главная страница
поиск       помощь
Щекина Г.

Женщины и СМИ: свобода или рабство?

Библиографическое описание

Свобода печати — явление позитивное, но чисто теоретически, а практически свободу эту можно использовать по-разному. Листая областные газеты "Красный Север", "Русский Север", хотелось бы понять, как именно распоряжаются свободным словом наши средства массовой информации. Их страницы — поистине летопись нашего времени, отражение горькой его правды: тут и низкий уровень жизни вологжан, и нищета большинства, и злоупотребления властей, и криминал, и предвыборные марафоны, и портреты современников, и стремление выявить какие-то закономерности, спрогнозировать разрешение проблем и даже событиям культуры уделить внимание. Но слишком часто стремление к правде, объективному изложению событий приводит к бесповоротному негативу. То есть к тому, что вроде бы будоражит, поддерживает интерес, но потом доводит нервы до такого состояния, что разрушает человека, и больше газету раскрывать не хочется.

Типичные для "Русского Севера" темы — деятельность банков, выборы, экономика, жизнь деревни, невыплата пенсий и зарплаты — имеют явную производственно-социальную направленность. Впрочем, "производственный железобетон" разбавлен рубриками "Татьянин день", "Нечистая сила", "Житейские истории". Здесь находится место и для того чтобы душу излить, и для того чтобы поразмышлять над тем, каковы мы сегодня. Судя по публикациям — явно недалеки, суеверны, перед житейскими испытаниями бессильны.

В "Красном Севере" в 1998 году прозвучал призыв к вологжанам — создать условия, при которых нравственность могла бы формироваться наряду с гордостью за отечество. Ни того, ни другого нет, и появиться неоткуда. Такой призыв в полностью зависимой от администрации газете — парадокс.

Общие черты "Русского Севера" и "Красного Севера": очень много негатива!

Криминальные страницы — это просто какая-то тяжелая артиллерия, практически все материалы — на потребу низкого вкуса, большое количество материалов об экономике и руководителях-мужчинах, очень мало — о женщинах; очень много о деньгах с разных точек зрения, это не только бесполезная, но и безнравственная тема, ориентирующая на добывание, на наживу, очень много алкогольных "исследований"; далее в обеих газетах следуют темы страшного детства, брошенных, голодных, обманутых; затем — нечистая сила, страшилки, барабашки, вампиры и прочая дурь; религиозная тема могла бы сыграть позитивную роль, о чем свидетельствуют публикации "Красного Севера", но явственны крайности — от чертей до молитвы.

Настоящая женская рубрика есть в "Русском Севере", она и несет нравственную нагрузку всего издания. В "Красном Севере" такой рубрики нет, попытки показать адекватно женщину есть, но все они беллетризованы до предела, то есть несерьезны.

Никто из журналистов не рассматривает, не анализирует портретную галерею женских образов вологодского художника Олега Бороздина. А ведь это лучшие женщины нашего города, это летопись, которой нет аналогов... Вологодская печать насаждает следующее представление о женщине — если женщина не бизнес-леди, то она полное ничто. Охотно публикуются репортажи о бабочках, о притонах; какую газету ни раскрой — везде эти бабочки порхают, задрав ножки в шпильках. Попробуй с ней потягаться в соседней колонке... Кстати, о тех же бабочках — репортеры любят смаковать их расценки и разборки между ними. А когда доходит до настоящего дела, все трусливо молчат. В микрорайоне VII3 расцвел типичный притон, то бишь "досуг", и ни одна газета об этом не написала — как бросались несчастные соседи притона в милицию, к депутату Шохину, как им никто не помог, а угрозы в их адрес более чем прозрачны.

Свобода в вологодских СМИ понимается весьма своеобразно!

