Женская пресса

Забадыкина Е., Ходырева Н. Гендер - сила, гендер - власть... // Все люди сестры. Бюллетень / ПЦГИ. СПб, 1994. № 3. С. 7-13.
 
В начало документа
В конец документа

Забадыкина Е., Ходырева Н.

Гендер - сила, гендер - власть...


Гендер (от английского gender) - обозначает социально-культурные различия в жизни мужчин и женщин. Каждая культура четко дифференцирует поведение человека в зависимости от пола, приписывая ему определенные роли, манеру поведения, чувства, занятия, образ жизни и пр.

Ведь для всех нас женщина или мужчина - это не только человеческое существо, имеющее определенные гениталии, но это еще и набор конкретных, жестко закрепленных за обладателем этих гениталий свойств характера и манеры поведения. И никого не удивляет, когда человеческое существо, обладающее пенисом, агрессивно или диктует свою волю окружающим... А homo sapiens, имеющая вагину и матку, терпелива и слаба.

Гендерные проблемы связаны с социальным аспектом в понятии "женское" и "мужское". Обществу недостаточно, чтобы мы лишь биологически принадлежали к тому или другому полу. Оно настойчиво требует от нас быть "настоящими" женщинами или мужчинами. То есть следовать стереотипам "мужественности" или "женственности", принятыми данным обществом в данное время.

Женщина - покорность, мужчина - власть...

Мужчина-победитель, женщина-поддержка победителя во всем и несмотря ни на что...

Преодоление этих и прочих стереотипов, связанных с "мужским" и "женским", главное при постановке и решении гендерных проблем.

Как возникают гендерные стереотипы? Одна из раскрывающих этот процесс теорий так и называется -Теория гендерной схемы. Ее автор Сандра Бем (Sandra Bem) широко известна в нашей стране как автор опросника измеряющего андрогинию.Андрогиния - наличие одновременно <a name=маскулинных и фемининных психологических характеристик у одного индивида.">

ТЕОРИЯ ГЕНДЕРНОЙ СХЕМЫ

Все мы знаем, что мальчики и девочки очень рано начинают предпочитать не только игры, соответствующие, как принято считать, их полу, но и вести себя соответственно "мужественно" или "женственно". Это происходит настолько "естественно", что кажется, так предопределено самой Природой. Сандра Бем полагает, что такое впечатление складывается от того, что дети очень органично воспринимают, кодируют и сортируют информацию о самих себе, приводя ее в соответствие с культурными стереотипами мужественности и женственности принятыми в обществе.

То есть их поведение - это результат научения. Вспомним наши постоянные: "Не плачь! Ты же мужчина!". Или: "Не лезь на дерево! Ты же девочка!". Мы постоянно тренируем детей (и друг друга), чтобы они вели себя с учетом строения своих гениталий. Но если половая типизация (приобретение соответствующих полу предпочтений, навыков, личностных установок и пр.)-результат, непрекращающихся ни на миг тренировок, то она не является неизбежным и неподдающимся изменениям явлением.

Однако, мы настойчиво продолжаем внушать детям (и себе), что разделение на "мужское" и "женское" имеет отношение ко всем областям человеческого опыта. И если мы всегда будем это иметь в виду, то нам будет легче понимать и осваивать окружающий нас мир. Тем более удивительна наша настойчивость, что мы уже стараемся не делить людей на белых и черных. Но продолжаем преувеличивать разницу между мужчинами и женщинами.

Именно поэтому сила, ум и компетентность женщины может восприниматься некоторыми мужчинами как болезненное унижение. Но они совершенно не замечают, что, например, понятие "нежность" вообще исключено из схемы, которую они применяют для себя. Как и не замечают взрослые "несоответствующие" тому или иному полу качества: какой сильной становится девочка или как внимателен к окружающим мальчик. На нас словно надеты "гендерные шоры", и мы в широком поле чувств и эмоций выбираем строго определенные культурой дороги, игнорируя, быть может, самое важное для себя и детей.

Но пока "пол" обладает приоритетом над всеми другими социальными категориями в процессе познания и совершенствования окружающего мира, мы обречены на то, что наше поведение и личностные характеристики определяются гендером.

Допустим, мы согласны с тем, что гендерные стереотипы мешают нам реализовать себя. Мы видим их и пытаемся им противостоять. Но как воспитывать детей? Как предотвратить формирование стереотипов мужественности и женственности?

Женщина

это маленькая птичка

на сильной мужской ладони

Ведь общество обучает им всех детей одинаково!

Сандра Бем предлагает две стратегии. Первая - объяснить детям различия между полами, не привлекая традиционные для данной культуры ассоциаций. Вторая-предложить детям альтернативную или "разрушительную" схему, с помощью которой они смогли бы по иному расшифровывать и интерпретировать культурные понятия пола, вместо того, чтобы обучаться им.

