Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период (сборник научных статей). СПб, 1996 С. 3-96.
 
В начало документа
В конец документа

Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. (ред).

Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Общеизвестно, что профессиональной рост и политическая карьера трудно сочетаемы с воспитанием детей, особенно маленьких, ведением домашнего хозяйства. Посмотрим, как описывают наши респонденты эти проблемы.

"Когда дочке исполнилось три года, мы решили ее отдать в садик, но это было напрасно, она проходила два-три месяца и серьезно заболела, потом ходила по 20 дней, и опять заболевала... Наша дочка была у нас как ходячая эстафета: ее зачастую можно было встреть с моими студентами: я шла на лекцию, а она шла с ними сдавать зачет. Мы делали друг другу ручкой, и она продолжала двигаться в другом направлении... Ей сейчас 8 лет, и ее передавали с рук в руки, очень разные люди. Сейчас она пошла в школу, а бабушка на пенсию, поэтому бабушка ею занимается." (Бизнесмен, около 40 лет)

Абсолютное большинство женщин, которые занимались политической или общественной деятельностью, указывали, что занятия с детьми, быт остается сферой ответственности женщины, независимо от статуса и личностных ориентации.

"Хозяйство легко на мои плечи. Я должна сказать, что раньше мне муж помогал: он брал на себя покупки в магазинах, помогал убирать квартиру. Ну, я могла обратиться к нему со всякими просьбами и не получить никакого отказа. А потом мне пришлось смириться с той ситуацией, что большая часть домашней работы падает на мои плечи. Он докторскую написал без докторского отпуска: в этот момент он отошел в сторону от хозяйства, от всяких дел. И очень трудно его вернуть к прежнему стилю нашей жизни, когда он мне активно помогал. Ему понравилось... Он так воспитан, что, когда его спрашивают, умеет ли он гладить брюки, он отвечает: а зачем? У меня есть жена." (Преподаватель вуза, около 50 лет)

"Хозяйство было на мне. Я считала, что для мужчины вопросы карьеры важнее, для меня они были второстепенными. Я человек не честолюбивый

диссертацию не защитила, хотя написано их было штук двенадцать. Родилась моя первая дочь, просто времени не было на оформление, хотелось двигаться вперед. А муж - вечно со своей работы в десять прибежит, что-то схватит, убежит... Помню случай, как анекдот. Когда среди ночи с диким криком он вскакивает. Что такое? "Уже первое декабря!" Я говорю: ну и что? "До конца года осталось 30 дней, а у меня еще три отчета! Вот такая жизнь..." (Профессиональный политик, около 60 лет)

Тендерные идеи и самовосприятие.

Существует противоречие между представлениями респонденток о женском предназначении вообще и их представлениями о самих себе. Активную женщину они обычно считают девиацией.

"Предназначение женщины - это безусловно дом. Но есть некоторые женщины, может быть это отклонение, - хвост не туда отклонился в свое время - которые, как мужчины, то есть без работы они не могут." (Предприниматель, около 40 лет)

"Я не согласна с принципом равенства. Не должно быть никакого равенства, глава дома - это мужчина." (Профессиональный политик, около 40 лет)

Итак, они считают, что в идеале женщина отличается от мужчины, у нее другое предназначение, другая судьба. Однако рассказчицы единогласно отмечают, что сами они не соответствуют идеалу женственности, отчасти из-за ситуации, отчасти из-за особенностей своего характера. Себя они считают исключением, говорят, что они не могут ограничить себя рамками семьи, что домашние дела однообразны, что они чувствуют потребность в саморазвитии, самореализации в публичной сфере.

"Я родила дочку, просидела с ней полгода, но в халате я долго не могу, вышла на работу. Вся моя жизнь связана с работой, когда у меня нет работы, у меня даже проблемы - болею в субботу, воскресенье, а в рабочее время я никогда не болею. Иногда мне и хочется все бросить, но я знаю, что я начну плохо себя чувствовать и испытывать комплекс неполноценности, мне нечего будет дать ни дочке, ни мужу." (Бизнесмен, около 40 лет)

О себе они говорят, что обладают мужскими чертами характера, такими, как способность принимать решения, уверенность в себе , решительность, Смелость. Большинство из них удовлетворены своей работой и жизнью, многие - уровнем материального достатка.

Женщина-политик глазами женщины-политика.

