главная страница
поиск       помощь
Ажгихина Н.

«Железная леди» или Баба Яга? «Женская тема» в современной российской прессе

Библиографическое описание

Женские образы в отечественной журналистике занимали и занимают особое место. Не будет преувеличением сказать, что именно эти образы и стереотипы во многом определяли в прессе «лицо эпохи», а также идеологический вектор, эпохе созвучный. Заинтересовавшись «коллективным портретом» периода тридцатых годов, мы с коллегами проштудировали подшивки журнала «Огонек». Удивлению нашему не было предела: вместо обилия погромных статей о политических процессах (которых, кстати, вообще в журнале практически не было — только немногочисленные официальные сообщения, очень сухие и краткие) на страницах издания мы обнаружили невероятное количество очерков о советских женщинах, а также фотографий. Вообще подавляющее количество иллюстраций — более 70 процентов — составляли женские портреты, в интерьере трудовой деятельности или «парадные», в полный рост; улыбающиеся и переполненные энтузиазмом и счастьем лица ткачих и пианисток, сбросивших паранджу гордых жительниц Востока и северянок, пионерок, спортсменок, летчиц... Именно они — тщательно отретушированные и мастерски исполненные, поданные щедро — в полполосы или на целую «огоньковскую» полосу — и представили слепок и образ эпохи.

Практически на всех ступенях развития советского общества образы женщин использовались в журналистике как мощное пропагандистское средство — не только в силу их экспрессивности и действенности (сотни летчиков рвались в бой отомстить за Марину Раскову, а девочки мечтали «делать жизнь» с Ули Громовой или Зоей Космодемьянской), и даже не потому что активная жизненная позиция женщин, которым советская власть дала равноправие и возможность участия в общественной практике, как нельзя более выигрышно иллюстрировала неоспоримые преимущества социализма. Эти образы, отшлифованные прессой, давали идеологии неоценимый инструмент и способ влияния на самые потаенные уровни общественного сознания, подсказывая не только способ мысли, но и способ чувства, создавая новые поведенческие и эмоциональные модели. В этом смысле женские стереотипы были несомненной находкой и выполняли роль не просто красноречивой иллюстрации, но непосредственной — и важной — части советской идеологии.

Неудивительно, что в период «оттепели», когда возникла возможность некоторого, тщательно спрятанного в одежды «эзопова языка», плюрализма точек зрения в тех или иных конкретных сферах, дискуссия немедленно затронула и «женскую тему». Если, скажем, официозная печать по-прежнему пропагандировала многостаночниц и ударниц труда, то «левая альтернативная» периодика, ориентированная на западные ценности, немедленно взяла на вооружение образ «девушки, сошедшей с журнала мод», пассивной в общественном, но активной в личном, подчеркнуто зависимой от мужчины. А «право-альтернативные», новоявленные почвенники, противопоставили официальному традиционный образ русской крестьянки, также безразличной к общественной жизни, но живущей в согласии с природой. В годы застоя можно было даже не читать внимательно публикации о женщинах в том или ином издании — роли были распределены. Если «Правда» по-прежнему трактовала женщину как «работницу и мать» (формулировка Н. К. Крупской, которой партийная печать руководствовалась десятилетиями), то, скажем в «Литературной газете» или «Юности» скорее всего появлялись материалы о тех, кто решил посвятить себя мужчине или семейному очагу — и это однозначно воспринималось либеральной интеллигенцией как признак «демократического взгляда на мир». Неудивительно и то, что с началом перестройки, когда все старые идеологические каноны были разрушены, «альтернативный канон», пришедший из либеральной и самиздатской периодики, занял роль официального. Это было справедливо и по отношению к «женской теме». Если до перестройки магистральным был имидж бой-бабы, депутатки и коммунистки, то в конце 80-х центральное место в периодике занял образ женщины домашней. Идея «естественного предназначения женщины» прежде всего как жены и матери присутствовала во всех практически демократических изданиях — в том числе и с легкой руки М. Горбачева, неоднократно заявлявшего о том, что «нужно освободить женщин от непосильного труда и дать им возможность больше бывать дома». Горбачев хотел, конечно, как лучше — и имел в виду возможность выбора для женщин, которой они не имели в результате тотальной трудовой повинности. Но вышло так, что идеалом женщины в прессе стала именно домохозяйка, подруга мужчины-деятеля (позднее — «нового русского», характерна фраза из рекламы «женщина — Друг бизнесмена»), деловая же женщина была представлена в негативном плане — как неудачница в личной жизни, лишенная всего человеческого «деловуха» или просто монстр, вроде Бабы-Яги. К 1991-93 годам — периоду расцвета новой периодики — женские образы в подавляющем большинстве изданий сводились собственно к двум: домохозяйки и фотомодели, победительницы конкурса красоты, имеющей перспективу стать подругой бизнесмена и домохозяйкой же (апофеозом можно считать публикацию в некогда пуританской «Правде», которая назвала победительницу конкурса «Мисс Вселенная» Юлию Курочкину самой большой российской патриоткой).