Да, меня не хотят печатать вологодские газеты, с которыми я пыталась сотрудничать лет десять. И потому, что женщина, и потому, что член "не того" союза. Зато поливать грязью — пожалуйста (например, публикации 1996 года В. Тревогина "За графоманами идут конокрады" ("Профсоюзная газета"), А. А. Цыганова "Самозванцы" ("Русский Север"). По времени эти статьи совпадают с появлением не просто Щекиной, а Щекиной как члена Союза российских писателей. После появления моей заметки о Ярославском совещании под заголовком "Провернули великое дело" начались нападки. Пыталась отвечать статьей в "Русском Севере" — бесполезно. И когда пыталась защититься сама, и когда пытались защитить меня (писатель В. Новоселов откликнулся на "Самозванцев", но и его не опубликовали), и когда я пыталась защитить других. Более того, люди, которым я помогала в свое время, в момент травли просыпались и добавляли масла в огонь. Например, литературный критик Виктор Бараков, недавно защитивший докторскую диссертацию по литературе, которому я помогала делать книжку про Юрия Кузнецова. Когда я ему помогала — это было правильно, а когда другим — он выступил против. Целый ряд молодых поэтов объявлен прокаженными, потому что они ходят на лито к Щекиной. За одно это на них ставится клеймо "не годен". Так было с Я. Авербухом, Н. Сучковой, П. Файзовым. "России нужны поэты" — это велеречивое название статьи Р. Балакшина прикрывает презрение к череповецкому поэту А. Широглазову. И снова я бросилась писать речь в защиту — и снова отказ опубликовать. Когда проходили важные литературные события: семинары, совещания, я старалась всем об этом сообщить, и на лито вот так же сказала, чтоб несли рукописи на Ленина, 2, в Союз писателей России. Но как только авторы приходили, им живо объясняли, что Щекина губит таланты и советовали побольше читать Пушкина.

В 1998 году я хотела опубликовать в "Русском Севере" информацию о выставке Н. Рериха. Тут уж вопрос никак не связан ни со Щекиной, ни с ее графоманией. Вологда — такое странное место, где нельзя упоминать Рериха, нельзя упоминать центр "Чайка". Считается вызовом обществу. Считается — там место сбора всяких сект. Я пошла, посмотрела — никаких сект нет. Когда там выставляли компьютерные копии Рериха ко дню его рождения, уже работала богатая эзотерическая библиотека, продавалось много книг духовного направления. Там я столько узнала о Рерихах, что меня ошеломило это. Понесла давать информацию в "Русский Север", попросила помочь В. Аринина, это известный автор-беллетрист, написавший "Вологодские тайны Пушкина". А зам. редактора Петр Мухин раскричался — мол, все это не пойдет, потому что он не позволит секты культивировать. Я говорю — а при чем тут картины? Выгнали. Владимир Иванович Аринин, смутился ужасно, культурный человек, а тут такое. Я ушла, чтобы его не подводить.

И в той и в другой газете есть литературные страницы ("Глагол" и "Слово"), но ни в одной не печатают Щекину и компанию. Когда я попросила одного из сотрудников "Красного Севера" дать информацию о заседании членов Союза российских писателей, тот получил выговор от зам. редактора Торопова: "Союз у нас только один — Союз писателей России!" А сколько было унижений после майского 1999 года съезда СРП в Москве!

Я тогда кратко обобщила увиденное и услышанное в пресс-релизе № 60. Есть у нас такая форма работы, с целью быстро выпустить в народ информацию, в том числе это может быть и новый материал к обсуждению. Стала с ним бегать по средствам массовой информации — ничего не вышло. Газеты отказывались писать об этом. В "Русском Севере" литературная страница "Слово" готовится членом СПР А. Цыгановым. Аналогично в "Вологодских новостях": боятся, кабы чего не вышло. Недели две уговаривала журналиста А. Ильичева дать новость про съезд в "Московский комсомолец" или в "Премьер". Но в эти газеты литература не допущена, туда требуются в основном скандалы. О съезде ничего, зато о проститутках — на всю полосу (в "МК"). Журналистка Елена Юшкова дважды бралась за тему съезда и оба раза ее вежливо увольняли. Такая дремучая ситуация заставит журналиста лишний раз подумать — а не нагорит ли мне за этот новый союз? Зато Е. Юшкова дала материал о съезде и молодой поэтессе Н. Сучковой в череповецкую газету "Голос Череповца" и отправила некоторые материалы о нас в "Общую газету". Однажды писала обо мне в "Красном Севере" и С. Дамирова, увы, и ей плохо аукнулось.

В Вологде существует целый ряд скандальных газет — "Клубничка", "Земляничка", "Хронометр", "Славянин", "Курьер в Череповце"... Но даже и "Курьер" не дал заметки про съезд. "Вологодские новости" тоже не дали. Там вообще Щекина под запретом. Недавно напечатали заметку, в которой председателем Союза российских писателей назван Е. Евтушенко. Я возмутилась, отнесла официальное письмо с просьбой дать поправку. Куда там, выбросили в корзину. Теперь вообще только под фамилией "Сизова" прохожу, да и то публикации величиной со спичечный коробок.