Как это сделать?

Стратегия 1

Прежде всего - уменьшать половые стереотипы своим собственным поведением. Родители могут изменить собственные традиционные роли. Например, при приготовлении пищи, купании детей, вождении машины. Они могут подчеркивать, что все дети, независимо от пола, могут иметь кукол и грузовики, одежду голубого и розового цвета... Читая вслух книги можно менять пол основных героев, подрисовывать грудь или длинные волосы на рисунках, изображающих преимущественно мужчин-водителей, пилотов и пр. В результате подобной работы девочка 8 лет, получив в подарок плюшевого медведя, на предложение своей 5-летней сестры назвать его Миша сказала: "Почему Миша? По нему не видно мальчик он или девочка. Пусть ее зовут Маша!".

Однако, если родители учат детей тому, что платья, брюки или характер не являются признаком пола, то они должны объяснить ребенку, что есть собственно пол.

Здесь нужно исходить из двух, нетребующих обсуждений, биологических особенностей полов: анатомии и репродукции. Объясняя детям, что мужчины и женщины имеют исключительно анатомические и репродуктивные различия, родители ограничивают зависимость понятия "пол" от культурных ассоциаций, связанных с ним.

Например, если мальчику нравится носить розовый берет, то это не означает, что он не мальчик. Быть мальчиком и мужчиной -это значит иметь пенис и яички. Также как и быть девочкой или женщиной -значит обладать вагиной и маткой. Поэтому, если ребенок спрашивает о ком-то: женщина это или мужчина, лучше объяснить, что вы не можете сказать ничего определенного. Гениталий-то не видно!

Стратегия 2

Допустим, что мы научили ребенка определять пол в терминах анатомии и репродукции. Какие альтернативные схемы можно предложить, чтобы помочь ему критически воспринять информацию, связанную с гендером?

Схема 1. Индивидуальные различия

Психологам давно известно, различия между людьми внутри групп гораздо значительнее, чем различия между самими группами. Например, на высказывание "девочки не играют в футбол" можно заметить, что правильнее было бы сказать: "Некоторые девочки играют в футбол, как, например, твоя сестра Аля или Маша из соседнего дома. А некоторые мальчики этого не делают, как, например, Миша из соседнего подъезда".

Эта схема применяется для предупреждения превращения индивидуальных различий в половые. Она помогает детям понять, что два пола, в основном, подобны друг другу и все легковесные суждения о половых различиях нужно рассматривать как сомнительные.

Схема 2. Относительность культурных ценностей (культурный релятивизм)

"Разные люди верят в разные вещи". Существование убеждений, противоположных нашим собственным, скорее правило, чем исключение. Дети должны научиться понимать с относительной невозмутимостью, что их убеждения отличаются от убеждений многих их сверстников. Их можно научить, что культурные послания (сказки, художественная литература, средства массовой информации) отражают убеждения и установки личностей/личности, которые создают их. Поэтому во время чтения можно обсуждать с детьми культурные взгляды и установки о мужчинах и женщинах, принятые в обществе. Делать комментарии типа: "Как интересно, что человек, написавший эту книгу, думает, что девочек всегда должен кто-то спасать".

Схема 3. Распознавание сексизма. (Сексизм - дискриминация по признаку пола)

Пропаганда относительности культурных ценностей хороша, нетрудно долго притворяться, утверждая, что все идеи, существующие в обществе, одинаково верны. Наступает время, когда необходимо сказать, что многое из того, что дети видят, читают, слушают - неверно. Почему никогда не было женщины-президента? Почему папы не остаются дома с детьми? Отчего так много людей верят, что половые различия являются "естественными" последствиями различного анатомического строения мужчин и женщин? Только получив схему сексизма, согласованную с пониманием истории и современных последствий, вызванной им половой дискриминации, дети (да и мы сами) сможем действительно понять, почему два пола так по-разному представлены в обществе.

Как мы видим, перед родителями стоит выбор: воспитывать детей традиционно, то есть схематизированными по гендеру, а следовательно, и по полу или помочь освоить схему сексизма, как противоядие от гендерных стереотипов.

Гендер - сила,

Гендер - власть...

Ниже пола не упасть!

Эта частушка была придумана на женском семинаре. В ней удивительно точно отражена сущность влияния гендера и гендерных стереотипов на общественное сознание. Они действительно властвуют над миром! Подняться над ними, вести себя не так, как предписано, а в соответствии с собственным выбором, конечно, если этот выбор не противоречит правам других людей, - вот задача, достойная современного человека!