Каковы, по оценке наших респондентов, специфические качества женщины-политика? Если ли у женщины свой стиль в политике, свои сферы компетентности, равна ли она мужчине или имеет маргинальную роль?

Женщина-политик представляет собой довольно противоречивый конструкт. По мнению наших респонденток, желательная роль женщины вязана с ориентацией на семью и домашнее хозяйство. Однако, на практике эта роль невыполнима. Женщины играют относительно активную роль в общественной жизни в России и даже имеют в ней некоторые преимущества. Посмотрим, с чем связаны эти преимущества в формулировках рассказчиц.

(1) "Женская привлекательность".

"Я достаточно привлекательная женщина, представительная. Я этим очень много пользовалась... Мужчину можно купить и женским началом, это даже выигрышная ситуация. Но чтобы доводить до абсурда - переспать - нет! Я никогда не позволяла мужику в себя влюбляться... На работе меня нет как женщины... Для деловой женщины очень важна одежда, умение преподнести себя - это и макияж, и обувь. Женщина должна преподнести себя мужчине, должна убить его своей внешностью, но построить разговор так, чтобы он сказал: да, это может быть интересно." (Директор государственного предприятия, около 50 лет)

(2) "Особенности женской роли". Еще один тип преимуществ объясняется особенностью женской роли, и ее продолжением в политике.

"Женщина в политике - это иной механизм влияния... Женщина -хранительница очага, она идет в политику для создания очага. Не для того, чтобы звать на демонстрации, а чтобы по-домашнему строить." (Администратор, около 50 лет)

"Если бы женщины пришли в политику... У них есть чисто женское чувство охраны семьи, охраны очага... Мужчина строит дом, а порядок в нем наводит женщина. Женщина будет охранять дом, она быстрее расправится с преступностью. Женщина принесет отсутствие конфронтации, стабильность, сбалансированность. Все равно все мужики несут деньги - куда? Женщине. 90 процентов женщин распоряжается деньгами." (профессиональный политик, около 35 лет)

(3) "Особенности женской психологии". Женщина более моральна, более ответственна, внимательна, больше ориентируется на компромисс, чем на конфликт; обладает большим чувством юмора, меньше думает о карьере, чем мужчина; более чувствительна, менее склонна к интригам, лучше работает.

"Если уж женщины взялись за политику, то действительно это жизнь заставила. А потом я все-таки считаю, что женщина - человек мобильный, ответственный в тобой ситуации. И несмотря на то, что она идет на компромиссы, но она меньше идет на сделки, какие-то махинации, вот в этом я убеждена. Понимаете, она все-таки из себя что-то представляет, более чистое, нормальное. Хотя я не огульно всех мужчин под вторую категорию подвожу." (Профессиональный политик, около 40 лет)

"У нас в районном совете 120 депутатов, из них 10 женщин и 110 мужчин, Из 10 женщин 5 работали на износ, и из 110 мужчин - тоже пятеро. Вот вам эффект. Активность у женщин выше, коли уж они попали." (Профессиональный политик, около 60 лет)

Барьеры политической деятельности

Существуют ли препятствия для политической деятельности женщин? Что думают по этому поводу женщины, которые имеют опыт (хотя бы минимальный) такой деятельности?

Они считают, что распространено негативное отношение к женскому политическому участию:

"Восприятие наших людей таково; женщина в политике - это неприлично"; "в женщин почему-то не верят".

Ряд качеств, приобретенных женщинами в процессе социализации, мешают им в политическом участии, Среди них наши респондентки называли "нерешительность", "закомплексованность", "неуверенность в себе", "отсутствие достаточного опыта". По утверждению одной из респонденток, "стереотипы мешают женщине, не каждая женщина может бороться", "мало кто может сделать первый шаг, многим мешают стереотипы женской скромности". Ситуация у многих женщин такова, что "женщине в политике сложно. Если заниматься политикой, очень сложно совместить: дом, семья, обеды". "Женщине некогда заниматься политикой, если у нее семья".

Женщины часто остаются только на вторых ролях:

"На меня всегда сваливают всю техническую работу". "В партии я всегда выступаю на вторых и третьих ролях".

Существует и проблема дискриминации. Как сказала одна из наших респонденток:

"Дискриминация женщин есть, была и будет. Всегда". "Мужики просто норовят запихать локтями, у них какая-то мужская солидарность очень развита." "Дискриминация есть. Еще не было ни одного, извините, не сочтите за хвастовство, мужчины-начальника, который был бы умнее меня. Но его ставили начальником, потому что он мужчина".