Видите ли, у нас свобода только для массажных кабинетов и досуговых центров. Найти по рекламной газете картошку или дешевый сахар-песок — проблемно, а зато "вся твоя + 20 мин. бесплатно = + пиво бесплатно" на каждой странице плакатным шрифтом. Я спрашивала мэра города Якуничева на депутатской встрече — до каких это пор будет? Он скромно промолчал, записочку в нагрудный карман.

Смешной случай был на встрече с "госпожой министершей" В. Матвиенко. Мы с корреспонденткой Трансмита рвались на нее, как шпионки. И никто не пускал. Говорят — строго по приглашениям. Начальство одно. Рядами шли дорогие пиджаки. В том числе председатель СПР Р. Балакшин под руку с епископом Максимилианом. И все расступаются в поклоне. А что там какая-то Щекина? Прорвались все-таки в зал. На трибуне Матвиенко с губернатором Позгалевым. Речи идут — заслушаешься. Просто ходоки у Ленина, ария заморского гостя. Мы посылаем записку губернатору — а почему вы один писательский союз финансируете, а другой нет? Губернатор тоже очень скромный. Записочку нашу в карман, молча.

Есть в "Красном Севере" журналистка, которая приватизировала тему культуры, и никто не смей ступать на ее территорию — Н. Серова. Она любит скромно повторять, что пишет серо и скучно. Однако ее и только ее и печатают. Печатают, чтобы не рассердить: "Она наш крест". Крест же этот несут не администраторы, а читатели в первую очередь. Сколько госпожа загубила ценных идей, сколько молодых талантов не прозвучало по ее милости! А зачем, если Серова награждена лично губернатором и никто пикнуть не смеет.

Местное тедевидение ТВ-7 иногда снисходит до событий культурной жизни. Есть там интересный ТВ-клуб "7 континент", где показывают и обсуждают новое российское кино. Но ведущая и режиссер Е. Кузьминова тоже бедная, она то и дело ищет деньги на свою программу, разве это нормально? У нее не должно быть этих проблем, она творческий человек. Была у Кузьминовой программа "Литературное знакомство", где она брала интервью у малоизвестных литераторов. Здорово было, смешно, зажигательно... Вскоре после интервью с Щекиной эту программу прикрыли.

Областное радио в Вологде — исключение, областное радио как раз дает слово всем. Более того, если у меня "горит мероприятие" вроде литературного вечера или бардовского слета, областное радио не берет с меня денег за рекламу. Ведущие программ Е. Волкова, Т. Кашина, О. Кузнецова, М. Маевская мне всячески помогают.

Маевская даже организовала "Женскую лигу", чтобы бороться за нравственность, помогать обездоленным. У нее была акция — "Ах, какая женщина", чтобы собрать денег на Дом ребенка — собрала! Дом ребенка потом год на эти деньги жил. Но это дело все-таки нервное. Насчет нравственности тоже была акция "Женской лиги" — хотели запретить журнал "Cool" — не вышло, его везде продают. Рынок. Лига встала на защиту центра семейных консультаций, когда его объявили рассадником разврата и хотели закрыть. В "Красном Севере" была дискуссия на эту тему, центр не закрыли, хотя обливали грязью долго. Маевская молодец, она на радио создала свою портретную галерею, но ее не интересуют творческие проблемы, скажем, женщин-литераторов, — ей ближе социальные задачи. Маевская много сделала для феминистского журнала "Преображение". Несколько передач было, с обсуждениями. Она распространяла журнал, была мысль даже пригласить кого-то из редакции на встречу в областную библиотеку, но из редакции на это ничего не ответили, а жаль, было около шести человек, готовых на серьезный разговор. Вопрос уперся в деньги.

Была в Вологде такая газета озорная — "Насон-город". В ней публиковались не только скандалы, но и хлесткие интервью, рейды в народ, байки, аналитические статьи, сериал "Призрак феминизма бродит по Вологде". Там меня постоянно печатали, к сожалению, газета прекратила свое существование. Пыталась я и сама быть издателем — издавала газету "Свеча". Вопрос уперся в деньги.

Итак, СМИ много. Но разве это свобода? Конечно, нет.

 

литературоведение культурология литература сми авторский указатель поиск поиск