Право

Кочкина Е. В. Гендерный разворот мирового банка // Вы и мы, 1998, №1,
 
В начало документа
В конец документа

Кочкина Е. В.

Гендерный разворот Всемирного банка


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

В заключение встречи с гендерной консультативной группой г-н Вулфенсон сказал: "Я предоставил вам отчет о том, что было достигнуто за год, и это, конечно, в каком-то смысле сомнительный отчет, с точки зрения результатов, однако в нем отражены действия в течение прошедшего 1996-1997 года. И я могу уверить Вас, что я собираюсь следовать этому, и я думаю, что мы достигнем успехов. И если у вас есть хорошие идеи или предложения, которые вы можете дать мне, я буду рад получить их". Он поддержал предложения по разработке новых концептуальных подходов относительно гендерных вопросов, необходимости введения регулирования трудовых отношений в проектах частного бизнеса, проведения оценки затрат-прибыль программ приватизации. И в ответах на вопросы еще раз подтвердил, что механизмы заимствований, которые банк предоставляет частному бизнесу должны включать в себя обязательство по экологии, гендерным и иным социальным отношениям. Он также считает, что следует провести гендерный анализ программ банка в разных странах из разных регионов. Это ли не гендерная интеграция во Всемирном банке?

Выступление Джозефа Стиглица, первого вице-президента и главного экономиста Всемирного банка, уже в этом году было, на мой взгляд даже более радикально - "гендерные отношения являются центральными для экономического развития, ... гендерный анализ не просто имеет теоретическую важность, а имеет прямое отношение к принципу финансовой эффективности"18.

________________________________________________

18 Выступление на встрече с Гендерной консультативной группой, Вашингтон, 9 ноября 1998 г.

@7

Господин Стиглиц построил его выступление на нескольких примерах, которые демонстрировали гендерные проблемы и результаты реализации программ банка-программы поддержки сельского хозяйства в Африканских странах, программы предоставления кредитов в Латинской Америке. Он поистине продемонстрировал мастерство в интерпретации необходимости проведения линии между фактическим управлением земельными наделами женщинами и формальным закреплением прав на эти наделы за мужчинами их семьи. Неучет этого фактора ведет к издержкам программ банка и усилению неравенства между мужчинами и женщинами. Приятно, когда на таком уровне профессионалы понимают роль гендерных отношений в том, насколько формально декларированные права могут быть доступны женщинам. "И это не вопрос этики, это вопрос способности работать в реальном мире отношений, а не только формально закрепленных прав". Г-н Стиглиц, также подчеркнул, что во Всемирном банке четко отдают себе отчет и в том, что определенная политика может способствовать снижению неравенства в доступе к программам. "Кроме того, женщины гораздо лучше возвращают кредиты. И именно поэтому предшествующая ориентация на предоставление женщинам пакеты микро-кредитования должна быть изменена, и им на равных с мужчинами должны предоставляться макро-кредитные схемы". Он подчеркнул, что намеченное Консультативной группой по гендерной политике проведение и подготовка экспертного доклада "Гендер и развитие мира к 2000 году" должен изменить то, как гендерные вопросы интерпретируются в программах развития и не только в развивающихся, но также и в развитых странах.

На прямой и предельно радикальный вопрос Гиты Зен о том, что внесение гендерного анализа, не только в сферу анализа социальной политики, но и в сферу макроэкономических программ, может действительно вести к изменению принципов построения программ в целом, г-н Стиглиц ответил осторожно. Тем не менее, он предположил, что, быть может, даже авторской группе доклада удастся четко показать и доказать, что гендерные отношения являются основой макроэкономической политики... "Если нет, то в любом случае следует ставить в отчет принципиальные вопросы..."

Что нового получат исследователи гендерной экономики в России

Я не узнала ничего такого в Вашингтоне, о чем бы российские исследовательницы уже не писали или это бы не обсуждалось в дискуссиях АНЖО.

В России все годы реформ достаточно систематически эти вопросы исследовались как в Институте социально-экономических проблем народонаселения и Московском центре гендерных исследований, так и на экономическом факультете МГУ и в Институте экономики, проводилась аналитическая работа с целыми пакетами реформ в сфере занятости, пенсионной реформы, реформы системы социальной защиты, медицинского страхования, приватизации. Однако, конечно, гендерная экономика как дисциплина только складывается. Этому предшествовало долгое развитие междисциплинарного подхода в России в истории, психологии, политических науках. Не будет преувеличением сказать, что российское женское движение и гендерные исследования начинались частично в недрах сектора Экономика отечественной академии наук, такими исследовательницами как Е.Груздева, А.Посадская, Н.Захарова, Н.Римашевская, Л.Ржаницина, М.Баскакова, З.Хоткина, Е.Мезенцева, Е.Машкова19. Они сформулировали два тезиса. "Занятость и система социальной защиты имеют гендерные диспропорции, неучет которых будет вести к социальному напряжению".