Имеет место и проблема сексуального домогательства, хотя для российского контекста артикуляция данной проблемы не характерна.

"Женщин в политических кругах очень мало. У нас традиционная привычка: женщина - никто, она только мешает. Мужчины рациональны, они должны сопоставить, обладает ли человек способностями. Но как только возникает женщина, возникает и вторая тема: а как бы сделать так, чтобы еще и попользоваться. Как только говоришь: нет, господа, эта тема ; не пройдет, сразу возникает тормоз".

Вместо заключения. "Женщина должна сказать: мужчины остановитесь!"

Что же нужно сделать для того, чтобы изменить ситуацию, по мнению наших респонденток? Они предлагают несколько вариантов.

Во-первых, надо "дать женщине возможность выбора: работать или не работать", "создать ей возможность заниматься семьей: если женщина больше отдаст своему мужу, то соответственно и мужчина будет больше работать".

Во-вторых, женщина должна иметь возможность выйти за пределы семьи. В тех случаях, когда она занимается политикой, она должна "быть настойчивой, решительной", "иметь твердую жизненную позицию" и даже "быть чуточку лучше мужчины".

"Я забываю, что я женщина, когда я веду деловые переговоры. Работаем на равных. Единственное, что надо четко помнить, есть стереотип мышления: если это женщина, то она или чего-то не знает, или не понимает, или, там, слабый пол. Чтобы сломать такой стереотип нужно, чтобы на переговорах женщина в своих вопросах знала больше, чем тот, который сидит напротив. Вот тогда он будет с тобой разговаривать на равных." (Профессиональный политик, около 40 лет)

Некоторые рассказчицы считают, что в нынешней ситуации политика становится предназначением женщины.

"Нам, женщинам, надо брать все в свои руки, надо просыпаться, проявлять большую активность и действовать разумно, влиять на мужчин. Мужчины занялись политикой, развалили страну, забыли о женщинах, детях, семьях, они запутались... Женщина должна сказать: мужчины, остановитесь..." (Бизнесмен, около 50 лет)

Литература

Константинова В. 1992. Женщины и проблемы политического лидерства. В сб. Хоткина 3. (ред.) Женщина и социальная политика. М.

Кочкина Е. 1992. Демократия без женщин - не демократия // Вы и Мы. N 6.

Осадчая Г. 1991. Политическое поведение женщин // Социологические исследования. 1991. N 12.

Первый съезд народных депутатов СССР. 1989. Стенографический отчет. T.I. Издание Верховного совета СССР. М.

Carnaghan Е. & Bahry D. 1990. Political Attitudes and the Gender Gap in the USSR. In: Comparative Politics. V.22, N.4.

Browning G. 1985. Soviet Politics - Where are the Women? In: Holland B.(Ed.) Soviet Sisterhood. Bloomington. Indiana.

Duka A, et al. 1995. The Protest Cycle of Perestroika. The Case of Leningrad. Round Table on Russia Sociology // International Sociology. V. 10, N.I, pp.83-99.

Lapidus G.W. 1978. Women in Soviet Society. Equality, Development, and Social Change. Berkeley: University of California Press.

Moses J. 1978. Women in Political Roles. In: Atkinson D. et al. eds. Women in Russia. The Harvest Press.

Voronina 0. 1994. Soviet Women and Politics: On the Brink of Change. In: Nelson В., et al. eds. Women and Politics Worldwide. New Haven: Yale University Press. Pp.722-736.

 

Елена Здравомыслова

Коллективная биография современных российских феминисток

Статья написана на основе исследовательского проекта, посвященного жизненным историям современных российских феминисток. Исследование проводилось при поддержке Фонда МАК Артуров.

Введение о методе

Данная статья представляет собой опыт реконструкции коллективной биографии современных российских феминисток на основе проведенных с ними биографических интервью. В результате интервью были собраны рассказы о жизни (или авторские истории жизни), которые и стали предметом социологической реконструкции. История жизни представляется мне адекватным методом изучения участия в общественных движениях и коллективных действиях вообще. На мой взгляд, этот метод позволяет исследователю изучить не только мотивацию участия в движении, но и выделить те социализационные факторы, которые способствовали формированию идентичности российских феминисток. Биографический метод является новым для изучения общественных движений в России. Цель исследования заключалась в том, чтобы выявить некоторые типичные черты жизненных историй первого посткоммунистического поколения российских феминисток, которые помогли бы объяснить формирование коллективной идентичности. Иными словами, перед исследователем встали следующие вопросы: как "нормальная" российская советская женщина приходит к феминизму? Каков механизм формирования новой феминисткой идентичности и рекрутирования в движение?