Современная пресса, представленная многообразием самых разнородных изданий, и соответственно — оценок и подходов, позволяет предположить некоторое многообразие и в интерпретации женских образов — а стало быть, и интерпретации идеи предназначения женщины в обществе. Результаты недавнего исследования, проведенного Ассоциацией журналисток, обнаружили довольно любопытные тенденции. В поле зрения исследователей попали национальные, московские и региональные издания: газеты «Известия», «Сегодня», "Московский комсомолец», еженедельники «Аргументы и факты», «Я молодой», региональные периодические издания, а также журналы для женщин «Работница» и «Крестьянка».

Оказалось, что общая доля материалов на «женскую тему» во всех изданиях (кроме «Работницы» и «Крестьянки») невелика. В «Известиях» они составляют всего лишь 1 процент от всех публикаций. В «Известиях» публикуются статьи и интервью, преимущественно посвященные деятельницам культуры и искусства и практически не представлены женщины в качестве экспертов или комментаторов важных событий, а также участников политического процесса. Любимая героиня газеты — домохозяйка, жена представителя элиты российского бизнеса (при этом подчеркивается, что в отличие от новичков-предпринимателей, семьи элиты — крепкие, жена здесь как правило — выпускница престижного вуза, помощница и советчица).

В «Сегодня» количество материалов о женщинах также невелико — в общей площади газетных полос они занимают чуть более 1 процента. Однако качество и направленность их принципиально иные: публикации распределяются более или менее равномерно по разделам «культура», «общественная жизнь», «социальная жизнь». Большинство публикаций носит информационный характер, героем принципиального выступления женщины становятся довольно редко, мнение женщин в основном приводится как фон («Белла Куркова опасается дестабилизации в регионе», «солдатские матери требуют прекратить войну» и т.д.). Нет женщин на полосах экономики, нет женщин-экспертов по вопросам жизни государства. В то же время о женщинах довольно часто вспоминают на полосах, посвященных международной политике (прежде всего в связи с тем, что во многих странах женщины занимают ключевые позиции в государстве и находятся в центре внимания общественности и журналистов). В то же время никакой специфической «женской окраски» такие материалы не несут, и разговор о женском стиле в политике не возникал ни разу. В целом же героини газеты — люди с активной жизненной позицией, они постоянно в действии: Брижит Бардо борется за защиту животных, американские женщины — за свои права в мире мужчин, петербургские женщины-полицейские — за гуманизм. Общая гуманистическая направленность публикаций о женщине очевидна. Особого внимания заслуживает тема Чеченской войны — еще и потому, что большинство военных корреспондентов газеты — женщины: в частности, в «Сегодня» впервые было рассказано о мифологическом образе «снайпера в белых колготках», о женщинах в зоне военных действий. К сожалению, специальной темой это так и не стало, будучи включенным в общий обзор событий.