___________________________________________

19 Римашевская Н.М. Гендер и экономический переход в России (на примере Таганрогских исследований)//Гендерные аспекты социальной трансформации. Отв. редактор Малышева М.М., М.: ИСЭПН РАН 1996 г. С. 11-25.; Посадская А.И. Социально-экономические проблемы трудовой активности женщин. Канд. диссерт. М.: Ин-т экономики АН СССР; Посадская А.И. Женская рабочая сила: природа и генезис.//Римашевская Н.М. Отв. ред. Женщины в обществе: реалии, проблемы, прогнозы. М.: Наука;

Ржаницына Л.С. Женщина в пореформенной экономике//Материалы первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай-96", Москва: МЦГИ, 1997: Работающие женщины в условиях перехода России к рынку, руководитель Ржаницына Л.С., Москва: Институт экономики РАН, 1993; Ржаницына Л.С. Занятость и доходы Женщин // Интеграция женщин в процесс общественного развития, Российская академия управления, М.:Луч, 1994 г; Груздева Е.Б. Совмещение женщинами профессиональной и семейной ролей: проблемы и пути их решения // Интеграция женщин в процесс общественного развития, Российская академия управления, М.: Луч, 1994 г.; Мезенцева Е.Б., Равенство возможностей в занятости или "защитные меры": женщины перед лицом выбора // Женщины и социальная политика (гендерный аспект).- Серия: демография и социология, ИСЭПН РАН, Москва, 1992 г. с. 23-48.;

Женщины в обществе: реалии, проблемы, прогнозы, М.: Наука, 1991; Кац К. Заработная плата мужчин и женщин в бывшем СССР // Женщины и социальная политика (гендерный аспект), М.ИСЭПН РАН. 1992;

Хоткина З.А. Новые тенденции в занятости женщин // Женщины и социальная политика (гендерный аспект), М.ИСЭПН РАН. 1992; Женщина в меняющемся мире, отв. редактор Римашевская Н.М., М.: Наука, ИСЭПН, 1992; Труд. Занятость. Безработица. Всероссийский конгресс. М.: Юридическая литература, 1995 г.; Тюрюканова Е.В. Женщины в поисках работы за рубежом. Трудовая миграция женщин из России // Материалы первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям "Валдай-96", Москва: МЦГИ, 1997; М.Е.Баскакова, равные возможности и гендерные стереотипы на рынке труда, М. Проект гендерная экспертиза МЦГИ, 1998 г.; Е.Б.Мезенцева, Социально-экономический контекст гендерной экспертизы, 1998 г.

Накопленные данные социально-экономических исследований были более чем убедительные. Гендерная сегрегация на рынке труда и факт привязки системы социальной защиты к понятию материнство, нежели к понятию отцовства не принять почти невозможно.

Однако, более того, Татьяна Клименкова сформулировала даже четче - "Перестройка должна рассматриваться как гендерный проект"20. Даже я, старавшаяся следить за всеми исследовательскими подходами, данными, выводами и смотреть как можно шире политически, не могла сразу принять этот тезис, прошло шесть лет прежде, чем я с восхищением перед Татьяной Клименковой могу сознательно и с пониманием повторять ее тезис. Второй раз, я встретилась с критикой макроэкономической политики на Втором Независимом Женском Форуме в Дубне в 1992 году. Перепечатывая далеко за полночь итоги работы 20 секций и рабочих групп в один документ для пресс-конференции к следующему утру, я впечатала фразу, которую не понимала "Международная задолженность стран бывшего Советского Союза будет иметь свои последствия для системы и уровня здравоохранения. Здесь вырисовывается параллель с так называемым третьим миром. Всемирно при ссужении кредитов, Международный валютный фонд требует структурных преобразований, которые ведут к упадку неприбыльных отраслей экономики"21. Я не поняла смысла написанного и очень рада, что при перепечатке и обработке материалов форума эта фраза не была утеряна редакторами текстов и высказываний. Уже в 1995 году в марте Мартина Вандерберг, координатор Консорциума женских организаций, организовала в Фонде МакАртуров семинар, посвященный вопросам влияния политики МВФ на женскую безработицу. К этому времени в СМИ все оценки любых мер государственной политики и реформ делались непременно с упоминанием Всемирного банка или МВФ. Установились "новые" правила цитирования, но классиками стали представители этих МФИ. Мне все время казалось, что, занимаясь вопросами занятости и социальной реформы и усилением дискриминации в отношении женщин, мы все время отслеживаем последствия.

____________________________________________

20 Т.Клименкова "Женщина как феномен культуры: взгляд из России", Москва "Преображение", 1996 г.

21 Выступление Мартины Вервей, Швейцария, Второй Независимый Женский Форум (1992, Дубна). 2 тт. "От проблем к стратегии", том 1. стр. 37. Нидерланды: Ариадна. 1993

@8

Именно поэтому, я решила подать на стажировку в Лондонскую школу экономики и политических наук, и в течение трех месяцев 1996 года имела возможность сделать обзор литературы по вопросам влияния политики предоставления кредитов на социальную политику. Литература, разумеется имелась лишь относительно "развивающихся стран"22.

