасли около 0,3 дол./час. Другими словами. по этому показателю мы сравнялись с такими странами, как Бангладеш и Пакистан, где по оценке их же профсоюзов с трудящимися обращаются хуже, чем с животными,

Сегодня, когда и у нас фактическая оплата труда не превышает 20 процентов его реальной стоимости, к сожалению, приходится констатировать, что в России существует настоящая эксплуатация наемной рабочей силы, Пора, наконец, понять: дешевый труд не может быть эффективным".

Примеры, приведенные профлидером текстильной отрасли, типичны и для других отраслей

экономики нашей страны, где традиционно преобладает женская рабочая сипа.

Проблемы реализации в нашей стране политики равных прав и равных возможностей, ликвидации дискриминации женщин в сфере труда и трудовых отношений нельзя решить, не изменив действующего законодательства о труде. Необходимо по меньшей мере сгладить существующие острые противоречия между старым охранным законодательством, регулирующим труд женщин, и утверждающимися новыми рыночными отношениями. Старое законодательство со всеми его льготами, ограничениями и запретами превращает женскую рабочую сипу в невыгодный товар на рынке труда. Поэтому бизнес и предпринимательство пытаются защищаться от регулирующего вмешательства государства в сферу трудовых отношений. Таким образам, охранное законодательство во многих случаях становится невыгодным и самим женщинам.

Выход здесь только один: перейти от охранного законодательства к принципиально иному - антидискриминационному. Многие страны с рыночной экономикой уже пошли по этому пути, а у нас государство по-прежнему многое решает за женщину, например, когда и где ей работать. Правда, там, где раньше был запрет, сегодня дают рекомендацию, но суть от этого не меняется: Кодекс законов о труде предусматривает как бы двойной стандарт для мужчин и женщин. Мужчины, как вполне полноценные индивиды, могут сами определить, работать им, скажем, ночью или нет, а женщинам ночные работы не рекомендованы. Но разве сама женщина не способна определить, что ей во вред, а что на пользу? Обязанность государства должна быть лишь в одном - предоставить и мужчине, и женщине объективную информацию об отрицательных последствиях того или иного типа трудовой деятельности.

Антидискриминационное законодательство имеет принципиально иной, по сравнению с охранным, характер.

Примером может служить, в частности, установленный уже во многих странах запрет на дискриминационную рекламу и другие формы оповещения о найме. Рекламные объявления о приеме на работу или о профессиональном обучении не должны без весомых на то оснований быть обращены только к мужчинам или только к женщинам. Объявления о вакансиях считаются дискриминационными. если они заранее оповещают, что на данную должность могут претендовать исключительно или желательна лица определенного пола.

С другой стороны, антидискриминационное законодательство требует от работодателя мотивировать свой выбор или свой отказ при приеме на работу. В частности, лицо, пришедшее по объявлению о найме, но тем не менее не получившее работу, имеет право требовать у работодателя письменную справку о том, какое образование, опыт работы, профессиональные качества и т. п. имеет человек противоположного пола, принятый на работу.

Таков характер процедур, выравнивающих статус мужчин и женщин. На рынке труда господствующей является только одна идеология - идеология выгодного производства.

Сегодня, когда закладываются основы нового трудового законодательства, от выбора законодателей, от их подходов зависит будущее женского труда. Пока налицо явное противоречие между конституционным принципом равных прав и равных возможностей (статья 19 Конституции Российской Федерации) и последним проектом нового Кодекса законов о труде. Это разнонаправленные документы. На наш взгляд, в этом проекте следует пересмотреть ту главу, где речь идет об основах политики в отношении работающей женщины, о будущем женского труда.

Что нужно сделать для снижения остроты проблемы занятости женщин? Меры, которые следовало бы предпринять, должны быть адекватны требованиям рыночной экономики. Прежде всего целесообразно нормализовать потребность женщин в оплачиваемой работе, снизить уровень их экономической активности или сократить меру трудового участия по продолжительности рабочего времени. Это работа на перспективу.

Между тем многое можно сделать уже сегодня. Например.

1. Государственным службам занятости, министерствам, ведомствам, органам исполнительной власти на местах в рамках реализации Федеральной программы содействия занятости населения Российской Федерации на 1996 - 1997 гг. активно проводить в жизнь намеченные в ней меры по содействию самозанятости и предпринимательской инициативы безработных граждан, созданию условий для расширения возможностей занятости женщин в сфере малого и среднего бизнеса, а также стимулировать приобретение безработными женщинами практических навыков в области предпринимательства и самозанятости.

2. В отраслевых и региональных программах занятости, профессионального образования и подготовки кадров нужно предусматривать создание системы переподготовки женских кадров в целях повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда. При этом условия и формы повышения их квалификации должны быть организованы таким образом, чтобы женщины после возвращения из отпусков по уходу за малолетними детьми могли достаточно быстро восстановить свой профессиональный статус.

Этому будет способствовать расширение возможности изучения ими иностранных языков и компьютерной техники для последующего трудоустройства в бюджетных организациях, на предприятиях иных форм собственности, в совместные предприятия и иностранные фирмы. Подобные знания нужны сегодня экономистам, секретарям, инженерам-технологам, врачам, библиотекарям, учителям

и т. д.

Важно выявить, какие профессии и специальности оказались сегодня лишними, какие отрасли экономики получат дальнейшее развитие, где и в какие сроки можно создать новые рабочие места.

3. В целях оказания гражданам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве органы и службы занятости в регионах могли бы проводить для женщин специализированные ярмарки вакансий, как это делается а Москве.

И, наконец, говоря о современных проблемах женской занятости в России, нельзя не остановиться на роли. которую играют в ее решении профсоюзы. Под их совместным с другими общественными организациями нажимом Правительство РФ 29 августа 1996 года утвердило Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года, В этом документе намечены пути решения многих женских проблем, и в том числе женской занятости. Сейчас важно, чтобы профсоюзы нашли свое место в его реализации. Это дело всех членских организаций ФНПР.

Многое можно сделать по защите права женщин на труд непосредственно в трудовых коллективах. Здесь основным инструментом расширения и укрепления гарантий их занятости служит коллективный договор, При его помощи на предприятии можно решить проблемы переподготовки и трудоустройства женщин, выплат им льгот и компенсаций, оказания помощи семьям и т. д. Кроме того, опыт западных профсоюзов свидетельствует, что в целях эффективности защиты права на труд целесообразно заключать между профсоюзами и работодателями отдельный договор о защите против увольнений