Газета «Московский комсомолец» дает чрезвычайно богатый материал для размышлений — непосредственно материалов о женщинах на ее страницах немного, зато многочисленны «лирические отступления» и замечания о женщинах. Наибольшее число публикаций о женщинах в МК — в разделе «социальная жизнь» и «разное», причем социальная жизнь представлена прежде всего информацией о преступлениях (эксперт газеты утверждает, что 80% преступлений совершается с участием женщин — не уточняя, правда, в каких случаях женщина является соучастницей, а в каких — жертвой). Политическая сфера затрагиваетженщин лишь косвенно — например, упоминанием о том, что Черномырдин «всем своим видом показал, что ему приятно видеть живую Светлану Сорокину», или сообщением о том, что Хакамада «пришла на презентацию с другом» (в разделе «светская хроника»). Женщины-предпринимательницы появляются эпизодически — не забыв при этом заметить, что бизнес для них что-то вроде хобби, а вообще они «вполне нормальные». Практические советы, адресованные женщинам (прежде всего в области медицины) публикуются на специализированных страницах «Прививка», «Ты и я», «Родительское собрание». Чеченская тема включает короткие информации о солдатских матерях и «белых колготках», которых газета не считает мифом, но описывает живо и с интересом (“красивая, круглолицая, сероглазая, с короткой стрижкой, в камуфляже”, — рассказ одного из солдат). Больше всего газета пишет об актрисах. Женщин-политиков практически нет среди героев принципиальных публикаций. Программное заявление на тему «Женщины и политика» принадлежит А. Аронову в статье о претендентках на президентское кресло (Галина Старовойтова и Элла Памфилова). «В президентской тоге, сшитой по моде парижским кутюрье, они выглядели бы очаровательно. Я бы в них влюбился сразу в обеих. Но голосовать бы не стал. Мы тут не в Индии. Женщину начальником не выберем». Это «лирическое отступление» в материале «Бог в деталях» принципиально отражает тенденции в освещении «женской темы» в издании в целом.

«Аргументы и факты» также не балуют женщин излишним вниманием — процент публикаций в общей массе примерно тот же. Характерно, что «АиФ» предпочитают героиню-маргиналку: проститутку, бомжиху, преступницу. Редко — звезду эстрады. Обычной трудящейся женщины на страницах еженедельника нет.

Другое дело — приложение к «АиФ»«Я молодой» — там девушек хоть отбавляй. Преимущественно полуодетых или вовсе обнаженных. Женщина в публикациях издания определенно трактуется как сексуальный объект, все остальные ее качества оцениваются как явно второстепенные.

Региональные издания (было проанализировано около 20 городских и районных газет, а также областных изданий центральной и южной России) также предоставляют в целом не более 1 процента площади «женской теме», причем в местной печати проблематика эта занимает менее значительное положение, чем в центральных газетах. Сказывается и тот фактор, что в целом районки сохраняют традиционный «советский» облик, и то, что по всей видимости в жизни регионов женщины пока еще не играют заметной роли. Женщина-предприниматель как героиня в газетах редка так же, как и женщина-политик. Больше всего материалов посвящено социальным темам, и спектр их широк — проституция, раннее материнство, многодетные семьи, женское здравоохранение. Подавляющее большинство таких публикаций выдержаны в традиционной манере рассказа о «женщинах-труженицах» советской поры в канун 8 марта. Попадаются материалы о моде и о взаимоотношениях между полами — они выполняют как правило развлекательную функцию. Материалов, рассчитанных на женскую часть аудитории, практически нет нигде.

Интересно наблюдать и трансформацию типично «женских изданий» типа журналов «Работница» и «Крестьянка». Отказавшись от старых форм, они быстро перестроились и в чем-то стали походить на отечественных двойников западных «дамских» изданий. Вместо восторженного очерка о скотнице теперь в «Крестьянке» можно прочесть об основах учения Блавацкой, узнать новый рецепт домашнего вина и научиться угождать мужу в момент запоя. В «Работнице» первой в рейтинге популярности тем стабильно расположилось «рукоделие», далее следуют «досуг», «культура», «семья», «кухня» и «литературная страница», «политика» завершает список из 20 пунктов. По объему лидируют публикации о литературе, затем следуют «культура», «досуг», «рукоделие», «семья», «оккультизм». Политика также замыкает перечень.

Остается добавить — подавляющее большинство материалов на «женскую тему» (в том числе и те, которые представляют женщину карикатурно или в качестве сексуального объекта, а также просто полной идиоткой) — написаны авторами-женщинами.

Все сказанное позволяет сделать два вывода. Первый сводится к тому, что современная российская печать не имеет в настоящий момент единодушного мнения о женщине, не предлагает какую бы то ни было единую концепцию ее предназначения в обществе, а стало быть, дает возможность для развития подлинного плюрализма в освоении и интерпретации данной проблемы. И второй — «женская тема» недостаточно представлена в периодике и не отражает реального положения дел. Женская аудитория (а женщины составляют 53% населения России) не востребована и не пользуется вниманием газет — 1% от всей газетной площади, посвященный женщинам, говорит сам за себя. Остается надеяться на то, что ситуация в будущем все-таки изменится в пользу женщин. Хотя для того, чтобы это произошло, «женская тема», скорее всего, должна выйти из «подполья» не только в журналистике, но и в масштабах общества в целом.

 

литературоведение культурология литература сми авторский указатель поиск поиск