Методом исследования является биографическое интервью, выполненное в форме беседы. Проведение биографических интервью предполагает руководство повествованием со стороны исследователя (Porta della 1992:69). В данном случае эта процедура заключалась в следующем. Каждой из респонденток была изложена цель проекта - изучение биографий современных феминисток. Затем была сформулирована задача ("Расскажите, пожалуйста, о себе") и определено общее время беседы (не меньше полутора часов). В ответ излагалась и записывалась автобиография, т.е. авторское повествование о собственной жизни (нарратив). В процессе рассказа интервьюер-исследователь задавала уточняющие вопросы, связанные с разными этапами первичной и вторичной социализации и ресоциализации. По завершении повествования (первичного рассказа) интервьюер обращалась к тем периодам жизненного цикла и тем обстоятельствам образа жизни, которые рассказчица упустила.

В рамках проекта было проведено к настоящему времени 18 биографических интервью в 1995-1996 гг. Исследование не закончено.

Исследование участия в общественных движениях, в частности, в феминистском, имеет специфические сложности. В нарративах феминисток неизбежно присутствует идеологическая и пропагандистская направленность:

рефлексии о собственной жизни - неотъемлемая часть феминистской методологии и техники роста сознания (Московский Центр

Гендерных исследований 1995). Тренинги, групповые дискуссии, проводимые в настоящее время в России, зачастую под руководством феминистки ориентированных психоаналитиков и психологов, типичны для этих групп. Поэтому основная сложность исследования заключалась в том, чтобы уменьшить, насколько возможно, элемент сконструированности биографии, идеологизированности рассказа участницы движения. Попытки нивелировать идеологизированность первичного повествования о жизни включали участие интевьюера-исследователя в диалоге, формирование обстановки доверия и понимания, обращение к фактуре жизненных сюжетов, к нарративам о конкретных событиях, т.е. практически все процедуры, способствующие избеганию предлагаемых респондентками интерпретаций. Впрочем, автор исследования вполне осознает как тщетность и невозможность такого избегания, так и присутствие всех тех ограничений, свойственные биографическому методу, на которые с особенным усердием указывают его критики (Батыгин, Девятко 1994).

При реконструкции историй жизни российских феминисток я, прежде всего, обращала внимания на следующие темы, последовательность которых стала имплицитной схемой интервью:

(1)Первичная социализация: социальное происхождение, семейный контекст, образ жизни в родительской семье.

(2)Вторичная социализация: школьный опыт, группы сверстников в подростковом возрасте, формы детской и юношеской активности, студенческий опыт.

(3)Вторичная социализация: социальная среда, особый круг общения.

(4)Вторичная социализация: типичные женские практики, включающие сексуальный опыт, замужество, репродуктивное поведение, воспитание детей...

(5)Политическая социализация и ресоциализация в период перестройки.

(6)Собственно феминистская социализация или ресоциализация, начиная с первого осознания фактов дискриминации по признаку пола до участия в коллективных феминистских действиях.

Историческая справка о современном феминистском движении в России

Феминистские группы в России возникли сравнительно недавно. Большинство из них появилось на завершающей фазе цикла массовой протестной мобилизации периода перестройки, а именно в конце 1989-начале 1990-х годов (Duka, Kornev, Voronkov, Zdravomyslova 1995). При том, что Москва безусловно является центром российского феминизма сегодня, существуют также небольшие феминистские группы в Санкт-Петербурге, Твери, Набережных Челнах, Мирном, Петрозаводске и других культурных и промышленных центрах России. Все эти группы составляют сеть, так или иначе связанную с западным движением. В 1990 г. в г. Дубне под Москвой произошел первый Форум женских инициатив; в 1992 году - прошел второй Форум. Женские инициативы выпускают журналы и информационные листки, которые распространяются по сети в общефедеральном масштабе. Тем не менее, движение является замкнутым и самодостаточным. Для него характерна тактика интенсивной мобилизации, при которой рекрутирование ориентировано не на массовость, а на преданность целям-ценностям движения. Значительную роль играют финансовые ресурсы: для многих работа в феминистских инициативах является средством существования, что, впрочем, ни в коем случае не предполагает отсутствия идеологических мотивов и мотивов солидарности. Финансовая заинтересованность вполне уживается с приверженностью феминистским идеалам (иногда в местной интерпретации).

