Политика

Завадская Л. Н. Участие женщин российского парламента в законодательной деятельности // Второй всероссийский женский конгресс "Женщины в политике, политика для женщин". 6 июня 1995 г. М., Юридическая литература, 1996. С. 32-35.
 
В начало документа
В конец документа

Завадская Л. Н.

Участие женщин российского парламента в законодательной деятельности


Почти два года назад в этом здании проходила конференция, на которой мы рассматривали только один вопрос - участие женщин в политической жизни России. И тогда отмечалось, что в наше сложное время участие женщин в политике недостаточно. Патриархальный тип общества, патриархальное сознание, которые доминируют в нем, мешают продвижению женщин на уровень принятия политических решений. Вот такой тезис звучал два года назад. Сегодня мы с вами будем говорить о другой проблеме - о принятии женщинами политических и законодательных решений. Эта проблема имеет, на мой взгляд, принципиальное значение для женщин.

Я бы хотела исходить из того опыта, который приобрела в Государственной Думе за полтора года, работая как член Комитета по законодательству и как член фракции "Женщины России".

Как все-таки принимают законодательные и политические решения женщины-депутаты, женщины-парламентарии?

Принятие законодательных решений подчинено определенному процессу, регламентированному специальными актами Государственной Думы. Но это лишь внешняя характеристика процесса принятия решений, который имеет и совершенно другие аспекты. Вот об этих аспектах, которые не регламентированы, мне бы и хотелось поговорить и поделиться своими сомнениями.

Что это за аспекты?

Первый аспект. Как женщины-парламентарии прорабатывают политические вопросы.

Второй аспект. То, что связано с социально-психологическими характеристиками принятия решений. Как женщины переживают, какие мотивации, какие ценностные ориентации доминируют у них при принятии решений? Как они себя чувствуют в парламенте?

Наконец, третий аспект. Это характеристика формальных процедур, которые, на мой взгляд, сильно влияют на процесс принятия решений именно женщинами-парламентариями.

Позвольте мне остановиться на некоторых психологических характеристиках принятия решений. Мои выводы основаны на исследовании, которое я провела в Государственной Думе, опрашивая женщин-парламентариев. Вопросник состоял из шести вопросов. Я позволю себе остановиться только на трех из них.

Первый вопрос, на который я хотела бы обратить особое внимание. Он сформулирован следующим образом: "Когда Вы участвуете в принятии решений, насколько Вы уверены в обоснованности этих решений, то есть в их объективности, проработанности? Вы чувствуете себя компетентной и абсолютно уверенной в правильности подготовленного решения?" Здесь голоса разделились следующим образом. 71 процент женщин-парламентариев чувством уверенности не обладает. Как интерпретировать этот удивительный факт? С одной стороны, они испытывают повышенное чувство ответственности за принимаемое решение. Они, на мой взгляд, даже избыточно самокритичны в своей оценке. Именно поэтому они не всегда уверены в собственных силах. Но именно критическое отношение женщин к себе и заставило их признаться, что они не всегда достаточно уверены в проработанных решениях.

Вот другой аспект этой же самой проблемы, связанный с тем, что у женщин нет еще достаточного политического и законодательного опыта. Именно этот опыт приобретается с годами. Женщины-депутаты находятся в парламентских структурах только полтора года. Возможно, через какое-то время социологическое исследование даст другие результаты. Диалектика этого вопроса заслуживает того, чтобы к нему вернуться еще раз и серьезно проработать.

Второй момент, тоже связанный с социально-психологическими характеристиками принятия решения. Я его для себя назвала "загадка женщин-парламентариев". В чем дело? Был задан такой вопрос: "Какой стиль поведения Вы выбираете в парламенте для того, чтобы принять нужное решение, добиться нужного решения, убедить оппонентов в своей правоте и вообще провести решение?" Ответ, данный респондентками, вызывает удивление. Лишь 14 процентов парламентариев ответили, что они не изменяют своему полу, то есть у них женский стиль принятия решений. 76 процентов ведут себя в зависимости от обстоятельств. Психологи называют это чувством самозащиты женщин. По сути, речь идет об умении сориентироваться в непростой ситуации. Это, на мой взгляд, очень интересное поведение женщин, проявляющих некоторую отстраненность от своего пола.

В то же время психология, присущая полу, никуда не исчезает. Об этом говорит ответ на вопрос: "Считаете ли Вы, что женщины и мужчины имеют разные подходы к политическим решениям и способам их принятия?" 86 процентов опрошенных женщин-депутатов утвердительно ответили на этот вопрос: да, мужчины и женщины в парламенте имеют разные подходы, разные методы решения вопросов.

И последнее, на чем я бы хотела остановиться в этом разделе, - вопрос о балансе интересов в парламенте. В принципе, при принятии взвешенных решений женщины-парламентарии ищут поддержку прежде всего в женщине, а не в мужчине-парламентарии. Это можно объяснить чувством женской солидарности.