В течение 1996-1998 годов Всемирный банк начал реализацию нескольких крупномасштабных программ, и среди них: кредит на реформирование образовательной системы, системы социальной защиты, реформирование угольных шахт, жилищную реформу. Вокруг этих программ женские организации и исследовательницы опять занимают преимущественно позицию тех, по отношению к которым эти программы будут применяться. Однако несколько из известных мне исследовательских инициатив НПО "зрят в корень". Среди них, великолепный гендерный анализ предлагаемой пенсионной реформы, сделанный Мариной и Валерием Баскаковыми23, инициативы Союза "Женщины Дона" по анализу причин нецелевого расходования кредитов на реформирование шахт24. Мое знакомство с программой реформ в сфере образования подтверждает, что гендерные исследования в настоящее время не предполагается финансировать и поддерживать. Интересные данные должен дать проект по жилищной реформе Информационного центра Независимого женского Форума, проект по гендерной оценке программ приватизации в России Международного института "Женщины и право". Именно по этим направлениям, мне представляется, женщины могут сосредоточить свою инициативу, чтобы потом не получить новые формы и факторы дискриминации по признаку социального пола.

Смысл и перспективы начинаний Всемирного банка

Кто знает, быть может, именно с этой организацией - одной из ведущих международных финансовых институтов - следует связывать разработку рецептов от "серьезных недугов" мировой финансовой системы и экономических катастроф в отдельно взятых странах.

Следует оговориться, что упомянутая выше нетривиальность Всемирного банка вполне банальна для практики жизни в западной Европе. Понятно, что невозможно в одночасье достичь высоких социальных стандартов жизни, которые, как это не странно, там включают в себя и обеспечение равенства между гражданами, в том числе меры антидискриминационного характера. А, как известно, как бы нам не хотелось в это не верить, в реальной жизни существует и воспроизводится не только в связи с признаком цвета кожи и национальности, но также и пола, вероисповедания, возраста. С момента основания Европейского Сообщества целая система различного рода государственных программ направлена на сглаживание потенциальных социальных конфликтов. В странах Западной Европы, не говоря уже, разумеется, о Скандинавских благополучных странах, вопросы гендерной политики давно интегрированы в большую часть государственной политики.

И даже различия семейных статусов, то есть число работающих и иждивенцев в семье, применяются для определения государственной семейной политики. Обычно все эти социальные признаки используются для рассчета страховых рисков, а факторы и процессы, которые ведут к значимому росту риска, ограничиваются законодательно. На этом держится целый страховой рынок25.

___________________________________________

22 Стажировка состоялась благодаря решению поддержать мои исследования профессором Маргот Лайт из Лондонской школы экономики и Центра международных отношений и стипендии Хедли траст.

23 М.Е.Баскакова, В.Н.Баскаков, "О пенсиях для мужчин и женщин: социальные аспекты пенсионной реформы", М. 1998 г.

24 Письмо от Союза "Женщины Дона" от 5 ноября 1998 г.

25 Баскаков В. и др. Страхование в здравоохранении, 1998 г.

Таким образом, в западных академических кругах все эти моменты социальной политики дело просто уровня образования и квалификации эксперта или аналитика, будь он(а) экономистом, политологом, юристом. Каждый престижный университет обязательно включает в образовательные и исследовательские программы курсы по гендерной экономике, феминистской юриспруденции, гендерной политике и социологии гендерных отношений. Это как после открытий Коперника и Фуко уже неприлично проявлять невежество и говорить, что Земля плоская или, что она вращается вокруг Луны.

Российская политика равных возможностей с 1993 года наконец-то пробила себе дорогу в Президентские Указы и Постановления Правительства, Государственная Дума год назад приняла Концепцию законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин. И уже в начале этого декабря готовит к рассмотрению пакет поправок к действующему законодательству согласно принципам ратифицированной конвенции МОТ 156 о "Правах работников с семейными обязанностями", одной из частей которой является ясно сформулированный тезис о связи между поддержкой развития детских садиков (системы дошкольного воспитания) и созданием условий равенства для родителей на рынке труда с теми, кто не отягощен подобными обязанностями. Есть надежда, что таким образом международное законодательство по обеспечению равных возможностей для мужчин и женщин, а также независимо от признака пола, принимает разворот разработки и финансовых механизмов.

Gender Mainstream во Всемирном банке хоть и не Gender Challenge, но это уже значительно более хорошие показатели по восприятию гендерных вопросов во власть. Ведь всего несколько лет назад, когда Екатерина Лахова, Советник Президента и Анастасия Посадская, экономист и тогда еще директор Московского центра гендерных исследований пытались объяснить смысл и необходимость гендерной экспертизы Егору Гайдару, он вежливо объяснил, что эти реформы относятся к сфере социал-демократических пакетов, и что Россия согласовала иной макро-экономический пакет реформ с МВФ и Всемирным банком.

Но это было уже давно - в 1992 году.