О самоназвании и названии (самоидентификация и идентификация)

Термин "феминизм" стал использоваться для самоидентификации участницами одного из направлений женского движения в России лишь в 1990 - 1991 годах. До сих пор это все еще довольно "темный" термин в российском дискурсе, имеющий негативные коннотации. Одна из респонденток утверждает:

"Российские женщины, объединяющиеся в профессиональные организации, не знают, что такое феминизм. Когда их спрашивают, феминистки они или нет, они отвечают: "Конечно, нет, ни в коем случае". Они отвечают таким образом, потому что считают, что феминизм - это какое-то ругательство." (М.В.)

Другая рассказчица отмечает отсутствие релевантного языка для описания феминистских установок и опытов:

"Одна из самых больших проблем феминизма... как части борьбы за права человека в России - это отсутствие русских (вербальных) эквивалентов... На русском языке "феминизм", как мне кажется, не существует. И вина в этом во многом, (.) тех, кто себя считает ведущими русскими феминистками, которые сознательно, мне кажется, не хотят этим заниматься. (.) Надо работать, напряженно работать, пытаться искать в языке. ...Возникает масса проблем, потому что явление должно быть описано, должно быть проработано... Слово феминизм, я считаю, должно быть реабилитировано у нас в искусстве, в журналистике, в культуре: оно не реабилитировано еще. Оно не имеет смысла, так же, как слово патриотизм." (О.А.)

Практически все респондентки отмечают сложность употребления термина феминизм и психологический дискомфорт, связанный с самоидентификацией. Ситуация вербального вакуума и интерпретативного диссонанса может быть описана фразой из анекдота: "место есть, а слова нет". Так, например, рассказчица повествует:

"Я думаю, что в принципе большинство российских женщин по жизни, по судьбе ...феминистки, ибо они вынуждены бороться за свои права и борются, и берут на себя всю возможную ответственность - они феминистки, в этом смысле, безусловно, я не могу от этого отличаться." (О.Б.)

Ей вторит, не сговариваясь, другая респондентка:

"Вся моя жизнь готовила меня для феминизма. Все российские женщины - феминистки, они просто либо не знают этого слова, либо боятся его использовать по отношению к самим себе." (Т.В.)

В данном исследовании я называю феминистками только тех женщин, которые (а) оказались достаточно храбрыми и убежденными, чтобы идентифицировать себя таким образом, и (б) участвовали в феминистских коллективных акциях. Несмотря на то, что это женщины из разных городов и разных профессиональных групп, в историях их жизни есть много общего и можно попытаться реконструировать их коллективную, хотя и многовариативную, биографию. Исследование подтвердило основное предположение: для российских феминисток типична не только тендерная социализация, общая для всех советских женщин, принадлежащих к образованному классу (тип социализации "работающая мать"), но и некоторые черты, которые делают их особой группой, сензитивной к феминисткой идеологии. Рассмотрим шаг за шагом этапы этой коллективной биографии для того, чтобы проиллюстрировать основной тезис данной статьи.

Самой молодой из респонденток летом 1995 года было 28 лет, самой старшей - 48 лет. Средний возраст составляет 36,3 года - эти женщины в настоящее время находятся в активной фазе жизненного цикла.

Социализация российской феминистки

Родительская семья.

Социальная группа. Все феминистки, которых я интервьюировала, относятся к слою советской интеллигенции. Они выходцы из материально благополучных семей. Это представительницы так называемого советского образованного класса (Голофаст 1992). Среди их родителей по профессии мы встречаем офицеров, университетских профессоров, учителей, инженеров, врачей, журналистов, партийных работников и пр. В большинстве семей оба родителя работающие, что вполне типично для России, где, как известно, в советское время работало 90% женщин (Условия труда... 1992). В нескольких случаях отцы были офицерами, матери - домохозяйками, хотя при этом и имели высшее образование. По словам одной из респонденток - это "такая типичная интеллигентная семья средней руки".

Для этих семей характерна выраженная ориентация родителей на профессиональную и общественную деятельность, анти-потребительская ориентация в приватной сфере (сфере быта), значительная независимость детей, начиная с самого раннего возраста, обусловленная занятостью родителей.

Далее...