На вопрос: "Считаете ли Вы, что для принятия взвешенных решений необходим паритет в политическом представительстве обоих полов?" - женщины-парламентарии ответили утвердительно. Но, однако, у них нет одинаковых представлений о системе квот, о необходимости их введения, то есть о том, как достичь паритета. Вопрос о введении системы квот вызвал у женщин-парламентариев разные мнения. Ответы разделились поровну. Депутаты, например, фракции "Женщины России" в целом поддержали идею квотирования, в отличие от женщин-парламентариев, которые не входят в эту фракцию.

Мне кажется, три черты характеризуют психологический облик женщин-парламентариев. Это осознание повышенной ответственности, чувство самозащиты, женская солидарность членов парламента.

Вторая проблема, которую мне хотелось бы затронуть, - принятие политических решений. Я буду анализировать эту проблему на материалах фракции "Женщины России". Основное достижение фракции, как уже говорилось, состояло, наверное, в том, что она сумела сломать стереотип. Я имею в виду бытующее в обществе представление о том, что женщины должны заниматься только собой, детьми и семьей.

Именно время заставило и фракцию "Женщины России", и других женщин-парламентариев заниматься самыми разными проблемами. Анализ политических заявлений и обращений фракции (а их за время ее существования было около 25) показывает, что основное внимание было уделено проблемам российской армии и урегулированию конфликтов.

Чеченский кризис. Уже в самом его начале фракция "Женщины России" заняла конструктивную позицию. Эта позиция была выражена в постановлении Государственной Думы, в заявлениях и обращениях. На различных этапах чеченского кризиса фракция корректировала свою позицию, но это было связано с изменениями в Чеченской Республике. Но если просмотреть все 9 заявлений по чеченскому кризису, то видно, что фракция последовательно отстаивала идею мирного и скорейшего урегулирования конфликта и идею соблюдения прав человека. Мы поддержали солдатских матерей в их требовании о недопустимости использования в военных действиях новобранцев. Мы сделали заявление о восстановлении социально-экономической инфраструктуры Чеченской Республики и о поддержке семей, которые вынуждены были покинуть свои дома. Основываясь на своей политической позиции, фракция "Женщины России" обратилась к Государственной Думе с просьбой принять в срочном порядке следующие законопроекты: о чрезвычайном положении, о гражданской альтернативной службе, об Уполномоченном по правам человека.

Хотелось бы выразить еще и гражданскую позицию членов фракции по этому вопросу. Депутаты фракции предприняли конкретные меры. Оказали помощь людям, которые попали в фильтрационные лагеря. Депутаты нашей фракции бывают там и знают эту работу не понаслышке. Разместили больных из Чечни с маленькими детьми в санаториях России, отправили в Чечню гуманитарную помощь, медикаменты. В этом заключается гражданская позиция фракции "Женщины России".

И второй вопрос, которому мы уделили внимание, - армия. Армия, все мы это понимаем, важнейший институт российского общества и нашей государственности. По вопросам состояния армии и ее будущего фракция приняла решения, которые отражены в заявлениях и в ряде законопроектов. Позиция фракции отражена также в ее протоколе о внесении изменений и дополнений в действующую Конституцию Российской Федерации, а также в решениях по вопросам военной реформы и оборонной доктрины. В результатах голосования по федеральному бюджету 1995 года, в законах об оборонном заказе, о воинской обязанности и военной службе, об альтернативной гражданской службе отразилось отношение фракции к армии.

Согласно позиции фракции, армия должна быть гарантом гражданского мира. Это основной тезис. Идея, которая лежит в основе такой позиции, заключается в том, что взаимоотношения между армией, гражданином и обществом имеют решающее значение для политической стабильности в обществе. А политическая стабильность в российском обществе, в свою очередь, определяется единственным критерием - соблюдением прав и свобод человека.

Фракция поддержала идею альтернативной гражданской службы. Позиция фракции основана на уважении вероисповедания и пацифистских убеждений гражданина, которые не позволяют ему взять в руки оружие. Фракция воздержалась при голосовании по проекту закона о внесении изменений и дополнений в Закон "О воинской обязанности и военной службе". Почему? Минобороны нам заявило, что недостаточная численность военнослужащих не позволяет поддерживать на должном уровне безопасность России и надлежащее состояние армии. Фракция при голосовании исходила из того, что необходимо сначала принять оборонную доктрину в соответствии с Конституцией Российской Федерации, на ее основе провести реформу в армии и лишь на этой базе ставить вопрос о сроке военной службы. Фракция подготовила Декларацию "О равных правах, равных обязанностях, равных возможностях". Вы ее имеете. Фракция "Женщины России" считает, что идея равных прав и равных возможностей должна распространяться на всю систему законодательства - уголовного, гражданского, трудового, семейного, налогового, кредитного. Только тогда мы решим эту проблему, заложим основу антидискриминационного законодательства и начнем реализовывать принцип равенства полов, который закреплен в статье 19 Конституции Российской Федерации 1993 г.